Научная статья на тему 'Болонский процесс в России: проблемы и перспективы'

Болонский процесс в России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / УНИВЕРСИТЕТЫ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маргарян Татьяна Дмитриевна, Дикова Ольга Дмитриевна

Реформирование высшей школы в России вскрыло ряд проблем, связанных с присоединением России к Болонскому процессу. Согласно концепции и основополагающим документам Болонского процесса российская высшая школа с 2010 г. перешла на двухуровневую систему обучения бакалавриат и магистратура. Такие структурные изменения повлияли на все содержание высшего образования. Наряду с пересмотром учебной нагрузки, квалификационных требований и т.д. присоединение к Болонскому процессу позволило расширить возможности академической мобильности студентов и преподавателей вузов. Специалисты и исследователи по-разному оценивают сложившуюся ситуацию. В статье рассмотрены возможности и перспективы дальнейшей интеграции российских вузов в европейскую систему профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маргарян Татьяна Дмитриевна, Дикова Ольга Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bologna process in Russia: problems and prospects

Restructuring the higher education in Russia revealed a number ofproblems, first of all due to joining the Bologna process. Since 2010 according to the Bologna process concept and its ruling documents Russian higher education has moved to two-tier system of education: Bachelor's programme and Master's programme. This restructuring has required the changes in the entire higher education syllabus design. Beside the emerged problems of revising the academic workload and competence requirements, etc., joining the Bologna process has expanded the academic mobility for students as well as for faculty members. Specialists and researches evaluate the current situation and higher education perspectives differently. The opportunities and future directions of further Russian higher education integration into the European professional education system are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Болонский процесс в России: проблемы и перспективы»

УДК 378.4

Болонский процесс в России: проблемы и перспективы

© Т.Д. Маргарян, О.Д. Дикова МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Реформирование высшей школы в России вскрыло ряд проблем, связанных с присоединением России к Болонскому процессу. Согласно концепции и основополагающим документам Болонского процесса российская высшая школа с 2010 г. перешла на двухуровневую систему обучения — бакалавриат и магистратура. Такие структурные изменения повлияли на все содержание высшего образования. Наряду с пересмотром учебной нагрузки, квалификационных требований и т.д. присоединение к Болонскому процессу позволило расширить возможности академической мобильности студентов и преподавателей вузов. Специалисты и исследователи по-разному оценивают сложившуюся ситуацию. В статье рассмотрены возможности и перспективы дальнейшей интеграции российских вузов в европейскую систему профессионального образования.

Ключевые слова: Болонский процесс, университеты, высшая школа, профессиональное образование, двухуровневая система обучения, бакалавриат, магистратура, академическая мобильность, национальные структуры квалификаций.

Введение. В свое время университеты сыграли ведущую роль в становлении национальной государственности, а следовательно, и национального самосознания во многих странах. Сегодня Россия является свидетелем создания общеевропейского пространства и формирования нового общеевропейского сознания. И вновь университеты выполняют свою историческую роль, т. к. в современной Европе они сохранили неизменными свои традиции и структуру [1]. Сам термин «университет» в данном контексте выступает обобщающим для различных учреждений высшего образования. Отечественная высшая школа — неотъемлемая часть европейской университетской традиции, поэтому решение проблем формирования единых образовательных пространств различных международных сообществ сегодня важно и актуально. Многие авторы как в России, так и за рубежом по-разному оценивают создание и развитие Болонского процесса. Но глобализация — объективная реальность, игнорировать которую опасно и безответственно. Болонский процесс — часть глобализации, поэтому противостоять ему невозможно, следует его принять и участвовать в его развитии. Важно проанализировать уже имеющийся мировой опыт с тем, чтобы учесть все особенности интеграции российской высшей школы в европейскую систему высшего образования.

