Научная статья на тему '\большой разговор \ дегустация по-русски'

\большой разговор \ дегустация по-русски Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\большой разговор \ дегустация по-русски»

\большой разговор\

Дегустация

«Немного вина — лекарство, много — смертельный яд».

Авиценна

по-русски

ОАО АПФ «Фанагория», расположенное в Темрюкском районе Краснодарского края, — одно из крупнейших винодельческих предприятий России. На предприятии действует полный цикл виноделия — от высадки саженцев, переработки винограда и до системы дистрибуции вина. Мы беседуем с гендиректором компании Петром Романишиным.

\ большой разговор \

Не пьем, а лечимся

— Россия — страна пьющая. Смертность от употребления алкоголя составляет, по оценкам независимых экспертов, 500-700 тыс. человек ежегодно (включая заболевания сердца, печени, несчастные случаи). Где грань между весельем и пьянством, приводящим к трагедиям?

— Вино, по моему мнению, имеет ко всему этому наименьшее отношение. Умеренное употребление красного вина способствует укреплению сердечной мышцы и сосудов. Доказательством этого является

«Чем активнее и интереснее образ жизни человека, чем он более развит интеллектуально и духовно, тем меньше его потребность в уходе в алкоголь».-'

вся французская нация. у них потребление вина в стране на душу населения — одно из наиболее высоких в мире, а смертность от сердечно-сосудистых заболеваний — одна из самых низких. в вине уровень чистого алкоголя на порядок ниже, чем в крепких напитках, а удовольствие от его вкушения, содержание полезных веществ — на порядок выше.

Что касается грани, то пьянство — это патология, имеющая в своих корнях социальные и психологические мотивы. Чем активнее и интереснее образ жизни человека, чем он более развит интеллектуально и духовно, тем меньше его потребность в уходе в алкоголь, который лишь на время помогает забыть о проблемах.

— Сколько и чего, если не секрет, выпиваете вы сами в месяц? Как боретесь с пьянством сотрудников? Есть ли в компании «сухой закон»?

— На производстве, безусловно, «сухой закон» — это норма. с теми, кто его не соблюдает, расстаемся немедленно. во время корпоративных мероприятий мы позволяем себе алкоголь на столах, но все происходит

абсолютно в рамках здравого смысла и принятых норм поведения. Мои личные вкусы совпадают с профессиональными интересами. Мне в первую очередь интересны продукты «от лозы» — вино, шампанское, коньяк. Если речь идет о вине, то редко выпиваю больше бокала за ужином.

СЕННОВСКИй винзлвод — исторический предшественник сегодняшней «Фанаго-рии» — образован в 1957 году. В 1996 году создано ОАО АПФ «Фанагория». За пять лет (2006-2010) ОАО АПФ «Фанагория» инвестировало в производство более

1 млрд руб. Численность сотрудников — 1300 человек. Оборот в 2010 году — 2,34 млрд руб. Производство продукции в 2010 году — более 26 млн бутылок. Доля «Фанагории» по объему произведенного в России вина — около 5%.

— Скандинавские страны успешно борются с пьянством, повышая цены на алкоголь. В России же очень дешевое (по сравнению с мировыми расценками) спиртное. Почему?

— в последнее время принят ряд решений, поднявших минимальные цены на водку и коньяк. Алкогольные полки в целом подорожали. вообще, цена на спиртное — это тонкая грань между легальным и нелегальным рынком, интересами государства (в виде акцизов) и интересами производителей. Здесь не может быть простых решений. конечно, каждый производитель заинтересован продать свою продукцию как можно дороже,

но при повышении цены неизбежно теряется какая-то часть потребителей, для которой цена являлась главным фактором при покупке. Доходы населения в стране пока нельзя сравнить с доходами в развитых странах. Если значительно повысить цены на алкоголь, еще больше будут покупать нелегального спиртного. А в интересах страны — наоборот, покончить с нелегальным рынком алкоголя.

— Тем не менее государство у нас традиционно играло очень большую роль в отрасли. С одной стороны, развивало виноделие, с другой — долгое время была госмонополия на производство спиртных напитков. «Пьяные» деньги всегда составляли значительную часть госбюджета. Сегодня государство фактически отстранилось от присутствия в отрасли, бюджет получает минимум.

— в 2010 году в бюджет перечислено около 180 млрд руб. акцизных сборов (в том числе с крепких и слабоалкогольных напитков. — Ред .). каждый год происходит плановое повышение акцизов на алкогольную продукцию. так что эта цифра также будет расти. резкое повышение сборов приведет к уходу населения в нелегальный рынок. государство от этого потеряет еще больше.

— Каким, по вашему мнению, должно быть присутствие государства в отрасли?

— Если бы речь шла о любом другом рынке, я бы сказал, что роль государства должна быть минимальной и что рынок сам расставит все по своим местам. Но алкоголь, особенно в россии, это совсем другое дело. Здесь в силу исторических и некоторых современных социальных причин тяга населения к спиртному очень часто носит патологический характер. Поэтому я положительно отношусь к стремлению государства навести порядок на рынке алкоголя.

