УДК 94(569.4)024
БОЛЬНИЦА И СТРАННОПРИИМНЫЙ ДОМ ПРИ МОНАСТЫРЕ АВВЫ СЕРИДА
В ПАЛЕСТИНЕ VI В.
С момента возникновения христианства забота о больных, сттнниках, заключённых и нищих являлась необходимым деланием каждого христианина согласно евангельской притче о Сттшном суде (Мф 25:34 -36). При этом, как заметил Тимоти Миллер, забота о больных поначалу не предполагала лечения, основанного на теориях Гиппоктта и Галена, которые считались языческими1. Со временем медицина начинает восприниматься как светская область знания, не связанная с языческой религией, а потому совершенно безопасная в использовании, в отличие от заговоров и колдовских зелий. Одним из самых значительных достижений союза медицины и христианских идей явилось рождение больницы.
Византийские больницы, так наз. носокомейоны (уостокоцеш), по своему устройству восходят к первым монастырским лазаретам, которые изначально предназначались только для лечения самих монахов. Лазарет первого киновийного монастыря, который основал Пахомий Великий (ок. 292 — ок. 346) в Табеннеси в Египте2, рассматривался некоторыми исследователями как первая больница, несмотря на то, что он не являлся публичным3. Идея организации специально отведённого места для больных была вполне естественна в условиях закрытого пространства, каким являлся монастырь Пахомия, но строгость его устава по отношению к пребыванию в монастыре сторонних лиц мешала появлению там общедоступной больницы. По примеру пахомиевых обителей подобные лазареты стали появляться и в других последующих киновиях, став их неотъемлемой частью. В сер. IV в., когда центр монашеской жизни переместился из Египта в Палест ину, монастыри всё чаще стали располагаться не в пустыне, а в городах и на паломнических путях. Соответственно изменились представления о монашеском призвании: всё больше внимания стало уделяться не созерцанию, а делам милосердия, монастыри стали более открытыми миру. С этого времени при них начали появляться благотворительные учреждения для странников - ксенодохейоны (^еуобоуеш; ^еуобокеш) или ксеноны ); для нищих - птохейоны (лтоуе!^) или птохотрофейоны (лтоуотооше!^); для одиноких пожилых людей - герокомейоны (уерокодет^; Yеpоvтокодешv). В первое время эти разнообразные термины были взаимозаменяемы и не несли в себе строгого определения функций4. Так, все эти учреждения одновременно служили как убежищем для странников и нищих, так и приютом для стариков и больницей для больных. В течение IV столетия они быстро завоёвывают популярность как в восточной, так и в западной части империи. Примечателен тот факт, что в 362 г. Юлиан Отступник призывал язычников следо-
1 Miller T.S. The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire. Baltimore: Johns Hopkins Univ. Pr., 1997. P. 51.
2 Подробнее о первых монашеских лазаретах: Crislip, Andrew. Care for the Sick in Shenoute's Monasteries // Christianity and Monasticism in Upper Egypt / ed. Gawdat Gabra, Hany Takla. Cairo, 2008. P. 21-3 0; Хосроев А. Л. Пахомий Великий. Из ранней истории общежител ьного м онашества в Египте. СПб., 2004. С. 112-113.
3 Horden P. The Earliest Hospitals in Byzantium, Western Europe and Islam // Journal of Interdisciplinary History, Vol. 35. №. 3. 2005. P. 365.
4 Ferngren Gary B. Medicine and Health Care in Early Christianity. Baltimore, 2009. P. 127; Nutton V. Ancient Medicine. New York, 2004. P. 309.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
А.В. КУРБАНОВ
В византийский период появляется большое количество благотворительных учреждений, которые организуются при монастырях. Среди них самыми распространёнными были странноприимный дом и больница. Они были принципиально новыми институтами, не имевшими ничего общего с учреждения ми античного времени. В статье рассматривается благотв о-рительный комплекс при монастыре аввы Серида, который располагался близ Газы.
e-mail abasso@yandex.com
Ключевые слова: византийская медицина, византийская больница, ксенодохейон, носокомейон, монашеский лазарет, Варсануфий и Иоанн Газские, монастырь аввы Серида.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (1S6). Выпуск 31
вать примеру христиан, повсеместно основывавших приюты для странников, нищих и больных (Origen, Contra Celsum, 8:60).
