© 2017 г. А. В. Тихонова
«БонИфИКАДИонИАя»
модЕль кредитования: что принес аграриям 2017 год?1
Тихонова Анна Витальевна - канд. экон. наук, доцент кафедры статистики и эконометрики РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, старший преподаватель Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
(E-mail: AVTihonova@fa.ru)
В течение последнего десятилетия государство особое внимание уделяет развитию национального агропромышленного комплекса, и в первую очередь, его центральному звену - сельскому хозяйству. Начало этого процесса связывается с введением в действие Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который впоследствии перерос в Государственную программу поддержки сельского хозяйства (2008-12гг.)2, а в настоящее время действует в рамках второй Государственной программы (2013-20гг.)3. Был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»4, в котором содержится концептуальное описание инструментов системы государственной финансовой поддержки (бюджетные субсидии, налоговые льготы, льготное кредитование, льготное страхование). Следует отметить, что результаты действия программ позволили сдвинуть с мертвой точки отечественный АПК, вместе с тем, проблем в практике осуществления государственной поддержки как методологического, так и империче-ского характера еще много. Государство в лице Министерства сельского хозяйства принимает меры по совершенствованию системы государственной поддержки, с этой целью в 2017 году кардинально изменены правила предоставления бюджетных субсидий и льготного кредитования. В рамках настоящего исследования проведен критический анализ новой системы льготного кредитования и оценены первые итоги ее применения.
1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2017 года.
2 О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы:[постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 (ред. от 23.04.2012)]. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 30.06.2017).
3 О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы:[постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 № 717 (ред. от 29.07.2017)]. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 17.08.2017).
4 О развитии сельского хозяйства:[федер. закон от 22 декабря 2006 г. № 264-ФЗ]. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 15.08.2017).
Система агрокредитования России до 1 января 2017
До недавнего времени в России активно функционировала система льготного кредитования, которую можно было представить в форме «субсидируемой» модели, где обязательным элементом кредита является докапитализация банковского сектора государством, а также наличие другого инструмента государственной финансовой поддержки АПК - бюджетных субсидий (рисунок 1).
2. Предоставление кредита на условиях банка под банковский процент 3. После фактического получения кредита и выплаты процентов, возмещение части процентов
Банк Государство
Товаропроизводитель
*-
1. Ежегодная докапитализация банка
Источник: составлено автором Рис. 1 Субсидируемая модель агрокредитования в 2001-16 гг.
В соответствии с банковским законодательством5, любая кредитная организация имеет право на предоставление заемных средств только при соблюдении ряда нормативов, главными из которых являются нормативы достаточности капитала. Для целей понимания принципов функционирования аграрной кредитной системы достаточно освятить лишь общее содержание и назначение таких нормативов.
Сумма привлеченных средств коммерческих банков во много раз превышает сумму собственных средств. С другой стороны, сумма вкладов определяет и объемы выдаваемых кредитов, так как является их главным источником. Таким образом, от оптимального соотношения обязательств банка (привлеченных вкладов) и его собственных ресурсов зависит возможность отвечать по собственным долгам, а, следовательно, и степень защищенности вкладчиков. Именно поэтому Центральным банком Российской Федерации и утверждаются нормативы достаточности капитала. При значительном ухудшении ситуации в кредитном портфеле банка требуется и увеличение достаточности капитала, с этой целью финансовое руководство страны в лице Правительства или ЦБ РФ могут предоставить денежные ресурсы банку, которые будут учитываться в составе дополнительного капитала, данное действие и называется «докапитализацией» банка.
В агропромышленном комплексе основным кредитором является АО «Россельхозбанк», в условиях необходимости обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей значительными объемами денежных ресурсов, как на краткосрочные цели, так и для осуществления инвестиционных вложений долгосрочного характера, увеличение кредитного портфеля -это первоочередная задача, а потому докапитализация АО «Россельхозбанк» - единственный источник ее реализации.
По данным Министерства сельского хозяйства России, доля банка на рынке сельскохозяйственного кредитования в 2015 году достигла 60 % (в 2014 году этот показатель составлял 44 %). В 2016 году удельный вес АО «Россельхозбанк» в общем объеме кредитования агропромышленного комплекса составил 66,6 %, в том числе краткосрочного кредитования - 66 %, инвестиционного кредитования - 68,3 %.
5 Федеральный закон № 451-ФЗ от 29.12.2014 «О внесении изменений в статью11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 15.08.2017).
