Научная статья на тему 'Большевизм и торговля (1920-1930-е гг. )'

Большевизм и торговля (1920-1930-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1796
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ТОРГОВЛЯ / БОЛЬШЕВИЗМ / ПОЛИТИКА / ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ / SOVIET TRADE / BOLSHEVISM / POLITICS / THE EVOLUTION OF ATTITUDES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дубровский А. М.

В статьепоказана политика большевиков по отношению к торговле, кризис этой политики и отказ от утопических представлений о судьбе торговли при социализме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bolshevism and a trade (1920-1930)

The article analyses evolution of bolshevism views on fate of trade in socialist society.

Текст научной работы на тему «Большевизм и торговля (1920-1930-е гг. )»

УДК 947.084.6

БОЛЬШЕВИЗМ И ТОРГОВЛЯ (1920-1930-Е ГГ.)

А.М. Дубровский

В статье показана политика большевиков по отношению к торговле, кризис этой политики и отказ от утопических представлений о судьбе торговли при социализме

Ключевые слова: советская торговля, большевизм, политика, эволюция взглядов

Когда оппозиционная партия оказывается у власти, её идеи и политические планы проходят проверку на реализм. В 1920-1930-е гг. в Советском Союзе вместе с интенсивным процессом модернизации и централизации управления всеми областями жизни страны происходило преодоление элементов утопизма в идеологии и политике партии большевиков. Полного отказа от всех утопических идей быть не могло. Партия не могла, в частности, заявить об утопичности своей конечной цели - построения коммунизма; несбыточность этой мечты стала особенно ясной много позже. С первых лет нахождения у власти партия была вынуждена отступить от пролетарского интернационализма и признать необходимость удовлетворения национально-государственных интересов СССР, ею была переосмыслена и отодвинута не неопределённое время идея мировой пролетарской революции, произошёл отказ от прежнего понимания патриотизма, государства и пр.[4, с.19-94] В числе тех представлений, которые были подвергнуты переосмыслению, оказались и представления о судьбе торговли, товарно-денежных отношений после социалистической революции. Рассмотрению этого переосмысления и посвящена настоящая работа.

До революции и прихода к власти у большевиков существовало твёрдое убеждение в том, что при построении нового общества будут уничтожены частная собственность и порождаемые ею товарно-денежные отношения. В.И.Ленин представлял себе социалистическую систему распределения не как продажу товаров, а как прямой обмен продуктов труда. Ленин понимал, что отмена денег и торговли не может произойти в один момент. Он считал, что на «первых порах» «не отменяя денег и не запрещая отдельных сделок купли-продажи отдельными семьями, мы должны прежде всего сделать обязательными, по закону, проведение всех таких сделок через потребительски-производственные коммуны» [9, с.30]. По его мысли, сосредоточив денежные потоки в руках государства, большевистской власти будет легче привести страну к бестоварному обществу. Декретом Совнаркома от 11 января 1919 г. государство полностью централизовало продовольственное снабжение, частная торговля была запрещена.

Новая власть решила ввести в экономику те порядки, которые соответствовали её представлениям о социализме. Главным из них был организация безденежного продуктообмена: промышленные продукты вывозились в сельские местности и отпускались там в обмен на продовольственные продукты или сырьё, необходимые для производственных нужд промышленных предприятий. «Место торговли занимает прямое коммунистическое распределение», - полагали современники [2, с.7]. С 1919 г. была введена система продразвёрстки - безвозмездного государственного сбора продуктов с крестьян. В 1920-1921 гг. продразвёрстка охватила все сырьевые культуры [2,с.25].

С начала 1920 г. торговлю стало заменять собою безденежное распределение. При предприятиях было введено бесплатное общественное питание. Заработная плата начала натурализоваться - превращаться в продукты, которые вместо денег в виде питания получали работники. В том же году была отменена плата за пользование городским транспортом, почтой, телеграфом, электричеством. Проводимая политика получила название политики военного коммунизма. Долгое время в советской исторической науке держалось мнение о том, что политика военного коммунизма была вызвана условиями гражданской войны. Однако, как известно, важные меры по введению военного коммунизма были проведены в жизнь в конце 1920 г., когда гражданская война заметно затухала, и военные условия жизни стали уходить в прошлое. Значительная часть членов большевистской партии рассматривала сложившуюся ситуацию как введение коммунизма, начало создания нового общества.