К царствованию императора Юстиниана эти учреждения становятся всё более специализированными. Среди них наиболее многочисленными считаются странноприимные дома (JevoSoxsibv), которые вытеснили привычные античному человеку гостиницы (navSoKeíov)5. Причина кажется очевидной, так как в странноприимном доме путникам питание и ночлег предоставлялись бесплатно. Следующими по численности были бол ь-ницы (voGOKO^efov)6, превратившиеся из заведений для малоимущих в более престижные институты7, в медперсонал которых стали входить опытные врачи, занимавшиеся до эт ого только частной практикой.
Терминология этих учреждений до сих пор не до конца изучена. Термин носоко-мейон был впервые употреблён Палладием Еленопольским в диалоге 408 г., где он характеризовал филантропическое учреждение Иоанна Златоуста в Константинополе (Palladii dialogus de Vita S. Joannis Chrysostomi, 32)8. Чуть позже Нил Анкирский уже использует этот термин как метафору (Epistulae 2, 110)9. При этом медицинские учреждения, подпадающие под определение носокомейона, продолжали называться также и ксе-нонами. Можно предположить, что последние, будучи большими комплексами, служили одновременно и больницами, и странноприимными домами.
История первоначального развития больничной системы также является малоизученной. С одной стороны, византийские больницы по своему устройству были организ о-ваны как монастырские лазареты. Это обстоятельство дало повод Эндрю Крислипу сделать вывод о том, что первые публичные больницы напрямую восходят к этим лазаретам10. С другой стороны, как замечает Гэри Фернгрен, очевидна их преемственность монашеским благотворительным учреждениям, в первую очередь, ксенодохейону11. Вместе с тем, имеющиеся в нашем распоряжении источники не позволяют проследить эт апы развития и взаимосвязи этих институтов12. Возможно, приходившие странники нередко оказывались больными, ведь многие из них отправлялись в паломничество именно в поисках исцеления, велика также была вероятность заболеть в дороге или получить раны от разбойников. В связи с этим, совершенно естественным кажется устройство в ксено-дохейоне лечебного отделения по известному уже типу монастырского лазарета. Здесь можно вспомнить, что такие слова как «госпиталь» и «отель» происходят от одного л а-тинского слова «hospitalis», что означает гостеприимный.
Часто исследователи стремятся установить время и место появления первого такого византийского лечебного отделения при ксенодохейоне. Одни из них полагают, что первая больница располагалась в «Василиаде» Василия Великого13, которую он называл пто-хотрофейоном (Ep. 94)14. Тимоти Миллер, оппонируя этой распространённой точке зрения, предположил, что идею обустройства лечебного благотворительного учреждения свт. Василий заимствовал у ариан, которые в начале IV в. основали ряд подобных заведений в Малой Азии15. Другие исследователи считают первой больницей ксенон16, основанный в 373 г. Ефремом Сирином в Эдессе. Тем не менее, в источниках ни об одном из этих комплексов не говорится как о чём -то новом и революционном в своём роде. По всей видимости, появление носокомейонов вполне соответствовало веянию времени, и все попытки найти их первооснователей являются неперспективными.
5 Constable, Olivia Remie. Housing the Stranger in the Mediterranean World: Lodging, Trade, and Travel in Late Antiquity and the Middle Ages. Cambridge, 2003. P. 35-37.
