Научная статья на тему 'БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ'

БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
666
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BIG DATA / УМНЫЙ ТУРИЗМ / ГОСТЕПРИИМСТВО / ГЕОДАННЫЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вострова Е.И.

В статье рассматриваются роль и перспективы развития технологий Больших данных (Big Data) в российской туристической индустрии. Их применение позволяет выстроить эффективную деятельность власти и бизнес-сообществ, совершенствовать и персонализировать тревел-услуги, развивать внутренний туризм. Активное применение технологий Big Data в бизнес-процессах становится неотъемлемой частью интенсивной цифровизации и вектором переориентирования всей туристической сферы. Автором представлен опыт использования Больших данных российскими компаниями, а также определены проблемные стороны их внедрения в индустрии, сделан вывод о том, что цифровые технологии должны быть ориентированы на улучшение качества туристической практики, предполагая разумность и устойчивость как правильную парадигму для улучшения качества жизни и социальных ценностей туристов и местных жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIG DATA AS A TOOL FOR TRANSFORMATION IN THE TOURISM INDUSTRY

The article discusses the role and prospects for the development of Big Data technologies in the Russian tourism industry. Big Data technologies make it possible to build effective activities of government and business communities, improve and personalize travel services, and develop domestic tourism. The active use of Big Data technologies in business processes is becoming an integral part of intensive digitalization and a vector of reorientation of the entire sphere. The author presents the experience of using Big Data by Russian companies, as well as identifies the problematic aspects implementation in the industry, concludes that digital technologies should be focused on improving the quality of tourism practice, assuming rationality and sustainability as the right paradigm for improving the quality of life and social values tourists and local residents.

Текст научной работы на тему «БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»

УДК 316.422.44

DOI 10.34823/SGZ.2022.4.518862

Е.И. ВОСТРОВА

аспирант кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова

E-mail: ev.vostrova@mail.ru

Большие данные как инструмент

В статье рассматриваются роль и перспективы развития технологий Больших данных (Big Data) в российской туристической индустрии. Их применение позволяет выстроить эффективную деятельность власти и бизнес-сообществ, совершенствовать и персонализировать тревел-услуги, развивать внутренний туризм. Активное применение технологий Big Data в бизнес-процессах становится неотъемлемой частью интенсивной цифровизации и вектором переориентирования всей туристической сферы. Автором представлен опыт использования Больших данных российскими компаниями, а также определены проблемные стороны их внедрения в индустрии, сделан вывод о том, что цифровые технологии должны быть ориентированы на улучшение качества туристической практики, предполагая разумность и устойчивость как правильную парадигму для улучшения качества жизни и социальных ценностей туристов и местных жителей.

Ключевые слова: Big Data, умный туризм, гостеприимство, геоданные, цифровизация бизнес-процессов.

Владение информацией и возможность высокой точности прогнозирования являются важными инструментами в реализации стратегий государственного масштаба. Мультипликативный эффект использования технологий Big Data в туристической индустрии позволяет выстроить эффективную деятельность власти и бизнес-сообществ, совершенствовать и персонализировать тревел-услуги, развивать внутренний туризм.

В туристическом секторе активно используются цифровые технологии обработки данных, идет поиск новых траекторий их применения. В контексте внедрения цифровых преобразований в индустрию экспертное сообщество все чаще

в туристическом отрасли

применяет выражения «умный туризм» и «туризм 4.0»1. Цифровая революция и технологии радикально поменяли язык и концепции деятельности индустрии. Сегодняшний туризм уже стал «4.0», но все еще продолжает становиться «умным» [1]. Здесь подразумевается совершенствование «умных» туристических направлений и городов, навигационных карт и автомобилей, экосистем и др.

Исследование «умной» индустрии туризма сегодня остается новой темой в исследованиях, которая требует интеграции знаний из ряда различных отраслей, а именно в области информационных систем о поведении туристов в поездках, маркетинговых исследований, городского планирования, управления туристическими направлениями, аналитики данных.

