Научная статья на тему 'Большие данные и исследования исторической памяти: репрезентации Белого движения в темпоральных дискурсах интернет-сообществ'

Большие данные и исследования исторической памяти: репрезентации Белого движения в темпоральных дискурсах интернет-сообществ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Большие данные / PolyAnalyst / темпоральные дискурсы / история памяти / интернет-сообщества / Гражданская война / Белое движение / Big Data / PolyAnalyst / temporal discourses / Memory Studies / Internet communities / Civil War / White Movement

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наталья Валерьевна Трубникова, Ирина Евгеньевна Рогаева

Исследованы проблемы исторической памяти и связанные с ней визуализации будущего на основе прикладного интеллектуального анализа больших данных. На основе исторических и историографических источников, а также массива неструктурированных больших данных Интернета в статье показаны репрезентации Белого движения Гражданской войны, характерные для сообществ социальной сети «ВКонтакте», и связанные с ними темпоральные дискурсы – рассуждения о связи прошлого, настоящего и будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Наталья Валерьевна Трубникова, Ирина Евгеньевна Рогаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Big data and historical memory research: Representations of the White Movement in the temporal discourses of internet communities

The aim of the article is to investigate the problems of historical memory and related visualizations of the future on the basis of an applied intellectual analysis of big data of historically oriented communities of the Internet. The research problem is to conceptualize the approach, which expands the cognitive possibilities of historical memory studies, and to find a relevant research methodology, which needs to be discussed. Such research has not been conducted before. On the basis of historical (printed materials of the White Movement) and historiographical sources, as well as an array of unstructured big data of the Internet, the article shows the White Civil War Movement representations, characteristic of the communities of the social network VKontakte, and the temporal discourses associated with them – discourses on the relationship between the past, present, and future. The history of the Internet offers a colossal and still underutilized resource of unstructured social network big data. This resource can be used to identify key markers of collective memory, which are always based on the understanding of historical experience by the “imagined communities” of social networks. A significant segment of RuNet network communities, united by the idea of searching for one’s worldview, are obviously grouped around iconic and therefore always polemical subjects of Russian history. It is the ideological correlation/identification of oneself with certain events or forms of political activism in the past that makes it possible to identify vectors of collective ideas about the past and future in the “historicizing” discourses of online communities. The article consistently demonstrates the applied technology of intellectual analysis of big data, from the principle of selection of linguistic markers and search for thematic online communities to the analysis of emotional tonalities, presents and illustrates with examples the main conclusions of the study of images of the past and the future, characteristic of modern virtual “White Guard” communities, traces the internal logical and thematic complexity of quantitative data obtained by automated processing. It is concluded that the application of technologies for automated natural language processing allows generating summarizing inferences that characterize the mass consciousness of contemporaries and that cannot be obtained in any other way, which expands and clarifies the heuristic base of traditional “qualitative” studies of collective memory.

Текст научной работы на тему «Большие данные и исследования исторической памяти: репрезентации Белого движения в темпоральных дискурсах интернет-сообществ»

Вестник Томского государственного университета. 2024. № 502. С. 117-126 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2024. 502. рр. 117-126

Научная статья УДК 930.2

doi: 10.17223/15617793/502/12

Большие данные и исследования исторической памяти: репрезентации Белого движения в темпоральных дискурсах интернет-сообществ*

Наталья Валерьевна Трубникова1, Ирина Евгеньевна Рогаева2

12Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

1 [email protected] 2 [email protected]

Аннотация. Исследованы проблемы исторической памяти и связанные с ней визуализации будущего на основе прикладного интеллектуального анализа больших данных. На основе исторических и историографических источников, а также массива неструктурированных больших данных Интернета в статье показаны репрезентации Белого движения Гражданской войны, характерные для сообществ социальной сети «ВКонтакте», и связанные с ними темпоральные дискурсы - рассуждения о связи прошлого, настоящего и будущего. Ключевые слова: Большие данные, PolyAnalyst, темпоральные дискурсы, история памяти, интернет-сообщества, Гражданская война, Белое движение

Источник финансирования: исследование выполнено при финансовой поддержке программы развития Томского исследовательского университета «Приоритет 2030» в рамках научного проекта № 2.3.5.24 ОНГ.

Для цитирования: Трубникова Н.В., Рогаева И.Е. Большие данные и исследования исторической памяти: репрезентации Белого движения в темпоральных дискурсах интернет-сообществ // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 502. С. 117-126. doi: 10.17223/15617793/502/12

Original article

doi: 10.17223/15617793/502/12

Big data and historical memory research: Representations of the White Movement in the temporal discourses of internet communities

Natalia V. Trubnikova1, Irina E. Rogaeva2

12 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation 1 [email protected] 2 [email protected]

Abstract. The aim of the article is to investigate the problems of historical memory and related visualizations of the future on the basis of an applied intellectual analysis of big data of historically oriented communities of the Internet. The research problem is to conceptualize the approach, which expands the cognitive possibilities of historical memory studies, and to find a relevant research methodology, which needs to be discussed. Such research has not been conducted before. On the basis of historical (printed materials of the White Movement) and historiographical sources, as well as an array of unstructured big data of the Internet, the article shows the White Civil War Movement representations, characteristic of the communities of the social network VKontakte, and the temporal discourses associated with them - discourses on the relationship between the past, present, and future. The history of the Internet offers a colossal and still underutilized resource of unstructured social network big data. This resource can be used to identify key markers of collective memory, which are always based on the understanding of historical experience by the "imagined communities" of social networks. A significant segment of RuNet network communities, united by the idea of searching for one's worldview, are obviously grouped around iconic and therefore always polemical subjects of Russian history. It is the ideological correlation/identification of oneself with certain events or forms of political activism in the past that makes it possible to identify vectors of collective ideas about the past and future in the "historicizing" discourses of online communities. The article consistently demonstrates the applied technology of intellectual analysis of big data, from the principle of selection of linguistic markers and search for thematic online communities to the analysis of emotional tonalities, presents and illustrates with examples the main conclusions of the study of images of the past and the future, characteristic of modern virtual "White Guard" communities, traces the internal logical and thematic complexity of quantitative data obtained by automated processing. It is concluded that the application of technologies for

* Результаты исследования обсуждались в рамках II Международного конгресса «Язык, культура и технологические транзиты: новые грани человеческого», который прошёл в НИ ТГУ 23-25 ноября 2023 г.