В связи с этим 29 марта 2016 года между Минсельхозом России, Росимуществом и АО «Россельхозбанк» был заключен трехсторонний договор передачи акций в собственность Российской Федерации на сумму 8 млрд руб. По сравнению с объемами бюджетных ассигнований, предусмотренных на докапитализацию АО «Россельхозбанк» в 2015 году, объемы бюджетных ассигнований уменьшены на 2 млрд руб.
Далее рассмотрим вторую часть механизма льготного аграрного кредитования - собственно предоставление кредита. Для получения стимула сельскохозяйственная организация (в соответствии с нормами, действующими до 01.01.2017) вынуждена была первоначально взять этот кредит на стандартных банковских условиях, выполнить обязательства по уплате суммы кредита и начисленных процентов за счет собственных средств. После чего, при обязательном предоставлении полного пакета документов и соблюдении условий, устанавливаемых на уровне регионов, государство компенсирует часть этих процентов аграрию.
Таким образом, в большинстве случаев по экономической сути льготное кредитование, как элемент государственной поддержки, отсутствовал, потому что стимулом в данном случае выступала субсидия, позволяющая компенсировать часть затрат организации (равно как расходы на приобретение семян, удобрений, комбикормов и т. п.). А выделение льготного кредитования как отдельного инструмента финансовой поддержки основывалось, по нашему мнению, лишь на проведении «докапитализации» банка.
В субсидируемой модели кредитования разорван имущественный интерес субъекта сельского хозяйства в едином сложном обязательстве: банк фактически не участвует в отношениях льготного кредитования, что потенциально позволяет ему включать собственные условия - рост процента, установление дополнительных комиссий, которые не учитываются государством в частичной компенсации ставки банковского процента6. С учетом компенсации реальный процент по кредиту заведомо превышал установленный максимальный порог в 5 % (таблица 1). Расчет реального процента проводился по данным 2015 года с учетом всех возможных комбинаций субсидирования кредитной ставки, предусмотренных законодательством7.
Таблица 1
Реальный процент по агрокредиту для юридических лиц (по данным Россельхозбанка - РСХБ), 2015 год
Предельное значение субсидируемого государством банковского процента (средняя ставка рефинансирования в 2015 году - 12,6 %) Средняя ставка, % Реальная ставка, %
из средств федерального бюджета из средств регионального бюджета суммарно от СТ ЦБ РФ Итого, %
80 % СТ ЦБ РФ 20 % СТ ЦБ РФ 100 % СТ ЦБ РФ 12,6 22 9,4
2/3 СТ ЦБ РФ 20 % СТ ЦБ РФ 86,7 % СТ ЦБ РФ 10,9 22 11,1
95 % СТ ЦБ РФ 20 % СТ ЦБ РФ 115 % СТ ЦБ РФ 14,49 22 7,51
100 % СТ ЦБ РФ 3 % х 15,6 22 6,4
5 % х 17,6 22 4,4
Источник: составлено автором.
6 Медведева Т.Н., Маковеев С.Н. Инвестиционный банкинг как средство регулирования продовольственного рынка // Российское предпринимательство. 2013. № 20 (242). С. 39-48.
7 Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах». [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 14.08.2017).
В качестве базовой ставки для сравнения использовалась средняя ставка процента по кредитам юридических лиц, выдаваемым Россельхозбанком, так как он является лидером на рынке агрокредитования. Необходимо принять во внимание, что собственником банка является Российская Федерация, поэтому в своей кредитной политике РСХБ вынужден придерживаться общих целей государственной аграрной политики. Но даже в этих условиях реальный процент по кредиту, например, в растениеводстве составлял около 11 %. Оптимальным можно назвать лишь процент кредитования предприятий, занимающихся мясным и молочным скотоводством, а также в отдельных случаях - организаций независимо от вида аграрной деятельности - по кредитам, предоставляемым на инвестиционные цели. В случаях же кредитования сельскохозяйственных организаций другими банками кредитный процент, как правило, еще выше (на 3-4 пункта минимум).
Однако кредитование скотоводства даже при наличии весьма небольшой процентной ставки весьма затруднено по причине его низкой «природной» рентабельности. Например, рентабельность производства крупнорогатого скота на мясо убыточна, что связано с длительным периодом оборачиваемости продукции и высокими затратами. Не случайно, среди 13 показателей мероприятия «Докапитализация АО «Россельхозбанк»Государственной программы в 2016 году выполнение такого, как «объем долгосрочных кредитов, выданных на развитие молочного и мясного скотоводства» самое низкое и составило лишь 45,5 %.
