УДК 339.923
«Большая Евразия» и ШОС: миропорядок, безопасность и борьба с терроризмом
Сергей ЛУЗЯНИН Анатолий КЛИМЕНКО
Концептуальные основы формирования «Большой Евразии»
На фоне общих геоэкономических и геополитических представлений, связанных с развитием и обустройством Евразийского континента, сегодня идёт осмысление концепции Большого евразийского партнёрства, или «Большой Евразии».
В современном геополитическом лексиконе «Большая Евразия» включает весь Евразийский континент и часть Африканского.
Согласно классификации ООН, в «Большую Евразию» входят 105 стран Европы, Азии и Северной Африки, сконцентрировано почти 9/ю производимой в мире энергии, около % мирового ВВП и % населения мира [1].
К настоящему времени на этом пространстве сложилось множество различных форматов сотрудничества, но здесь находятся и основные очаги международной напряжённо-
ЛУЗЯНИН Сергей Геннадьевич - доктор исторических наук, директор Института Дальнего Востока РАН, руководитель центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН, профессор МГИМО(У) МИД России. E-mail: lousianln@ifes-ras.ru
КЛИМЕНКО Анатолий Филиппович - заместитель руководителя Центра изучения стратегических проблем СВА и ШОС Института Дальнего Востока РАН. E-mail: kllmenko46@mail.ru
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, «Экономический пояс Шёлкового пути», «Большая Евразия», ШОС, исламский фундаментализм, угрозы, безопасность.
1 «Большая Евразия» - 2030: аналитика развития, безопасности и сотрудничества // URL: http://www.inesnet.ru/wp-content/uploads/2017/11/Blok_doklad_bolshaja_Evrazija_2030.pdf
сти. Здесь же со всей остротой представлены проблемы целостности и суверенитета стран.
На территории «Большой Евразии» выделяется субрегион с относительно высоким уровнем интеграции - Северная Евразия. Для России ситуация именно в центре и на севере Евразии имеет жизненно важное значение при высокой значимости юго-западного, южного и юго-восточного азиатского направлений, а также сотрудничества с другими государствами - участниками Шанхайской организации сотрудничества и с Европейским союзом [1].
Как известно, в сентябре 2015 г. президент Казахстана Н. Назарбаев в своём выступлении на Генеральной Ассамблее ООН призвал мировое сообщество сплотиться вокруг идеи создания «Большой Евразии», подразумевающей объединение в единый интеграционный проект Евразийского экономического союза (ЕАЭС), «Экономического пояса Шёлкового пути» (ЭПШП) и Европейского союза (ЕС).
Эта идея было конкретизирована президентом России В. В. Путиным.
3 декабря 2015 г. в Послании Федеральному Собранию он сформулировал концепцию создания Большого евразийского партнёрства между государствами - членами ЕАЭС, АСЕАН, ШОС и государствами, которые в том или ином статусе присоединяются к ШОС [2].
Продолжая эту мысль на Международном форуме «Один пояс - один путь» (май 2017 г.), российский пре-
зидент добавил, что участие государств Евросоюза в таком партнёрстве сделало бы «Большую Евразию» действительно гармоничным, сбалансированным и всеобъемлющим проектом, позволило бы реализовать уникальный шанс создать единое пространство сотрудничества от Атлантики до Тихого океана. Впервые за всю историю.
По его мнению, будущее евразийского партнёрства - это не просто налаживание новых связей между государствами и экономиками. Оно должно изменить политический и экономический ландшафт континента, принести Евразии мир, стабильность, процветание, принципиально новое качество жизни. По сути, содействовать становлению нового миропорядка. Этому во многом будут способствовать заявленные инициативы в рамках проектов ЕАЭС и «Один пояс - один путь» в связке с Северным морским путём, которые способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию Евразийского континента, а это - ключ к освоению территории, оживлению экономической и инвестиционной активности» [3].
Концепция на протяжении 20162017 гг. неоднократно обсуждалась на различных многосторонних встречах и в экспертной среде, став, по сути, флагманской российской инициативой по развитию евразийской интеграции.
Инициатива по созданию Большого евразийского партнёрства по-
2 Петровский В. Россия, Китай и контуры «Большого евразийского партнёрства» // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rossiya-kitay-i-kontury-bolshogo-evraziyskogo-partnerstva
3 Международный форум «Один пояс - один путь» // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/54491
лучила политическую поддержку и со стороны Китая. 8 мая 2015 г. в Москве главы КНР и России подписали совместное Заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шёлкового пути» и решили, что целью этого процесса станет формирование общего экономического пространства на всём Евразийском континенте. Позднее эта инициатива была поддержана всеми государствами ЕАЭС.
Основная идея проекта ЭПШП заключается в пяти связующих элементах: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капиталов и укрепление гуманитарных связей.
ЕАЭС - это экономическая интеграция на постсоветском пространстве на основе российско-белорусско-казахстанского Таможенного союза. Его цель - согласование и унификация экономической политики государств-членов, реализация единого экономического пространства, единой монетарной политики, создание общего энергетического рынка и достижение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В качестве международной организации ЕАЭС имеет наднациональные структуры: Евразийскую экономическую комиссию и Союзный суд и обладает международной правосубъектностью.
Китайская инициатива ЭПШП, как и весь проект «Один пояс - один путь» в целом, опираясь на экономи-
ческие коридоры, обеспечит прорыв в области транспортной инфраструктуры путём создания основы для её финансирования и интегрированной инфраструктуры в Азии. При этом китайская инициатива «Один пояс - один путь» не направлена на формирование международного института и не имеет международной правосубъектности.
