Научная статья на тему 'БОЛЬШОЙ ТЕАТР КАК ФЕНОМЕН ОПЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА ХХI ВЕКА'

БОЛЬШОЙ ТЕАТР КАК ФЕНОМЕН ОПЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА ХХI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
195
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
БОЛЬШОЙ ТЕАТР КИТАЯ / ОПЕРНАЯ КУЛЬТУРА / ОПЕРНЫЙ ТЕАТР / ИНФРАСТРУКТУРА / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Го Чанлу

Стратегия противостояния кризису оперной культуры в Китае рубежа ХХ - ХХI вв. обусловлена практикой создания Больших театров - полифункциональных культурных центров. Гигантизм, космичность форм, развитая инфраструктура, оригинальность архитектурной концепции, исполнительский профессионализм, репертуарная политика вызывают заинтересованность всего мира. Несколько парадигм функционирования свидетельствует о результативности и перспективности развития анализируемого феномена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BOLSHOI THEATER AS A PHENOMENON OF CHINESE OPERA CULTURE IN THE LATE 20TH - EARLY21ST CENTURIES

The strategy of confronting the crisis of opera culture in China at the edge of the 20th - 21st centuries is due to the practice of creating the big theaters which are multifunctional cultural centers. Gigantism, cosmic form, developed infrastructure, originality of the architectural concept, performing professionalism, repertoire policy evoke the interest of the whole world. Several paradigms of functioning testify to the effectiveness and prospects of the development of the analyzed phenomenon.

Текст научной работы на тему «БОЛЬШОЙ ТЕАТР КАК ФЕНОМЕН ОПЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА ХХI ВЕКА»

https://doi.org/10.29013/EJA-20-3-47-51

Guo Changlu,

post-graduate student of the Department of Theory and Music Historyy

Kharkiv State Academy of Culture, Kharkiv E-mail: 64S200681@qq.com

THE BOLSHOI THEATER AS A PHENOMENON OF CHINESE OPERA CULTURE IN THE LATE 20th - EARLY21ST CENTURIES

Abstract. The strategy of confronting the crisis of opera culture in China at the edge of the 20th - 21st centuries is due to the practice of creating the big theaters which are multifunctional cultural centers. Gigantism, cosmic form, developed infrastructure, originality of the architectural concept, performing professionalism, repertoire policy evoke the interest of the whole world. Several paradigms of functioning testify to the effectiveness and prospects of the development of the analyzed phenomenon.

Keywords: the Bolshoi Theater of China, opera culture, opera house, infrastructure, multifunctional cultural center.

Го Чанлу,

аспирант кафедры теории и истори музыки Харьковской государственной академии культуры, г. Харьков

E-mail: 64S200681@qq.com

БОЛЬШОЙ ТЕАТР КАК ФЕНОМЕН ОПЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА

Аннотация. Стратегия противостояния кризису оперной культуры в Китае рубежа ХХ -XXI вв. обусловлена практикой создания Больших театров - полифункциональных культурных центров. Гигантизм, космичность форм, развитая инфраструктура, оригинальность архитектурной концепции, исполнительский профессионализм, репертуарная политика вызывают заинтересованность всего мира. Несколько парадигм функционирования свидетельствует о результативности и перспективности развития анализируемого феномена.

Ключевые слова: Большой театр Китая, оперная культура, оперный театр, инфраструктура, полифункциональный культурный центр

Стратегия противостояния кризису оперного искусства Китая в конце XX - начала XXI столетий обусловлена практикой создания Больших театров как масштабных полифункциональных культурных центров с высокоразвитой инфраструктурой, под сводами которых объединены

несколько театров (оперный, драматический, камерный, театр-студия, кинотеатр), концертный зал, музей, библиотека, конференц-залы, отель, банкетный зал, бары, комфортная парковка. Наслаждение высоким искусством в Больших театрах Китая не исключает развлекательного компонента,

привлекая внимание не только подлинных ценителей искусства и профессионалов, но и желающих приятно провести свободное время.