— Помогают ли власти в ведении бизнеса?

— На кубани власти уделяют виноградарству и виноделию большое внимание. Это выражается как в ряде мероприятий, направленных на поддержку отрасли, так и в личном внимании губернатора края Александра Николаевича ткачева, он знает толк в вине, душой болеет за кубанское виноделие. Что касается мероприятий,

то это и краевые субсидии для виноградарских предприятий, и организация участия краевых виноделов в специализированных выставках как в россии, так и за рубежом, и ряд других активностей, направленных на развитие отрасли.

Недавно у нас в крае был учрежден знак «вина кубани — гордость россии». «фанагория» стала первым предприятием, которое получило право использовать знак на своей продукции. Перед

Романишин Петр Евгеньевич

родился 31 июля 1968 года на украине, в г. Мукачево Закарпатской области. окончил львовский торгово-экономический институт, кубанский государственный технологический университет. в оАо АПф «фа-нагория» работает с 1995 года, с 2005 года — гендиректором. По исследованию ежегодного издания «вино. Massmarket», занимает 4 место в рейтинге самых влиятельных персон российского рынка вина.

фото игоря и ольги улько

\ большой разговор\

этим необходимо было пройти непростую процедуру проверки, начиная от культуры возделывания виноградников и заканчивая технологическими тонкостями производства.

«Кто на новенького?»

— Как вы оцениваете положение российских виноделов в мире?

— в целом российское виноделие отстало от мирового в силу исторической изолированности нашей страны на протяжении довольно продолжительного времени и некоторых других обстоятельств. Но сейчас оно наверстывает упущенное семимильными шагами, впитывает лучший мировой опыт. российские виноделы не боятся экспериментировать, очень часто — удачно. Почти все российские передовые винодельческие предприятия сотрудничают с так называемыми «летающими» энологами. Это профессионалы-виноделы, которые перемещаются по винным регионам мира, консультируют, оказывают всяческое содействие местным винодельческим предприятиям.

— но в России была собственная школа виноделия. например, в Крыму Александр III занимался строительством винодельческих заводов. Сегодня отечественные традиции виноделия полностью утрачены?

— В тот период, о котором вы упомянули, российское виноделие было частью мирового. В чем-то оно основывалось на подходах Старого Света, в чем-то, наоборот, обогащало его. Потом, в социалистический период жизни страны, наше виноделие несколько отдалилось от, например, французского. Но работа

«Если бы речь шла о любом другом рын-^ ке, я бы сказал, что роль государства должна быть минимальной и что рынок сам расставит все по своим местам. Но алкоголь, особенно в России, это — совсем другое дело».

все равно не останавливалась. вели работы по селекции новых сортов, их подвидов, развивали виноделие. в силу изолированности всего общества мы не всегда развивались в одном русле со странами классического виноделия. оценивать, было это хорошо или плохо, не нужно, это надо принимать как факт. сейчас, когда россия возвращается в мировую семью виноделов, нужно разумное сотрудничество. Это будет обогащать все стороны такого партнерства. вино — сложный и интересный продукт, и иногда на стыке разных школ и подходов можно получить очень неожиданные результаты.

— Чего, по-вашему, не хватает отечественным виноделам? Знаний, квалификации или грамотного позиционирования на рынке?

— Более грамотного потребления. виноделы готовы приспосабливаться к требованиям рынка, но вкусы россиян изменяются очень медленно. Потребление вина на душу населения в россии в три раза меньше, чем в советском союзе.

— Зато водки мы потребляем больше всех в мире — так, что специалисты говорят об угрозе для генофонда нации.

— тем не менее определенная положительная тенденция в потребительских предпочтениях в стране есть. раньше люди предпочитали в основном портвейн, сладкие вина. Потом пришел черед полусладких вин. с появлением российского среднего класса, на котором держится экономика всех развитых стран мира и для которого немаловажна эстетическая составляющая, к вину стали относиться не как к алкоголю, а как к некоему пищевому продукту, создающему определенный эмоциональный фон. люди, которые за бутылку вина готовы заплатить в два раза больше, чем за бутылку водки, при крепости в три раза меньшей, сознательно приобретают качественный продукт. россия — страна с европейскими культурными традициями, и культура винопития у нас, конечно же, существует, но ей предстоит еще активно развиваться.

— Что сегодня происходит на мировом рынке вина? Какое место на нем занимают российские вина?

— все по-разному, в некоторых странах перепроизводство и легкий кризис, в других, например в китае, наоборот — подъем потребления, связанный с ростом благосостояния и повышением уровня образования. Если говорить о тенденциях на мировом рынке относительно характеристик вина, то идет смещение интереса в сторону местных сортов, а также в сторону снижения

уровня алкоголя в вине.