© Трубникова Н.В., Рогаева И.Е., 2024

automated natural language processing allows generating summarizing inferences that characterize the mass consciousness of contemporaries and that cannot be obtained in any other way, which expands and clarifies the heuristic base of traditional "qualitative" studies of collective memory.

Keywords: Big Data, PolyAnalyst, temporal discourses, Memory Studies, Internet communities, Civil War, White Movement

Financial support: This study was supported by the Tomsk State University Development Programme (Priority-2030), Project No. 2.3.5.24 OHT

For citation: Trubnikova, N.V. & Rogaeva, I.E. (2024) Big data and historical memory research: Representations of the White Movement in the temporal discourses of internet communities. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta - Tomsk State University Journal. 502. pp. 117-126. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/502/12

Человечество все больше времени проводит в Интернете, развивая беспрецедентные формы сетевой самоорганизации гражданского сообщества, которые лишь начинают находить своих исследователей, формирующих пока еще размытый концептуальный подход к анализу характера и динамики развития социокультурных практик виртуального мира. Из фрагментов хаотичных, с трудом поддающихся рационализации репрезентаций сетевых сообществ формируется новый культурный и идеологический капитал эпохи, предлагаются новые модели социальности (или габитуса, в определении П. Бурдье) [1]. Более того, именно сети, подкрепленные современными средствами коммуникации, являются в современном мире основными агентами социальных, экономических, политических и культурных изменений, они создают идеологически доминирующие нарра-тивы и консолидируют своих приверженцев, создавая, тем самым, наиболее эффективный способ канализации коллективного воображаемого. В условиях кризиса темпорального режима современности, который мыслится как потеря ясной и мировоззренчески выраженной связи времен - прошлого, настоящего и будущего, - сеть, как объясняет М. Бори, наилучшим образом удовлетворяет первичную социальную потребность современного человека. Она позволяет «коллективно исследовать и проектировать альтернативные варианты будущего, чтобы противостоять и проблематизировать разросшуюся сложность и тонкую неопределенность, которые характеризуют наши общества; сети, как в их функциональном, так и в фиктивном аспектах, предоставляют очень легкое и простое самореализующееся решение для организации сложности в безграничном и гиперсвязанном мире [2. Р. 119].

Вызывая к жизни устойчивые нарративы и образы, применяя информационные стратегии по их распространению, виртуальные сетевые сообщества проникают в настоящее и формируют воображаемые проекции будущего, способные конкурировать с коллективными представлениями, имеющими более традиционное происхождение и укорененность в реальном мире акторов. Параллельно происходит накопление неструктурированного массива больших данных, концептуализация и фокусировка которых для решения прикладных исследовательских задач, особенно с применением возможностей искусственного интеллекта, формирует сложную и дискуссионную, в силу ее новизны, методологическую задачу.

Таким образом, сетевые идеологии вызывают закономерный интерес исследователей самых разных сторон общественной жизни, стремящихся понять, как

именно развивается история конкретных нарративов нетворкинга, в чем причина и каковы характеристики их всепроникающего влияния на социальное воображение современности. В рамках истории памяти исследовательские вопросы к самосознанию сообществ Интернета связаны, прежде всего, с выявлением потенциала изучения массива данных социальных сетей, позволяющего выявить основные темы «обыденного» исторического сознания, которые наполняют воображение современников, и соотнести ключевые нарративы осмысления прошлого с выводами академической истории.

В предлагаемом исследовании «воображаемое» социальных сетей рассматривается в аспекте выявления его темпоральной структуры, определяемой на основе локальных и всегда исторически ориентированных рассуждений, отражающих связь прошлого, настоящего и будущего. В последнее десятилетие на перекрестке гуманитарных наук, изучающих социальные системы через выявление модальностей времени, происходит ревизия линейных темпоральных режимов, свойственных модерности, в пользу множественных и ориентированных на исторического актора темпоральных восприятий [3, 4]. История Интернета предлагает колоссальный и еще мало используемый ресурс неструктурированных больших данных социальных сетей, которые могут быть сфокусированы с целью выявления ключевых маркеров коллективной памяти, всегда опирающихся на осмысление исторического опыта, в данном случае - «воображаемыми сообществами» социальных сетей.

Значительный сегмент сетевых сообществ Рунета, объединяемых идеей поиска своего мировоззрения, заведомо сгруппированы вокруг знаковых и потому всегда полемических сюжетов отечественной истории.

Именно идеологическое соотнесение/отождествление себя с определенными событиями или формами политического активизма в прошлом позволяют выявлять векторы коллективных представлений о прошлом и будущем, в «историзирующих» дискурсах сетевых сообществ. При том, что сетевые сообщества Интернета - лишь проекции воображаемой сети, которой «никогда в действительности не существовало» [2. Р. 118], в современном мире именно эти проекции обеспечивают парадоксально консолидированные репрезентации коллективной памяти. Сетевые сообщества стали не только привычным аспектом социальной жизни и способом проведения досуга - они формируют собственные исторические интерпретации, лишь иногда или опосредованно опираясь на исследования

профессиональных историков, влияют на жизненные циклы ранее сложившихся картин мира и, в конечном итоге, формируют новые ретроспективные образы и футуристические ожидания.

Образы Гражданской войны в оптике больших данных: источники и методология исследования

Гражданская война (1917-1922 гг.), безусловно, является одной из «реперных точек» в восприятии исторического опыта России нашими современниками. Кровавое военно-политическое противоборство между нарождающейся советской властью и антибольшевистскими силами стало продолжением политического краха монархии в 1917 г. вследствие глубокого социального-политического, экономического и идейного раскола российского общества. Ожесточенная схватка в упрощенной дихотомии представляется как противостояние «красных» (большевиков), опирающегося на поддержку социальных низов, и их идеологических антагонистов - «белых», собравших более преуспевавший при царском режиме и образованный сегмент общества. В действительности разнородное по своему составу Белое движение включало в себя представителей разнообразных политических и военных сил, яро противопоставлявших себя большевизму. Историк В.Ж. Цветков, характеризуя Белое движение, выделил ряд его специфических черт: курс на непримиримое организованное сопротивление советской власти; приоритет единоличной власти над коллегиальной; самопозиционирование в качестве легитимной альтернативы режиму большевиков и подчеркивание собственной правой и духовной преемственности от Российской империи [5. С. 31-34]. Заданная белыми зыбкая система координат «Возрожденной России», как известно, проиграла ясному и привлекательному для крестьянского большинства населения проекту будущего большевиков, утопически предвосхищавшему неизбежность всемирной революции и торжество угнетенных над угнетателями. Тяжесть этого социального противостояния в подсчете жертв не измерена по сей день: по разным оценкам, в годы конфликта прямые потери населения в годы Гражданской войны составили от 8 до 11 млн человек (включая убитых в ходе военных действий, погибших от голода, эпидемий, красного и белого террора) [6. С. 99; 7. С. 11; 8. С. 95-96]. Является ли рассматриваемое событие значимым для национальной памяти?