Первым Большим театром в Китае стал открытый в Шанхае в 1998 г. Открытие следующего Большого оперного театра в Китае состоялось в Ляонине в 2001 г. В 2004 г. был открыт Большой театр Пекинской оперы имени Мей Ланьфана, в 2007 г.- Национальный Большой театр в Пекине (Национальный театр исполнительских искусств или Большой оперный театр), в 2010 г.- Большой театр Циндао в Синьцзяне. Во втором десятилетии XXI века в подтверждение успешности данного культурного проекта строительство Больших театров в различных регионах страны умножилось. Возникли Большой театр в Уси и Большой театр провинции Шаньси (Тайюань), открытые в 2012 году; Большой театр в Харбине (2015); Большой театр провинции Шэньси (в Сиане), Большой театр Цзянсу в Нанкине, Большой театр города Чанша провинции Хуань (открыты в 2017 г.); Большой театр в Сычуань и Большой театр в Иу (Yiwu Grand Theatre), октрытие которых состоялось 2019 г. Оправдав свое предназначение, Большие театры в Китае стали распространенным явлением культурной жизни страны.

Трактовка Большого театра на Западе и в Китае различны с исторической, географической и функциональной точек зрения. Западный Большой театр, впервые появившись в Италии (Бре-шия, 1664), затем - во Франции (Бордо, 1780), позднее - в Санкт-Петербурге (1783), Москве (1825), Варшаве (1833), Женеве (1879), предназначен, преимущественно, для оперно-балет-ных постановок, являя собой воплощение лучших творческих сил страны. Следует отметить исторический «разрыв» между появлением западных и китайских Больших театров: в Европе рождение наиболее значимых из них связано с XVII - XIX ст., в Китае - с концом XX века. В европейских странах Большой театр представляет собой высшее проявление оперно-балетного искусства той

или иной страны; Большой театр в Поднебесной, соответствуя высочайшим требованиям профессионализма, стал достопримечательностью ее разных округов и провинций. Если исторически в европейских Больших театрах, как правило, наличествовала одна сцена (один зал), то в Больших театрах Китая имеется несколько залов различного предназначения, что позволяет единовременно проводить оперные и балетные постановки, камерные и симфонические концерты, драматические спектакли, акробатические представления, выставки произведений изобразительного искусства, музейные экспозиции. В китайской культуре Большой театр связан с преимущественной ролью оперного искусства, что, в частности, отражается в его названии (второе наименование Национального Большого театра в Пекине -Большой национальный оперный театр). Опера как наиболее синтетический из всех видов искусства обретает значение того общего «истока», из которого «вырастают» прочие театральные структуры Больших театров Китая.

Отличительными чертами Больших театров Китая являются: продуманность инфраструктуры, наличие новейших акустических разработок, прекрасной технической оснащенности сцены, площадь которой может достигать 1700 м.2 (в Lyric Theatre Большого театра в Шанхае) или 1800 м.2 (в Большом театре в Чанши), что обусловливает возможность достижения невероятной зрелищности в оформлении спектаклей.

Репертуар Больших театрах Китая разнообразен. Его составляют классическая европейская, пекинская, новейшая китайская национальная опера, оперетта, мюзикл. Множество премьер-ных спектаклей осуществляется в течение концертного сезона в Больших театрах. Так, в трех залах Большого театра Шанхая (на главной, средней и малой сценах) в течение 20 лет было представлено более 6000 музыкальных спектаклей.

Большой театр как феномен оперной культуры Китая рубежа XX - XXI столетий отличает

уникальность художественной идеи постмодернистской «символической архитектуры», его превращение в поражающий воображение шедевр новейшего искусства, воплощение «архитектурной метафоры картины мира» [5, с. 9]. Оригинальные конструкторские идеи, основанные на постмодернистской символике, придают зданиям Больших театров Китая фантастическую зрелищность. Оригинальность архитектурной концепции - важнейшее условие привлекательности Больших театров Китая для ценителей искусства.

Большой театр Ляонин в городе Шеньян при взгляде с высоты птичьего полета напоминает нефритового дракона - знаковый образ в истории края: скелет дракона, извлеченный из земных недр, стал символом провинции. В театре имеются большой многоцелевой (полифункциональный), малый залы, кинозал; в инфраструктуру Большого театра Ляонин входят ресторан, бар, У1Р-зал, отель, три больших и малых конференц-зала, подземная парковка. Высокий уровень технической оснащенности позволяет создавать новейшие аудиовизуальные эффекты во время оперных постановок. На сценах театра идут оперы, оперетты, мюзиклы, балеты, исполняются произведения симфонической и камерной музыки.

