УДК 378
Н. М. Курашова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ ГЕРМАНИИ
Ключевые слова: институциональные изменения высшего технического образования, болонский процесс, немецкая модель инженерного образования, трансфер науки в производство при участии образовательных
структур.
Дан анализ изменений в системе высшего технического образования Германии в связи с процессами мирового экономического развития последних десятилетий и европейской интеграцией в сфере образования
Key-words: institutional changes in technical high schools, Bologna process, German high-Engineering education
model, science-education-industry transfer
The changes and transitions of the high technical education system in Germany due to world economic reality of last years and bologna process are reviewed.
Болонский процесс, начатый в 1999 году и вовлекший в институциональные изменения системы высшего образования 47 стран, имеет определенную инновационную направленность, выраженную в обеспечении соответствия высшего образования динамике развития мировой экономики. Мировой кризис явился определенным критерием готовности рыночных экономик с их производственным и человеческим капиталом к изменению условий и императивов. В итоге к 2010-2011гг. из всех стран Еврозоны лишь в Германии снизился уровень безработицы и произошел возврат к докризисному уровню ВВП (поданным EIU u IMF). Эта страна, не вынося производство за пределы страны в регионы с дешевой рабочей силой и тем самым поддерживая занятость населения, совершенствовала систему профессионального образования, а вместо экспорта производства развивала традиции качественного промышленного производства, восходящие к началу 19 века. Акцент на продолжение развития национальной
промышленности, а не финансово-кредитных и непроизводственных секторов экономики -приоритетов постиндустриальной концепции развития других развитых стран - обусловил специфику «новой индустриализации» послевоенных десятилетий, что определенно сказалось на темпах выхода из кризиса.
При этом немецкая стратегия экономического развития реализуется в рамках стратегии Евросоюза. С 2008 года в ЕС действуют 37 т.н. Европейских технологических платформ - профильных объединений представителей государств, бизнеса, науки и образования, которые решают задачу
технологической независимости Европы. Эти платформы сведены Еврокомиссией в шесть Объединенных технологических инициатив по таким направлениям, как инновационная
медицина, аэронавтика и воздушный транспорт, водородные топливные элементы,
наноэлектронные технологии, встроенные вычислительные системы, глобальные система экологического мониторинга.
Все эти проекты обеспечиваются соответствующим уровню задач «человеческим ресурсом» - подготовленным персоналом,
обладающим сопоставимыми качествами и творческим потенциалом как способности к инновационной инженерной деятельности. Характеристиками этой деятельности являются:
1. творческий характер деятельности
(умение нешаблонно мыслить при решении профессиональных задач, быстро
ориентироваться в больших объемах информации);
2. эффективное сочетание
разносторонних инженерных функций: изобретательства, конструирования,
проектирования, организации производства и др.;
3. ориентация на потребности рынка (мотивация к непрерывному повышению качества товаров и соответствию требованиям потребителя);
4. эффективная межпрофессиональная коммуникация (готовность к эффективной работе в команде в команде с коллегами других специальностей, стран) [1].
Инженерное образование в странах с развитой рыночной экономикой реализует задачу подготовки человека, способного сочетать
исследовательскую, проектную и
предпринимательскую деятельность.
Национальные особенности и традиции инженерного образования в разных странах не противоречат общим чертам технического образования в Евросоюзе: целевой ориентации обучения на инновационную деятельность, приоритету развития творческого потенциала инженера, междисциплинарному подходу в содержании и процессе подготовки, использованию контекстного обучения и большому удельному весу опытно-практической подготовки во время обучения.
Болонский процесс призван обеспечить рамочные условия для интеграции образовательного пространства в условиях нарастающей конкуренции растущих восточных экономик. Социальное измерение этого процесса таково: общеевропейское
образовательное пространство обеспечивает сравнимость документов об образовании и сокращение продолжительности обучения за счет введения бакалавриата, что дает более широкие возможности трудоустройства
выпускников, а главное, создает равные условия для всех желающих получить высшее образование. Обеспечение равных возможностей в сфере образования и профессиональной деятельности для всех общественных групп предполагает устранение социальных барьеров. Это осуществляется через различные программы университетов/вузов (дополнительные
вспомогательные курсы обучения по отдельным дисциплинам, специальные учебные
программы), а также с помощью
государственных программ поддержки. Можно утверждать, что интернационализация образования в еврорамках приобретает значительный масштаб, тогда как в США лишь 10-15% технических образовательных учреждений внедряют ее в свою деятельность. [2] Кроме того, международное
сотрудничество в сфере образования (двойные дипломы, практика за рубежом) содействует обеспечению качества на институциональном, национальном и европейском уровнях. Европейские транснациональные стандарты и директивы являются гарантами этого качества. Политической целью болонской системы является подкрепление «Римских договоров» о праве каждого гражданина ЕЭС работать там, где он хочет. Мобильность образованной молодежи, ее «способность к занятости» стимулируется финансовой поддержкой тех, кто отправляется учиться за рубеж: 50% студентов должны с учебными целями побывать
зарубежом, 20% студентов должны там
закончить хотя бы один семестр.