Социологический опрос, проведенный в 2017 г. Фондом «Общественное мнение» (ФОС), показал, что почти половина россиян (49%) убеждена в значимости для понимания настоящего драматичных событий столетней давности [9]. При этом, согласно исследованию, проведенному в 2018 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), среди жителей России отсутствует консенсус о том, кто виноват в развязывании конфликта: 35% опрошенных называют в качестве главной причины войны иностранное вмешательство, 34% - политику большевиков. Нет единства мнений и о возможности избежать войны: в

то время как подавляющее большинство интервьюируемых - 58% - полагают, что раскол было неминуемым, еще 36% уверены в том, что Россия имела шанс на мирное разрешение противоречий. Более трети опрошенных ВЦИОМ не поддерживают ни одну из противоборствовавших сторон, при этом симпатии представителей более старшего поколения (43 года и старше) чаще отдавались большевикам, а голоса молодежи (32 года и младше), напротив, были на стороне белогвардейцев [10].

Объектом настоящего исследования стал сегмент современного «белого» дискурса, развивающийся в ме-диапространстве социальной сети «ВКонтакте» - лидера среди социальных сетей России по объему контента и количеству активных авторов в России. По данным портала Brand Analytics, люди в возрасте от 25 до 34 лет составляют ядро ее пользователей [11]. «Белая идея» не только активно муссируется в пространстве социальных медиа, но и, как полагает исследователь М.А. Пильгун, даже сохраняет эмоциональный тонус, социальное напряжение революционных лет [12. С. 71].

Сбор данных осуществлялся в несколько этапов. Первый этап исследования заключался в поиске «белогвардейских» сообществ в социальной сети «ВКон-такте» с помощью алгоритмов платформы lk.data.tsu.ru, разработанной Центром прикладного анализа больших данных НИ ТГУ (Национальный исследовательский Томский государственный университет) на основе стандартных методов работы с интерфейсами прикладного программирования социальных сетей (Application Programming Interface, API)1. Для поиска необходимого тематического массива данных был определен комплекс лингвистических маркеров, позволяющих вычленить из многочисленных групп «ВКонтакте» лишь те, которые поддерживают логику рассуждения и базовые семантические категории, характерные для белогвардейского дискурса. В статье, с сохранением анонимности авторов, цитируются в виде типических примеров выдержки из постов и комментариев.

Основой коллекции лингвистических маркеров стали политические декларации, воззвания, публицистические статьи и пропагандистские брошюры времен Гражданской войны, зафиксировавшие разнообразные дискурсивные потоки, в наибольшей степени характеризующие ценностно-смысловую основу антибольшевистского движения. Первоначальный тезаурус был разработан «качественными» методами исторической науки на основе изысканий специалистов по истории Белого движения Д.Н. Шевелева и К.А. Конева [13]. Сформированные из различных социально-политических концепций и программных установок коллективных и индивидуальных акторов, вносящих вклад в идеологию антибольшевистского движения, аксиологически окрашенные смыслы Белого дела, по сути, не имеют однозначного выражения в текстах, которые разделялись бы всеми его сторонниками, и потому были собраны из многих информационных источников, которые принадлежат нескольким конкурирующим и при этом диалогичным дискурсивным по-

токам Белого движения. Ключевые значения формируются вокруг соотношения понятий «национальное» и «имперское», имеющих определенный диапазон применения в белогвардейских дискурсах, от противопоставления до комплементарности. Понятие «национального» присутствовало в идеологемах и пропагандистских клише антибольшевистских правительств как категория публичного дискурса, в то время как «имперское» сохраняло свое значение как подразумеваемая «фигура умолчания». Таким образом, на основе некоторой структурной оппозиции явного (национальное - то, что транслируется) и подразумеваемого (имперское - то, что умалчивается), были выявлены маркеры первого (широко распространенного) и второго (опционально распространенного) порядков.

Маркеры первого порядка:

- Великий народ.

- Государственно мыслящая Россия.

- Государственное возрождение России.

- Духовная мощь России.

- Интересы нации.

- Национальная Россия.

- Национально-государственное будущее.

- Национальное государство.

- Национальный дух.

- Общее русское национальное дело.

- Патриотизм во благо России.

- Подъем национального чувства.

- Россия единая, нераздельная и великодержавная.

Маркеры второго порядка:

- Великое дело собирания и оберегания земли Русской.

- Возрождающаяся Россия.

- Все жизненные и активные силы страны.

- Государственная целость (целостность) России.

- Долг перед Родиной.

- Духовная сила народа.

- Заветы предков.

- Здание новой России.

- Историческое поприще.

- Накопленная работа многих поколений.

- Национальная культура.

- Национальная дисциплина.

- Национальное достоинство.

- Национальное правительство.

- Национальное чувство.

- Общественное оздоровление.

- Оздоровление русского народа.

- Пути исторического развития нашего государства.

- Россия обновленная.

- Солидарность между властью и обществом.

- Трудный час нашей национальной жизни.

На основе ресурсов автоматизации из социальной сети «ВКонтакте» были выгружены все сообщества, в названии, статусе или содержании которых встречается как минимум один из указанных маркеров.

Полученный реестр сообществ был очищен от закрытых страниц с недоступным контентом, групп с малым (менее 50) количеством участников. На основе

списка «стоп-слов» был удален значительный массив сообществ с нерелевантной информацией (от рекламы услуг до названий различных городских локаций).

Было выявлено свыше двух тысяч сообществ, которые условно можно разделить на три сегмента (рис. 1): группы, ратующие за духовное и нравственное возрождение России через обращение к исконным -условно «славянским» традициям русского народа (включая религиозную тематику православия); сообщества, ориентированные на военно-патриотическое воспитание молодежи (особенно заметны здесь сетевые объединения казачества); страницы правых политических активистов, имеющих разную степень радикальности взглядов, но разделяющих идею возрождения монархии в России (к их числу можно также отнести группы пользователей, романтизирующих имперское прошлое, но не выступающих с явно политическими лозунгами).