Через политическую координацию, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойную торговлю, свободное передвижение капиталов и сближение между народами она будет открывать новые точки экономического роста, стимулировать экономическое развитие и способствовать социально-экономическому процветанию, миру, согласию и стабильности в регионе. Инициатива Пекина ориентируется на содействие развитию торговли и инвестиций, углубление экономического и технического сотрудничества и в конечном счёте на формирование на Евразийском континенте общего экономического пространства [4].
Таким образом, сопряжение двух трансконтинентальных интеграционных инициатив - Евразийского союза и «Экономического пояса Шёлкового пути» - открывает возможности для устойчивого экономического развития Евразии. Для Российской Федерации сопряжение потенциала ЕАЭС и китайского проекта ЭПШП приобретает большую актуальность и в контексте создания геополитического партнёрства между Пекином и Москвой с целью отстаивания концепции многопо-
4 Синь Л. Китайский взгляд на создание евразийского экономического пространства // URL: http://ru.valdaiclub.com/files/13898/
лярного мира [5]. Что же касается идеи развития единого экономического пространства с Европейским союзом, то следует заметить, что на фоне введения им совместно с США антироссийских санкций в связи с событиями на Украине реализация этой идеи отодвигается на неопределённое время.
В этом же плане нужно учитывать и тот факт, что Вашингтон, который считает Москву и Пекин ключевыми источниками угрозы американскому глобальному превосходству, выдвигает последовательно один за другим геополитические проекты, направленные против России и Китая, в том числе их инициативы по строительству «Большой Евразии».
В первом десятилетии 2000-х годов Ф. Старром, основателем американского Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Дж. Хопкинса, была сформулирована концепция «Большой Центральной Азии» (Greater Central Asia). В основе этой геополитической концепции лежало стремление США ограничить влияние Китая и России их географическими границами.
С одной стороны, цель концепции - сдерживание возрождения России как великой державы, а с другой - растущей китайской экономической и политической экспансии.
Оценивая планы Вашингтона, министр иностранных дел России С. Лавров заявил, что суть амери-
канского проекта «Большой Центральной Азии» связана с перенаправлением центральноазиатских проектов в Южную Азию и исключение партнёрства с Россией [6].
В «Большой Центральной Азии» Вашингтон делал ставку на силовые аспекты влияния, основанные на военном присутствии в Исламской Республике Афганистан (ИРА). Стремясь добиться того же в Центрально-Азиатском регионе, США рассчитывали взять под контроль тыловые районы России, Китая и Ирана - своих стратегических соперников. Но по ряду объективных и субъективных причин этот замысел не получил развития.
Вместе с тем Госдепартамент США предложил государствам Центральной Азии очередную внешнеполитической доктрину - «Новый Шёлковый путь» (НШП) [7].
Стратегия «Нового Шёлкового пути» была изложена госсекретарём Соединённых Штатов Америки Х. Клинтон в Индии (2011 г.). В ключевых аспектах она представляет собой план интеграции Центральной и Южной Азии в единый экономический макрорегион, в сердце которого находится Афганистан. Стратегия подразумевает:
- во-первых, формирование инфраструктуры от бывших советских республик Центральной Азии через Афганистан в южноазиатские страны - Индию и Пакистан;
5 Межевич Н. «Интеграция интеграций»: стоит ли искать чёрную кошку в тёмной комнате? // URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6590#top-content
6 «Большая Центральная Азия» или «Большая Евразия»: американский проект против российского // URL: http://mixednews.ru/archives/128589
7 Попов Д. С. Вашингтон ведёт «Новый Шёлковый путь» в обход России и Китая // URL: https://riss.ru/analitycs/22989
- во-вторых, торговую интеграцию стран Центральной и Южной Азии и Афганистана.
По этим направлениям западная дипломатия вела конкретную работу и раньше, но в 2011 г. они были представлены как целостный геоэкономический концепт.
Какие же цели преследует доктрина «Нового Шёлкового пути» и почему она принята в качестве ориентира для Соединённых Штатов Америки?
Первое, из чего могут исходить в Вашингтоне - это обеспечение долгосрочного присутствия в Афганистане. Стимулирование афганской экономики путём расширения её связей с государствами Центральной и Южной Азии повысит устойчивость правительства в Кабуле, а значит, и перспективы сохранения здесь западных контингентов.
С другой стороны, на Западе могут исходить и из того, что дополнение экономических приоритетов Центральной Азии южным направлением понизит значение российского фактора в хозяйственной жизни региона, в частности, роль Москвы как лидирующего интеграционного центра.
Сказанное справедливо и по отношению к китайским проектам.
Неслучайно стратегия получила имя Шёлкового пути, с той только разницей, что проходит он не с востока на запад, как предусматривается китайским проектом, а с севера на юг, минуя КНР и игнорируя в данном случае контакты с Китаем той «Большой Центральной Азии», о которой писал Ф. Старр [7].
После того как в 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин сформулировал ответ в виде собственной концепции «Экономического пояса Шёлкового пути» и были достигнуты договорённости между Россией с её партнёрами по ЕАЭС и Китаем о сопряжении двух трансконтинентальных интеграционных инициатив -Евразийского союза и «Экономического пояса Шёлкового пути», Соединённые Штаты шаг за шагом начали терять позиции в интеграционной гонке.
Но от своих замыслов по установлению контроля над «Большой Центральной Азией» Вашингтон не отказался. Об этом свидетельствует наращивание им военного контингента в Афганистане и негласное поощрение перетока разгромленного на Ближнем Востоке ИГИЛ* на север Афганистана, в приграничные районы с центральноазиатскими республиками.
Стратегия развития ШОС и концепция «Большой Евразии»: единство или противоположность?
