Научная статья на тему 'Большая игра'

Большая игра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Большая игра»

Илья Валенин

к

1

Это тоже своего рода спорт — состязание стран за право стать местом проведения того или иного крупного спортивного мероприятия, будь то чемпионат мира или Европы по футболу либо Олимпиада. Экономические выкладки, которые содержались в национальных заявках стран-победительниц на протяжении последних нескольких десятков лет, ни разу не совпадали с действительностью: фактические затраты неизменно оказывались выше (иногда — на порядки!), экономический эффект — значительно ниже (или не поддавался объективному исчислению). В среде спортивных экономистов огромное число скептиков, которые с цифрами в руках доказывают, что выгода от проведения мегамероприятий для национальных экономик при правильном подсчете оказывается почти всегда меньше понесенных затрат, а подлинные бенефициары — национальные и международные спортивные организации-устроители.

Что заставляет политиков и спортивных функционеров так упорно добиваться для своей страны статуса хозяйки международного турнира и волноваться, выступая «фром май харт ин инглиш»1 перед заявочными комитетами? Не праздный вопрос для России, которая в не самой далекой перспективе станет хозяйкой зимней Олимпиады, а затем, в 2018 году, — чемпионата мира по футболу

Ставки выросли

Чемпионат Старого Света по футболу вернулся в Восточную Европу впервые со времен Югославии 1976 года. Времена изменились, и теперь даже той страны больше не существует. Тогда в финальном турнире участвовало только четыре команды, он проходил всего четыре дня на двух стадионах. Сравните с предстоящим этим летом: 16 команд играют 24 дня на восьми стадионах сразу двух стран — Польши и Украины. Совсем другой масштаб! И что же произошло за эти 36 лет, что помогло чемпионату так вырасти? Ответ простой: деньги и национальные амбиции.

В 1976-м Югославии не нужно было особенно готовиться к проведению международного турнира. Страна использовала уже существующие стадионы и транспортную инфраструктуру, и даже расходы на увеличение гостиничного фонда для размещения приезжих фанатов были небольшими.

С тех пор цена вопроса значительно выросла, а дорогой и качественной инфраструктуры чемпионатам требуется все больше. В наши дни частью тендерного пакета, предоставляемого в УЕФА претендентами на проведение чемпионата Европы, становится сумма, которую принимающие города собираются потратить на модернизацию транспортной системы, включая расширение или строительство аэропортов, возведение новых спортивных объектов и меры безопасности.

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ МАИ #5 2012

34

Стартующий в июне чемпионат Европы 2012 и другие спортивные мегасобытия с точки зрения экономического эффекта.

Оценочно в процессе подготовки к нынешнему чемпионату Польша и Украина потратили в общей сложности на строительство и модернизацию около $40 млрд.

Весьма примечательный тренд: страны-претенденты все чаще подают двойные заявки, чтобы разделить бремя расходов. С самого первого чемпионата Европы 1960 года и вплоть до 2000-го хозяйкой турнира становилась лишь одна страна. Зато в трех чемпионатах из последних четырех страны-устроительницы выступали парами: Бельгия и Нидерланды — в 2000-м, Австрия и Швейцария в 2008-м, и вот теперь — Польша и Украина. Дальше — больше: через два года будет определяться место проведения чемпионата-2020; среди поданных в УЕФА заявок — лишь совместные.

В поисках заявленного эффекта

Чтобы национальная заявка победила, обещать приходится много и складно. Обоснование экономического эффекта и составление примерной сметы предстоящего спортивного мегасобытия — любимый исследовательский жанр авторитетных международных консалтинговых и аудиторских компаний, который хорошо оплачивается заинтересованными спонсорами. Подведение экономических итогов мероприятия для национальной экономики — жанр неблагодарный, он преимущественно отдан на откуп независимым исследователям, которые в основной

массе своей настроены скептически. «Большая часть обоснований эффекта от проведения чемпионатов по футболу и Олимпийских игр на самом деле лежит не в плоскости экономики, а в плоскости политики, — убежден Джон Кромптон, профессор экономики Texas A&M University. — Цифры часто подгоняются под предопределенную позицию спонсоров»2.