Рис. 1. «Белогвардейские» сообщества «ВКонтакте»: ■ - время, мир, славянин, путь, прогресс, самоорганизация, славянский, дух; ■ - деятельность, культура, организация, культурный, развитие, содействие, молодежь, воспитание, сохранение, общественный; ■ - нация, партия, движение, государство, сплочение, единство, монархический, активный, дисциплина

На втором этапе сбора данных была осуществлена ручная валидация полученного массива, из которого было отобрано для анализа 98 крупнейших сообществ «ВКонтакте» по состоянию на 2022 г., объединенных идеей Белого движения.

На третьем, финальном, этапе сбора данных была осуществлена выгрузка контента сообществ за период с января 2017 по июнь 2022 г. Структура контента представляет собой текстовые записи (посты и комментарии к ним), опубликованные в открытом доступе.

Дальнейшая обработка текста осуществлялась с использованием аналитической платформы PolyAnalyst (https://www.megaputer.com/ru/polyanalyst/, разработчик - Megaputer Intelligence), доступной для исследователей в Центре коллективного пользования на базе суперкомпьютера НИ ТГУ «СКИФ Cyberia» [14].

На этапе предобработки были удалены пустые или повторяющееся посты, итоговая выборка составила порядка 400 тыс. уникальных текстовых сообщений.

Для выявления темпоральных представлений в хронологическом диапазоне от Гражданской войны до современности, формирующей актуальные «горизонты ожиданий», которые бытуют среди членов «пробело-гвардейских» сообществ, были использованы опции: поисковый запрос, извлечение ключевых слов, извлечение сущностей, анализ тональности, кластеризация, резюме, узлы визуализации, указанной выше автоматизированной аналитической платформы. Одним из наиболее значимых этапов исследования стал сенти-мент-анализ или анализ тональности текстов, заключающийся «в определении полярности эмоциональных оценок в исследуемом тексте, который содержит мнения, суждения, эмоции, отношение автора к сущностям, личностям, вопросам, событиям, темам и их атрибутам» [15]. В результате анализа в тексте определяются слова-маркеры бинарно окрашенной - позитивной или негативной - эмоциональной оценки автором объекта тональности.

Автоматизированный сентимент-анализ платформы PolyAnalyst был реализован через поиск эмоционального компонента в тексте на основе заложенных в программу словарей эмотивной лексики. Тональность текста определялась правилами соединения эмотивной лексики внутри текста [16] на основе языка XPDL2.

Алгоритм PolyAnalyst способен определить субъекта речи (автора текста или иное лицо, чье мнение представлено в тексте, при его наличии), оценку (собственно эмоциональное суждение о чем-либо), объект оценки (нечто, оцениваемое субъектом речи) и характер самой оценки в тексте. Из выявленных объектов автоматически выделяются так называемые «головные объекты», которые являются смысловыми центрами фраз. В настоящем исследовании в качестве головных объектов были заданы термины «прошлое» и «будущее», вокруг которых был выявлен пул объектов оценки более низкого ранга с присущими им оценочными суждениями.

Был составлен примерный социокультурный профиль участника белогвардейского сообщества социальной сети «ВКонтакте». Исследователь сообществ Интернета Дж. Майдед отмечает, что «интернет-сообщество - это сообщество людей, которые никогда лично не встречались, которые могут скрываться за фальшивыми личинами и которые взаимодействуют в несуществующем в реальности пространстве» [17. Р. 69]. Критерии их принадлежности к сетевым группам достаточно расплывчаты. Однако углубленный анализ сообществ позволил выявить некоторые типологически определяемые региональные черты. Большинство современных «белых» проживает на территории России и Украины. При этом среди правых политических активистов и религиозно ангажированных сообществ заметно присутствие граждан Белоруссии, а в ряду сообществ, выстроенных вокруг тематик воспитания молодежи, представлена доля жителей Казахстана.

Члены виртуальных групп «белогвардейцев» преимущественно живут в крупных столичных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске. Говоря о

российском сегменте подписчиков, следует отметить, что увлеченные политической и религиозной тематикой пользователи заметны (пусть и в разных пропорциях) как в крупнейших городах европейской части страны, так и на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Красноярск, Новосибирск, Омск). Сообщества с «воспитательной» проблематикой ощутимо тяготеют к югу страны и включают помимо упомянутых выше городов жителей Кавказа (Грозный, Назрань).

Характерно, что большая часть «белых» вне зависимости от региональной принадлежности представлена мужчинами, доля которых колеблется около 85% в кластерах «политиков» и «православных», а в сегменте патриотического воспитания молодежи превышает 90%, что позволяет определить рассматриваемый дискурс как по преимуществу маскулинный. Возрастная структура кластеров «белогвардейцев» так же имеет специфичные черты и при этом совпадает с данными приведенных выше опросов общественного мнения. В среде сообществ, объединенных идеей духовного возрождения России, лидерство делят две группы подписчиков: от 36 до 45 лет и от 24 до 35 лет (по 28% каждая), следом идут группы от 46 до 56 лет (15%) и от 14 до 24 лет (13%). В объединениях «патриотов-воспитателей» выборка 24 года и старше в процентном соотношении превосходит прочие возрастные группы (33%), и она же безусловно доминирует в сегменте «белых-монархистов» (46%).

Таким образом, собирательный портрет современного «белогвардейца» представляет собой молодого мужчину, с наибольшей вероятностью проживающего в крупном городе России и принадлежащего к поколению, которое одним из первых освоило технологии коммуникации в пространстве виртуальных сетевых сообществ.

Между катастрофическим прошлым и прекрасным будущим?

Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что сетевые сообщества сторонников идеи Белого движения при кажущейся, на первый взгляд, пестроте мнений, отличаются достаточно монолитными суждениями о прошлом, с точки зрения проведенного анализа тональностей (рис. 2).

Закономерно, что наибольшее число упоминаний Белого движения оказалось связано с периодом Гражданской войны и становления советской власти - самого кошмарного периода отечественной истории, по мнению подписчиков сообществ. «Белогвардейцы», симпатизируя проигравшей стороне, рисуют прошлое по преимуществу мрачными красками и характеризуют трагическим, страшным, ошибочным, позорным. Даже позитивные эпитеты - «героическое и славное прошлое» - при ближайшем рассмотрении оказываются связаны с темами преодоления невыносимых обстоятельств, проявляющих силу национального характера.