6 Oxford Handbook of Byzantine Studies.Oxford, 2008.P. 622.
7 Ferngren, Gary B. Medicine and Health Care in Early Christianity. Baltimore, 2009. P. 136, 151-152.
8 Palladii dialogus de Vita S. Joannis Chry sostom i / ed. Paul R. Colem an-Norton. Cambridge, 1928.
9 Patrologia cu rsus com pletus. Series graeca / accurante J.-P. Migne T. 79. Paris, 1865. P. 248.
10 Crislip, Andrew T. From Monastery to Hospital: Christian Monasticism and the Transform ation of Health Care in Late Antiquity. Ann Arbor, 2005.
11 Ferngren, Gary B. Medicine and Health Care in Early Christianity. Baltimore, 2009. P. 126.
12 Ibid. P. 125.
13 Temkin O. Hippocrates in a World of Pagans & Christians. London and Baltimore: The Johns Hopkins Un iv ersity Press, 1991. P.162; Retief, François P. & Cillier, Louise. The evolution of hospitals from Antiquity to the Renaissance // Acta Theologica Supplem entu m. 7. 2005. P. 221 h gp.
14 Saint Basil: Letters, 4 v ols. / Loeb Classical Library. Cambridge, 1961.
15 Miller T.S. The Birth of the Hospital in the Byzantine Em pire. Baltim ore, 1997. P. 88.
16 Androutsos Georges, Karamanou Marianna, MatsaggasAristom en is. Les institutions hospitalières de By zance et l'hôpital (Xénon) du monastère du Christ Sauveur Pantocrator de Constantinople // La Presse Médicale . 41 (1). 2012. P. 68-73.
В современной литературе часто встречается точка зрения, что устройство филантропических заведений было делом политическим. Согласно версии Питера Брауна, они были изобретением христианских епископов, использовавших их в качестве орудия своего «христианского популизма»17. Тимоти Миллер попытался доказать, что больницы организовывались епископами для привлечения народа на свою сторону в ходе догматических споров с арианами18; к этому же мнению склоняется и Перегрин Хорден19. Действительно, часто благотворительные заведения основывались по воле императоров или епископов. Величественные сооружения, такие как Василиада или столичные ксеноны, потрясали многих современников, а впоследствии и исследователей. Между тем, чтобы составить представление о том, что происходило вдали от мегаполисов, необходимо обратиться к значительно менее грандиозным, но более многочисленным провинциальным ксенодохейонам и носокомейонам, в организации которых епископы не принимали прямого участия.
Об одном таком комплексе, включавшем носокомейон и ксенодохейон, нам известно благодаря «Переписке Варсануфия и Иоанна». Он располагался близ Газы при монастыре аввы Серида, который был основан в начале VI в. и получил широкую известность, так как там поселились два знаменитых на всю Палестину и Египет старца - Варсануфий и Иоанн Газские. Монастырь находился рядом с караванным путём, идти по которому с наступлением темноты было небезопасно, потому что любой путник становился лёгкой добычей разбойников 386; 390-391). Днём же странники страдали от зноя и жажды. Долгое время паломники, посещавшие монастырь, непрестанно просили настоятеля, ав-ву Серида, построить близ обители странноприимный дом (QS 570с). Однако участок земли близ монастыря, на котором можно было построить ксенодохейон, принадлежал человеку, который не собирался его продавать. Настоятель же решил дождаться момента, когда хозяин земли сам захочет её продать. Только после того, как это случилось, на этом месте началось строительство. Среди монахов были архитекторы, поэтому как проект, так и его реализация выполнялись самими монахами 13). Возможно, об этой масштабной стройке говорится в начале «Переписки Варсануфия и Иоанна» 13, 16). В результате помимо ксенодохейона у братии появился, в том числе, и монастырский храм (QS 570с). О том, как выглядело это строение, нам неизвестно. Впрочем, можно предположить, что оно напоминало недавно раскопанный в Иудейской пустыне ксенодохейон при монаст ы-ре св. Мартирия, возведённый в это же самое время. Он представлял собой сооружение трапецевидной формы, имеющее в длину 33 -43 м, а в ширину 33-27 м. Само здание разделялось на два независимых пространства: в одном из них размещались жилые помещения и церковь, а в другом - конюшни, если их так можно назвать, так как они предназначались в основном для верблюдов. Жилая площадь составляла 320 м2 и состояла из нескольких общих и отдельных спален, где могли разместиться 60-70 человек20. В целом, здание отличалось красотой и прочностью постройки.