На вопрос о месте российского виноделия в мире мы смотрим реалистично и понимаем, что традиции европейского виноделия существуют несоизмеримо дольше. в европе отрасль культивируется столетиями, в том числе законодательно. естественно, нас там никто не ждет. Но на каждом рынке всегда есть определенная доля потребителей, которые ищут для себя что-то новое. я не исключаю, что в первую очередь российские вина могут заинтересовать именно таких покупателей. А дальше все уже будет зависеть от качества продукции, которую попробует искушенный европеец. Если вино окажется

достойного качества и по соответствующей цене, почему бы ему не стать поклонником российских вин?

Живой продукт

— От чего зависит вкус вина?

— вино — это продукт местности. тамань (темрюкский район краснодарского края), где расположена «фана-гория», — прекрасный уголок россии. слияние двух морей — Черного и Азовского, большое количество солнечных дней в году, необходимое количество осадков, мягкий климат. все как будто специально создано для выращивания винограда. Наши виноградники находятся на одной широте с винными областями франции. Эти уникальные условия и формируют неповторимый фанаго-рийский терруар — сочетание почвенно-климатических условий, которые оказывают влияние на виноград, а за-

Наши виноградники находятся на одной широте с винными областями Франции.

ФОТОБАНК ЛОРИ

Церемония награждения победителей ежегодной премии в области искусства «Фанагория ART».

тем и на вино. Эти условия в каждой местности неповторимы. Они создают уникальный букет и вкус напитка.

— на «Фанагории» замкнутый цикл производства. Какие фазы он включает?

— В нашем случае замкнутый цикл начинается с того, что мы сами производим саженцы винограда. Высаживаем их в наши виноградники, выращиваем виноград, затем его перерабатываем, разливаем в бутылки. Завершается наш цикл собственной системой дистрибуции. В регионы России и федеральные сети вино отправляется непосредственно с завода. Термин «воспитание» вина отражает наше отношение к процессу. Мы обращаемся с нашим вином, как с ребенком, лелеем его.

— на предприятии есть свой керамический цех. Какую продукцию он выпускает?

— Цех работает уже много лет. В нем производят глиняные сосуды для нашей продукции — вин и бальзамов. Это

ФОТО ИГОРЯ и ольги улько

эксклюзивные позиции в нашем ассортименте. Вино в настоящей глиняной амфоре, запечатанной сургучом, — что может быть лучшим подарком? В цехе работает мастер-гончар, который на гончарном круге делает изделия ручной работы. Для более массовых позиций применяется формовочный метод. Цех делает не только тару, но и сувенирную продукцию. Так мы продолжаем традиции древних греков, которые были очень искусны в гончарном деле.

— Что представляет собой ассортимент предприятия?

— Сегодня ассортимент «Фанагории» состоит из тихих вин, шампанских и игристых вин, коньяков и бальзамов. Вообще уникальность «Фанагории» в том, что в одних руках сосредоточено производство трех продуктов «от лозы» — вина, шампанского и коньяка. У нас 2,5 тыс. га виноградников. Выращиваем как классические мировые сорта винограда, так и уникальные местные сорта, так называемые автохтонные. Выращиваем специальные «шампанские» и «коньячные» сорта винограда. Такое сосредоточение трех продуктов в одних руках и для европейских стран является большой редкостью, а для России — тем более.

— Какова доля рынка «Фанагории» в России?

— Доля «Фанагории» по объему произведенного в России вина составляет около 5%. В прошлом году было продано более 26 млн бутылок нашей продукции. По отношению к 2009 году прирост составил почти 10%. Согласно информации ежегодного экспертного издания «Вино. МаввтагкеЪ!, наше предприятие занимает 6 место в рейтинге российских производителей вина. Но если учесть, что в этом рейтинге нас опередили предприятия, которые значительную долю ассортимента разливают в «мягкую» упаковку, то можно сказать, что «Фанагория» является одним из лидеров рынка по объемам производства вина, разлитого в бутылку.

Наша продукция продается практически во всех регионах России. Больше всего потребляет наш родной Краснодарский край — около 25%. Остальное распределяется довольно равномерно по российским регионам. Опыт поставок за рубеж тоже имеется. Например, в 2010 году мы отправили партию вина «Алиготе. Номерной резерв» в Великобританию. До этого были поставки в другие страны — Японию, США, Израиль, которые отражали всплеск интереса к российским винам.

— Интерьеры «Фанагории» (цеха и офисные помещения) украшают картины кубанских художников. Расскажите, пожалуйста, о премии «Фанагория ARТ».

— И картины в цехах, и учреждение премии — это звенья одной цепи. Мы считаем виноделие искусством сродни живописи или поэзии. Картины в цехах создают уникальную атмосферу, настраивают на особый лад. А премия задумана для того, чтобы оказывать поддержку талантливым художникам. В 2010 году состоялся ее первый этап. С апреля по ноябрь мы принимали работы художников, проводили выставки работ участников, в декабре состоялось награждение победителей. В состав жюри вошли известные кубанские и российские художники. В 2011 году проект будет продолжен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.