[по] самый приятный реликт • ф славмая страница А важное событие последовательное и л . _

беспристрастное изучение • • • -•15"одариас^ • • отвратительная форма

теплое чувс-во» ©.поганый ,здкнмя • жуткая подробнос-ь

подлый недавнее прошлое

честное и добросовес-ное осмысление в ф*-

советское прошлое

наше прошлое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• любить рабсксе прошлое

прекрасный ужасный ф ^

боевое проа1лое, наше равное прошлое общее прошлое • добрая память

славный уважение I

наше слохное прошлое

.# очень сложно

- #-рагичный трагическии ~ н

прошлое

неудобный # ™ ошибка ф а

давний славный • Щ

позорный 9 # .

^ругать» -

ьеГр1'Я1На

кошмарный

откинуть прошлое

учиться прошлое прошлое наше возможнее возрождение

героический

вое—-ое прошлое

I ненавидеть

все прошлое

сказочный ф ^ убогий Ф

-ща'ель". изучавший ф щ ® Ш щ 9

вахный компонент, фмилый добрый богатый

свежий ужас ф • ф « ф любовь отвра*ительный страшный ф

легендарный ф # •ненЭВИСТЬ мудрый

свое комсомольское прошлое уголовное прошлое

дореволюционное прошлое (прошлое правды

# довольный царистское прошлое бзльшевицкое прошлое

в славная-радиция > колониальное прошлое

Рис. 2. Граф тональностей, связанных с головным объектом «прошлое»:

I проклятый

- позитивные тональности; ^ - негативные тональности

Так, например, славным и героическим признается по большей части лишь то прошлое, которое осуществилось до поражения Белой армии (военные победы периода царской России, приписываемая ей экономическая мощь, культурное и духовное достояние дореволюционного периода) или было связано с сопротивлением наступлению Красной армии в период Гражданской войны - отчаянно смелым, хотя и, в ретроспективном видении XXI в., совершенно безнадежным. Однако прошлое Российской империи также нельзя назвать безукоризненно радужным. Члены «новых белых» сообществ живо откликаются комментариями на посты с цитатами признанных вождей большевизма о социальных проблемах предреволюционной России: националистической вражде на окраинах империи, крепостническом прошлом, неграмотности большинства населения. Заметно, что часть подписчиков признает справедливой критику красных, при этом неизменно указывая на недопустимость методов, используемых большевиками для установления собственного режима.

Рассматриваемый сегмент Рунета негативно оценивает тему корыстного и политически ангажированного использования «славного прошлого», выражает обеспокоенность из-за «обесценивания» исторического опыта в целях манипуляции массовым сознанием в настоящем: к примеру, 360 лайков, 67 репостов и 15 137 просмотров набрал пост, автор которого рассуждал о возрастании частоты обращения правящей элиты к эмоционально значимым символам коллективного сознания в моменты кризисов власти: концептам «Родина», «славное прошлое», «невероятное будущее» и т.п. Автор другого популярного поста эмоционально порицает нарочитую культивацию памяти о славном советском прошлом: «...Кремль... играет на ностальгии россиян по статусу сверхдержавы, делая упор на славных страницах советского прошлого».

Советский период истории России представляется сторонникам Белой идеи не иначе как поруганным и «поганым». Показательна реакция «белогвардейцев» на инцидент с отзывом прокатной лицензии у комедийного фильма «Смерть Сталина» британского режиссера А. Ианнуччи в 2018 г., получившим широкий общественный резонанс. Мотивом фильма власти сочли глумление над историей России, особенно неуместное в канун 75-й годовщины победы под Сталинградом [18]. Сразу четыре группы «ВКонтакте» («Общественно-исторический клуб "Белая Россия"», «Добровольческий генерала Деникина корпус», «Клубъ добровольцевъ Юга Россш») разместили на своих страницах заметку журналиста А. Познякова, в которой тот выражал недоумение как самим фактом запрета фильма, так и обнародованной причиной недопуска фильма в прокат. «Кого унижает фильм? С удивлением обнаруживаем, насколько сильны те, для кого смех и издевательство над поганым советским прошлым - это оскорбление самого святого», - отметил А. Позняков. Журналист назвал Ленина и Сталина новыми святыми или даже супергороями прошлого, с образами которых, по его убеждению, тесно ассоциирует себя современная российская власть. Потому «смех и издевательство над поганым советским прошлым - это оскорбление святого» [19].

В постах «белогвардейцев» советское наследие предстает тягостным реликтом, от которого необходимо избавляться. Одним из путей избавления выступает последовательное, беспристрастное и всесторонне изучение этого периода отечественной истории. Этап осмысления пережитого нацией опыта (который трактуется как «испытание»), по мнению онлайн-сооб-ществ, невозможен без обращения к более давнему -тысячелетнему - опыту российского государства.

На этом фоне заслуживает отдельного упоминания публикация в контенте белогвардейских сообществ

фрагмента воспоминаний В.В. Петрова - друга космонавта Ю.А. Гагарина - о выступлении последнего в защиту героического прошлого Российской империи на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи в 1965 г. [20]. «Новых белых» приятно удивила речь первого космонавта, в которой он призывал к восстановлению символов воинской славы царской России - Триумфальной арки 1812 г. и особенно - храма Христа Спасителя, сооруженных в честь победы над Наполеоном. «Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность?», - взывал Гагарин к разуму партийных функционеров. Пост был многократно повторен в «белогвардейских» сообществах, набрав суммарно более 1 500 положительных оценок и около 50 тыс. просмотров. В комментариях к записи чувствуется настороженное удивление: «Может поэтому он и ушёл из жизни так рано. Земля пухом... », «Интересная история, если это правда». Некоторые пользователи, впечатленные смелостью и благородством оратора, высказались более экспрессивно, сравнив «красных оккупантов» с упомянутым Гагари-

ным Наполеоном. В части сообщений история получила свое развитие в пользу обсуждения широко известной религиозности первого космонавта и членов его семьи.

Образ Юрия Гагарина - безупречного положительного героя советской эпохи, внезапно ставшего «ин-флюенсером» непримиримых к большевикам белогвардейских сетевых сообществ, - был воспринят как созвучный идеальному образу Белого офицера, готового погибнуть (и погибшего) за Отчизну, отстаивающего идеалы чести и доблести православного военного. Таким образом, ожидаемая «линейная» рациональность белогвардейского темпорального дискурса была поколеблена неожиданным наслоением более позднего, неустранимо общего для всех россиян советского опыта.