Дорофей Газский, бывший одно время странноприимцем (^еуобоуор) в монастыре аввы Серида, рассказывал, что особенно трудными были ночные служения, которые порой могли довести до сильного физического изнеможения. Вечером приходили странники, затем подходили погонщики верблюдов. Каждому из них по древнему обычаю гост е-приимства монах-гостеприимец должен был сначала омыть ноги, затем накормить, напоить и дать ночлег. Часто и после того, как он уходил спать, его опять будили СИгаЯх. XI, 119). О тяжести этой службы говорится и в Житии св. Георгия Хозивита, где также подчёркивается её круглосуточный характер и, кроме того, сообщается о большом количестве еды, которую необходимо было готовить (V. Оеог. 57, 356)21.
17 Brown P. Poverty and Leadership in the Later Roman Empire. Hanover, 2002; Brown P. Power and Persu a-sion in Late Antiquity: Towards a Christian Empire. Madison, 1992. P. 75 -103; Brown P., Brian E. Daley. Building a New City: The Cappadocian Fathers and the Rhetoric of Philanthropy // Jou rnal of Early Christian Studies, VII. 1999. P. 43 2 -433.
18 Miller T. The Birth of the Hospital in the Byzantine Em pire. (=The Henry E. Sigerist supplements to the Bu l-letin of the history of medicine; new series, no. 10.) Baltimore, 1985; reprint with new intr oduction, 1997. P. 209.
19 Horden P. The Christian Hospital in Late Antiquity: Break or Bridge? // Gesundheit - Krankheit. Kul-tu rtransfermedizinischenWissens von der Spätantikebis in die Frühe Neuzeit (=Beiheftezum Archiv für Kultu rges-chichte, vol. 55) / hrsg. F. von Steiger und K.P. Jankrift. Köln, 2004. P. 80-81.
20 Hirschfeld Y. The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. New Haven, 1992. P. 197.
21 Vita sancti Georgii Chozibitae auctore Antonio Chozibita / ed. C. House // Analecta Bollandiana. 7. 1888. P. 95-144.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31
Известно, что даже после постройки ксенодохейона на внутренней территории монастыря по-прежнему продолжали принимать гостей. Наши источники не говорят напрямую о том, каких именно людей там размещали, но мы можем судить об этом на основании косвенных данных. В первую очередь, это были иноки и клирики (QS 588-593). Исключение из них составляли «лер|'актог», то есть монашествующие, которые, не принадлежа ни к одной из монашеской общин, бродили от монастыря к монастырю, от церкви к церкви, где им давали кров в течение какого-то времени. В монастыре аввы Серида, как и во многих других монастырях того времени, им воспрещалось оставаться в киновии, чтобы они не смущали братию. При этом им могли дать еду или вещи, в случае если они в них нуждались, а затем отпустить (ОБ 588; 589). Безусловно, эти странствующие монахи могли переночевать в ксенодохейоне, куда пускали всех. По всей видимости, в монастыре оставались и те мужчины, кот орые пр и-ходили туда как паломники, желая услышать наставления от настоятеля (QS 584) и, возможно, написать вопрос Варсануфию и Иоанну. В скором времени была построена и больница. Поводом для её основания также послужили просьбы братьев, число которых со временем возрастало, в связи с чем возникла необходимость в постоянной медицинской службе (VD 1:14 -20). К тому же монастырь посещали многочисленные паломники, надеющиеся получить от старцев чудесные исцеления (ОБ 82; 515; 516; 643; 784), или просто больные, искавшие в монастыре приюта и заботы; их приходилось селить в келию к какому -нибудь брату (ОБ 548). Тогда руководители монастыря решили построить больницу для всеобщей пользы. Дело это было поручено Дорофею (VD 1:14 -20). Его родной брат, будучи состоятельным человеком и добрым христианином, выступил ктитором и снабдил монастырь всем необходимым для строительства и организации больницы (VD 1:15 -17).