В дополнение к этому, исходный кредит (без учета льготы) на практике усугубляется дополнительными обременениями, в частности, связанными со страхованием. Для получения кредита сельскохозяйственным товаропроизводителем в качестве залога традиционно принимается имущество предприятия, а залоговое имущество должно быть застраховано8. В настоящее время около 90 % всех страховых сумм от сельскохозяйственного страхования приходится на залоговое страхование9.
Вместе с тем, отказ от кредитных ресурсов для сельскохозяйственных организаций в большинстве случаев равноценен банкротству, потому как специфика деятельности (сезонность, предшествие момента осуществления затрат получению выручки от реализации, низкая экономическая эффективность) выявляют объективную необходимость в получении заемных ресурсов10.
В качестве одного из недостатков следует отметить также отсутствие императивной правовой регламентации кредитного договора: банки по своему усмотрению и в своих коммерческих целях устанавливают формы договоров с учетом положений постановлений Правительства Российской Федерации, которые касаются только общих вопросов предоставления кредита.
В ряде случаев имеет место абсентеизм государства по исполнению своих обязательств по предоставлению субъекту сельского хозяйства субсидии после того, как тот исполнил свои обязанности (получил кредит, использовал его по целевому назначению и погасил). Связано это с трудностями по исполнению федерального бюджета Российской Федерации, а также существующей практикой софинансирования субсидий на кредиты регионального и федерального бюджета.
Таким образом, указанные выше недостатки не позволили решить основные проблемы АПК, эволюция кредитных институтов должна была послужить источником финансирования
8 Статья 343, Гражданский Кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017)] (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2017). [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 05.08.2017).
9 Шестакова М.В. Рынок сельскохозяйственного страхования в России и за рубежом // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. № 4. С. 27-30.
10 Пинская М.Р. Налоговые инструменты институционализации импортозамещения в сельском хозяйстве // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 5 (27). С. 72-79.
инновационного развития отрасли, в действительности же достичь этого удалось далеко не во всех сферах АПК. Объемы просроченной кредиторской задолженности в 2016 году составили 25,4 млрд руб., что на 3 % выше значения показателя в 2015 году.
Изменения в системе льготного кредитования с 1 января 2017 года
Проблемы «субсидируемой» модели кредитования, действовавшей в России целых 16 лет, привели к объективной необходимости ее модернизации. В связи с чем, с 1 января 2017 года начали действовать новые Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям11, существенно изменившие условия льготного кредитования (рисунок 2).
1. Подача заявки на получение кредита на льготных условиях 2. Проверка заемщика требованиям и включение в реестр потенциальных
заемщиков
Товаропроизводитель Банк Государство (Минсельхоз)
►
Ч
4. При положительном 3. Рассматривает документы и
решении банк выдает в течение 7 раб. дней
кредит под льготный % направляет уведомление о
включении или не включении заемщика в реестр заемщиков
Ежегодная докапитализация банка
Источник: составлено автором Рис. 2 «Бонификационная» модель кредитования аграриев с 01.01.2017
В действующей в настоящий момент модели кредитования банку отведено центральное место, кардинально изменился порядок выдачи льготного кредита, который стал основываться на принципе бонификации - государственного погашения банку разницы между договорной процентной ставкой и ставкой льготного кредита. Наиболее значимое преимущество новой системы - возможность получения заемных средств сельскохозяйственными товаропроизводителями сразу под льготный процент, который должен находиться в пределах от 1 до 5 %.
Такой порядок, с одной стороны, позволил увеличить оборачиваемость денежных средств у кредитозаемщиков за счет отсутствия необходимости в последующем возмещении субсидий, с другой стороны, повысил имущественный интерес банка, так как в его обязанности вменена компенсация расходов по снижению банковского процента в виде субсидий. Важно отметить, что в соответствии с новыми правилами, государство компенсирует банкам расходы в размере 100 % ключевой ставки Центрального банка России, таким образом, ставка кредита сельскому хозяйству на настоящий момент не может быть более 14 % годовых.
11 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1528 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»[Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. -Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 10.08.2017).
Постановлением также определены цели, на которые может быть получен льготный кредит (краткосрочный и инвестиционный), следует отметить высокую степень детализации и конкретизации указанных целей, что является несомненным преимуществом и позволяет расставить акценты государственной политики в сфере аграрных отношений.
С позиции управления процессом ведущая роль отведена государству в лице Министерства сельского хозяйства, которое:
• определяет цели получения льготных кредитов;
• принимает решение о включении потенциальных заемщиков в реестр заемщиков и их исключение из реестра;
• ежегодно формирует план кредитования, содержащий лимиты субсидий по приоритетным направлениям кредитования в разрезе субъектов Российской Федерации;
• не позднее 10 и 25 числа каждого месяца размещает на своем официальном сайте информацию о размере неиспользованных уполномоченными банками субсидий.