Проекции будущего, проявленные в дискурсе сторонников Белой идеи, на первый взгляд, выглядят более жизнерадостно, отражая вполне позитивные прогностические ожидания «белогвардейски» ориентированных пользователей Рунета (рис. 3).

наиболее оптимистичный вариант #

сказочный ф недалеко« будущее

потребительское будущее

страшное видение 0.

советское будущее литературное будущее ф.

будущее

ф неправильный

0 самый замечательный

видеть будущее

£ коммунистическое будущее

ф политическое будущее

блистательный

большой страх ф богатый ф ф гармоничный ф

мирный спокойный ф Ф

страх

героическим ф ф ф

прекрасная россия ф. разрушительный фф

страшный счастливый

наше будущее ' светлое будущее" 'ф это будущее

| рискованный вариант

• спасибо

> •

ужасный ф

Ф лучший

# • светлый беззаботный • 6мдомя УТОПМчеаая идея

ошибка славный А

туманный

^^ ф в паршивый • ф # • •

• ф ® Ф ® ф нелегкий I ф ф • * ф мрачный Л •

прекрасный хороший

^ светлый большой хороший печальный

Рис. 3. Граф тональностей, связанных с головным объектом «будущее»: — - позитивные тональности; — - негативные тональности

Несмотря на присутствие в оценках некоторых тревожных аспектов, позитивные характеристики грядущего преобладают. Будущее на уровне основных лингвистических маркеров видится исполненным благополучия: спокойным, гармоничным, богатым, добрым и несомненно лучшим, чем настоящее. Однако при более детальной фокусировке оптимизм современных «белых» распадается, выглядит более фрагментиро-ванным, демонстрируя предсказуемую и отчасти ожидаемую аберрацию магии «больших чисел». Только погружение в «качественные характеристики» отдельных публикаций дают понимание внутренней сложности обобщений выбранного массива медиатекста, полученного «количественным» способом.

Вера в лучшее и счастливое будущее в ряде публикаций предстают отчаянным желанием избежать опыта, пережитого нацией в прошлом: «В России жизнь как условие выживания построена на надежде. Это всегдашняя надежда на лучшее будущее. Будем думать, что однажды, опираясь на новые поколения, эта надежда все же превратится в реальность, и россияне очнутся в нормальном мире». В иных рассуждениях вера в грядущее сопряжена с горечью несбывшихся посулов «лучшего будущего», обещанных как белыми, так и красными. Слова «прекрасное/светлое будущее» в дискурсе белых нередко звучат как сардонически окрашенный оксюморон - несбыточная мечта многократно обманувшегося народа.

И все-таки, по убеждению членов «белогвардейских» сообществ, «лучшее будущее» возможно, но оно не может наступить само собой - за него нужно бороться. Один из путей к лучшей доле лежит в изживании наследия большевиков. Будущее не может состояться как сколько-нибудь позитивное, если в нем есть хоть малая толика «советскости». Отсюда проистекают неустанные порицания «белыми» действий или бездействия современной российской власти, в которой усматривают генетическую связь и аналогии с партийной и силовой элитой СССР. Жизнестойкость триггеров советского прошлого привела к формированию в «белогвардейском» медиаконтенте и такой версии будущего, в котором члены сообществ с ужасом полагают вполне вероятным ренессанс социализма.

Лучшим способом обретения благополучия в перспективе грядущего, по убеждению сегмента религиозно ориентированных сообществ, является классическая триада национального перерождения: обретение исторических корней, духовное и нравственное возрождение православной Руси. Так, правоконсерватив-ное сообщество «Партия Великая Россия» в публикации «Русские: проигранный ХХ век» расширило этот перечень сугубо демографическим компонентом. По убеждению авторов поста, путь к лучшему будущему лежит через повышение уровня рождаемости в этнических русских семьях, разделяющих православные ценности. В противном случае русский мир обречен, а всем еще не рожденным (немногочисленным) поколениям истинных русских предстоит ужасное будущее - жить в стране (культуре, цивилизации), которая им больше не принадлежит.

Ряд групп «ВКонтакте» («Православная самодержавная монархия», «Газета Монархистъ», «Стратегия Белой России» и т.д.) более традиционно связывает лучшую долю России будущего с опытом самодержавной монархии. Сообщества такого типа в разное время разместили на своих страницах размышления Н.Ф. Си-гиды - монархиста, бывшего гвардейского поручика, который участвовал в походе белого полковника М.Г. Дроздовского, впервые опубликованные в газете иммигрантов Нью-Йорка «Знамя России» в 1962 г. Рассуждая о будущем покинутой родины, Сигида писал: «. обернувшись назад, проанализировав свое великое прошлое, русский народ должен возвратиться к истокам своего русского действительного народоправства, обеспеченного только под скипетром Русского Православного Царя» [21].

Идея реставрации монархии и восстановление былого (и уничтоженного большевиками) наследия Российской империи - популярный мотив дискурса будущего у «белогвардейцев». Однако в этих рассуждениях хватает как бравады прошлыми - еще имперскими -победами, так и понимания невозможности возврата к реалиям давно прошедших времен в условиях современного мира. Так, М. Назаров, современный общественный деятель, писатель и убежденный монархист, на странице «Наследие Русского Офицера» с горечью отметил, что не видит в обозримой перспективе возможности восстановления в дореволюционных границах Российской православной империи: «. боюсь, что

наиболее оптимистичным вариантом недалекого будущего для нас будет даже не собирание русских земель, а хотя бы сохранение оставшихся в границах Московского царства» [22]. Образ Российской империи предстает одновременно недостижимым идеалом и оплотом от неуклонно надвигающегося тревожного варианта будущего.

Любопытно, что тема «страшного/пугающего/ужасного будущего» в постах «белых» в действительности чаще имеет отношение не столько к тому, чему еще предстоит случиться, сколько к событиям уже минувшим, то есть содержится в нарративах о «грядущем прошедшего», посвященным житейским микроисториям, иногда подсвеченным сакраментальными высказываниями великих классиков русской литературы или цитатами из религиозных текстов. Трагические события минувшего века вновь и вновь переживаются потомками через уже прожитые индивидуальные судьбы людей, погруженных в горнило роковых событий русской революции и ее последствий. Авторы публикаций обращаются к сюжетам предреволюционной поры -мифологизированной «тихой гавани» России излета XIX - начала XX в.: историям частной жизни представителей императорской фамилии, портретам российских обывателей на старинных фотографиях, духовным максимам, запечатленным в текстах Ф.М. Достоевского, чтобы затем на контрасте показать, как в одно мгновение будет разрушена мирная жизнь, сбудутся мрачные предсказания и неумолимо разрушит хрупкие чаяния людей снежная лавина «страшного будущего». Сквозь призму снова и снова эмоционально переживаемой катастрофы прошлого, в котором оказались разбиты все обещания светлого будущего, сообщества «белых» осмысляют реалии настоящего, недоверчиво реагируя на позитивные изменения и выражая мрачную решимость принять новые вызовы коллективной судьбы.