Ошибки «сметчиков» наиболее наглядны при организации Олимпиад. Первым звоночком, сигнализирующим о появлении серьезных проблем с финансовой моделью Игр, стала летняя Олимпиада 1976 года в Монреале. Городские власти, опираясь на расчеты консалтинговых компаний, предполагали потратить на подготовку и проведение мероприятия вполне посильные для муниципального бюджета $124 млн. Закончилось все это расходами в размере $2,8 млрд. Монреалю пришлось влезть в долги, рассчитаться по которым он смог лишь за три десятилетия, как утверждает американский

ILet me speak from my heart in English! (англ. «Позвольте мне говорить от всего сердца по-английски!») — ставшая крылатой фраза министра спорта, туризма и молодежной политики Виталия Мутко из выступления, зачитанного им по бумажке на английском языке с характерным русским акцентом перед исполнительным комитетом ФИФА в Цюрихе в декабре 2010 года при представлении заявки России на ЧМ-2018.

2

Crompton John. Economic Impact Studies: Instruments for Political Shenanigans? // Journal of Travel Research. - 2006. - №45 (August). - P. 67-82.

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ МАЙ #5 2012

35

профессор спортивного менеджмента и маркетолог Рик Бёртон3. Постолимпийские финансовые невзгоды Монреаля произвели такое впечатление, что на проведение Олимпиады-1984 долго не обнаруживалось ни одного претендента. Похлопотав, Международный олимпийский комитет в конце концов уговорил Лос-Анджелес взять на себя роль хозяина Игр. При этом город обговорил для себя почетные условия: затраты городского бюджета будут минимальными, в основном должна использоваться имеющаяся спортивная инфраструктура, а большую часть расходов возьмут на себя корпоративные спонсоры. В итоге такой подход позволил Комитету по организации Олимпийских игр Лос-Анджелеса даже заработать свыше $300 млн и задал новый тренд в финансировании Олимпийского движения — преимущественно за счет частных спонсоров. Однако дальнейшие расхождения между сметой и фактическими расходами все равно не переставали удивлять: Олимпиада-2004 в Афинах — $1,6 млрд против $16 млрд; Олимпиада-2008 в Пекине — 1,6 млрд против $40 млрд; стартующая в июле Олимпиада-2012 в Лондоне потребовала вместо «расчетных» $4 млрд, по предварительным оценкам, более $19 млрд. Заметив эту эскалацию расходов еще в 2009 году, Олимпийский министр Лондона Тесса Джоуэлл не сдержалась и воскликнула однажды в присутствии журналистов: «Если бы мы знали сейчас, к чему приведет победа заявки Лондона на проведение летней Олимпиады — разве мы пошли бы на это?» Дайте срок — восклицать придется и нам. Будущая зимняя Олимпиада 2014 года в Сочи, по сдержанным прогнозам Sports Business Daily,

обойдется вместо запланированных $12 млрд никак не меньше чем в $33 млрд.

Футбольные чемпионаты обходятся организаторам несколько дешевле, но и с ними случаются финансовые промашки. Так, ЮАР на организацию чемпионата мира 2010 года собиралась скромно потратиться в пределах $700 млн, но в итоге бюджет мероприятия перешагнул отметку в $5,8 млрд — это даже больше, чем изначально заявлявшийся условный экономический эффект.

В стандартном подходе эффект от проведения международных спортивных соревнований для принимающей страны делят на прямой и косвенный. К первому относятся доходы, полученные от телетрансляций, продажи билетов и спонсорских пакетов. Второй связан с наплывом туристов и соответствующим ростом оборотов сервисно-торгового сектора.

Чемпионат мира 2006 года в Германии очень часто приводят в качестве примера экономически успешного мероприятия с весомым эффектом. Однако более поздние исследования показали, что он был незначительным: организаторы заработали всего лишь $194 млн, чемпионат не создал долгосрочного и устойчивого роста числа рабочих мест, доходы бюджета муниципалитетов из-за мундиаля не выросли, а даже упали: рост поступления местных налогов «демпфировали» дополнительные расходы — на меры безопасности, вывоз мусора, возросшие эксплуатационные затраты и т. д. Немецкие исследователи на протяжении нескольких лет педантично и скрупулезно занимались разбором «полетов» и выявлением косвенного эффекта. Профессор экономики Вольфганг Маенниг из Гамбургского университета, например, «по горячим

3 Burton Rick, O'Reilly Norm. Consider Intangibles When Weighing Olympic Host City Benefits // Sports Business Journal. — 2009. — September 7. P. 33.

Биржи и футбол

Европейский Центробанк в преддверии чемпионата Европы 2012 года попытался оценить, каким образом поединки на футбольных аренах сказываются на фондовом рынке, объемах торгов и поведении трейдеров . Предметом пристального изучения стала активность участников биржевых торгов во время мундиаля в ЮАР в 2010 году, когда прямая трансляция большей части матчей пришлась на торговые сессии. Совместив хронику футбольных поединков и поминутные данные о торгах на пятнадцати биржах, исследователи сделали несколько любопытных наблюдений:

> во время игры национальной команды число биржевых сделок на бирже снижается на 45%, а объем торгов — на 55%;

> каждый забитый в ходе матча гол дополнительно снижает биржевую активность еще на 5 процентных пунктов: в обычные дни подобное наблюдается только в обеденное время;

> во время матчей согласованность движений на национальном и глобальных рынках снижается более чем на 20%.