Поведение путешественников трансформируется в современных условиях, в том числе, на этот процесс повлияла пандемия Covid-19. UNWTO отмечает, что за всю историю развития отрасли впервые из-за пандемии и ограничительных мер на поездки количество международных прибытий сократилось на один миллиард или на 74% относительно 2019 года [2]. Это историческое событие внесло изменения в модели поведения туристов и локации максимального сосредоточения, однако именно эти данные могут быть применены с пользой в развитии регионального туризма.

Появление Big Data обусловлено технологиями нашей повседневной жизни. Источниками таких данных являются электронные ящики, клики и переходы по сайтам Интернета, транзакции по банковским картам, социальные сети, сведения о роуминге мобильных телефонов, QR-коды и др. Технологии и методы анализа позволяют получить отличный инструмент при разработке туристических продуктов и предложений, который не только поможет в работе, но и спрогнозирует результаты. Фундаментальное различие новых данных заключается в их охвате всей совокупности населения и самообновлении в онлайн-режиме с пространственно-временными метками о туристической деятельности. Эксперты отмечают, что в отраслевые туристические организации, конкурируя между собой, в ближайшем будущем активно начнут использовать в своей повседневной деятельности инструменты бизнес-аналитики [3, с. 69].

1 Туризм 4.0 происходит от современной парадигмы в промышленности, известной как Индустрия 4.0.

Активное применение технологий Big Data в бизнес-процессах становится неотъемлемой частью интенсивной циф-ровизации и вектором переориентирования всей сферы. Масса идей и примеров успешного использования Big Data во внешнем мире неоценима и многим известна. Но можем ли мы утверждать о достигнутых полезных результатах в российской туристической индустрии сегодня?

Президент Российской Федерации В.В. Путин в 2018 году отметил, что наша страна должна стать одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надёжной защиты Больших данных [4]. В «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 20142020 годы и на перспективу до 2025 года» технологии обработки Big Data обозначены в числе передовых для мировой индустрии [5]. В то же время согласно «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года» силы направлены на развитие цифровых технологий в стране, которые включают перевод государственных услуг, связанных с функционированием отраслевой деятельности в электронную форму, интеграцию информационных ресурсов страны, а также применение технологий при разработке и реализации проектов в туристической сфере [6].

В России сегодня разрабатывается цифровой профиль туриста с целью определения потребностей путешественников в определенном регионе, а также выявления их нереализованного спроса [7]. В разработке проекта принимают участие телекоммуникационные компании, банки, мобильные операторы, перевозчики, туроператоры, соцсети и сайты с отзывами. Эксперты предполагают, что сведения банковского сектора могут стать базовыми в формировании туристического портрета, так как банки располагают информацией о тратах путешественников, в том числе выборе категорий отелей и направлений поездки [8].

Изучение потребностей и уровня удовлетворенности продуктом позволяет заинтересованным сторонам туристического сектора сконцентрироваться на привлечении фокусной аудитории, реализовать проекты и программы лояльности с учетом запросов потребителей, благодаря которым спрос на представляемые продукты увеличится, улучшить характеристики продукта или создать более совершенный, узнать поведение индивидов и социальных групп в сетях, предпочтения, проанализировать социальный профиль пользователей.

Технологии Big Data также применяются для анализа туристических потоков, создаются аналитические инструменты с глубоким охватом данных и прогнозирования целевых показателей. Например, панель «Туризм» на платформе «СберАналитика» [9] позволяет оценить вклад отрасли в региональную экономику, определить приоритеты развития индустрии. В 2020 году на основе Big Data разработан первый индекс по развитию туризма в регионах России. Анализируя обезличенную информацию и визуализируя данные в интерактивном формате, сервис создаёт продукты для бизнеса и госсектора.

Создание еще одной цифровой платформы «МТС.Регион» позволило провести анализ туристических потоков, а именно проследить реальное количество туристов, среднюю продолжительность в поездке, наиболее популярный транспорт и локации [10]. Big Data предоставили возможность составить среднестатистический «портрет», содержащий социально-демографические характеристики, уровень дохода и сферу интересов туриста. На основе данных платформы сгенерирован региональный рейтинг, показывающий места отправления туристов в поездку, показаны объекты притяжения, объем турпотока, анализ сезонности и приоритетные направления для развития авиасообщения.