В 1921 г. в стране в основном закончилась гражданская, война; к этому же году был почти уничтожен свободный рынок [10,с.139]. В это время в России сложился политический кризис. Большая часть населения, особенно крестьянство, сопротивлялось политике большевиков и хотело их свержения. Сельских жителей в наибольшей степени раздражала продразвёрстка. Понимая

необходимость успокоения крестьянства, в 1921 г. Ленин предложил новую экономическую политику, которая предполагала возвращение к свёрнутым новой властью товарно-денежным отношениям. Теперь с крестьянского хозяйства государство брало продовольственный налог вместо прежней развёрстки. У крестьянина оставалась часть продукции его хозяйства, и он мог продавать его на свободном рынке. Позже, с установлением твёрдой валюты, налог был превращён из натурального в денежный, что также свидетельствовало о признании необходимости развития товарно-денежных отношений.

С точки зрения Ленина и партии, новая экономическая политика была временным отступлением, уступкой крестьянству. В 1921 г. государство разрешило свободный обмен сельскохозяйственными продуктами, отменило свой декрет о национализации мелких предприятий, позволило сдавать в аренду государственные предприятия частным лицам, объявило о свободе в организации небольших частных предприятий. Население страны довольно быстро откликнулось на этот важный поворот в деятельности партии большевиков. Начал бурно возрождаться рынок. На прилавках появились продукты, которые, казалось бы, исчезли из страны. Первоначально была разрешена только мелкая частная розничная торговля сельскохозяйственными продуктами и некоторыми промышленными товарами широкого потребления. В 1922 г. ассортимент частной торговли расширился. Со второй половины 1922 г. происходит укрупнение торговли. На рынке постепенно господствующей силой становились профессиональные торговцы, имевшие дореволюционный опыт работы в торговле. К 1923 г. частные торговцы господствовали на розничном рынке и играли значительную роль на оптовом [18,с.47].

По разным каналам государство пыталось контролировать торговые сделки, регистрировать торговые точки, держать под контролем торговые обороты частников. С 1923 г. оно повела на торговлю наступление. Был резко сокращён отпуск товаров частным предпринимателям со стороны государственных организаций. Был также прекращён кредит и введены высокие налоги. В таких условиях с 1924 г. частная торговля начала сокращаться. Главным полем её деятельности стала розничная торговля.

Власть рассматривала торговлю как временное явление в новой жизни. Поэтому в 1920-е гг. при постройке новых посёлков в них не планировались здания для магазинов. Главное внимание уделялось развитию системы общественного питания в домах с коммунальными квартирами.

В начале 1924 г. началась кампания по снижению цен во всех секторах розничной торговли. Цены в розничной торговле снизились в среднем на 20%. Снижение цен привели к частичному свертыванию частной торговли. Наибольшие потери понесли частные оптовики, их закупки товаров у трестов за 1924 г. сократились почти в два раза. Резкое свёртывание частной торговли имело отрицательные последствия. Кооперативная и государственная торговля не могли компенсировать закрывшиеся частные торговые предприятия. В некоторых районах, особенно в деревнях, образовались «торговые пустыни», так как там не было никаких торговых пунктов. После некоторого подъёма в торговле в середине 1920-х гг. снова стал проявляться дефицит в товарах как производственного, так и потребительского назначения. Одним из источников этого дефицита было то, что в соответствии с политикой индустриализации страны власть затрачивала основные средства на развитие тяжёлой промышленности (производство средств производства), а предметы массового потребления производили ремесленники-кустари. Экономисты отмечали, что товарный голод приобрел систематически й характер с 1925-26 г. [6,с.25].

Начиная с 1925 г., стало проявляться стремление государства к свёртыванию нэпа. В 1926 г. власть вернулась к политике сокращения частного предпринимательства в области торговли. Она стала закрывать акционерные общества, так как они не занимались производительной деятельностью, а только скупали и перепродавали продукцию кустарей. Четвёртая часть этих обществ была закрыта. Пошло наступление власти на биржи. Около ста бирж было закрыто, остались биржи только в крупных городах. Были повышены налоги с частных торговых предпринимателей. Потребительская кооперация должна была занять место вытесняемых частных предпринимателей. Для них сократился отпуск товаров.

