Научная статья на тему 'Большая Евразия в условиях кризиса экономической парадигмы глобализации'

Большая Евразия в условиях кризиса экономической парадигмы глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
145
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Большая Евразия / экономика / кризис / глобализация / регион. / Great Eurasian / economics / crisis / globalization / region.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Большая Евразия в условиях кризиса экономической парадигмы глобализации»

Лойко А.И.1

БОЛЬШАЯ ЕВРАЗИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: Большая Евразия, экономика, кризис, глобализация, регион.

Keywords: Great Eurasian, economics, crisis, globalization, region.

Основная цель статьи заключается в рассмотрении перспектив участия Большой Евразии в международном разделении труда и международной торговле в условиях кризиса экономической парадигмы глобализации. Эта парадигма была выработана промышленными и банковскими структурами Северной Америки, Великобритании, исходившими из критериев снижения издержек производства за счет арбитража и агрегации. Ресурсы дешевой и квалифицированной рабочей силы имелись в Азии, Латинской Америке. Размещение производств на разных континентах и преимущества реализации продукции на емких рынках США и Европы создали транснациональный механизм деятельности компаний и банковских структур.

Политические власти США поддержали экономическую парадигму глобализации, поскольку транснациональные корпорации способствовали распространению американского образа жизни, ценностей западной демократии, общества массового потребления. Конвергенция экономических и политических интересов ТНК и администрации США создала вестернизированную версию глобализации. В этой парадигме открытой экономики нашли свои ниши европейские и дальневосточные производители. Политические элиты их стран интегрированы в геополитическую стратегию США, институционально оформленную в форме НАТО, АСЕАН, двусторонних соглашений в военной области.

Несовпадение экономических и политических интересов в рамках парадигмы глобализации стало проявляться после того, как транснациональные корпорации начали активно создавать производства в пространстве КНР. Сверхприбыли транснациональных корпораций дополнились быстрым ростом китайской экономики. По валовым показателям она обошла экономику США. Произошла эмансипация китайской рабочей силы в специальных экономических зонах. Профессиональное становление китайских менеджеров ускорила интеграция в состав КНР Гонконга. Надежды на падение коммунистического режима в КНР не оправдались. Коммунисты смогли выработать механизм конвергенции экономических и политических институтов в рамках культивируемой ими идеологии. КНР не повторила участь СССР. Напротив, политические позиции коммунистов усилились. В США стали все больше понимать последствия экономической глобализации для них самих. Ранее не замечавшиеся в США процессы вывода производств за пределы страны вдруг стали замечаться. Это обстоятельство позволило республиканцу Д. Трампу выиграть президентские выборы в США. На первый план экономической стратегии поставлены задачи сохранения производств и гарантий занятости на территории США. Второй вопрос связан с тактикой протекционизма.

Производителям в США гарантируют поддержку в виде налоговых льгот, протекционизма. Таким путем создается механизм давления на американские компании, которые производят продукцию за пределами страны. Это чревато на уровне национальных экономик торговыми войнами, в которых более уязвимыми окажутся страны, ориентированные на экспорт, в силу недостаточной емкости внутреннего рынка. В числе таких стран КНР. Речь в данном случае идет не о полном отказе от экономической парадигмы глобализации, а о рисках, связанных с трансформацией ее содержания.

Специалисты полагают, что в обновленном виде экономическая парадигма глобализации будет включать акцент на адаптацию транснациональных производителей к местным условиям. Эти затраты будут оправданными, если производства в других регионах мировой экономики будут рентабельными. Локализация создаст новую архитектуру глобализации. Приоритет будет отдаваться конвергенции экономических и культурных факторов в пределах определенной группы стран. Евразийский регион не является исключением2.

Локализация конкретизирует достигнутый уровень глобализации мировой экономики. США будут оказывать давление на государства Европейского Союза с целью усиления на этом рынке позиций североамериканских компаний. Они также будут против расширения энергетического сотрудничества Европейского Союза и России. Они будут оказывать давление на европейские страны НАТО с тем, чтобы те, больше тратили бюджетных средств на обеспечение собственной военной безопасности. У стран Европейского Союза это давление будет вызывать обратную реакцию недовольства. Но выражать его они будут осторожно, поскольку рынок США является одним из наиболее емких рынков для европейских производителей.