Похоже, делают вывод исследователи ЕЦБ, во время матчей трейдеры чаще смотрят на экран телевизора, чем в «стакан» на своих мониторах, подключенных к торговой системе.

Ehrmann Michael, Jansen David-Jan. The Pitch Rather than the pit

Investor Inattention During FIFA World Cup matches // Working paper series. — №1424. — February 13, 2012.

DIY& Household Retail

VI Международный саммит индустрии товаров для ремонта, дома и сада

7-8 июня, 2012 Москва, отель Renaissance

VI International Summit for the DIY, Garden and Household Retail Industry

June 7-8,2012 Moscow, Renaissance Hotel

ЕДИНСТВЕННАЯ В РОССИИ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ВСТРЕЧИ ПЕРВЫХ ЛИЦ ИНДУСТРИИ! ПОЛНЫЙ КВОРУМ КЛЮЧЕВЫХ ИГРОКОВ!

RUSSIA'S ONLY CONGRESS FOR MEETING THE INDUSTRY LEADERS!

ALL THE MAJOR PIAYERS ATTEND!

При поддержке: В партнерстве с: Инфо-партнеры:

J&-WM Mbal PJY

Регистрация и дополнительная информация: +7 (495) 785-2206; www.b2bcg.ru

H» npttti PÎWWMK

следам» установил, что обороты розничной торговли в июне-июле 2006 года, то есть в период наплыва иностранных болельщиков, оказались даже ниже, чем в тот же период в 2005-м — в «нефутбольный» год4. Из чего сделал вывод, что футбольные болельщики тратят меньше, чем обычные туристы. Любопытно, что многие немцы покинули страну на время чемпионата, избегая наплыва иностранных фанатов, и предпочли тратить деньги за рубежом. К тому же чемпионат не дал серьезного роста туристического потока в страну по итогам 2006-го в сравнении с предыдущим годом. Выходит, скромный прямой прибыток от проведения чемпионата Германия получила в основном благодаря тому, что сама по себе является инфраструктурно хорошо развитым регионом, которому не потребовалось значительных инвестиций в спортивные и транспортные объекты.

Хозяйке следующего (2010) мундиаля ЮАР повезло меньше как с прямым, так и с косвенным эффектом. Кто же главные экономические бенефициары подобных праздников спорта? Профессор экономики, экс-президент Североамериканской ассоциации спортивных экономистов Деннис Гоутс утверждает на основе исторических выкладок, что это международные и национальные футбольные объединения вроде ФИФА, основные лиги, которые представлены и играют

4Maennig Wolfgang. One year later: A re-appraisal of the economics of the 2006 soccer World Cup // IASE/NAASE Working Paper Series, Paper. - No. 07-25 (July 2007).

5Goates Dennis. World Cup Economics: What American Need to Know about US World Cup Bid // UMBC. URL: http://www.umbc.edu/economics/wpapers/wp_10_121.pdf (дата обращения — 17.04.2012)

6 См.: FIFA approved extra World Cup cash for South Africa // BBC. URL: http://news.bbc. co.uk/sport2/hi/football/world_cup_2010/8674024.stm (дата обращения — 17.04.2012)

ключевую роль в заявочном комитете, а вовсе не принимающие страны5. Отчасти это подтверждают и сами футбольные функционеры, которые иногда весьма откровенно рассказывают про свою финансовую кухню, связанную с организацией и проведением чемпионатов. Так, чтобы помочь ЮАР подготовиться к мероприятию 2010 года, ФИФА несколько раз увеличивала объем своей помощи, которая в конце концов достигла $1,3 млрд. При этом генеральный секретарь Международной футбольной федерации Жером Вальке сообщил, что эти затраты с лихвой компенсируют ожидаемые доходы ФИФА в размере $3,5 млрд6. УЕФА также собирается неплохо заработать на нынешнем чемпионате Европы, ожидая поступлений в размере $2 млрд.

Бразильцы атакуют?

Экономические перспективы следующего чемпионата мира — в 2014 году в Бразилии — снова дают повод для дискуссий. Все, в общем, как обычно: массивные отчеты, оценка инвестиций и ободряющие прогнозы, касающиеся эффекта, с перебором внушительных цифр.