Проблемы интеграции российской высшей школы в европейскую систему высшего образования. Основные принципы Болонско-го процесса начали вводиться в России с 2003 г. [2], после подписания берлинского коммюнике. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» система высшего образования в России должна быть приравнена к европейским стандартам [3]. В ходе его реализации все вузы России перешли на двухступенчатую систему образования — бакалавриат и магистратура. Таким образом, для многих учебных заведений и их подразделений серьезной проблемой остается переориентация традиционных учебных планов на «двухуровневый формат» и необходимость «перекраивания» содержания образования. У многих преподавателей все еще остаются сомнения в сроках подготовки бакалавров (с учетом сохранения высоких академических стандартов и обеспечения готовности выпускников к трудоустройству). На текущий момент многие работодатели не готовы брать на работу специалистов с 3- или 4-летним образованием, т. к. академический уровень выпускника-бакалавра не адекватен потребностям рынка. Поэтому многими выпускающими кафедрами инженерных специальностей в МГТУ им. Н.Э. Баумана было принято решение сохранить 6-летний курс обучения и выпускать специалистов [4]. Проблема состоит еще и в том, что изменения главным образом коснулись лишь структурной перестройки, а проблемы качества обучения так и остались без должного понимания и решений. Некоторые исследователи полагают, что это произошло из-за того, что важные решения принимались на правительственном уровне без учета целей и нужд самих университетов [5]. В связи с этим возникает закономерный вопрос об институционной автономии в разработке учебных планов с учетом специфики учебного заведения и его подразделений. Есть ряд дисциплин, которые просто невозможно «ужать» в 3-, 4-летний срок, а затем предъявлять к выпускнику-бакалавру те же требования, что и к выпускнику-специалисту, т. к. университет не должен снижать уровень подготовки своих выпускников [6]. В этом и состоит основной конфликт.

Трудоустройство выпускников магистратуры не вызывает проблем, т. к. работодатели в большинстве своем заинтересованы брать на работу выпускников с максимально высоким уровнем профессионального образования.

Проблема качества современного высшего образования является самой актуальной и вызывает много споров в обществе. Исследователи полагают, что это обусловлено формированием в высшей школе

неэффективного управленческого стиля, который проявляется в формальном подходе чиновников и некритичном отборе внедряемых в рамках Болонского процесса концепций и методик [7]. Необходимые условия формирования системы гарантии качества — разработка политики гарантии качества, определение целей и задач, регулярный мониторинг и пересмотр реализуемых образовательных программ, которые обсуждаются со всеми причастными к образовательному процессу лицами.

Вузы, обладающие высокой степенью институциональной автономии, практикуют систематический подход к обеспечению качества. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставляет вузам право на автономию [8]. Это дает возможность им самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы, в том числе взаимообмена и стажировок для студентов и преподавателей в России и за рубежом. В документах Болонского процесса подчеркивается необходимость уважать академическую автономию вуза.

Но не стоит забывать, что двухуровневая система не является основной целью. Основная цель Болонского процесса — создание единого европейского исследовательского, образовательного и культурного пространства [9]. Выпускник с таким образованием становится более конкурентоспособным на рынке труда. Вступление в Болонский процесс означает признание российских документов о высшем образовании. В результате этого студенты смогут продолжить свое образование и получить право работать во всех странах — участницах Болонского процесса.

Реализация принципа академической мобильности в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Речь идет о так называемом принципе академической мобильности. Академическая мобильность — это возможность прежде всего для студентов, профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала перемещаться из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые по какой-либо причине недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы. Мобильность позволяет получить информацию о динамике развития образовательного процесса, ходе научных исследований в Европе. Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в каком-либо другом вузе, предпочтительно за рубежом. Обучаться он будет на языке страны пребывания или на английском языке. На этих же языках он будет

обязан сдать все текущие экзамены. Поэтому степень владения иностранным языком, чаще всего именно английским, становится определяющим фактором при выборе кандидатов для обучения за рубежом. Но поскольку Болонский процесс предполагает, что каждый студент должен как минимум один семестр отучиться в зарубежном университете, появляется острая необходимость увеличения академических часов для изучения английского языка в российских высших учебных учреждениях, потому что уровень владения им у студентов разный и часто оставляет желать лучшего.