Важно отметить, что выход на цифровые аспекты управления индустрией с применением технологий Big Data является основным фактором рационального и эффективного обеспечения использования природно-рекреационного потенциала при создании туристских продуктов в регионе [11, с. 50-51].

С применением инструментов обработки больших массивов информации сегодня разрабатывается дизайн путешествий, персонифицируются предложения в сфере туризма и гостиничного бизнеса, применяется компьютерное зрение для сегментации клиентской базы, распознавания жестов и биометрии, оптимизируется работа туроператоров посредством использования чат-ботов, анализа текстов и публикаций в социальных сетях и другим важным линиям развития индустрии. Благодаря анализу данных стало возможно выводить рекламу только заинтересованной в определенном продукте аудитории, основываясь на модели RTB (технологии аукциона рекламы в реальном времени).

Говоря о широкой интеграции и повсеместном применении Big Data в российской туристической отрасли можно выделить три ключевые проблемы.

1. Для эффективного управления развитием туристских пространств необходимо формирование единой методологии сбора, обработки и анализа данных, отражающий уровень развития сферы. Сегодня в России отсутствуют реализованные проекты, позволяющие решать комплекс этих задач. Ввиду этого снижается эффективность управления туризмом на государственном и региональном уровнях [12].

2. Высокий уровень инвестиционных вложений в интеграцию Big Data доступен не для каждой организации. Вместе с тем окупаемость инвестиций может растянуться на продолжительный период времени.

3. Существует риск сохранности конфиденциальной информации, при котором может произойти утечка данных, кибератаки. Ввиду этого возникает потребность создания усиленной защиты хранилищ данных.

С каждым днем общество погружается все больше в цифровую среду, в которой архитектуры больших объемов информации проникают и усиливают свое влияние во всех сферах жизнедеятельности. С начала периода пандемии Covid-19 наблюдается тенденция усиления роли цифровых технологий в путешествиях, которая станет ведущей в будущем в информировании и подборе туристических продуктов.

Итак, в туризме опыт внедрения технологий позволяет направить силы на решение задач по эффективному использованию инструментария Больших данных, стимулирующего развитие туристской деятельности в регионе и в стране. Существующие проблемы широкого внедрения Big Data ожидают постепенных решений, которые возможно выработать совместными усилиями бизнес-сообществ, властными структурами и обществом. Технологии туризма 4.0 должны быть ориентированы на улучшение качества туристической практики, предполагая разумность и устойчивость как правильную парадигму для улучшения качества жизни и социальных ценностей туристов и местных жителей.

Литература

1. Pencarelli T. The digital revolution in the travel and tourism industry // Information Technology & Tourism. 2020. 22 (3). P 455-476.

2. UNWTO: количество туристов в мире сократилось на 74%. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/54073.html (дата обращения: 11.04.2022).

3. Першина Э.С., Дараган С.В. От больших данных к продвинутой аналитике в индустрии туризма // Научный вестник МГИИТ. 2018. № 2(52). С. 60-69.

4. Послание Президента Федеральному Собранию. 01.03.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/56957 (дата обращения: 11.04.2022).

5. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р (ред. От 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 -2020 годы и на перспективу до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154161/ (дата обращения: 11.04.2022).

6. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. URL: https://tourism.gov.ru/contents/162 ussian162/strategii/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda (дата обращения: 11.04.2022).

7. Ассоциация Больших Данных. В России создадут цифровой профиль туриста. URL: https://rubda.ru/association_news/v-rossii-sozdadut-czifrovoj-profil-turista/ (дата обращения: 11.04.2022).

8. ТАСС. В России создадут цифровой профиль туриста. 05.04.21. [Электронный ресурс] - URL: https://tass.ru/ekonomika/ 11072193?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campa ign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 11.04.2022)

9. СберИндекс. Туризм. Объективная оценка состояния туристической отрасли в России. URL: https://sberindex.ru/ru? partition=9&_ga=2.145058420.1100907868.1649680753-1744599890.1649680753 (дата обращения: 11.04.2022).

