Научная статья на тему 'Большой баклан Phalacrocorax carbo - новый гнездящийся вид Минусинской котловины'

Большой баклан Phalacrocorax carbo - новый гнездящийся вид Минусинской котловины Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
150
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Гельд Татьяна Александровна, Злотникова Тамара Викторовна, Пинясова Евгения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Большой баклан Phalacrocorax carbo - новый гнездящийся вид Минусинской котловины»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1813: 3966-3973

Большой баклан Phalacrocorax carbo - новый гнездящийся вид Минусинской котловины

Т.А.Гельд, Т.В.Злотникова, Е.В.Пинясова

Татьяна Александровна Гельд, Тамара Викторовна Злотникова, Евгения Викторовна Пинясова. Хакасский государственный университет имени Н.Ф.Катанова, Абакан, Россия

Второе издание. Первая публикация в 2015*

По данным Л.С.Степаняна (2003, с. 31-32), большой баклан Phalacrocorax carbo имеет обширный ареал и в среднесибирской части Евразии к северу распространён до 51-й параллели. Северная граница ареала непостоянна. Минусинская котловина располагается севернее 51-й параллели. В начале ХХ века в Саянах и в Минусинском крае большого баклана не встречали (Туров 1923, с. 13-16).

Во второй половине ХХ века появляются сведения о встречах большого баклана в Минусинской котловине и на сопредельных территориях. В частности, в низовьях реки Ус в 1979 и 1981 годах (Сыроечков-ский, Безбородов 1987), в урочище Трёхозёрки Минусинской котловины в 1991-1994 годах (Байкалов и др. 1997).

В 1992 году большие бакланы встречены на реке Абакан в окрестностях аула Нижний Сафьян (Усть-Абаканский район, Хакасия). В 1999 году небольшая стая бакланов отмечена на Енисее в 30 км от города Абакана вверх по реке. В августе 2009 года бакланы встречены в окрестностях деревни Монастырка (62 особи) и села Кирово (25 особей), стайки состояли в основном из молодых особей+.

С.М.Прокофьев в своей статье «Редкие позвоночные животные Ал-тае-Саянской горной страны» (2001) для территории Хакасии, в том числе для Минусинской котловины, отмечает большого баклана как редкий залётный, пролётный (заходящий) вид. Предполагалось внесение данного вида в Красную книгу Республики Хакасии, но из-за отсутствия информации о большом баклане он не был включён в региональную Красную книгу.

В первой декаде сентября 2010 года скопления больших бакланов отмечены на разливах Енисея в окрестностях посёлка Усть-Абакан. Во второй декаде августа 2011 года стая из 11 особей отмечена на озере Солёное (В.В.Непомнящий, устн. сообщ.). Обе территории расположены в пределах Минусинской котловины. Отмечались и другие встречи большого баклана (Гельд, Злотникова 2013, с. 64-66; Г.В.Девяткин,

* Гельд Т.А., Злотникова Т.В., Пинясова Е.В. 2015. Большой баклан Phalacrocorax carbo (Linnaeus, 1758) — новый гнездящийся вид Минусинской котловины // Экологический мониторинг и биоразнообразие 3: 62-67. t Птицы Средней Сибири: http://birds.sfu-kras.ru (дата обращения: 14.01.2014).

устн. сообщ.). Южнее, в частности, в тувинском и саянском каньонах Саяно-Шушенского водохранилища, Д.В.Стахеев (2001) в период исследований с 1991 по 2001 год отметил большого баклана как обычный и многочисленный вид.

Названные районы встреч большого баклана показаны на рисунке 1. Можно сделать заключение, что на протяжении ХХ века большой баклан расселяется по Средней Сибири в северном направлении. Рост численности вида и расширение его ареала отмечаются в последние годы в Приамурье и на сопредельных территориях (Пронкевич 2012), в Азово-Черноморском регионе (Кошелев, Пакуса 2002) и в других районах европейской части ареала.

Рис. 1. Места встреч большого баклана РЬа1асгосогах сагЬо в Средней Сибири (вторая половина ХХ века — настоящее время; пояснения в тексте).

Тем не менее, до 2013 года никаких сведений о гнездовании большого баклана в Минусинской котловине не было. Для котловины и территорий Средней Сибири, расположенных севернее Тувы: Республики Хакасия, Красноярского края, — он не входил в список гнездящихся птиц.