Большой театр пекинской оперы имени Мэй Ланьфана входит в состав Китайского государственного театра пекинской оперы (открыт в 1955 году). Ярусная конструкция Большого театра имени Мей Ланьфана делает его похожим на гигантский корабль, словно бы плывущий по «морю» национальной культуры. Если внешний облик Большого театра отражает новейшие возможности архитектуты, то его зал спроектирован в китайских традициях. Деятельность творческого коллектива Большого театра имени Мей Ланьфана не ограничивается постановками пекинской оперы; его репертуар дополняют драматические спектакли и балеты, основанные на китайских легендах. В музее театра размещены куклы в сценических костюмах и гриме персонажей пекинской

оперы. В находящейся рядом фотостудии изготовляются фотографии посетителей в костюмах героев пекинской оперы.

Одним из современных чудес света именуют Большой театр Пекина. Футуристический дизайн, незамерзающее искусственное озеро, окружающее грандиозную постройку, придают облику театра некую инопланетность. Внешний вид Национального Центра Исполнительских искусств порождает ассоциации с «овальным приплюснутым шаром» [1], «космическим яйцом», снесенным «огромной курицей-роботом» [4], каплей воды (если смотреть на здание сверху), летающей тарелкой, приземлившейся на водную гладь искусственного озера. В архитектуре Национального театра наблюдается «онтологическая трансформация мирового яйца» [5, с. 18], словно бы вводящая современного человека в предрекаемое будущее. Наличие трех залов (оперного, концертного, драматического), библиотеки, выставочных и конференц-залов свидетельствует о полифункциональной природе театра.

На берегу Южного моря расположен Большой театр Циндао в Синьцзяне, инфраструктуру которого образуют большой зал (на 1600 мест), концертный зал (на 1200 мест), поли функциональный зал (на 400 мест), музей, гостиница и парковка. Театр предстает как метафора «пейзажей в окрестностях города, в том числе - массива Лаошан, вершины которого теряются в облаках» [2]. Связь с метафорой горы наблюдается и в интерьерах театра, что наблюдается в дизайне главного фойе, облицованного природным камнем. Впечатляет контраст «ледяного» экстерьера и горячих оттенков красного в оформлении большого зала. Помимо постановки опер, балетов, мюзиклов, сцены театра приспособлены также для акробатических представлений.

Большой театр провинции Шаньси (Тайюань) производит впечатление природной каменной глыбы, словно бы висящей между двух окружающих его гор. Холодные бело-серые оттенки во

внешней геометрической конструкции, словно бы источающей космический холод, контрастируют пылающему красному цвету большого зала: внутри ледяного цветка словно бы полыхает алое пламя. В трех залах Большого театра Шаньси, а также многоцелевом зале на террасах вокруг него осуществляется постановка оперных, балетных, драматических спектаклей, концертных программ.

Большой театр в Харбине, получивший звание «одного из лучших архитектурных сооружений в мире» за 2015 год, напоминает «клубок из фантастических текучих форм, сильных культурных традиций, элементов природного ландшафта и вечных человеческих амбиций» [7]. Внешнее оформление здания - этого «культурного спрута» [3] на берегу реки Сунгари, воссоздает атмосферу зимы, словно бы сливаясь с ландшафтом. В большом и малом музыкальных залах осуществляются постановки опер, балетов, мюзиклов, оперетт, драматических спектаклей.

Большой театр города Чанша (столицы провинции Хуань), наряду с Музеем современного искусства и Малым театром (а также магазинами, ресторанами, барами),- составные части работающего круглосуточно Международного центра культуры и искусства «Мейсиху» на берегу озера Мейси. Большой театр в Чанши -часть крупного комплекса, тогда как иные театра подобного рода в Китае представляют собой самостоятельную творческую единицу с развитой инфраструктурой, объединяя прочие элементы, входящие в его состав. Архитектура Центра основана на флористической символике, представляя собой подобие цветов гибискуса, одним из «лепестков» которого является Большой театр. Прекрасно технически оснащенный большой зал на 1800 мест театра предназначен для оперных, балетных, драматических представлений, вокальных и инструментальных концертов.