С одной стороны, наделение таким широким перечнем полномочий специализирующегося на аграрной сфере министерства является несомненным преимуществом, с другой - принятие решений о предоставлении льготного кредита может сопрягаться с субъективным фактором, так как оно осуществляется небольшой группой лиц.
Следует отметить, что далеко не каждое кредитно-финансовое учреждение может заниматься кредитованием сельского хозяйства. Решение о возможности участия банка в системе льготного кредитования принимает Министерство сельского хозяйства, а потому этот список весьма ограничен. По данным Национального доклада о ходе реализации Государственной программы поддержки сельского хозяйства, 88 % финансирования в сельском хозяйстве в 2016 году осуществляли 2 банка (Россельхозбанк и Сбербанк России). Это привело к высокой концентрации кредитов предприятиям сельского хозяйства в кредитном портфеле отдельных кредитных организаций, что значительно снижает уровень конкуренции между банками, которые диктуют выгодные для себя условия аграриям. Вместе с тем, в 2017 году в качестве кредитных организаций, имеющих право на получение из федерального бюджета субсидий на возмещение недополученных ими доходов по выданным кредитам, Минсельхоз отобрал, помимо 10 уполномоченных банков, еще 15 позиций.
Более подробно остановимся на требованиях к заемщикам - сельскохозяйственным товаропроизводителям. Во-первых, он должен обладать статусом налогового резидента Российской Федерации. Во-вторых, как и раньше, лица, претендующие на получение кредита на льготных условиях, не должны иметь задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет. В-третьих, организация должна соответствовать требованиям ФЗ « О развитии сельского хозяйства», то есть доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, продукции ее переработки должна превышать 70 %. Установление данного критерия значительно сужает перечень потенциальных лиц, которые могут воспользоваться льготным кредитованием.
Кроме того, не все товаропроизводители, соответствующие критериям, могут рассчитывать на получение кредита на льготных условиях. Размер субсидий, выделяемых из федерального бюджета субъекту Российской Федерации, определяется Минсельхозом на основании имеющейся в регионе площади сельскохозяйственных угодий, поголовья животных и суммарной стоимости сельскохозяйственной продукции, произведенной в предыдущем календарном году. Субсидии банкам выделяются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации. При недостаточности бюджетных средств для выплаты субсидий банкам, они обязаны рассчитывать проценты по таким кредитам сельскохозяйственным организациям исходя из ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации. В данной ситуации введен в действие принцип «кто успел, тот и взял», и это является главным недостатком действующей системы кредитования. Не решена и проблема, связанная с дополнительным обременением кредита в виде обязательных страховых выплат.
Подводя первые итоги, отметим, что сама идея установления «Бонификационной модели» кредитования аграриев перспективна и имеет весьма ощутимые преимущества по сравнению с ранее действовавшей. Кредиты стали дешевле, значительно уменьшилась бюрократическая составляющая. Вместе с тем, уже на первых стадиях ее использования, четкой линией прорисовываются следующие недостатки - высокий процент отказов и бессистемность распределения средств12.
Например, на Дальнем Востоке Сбербанк из 45 кредитных заявок от представителей малого и микробизнеса АПК принял положительное решение только по 18. Последующее же одобрение Минсельхоза РФ получили лишь 10 сделок на сумму 121 млн рублей. Министр сельского хозяйства Ставропольского края Владимир Ситников сообщил, что общая потребность в кредитных ресурсах АПК края составляет 46 млрд рублей. Но, по данным краевого Минсельхоза, уполномоченные банки (Сбербанк, Россельхозбанк и ВТБ) направили в федеральное аграрное ведомство только 158 заявок по кредитам на сумму 14,5 млрд рублей, а положительное решение из них получили лишь 47 аграриев на общую сумму 1,8 млрд рублей, остальные до сих пор находятся на рассмотрении13. Потребность Тамбовской области в льготном кредитовании составляет почти 17 млрд рублей, и более 10 млрд нужны на весенние полевые работы. Но в итоге было одобрено льготных кредитов на 5,8 млрд рублей, что составляет лишь 34 % от потребности региона. Во многих случая отмечена задержка сроков принятия решений, что ставит производителей в неопределенность.
На настоящий момент кредиты получили в основном наиболее прибыльные сельскохозяйственные организации, чего нельзя сказать о производителях молока и мяса. Дело в том, что принятие решения о предоставлении кредита, де-факто основывается на банковских предпочтениях. Региональные отделения Минсельхоза лишены возможности участия в данном процессе, сам же Минсельхоз подчас проверяет только целевое назначение кредита.