В конце 1927 г. в политике партии начался поворот по отношению к частному капиталу. Власть отказалась от дальнейшего проведения политики, известной под названием нэп. В 1928 г. вместо оптовой торговли между предприятиями стала внедряться государственное распределение денежно-материальных ценностей в соответствии с нормами. Важными средствами ликвидации

частного предпринимательства в торговле стали налоговая политика, государственное регулирование цен, высокая плата за пользование транспортом. Частная торговля вступила в стадию распада. В частную торговую сеть государственные органы перестали отпускать товары. В 1927-28 гг. розничная торговая сеть сократилась на 22,7% [7,с.64]. Основная часть цен становится государственной, то есть фиксированной, нерыночной. В 1928 г. была ликвидирована значительная часть акционерных обществ. В начале 1930 г. были упразднены биржи и ликвидированы ярмарки К концу 1920-началу 1930-х гг. потребительская кооперация заняла господствующее положение на рынке. В самом начале 1930-х гг. профессиональная частная торговля перестала существовать.

С 1928 г., с началом выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны, централизованное планирование заняло лидирующее положение в советской экономической политике, которая таким путём возвращалась к принципам военного коммунизма. После 1929 г. сложился безденежный товарооборот - государственная система безналичных расчётов. Коммерческих банков не стало, существовал один Госбанк.

С середины 1920-х гг. до 1932 г. общая численность предприятий розничной торговли уменьшилась в два раза. Хотя в стране открывались магазины и лавки, ларьки и палатки исчезали. В 1931 г. была прекращена торговля в Москве, в ГУМе. Крупнейшее торговое здание столицы в течение последовавших 22 лет использовалось не по назначению. Действовавшая в конце первой пятилетки розничная торговая сеть была недостаточной для обслуживания населения. Сложился кризис в области торговли и обеспечения населения необходимыми продуктами [8,с.19].

В это время стали особенно явно нарастать продовольственные трудности. Уже в 1928 г. в провинциальных центрах очереди за хлебом насчитывали до 600 человек [12,с.41]. Летом этого же года население в городах устанавливало такие очереди с вечера, чтобы утром или днем купить хлеб. В июне 1928 г. чекистские органы информировали власть о забастовках [12,с.323].

В 1928-1929 гг. была создана система торговли по карточкам. Она должна была обеспечить каждого человека необходимым минимумом продуктов. Начавшись с хлеба, карточная система была распространена на другие дефицитные продукты - сахар, мясо, масло, чай и пр. К концу 1929 г. карточная система была распространена почти на все продовольственные, а потом и на промышленные товары, особенно одежду и обувь [5,с.20-22]. Вместо свободной купли-продажи товара происходило отоваривание, которое производилось по «заборным документам» через закрытые распределители, закрытые рабочие кооперативы, отделы рабочего снабжения. Таким образом, в первой половине 1930-х гг. в товарообороте господствовало нормированное распределение. Понятие «торговля» потеряло смысл.

Конец 1920-х - начало 1930-х гг. было временем, когда партийно-государственная верхушка поняла, что утопические эксперименты, которые в разных областях жизни внедряли большевики, ведут к провалу. Особенно наглядно и опасно это давало себя знать в экономике. Поэтому именно в это время начал происходить крутой поворот в политике партии по отношению к ряду областей жизни. Конец 1920-х - начало 1930-х гг. были переломным временем в развитии внутренней торговли в СССР, в партийно-государственной политике по отношению к торговле. Руководство страной перешло от изживания торговли к поддержке её развития, к использованию товарно-денежных отношений. Еще в апреле 1929 г. в докладе на пленуме ЦК и ЦКК Сталин критиковал Бухарина и указывал на опасность «раскрепощения рынка» [13,с.44]. Корректируя свои взгляды Бухарин в начале 1930 г. писал в газете «Правда» о том, что «в общем и целом сегодня речь идет о прыжке в сторону социалистического продкутообмена, о сокращении рыночных отношений и замене их договорными отношенями между предприятиями» [1]. В «Ответе товарищам свердловцам» (февраль 1930 г.) Сталин говорил о завершении нэпа, «когда мы получим возможность наладить хозяйственные связи между городом и деревней через свои торговые организации» [14,с.182], то есть он не вел речь об отмирании товарно-денежных отношений. А в политическом отчете XVI съезду партии (июнь 1930 г.) Сталин уже отмечал рост товарооборота как положительный показатель [15,с.263]. 23 июня 1931 г. в речи на совещании хозяйственников Сталин резко выступил против уравниловки в зарплате высококвалифицированных и низкоквалифицированных рабочих [16,с.55-60], а это косвенно было связано с удовлетворением потребностей этих рабочих через торговлю. В октябре 1931 г. Пленум ЦК партии впервые поставил задачу развития советской торговли. Пленум указал на необходимость «перейти с рельсов механического распределения товаров на рельсы развертывания советской торговли». В решениях XVII конференции ВКП(б) (янв-фев 1932 г.)

