Научная статья на тему 'Болонский процесс как вектор инновационного развития высшего образования'

Болонский процесс как вектор инновационного развития высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шубина Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Болонский процесс как вектор инновационного развития высшего образования»

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. Основным направлением деятельности этого центра может стать подго-

товка тьюторов для постдипломного образования, диссеминирующих инновационный опыт Герценовского университета в регионы.

Н. Л. Шубина,

декан филологического факультета

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ВЕКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Болонский процесс стимулирует наши дискуссии по поводу дальнейших путей инновационного развития высшего образования. От вуза сегодня требуется и гибкость в управлении образованием, и умение реагировать на вызовы времени, и способность адаптироваться к новым условиям. Не понимать, что сегодня новые условия — это означает нанести вузу, факультету, кафедре не меньший вред, чем излишняя спешка в изменениях.

Как сейчас принято говорить, Болонский процесс — это своеобразный вектор движения высшего образования. Для одних — это перестройка учебного процесса, для других — создание принципиально новых дидактических единиц, принципиально новых дисциплин, для третьих — внедрение новых технологий обучения, для четвертых — это способ по-новому оценить состояние каждого структурного подразделения, его рейтинг. Мы понимаем: нельзя торопиться, у каждого вуза, каждого факультета должен быть свой алгоритм деятельности. Но должна быть четкая установка цели нашего движения.

Меняется и само содержание образования — оно становится более емким и компактным, и, как следствие, меняется характер оценки деятельности студента и деятельности преподавателя. Речь идет о действительно технологической перестройке не только учебного процесса, но и самих моделей высшего образования, а в дальнейшем — и всей системы.

До 2007 г. главными промежуточными приоритетами стран Болонского соглашения являлись система степеней, обеспечение качества и признание дипломов и периодов обучения. Речь идет о внедрении стандартов и принципов обеспечения качества, а также национальных систем квалификаций; о присуждении и признании двойных дипломов, в том числе доктор-

Наша задача заключается не в том, чтобы охранять ворота, через которые люди идут к образованию, но в том, чтобы контролировать то, что они из этих ворот выносят.

Сеамюс Пюрсей

ских степеней; о создании в системе высшего образования возможностей реализации гибких траекторий обучения, включая процедуры признания ранее полученного обучения.

Как отметила Сьюр Берган в заключительном отчете конференции по системам квалификаций (Копенгаген, 13-14 января 2005 г.), «вполне можно разрабатывать такие национальные системы квалификаций, которые не пользуются понятием кредитов (а измеряют нагрузку только в сроках обучения), дают весьма смутные представления об ожидаемых результатах обучения и предусматривают лишь одну степень, для получения которой необходимо десять лет учиться в университете, при этом пять из них тратить на самообразование. Такое положение дел слишком противоречило бы стандарту ЕНЕА (European Higher Education Area), и маловероятно, чтобы страна с подобной системой образовательных квалификаций была принята в "Болонскую семью"».

Как известно, вопрос об образовательных стандартах будущей Европы является открытым. Остается пока открытым и вопрос о российском государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения. У нас есть все возможности для того, чтобы отстаивать собственную позицию в отношении ГОС, активно интерпретировать то, что нам предлагается разработчиками. И в этом смысле необходимо использовать все возможности прямого участия в этих обсуждениях.

Никто не отрицает, что мы готовы участвовать в формировании единого «пространства высшего образования, основанного на принципах качества и прозрачности», как никто не отрицает и того, что, «находясь на пересечении таких областей, как научные исследова-

Материалы конференции научно-педагогических работников.

ния, образование и инновации, высшее образование является одним из факторов обеспечения конкурентоспособности Европы» (Бер-генское коммюнике, 2005 г.). При этом следует учитывать, что среднестатистические годовые расходы на обучение студента в Европе составляют 8,5 тыс. евро (ср.: в Соединенных Штатах — 20 тыс. евро).

Я не хочу драматизировать ситуацию, но это только кажется: если дадут отмашку, то все мы «стройными рядами» будем выполнять задачи Болонского процесса. К сожалению, не все и не совсем «стройными рядами». Конкурентоспособность — главный двигатель нашего движения вперед. Те инновационные процессы, о которых мы говорим, очень скоро станут основной причиной водораздела, а иногда и пропасти между российскими вузами. Вузы, которые сейчас отстаивают свою принципиальную позицию в отношении Болонского процесса, надеются на свой особый статус.

Нельзя перестраивать учебный процесс без перестройки каждого звена, всего управления в целом. 2007 г. мы называем рубежным. На филологическом факультете 100% студентов будут

уже обучаться по новой системе и 100% преподавателей должны уже овладеть новыми правилами организации учебного процесса. Но это рубежный год не только для отдельных факультетов, но и вуза в целом. Ситуация изменилась: студент хочет учиться, не отрываясь от работы; преподаватель хочет учить, не отрываясь от другой работы, работодатель хочет получить специалиста, готового к обучению.

У нас (на Васильевском острове) здание старое, трубы, которые установлены были 50 лет тому назад, еще работают, а вот те, которые установлены полгода тому назад, дважды уже не выдерживали «испытаний». Какое это имеет отношение к Болонскому процессу? Мы должны понимать: мы на одном корабле, все системы должны работать без аварийных ситуаций. Качество образовательного процесса напрямую зависит и от качественного ремонта, и от качественного управления, и от качественного решения всех тех вопросов, которые мы обсуждаем на наших советах и конференциях. Определен вектор движения, есть четкая программа действий, создана аналитическая группа для оценки результатов движения каждого.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

конференции научно-педагогических работников, а также представителей других категорий работников

и обучающихся РГПУ им. А. И. Герцена «Инновационное развитие университета как условие его конкурентоспособности» от 28 декабря 2006 г.

Заслушав и обсудив доклад ректора Г. А. Бордовского, конференция отмечает, что в условиях глобальной конкуренции Герценовский университет продолжает устойчиво сохранять лидирующую роль в образовательном пространстве высшей школы города и страны. Университет занимает устойчивые позиции по информационно-методическому обеспечению образовательного процесса, по информатизации вуза, по объему выполнения научно-исследовательских работ, по качественному составу научно-педагогических кадров, по объему реализации программ послевузовского образования и др.

В 2006 г. количество поданных заявлений в РГПУ им. А. И. Герцена на очно-заочную форму обучения выросло на 12%, на заочную форму обучения — на 5% при общем значительном снижении в городе потока абитуриентов.

За последние годы наметилась устойчивая тенденция увеличения объемов финансирования университета за счет бюджетных и внебюджетных источников, включая платное обучение. Основными целями проводимой финансовой политики университета являются обеспечение законности, защиты университетских интересов сотрудников и обучающихся. Эффективная система управления финансами выступает залогом обеспечения конкурентоспособности университета в условиях перехода к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.