1 Лойко Александр Иванович - д.филос.н., профессор, кафедра философских учений Белорусского национального технического университета, Минск. E-mail: alexander.loiko@tut.by

2 Лойко А.И. Евразийская компонента в художественной и технической культуре исторических эпох // Ценности евразийской культуры: духовность, традиции, экономические приоритеты сотрудничества. EXPO-2017 ASTANA. - Минск, 2017. - С. 28-39.

Россия в условиях более выгодных с ее стороны предложений по поставкам природного газа и нефти сохранит позиции на европейском рынке, что видно по реализации проекта «Северный поток 2», а также черноморского проекта, согласованного с Турцией. Ее позиции укрепляет поддержка США Украины в вопросе сохранения больших объемов транзита нефти и газа через эту страну. Таким путем Украина могла бы рассчитывать на значительные валютные поступления от транзита нефти и газа и в случае необходимости оказывать давление на Россию по указанию США. Форма давления - компрометация России как ненадежного поставщика энергетических ресурсов европейским потребителям.

С целью минимизации рисков, исходящих от новой модификации экономической парадигмы глобализации, КНР разработала стратегию модернизации континентальной части Большой Евразии с целью прямого выхода на рынок Европейского Союза. За основу взята логистика Шелкового пути1.

Региональная логистика Шелкового пути использовалась в средние века благодаря кооперации интересов китайских и арабских купцов. На европейский рынок поступали китайские материалы и товары, аналоги которых отсутствовали в Европе. В современном виде Новый шелковый путь предполагает логистику, в которую интегрирован автомобильный, воздушный, морской и железнодорожный транспорт2. Речь идет о больших объемах инвестиций в модернизацию дорог, Северного морского пути, дальневосточных портов России, аэропортов.

КНР последовательно реализует программу инвестиций в инфраструктуру и коммуникации Большой Евразии. Одним из элементов этой инфраструктуры стали индустриальные парки. Они строятся непосредственно у границ Европейского Союза. Площадки для их строительства предоставила Беларусь. Одним из первых стал индустриальный парк «Великий Камень». Он расположен рядом с международным аэропортом «Минск 2».

Континентальная часть Большой Евразии практически не использовалась для транзита товаров. Россия этим ресурсом не пользовалась из-за европоцентристской ориентации на поставку энергоносителей потребителям Европы. С этой целью была проложена сеть нефтепроводов и газопроводов в западном направлении. К этой сети были подключены энергетические компании Казахстана, Туркменистана. Только в постсоветский период истории Россия начала развитие инфраструктуры экспорта энергоносителей в регион Дальнего Востока, включая, КНР. Создать подобную инфраструктуру за короткое время достаточно сложно. Но важным является поворот России к Тихоокеанскому региону, где расположены высокотехнологичные экономики КНР, Республики Корея, Японии.

Жесткая позиция США в трактовке сложившейся практики международного разделения труда и торговли побуждает Россию и КНР к разработке совместной стратегии минимизации рисков от возможных последствий протекционизма за счет ускорения процессов диалога между различными институциональными структурами Большой Евразии. Так, несмотря на очевидную доминанту отношений с США Саудовская Аравия активно взаимодействует с Россией в вопросах регулирования мировых цен на нефть через объемы ее добычи. Не являясь членом ОПЕК, Россия согласовывает вопросы в области энергетической политики с членами этой организации. Среди них основную роль играют государства Большой Евразии. Приоритеты России в международной политике все больше сосредотачиваются на стабильности Большой Евразии. Это стало очевидным в связи с активными действиями России, направленными на сохранение территориальной целостности Сирии, а также баланса политических интересов в регионе Ближнего Востока. Еще одним свидетельством стала нормализация отношений с Турцией после того, как был сбит российский военный самолет истребителем турецких ВВС над территорией Сирии. России удалось убедить Израиль в необходимости сохранения территориальной целостности Сирии и важности возврата военных наблюдателей ООН на Голанские высоты. Российская военная полиция создала условия для возврата военных наблюдателей ООН на разграничительную линию после длительного перерыва.