Новопостроенное больничное здание в пространственном отношении было отдел е-но от остальных монашеских строений, а потому имело собственную кухню и кладовую (УБ 6:6). По всей видимости, по своему устройству этот комплекс напоминал аналогичные учреждения в других монастырях. Греческий археолог Анастасий Орландос определил 22 некоторые отличительные черты византийских носокомейонов. Они представляли собой сооружения квадратной формы, условно разделявшиеся на два пространства четырьмя колоннами, поддерживавшие потолок с отверстием для дыма. В центральной части размещался большой очаг, а по периметру здания вдоль стен находились кровати для больных. Носокомейон имел также отдельное помещение, где располагалась операционная. Кроме этого он должен был быть экипирован различными хирургическими принадлежностями, медицинскими сосудами и прочими необходимыми вещами.
Осуществлять лечение в этой больнице было поручено Дорофею, чья неопытность компенсировалась полученным риторическим и медицинским образованием X,
105; QS 326, 327). Хотя, конечно, такого понимания медицинского образования, как мы знаем его сегодня, не существовало. Врачами могли считаться те, кто изучил корпус сочинений Гиппократа и Галена, и те, кто проходил практику в присутствии опытных коллег. Подобное образование будущие врачи получали только после обучения риторики и философии. Таким образом, человек мог быть философом, оратором и медиком в одном лице23. Здесь можно привести в пример личность Василия Великого, который служил сам врачом в «Василиаде» и в то же время писал богословско -философские трактаты, и управлял епархией. Дорофей был не только врачом, но и управляющим хозяйством больницы. Он следил за закупками медицинских инструментов, посуды, лекарств, а также продуктов для лечения и питания больных (VD 8:6 -7; ОБ 313; 336), и он же выступал посредником между обитателями больницы и настоятелем (QS 286). В подчинении заведующего больницей находился штат медбратьев, которые называются в «Переписке» «служители» (илпрЁтп? - VD 6: 2). Они исполняли все его предписания, готовили больным специальную еду, осуществляли гигиенический уход, стелили постели (УБ 7: 1). Это послушание имело свои преимущества и недостатки. С одной стороны, оно считалось очень трудным, прежде всего, психологически, т ак как приходилось т ерпеть больных, ч а-сто раздражённых (QS 90; 483; УО 6:4-5). С другой стороны, служители больницы готовили пищу больным, которая отличалась от ежедневного рациона не только других монахов, но и обычных людей той местности24. Естественно, что при приготовлении таких «лекарств» они их пробовали, и доедали остатки от несъеденного С^ 11: 7 -9). Кроме того,
22 Avaoxaoiop K. OpXavSop Movaaxr|piaKr| apxneKioviK^. A6r|vai, 1927; 1958. Z. 79-83.
23 Temkin, Owsei. Byzantine Medicine. Tradition and Empiricism // Du m barton Oaks Papers. 16. 1962. P. 102.
24 Crislip, Andrew T. From Monastery to Hospital: Christian Monasticism and the Transform ation of Health Care in Late Antiquity. Ann Arbor, 2005. P. 74-76.
они были лишены обычных аскетических подвигов: длинных молитвенных правил, в том числе бдений и ряда дневных служб, а также постов. В целом, на них не распространялся общий монастырский режим, что порой вызывало зависть других братьев (VD 11:1-6).