В Германии в 123 университетах и приравненных к ним высших школах (технические высшие школы, технические университеты, педагогические высшие школы, теологические высшие школы и др.) обучается около полутора млн. студентов. Переход на систему ВА/МА осуществляется
преимущественно в рамках юридических, экономических, социальных специальностей, а также математических и естественных. 65%
обучающихся по данным 2009 года начинали обучение по программам ВА или МА.
Политика вуза во многом определяется его профилем и позиционированием, локальной, региональной, национальной, международной стратегией, финансовыми, исследовательскими, кадровыми ресурсами, структурой, атмосферой и традициями, историей НИОКРА,
взаимодействием и стилистикой отношений администрации (ректора и ректората, а в некоторых вузах - президента и вицепрезидентов) и факультетов Так, немецкие
элитные университеты сохраняют и намерены сохранять академическое звание
«дипломированный инженер». Девять технических университетов предпринимают все усилия для этого, так как речь идет о «фирменно знаке германского инженерного образования», пользующегося международной известностью. В обязательном порядке хотят сохранить академическое звание «дипломированный
инженер» Рейнско-Вестфальская высшая техническая школа в Аахене, Мюнхенский технический университет, Технологический институт в Карлсруэ. Кроме того, немецких бакалавров до последнего времени не признавала Франция, и инновационно-ориентированная немецкая промышленность предпочитает специалистов, а не бакалавров, которых еще необходимо доучивать. Трехмесячная практика после 6 семестров обучения на бакалавра не является достаточной с точки зрения работодателей. Фирмы, согласные доучивать бакалавров, порой могут использовать их в качестве рабочей силы, поэтому в ряде немецких ВТУЗов 20% бакалавров уже получают «сдвоенное» образование, т.е. с участием фирм и предприятий (данные Института посредничества(модерации) и менеджмента г.Гельзенкирхена)..
Немецкие высшие учебные инженерные заведения имеют и определенную степень свободы, хотя рамочные условия стандартов и жесткие структуры модулей, по мнению проф.
П.Райхарта из ИММ, приводят к необходимости на первой же лекции курса объявить немалый объем требований по самостоятельной работе. В итоге эффективность СРС такова: 10% студентов сами осваивают указанный объем учебной информации, 20% - справляются в целом (более или менее), 40% - кое-как, и 30% - не справляются с заданием по самостоятельному изучению темы (материалы доклада в ДМАН, г.Целле, 20.11.2010). Кроме того, стандарты регламентируют содержание образования и не дают возможности внесения актуальных изменений между аккредитациями.
Определенным выходом является объявление «Специальной темы» («Избранной темы») в рамках стандартного курса, или расширение СРС: объявление дополнительной обязательной литературы в начале семестра, которое, как отмечено выше, порой лишь формально расширяет возможности углубления курса.
В Высшей технической школе в земле Анхальт, (как и КНИТУ, бывшее промышленное училище, более 120 лет выпускающей инженеров), переход на двухуровневую систему обучения с 2004 года последовал за переходом из социалистической системы существования в рыночную реальность объединенной Германии. Сейчас Hochchule Anhalt осуществляет подготовку бакалавров и магистров по востребованным промышленностью
специальностям в тесной связи с предприятиями региона. К 6 семестрам обучения добавлена 16недельная практика, т.к. 8-10-недельная практика не устраивает принимающие предприятия. Специализация осуществляется по выбору. Дипломную работу бакалавры готовят на предприятии и, как правило, выпускники остаются на нем работать. Существует заочная форма для работающих студентов, которая обеспечивает полноценное включение в процесс обучения: каждые 6 недель в течение 9
семестров бакалавры приезжают за литературой, заданиями и консультациями на пятницу и субботу, а 1 раз в семестр на неделю (платно). На 700 немецких студентов и 1400 иностранных (в основном из Китая) приходится 150 профессоров, читающих 29 курсов для бакалавров и 27 курсов для магистров. Школа имеет центр передачи технологий и отдельные корпуса с научным оборудованием, сдаваемым в аренду, и это одна из форм трансфера науки в производство при участии образовательных структур. Специальное управление контактирует с выпускниками, отслеживая их дальнейшую трудовую биографию.