Репрезентации исторически ориентированных дискурсов Интернета, сфокусированные исследователем и интегрированные посредством программ автоматизированного интеллектуального анализа естественного языка, позволяют внести принципиально новый ракурс в исследования коллективной памяти, сформировать выводы, характеризующие массовое сознание современников, которые невозможно получить никаким иным образом. Однако методология изучения больших данных медиатекста при всей своей специфике не меняет принципиальных закономерностей изучения коллективной памяти. Память имеет нерациональный и политически ангажированный уклад, она всегда выступает с позиций императива истины, но, в действительности, непрерывно изменяется, реагируя на воздействия настоящего и трансформируя образы будущего. Обладая спонтанностью и подвижностью памяти от «первого лица», коллективные репрезентации формируют групповые идентичности, наиболее явственной рамкой которых становятся самые драматические поражения и самые впечатляющие победы национального прошлого. Именно этот мировоззренческий настрой, отнюдь не всегда разделяющий фактологические версии академической исторической

науки, формирует остов морально-этических обязательств общества в настоящем. В ретроспективных рассуждениях осмысляется пространство «долга перед прошлым», формирующим намерение действовать в настоящем [23. Р. 153-154].

Сложной «работой памяти», формирующей социальные обязательства в настоящем, могут быть объяснены парадоксальные, на первый взгляд, темпоральные характеристики современных сообществ Интернета.

Примечания

1 Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «VKApi8. Библиотека методов по выгрузке и анализу данных из социальной сети "ВКонтакте"» RU 2019662001 от 10.09.2019.

2 XPDL («extended Pattern Definition Language», т.е. расширенный язык для определения текстовых паттернов) - это язык написания правил

платформы PolyAnalyst, используемый для извлечения значимой информации из неструктурированных текстов.

Список источников

1. Трубникова Н.В. Междисциплинарный альянс или конфронтация? Дискуссии французских историков и социологов по теории социальных наук // Известия Томского политехнического университета. 2005. Т. 308, № 3. С. 192-196.

2. Bory P. The Internet Myth. University of Westminster Press, 2020. 168 p.

3. Ассман А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. М. : НЛО, 2017. 272 с.

4. Baschet J. Défaire la tyrannie du présent. Temporalités émergentes et futurs inédits. Paris : La Découverte, 2018. 318 p.

5. Цветков В.Ж. Белое дело в России: 1917-1919 гг. М. : Яуза-Каталог, 2019. 1056 с.

6. Россия и СССР в войнах ХХ века. Книга потерь / Г.Ф. Кривошеев, В.М. Андронников, П.Д. Буриков и др. М. : Вече, 2010. 624 с.

7. Эрлихман В.В. Потери народонаселения в ХХ веке : справочник. М. : Русская панорама, 2004. 176 с.

8. Население России в ХХ веке : в 3 т. / отв. ред. Ю.А. Поляков. Т. 1. М. : РОССПЭН, 2000. 463 с.

9. 1917-2017. Память о революции. Инфографика ФОМ с основными результатами опросов про революцию // Фонд Общественное Мнение. 07 Ноября 2017. URL: https://fom.ru/Proshloe/13839 (дата обращения: 01.08.2022).

10. Гражданская война в России: сто лет спустя // ВЦИОМ. 26.06.2018. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/grazhdanskaya-vojna-v-rossii-sto-let-spustya- (дата обращения: 01.08.2022).

11. Статистика социальных сетей // Brand Analytics. URL: https://br-analytics.ru/statistics/author/?hub_id=vk&date=202207&country_id=20 (дата обращения: 01.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Пильгун М.А. Медиадискурс репрезентации событий 1917 года: молодежный контент // Вопросы психолингвистики. 2017. № 34. С. 6475.

13. Shevelev D.N., Konev K.A. Forms of Representation of National Identity In The Official And Pro-Government Periodical Press Of Eastern Russia (June 1918 - December 1919) // Bylye gody. 2015. № 38 (4). P. 1105-1114.

14. Петров Е.Ю., Саркисова А.Ю. Ресурс аналитической платформы PolyAnalyst в социогуманитарных научных исследованиях // Открытые данные - 2021 : материалы форума / под ред. А.Ю. Саркисовой. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2021. С. 94-104.

15. Что такое «анализ тональности»? // Megaputer. Май 18, 2018. URL: https://www.megaputer.com/ru/what-is-sentiment-analysis/ (дата обращения: 15.08.2022).

16. Пазельская А.Г., Соловьев А.Н. A method of sentiment analysis in Russian texts // A method of Sentiment Analysis in Russian Texts. Computational linguistics and intellectual technologies (Dialogue-2011). № 4. Р. 510-552. URL: https://www.dialog-21.ru/digests/dialog2011/materi-als/ru/pdf/50.pdf (дата обращения: 08.08.2022).

17. Mided J. The Internet and the public sphere: What kind of space is cyberspace? // Culture and technology in the new Europe / ed. by L. Langel. Ablex Publishing, 2000. Р. 63-75.

18. Мединский обосновал запрет проката «Смерти Сталина» // Ведомости. 23 января 2018. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2018/01/23/748735-medinskii (дата обращения: 01.09.2022).

19. Позняков А. Ленин - новый святой. Сталин - великий менеджер и супергерой // Общественно-исторический клуб «Белая Россия». 2018.01.24. URL: http://belrussia.ru/page-id-9852.html (дата обращения: 01.09.2022).

20. Петров В., Митрофанова А., Пичугин А. Валентин Петров: Человек-Комос // Фома. 2017. URL: www.foma.ru/valentin-petrov-chelovek-kosmos.html (дата обращения 12.09.2022).

21. Сигида Н. Русская демократия (размышления Дроздовца) // Знамя России. 1962. № 220. URL: http://rys-strategia.ru/publ/3-1-0-6801 (дата обращения: 31.08.2022).