В рамках борьбы с терроризмом в регионе Ближнего Востока Россия координирует действия с США, ЕС, Израилем, Саудовской Аравией, Ираном, Ираком, Турцией. Достигнуто равновесие политических интересов, которое позволило восстановить территориальную целостность Сирии и Ирака. Россия поддерживает усилия НАТО по борьбе с терроризмом в Афганистане, поскольку эта борьба направлена против структур международного терроризма. На границе Таджикистана с Афганистаном создана система региональной безопасности. Актуальность ее видна на фоне постоянных террористических угроз, создаваемых международным терроризмом в Пакистане. КНР прикладывает немало усилий для инвестирования в Пакистан как важное звено Нового шелкового пути. Благодаря усилиям КНР в рамках ШОС создана модель взаимодействия государств Центральной Евразии. Эта модель активно сопрягается с евразийским экономическим пространством. Площадка БРИКС стала важным элементом координации позиций России, КНР, Индии в вопросах развития Большой Евразии. Одним из элементов этих усилий стало сотрудничество с государствами АСЕАН. В данном регионе расположены Индонезия, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Они располагают значительными ресурсами, которые нуждаются в эффективном использовании. Сформирована практика регулярных контактов политических элит России и государств АСЕАН. В данном случае во внимание принимаются возможности влияния России на обеспечение безопасности в тихоокеанском регионе, в первую очередь, связанные с КНДР. На примере Сирии Россия показала, что она обладает уникальным опытом поиска баланса политических интересов в ситуации, когда эти интересы требуют реализации.

1 Зиневич А.С. Перспективы участия Республики Беларусь и ЕАЭС в логистическом проекте возрождения «Нового шелкового пути» // Евразийское пространство диалога Беларуси, Казахстана, России, Армении, Кыргызстана: культура, философия, экономика. - Минск, 2016. - С. 262-265.

2

Галась П.В., Котова А.К., Лойко А.И., Петрова Ю.В. Топонимика международной логистики в начале XXI столетия и ее отображения в пространстве евразийского региона // Ценности евразийской культуры: духовность, традиции, экономические приоритеты сотрудничества. ЕХРО-2017 ЛБТЛКЛ. - Минск, 2017. - С. 231-238.

Большая Евразия в этих условиях вынуждена искать способы для совместной деятельности с Россией. В этой стратегии заинтересованы Индия, Иран, Пакистан, Турция, КНР. Политические гарантии единой Большой Евразии предполагают экономическую компоненту интеграции интересов бизнеса. Одним из элементов этой стратегии является логистика. На реализацию большой евразийской логистики выделяются огромные финансовые ресурсы с целью создать необходимые коммуникации для поставки промышленной продукции в пространство Европейского Союза. Россия формирует энергетическую инфраструктуру Большой Евразии в виде газопроводов и нефтепроводов. КНР инвестирует в модернизацию транспортной инфраструктуры Большой Евразии.

Таким образом, трансформация экономической парадигмы глобализации детерминировала актуальность модернизации Большой Евразии как не только морского, но и континентального рынка рабочей силы, товаров, логистики. На национальных рынках работают индийские, китайские, корейские, российские, турецкие, японские компании, которые формируют перспективу большой региональной локализации при одновременном участии в международном разделении труда. На рынке Большой Евразии сформирована внутрифирменная многоуровневая кооперация, в которую интегрированы компании азиатских стран тихоокеанского побережья. Этот фактор играет важную роль в эффективном использовании возможностей морской и континентальной логистики.

Европейский Союз также демонстрирует интерес к Большой Евразии, что проявляется в признании необходимости сохранения соглашения с Ираном по ядерной программе. Параллельно с санкциями в отношении России продолжают реализовываться проекты в области энергетики. На Ямале создан уникальный комплекс по переработке природного газа, который включает морской порт и специальные суда, обеспечивающие доставку сжиженного газа европейским потребителям. Такие государства, как Италия, предлагают не только смягчить санкции против России, но и полностью их отменить. Диалогу Европейского Союза и России способствуют Минские соглашения, которые создали формат постоянных консультаций нормандской четверки. При участии Европейского Союза модернизированы пограничные и таможенные пункты пропуска на белорусской границе1.

Беларусь активно участвует в программе миграционного контроля, оказывая тем самым поддержку Европейскому Союзу в сдерживании нелегальной миграции. В результате основные миграционные потоки в Европейский Союз локализованы акваторией Средиземного моря. Европейский Союз высоко оценивает роль Беларуси в нормализации миграционных процессов.

1 Лойко А.И. Трансграничное сотрудничество Беларуси и Европейского Союза // Европейский Союз и Республика Беларусь: перспективы сотрудничества = The European Union and the Republic of Belarus: сборник тезисов докладов Международной конференции, Минск, 2 июня 2016 г. - Минск, 2017. - С. 40-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.