В 2013 году нами отмечена первая попытка гнездования больших бакланов в урочище Трёхозёрки Койбальской степи: найдено одно гнездо с полной кладкой и отмечен гнездовой паразитизм. В 2014 году на этой же территории найдено плотное поселение бакланов, состоящее из 15 гнёзд, из них 9 с кладками.

Баклан, как колониальный вид, для которого характерно расширение ареала и быстрое увеличение численности, может оказать существенное влияние на состояние популяций других околоводных видов. Ярко выраженное влияние этого вида на биоту заселяемых территорий

отмечено для Черноморского заповедника, озера Ханка и других мест. Большой баклан является облигатным ихтиофагом, одна особь съедает более 450 г рыбы в сутки. Поэтому большие колонии могут оказывать существенный пресс на численность рыб внутренних водоёмов, особенно рыборазводных прудов*. На всём пространстве ареала большой баклан населяет преимущественно скалистые облесённые или не облесённые побережья, острова морей и больших озёр, низовья крупных рек (Васильченко. Прокопьев 2005).

Рис. 2. Урочище Трёхозёрки — место гнездования большого баклана Phalacrocorax carbo

(показано красной точкой).

* Птицы России: http://www.egir.ru/bird/212.html (дата обращения: 14.01.2015). 3968 Рус. орнитол. журн. 2019. Том 28. Экспресс-выпуск № 1813

Установленные факты гнездования большого баклана на новой территории важны для выяснения динамики его ареала в Евразии, оценки видового разнообразия авифауны Минусинской котловины и прогноза состояния освоенной видом экосистемы.

Урочище Трёхозёрки (рис. 2) расположено в Койбальской степи, в центральной части Минусинской котловины, в 30 км от реки Енисей и в 20 км от реки Абакан. Это водно-болотное угодье искусственного происхождения, образовавшееся при создании Койбальской оросительной системы. Общая площадь около 500 га. Водоёмы урочища гипер-галинные: солёность воды в исследуемые нами периоды времени колебалась от 84 до 166%о, глубина составляет менее 1 м, основной компонент зоопланктона — артемии (Гельд, Злотникова 2013). Берега и дно водоёмов очень вязкие. Характер грунта грязево-илистый, со средней мощностью 50 см. Имеется ряд островов общей площадью около 2 га, которые и используются птицами для гнездования.

В непосредственной близости (1-2 км) находятся два пресных озера искусственного происхождения — Чёрное и Бугаёво. В озёрах многочислен серебряный карась Carassius auratus, что, вероятно, и послужило причиной формирования на островах урочища крупных колоний рыбоядных птиц — чайковых и серой цапли, которые гнездятся здесь уже более 25 лет. В 2013 году на островах гнездились монгольские чайки Larus argentatus mongolicus, черноголовые хохотуны Larus ichthyae-tus, серые цапли Ardea cinerea; в 2014 - L. a. mongolicus и A. cinerea.

Рис. 3. Кладка большого баклана Phalacrocorax carbo. Урочище Трёхозёрки. 26 мая 2013.

Рис. 4. Яйца большого баклана Phalacrocorax carbo в гнезде монгольской чайки Larus argentatus mongolicus. Урочище Трёхозёрки. Минусинская котловина. 26 мая 2013.

Как отмечено выше, первые сведения о встрече большого баклана в урочище Трёхозёрки опубликованы ещё в 1990-х годах (Байкалов и др. 1997). Нами в этом урочище в 2013 году отмечено 14 больших бакланов. Они держались на водоёме всё лето. При тщательном обследовании всех островов найдено лишь одно гнездо с полной кладкой из 5 яиц (рис. 3). Отмечены случаи гнездового паразитизма большого баклана: по 2 яйца этого вида найдено в гнёздах серой цапли (1 случай) и серебристой чайки (1 случай; рис. 4). Случаи факультативного межвидового гнездового паразитизма большого баклана по отношению к серебристой чайке описаны в литературе (Нумеров 2003, с. 497).

В 2014 году на этом же месте держалось уже 56 больших бакланов, было обнаружено 15 гнёзд, в 9 из которых были яйца.