С учётом современной геополитической обстановки совершенно не лишним будет отметить, что в по-
следнее время потенциал Шанхайской организации сотрудничества значительно расширился.
* Организация законодательно запрещена на территории Российской Федерации.
По состоянию на начало 2017 г. её участниками стали 16 стран, в том числе:
- постоянные члены - Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Индия и Пакистан;
- наблюдатели - Афганистан, Иран, Монголия и Белоруссия;
- партнёры по диалогу - Азербайджан, Армения, Турция, Шри-Ланка, Камбоджа и Непал;
- страны, подавшие заявку на участие в форматах ШОС, - Бангладеш, Сирия, Египет, Израиль.
Общая территория входящих в это движение стран составляет более 60% территории Евразии.
Численность населения стран из разных форматов ШОС - 3 млрд 40 млн чел. - половина населения планеты.
Совокупный ВВП оценивается примерно в 30 трлн долл.
ШОС теперь охватывает пространство от западных границ Белоруссии до Тихого океана на востоке и от Арктического побережья на севере до Индийского океана на юге. Практически всё это пространство совпадает с пространством «Большой Евразии». В составе ШОС такие крупные экономические державы, как Китай, Индия, Россия и Пакистан, в том числе два постоянных члена Совета Безопасности ООН и четыре ядерные державы.
Следует считать, что возросший потенциал ШОС предполагает и её возросшие возможности по обеспечению интересов участников Организации, в первую очередь социально-экономических, а также интересов их безопасности.
Как известно, Стратегия развития ШОС до 2025 г. (далее - Стра-
тегия), принятая по итогам саммита в Уфе (июль 2015 г.), определяет ориентиры и параметры дальнейшей её эволюции.
Среди основных направлений совместной работы стран - участниц Организации вопросы политического, торгово-экономического сотрудничества и культурно-гуманитарного взаимодействия. Важное значение придаётся международному сотрудничеству и информационному обеспечению деятельности Шанхайской организации сотрудничества.
Самое серьёзное внимание этот документ уделяет и сотрудничеству государств-участников в области безопасности. Поэтому на первый план в нём выдвигаются общие принципы построения в регионе комплексной транспарентной архитектуры безопасности и устойчивого роста, основанной на принципах верховенства международного права, неприменения силы или угрозы её применения, уважения территориальной целостности, государственного суверенитета и независимости стран, открытого, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. В этой связи, подчёркивается в Стратегии, «возрастает роль региональных объединений, одним из которых является ШОС» [8].
Таким образом, согласно Стратегии развития ШОС, эта организация может стать важнейшим институтом международного сотрудничества на евразийском пространстве, что отмечено и на международном дискуссионном клубе «Валдай», который видит сопряжение ЭПШП
8 Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 г. // URL: http:// www.infoshos.ru/ru/?id=125
и ЕАЭС и расширенную ШОС базой построения сообщества «Большой Евразии» и прогнозирует наступление эпохи «Большой Евразии» [4].
Всё это подтверждается практикой международного сотрудничества.
В декабре 2015 г. в Пекине главы правительств Китая и России, Ли Кэцян и Д. Медведев, подписали совместное коммюнике по итогам 20-й регулярной встречи глав правительств России и Китая, в котором указано: «Стороны полагают, что Шанхайская организация сотрудничества является наиболее эффективной площадкой реализации сопряжения строительства "Экономического пояса Шёлкового пути" и строительства Евразийского экономического союза» [9].
В Совместном заявлении России и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шёлкового пути» предусмотрено:
- укрепление взаимодействия в сферах логистики, транспортной инфраструктуры и интермодальных перевозок;
- расширение торгово-инвестиционного сотрудничества;
- оптимизация структуры торговли;
- содействие упрощению взаимного инвестирования и развитию производственной кооперации.
Планируется:
- создание механизмов для упрощения торговли;
- содействие увеличению расчётов в национальных валютах в сферах торговли, прямых инвестиций и кредитования;
- создание валютных свопов;
- укрепление сотрудничества по линии финансовых институтов;
- продвижение кооперации в многосторонних региональных и глобальных форматах.
Все эти приоритетные направления сопряжения ЭПШП и ЕАЭС полностью отвечают направлениям регионального экономического сотрудничества ШОС.
Важно отметить, что пространство Шанхайской организации сотрудничества охватывает все страны -члены ЕАЭС, а все участники ШОС являются экономическими субъектами, которые расположены вдоль ЭПШП, в рамках шести экономических коридоров, зафиксированных в документе «Видение и действия, направленные на продвижение совместного строительства "Экономического пояса Шёлкового пути" и "Морского Шёлкового пути XXI века"» [10].
Так что в реализации состыковки ЭПШП и ЕАЭС Шанхайская организация сотрудничества должна сыграть роль важнейшей площадки или даже координационного центра. Кроме того, на ШОС, в соответствии с её Хартией, возлагается задача по обеспечению региональной безопасности, а следовательно, и безопасность реализуемых на её пространстве экономических проектов [11].
9 20-я регулярная встреча глав правительств России и Китая // URL: https://gov-news.ru/20-я-регулярная-встреча-глав-правительс/
10 Видение и действие, направленные на продвижение совместного строительства «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века» // URL: http:// ru.china-embassy.org/rus/ggl/t1257296.htm
11 Алимов Р. ШОС «глобальный профиль» в архитектуре международных отношений // Обозреватель-Observer. 2018. № 5. С. 5-18.
Возможные риски и угрозы при формировании «Большой Евразии»
Как известно, географические направления «Экономического пояса Шёлкового пути» определены в нескольких вариантах. Часть из них (Китай - Центральная Азия -Россия - страны Балтии, а также Китай - страны Персидского залива и Средиземноморья через Центральную и Западную Азию) включают в себя территории стран - участниц ШОС, т. е. практически всё пространство «Большой Евразии».
