Научная статья на тему 'Болонский процесс: сотрудничество российских региональных вузов с германоязычными странами'

Болонский процесс: сотрудничество российских региональных вузов с германоязычными странами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бринёв Никита Сергеевич, Шмидт Ирина Генриховна

Рассматриваются вопросы организации сотрудничества российских региональных вузов с германоязычными странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Болонский процесс: сотрудничество российских региональных вузов с германоязычными странами»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 94(12)

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 378.1

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС:

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ С ГЕРМАНОЯЗЫЧНЫМИ СТРАНАМИ

Н.С. БРИНЁВ, И.Г. ШМИДТ

Статья представлена доктором педагогических наук, доктором химических наук,

профессором Макареней А.А.

Рассматриваются вопросы организации сотрудничества российских региональных вузов с германоязычными странами.

Болонский процесс начался с принятия 29 странами Европы Болонской декларации 19 июня 1999 г. Инициаторами Болонского процесса выступили Великобритания, Германия, Италия и Франция. 25 мая 1998 г. в Сорбонне министры образования этих стран подписали декларацию «О гармонизации архитектуры европейского высшего образования», где были выделены основные направления развития высшего образования в Европе. В 2003 г. к Болонскому процессу присоединилась Россия.

Преобразование системы высшего образования в рамках Болонского процесса направлено на формирование к 2010 г. единого европейского образовательного пространства. Формирование европейского образовательного пространства подчинено следующим задачам: увеличить способность выпускников к трудоустройству, повысить мобильность граждан, нарастить потенциал конкурентоспособности европейского высшего образования [1].

Для решения поставленных задач Болонская декларация предусматривает выполнение следующих требований [1]:

1. Использование системы сопоставимых документов об образовании, важной частью которых является Приложение к Диплому, где не только дан перечень предметов и оценка, но и подробно представлена система образования данной страны.

2. Введение двухуровневой системы высшего образования.

3. Принятие единой системы учебных кредитов, аналогичной ECTS.

4. Содействие мобильности студентов и преподавателей.

5. Развитие европейского сотрудничества в области контроля качества образования с целью выработки сопоставимых критериев качества.

6. Формирование европейского подхода к развитию высшего образования, создание совместных учебных курсов.

Важнейшей задачей при создании единого европейского образовательного пространства является интернационализация высшего образования, т. е. расширение международного сотрудничества, развитие обмена преподавателями и студентами, создание учебных планов, направленных на подготовку специалистов для работы в международной сфере. Активное сотрудничество с зарубежными вузами и организациями, обмен опытом реформирования систем образования позволяет российским региональным вузам успешно осуществлять преобразования в системе высшего профессионального образования в соответствии с требованиями Болонского процесса.

Существенное значение для интернационализации российского образования имеет развитие сотрудничества российских вузов с германоязычными странами, прежде всего с Германией, т.к. Германия является одной из стран-инициаторов Болонского процесса и остаётся одним из важных партнёров России в области науки, образования, культуры, экономики. В вузах Германии уже введена двухуровневая система образования, которая представлена квалификациями бакалавра (Bachelor) и магистра (Master), а также Европейская система зачётных единиц, что делает вузы Германии привлекательными для иностранных студентов.

В германоязычных странах происходит активный процесс реформирования образования, в котором значительное внимание уделяется развитию международного сотрудничества и академической мобильности. В странах европейского союза, в частности в германоязычных странах, обязательным является обучение в течение одного семестра в зарубежном вузе (Auslandssemester). Международное сотрудничество в германоязычных странах поддерживается не только вузами: в Германии, Австрии, Швейцарии существует большое количество неправительственных организаций и фондов, как, например, Германская Служба Академических Обменов (DAAD), Австрийская Служба Обменов (ÖAD), Фонд им. Александра фон Гумбольдта, Фонд им. Отто Бенеке и другие, которые поддерживают сотрудничество с российскими вузами, содействуют развитию контактов c вузами России, способствуют развитию мобильности преподавателей и студентов, предоставляя стипендии для зарубежных стажировок.