Большой театр Цзянсу в Нанкине внешне представляет собой гигантский четырехлистник, словно бы образованный из приблизившихся

друг к другу подводных растений или раковин. Плоские стеклянные крыши театра украшены выложенными в виде цветов лотоса прозрачными узорами. В большом и малом залах Театра проводятся оперные и балетные спектакли, драматические постановки, концерты.

Внешний облик Большого театра Ухань Цинтай содержит множество ассоциаций, сменяющихся в зависимости от избранной точки наблюдения. Левая часть фасада напоминает латинскую литеру «V», правая - восклицательный знак: буквенная символика способствует утверждению идеи торжества оперного искусства. Боковая часть здания театра порождает ассоциации с наклонно стоящими на условной книжной полке гигантскими оперными клавирами, воплощая идею трактовки оперы как источника вдохновения.

Большому театру в Сычуань присуща стилизация архитектурных элементов традиционного национального китайского театра в сочетании с чертами «европейского конструктивизма» [6, С. 184]. Полифункциональный комплекс включает в себя большой и малый театральные залы, вспомогательные помещения, паркинг. Синтез китайских и европейских черт в архитектуре театра обусловил органичность его репертуарной политики, основанной на постановке европейских и национальных опер.

Выводы. Архитектура символов, поражающий сознание гигантизм, завораживающая химеричность, биоморфность (зооморфность и/ или флористичность) конструкций, криволи-нейность форм, превращение природы в часть театральных декораций, космичность (инопла-нетность), воплощение традиций старо-китайской культуры, сопряжение конструктивизма с природным ландшафтом (природоинтегриру-ющая архитектура) свидетельствуют о сообщении Большим театрам в Китае функции «архитектурной метафоры картины мира» [5, С. 9]. Прекрасная акустика, совершенная техническая оснащенность, развитая инфраструктура, по-

лифункциональность предназначения - общие черты Больших театров Китая. Для структуры многих Больших театров Китая является расположение под сводом каждого из них нескольких театральных и концертного залов. Трактовка Большого театра в Чанша как структурной единицы более крупного культурного комплекса свидетельствует об уходе от ставшего общепри-

нятым стандарта. Разновидностью Большого театра является также специализированный театр имени Мей Ланьфана, предназначенный, прежде всего, для исполнения пекинской оперы. Большой театр в Китае рубежа ХХ - XXI вв. обрел несколько парадигм своего функционирования, что свидетельствует о результативности и перспективности его развития.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Список литературы:

Большой национальный театр в Пекине, Китай [Электронный ресурс]. URL: https://zelenyimir. ru/bolshoj-natsionalnyj-teatr-v-pekine/ (дата доступа 03.07.2020).

Горные пики и легкие облака. В Циндао открылся Большой театр по проекту бюро gmp. [Электронный ресурс]. URL: https://archi.ru/world/28620/gornye-piki-i-legkie-oblaka/ (дата доступа 03.07.2020).

Культурный спрут. [Электронный ресурс]. URL: https://archi.ru/world/66669/kulturnyi-sprut/ (дата доступа 03.07.2020).

Оперный театр Пекина: чудо современной архитектуры [Электронный ресурс]. URL: http://abcnews.com.ua/ru/education/chudo-kitaiskoi-arkhitiektury/ (дата доступа 03.07.2020). Терехова Г. Л. Философия архитектуры: учебное пособие.- Тамбов, Изд-во ТГТУ, 2007.- 104 с. Хао Цянь. Открытие нового театра в Китае: Большой театр в Сычуань как образец инноваций в современной архитектуре // Новые горизонты - 2019: сб. материалов Беларусско-Китайского молодежного инновационного форума.- Минск: БНТУ, 2019.- С. 183-185.

Харбинский большой театр получил звание одного из «лучших архитектурных сооружений в мире» [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0229/c31516-9022983-3. html/ (дата доступа 03.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.