Гнёзда располагались на окраине самого большого из островов, в смешанной колонии L. a. mongolicus и A. cinerea, в 5-7 м от уреза воды (рис. 2). Эта часть острова самая высокая, с плотным грунтом и, в отличие от других участков, здесь была сформирована растительность. Произрастали в основном эвригалинные виды растений и галофиты, преимущественно селитрянка Nitraria sibirica. Растения сильно угнетены. Гнёзда большого баклана, как и гнёзда серой цапли, были построены на кустах селитрянки на высоте до 0.5 м от земли (рис. 5).

Для постройки гнезда большие бакланы используют сухие побеги селитрянки, полыни и других растений. Выстилка в 44% случаев со-

стояла из крупных перьев самих бакланов и полиэтилена, который птицы собирают с прилегающих территорий; в 33% — только из перьев бакланов и в 22% случаев - из травы. Гнёзда располагались двумя скоплениями — 9 и 6 гнёзд. Расстояние между скоплениями 6.5 м.

Рис. 5. Гнёзда большого баклана Phalacrocorax carbo в колонии монгольской чайки Larus argentatus mongolicus и серой цапли Ardea cinerea. Урочище Трёхозёрки. Минусинская котловина. 24 мая 2014.

Минимальная дистанция между гнёздами в колониях бакланов определяется «дистанцией клевка» (peck-distance) (Кошелев. Пакуса 2002). В нашем случае она составила 60 см. Максимальное расстояние между гнёздами одного скопления составило 220 см.

Количество яиц в кладке большого баклана варьировало от 1 до 5. В большинстве гнёзд было 2 яйца. Скорлупа светло-голубого цвета, покрыта неравномерным и грубым белым известковым слоем. Яйца овально-удлинённой формы с несколько заострённым тупым концом (рис. 3, 4). Размеры яиц варьировали в следующих пределах: длина 56.9-70.1 мм, ширина 34.6-41.5 мм.

У баклана отмечены случаи внутривидового гнездового паразитизма. По сведениям А.И.Кошелева с соавторами (1990), в Приазовье при упрощённой пространственной структуре колонии (отсутствие ярусно-сти) смешанные кладки большого баклана включали до 14 яиц, в том числе встречались яйца других видов птиц: в 5 случаях отмечено по 12 яйцу чайки-хохотуньи Larus cachinnans.

Совместные поселения большого баклана с серебристыми чайками и серыми цаплями — широко распространённое явление (Черничко

2008, с. 118; Пронкевич 2012; Щербаков 2014). При этом основателем колонии может быть любой из видов. Агрессия со стороны чаек и разорение ими гнёзд бакланов может быть выражена в разной степени, что связано, по-видимому, с численностью птиц, плотностью расположения их гнёзд, степенью беспокойства со стороны человека и хищников.

Немаловажную роль при совместном гнездовании колониальных видов играют сроки репродуктивного цикла. В урочище Трёхозёрки в 2014 году первые бакланы отмечены 15 апреля. В оба года исследования откладка яиц у этого вида проходила в середине мая. У основателя колонии — монгольской чайки в 2013 году размножение началось раньше. В последней пентаде мая, когда у баклана проходило насиживание, в большей части гнёзд чаек были уже птенцы. В 2014 году оба вида в 20-х числах мая насиживали кладки. У второго многочисленного вида этой смешанной колонии — серой цапли — размножение разных пар асинхронно, и в эти же сроки наблюдали гнёзда с разной степенью насиженности яиц и птенцами разного возраста.

Прямых конфликтов между серой цаплей, монгольской чайкой и большим бакланом не наблюдали. В 2014 году отмечено, что при беспокойстве птиц в колонии первыми покидают гнёзда большие бакланы и серые цапли, последними — чайки. После того, как угроза миновала, первыми возвращаются в колонию чайки. В это время они разоряют гнёзда других особей своего же вида, а также цапель. Именно с хищничеством чаек мы связываем тот факт, что в оба года размножение большого баклана было безуспешным, яйца из гнёзд исчезли.

Наши наблюдения позволяют сделать ряд выводов. Во-первых, в настоящее время происходит освоение большим бакланом Минусинской котловины. Во-вторых, судя по увеличению численности птиц и величины кладки, условия для гнездования вида на островах урочища Трёхозёрки благоприятны. В-третьих, размножение большого баклана в урочище ограничивается видом-основателем колонии — монгольской серебристой чайкой.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ХГУ им. Н.Ф.Катанова № 1403-03.