Консалтинговая компания Ernst & Young недавно опубликовала доклад «Устойчивое развитие. Бразилия после чемпионата мира по футболу в 2014 году». По традиции, аналитики компании ожидают, что ЧМ-2014 станет мощным импульсом для роста иностранных инвестиций в бразильскую экономику. Предполагается, что Бразилия в 2010-2014 годах получит дополнительный приток капитала в размере 142,4 млрд бразильских реалов ($76,9 млрд). Прямое влияние на экономику страны за тот же период аналитики в E&Y оценили в 64,5 млрд реалов ($34,8 млрд, это соответствует 2,17% ВВП страны в 2010 году), а рост налоговых поступлений — на 18,13 млрд реалов ($9,8 млрд). Влияние турнира на бразильскую экономику будет схоже с эффектом домино, считают в E&Y: увеличение объема производства в секторах, непосредственно связанных с турниром, приведет к каскадному подъему потребления ресурсов, что вызовет рост по всей цепочке, вплоть до обрабатывающих и добывающих отраслей. Наибольший подъем ожидается в строительстве, торговле, бизнес-услугах. Появится 3,6 млн новых рабочих мест, совокупные доходы населения вырастут на 63,48 млрд реалов ($34 млрд).

Непосредственно в инфраструктуру бразильцы вложат 14,5 млрд реалов ($7,8 млрд), из них в стадионы и дороги — 4,6 млрд и 1,4 млрд соответственно. По оценкам E&Y, в 2014 году в Бразилию приедут 7,4 млн туристов, они потратят 5,9 млрд реалов, а главной проблемой страны станет перегруженность аэропортов, несмотря на их реконструкцию к чемпионату мира. Дальнейшие перспективы страны, где много диких обезьян, набросаны аналитиками не менее яркими красками. Успешное проведение турнира и следование фундаментальным макроэкономическим принципам помогут Бразилии достичь заявленной цели — стать пятой экономикой мира.

Столь же положительно, как следует из расчетов оргкомитета «Россия-2018», чемпионат мира может сказаться и на российской экономике. Наш чек по расходам на мундиаль превысит бразильский

тема бизнес и спорт

V

более чем на 20% и составит $10 млрд без учета строительства скоростной железной дороги. В результате дополнительный прирост ВВП России к 2018 году составит не менее 527 млрд рублей, будет создано как минимум 810 тыс. рабочих мест. Благодаря расширению налоговой базы поступления в бюджеты всех уровней повысятся не менее чем на 95 млрд рублей.

Все выглядит очень красиво, но мы уже убеждались, что мечты устроителей сбываются нечасто, а по поводу адекватности методик измерения прямого и косвенного эффекта у многих экономистов есть сомнения. Да, принято фиксировать некоторый прирост объема ВВП в странах, принимающих Игры и чемпионаты, но это не всегда очевидно связано с самим спортивным событием и часто не выходит за рамки статистической погрешности. Так, по данным Postbank, Ч М-2006 в Германии ускорил рост экономики этой страны на 0,5 процентного пункта. В ЮАР же темпы роста в период с 2006 по 2010 год, отмечает UBS, увеличились на 0,5-2,2 п. п.

Если говорить о Бразилии, то пока сам факт проведения там чемпионата мира под вопросом. Регулярные проверки ФИФА показывают, что строительство и реконструкция стадионов отстают от графика, и пока есть все шансы повторить печальный опыт Дели в проведении Спортивных игр Содружества в 2010 году, когда многие соревнования проходили на не совсем достроенных аренах.

Высшие материи

И все-таки ключик к пониманию значения спортивных мегасобытий — в долгосрочном влиянии на развитие всех ставших причастными к нему территорий.

С точки зрения краткосрочных выгод Олимпиада 1992 года в Барселоне выглядела прямо-таки разорительной для Испании «сделкой». Испанское правительство влезло в дополнительные долги — на $4 млрд. Долги еще на $2,1 млрд были раскиданы на саму Барселону и окружающие муниципалитеты. На следующий после Олимпиады год в Барселоне резко стали сокращаться рабочие места, а городской валовый продукт снизился на 1%. То есть инерции, набранной за время предолимпийской инфраструктурной «накачки» региона, не хватило для устойчивого поступательного роста. Но — немного терпения! — к 2000 году туристический поток сюда удвоился, и теперь этот когда-то малопопулярный у иностранных туристов портовый город стал шестым в мировом рейтинге самых посещаемых. В итоге вряд ли кто-то

Западные эксперты прогнозируют, что зимняя Олимпиада-2014 в Сочи обойдется России в $33 млрд вместо запланированных $12 млрд

возьмется сейчас утверждать, что Барселона не извлекла максимальной пользы из проведенной двадцать лет назад Олимпиады. С тех пор город пережил огромный экономический и социальный взлет, сумев постепенно монетизировать свою возникшую популярность и обновленную инфраструктуру. Городские власти потом признавали: то, что было построено и отремонтировано в рамках подготовки к Олимпиаде за пять лет, в «обычных» условиях строилось бы не менее тридцати. Зато инфраструктурные мультипликаторы «тянут» экономику вперед потихонечку, но долго и без устали. Как и обновленные «бренд» города и имидж страны.

