ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 606: 1909-1911
Большой баклан РКаХасгосогах сагЬо на озере Ханка: динамика численности и современная роль в орнитоценозе
Ю. Н. Глущенко, И. Н. Кальницкая
Второе издание. Первая публикация в 2009*
Колониальные околоводные и водоплавающие птицы, в состав которых входят цапли, чайки и бакланы, являются одной из важнейших групп птиц, определяющих глобальную значимость озера Ханка (Рам-сарская конвенция), а их роль и размещение учитывались при обосновании необходимости создания и проектировании Ханкайского государственного природного заповедника. В число птиц, слагающих рассматриваемый комплекс, входит целый ряд редких видов, внесённых в различные списки охраняемых. Во второй половине ХХ века большой баклан Phalacrocorax carbo также фигурировал в списке редких видов позвоночных животных Дальнего Востока России (Литви-ненко 1989). Однако впоследствии ситуация с ним кардинально изменилась, чему и посвящена настоящая публикация, материал для которой собирался авторами в течении более чем 30 лет.
В летний период большой баклан наблюдался на озере Ханка со второй половины XIX столетия (Пржевальский 1870), однако факт размножения был достоверно установлен лишь в 1969 году, когда в одной из колоний голенастых птиц, расположенной в устье реки Илистой, впервые были обнаружены его гнёзда (Поливанова, Глущенко 1977). В последующее десятилетие большой баклан гнездился лишь периодически, в годы с оптимальными условиями (высокий уровень стояния воды в озере Ханка) и в единственной колонии, расположенной в дельте реки Илистой, а его численность, по нашим данным, не превышала 40 гнездящихся пар. С начала 1990-х годов численность баклана неуклонно возрастала, и он стал гнездиться регулярно, образуя всё новые и новые колонии.
Самые крупные поселения бакланов сформировались в колониях цапель, размещённых на затопленных ивняках в устьях рек Илистая и Мельгуновка. Кроме того, на озере Лебединое существует моновидовое поселение, гнёзда в котором располагаются на деревьях прибрежного ленточного ивняка, а на песчаном острове, отделившемся от косы
* Глущенко Ю.Н., Кальницкая И.Н. 2009. Большой баклан (Phalacrocorax carbo) на озере Ханка: динамика численности и современная роль в орнитоценозе // Биоразнообразие и роль особо охраняемых природных территорий в его сохранении. Тамбов: 194-196.
Арсеньева, бакланы загнездились в крупной многовидовой колонии чайковых птиц (преимущественно хохотуньи Larus cachinnans). В первое время, когда численность бакланов в последнем из указанных поселений не превышала трёх десятков пар, все гнёзда размещались на ивах, но когда при её росте возник острый дефицит достаточно крупных кустов, пригодных для размещения гнёзд, часть бакланов начала гнездиться прямо на песке. При этом для начала строительства в качестве первичного «фундамента» бакланы использовали торчащие из песка засохшие ветви ив, однако готовые гнёзда (особенно многолетние) порой выглядели лежащими непосредственно на песчаном субстрате. На затопленных ивняках гнёзда располагались как в верхней или средней части кроны, так и совсем низко — так, что нижний край гнезда касался водной поверхности. Низко расположенные гнёзда были особенно характерны для полуострова Калугин. К некоторым из них вовсе не было подлёта, и птицы могли попасть в гнездо только вплавь.
В 2002-2006 годах численность большого баклана на Приханкай-ской низменности превысила 1000 гнездящихся пар (5 колоний, находящихся в заповеднике «Ханкайский» или в его охранной зоне). В условиях существующего на озере Ханка острого дефицита гнездопри-годных участков это вызвало мощный прессинг на популяции ряда видов колониальных цапель, гнездящихся здесь. Например, в одном из важнейших цапельников региона — т.н. Большой Лефинской колонии, известной орнитологам со второй половины XIX столетия (Пржевальский 1870). Результатом прессинга со стороны бакланов явилось резкое сокращение численности большинства видов цапель и перемещение их на смежные, менее подходящие для гнездования участки затопленных ивняков дельты Илистой и образования там субколоний. Однако туда постепенно перемещались и большие бакланы, растущая популяция которых вскоре создавала аналогичные проблемы и на вновь занятых цаплями участках.
Наиболее негативно всё это отразилось на таких редких видах, как южная Egretta modesta, средняя E. intermedia и малая E. garzetta белые цапли и египетская цапля Bubulcus ibis, три из которых внесены в Красные книги России или Приморского края. Перечисленные виды цапель в Приморском крае до последнего времени имели статус залётных (ближайшие гнездовья их размещались значительно южнее). Лишь в последнее время, вероятно, в связи с глобальным потеплении-ем климата, произошло расширение их ареалов, и они стали периодически гнездиться на озере Ханка в количестве от нескольких до нескольких десятков гнездовых пар. В общем многовидовом поселении эти цапли предпочитают формировать свои групповые микроколонии. Но поскольку они прилетают на 2-3 недели позже бакланов, последние
к моменту их появления в колонии успевают оккупировать наиболее подходящие для гнездования участки.
В 2007 году под натиском больших бакланов большинство указанных редких видов цапель переселилось в новую колонию, несколько лет назад основанную серыми Ardea cinerea и большими белыми Egretta alba цаплями в 5 км от Большой Лефинской колонии, на одном из дельтовых озёр реки Илистой (озеро Протока). Однако благополучие и этого поселения цапель продлилось недолго: уже в 2008 году здесь поселилось около 90 пар большого баклана, а характер дальнейшей трансформации этой колонии нетрудно прогнозировать по аналогии с тем, что случилось в Большой Лефинской колонии.
Таким образом, за прошедшие 40 лет большой баклан из редкого вида, подлежащего охране, превратился в достаточно многочисленный вид, оказывающий крайне негативное воздействие на целый ряд крайне редких гнездящихся видов птиц водно-болотного комплекса. В связи с этим судьба их недавно возникших ханкайских гнездовых популяций вызывает опасения. Создание комплекса искусственных платформ для размещения гнёзд цапель, практикуемое в ряде стран, может не возыметь положительного эффекта из-за выявленной нами высокой пластичности большого баклана в выборе мест гнездования. Альтернативой является регулирование численности большого баклана в колониальных поселениях озера Ханка, что, с одной стороны, кажется вполне логичным (при этом необходимо срочное проведение этой акции), но с другой стороны, рассматриваемые колонии находятся на территории заповедника «Ханкайский» и его охранной зоны.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 606: 1911-1913
Новое место гнездования белого аиста Ciconia ciconia в Рязанской области
В. П. Иванчев
Второе издание. Первая публикация в 2000*
Первые сведения о встречах белого аиста Ciconia ciconia в Рязанской области датируются 1897 и 1916 годами (Семёнов 1898; Туров 1925). Для Окского заповедника он впервые отмечен 10 мая 1955 (Приклонский и др. 1992). В тот же день второй аист был встречен ме-
* Иванчев В.П. 2000. Новое место гнездования белого аиста Ciconia ciconia в Рязанской области //Тр. Окского заповедника 20: 372-373.