Практикой многих вузов являются встречи старшекурсников с представителями предприятий: раз в два года на этих встречах, организованных вузом, они имеют возможность получить временную работу с перспективой постоянной. Сопровождение со стороны вуза и со стороны предприятия молодых выпускников, а также государства, оказывающего
материальную поддержку ищущим работу молодым специалистам вплоть до момента трудоустройства по программе занятости Hartz IV, тоже является частью политики в отношении молодежи в социальном государстве, каковым является Германия с 60-х гг. ХХ века.
Контакт профессоров с промышленными предприятиями и вовлечение ими одаренных студентов в инновационную деятельность приветствуется и дает порой впечатляющие результаты. Многие профессора параллельно работают на крупные фирмы, обеспечивая им приток кадров из числа самых способных студентов. Существуют и примеры совместного бизнеса преподавателя, имеющего хорошие контакты в промышленности, и привлеченных им студентов, решивших инновационную задачу, предложенную им на семинаре. Хрестоматийным примером и образцом стал профессор Шеер из Саарбрюккена, который основал в конце 90-х годов фирму по продаже программного обеспечения совместно со своими студентами, дающую годовой доход в 500600млн. евро.
Научно-ориентированный подход в образовании, свойственный немецкой
образовательной модели, использование
проблемно-ориентированного подхода к изучению естественно-научных и технических наук направленно стимулирует участие студентов в научной работе, освоение методологии научного исследования, участие в научных проектах и конференциях, для чего отбирается и поощряется талантливая молодежь. Формирование инновационного мышления в современной вузовской дидактике связано с целенаправленным планированием методов и форм обучения, использованием т. н. « учебных импульсов», учетом целевой группы обучающихся, внедрением проектных форм групповой работы , использованием case-studies, а также методов развития творческого мышления: например, методику де Боно
включает в свои программы Университет в Мюнхене.
Знания, квалификации и навыки выпускников, готовых работать в реальном секторе экономики, вполне соответствуют
требованиям междисциплинарного мышления, широких профессиональных знаний,
коммуникативных способностей и работе как самостоятельной, так и в группе, формируемых в ходе проектного обучения, и - что особенно важно - способности к управлению процессами и инновации. Это именно те качества, которые практически необходимы и российской инженерной молодежи, которая уже сейчас мотивируется на готовность к меняющимся условиям в профессиональной среде [ 3 ].
Анализ приоритетов немецкого высшего инженерного образования позволяет утверждать, что в настоящее время они соответствуют приоритетам инновационного индустриального развития.
В статье использованы материалы проф. ИММ П.Райхерта (Dr.Paul Reichart (Institut fur Moderation und Management GmbH), декана Высшей технологической школы г.Пригера и проф. Петца (Herr Prieger und Prof. Petz-
Hochschule Anhalt, Koeten), г. В.Бостельмана -Dipl.-Betriebswirt(BA) Winfried Bostelman (ESK-Enterpreneurial SolidConsult), собранные в рамках научной стажировки в Академии менеджмента Нижней Саксонии (DMAN) 7-27.11.2011.
Литература
1. Глотова, Г. В. Развитие творческого потенциала будущих инженеров в вузах США и Западной Европы. Автореферат дисс...канд. пед. наук. Казань, 2005. -С. 11 15.
2. Хасанова, Г. Б. Интернационализация
инженерного образования в технических колледжах США. / Г.Б.Хасанова, Н.Ш.Валеева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. -Т. 14. - №12. - С.225.
3. Дьяконов,Г.С. Особенности инновационного
инженерного образования. / Г. С. Дьяконов,
В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев // Вестник Казан. технол. ун-та. 2010. - №12. - С.18-21.
© Н. М. Курашова - канд. ист. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, [email protected].