10. МТС запустила платформу для эффективного управления регионом на основе Big Data. 02.09.2021 URL: https://moskva.mts.ru/about/media-centr/soobshheniya-kompanii/novosti-mts-v-rossii-i-mire/2021-09-02/mts-zapustila-platformu-dlya-effektivnogo-upravleniya-regionom-na-osnove-big-data (дата обращения: 11.04.2022).

11. Онищенко Е. В., Слепченко В. А. Природнорекреационный потенциал региона: возможности и перспективы использования в постпандемийный период // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2021. Т. 8, № 3. С. 40-54.

12. Ермаков Б.А., Арефьев А.С., Леонова А.В. Информационные технологические платформы на основе big data и геоданных как основной инструмент цифровой трансформации современного туристского пространства // Вестник Национальной академии туризма. 2021. №1(57). С. 27-30.

E.I. VOSTROVA Post-Graduate Studen of the Department of Sociology of Management, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University

Big data as a tool for transformation in the tourism industry

The article discusses the role and prospects for the development of Big Data technologies in the Russian tourism industry. Big Data technologies make it possible to build effective activities of government and business communities, improve and personalize travel services, and develop domestic tourism. The active use of Big Data technologies in business processes is becoming an integral part of intensive digitalization and a vector of reorientation of the entire sphere. The author presents the experience of using Big Data by Russian companies, as well as identifies the problematic aspects implementation in the industry, concludes that digital technologies should be focused on improving the quality of tourism practice, assuming rationality and sustainability as the right paradigm for improving the quality of life and social values tourists and local residents.

Keyword: Big Data, smart tourism, hospitality, geodata, digitalization of business processes.

Literature

1. Pencarelli T. (2020) The digital revolution in the travel and tourism industry // Information Technology & Tourism. 22 (3). P 455-476.

2. UNWTO: The number of tourists in the world has decreased by 74%. Available from: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/ 54073.html (accessed: 04/11/2022).

3. Pershina E.S., Daragan S.V. (2018) From big data to advanced analytics in the tourism industry // Scientific Bulletin of MGIIT. No. 2(52). Pp. 60-69.

4. Message from the President to the Federal Assembly. 03/01/2018. Available from: http://www.kremlin.ru/events/president/ne ws/56957 (accessed: 04/11/2022).

5. Decree of the Government of the Russian Federation of November 1, 2013 N 2036-r (as amended on October 18, 2018) "On approval of the Strategy for the development of the information technology industry in the Russian Federation for 2014-2020 and for the future until 2025. Available from: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_154161/ (accessed: 04/11/2022).

6. Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035. Available from: https://tourism.

gov.ru/contents/documenty/strategii/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda (accessed: 04/11/2022).

7. Big Data Association. In Russia, a digital profile of a tourist will be created. Available from: https://rubda.ru/association_news/v-rossii-sozdadut-czifrovoj-profil-turista/ (accessed: 04/11/2022).

8. TASS. In Russia, a digital profile of a tourist will be created. 04/05/21. Available from: https://tass.ru/ekonomika/11072193?utm_so urce=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&ut m_referrer=yandex.ru (accessed: 04/11/2022)

9. SberIndex. Tourism. An objective assessment of the state of the tourism industry in Russia. Available from: https://sberindex.ru /ru?partition=9&_ga=2.145058420.1100907868.1649680753-1744599890.1649680753 (accessed: 04/11/2022).

10. MTS has launched a platform for efficient management of the region based on Big Data. 09/02/2021 Available from: https://moskva. mts.ru/about/media-centr/soobshheniya-kompanii/novosti-mts-v-rossii-i-mire/2021-09-02/mts-zapustila-platformu-dlya-effektivnogo-upravleniya-regionom-na-osnove-big-data (accessed: 04/11/2022).

11. Onishchenko E. V., Slepchenko V. A. (2021) Natural and recreational potential of the region: opportunities and prospects for use in the post-pandemic period // Scientific result. Business and service technologies. V. 8, No. 3. S. 40-54.

12. Ermakov B.A., Arefiev A.S., Leonova A.V. (2021) Information technology platforms based on big data and geodata as the main tool for the digital transformation of modern tourism space // Bulletin of the National Academy of Tourism. No. 1(57). Pp. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.