Существует еще одна проблема: остается не полностью разработанной процедура признания дипломов, приложений к нему, а также кредитная система зачетов, что, в свою очередь, создает трудности при студенческом обмене. Более того, высокая степень академической мобильности предполагает развитую инфраструктуру (общежитие, медицинское страхование и т. д.) и доступность источников финансирования (грантов на поездки, стипендий и пр.), что, к сожалению, далеко не всегда реально. Но есть возможность разрабатывать совместные программы вузов в рамках Болонского процесса. В таком случае можно будет получать престижное зарубежное образование, не выезжая из России и продолжая учиться в своем вузе. По завершении курса студент получит сразу два диплома — российский и зарубежный. В МГТУ им. Н.Э. Баумана с 200l г. успешно функционирует центр международной академической мобильности (ЦМАМ). Основными партнерами ЦМАМ МГТУ являются вузы стран Западной Европы: Франция (Ecole Centrale Lyon, Ecole Centrale Paris, Ecole Centrale Lille, Ecole Polytechnique, Institut Nationale Polytechnique de Grenoble), Германия (Munich Technical University, Dresden Technical University, Berlin Technical University, Aachen Technical University, Technical University Hamburg-Harburg), Корея (Seoul National University), Швеция (Chalmers University of Technology, Royal Institute of Technology, Италия (Politecnico di Milano, University of Trento), Великобритания (University of De Monfort), Швейцария (Ecole Polytechnique Fédérale de Lausanne). В МГТУ им. Н.Э. Баумана организация работ по международной академической мобильности в рамках международных образовательных программ осуществляется по следующим направлениям: «включенное» обучение (от 3 месяцев до l года), «двойной диплом» (2 года), магистратура (2-2,5 года), углубленная специализация (l год), послевузовское образование («Мастер делового администрирования»), экономика для инженеров, юристов, социологов (l год), аспирантура, в том числе совместная (l,5-3 года), практика и стажировки (от l месяца до l года) [l0]. При этом наиболее привлекательны программы двойного диплома и послевузовского

образования. Магистерские программы Европейского союза Erasmus Mundus дают возможность нашим студентам пройти обучение как минимум в двух различных вузах в течение 2 лет и получить по окончании диплом магистра двух вузов либо совместный диплом. В рамках программы Erasmus Mundus — External Cooperation Window у студентов есть возможность пройти обучение в одном из 8 европейских вузов по любой из предлагаемых ими программ (от краткосрочных стажировок и бакалавриата до программ аспирантуры и докторантуры). Германская служба академических обменов DAAD предлагает студентам возможность обучения в ряде ведущих немецких вузов по различным направлениям. Студенты 3-4 курсов МГТУ им. Баумана имеют возможность принять участие в конкурсе на обучение по программе двойного диплома в одной из 5 французских высших школ группы Ecoles Centrales и TU-München (Германия). Уже разработано несколько таких программ совместно с университетами Германии и НИС НУК ИУ, НИО-1 РЛ-1, НИИ РЛ, кафедрами Э-5, ИБМ-3 в рамках проекта «Михаил Ломоносов II» [11]. Программа научной мобильности «Михаил Ломоносов» финансирует два вида грантов:

• стипендии для аспирантов и преподавателей в возрасте до 35 лет для научной работы в вузах Германии в течение 6 месяцев;

• стипендии для преподавателей и научных сотрудников в возрасте до 45 лет для научной работы в вузах Германии в течение 3 месяцев.

Финансирование осуществляется DAAD и Министерством образования и науки РФ. Гранты по этой программе получили сотрудники и аспиранты шести факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана, в том числе 2 профессора, доктора наук, 4 кандидата наук и 7 аспирантов [10]. Были поданы 2 заявки на проекты TEMPUS IV — создание виртуальной международной межуниверситетской сети для внедрения инновационных методов в учебный процесс и разработка и внедрение учебных программ по использованию продукции французской фирмы ST-Microelectronics в учебном процессе технических вузов.

По гранту Комиссии ЕС «Мария Кюри» MIF2-CT-2006-022067 проводится работа по теме «Исследование и разработка трибологического покрытия с контролируемыми десорбционными свойствами».

Из поступивших заявок вузов, подведомственных Федеральному агентству по образованию, было отобрано и официально одобрено 126. А доля грантополучателей из МГТУ им. Н.Э. Баумана составила более 10%. Так, по гранту № 2378 Международного научно-технического центра кафедрой «Технологии сварки и диагностики» проводилась работа по теме «Разработка методов, аппаратных средств и программного

обеспечения для оценки остаточного ресурса элементов атомных станций и нефтегазопроводного транспорта». По результатам выполненного проекта был разработан план применения технологии неразру-шающего контроля и оценки остаточного ресурса [10]. Кафедра Э-9 «Экология и промышленная безопасность» активно участвует в реализации проекта Tempus Netwater. Проект Netwater осуществляется 3 европейскими и 11 российскими партнерами (6 университетов и 5 организаций) и рассчитан на 3 года. Официальная аккредитация программы, ее оценка экспертами и окончательный вариант с учетом рекомендаций федеральных органов и/или представителей организаций консорциума открывают новые возможности как для будущих студентов, так и для работодателей [12]. В университете успешно реализуется проект Tempus Promeng (Practice oriented Master Programmes in Engineering). Promeng — это международный образовательный проект, направленный на развитие профессионально-ориентированных магистерских программ в области инженерии в России, Узбекистане и Украине. Продолжительность проекта — 3 года (октябрь 2010 г. — октябрь 2013 г.) [13].