Для успешного функционирования путей, пересекающих более десятка государственных границ, надо не только унифицировать и предельно упростить таможенные и страховые нормы разных стран, но и обеспечить на всех коммуникациях и возводимых на них объектах политическую стабильность, безопасность и правопорядок. А этого сегодня не может гарантировать ни одна страна. И наконец, нельзя не учитывать и то, что Центральная Азия и весь Ближний и Средний Восток покрыты сетью террористических и экстремистских ячеек.
Наряду с кризисом в Ближневосточном регионе, где часть территорий Сирии и Ирака всё ещё остаётся под контролем ИГИЛ и других террористических организаций, особую озабоченность вызывает обстановка в Афганистане. Нарастающая террористическая активность тормозит развитие этой страны, а значительный приток наркотиков, оружия и подготовленных боевиков с её территории несёт угрозу со-
седям, и в первую очередь государствам Центральной Азии, являющимся, за исключением Туркмении, участниками Шанхайской организации сотрудничества.
С учётом общей нестабильности, проблем Афганистана и угроз переноса деятельности «Исламского государства» на территорию Центральной Азии и Кавказа будет логичным, если ШОС как участник проекта ЭПШП придёт к выводу о необходимости создания какого-либо формата для нейтрализации угроз безопасности на своём пространстве.
Для всех участников ШОС наибольшую опасность представляют фундаменталисты «Исламского государства» и активизирующиеся на территории Афганистана «Талибан»* и другие исламистские организации.
Рассмотрим эти угрозы более подробно.
Опасность, исходящая от экстремистов «Исламского государства», может реализоваться в двух наиболее вероятных вариантах, зависящих от итогов военных действий против ИГИЛ и союзных с ним экстремистских организаций.
Первый из них. Даже в случае, если военные формирования экстремистов потерпят окончательное поражение в Сирии и Ираке, то это не будет означать, что их организация, или движение, исчезнет окончательно, а ситуация на Ближнем Востоке стабилизируется. Сохра-
* Организация законодательно запрещена на территории Российской Федерации.
нившиеся сетевые структуры ИГИЛ могут перейти к партизанским действиям (что уже и происходит), организуя массовые террористические атаки не только в Ираке и Сирии. Вероятность реализации этого варианта обусловлена во многом желанием (или нежеланием) Соединённых Штатов Америки и возглавляемой ими коалиции покончить с ИГИЛ. Не секрет, что к созданию «Исламского государства» приложили руку и спецслужбы Соединённых Штатов. Выгодна ли им стабилизация обстановки на Ближнем Востоке, и в первую очередь в Сирии? Однозначного ответа здесь нет, даже несмотря на некоторую положительную динамику российско-американского взаимодействия в антитеррористической операции. Эти сомнения подтверждает и антироссийская информационная кампания, развёрнутая американцами и их союзниками после успешных действий против исламистов ИГИЛ российских Воздушно-космических сил.
Всё это свидетельствует о том, что даже в случае военного поражения формирований ИГИЛ граничащая с хаосом нестабильность в странах Ближнего Востока будет сохраняться ещё длительное время. И вероятность реализации приведённого сценария развития обстановки в регионе довольно высока.
Второй вариант связан с ситуацией в Афганистане и несёт непосредственную опасность целому ряду государств - участников ШОС. Из различных источников известно, что на стороне ИГИЛ воюют от 5 до 7 тыс. выходцев из России и других стран СНГ. Потерпев поражение на Ближнем Востоке, они просачи-
ваются в нестабильный Афганистан, а также на территории центрально-азиатских и других государств -участников ШОС, где применяют полученные в Сирии и Ираке практические навыки конспирации, минно-взрывной войны и ведения боевых действий в условиях города. По данным спецслужб, ИГИЛ создаются автономные боевые ячейки, готовые к совершению террористических и диверсионных актов.
По оценке Генерального штаба Вооружённых сил России, в Афганистане действуют до 50 тыс. боевиков, объединённых более чем в 4 тыс. отрядов и групп различной направленности. Их основу составляет исламистское движение талибов численностью до 40 тыс. боевиков. Кроме того, там находятся от 2 до 3 тыс. боевиков «Исламского государства», и их численность постоянно растёт.
Ситуацию в Афганистане усугубляет недостаточная подготовка и оснащённость афганских силовых структур, что не позволяет им эффективно проводить операции против незаконных вооружённых формирований. В то же время активные и успешные действия экстремистов против правительственных войск не позволяют официальному Кабулу решить задачи по стабилизации политической и социально-экономической обстановки в стране. Всё это усиливает недоверие населения к центральной власти.
Совокупность указанных факторов приводит к выводу о том, что проблему нестабильности в Афганистане в обозримый период времени решить не удастся и это будет способствовать дальнейшему обострению ситуации в государстве,
установлению контроля экстремистов над целыми провинциями, сращиванию террористических формирований с организованной преступностью и как следствие - увеличению производства опиатов и объёмов
наркотрафика, ухудшению социально-экономического положения афганцев, росту числа безработных, оттоку граждан из страны и усилению политических позиций экстремистских организаций.
Другие факторы региональной нестабильности
Оценивая ситуацию в Афганистане и Центрально-Азиатском регионе (ЦАР), нельзя не принимать во внимание «американский фактор», так как признаки подрывной деятельности США на территории государств ЦАР не прекращаются. Более того, после активизации евро-майдана на Украине резко увеличилось финансирование неправительственных организаций в Киргизии.