Нематериальные цели могут быть и иными. Например, в ЮАР необходимость проведения чем-

Счет турнира

Затратная и доходная часть некоторых спортивных мегасобытий, $ млрд

Олимпиада-2004 (Афины) Олимпиада-2008 (Пекин) ЧМ-2010 (ЮАР) Олимпиада-2012 (Лондон) Олимпиада-2014 (Сочи) ЧМ-2018 (Россия)

Предварительная оценка затрат (в заявке) 1,6 1,6 0,7 4 12 10

Фактические затраты (официальные данные или экспертная оценка) 16 34-40 5,8 19 24-33 (П) -

Заявлявшийся экономический эффект 11-13 16 5 14 - 18

бизнес-журнал май #5 2012

39

тема бизнес и спорт

V

Стартующая в июле Олимпиада-2012 в Лондоне потребовала вместо «расчетных» $4 млрд, по предварительным оценкам, более $19 млрд

пионата мира 2012 объясняли стремлением таким образом примирить враждовавших много лет политических оппонентов, поощрить социальную интеграцию и дать толчок к объединенному развитию страны.

На нынешний ЧЕ-2012 принимающие страны также возлагают большие надежды. Футбольные клубы и лиги Польши и Украины постараются капитализировать футбольную лихорадку, бизнес рассчитывает,

7Zimbalist Andrew. Is It Worth It? // Finance & Development. — March 2010. — C. 11.

что запустится механизм ускоренного восстановления после кризиса.

«Экономический и неэкономический эффект от проведения крупных спортивных мероприятий сложно подсчитывается и сильно варьируется в каждом конкретном случае. Нельзя делать простых выводов. Тем, кто собирается подавать заявку, лучше не обращать внимания на неизбежное «олимпийское очковтирательство» и основательно и трезво оценить свои долгосрочные планы развития в контексте мероприятия». Таков совет американского специалиста в области экономики спорта, профессора Smith College Эндрю Цымбалиста7.

Само спортивное мегасобытие — лишь краткий миг. Однако проект «Чемпионат» или «Олимпиада» растягивается для страны и города на долгие десятилетия, и грамотно управлять им нужно на всех этапах. Вначале — с умом вложиться, что запускает маховик регионального роста еще за 5-7 лет до мероприятия. (Что до России, то тут нам наша высокая коррупционная составляющая — большой минус.) Потом — не ударить лицом в грязь при проведении. Наконец, пожалуй, самый сложный этап — правильно распоряжаться «наследством» спортивного праздника на протяжении последующих десятилетий. Именно в это время и происходит постепенный «возврат инвестиций» — в материальной и нематериальной форме. В ФИФА это понимают и на свой лад стараются поддерживать «постчемпионатную» активность. Например, недавно федерация учредила трастовый фонд в размере $80 млн для финансирования проектов наследия ЧМ-2010 в ЮАР.

Фонд спонсирует разнообразные национальные проекты в области развития футбола, образования и здоровья. Но развитие спорта — не единственный способ с умом потратить «наследство». Туризм, инвестиционная и деловая активность, рынок недвижимости, социально-демографическая ситуация — все это может подняться на качественно новый уровень, если воспользоваться чемпионатом как «ступенькой». И это неплохой «бонус» к месяцу футбола высочайшего уровня, который обходится принимающей стороне в десятки миллиардов долларов.

Олимпийский ВВП

Темпы роста валового продукта города, принимающего Олимпиаду, %

в предолимпийский год в год Олимпиады в постолимпийский год

Москва (СССР) 1980 1,7 4,3 2,0

Лос-Анджелес (США) 1984 4,5 7,2 4,1

Сеул (Ю. Корея) 1988 11,1 10,6 6,7

Барселона(Испания) 1992 2,5 0,9 -1

Атланта (США) 1996 2,5 3,7 4,5

Сидней (Австралия) 2000 3,8 2,1 3,9

Афины (Греция) 2004 4,8 4,7 3,7

Пекин (Китай) 2008 11,3 9,0 8,7

40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бизнес-журнал май #5 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.