прямо говорилось о том, что «развертывание товарооборота - прежде всего розницы» укрепляет базу социалистического строительства. В начале 1932 г. был основан журнал «Советская торговля» в первом номере, в передовой статье под названием «Наши задачи» осуждались "левацкие" заскоки в сторону продуктообмена, отрицание необходимости советской торговли, попытки подменить советскую торговлю механическим распределением [11,с.2].

7 января 1933 г. в докладе на объединённом пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) Сталин посвятил один отдел своего выступления товарообороту между городом и деревней. Здесь он впервые заговорил о «развертывании советской торговли». Обычно Сталин выдвигал какую-либо идею, когда она уже была апробирована, то есть прозвучала в устном выступлении, появилась в печати, стала внедряться на практике. Каждый политико-идеологический поворот вождь совершал постепенно, но так, чтобы точку в этом повороте ставило его выступление, тогда новая идея воспринималась как его идея. Так было и с идеей торговли при социализме. «Что такое советская торговля? - ставил вопрос Сталин. - Советская торговля есть торговля без капиталистов - малых и больших, торговля без спекулянтов - малых и больших. Это особого рода торговля, которой не знала до сих пор история и которую практикуем только мы, большевики, в условиях советского развития» [17,с.203-204]. Термин «советская торговля» был узаконен. Сталин неоднократно подчеркивал, что развитие торговли не является возвратом к нэпу [17,с.203, 204]. В докладе XVII съезду (январь 1934 г.) он включил показатели торговли в особый отдел доклада.

Критикуя «левацкие» идеи об отмене торговли при социализме и проповедуя развитие товарно-денежных отношений, и Сталин и советская печать не говорили о том, что идея прямого продуктообмена, отмены торговли принадлежала Ленину, от наследия которого партия теперь отказалась.

The article analyses evolution of bolshevism views on fate of trade in socialist society.

Список литературы

1. Бухарин Н.И. Великая реконструкция // Правда. 1930. 19 февраля.

2. Гессен С. Внутренний товарооборот в СССР за 10 лет // Вопросы торговли. 1927. №2-3.

3. Громыко Е.В., Рязанов Н.Н. Советская торговля за 15 лет. М., 1932.

4. Дубровский А.М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930-1950-е гг.). Брянск, 2005.

5. Иванов Ю.М. В сталинском «раю». М., 2005.

6. Канторович В. Баланс спроса и предложении я товаров // Вопросы торговли. 1930. № 6.

7. Кафенгауз Б. Розничная торговая сеть и перспективы ее развития - Вопросы торговли. 1929. № 4.

8. Крон Ц. Вопросы продовольственного снабжения СССР // Вопросы торговли. 1929. №14

9. Ленин В.И. О принципах социалистического хозяйствования. М., 1964.

10. Лозинский В. Внутренний рынок и цены за десять лет // Вопросы торговли. 1927. №23.

11. Наши задачи // Советская торговля. 1932. №1.

12. «Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.). Т.6. М., 2002.

13. Сталин И.В. О правом уклоне в ВКП(б). Речь на пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) // Соч.

Т.12.

14. Сталин И.В. Ответ товарищам свердловцам // Соч. Т.12.

15. Сталин И.В. Политический отчет ЦК XVI съезду ВКП(б) // Соч. Т . 12.

16.Сталин И.В. Новая обстановка - новые задачи хозяйственного строительства // Соч.

Т.13

17. Сталин И.В. Итоги первой пятилетки // Соч. Т.13.

18.Фишгендлер А. Движущие силы обобществления товарооборота // Вопросы торговли. 1927. №1.

Об авторе

Дубровский Александр Михайлович, профессор Брянского госуниверситета. alexdubr48@mail. ru.

Bolshevism and a trade (1920-1930)

A.M.Dubrovskii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.