Спецслужбы США пытаются дестабилизировать и Таджикистан. В частности, один из главных спонсоров - Национальное агентство международного развития - финансирует новую международную исламскую организацию «Мусульманская интеграция в Центральной Азии», созданную в Душанбе и объединившую запрещённые в исламских странах экстремистские группировки «Хизб-ут-Тахрир», Исламское движение Узбекистана и движение «Акрамия»*[12]. Как видим, НПО и радикальные исламисты финансируются из одного источника. Таким образом, факторы нестабильности в Афганистане и в целом ряде центральноазиатских участни-
ков ШОС тесно связаны между собой, а нити дестабилизации держит в руках Вашингтон.
Подтверждением тому, что целью политики США в Центральной Азии является создание хаоса в регионе, служит и препятствование его экономическому развитию.
По сообщению известного сайта Ш1к1Ьеакв, в американском посольстве выражали озабоченность по поводу того, что Россия и другие государства используют политику привлекательности прямых экономических инвестиций, в то время как Госдепартамент США развивает сеть некоммерческих организаций, призванных со временем осуществить максимально возможный контроль над всеми сферами жизнедеятельности в государствах Центральной Азии [12].
В Вашингтоне откровенное раздражение вызывает вклад Китая, Индии, Ирана и России в мирное строительство и экономическое развитие Афганистана. Американцами движет боязнь того, что Кабул может окончательно войти в сферу влияния ШОС, тем более что Аф-
12 ШОС и насущные проблемы безопасности Центральной Азии // URL: https://www. ritmeurasia.org/news-2014-04-21—shos-i-nasuschnye-problemy-bezopasnosti-centralnoj-azii-12366
* Организации, законодательно запрещённые на территории Российской Федерации.
ганистан, имея статус наблюдателя, претендует на полное членство в этой организации.
В то же время президент Д. Трамп заявил, что войска США не будут полностью выведены из Афганистана и даже наращивают численность своего контингента в этой стране. Вполне очевидно, что Вашингтон и в дальнейшем будет использовать незавершённость формирования ШОС и отсутствие в рамках Организации действенных практических механизмов обеспечения безопасности её участников.
Таким образом, на пространстве ШОС и в прилежащих регионах есть немало кризисных точек, создающих непосредственную угрозу безопасности участников Организации
и планируемых к реализации проектов на её пространстве. Наиболее опасные из них - Ближний Восток, Афганистан, Пакистан, конфликтность ситуации в которых может отразиться на ряде регионов России, Китая, Индии, Ирана и Центральной Азии. Это ставит под угрозу в том числе и план Китая по строительству «Экономического пояса Шёлкового пути» и планы по прокладке энергетических магистралей через Афганистан, Пакистан и далее в Китай и Индию. В связи с этим на повестку дня выходит необходимость уточнения статуса ШОС и повышения дееспособности Организации в деле обеспечения региональной безопасности и стабильности.
Усиление дееспособности ШОС по обеспечению безопасности на пространстве «Большой Евразии»
При непростой ситуации, складывающейся в «Большой Евразии», на первый план для государств ШОС выходит их готовность действовать единым фронтом против общих угроз её пространству в регионе. Это означает понимание того, что приоритетными проектами для ШОС являются не только программы экономического развития, но и развитие взаимодействия в сфере безопасности. В связи с этим представляется целесообразным реализовать следующее.
Первое - повышение возможностей ШОС по обеспечению безопасности целесообразно проводить прежде всего методами сдерживания и предотвращения развития ситуации по опасным для участников ШОС сценариям. Этому способство-
вало бы создание в рамках Организации миротворческого контингента.
Большинство стран - участниц ШОС уже имеют такие контингенты и обладают опытом участия в миротворческих акциях под эгидой ООН либо СНГ, НАТО и ОБСЕ. Это связано с тем, что в настоящее время ООН предпочитает делегировать свои миротворческие полномочия региональным организациям, среди которых наиболее активно действуют западные структуры.
Прикрываясь мандатом ООН, они были бы не прочь войти на пространство ШОС, чтобы, ликвидировав военные кризисы, остаться там на неопределённое время и влиять на развитие ситуации в выгодном для себя направлении.
Так, к примеру, сделали Соединённые Штаты. Завершив операцию «Несокрушимая свобода» в Афганистане, они остались там, создали свои военные базы для сохранения контроля над центром Евразии, где преследуют важнейшие для себя геополитические, экономические, военные и иные цели [13].
Именно поэтому реализация миротворческих функций ШОС на практике позволила бы, без вмешательства извне, своевременно ликвидировать назревающие военные конфликты при помощи «превентивной дипломатии» или применять «силовое умиротворение» конфликтующих сторон, что соответствует положениям Устава ООН. Эти миротворческие акции ШОС значительно повысят престиж и авторитет Организации на международном уровне.
Основываясь на опыте функционирования международных организаций по безопасности и сформулированном в Стратегии развития ШОС положении о неприемлемости придания ШОС функций военно-политического союза, необязательно содержать в ШОС миротворческий контингент на постоянной основе. В обычных условиях силы и средства, предназначенные для проведения операций на пространстве Организации и прошедшие подготовку во время совместных учений, могут оставаться под командованием своего государства, собираясь вместе только на время проведения
манёвров и решения конкретных задач. Для этого целесообразно проработать вопрос о структуре и системе управления миротворческим контингентом ШОС, их апробацию на совместных учениях, в том числе с ОДКБ, для достижения необходимого уровня оперативного взаимодействия.
Создание оперативной основы для решения указанных задач обеспечивается проведением военных манёвров «Мирная миссия», во многом благодаря инициативе и сотрудничеству России и Китая. Аналогичные, но двусторонние манёвры под названием «Индра» проводятся Россией и Индией. Эти манёвры позволили участвующим в них войскам и штабам отработать необходимую для совместных действий оперативную совместимость [14].