22. Назаров М. Нужна ли русским империя // Сообщество «ВКонтакте» «Наследие русского офицера». 14.02.2021. URL: www.vk.com/wall-176748537_6438 (дата обращения: 12.09.2022).

23. Pool R. Memory, history and the claims of the past // Memory Studies. 2008. Vol. 1 (2). Р. 149-166.

References

1. Trubnikova, N.V. (2005) Mezhdistsiplinarnyy al'yans ili konfrontatsiya? Diskussii frantsuzskikh istorikov i sotsiologov po teorii sotsial'nykh nauk [Interdisciplinary Alliance or Confrontation? Discussions of French Historians and Sociologists on the Theory of Social Sciences]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. 308 (3). pp. 192-196.

2. Bory, P. (2020) The Internet Myth. University of Westminster Press.

3. Assmann, A. (2017) Is time out ofjoint? On the rise and fall of the modern time regime. Moscow: NLO. (In Russian).

4. Baschet, J. (2018) Défaire la tyrannie du présent. Temporalités émergentes et futurs inédits. Paris: La Découverte.

5. Tsvetkov, V.Zh. (2019) Beloe delo v Rossii: 1917-1919gg. [The White Case in Russia: 1917-1919]. Moscow: Yauza-Katalog.

6. Krivosheev, G.F. et al. (2010) Rossiya i SSSR v voynakhXXveka. Knigapotter' [Russia and the USSR in the wars of the twentieth century. Book of losses]. Moscow: Veche.

7. Erlikhman, V.V. (2004) Poteri narodonaseleniya v XX veke: spravochnik [Population losses in the twentieth century: a reference book]. Moscow: Russkaya panorama.

8. Polyakov, Yu.A. (ed.) (2000) Naselenie Rossii v XX veke: v 3 t. [Population of Russia in the twentieth century: in 3 volumes]. Vol. 1. Moscow: ROSSPEN.

9. Fond Obshchestvennoe Mnenie [Public Opinion Foundation]. (2017) 1917-2017. Pamyat' o revolyutsii. InfografikaFOMs osnovnymi rezul'tatami oprosovpro revolyutsiyu [1917-2017. Memory of the revolution. Public Opinion Foundation's infographics with the main results of surveys about the revolution]. 07 November. [Online] Available from: https://fom.ru/Proshloe/13839 (Accessed: 01.08.2022).

10. VTsIOM. (2018) Grazhdanskaya voyna v Rossii: sto let spustya [The Civil War in Russia: One Hundred Years Later]. 26.06.2018. [Online] Available from: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/grazhdanskaya-vojna-v-rossii-sto-let-spustya- (Accessed: 01.08.2022).

11. Brand Analytics. (2022) Statistika sotsial'nykh setey [Social Media Statistics]. [Online] Available from: https://br-analytics.ru/statistics/author/?hub_id=vk&date=202207&country_id=20 (Accessed: 01.08.2022).

12. Pil'gun, M.A. (2017) Mediadiskurs reprezentatsii sobytiy 1917 goda: molodezhnyy kontent [Media discourse of representation of the events of 1917: youth content]. Voprosypsikholingvistiki. 34. pp. 64-75.

13. Shevelev, D.N. & Konev, K.A. (2015) Forms of representation of national identity in the official and pro-government periodical press of Eastern Russia (June 1918 - December 1919). Bylye gody. 38 (4). pp. 1105-1114.

14. Petrov, E.Yu. & Sarkisova, A.Yu. (2021) [The resource of the analytical platform PolyAnalyst in social and humanitarian research]. Otkrytye dannye — 2021 [Open data - 2021]. Forum Proceedings. Tomsk: Tomsk State University. pp. 94-104. (In Russian).

15. Megaputer. (2018) What is sentiment analysis? May 18. [Online] Available from: https://www.megaputer.com/ru/what-is-sentiment-analysis/ (Accessed: 15.08.2022).

16. Pazel'skaya, A.G. & Solov'ev, A.N. (2011) A method of sentiment analysis in Russian texts. A method of Sentiment Analysis in Russian Texts. Computational linguistics and intellectual technologies (Dialogue-2011). 4. pp. 510-552. [Online] Available from: https://www.dialog-21.ru/digests/dialog2011/materials/ru/pdf/50.pdf (Accessed: 08.08.2022).

17. Mided, J. (2000) The Internet and the public sphere: What kind of space is cyberspace?. In: Langel. L. (ed.) Culture and technology in the new Europe. Ablex Publishing. pp. 63-75.

18. Vedomosti. (2018) Medinskiy obosnoval zapret prokata "Smerti Stalina " [Medinsky justified the ban on the release of The Death of Stalin]. 23 January. [Online] Available from: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2018/01/23/748735-medinskii (Accessed: 01.09.2022).

19. Poznyakov, A. (2024) Lenin — novyy svyatoy. Stalin — velikiy menedzher i supergeroy [Lenin - a new saint. Stalin: a Great Manager and a Superhero]. "Belaya Rossiya". 2018.01.24. [Online] Available from: http://belrussia.ru/page-id-9852.html (Accessed: 01.09.2022).

20. Petrov, V., Mitrofanova, A. & Pichugin, A. (2017) Valentin Petrov: Chelovek-Kosmos [Valentin Petrov: Man-Cosmos]. Foma. [Online] Available from: www.foma.ru/valentin-petrov-chelovek-kosmos.html (Accessed: 12.09.2022).

21. Sigida, N. (1962) Russkaya demokratiya (razmyshleniya Drozdovtsa) [Russian Democracy (Drozdovets's Reflections)]. Znamya Rossii. 220. [Online] Available from: http://rys-strategia.ru/publ/3-1-0-6801 (Accessed: 31.08.2022).

22. Nazarov, M. (2021) Nuzhna li russkim imperiya [Do Russians Need an Empire?]. "Nasledie russkogo ofitsera". 14.02.2021. [Online] Available from: www.vk.com/wall-176748537_6438 (Accessed: 12.09.2022).

23. Pool, R. (2008) Memory, history and the claims of the past. Memory Studies. 1 (2). pp. 149-166.

Информация об авторах:

Трубникова Н.В. - д-р ист. наук, профессор кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected] Рогаева И.Е. - канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

N.V. Trubnikova, Dr. Sci. (History), professor, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

I.E. Rogaeva, Cand. Sci. (History), senior lecturer, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.02.2024; одобрена после рецензирования 29.04.2024; принята к публикации 31.05.2024.

The article was submitted 09.02.2024; approved after reviewing 29.04.2024; accepted for publication 31.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.