СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. Основным направлением деятельности этого центра может стать подго-
товка тьюторов для постдипломного образования, диссеминирующих инновационный опыт Герценовского университета в регионы.
Н. Л. Шубина,
декан филологического факультета
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ВЕКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Болонский процесс стимулирует наши дискуссии по поводу дальнейших путей инновационного развития высшего образования. От вуза сегодня требуется и гибкость в управлении образованием, и умение реагировать на вызовы времени, и способность адаптироваться к новым условиям. Не понимать, что сегодня новые условия — это означает нанести вузу, факультету, кафедре не меньший вред, чем излишняя спешка в изменениях.
Как сейчас принято говорить, Болонский процесс — это своеобразный вектор движения высшего образования. Для одних — это перестройка учебного процесса, для других — создание принципиально новых дидактических единиц, принципиально новых дисциплин, для третьих — внедрение новых технологий обучения, для четвертых — это способ по-новому оценить состояние каждого структурного подразделения, его рейтинг. Мы понимаем: нельзя торопиться, у каждого вуза, каждого факультета должен быть свой алгоритм деятельности. Но должна быть четкая установка цели нашего движения.
Меняется и само содержание образования — оно становится более емким и компактным, и, как следствие, меняется характер оценки деятельности студента и деятельности преподавателя. Речь идет о действительно технологической перестройке не только учебного процесса, но и самих моделей высшего образования, а в дальнейшем — и всей системы.
До 2007 г. главными промежуточными приоритетами стран Болонского соглашения являлись система степеней, обеспечение качества и признание дипломов и периодов обучения. Речь идет о внедрении стандартов и принципов обеспечения качества, а также национальных систем квалификаций; о присуждении и признании двойных дипломов, в том числе доктор-
Наша задача заключается не в том, чтобы охранять ворота, через которые люди идут к образованию, но в том, чтобы контролировать то, что они из этих ворот выносят.
Сеамюс Пюрсей
ских степеней; о создании в системе высшего образования возможностей реализации гибких траекторий обучения, включая процедуры признания ранее полученного обучения.
Как отметила Сьюр Берган в заключительном отчете конференции по системам квалификаций (Копенгаген, 13-14 января 2005 г.), «вполне можно разрабатывать такие национальные системы квалификаций, которые не пользуются понятием кредитов (а измеряют нагрузку только в сроках обучения), дают весьма смутные представления об ожидаемых результатах обучения и предусматривают лишь одну степень, для получения которой необходимо десять лет учиться в университете, при этом пять из них тратить на самообразование. Такое положение дел слишком противоречило бы стандарту ЕНЕА (European Higher Education Area), и маловероятно, чтобы страна с подобной системой образовательных квалификаций была принята в "Болонскую семью"».
Как известно, вопрос об образовательных стандартах будущей Европы является открытым. Остается пока открытым и вопрос о российском государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения. У нас есть все возможности для того, чтобы отстаивать собственную позицию в отношении ГОС, активно интерпретировать то, что нам предлагается разработчиками. И в этом смысле необходимо использовать все возможности прямого участия в этих обсуждениях.
Никто не отрицает, что мы готовы участвовать в формировании единого «пространства высшего образования, основанного на принципах качества и прозрачности», как никто не отрицает и того, что, «находясь на пересечении таких областей, как научные исследова-
Материалы конференции научно-педагогических работников.
ния, образование и инновации, высшее образование является одним из факторов обеспечения конкурентоспособности Европы» (Бер-генское коммюнике, 2005 г.). При этом следует учитывать, что среднестатистические годовые расходы на обучение студента в Европе составляют 8,5 тыс. евро (ср.: в Соединенных Штатах — 20 тыс. евро).
Я не хочу драматизировать ситуацию, но это только кажется: если дадут отмашку, то все мы «стройными рядами» будем выполнять задачи Болонского процесса. К сожалению, не все и не совсем «стройными рядами». Конкурентоспособность — главный двигатель нашего движения вперед. Те инновационные процессы, о которых мы говорим, очень скоро станут основной причиной водораздела, а иногда и пропасти между российскими вузами. Вузы, которые сейчас отстаивают свою принципиальную позицию в отношении Болонского процесса, надеются на свой особый статус.
Нельзя перестраивать учебный процесс без перестройки каждого звена, всего управления в целом. 2007 г. мы называем рубежным. На филологическом факультете 100% студентов будут
уже обучаться по новой системе и 100% преподавателей должны уже овладеть новыми правилами организации учебного процесса. Но это рубежный год не только для отдельных факультетов, но и вуза в целом. Ситуация изменилась: студент хочет учиться, не отрываясь от работы; преподаватель хочет учить, не отрываясь от другой работы, работодатель хочет получить специалиста, готового к обучению.
У нас (на Васильевском острове) здание старое, трубы, которые установлены были 50 лет тому назад, еще работают, а вот те, которые установлены полгода тому назад, дважды уже не выдерживали «испытаний». Какое это имеет отношение к Болонскому процессу? Мы должны понимать: мы на одном корабле, все системы должны работать без аварийных ситуаций. Качество образовательного процесса напрямую зависит и от качественного ремонта, и от качественного управления, и от качественного решения всех тех вопросов, которые мы обсуждаем на наших советах и конференциях. Определен вектор движения, есть четкая программа действий, создана аналитическая группа для оценки результатов движения каждого.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
конференции научно-педагогических работников, а также представителей других категорий работников
и обучающихся РГПУ им. А. И. Герцена «Инновационное развитие университета как условие его конкурентоспособности» от 28 декабря 2006 г.
Заслушав и обсудив доклад ректора Г. А. Бордовского, конференция отмечает, что в условиях глобальной конкуренции Герценовский университет продолжает устойчиво сохранять лидирующую роль в образовательном пространстве высшей школы города и страны. Университет занимает устойчивые позиции по информационно-методическому обеспечению образовательного процесса, по информатизации вуза, по объему выполнения научно-исследовательских работ, по качественному составу научно-педагогических кадров, по объему реализации программ послевузовского образования и др.
В 2006 г. количество поданных заявлений в РГПУ им. А. И. Герцена на очно-заочную форму обучения выросло на 12%, на заочную форму обучения — на 5% при общем значительном снижении в городе потока абитуриентов.
За последние годы наметилась устойчивая тенденция увеличения объемов финансирования университета за счет бюджетных и внебюджетных источников, включая платное обучение. Основными целями проводимой финансовой политики университета являются обеспечение законности, защиты университетских интересов сотрудников и обучающихся. Эффективная система управления финансами выступает залогом обеспечения конкурентоспособности университета в условиях перехода к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результаты.