Поэтому, при желании Индии и Пакистана, контингенты этих стран могли бы подключиться к «Мирной миссии».
Второе - создание или в составе Региональной антитеррористической структуры ШОС (РАТС), или в структуре Секретариата ШОС небольшой группы военных профессионалов.
Эта группа могла бы составить основу некоей структуры по координации военного сотрудничества и обеспечения руководства выделяемыми в её распоряжение силами и средствами.
Возможно, это будет аппарат национальных военных советников или же координационный комитет сотрудничества по безопасности [15].
13 Морозов Ю. В. Стратегия Запада в Центрально-Азиатском регионе в начале XXI века. М.: ИДВ РАН, 2016. С. 375.
14 Клименко А. Ф. Перспективы взаимодействия России, Индии и Китая в двустороннем формате и в рамках ШОС: военно-политические аспекты // Военная мысль. 2007. № 5.
15 Клименко А. Ф. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества: проблемы обороны и безопасности. М.: ИДВ РАН, 2009.
Он может быть ограниченным по количеству специалистов, со сменой руководства и оперативного состава по принципу ротации.
В его задачи входили бы следующие функции:
- организация совместных мероприятий оперативной подготовки (командно-штабных тренировок и учений);
- мониторинг конкретных источников военных угроз на пространстве ШОС;
- выработка политических, военных и иных мер по их предупреждению/нейтрализации и разработка соответствующих планов;
- руководство операциями по нейтрализации угроз.
Комитет наряду с решением указанных задач непосредственно занялся бы разработкой и реализацией концепции безопасности на пространстве ШОС.
Её примерное содержание могло бы быть следующим:
- состав субъектов ШОС, на которых распространяется действие этого документа;
- общие и особые интересы членов ШОС;
- виды внешних и внутренних угроз этим интересам;
- цели и задачи сотрудничества участников ШОС в сфере безопасности; состав и структура органов, непосредственно ответственных за ее обеспечение;
- методы обеспечения безопасности, а также порядок выделения для этого необходимых ресурсов и их использования в случае возникновения угрозы Организации в целом или ее участникам;
- порядок взаимодействия с другими организациями по безопасности и некоторые другие вопросы.
Целесообразно также определить порядок обмена соответствующей
информацией, установить процедуру принятия решений и их исполнения соответствующими структурами ШОС.
Чтобы механизмы безопасности на пространстве ШОС начали работать на практике, необходимо обозначить чёткие временные рамки реализации указанных предложений по повышению дееспособности ШОС в сфере обеспечения стабильности и выделить ресурсы для их осуществления. Это также способствовало бы росту эффективности военно-технического сотрудничества, реализации программ развития вооружённых сил членов Организации, повышению уровня их подготовки.
Третье - нейтрализация угроз, исходящих из Афганистана. Для членов Организации главным является недопущение нового витка войны в Афганистане. Важным шагом в достижении этой цели может стать искоренение Пакистаном сети баз боевиков на своей территории. Как максимум это может привести к лишению талибов тыла, а как минимум - заставить «Талибан» пойти на переговоры с правительством ИРА.
В вопросе поддержки политических процессов в Афганистане можно использовать опыт национального примирения в Таджикистане, полученный в 90-х годах, в том числе материалы таких документов, как «Общее соглашение о мире и национальном согласии в Таджикистане», «Комиссия национального согласия», «Интеграция вооружённых формирований» и ряда других [16].
Для их исполнения представляется разумным направить в миссию ООН в Афганистане военных
16 Морозов Ю. В. Американская политика и стратегия в локальной войне в Афганистане и их влияние на региональную безопасность. М.: ИСК РАН, 2015.
наблюдателей и представителей полиции из стран ШОС.
Кроме того, необходимо оказывать содействие в укреплении афганской армии. К примеру, Россия может возобновить поставку запасных частей для вертолётов армии ИРА и предоставить услуги своих специалистов для их модернизации.
Следует и далее развивать подготовку в странах ШОС специалистов из Афганистана по борьбе с наркоугрозой - основным финансовым источником терроризма, которая представляет системную угрозу для государств - членов ШОС. Для её ликвидации целесообразно разработать «дорожную карту», которая предусматривала бы поэтапное решение проблемы и содействие правительству ИРА не только в борьбе с плантациями опийного мака, но и в создании полноценной социально-экономической инфраструктуры страны.
Целесообразно также изучить возможность взаимодействия погранвойск и сил специального назначения государств ШОС для пресечения потока боевиков и наркотиков из ИРА, первоначально в рамках совместных учений, а в последующем - и на практике.
Необходимо отметить, что егодня на евразийском пространстве ШОС действует несколько структур, призванных обеспечивать его безопасность:
- созданная по инициативе России Организация Договора о коллек-
тивной безопасности (ОДКБ), отвечающая за безопасность в трёх регионах коллективной безопасности (Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском);
- созданная по инициативе Китайской Народной Республики так называемая Организация Урум-чийского договора - четырёхсторонний альянс по борьбе с терроризмом с участием Китая, Афганистана, Пакистана и Таджикистана;
- ШОС.
Практически это «коалиции по интересам», призванные решать одни и те же задачи на определённой территории, совпадающей полностью с пространством ШОС или являющейся его частью.
Возникает вопрос, а нельзя ли подумать о координации деятельности этих структур?
И кто или что может этим вопросом заниматься?
Собственно говоря, такой вопрос по ОДКБ и ШОС частично решён подписанием Меморандума о взаимопонимании между секретариатами этих организаций. А как быть с Урумчийским альянсом? Это информация к размышлению.