Участие российских граждан в подобных программах позволяет им не только углубить свои языковые и профессиональные знания, познакомиться с культурой страны, но и предоставляет возможность получить более точное представление о системе образования страны, воспользоваться положительным опытом реформирования образования. Во многих случаях в течение обучения в зарубежном вузе российский студент или аспирант устанавливает тесные контакты с работниками соответствующего вуза, которые могут развиться до межвузовского сотрудничества [4].

Сотрудничество российских региональных вузов с зарубежными развивается по следующим направлениям [3,5,7]:

• поддержка участия студентов и преподавателей в стипендиальных программах, предлагаемых различными организациями и фондами в сфере образования;

• организация практики и стажировок зарубежных студентов в российских вузах;

• обучение иностранных студентов на курсах русского языка как иностранного;

• совместная работа с зарубежными преподавателями и учёными по созданию учебных пособий;

• преподавание русского языка как иностранного в зарубежных университетах;

• создание программ для иностранных аспирантов и молодых учёных, предусматривающих проведение части научных исследований в России (Сандвич-программы);

• содействие обмену студентами с зарубежными вузами;

• реализация совместных образовательных проектов, например создание совместных учебных курсов.

В рамках Болонского процесса во многих региональных вузах России проводится эксперимент по введению двухуровневой системы образования и Европейской системы зачётных единиц.

Деятельность российских вузов в рамках сотрудничества с германоязычными странами должна быть направлена на решение следующих задач [2]:

• интенсификация выхода российских высших учебных заведений на международный уровень, увеличение конкурентоспособности российского образования;

• освоение новых информационных обучающих технологий;

• международная сертификация программ российских вузов;

• обеспечение зарубежных вузов информацией о региональных российских вузах, а также предоставление студентам и преподавателям информации о возможностях получения образования, проведения научных исследований в зарубежных вузах.

Таким образом, в связи с преобразованиями российской системы образования, связанными с участием России в Болонском процессе, очевидна необходимость развития сотрудничества российских региональных вузов с германоязычными странами, которое позволит обмениваться опытом реформирования системы образования, а также будет способствовать развитию академической мобильности, повышению конкурентоспособности выпускников российских вузов на международном рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. -М.: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003.

2. Зорников И. Интернационализация высшего образования: Роль международных

организаций, фондов, программ. // Международное сотрудничество в образовании: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Ч.1. - С.-Пб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.

3. Крылов А.С. Международное сотрудничество как инструмент вхождения в Болонский процесс.//Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, № 82(6), 2004.

4. Павлихин Г.П. Тенденции и перспективы международного сотрудничества технических университетов России. // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, наука, образование, № 67, 2003.

5. Пономаренко Д.В., Любимова Е.В. Болонский процесс: опыт внедрения в УГТУ-УПИ. //Международное сотрудничество в образовании: Материалы IV Международной научнопрактической конференции. Ч.1. - С.-Пб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.

6. Ткач Г.Ф., Чистохвалов В.Н. Предпосылки и основные направления структурных реформ высшего образования в Германии // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, наука, образование, № 67, 2003.

7. Фомичёва Е.Ф., Орехова Е.Я. Из опыта организации международной деятельности

университета. // Международное сотрудничество в образовании: Материалы IV

Международной научно-практической конференции. Ч.1.Спб:Изд-во СПбГПУ, 2004г.

THE BOLOGNA PROCESS: COOPERATION OF RUSSIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH GERMAN-SPEAKING COUNTRIES

Briniov N.S., Shmidt I.G.

Features of development of institutes’ international coopération in the frame of the Bologna Process are considered.

Сведения об авторах

Бринёв Никита Сергеевич, 1979 г.р., окончил Омский государственный педагогический университет (2001), заместитель директора Межвузовского Центра международного сотрудничества и академической мобильности при Омском государственном педагогическом университете, автор 12 научных работ, область научных интересов - вопросы интернационализации вузов, развитие академической мобильности студентов, развитие Болонского процесса в России.

Шмидт Ирина Генриховна, студентка факультета иностранных языков ОмГПУ, область научных интересов- развитие международного сотрудничества в области высшего образования, сравнительный анализ систем высшего образования России и зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.