С учетом вышеизложенного считаем необходимым ввести следующие направления совершенствования в систему льготного аграрного кредитования:
1. При определении сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на льготное кредитование, предлагается использовать критерий, определенный в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации»14 - долю выручки от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки в стоимостном выражении более 50 процентов от общего объема.
2. Необходимо предоставить право вынесения решения о включении/невключении потенциальных кредитозаемщиков в реестр региональным отделениям Министерства сельского хозяйства, владеющим более полной информацией о состоянии и деятельности сельскохозяйственных организаций. Это позволит сделать предоставление субсидий более обоснованным и системным.
3. Считаем обоснованным разделение совокупной суммы бюджетных ассигнований на предоставление субсидий сельскому хозяйству на 2 группы: для отраслей мясного и молочного животноводства и прочих отраслей. Такая система позволит повысить конкурентоспособность наименее рентабельных отраслей в вопросе получения кредита и сделает его более доступным. В случае же недостаточности лимита бюджетных обязательств выдача кредитов в указанных отраслях должна производиться исходя из У ключевой ставки, и это должно стать обязательным условием участия кредитной организации в программе субсидирования.
12 http://tass.ru/ekonomika/4122810
13 http://tass.ru/ekonomika/4122810
14 О сельскохозяйственной кооперации: [федер. закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ]. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base. consultant.ru (дата обращения: 06.08.2017).
4. В целях обеспечения малых форм хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами считаем актуальным развитие института сельской кредитной кооперации.
Сегодня становится очевидной эволюция системы национальной финансовой поддержки в целом, и льготного кредитования в частности. Государству удалось сделать значительный прорыв, который, по нашему мнению, заключается в наличии научной составляющей. Однако отдельные проблемы практической реализации нового механизма кредитования агропромышленного комплекса, поспешность его введения при фактическом отсутствии оценки результатов действия пилотного проекта, значительно снизили возможный положительный эффект.
2017 год еще не закончен, итоги проводимой государственной поддержки можно будет оценить с высокой степенью вероятности лишь по прошествии нескольких месяцев, однако уже сейчас очевидно, что государство и сельскохозяйственные товаропроизводители к внедрению «бонификационной» модели кредитования, обладающей значительным мультипликативным потенциалом, оказались не готовы. Вместе с тем, при устранении основных недостатков, выявленных в рамках настоящего исследования, льготные кредиты могут стать тем самым вечным двигателем агропромышленного комплекса, в поисках которого Россия находится уже более 10 лет.
Библиографический список
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017)] (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2017). [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base. consultant.ru (дата обращения: 05.08.2017).
2. О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: [федер. закон от 2 декабря 2014 г. № 451-ФЗ]. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 15.08.2017).
3. О развитии сельского хозяйства: [федер. закон от 22 декабря 2006 г. № 264-ФЗ]. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 15.08.2017).
4. О сельскохозяйственной кооперации: [федер. закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ]. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 06.08.2017).
5. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы:[постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 (ред. от 23.04.2012)]. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 30.06.2017).
6. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы:[постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 № 717 (ред. от 29.07.2017)]. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 17.08.2017).
7. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах: [постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 № 1460]. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. -Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 14.08.2017).
8. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах: [постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 № 1528]. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 10.08.2017).
9. Зинченко А.П., Кагирова М.В. Эффективность скотоводства в России в период реализации государственных программ развития сельского хозяйства // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2015. № 1. С. 108-124.
10. Медведева Т.Н., Маковеев С.Н. Инвестиционный банкинг как средство регулирования продовольственного рынка // Российское предпринимательство. 2013. № 20 (242). С. 39-48.
11. Набиев Т.Т. Направления и инструменты государственного регулирования аграрного сектора в развитых странах // Агропродовольственная политика России. 2014. № 10 (34). С. 23-28.
12. Пинская М.Р. Налоговые инструменты институционализации импортозамещения в сельском хозяйстве // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 5 (27). С. 72-79.
13. Современные проблемы статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды / А. П. Зинченко, В. М. Баутин, А. Д. Думнов [и др.]. - Москва: Издательство РГАУ-МСХА, 2016. - 197 с.
14. Старкова Н.О., Козырь Н.С. Оценка перспектив Краснодарского края в реализации программы импортозамещения продовольственной продукции // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 30 (405). С. 13-24.
15. Шестакова М.В. Рынок сельскохозяйственного страхования в России и за рубежом // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. № 4. С. 27-30.