Врач и его помощники проводили в больнице весь день (QS 334). По всей видимости, врач там же имел икелию (на что указывает глагол «кабпцоа» («жить») (QS 330)), и остальные служители также, что можно вывести из слов настоятеля, произнесённых в то время, когда он посылал Досифея в больницу (VD 4:7). Бенедикт Лезьёр полагает, что больница в монастыре аввы Серида предназначалась только для монахов25. Между тем, в «Переписке» можно найти свидетельства об обратном. Различие между монахами и больными особенно подчёркивалось, что видно из следующих фраз: «Если желая исправить заблуждающегося из братьев или из самих больных» (¿áv5 £офаХ£ушр xüv áSe^wv nivop П aúnwv n wv áppÓGTtóv 6éXtóv бюрбостастбш) (QS 333); «Пойди, отдай это либо брату, либо больному» (ünayeSÓp aúxó хф Se хф áSe^w Г|тф Se хф áoQevoÜvxi) (VD 7: 14-15). Письма Дорофея из «Переписки» также говорят о людях, приходящих в больницу извне (кооцгкОр) (QS 316). Врач и медбратья постоянно находились среди людей, служа другим и заботясь о больных, отчего не оставалось ни одной свободной минуты для себя (QS 316), не хватало времени на уединение, что являлось неотъемлемой частью монашеского делания, а постоянная суета не давала держать ум в постоянной молитве. У Дорофея стали возникать сомнения в том, что его жизнь в монастыре протекает правильным образом. На подобные сомненияи Иоанн и Варсануфий отвечали, что для киновита дела милосердия являются более важными, чем аскетические подвиги (QS 313 -316; 329). Этот вопрос о соотношении «npa^ip» и «Qeopía» в духовной жизни монаха был весьма острым во многие эпохи. Некоторые считали, что практ ика христианского милосердия может угрожать духовной жизни монаха, его молитве, созерцанию, то есть «теории». Другие, наоборот, полагали, что «праксис» является необходимым для монашеской жизни. От решения этого вопроса зависела степень участия братьев монастыря в работе больниц. В первые два века существования носокомейонов, весь персонал, как правило, состоял из монахов, даже в крупных медицинских центрах старались обходиться без мирян. Со временем стало усиливаться давление на городское монашество, которое считалось слишком обмирщённым из -за постоянного взаимодействия с мирянами, в том числе, в городских носокомейонах. Постепенно руководство монастырей, в том числе под давлением извне, стало отстранять монахов от работы в них, нанимая мирских врачей и медбратьев. Таким образом, к середине VI века медицинские должности начали восприниматься как исключительно светские. При этом больницы оставались привязанными к монастырям административно и финансово.
Тимоти Миллер26 на основании вопросоответов (QS 316; 327) ошибочно посчитал, что в носокомейоне при монастыре аввы Серида также служили мирские врачи. В этих вопросоответах Дорофей просит разрешения у Варсануфия отлучаться на время из бол ь-ницы, передавая свои обязанности одному из братьев: «Не прикажешь ли сказать одному из братьев, которые находятся там со мной, чтобы, когда я не буду успевать, он сам бы пришёл и позаботился» («МПкеХеи eip е'Пю £ví xüv áSe^Üv xüv ¿кеТцех' É^oÜ, 'iva 0хецПФ^-ю, £Х0П aúxóp, ка1 фро-тоП») (QS 316: 8-10). По мнению Т. Миллера, в данном случае речь идёт о мирских помощниках, а не о монахах. Однако в этом отрывке употребляется ко н-кретный термин - «братья» (áSe^óp), в контексте «Переписки» означающий не всех христиан, а именно монахов. Также в поддержку своего мнения Т. Миллер цитирует вопро-соответ 327; в нём Варсануфий пишет о том, что Дорофей может консультироваться с людьми по поводу медицинских вопросов, а именно говоря следующее: «Читая врачебные книги или спрашивая кого -либо о них, не забывай, что без Бога исцеления никто не получает» («Avaylyvюoкю voúvaúxá ^ai ¿praxüv nivap nepl aúxüv, цП еяйлбП On Oveu ©eoÜ í'amp oú YÍveTamvi») (QS 327: 19-21). Впрочем, и этот довод не кажется нам вполне убедительным, ибо Дорофей мог выезжать в город и там встречаться с опытными врачами. И более того, если бы персонал больницы включал в себя таких врачей мирян, то, по всей видимости, они бы и занимались там лечением. Тогда как источники говорят о том, что в но-сокомейоне Дорофей служил сам, и помогали ему другие монахи (VD 1:17 -18). В монастыре аввы Серида людям помимо лечения и ночлега часто оказывалась и материальная по-
25 Lesieur Bénédicte. Le monastère de Séridos sous Barsanuphe et Jean de Gaza: un monastère conform e à la législation im périale et ecclésiastique? // Rev ue des Études Byzantines. 69. 2011. P. 7 -8.