Освоение студентами совместной образовательной программы может привести к присвоению им совместной степени. На семинаре в Стокгольме по развитию совместных образовательных программ (2002 г.) был предложен ряд критериев, которым должна соответствовать образовательная программа, завершающаяся присвоением совместной степени [14]:

• отражение ее в едином документе, выданном вузами-участниками в соответствии с национальными законодательствами;

• проведение четких границ между программами, ведущими к совместной и двойной степени, с учетом целей учебных планов, моделей учебного процесса и защиты интересов студентов;

• участие в проекте двух или более вузов из двух или более стран;

• утверждение учебной документации, фиксируемое в виде письменного двустороннего или многостороннего соглашения;

• разработка требований к приобретаемым студентами компетенциям, нагрузке, описываемой в терминах зачетных единиц, совместным степеням и образовательным программам, предполагающим мобильность студентов и преподавателей;

• уточнение сроков пребывания студентов в вузах-партнерах;

• разработка принципов и общих стандартов обеспечения качества на основе взаимного доверия и признания национальных систем обеспечения качества;

• полное и автоматическое признание результатов.

По мере развития Болонского процесса ведется постоянный мониторинг ситуации и принимаются соответствующие решения. Для нашей страны важны решения, принятые на Болонском семинаре «Согласование национальных структур квалификаций с общеевропейской структурой квалификаций», который состоялся 27-28 ноября 2008 г. На семинаре была подтверждена необходимость создания всеобъемлющей структуры квалификаций для европейского пространства высшего образования, которая должна:

• обеспечивать еще большую прозрачность в европейском пространстве высшего образования;

• опираться на уже существующие инструменты прозрачности (ECTS, приложение к диплому);

• основываться на методологии результатов обучения - единое понимание и использование облегчает признание (академическое и, возможно, профессиональное);

• содействовать признанию и способствовать мобильности;

• облегчать признание совместных/двойных степеней [15, 16].

В декабре 2006 г. центр международной академической мобильности МГТУ им. Н.Э. Баумана завершил реализацию проекта Тем-пус JEP-25071-2004 «Сеть университетских оценщиков документов об образовании». По результатам данного проекта был подготовлен к публикации, переведен на английский язык и издан на обоих языках сборник статей «Российская система оценки (экспертизы) документов об образовании». Авторами статей, представленных в сборнике, являются члены консорциума российских вузов и нидерландской организации NUFFIC [10].

О перспективах развития Болонского процесса в России. Вхождение России в Болонское пространство не означает калькирование системы европейского образования и ее перенос в отечественные вузы. Болонский процесс необходимо рассматривать как механизм международного сотрудничества в европейском пространстве. Российская высшая школа выгодно отличается фундаментальным характером образовательных программ, принципом неразрывности образования и науки, наличием оригинальных научно-педагогических школ, здоровой консервативностью, сочетающейся с готовностью к инновациям.

В 2007 г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана в структуре управления международных связей был создан новый отдел международных проектов, цель которого - дальнейшая интеграция университета в европейское научно-исследовательское пространство (European Research Area -ERA) путем расширения сотрудничества между учеными МГТУ и их зарубежными партнерами, а также поддержка, оказание конкретной

помощи в создании и выполнении совместных международных проектов в рамках двусторонних и многосторонних программ, консорциумов и других форм кооперации.

Сейчас очень сложно прогнозировать, в какой степени подписание Россией Болонской декларации в сентябре 2003 г. и ее эволюция в этом направлении окажутся оправданны в конечном результате. Во всяком случае, срок, установленный для вхождения России в европейское образовательное пространство, уже завершился в 2010 г., а утверждать, что сам процесс близок к завершению, и, главное, что в нашей стране существуют ясность и определенность в отношении направлений трансформации и ее приближения к европейской высшей школе, - преждевременно. Важный опыт реализации Болонского процесса в России может быть получен в 2018 г. с первыми выпусками магистров, но радикальных изменений, по мнению некоторых экспертов, до 2020 г. в российской высшей школе ждать не приходится [15].