Кстати, одной из целей участия Пакистана в этой коалиции является обеспечение безопасности па-кистано-китайского экономического коридора, являющегося важной частью проекта «Экономического пояса Шёлкового пути».
Усиление информационной политики ШОС
Важно обратить внимание на усиление информационной составляющей деятельности ШОС, которая подвержена негативному
воздействию недружественных Организации сил. Нужны совместные усилия по возведению своего рода кордона антишосовским акциям
путём укрепления информационного взаимодействия членов Шанхайской организации сотрудничества. Для этого первоочередной задачей может стать развитие единого информационного пространства ШОС в Евразии: на телевидении, радио, в прессе, а также создание своего рейтингового агентства. Это даст возможность сгладить тот негативный эффект, который создают аналогичные агентства Запада, предоставляющие собственные, зачастую предвзятые данные о странах -членах ШОС, их экономике, внутренней жизни и восприятии ШОС в мире. В противовес этому агентство ШОС будет средством повышения имиджа Организации на мировой арене.
Целесообразно актуализировать вопросы этнокультурного взаимодействия и реализовать проект «Культурный пояс ШОС» на основе изучения ценностных систем дружественных народов и выстраивания в соответствии с этим культурной политики государств, входящих в состав Организации. В его рамках также целесообразно обеспечить присутствие культуры дружественных стран ШОС в информационном поле друг друга, прежде всего в области массовой культуры [17].
Важным видится решение в создании радио-и телевизионного канала «Новости Евразии» (Eurasia News) либо в обеспечении широкой до-
ступности телеканала «Мир» для населения не только стран - участниц ШОС, но и наблюдателей и партнёров по диалогу.
Важным представляется и основание печатного органа ШОС, например, доступной обществен-ноделовой ежедневной газеты, выходящей на языках стран Организации. Это связано с тем, что широкие слои населения этих стран не имеют достаточных знаний о практической полезности для них ШОС.
Поэтому представляется оправданным продумать меры по освещению жизни Организации, адресованные населению указанных стран. Среди них помимо газеты можно назвать создание серии радиопередач о ШОС и выпуск видеороликов. В их тематику следует включать вопросы культуры, быта и обычаев народов стран ШОС и информировать, как именно ШОС влияет на экономику, культурную жизнь государств ШОС и защиту людей от «трёх зол». Видится небесполезным продумать вопрос об интернет-рассылке некоторых аналитических материалов РАТС в мировые агентства, наподобие того, как распространяют свои работы Фонд Карнеги и аналитическая служба Stratford [18].
Всё это может также оказаться полезным для уравновешивания мнений и оценок, продуцируемых западными аналитическими службами.
Также целесообразно инициировать вопрос о возможности принятия в национальных законодательствах положений стран-участниц разработанного Организацией документа «Правила поведения в кибер-пространстве», в частности, по борьбе с хакерством.
17 Морозов Ю. В., СафроноваЕ. И. Значение гуманитарного сотрудничества России и Китая с центральноазиатскими партнёрами в рамках Шанхайской организации сотрудничества // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 32.
18 Image of Russia Formed by Western Mass Media // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ the-image-of-russia-formed-bywestern-mass-media
Документ распространён в ООН и призван стимулировать конкретный диалог о правовых аспектах регулированиях этой проблемы [19]. В связи с этим целесообразно провести международную конференцию, посвящённую кибербезопасности, в том числе проблеме ликвидации угроз рисков, связанных с хакерством.
Следует отметить, что изложенные выводы и предложения могут представлять практический интерес
для законодательных и исполнительных органов власти стран -участниц Шанхайской организации сотрудничества, ответственных за деятельность в рамках Организации, повысить её эффективность в Евразии, способствовать реализации экономических проектов на её пространстве. А в целом - содействовать становлению Большого евразийского партнёрства.
Библиография • References
Алимов Р. ШОС «глобальный профиль» в архитектуре международных отношений // Обозреватель-Observer. 2018. № 5. С. 5-18. [Alimov R. SHOS «global'nyj profil'» v arhitekture mezhdunarodnyh otnoshenij //
Obozrevatel'-Observer. 2018. № 5. S. 5-18] «Большая Евразия» - 2030: аналитика развития, безопасности и сотрудничества // URL: http://www.inesnet.ru/wp-content/uploads/2017/11/Blok_doklad_ bolshaja_Evrazija_2030.pdf [«Bol'shaya Evraziya» - 2030: analitika razvitiya, bezopasnosti i sotrudnichestva // URL: http://www.inesnet.ru/wp-content/uploads/2017/11 /Blok_doklad_ bolshaja_Evrazija_2030.pdf] «Большая Центральная Азия» или «Большая Евразия»: американский проект против российского // URL: http://mixednews.ru/archives/128589 [«Bol'shaya Central'naya Aziya» ili «Bol'shaya Evraziya»: amerikanskij proekt protiv
rossijskogo // URL: http://mixednews.ru/archives/128589] Видение и действие, направленные на продвижение совместного строительства «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века» // URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ggl/t1257296.htm [Videnie i dejstvie, napravlennye na prodvizhenie sovmestnogo stroitel'stva «EHkonomicheskogo poyasa SHyolkovogo puti» i «Morskogo SHyolkovogo puti XXI veka» // URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ggl/t1257296.htm] Выступление министра иностранных дел России С. Лаврова в Военной академии Генерального штаба 23 марта 2017 г. // URL: http://ens.mil.ru/education/ more.htm?id=12115562%40egNews [Vystuplenie ministra inostrannyh del Rossii S. Lavrova v Voennoj аkademii General'nogo shtaba 23 marta 2017 g. // URL: http://ens.mil.ru/education/more. htm?id=12115562%40egNews] Клименко А. Ф. Перспективы взаимодействия России, Индии и Китая в двустороннем формате и в рамках ШОС: военно-политические аспекты // Военная мысль. 2007. № 5. С. 18-25.
