Научная статья на тему 'БОЛОНСКАЯ ДЕКЛОРАЦИЯ'

БОЛОНСКАЯ ДЕКЛОРАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ УРОВЕНЬ / АВТОНОМНОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биджиева Ф.А.

В статье рассматривается развитие высшего образования с учетом основных направлений Болонской декларации. Этогармонизация, а так же сближения систем образования европейских стран для создания единого европейского пространства высшего образования. В результате обсуждений, на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002-2003 г.г., было принято решение о подготовке к реализации Болонского процесса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БОЛОНСКАЯ ДЕКЛОРАЦИЯ»

УДК 342.7

Биджиева Ф.А. студен

магистрант, 2 курс, факультет «Юридический» Северо-Кавказский федеральный университет

(филиал) в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск Bidzhieva FA student

master's degree, 2nd year, Department of «Law» North-Caucasian Federal University (branch) in Pyatigorsk Russia, Pyatigorsk

БОЛОНСКАЯ ДЕКЛОРАЦИЯ

В статье рассматривается развитие высшего образования с учетом основных направлений Болонской декларации. Это гармонизация, а так же сближения систем образования европейских стран для создания единого европейского пространства высшего образования. В результате обсуждений, на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002-2003 г.г., было принято решение о подготовке к реализации Болонского процесса в России.

Ключевые слова: Россия, Болонский процесс, высшее образование, Министерство образования, европейский уровень, автономность, мобильность.

The article discusses the development of higher education in view of the main directions of the Bologna Declaration. This harmonization, as well as the convergence of European education systems to create a single European Higher Education Area. As a result of discussions at conferences and meetings held by the Ministry of Education of the Russian Federation in 2002-2003, it was decided to prepare for the implementation of the Bologna process in Russia. Keywords: Russia, the Bologna process, higher education, Ministry of Education, the European level, autonomy, mobility.

К Болонскому процессу официально присоединилась Россия 2003 года в сентябре. Россия избрала в качестве основы своей политики в сфере образования, задачи и цели европейских реформ в структуре высшего образования.1

В 1996 году был принят Федеральный Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В соответствии с ним в высшем образовании закрепилось понятие бакалавриат и магистратура наравне со специалитетом.2

1 Байденко В.И. Болонский процесс: популярные лекции// М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МИСиС, 2004.

2Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ (действующая редакция, 2016)// [Электронный ресурс]- contact@consultant.ru (11.012017).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат (срок обучения - 4 года);

3) высшее образование - специалитет, магистратура (срок обучения 2 года); 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.3

Болонский процесс - европейская единая система образования, сформированная странами Европы, в целях улучшения высшего образования. Начат он был в городе Болонья (Италия) 19 июня 1999 года, когда 29 министров образования разных европейских стран подписали Болонскую декларацию. В ней были обозначены основные способы и цели для достижения гармонизации национальных систем в сфере высшего образования в европейских странах.

Великая хартия университетов (Болонья, 1988), а так же и Сорбонская декларация (Париж, 1998) являются основополагающими источниками Болонской декларации.

Болонский процесс в 2004 году объединил 40 стран: Германия Великобритания, Италия, Австрия, Франция, Бельгия, Болгария, Греция, Дания, Ирландия, Норвегия, Исландия, Испания, Венгрия, Латвия, Румыния, Литва, Люксембург, Польша, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Албания, Швеция, Эстония, Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Россия, Сербия и Черногория.

В Болонской декларации перечислены 6 главных задач, которые должны способствовать единению Европы в сфере образования:

1) Сравнение квалификаций в сфере высшего образования;

2) Переход на систему высшего образования, которая имеет две ступени (бакалавриат и магистратура);

3) Наличие трудоёмкости оценки (различных программ, курсов и нагрузок) в измерении зачетных единиц (кредитов) и повторение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;

4) Повышение преподавательской и студенческой мобильности, а также управленческого и административного персонала (не менее семестра должен студент провести в другом высшем учебном заведении и предпочтительно зарубежном);

5)Получение качественного высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;

6)Автономизация вузов.

3 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// «Российская газета», N 303, 31.12.2012.// [Электронный ресурс]-

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201647. (14.01.2017)

К настоящему времени можно говорить о наличии 10-ти задач с учетом выше обозначенных:

7) Введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня);

8) Придание европейского соответствия высшему образованию и тем самым повышение конкурентоспособности и привлекательности;

9) Доступность и реализация социальной роли высшего образования;

10) Системы дополнительного образования и его развитие (то есть «образование в течение всей жизни»).4

«Великая Хартия университетов» прежде всего проявляла заботу о студенческой свободе : «Каждый университет должен - с учётом конкретных обстоятельств - обеспечивать защиту свобод своих студентов и создание им таких условий, когда они могут обрести культуру и получить подготовку, которыми бы желали обладать»5.

Увеличиваются и возрастные ограничения студенчества - можно будет получать и продолжать высшее образование в любом возрасте. В магистратуре акцент будет делаться на самостоятельную работу студента, следовательно,- обеспечивается индивидуализация обучения. При получении трехступенчатого высшего образования, студенты обладают возможностью «вступать в мир высшего образования в любое время их профессиональной карьеры и при различных обстоятельствах»6

Третья ступень высшего образования - докторантура. Если нынешний кандидат наук будет именоваться европейским доктором, эта самая общепризнанная категория наших учёных достигнет значительного веса в европейском и мировом научном сообществе, поднимется престиж.

Болонский процесс рассматривает повышение квалификации и профессиональную переподготовку преподавателя на протяжении всей жизни как его профессиональный долг7.

Приложение европейского образца к диплому сделает его образовательные уровни более узнаваемыми и признаваемыми во всех странах Европы, существенно возрастут шансы трудоустройства по специальности. Студент сможет участвовать в конкурсах на замещение вакансий за рубежом, возрастут его перспективы найти работу по профессии, сможет продолжить обучения в зарубежном вузе на более высоком уровне высшего образования.

4 Берлиус, А. Г. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса / А. Г. Берлиус // Педагогика. - 2005. - № 10. - С. 102

5Мельвиль А.Ю. «Мягкий путь» вхождение российских вузов в Болонский процесс. - М.:ОЛМА-ПРЕСС,

2005.-С. 91

6См. там же - С. 50

7Мельвиль А.Ю. «Мягкий путь» вхождение российских вузов в Болонский процесс.- М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-С. 44

Использованные источники:

1.Байденко В.И. Болонский процесс: популярные лекции// М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МИСиС, 2004.

2.Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ (действующая редакция, 2016)// [Электронный ресурс]- contact@consultant.ru (11.012017).

3.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// «Российская газета», N 303, 31.12.2012.// [Электронный ресурс]-

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201647. (14.01.2017)

4.Берлиус, А. Г. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса / А. Г. Берлиус // Педагогика. - 2005. - № 10. - с.109

5.Мельвиль А.Ю. «Мягкий путь» вхождение российских вузов в Болонский процесс.- М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-с.352

УДК 342.7

Биджиева Ф.А. студент

магистрант, 2 курс, факультет «Юридический» Северо-Кавказский федеральный университет

(филиал) в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск Bidzhieva FA student

master's degree, 2nd year, Department of «Law» North-Caucasian Federal University (branch) in Pyatigorsk Russia, Pyatigorsk ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВА В статье рассматриваются некоторые проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования. С учетом принципов образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, основные направления их адаптации к условиям специального обучения, а также особенности инклюзивного образования детей-инвалидов происходит только при поддержке социума. Многие люди при соответствующем образовании и реальной помощи могли бы стать полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что свидетельствовало бы о высоком гражданско-правовом статусе общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.