Литератур а

Байкалов А.Н., Байкалова Т.Н., Коровицкий Е.М. 1997. Весенне-летняя орнитофауна урочища «Трёехозёрки» // Вестн. Хакас. ун-та. Сер. 4. «Биол. Медицина. Химия» 4: 23-26.

Васильченко А.А. Прокопьев В.Н. 2005. Большой баклан // Красная книга Республики

Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных. Улан-Удэ: 72-74. Гельд Т.А., Злотникова Т.В. 2013. К вопросу о современном состоянии авифауны урочища Трёхозёрки // Научные исследования в заповедниках и национальных парках Южной Сибири. Новосибирск, 3: 29-34. Гельд Т.А., Злотникова Т.В. 2013. Новые сведения о большом баклане в Хакасии // Экология Южной Сибири и сопредельных территорий. Абакан, 17, 1: 64-66.

Кошелев А.И., Попенко В.М., Пересадько Л.В. и др. 1990. Особенности колониального типа гнездования большого баклана в свете его экспансии на острова Молочного лимана в Приазовье // Современные проблемы колониальности у птиц. Симферополь; Мелитополь: 71-77.

Нумеров А.Д. 2003. Межвидовой и внутривидовой паразитизм у птиц. Воронеж: 1-517. Прокофьев С.М. 2001. Редкие позвоночные животные Алтае-Саянской горной страны //

Тр. заповедника «Хакасский» 1: 103-125. Пронкевич В.В. (2012) 2018. О новой крупной смешанной колонии большого баклана Phalacrocorax carbo и серой цапли Ardea cinerea в окрестностях Хабаровска // Рус. ор-нитол. журн. 27 (1630): 3077-3080. Стахеев Д.В. 2001. Материалы орнитологического мониторинга зоны Гидроэлектроком-плекса Саяно-Шушенской ГЭС // Экология Южной Сибири: материалы Южносибирской международ. науч. конф. студентов и молодых учёных. Красноярск, 1: 113.

Степанян Л.С. 2003. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территории (в границах СССР как исторической области). М.: 1-808. Сыроечковский Е.Е., Безбородов В.И. 1987. Новые сведения по орнитофауне Западного Саяна // Фауна и экология птиц и млекопитающих Средней Сибири. М.: 172-181. Туров С.С. 1923. К вопросу о Баргузинском соболином заповеднике // Изв. Вост.-Сиб.

отд. Рус. геогр. общ-ва 41, 2: 13-16. Черничко Р.Н. 2008. Современное состояние гнездовий большого баклана (Phalacrocorax

carbo) на водно-болотном угодье Молочный лиман // Бранта 11: 113-121. Щербаков Б.В. 2014. Размещение и численность большого баклана Phalacrocorax carbo на озере Зайсан и Бухтарминском водохранилище в 2014 году // Рус. орнитол. журн. 23 (1075): 3743-3748.

Кошелев А.И. Пакуса Р.В. 2002. Гнездовая биология большого баклана (Phalacrocorax carbo) и использование ооморфологических показателей для анализа наземных колоний (Северное Приазовье) // В^ник Запор1зького ун-ту 3: 113-119.

ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1813: 3973-3974

Лазоревка Parus caeruleus насиживает пустое гнездо

Т.Киттл

Перевод с английского. Первая публикация в 1978*

Заметка Алана Мэйла (Male 1977) о большой синице Parus major, сидящей в пустом гнезде, напомнила мне следующее. В 1975 году пара лазоревок Parus caeruleus гнездилась в полой ветви одиночного куста бузины Sambucus nigra в центре заросшей тростником долины в Кэм-бриджшире. Гнездо было недоступно для осмотра. Поэтому следующей зимой в кусте был установлен дощатый синичник. В начале мая 1976 года в нём было найдено одно яйцо, но гнезда не было. На протяжении

* Kittle T. 1978. Blue Tit sitting on empty nest // Brit. Birds 71, 12: 593. Перевод с англ.: А.В.Бардин. Рус. орнитол. журн. 2019. Том 28. Экспресс-выпуск № 1813

3973

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.