Заключение. Проанализировав ряд документов Болонского процесса (национальные доклады на конференции министров, коммюнике ряда конференций [1, 2, 9, 18, 19]), можно сделать вывод, что главной мотивацией для развития Болонского процесса в целом является не столько необходимость создания международного глобального сотрудничества, сколько создание конкуренции в сфере образования. Многие эксперты считают, что Европа пытается с помощью данного процесса составить конкуренцию в области высшего образования Соединенным Штатам Америки, которые привлекают в свои университеты талантливых студентов из России, Европы и Азии. В Болонской декларации 1999 г. четко обозначено, что необходимо рассматривать задачу повышения конкурентоспособности европейской системы высшего образования на мировом уровне [18]. Для России развитие Болонского процесса является важным компонентом в создании структуры национальных квалификационных стандартов. С этой точки зрения Болон-ский процесс в России можно рассматривать как мощный инструмент укрепления конкурентоспособности российских университетов и влияния России в ряде сфер. Практически во всех исследованиях, посвященных изучению зарубежного опыта в той или иной сфере, в том числе образовательной, авторы неустанно повторяют, что мировой опыт следует перенимать не вслепую, а с учетом исторически сложившейся социокультурной среды, национальной самобытности, особенностей менталитета нации, ее традиций, обычаев, интересов различных социальных слоев и т. п. [9, 17]. «Образование, в том числе и высшее, - неотъемлемая часть национальной культуры, а сама культура - это душа любого народа, основа его самоидентификации» [20].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Доклад международной комиссии по образованию, представленный для ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». Москва, Изд-во ЮНЕСКО, 1997, 295 с.

[2] Болонский процесс в России. URL: http://www.bologna.ntf.ru/

[3] О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации: Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2005 г. № 40.

[4] Барышникова О.О. Омоложение кадров - одна из насущных задач администрации и профсоюзной организации вуза. Материалы научно-практической конференции «Социальное партнерство и корпоративная ответственность». Москва, 2012.

[5] Никольский В.С. Образование. Общество. Личность. Москва, 2008.

[6] Батуева Г.Г. Сохранение кадров - первоочередная задача нашего университета. Материалы научно-практической конференции, посвященной 90-летию профсоюзной организации МГТУ им. Н. Э. Баумана. Москва, 2010.

[7] Фадеев Г.Н., Карпов Г.М. Образование или обучение в современной российской школе? Российский химический журнал, 2011, т. LV, № 5-6.

[8] Федеральный закон от 24 октября 2007 г. № 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

[9] Pursiainen Ch., Medvedev A. The Bologna Process and its Implications for Russia. The European Integration of Higher Education. Moskay, RECEP, 2005, 177 p.

[10] Отчет о самообследовании. Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.

[11] [Электронный ресурс] URL:http://inter.bmstu.ru/ru/projects/joint-project-lomonosov-ii.

[12] [Электронный ресурс] Официальный сайт МГТУ им. Н.Э. Баумана URL: http://inter.bmstu.ru/ru/projects/joint-project-tempus-netwater.

[13] [Электронный ресурс] Официальный сайт МГТУ им. Н Э. Баумана URL: http://www.bmstu.ru/~cryogenics/tempus/index.html.

[14] Дудина И.А., Сентюрина М.А. Болонский процесс: информация к размышлению. Волгоград, 2004. [Электронный ресурс] URL: http://dudina.volsu.ru/ content/inform.pdf.

[15] Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций. Байденко В.И., науч. ред. Москва, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009, 220 с.

[16] Гребнев Л.С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов. Высшее образование в России, 2011, № 11, с. 38.

[17] Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. - М., 2006, c. 112.

[18] The Bologna Declaration of 19 June 1999 [Электронный ресурс] URL: http:// www.ehea.info/Uploads/Declarations/Bologna_Declaration1.pdf .

[19] London Communiqué Towards the European Higher Education Area. Responding to Challenges in a Globalized World, 2007, 18 May.

[20] Ищук Т.Л. Организационно-экономические подходы к развитию европейской высшей школы. Экономика образования, 2010, № 3, с. 87-100.

Статья поступила в редакцию 05.08.2013

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Маргарян Т.Д., Дикова О. Д. Болонский процесс в России: проблемы и перспективы. Гуманитарный вестник, 2013, вып. 5. URL: http://hmbul.bmstu.ru/ catalog/pedagog/hidden/70.html

Дикова Ольга Дмитриевна - доцент кафедры «Английский язык для приборостроительных специальностей» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сфера научных интересов: высшее образование в России, социальная политика и профсоюзы, методики преподавания английского языка в техническом вузе. e-mail: [email protected]

Маргарян Татьяна Дмитриевна - канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры «Английский язык для машиностроительных специальностей» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сфера научных интересов: новые методы преподавания в высшей школе, методики преподавания английского языка в техническом вузе, история, психология. e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.