19 Выступление министра иностранных дел России С. Лаврова в Военной академии Генерального штаба 23 марта 2017 г. // URL: http://ens.mil.ru/education/more.htm?id= 12115562%40egNews
[Klimenko A. F. Perspektlvy vzaimodejstviya Rossll, Indll i Kitaya v dvustoronnem formate i v ramkah SHOS: voenno-politlcheskie aspekty // Voennaya mysl'. 2007. № 5. S. 18-25]
Клименко А. Ф. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества:
проблемы обороны и безопасности. M.: ИДВ РАН, 2009. - 348 c. [Klimenko A. F. Strategiya razvitiya SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva: problemy
oborony i bezopasnostl. M.: IDV RAN, 2009. - 348 s.] Международный форум «Oдип пояс - один путь» // URL: http://www.kremlin.ru/
events/president/news/54491 [Mezhdunarodnyj forum «Odin poyas - odin put'» // URL: http://www.kremlin.ru/
events/president/news/54491] Межевич Н. «Интеграция интеграций»: стоит ли искать чёрную кошку в тёмной
комнате? // URL: http://russlancouncil.ru/lnner/?ld_4=6590#top-content [Mezhevich N. «Integraciya integracij»: stolt ll iskat' chyornuyu koshku v tyomnoj
komnate? // URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6590#top-content] Морозов Ю. В. Американская политика и стратегия в локальной войне в Афганистане и их влияние на региональную безопасность. М.: ИСК РАН, 2015. - 152 с.
[Morozov YU. V. Amerikanskaya politika l strategiya v lokal'noj vojne v Afganistane i ih
vliyanie na reglonal'nuyu bezopasnost'. M.: ISK RAN, 2015. -152 s.] Морозов Ю. В. Стратегия Запада в Центрально-Азиатском регионе в начале
XXI века. M.: ИДВ РАН, 2016. - 376 c. [Morozov YU. V. Strategiya Zapada v Central'no-Azlatskom regione v nachale XXI veka.
M.: IDV RAN, 2016. - 376 s.] Морозов Ю. В., СафроноваЕ. И. Значение гуманитарного сотрудничества России и Китая с центральноазиатскими партнерами в рамках Шанхайской организации сотрудничества // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 32. С. 35-49. [Morozov YU. V., Safronova E. I. Znachenie gumanitarnogo sotrudnichestva Rossli i Kitaya s central'noazlatsklml partnerami v ramkah SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva // Naclonal'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2014. № 32. S. 35-49]
Петровский В. Россия, Китай и контуры «Большого евразийского партнёрства» // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-kitay-i-kontury-bolshogo-evraziyskogo-partnerstva [Petrovskj V. Rosslya, Kitaj i kontury «Bol'shogo evrazljskogo partnyorstva» // URL: https://cyberleninka.ru/artlcle/n/rosslya-kitay-l-kontury-bolshogo-evrazlyskogo-partnerstva]
Попов Д. С. Вашингтон ведёт «Новый Шёлковый путь» в обход России и Китая //
URL: https://riss.ru/analitycs/22989 [Popov D. S. Vashington vedyot «Novyj SHyolkovyj put'» v obhod Rossii i Kitaya // URL:
https://riss.ru/analitycs/22989] Синь Л. Китайский взгляд на создание евразийского экономического пространства // URL: http://ru.valdaiclub.com/flles/13898/ [Sin' L. Kitajskij vzglyad na sozdanie evrazljskogo ehkonomlcheskogo prostranstva //
URL: http://ru.valdaiclub.com/files/13898/] Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 г. // URL:
http://www.infoshos.ru/ru/?id=125 [Strategiya razvitiya SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva do 2025 g. // URL: http://www.infoshos.ru/ru/?id=125]
8/2018
OБOЗРЕBАTЕЛЬ-OBSERVER
21
ШОС и насущные проблемы безопасности Центральной Азии // URL: https:// www.ritmeurasia.org/news-2014-04-21—shos-i-nasuschnye-problemy-bezopasnosti-centralnoj-azii-12366 [SHOS i nasushchnye problemy bezopasnosti Central'noj Azii // URL: https://www. ritmeurasia.org/news-2014-04-21—shos-i-nasuschnye-problemy-bezopasnosti-centralnoj-azii-12366] 20-я регулярная встреча глав правительств России и Китая // URL: https://gov-
news.ru/20-я-регулярная-встреча-глав-правительс/ [20-ya regulyarnaya vstrecha glav pravitel'stv Rossii i Kitaya // URL: https://gov-
news.ru/20-ya-regulyarnaya-vstrecha-glav-pravitel's/] Image of Russia Formed by Western Mass Media // URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/the-image-of-russia-formed-bywestern-mass-media
Статья поступила в редакцию 13 июня 2018 г.
Пример оформления библиографических ссылок по стандартам транслитерации
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/15256
[Ukaz Prezidenta RF ot 7 maia 2012 g. «O merakh po realizatsii vneshne-politicheskogo kursa Rossiiskoi Federatsii» // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/ 15256]
Пономарева Е. Г., Рудов Г. А. «Цветные революции»: природа, символы, технологии // Обозреватель-Observer. 2012. № 3. С. 36-48.
[Ponomareva E.G., Rudov G.A. «Tsvetnye revoliutsii»: priroda, simvoly, tekh-nologii // Obozrevatel'-Observer. 2012. № 3. С. 36-48]