26 Miller T.S. The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire. Baltimore, 1997. P. 133.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 5g
2014 № 15 (186). Выпуск 31
мощь. «Переписка Варсануфияи Иоанна» свидетельствует, что раздачей людям еды и вещей занимался настоятель (QS 587-592), но он мог делегировать своё право, например, заведующему больницей (QS 313; 335). На первый взгляд, может показаться странным, почему эта обязанность была закреплена за теми, у кого и без того было много забот, но этому есть разумные объяснения. Во -первых, именно исполнители этих двух должностей более всех были связаны с внешним миром. Настоятель по монастырской традиции должен был принимать пищу за одним столом с гостями монастыря, так было и в обители аввы Серида (QS 584), а врач принимал больных мирян, которые часто оказывались малообеспеченными. По -видимому, настоятель занимался теми, кто ночевал в монастыре, а врач теми, кто приходил в больницу и в странноприимный дом. Вторая причина состоит в том, что вещи стоили в те времена очень дорого, и некоторые приходили, следуя корыстным побуждениям, поэтому в этом деле нужна была особая рассудительность и ответственность (Instr.IX, 101:13-16; QS 317; 335; 584; 592). Опасались и воров, желавших поживиться за счёт монастыря, но даже им сначала давали хлеб, а затем отпускали (QS 587; 592). В «Переписке» есть сведения, что настоятель и заведующий больницей также принимали вещи в дар (QS 338; 594). Единственным условием было то, чтобы дающий приносил вещи, не желая что -либо получить взамен, иначе настоятель либо выкупал вещь, либо не принимал её в дар (QS 594). Другим источником вещей и денег для раздачи бедным была личная собственность монахов, принадлежавшая им до их пострижения. Согласно законодательству монах не имел право на личное имущество, поэтому вступающий в монастырь аввы Серида передавал его либо настоятелю, либо раздавал бедным самостоятельно. Если состояние было значительным он могразделить его на две части, одна из которых шла на нужды киновии, а другая предназначалась для бедных (QS 252; 253; 319). Иногда монахи могли сами изготавливать одежду и потом отдавать её больным (VD 7: 10-15).
Пример монастыря аввы Серида свидетельствует о том, что византийская благотворительность не всегда зависела от сложной администрации и больших средств. В отличие от городских филантропических учреждений здесь монахи продолжал и активно участвовать в деятельности больницы и странноприимного дома при монастыре. В последующие эпохи их пример служил идеалом монашеской жизни. Именно поэтому, когда Феодор Студит решил возродить традиции киновийной жизни в Вифинии и в Константинополе, он обратился к сочинениям Василия Великого, который был поборником активного участия монахов в делах милосердия, и сочинениям газских отцов, прежде всего, к «Переписке Варсануфия и Иоанна» и «Поучениям» их ученика, аввы Дорофея. Следуя им, Фе-одор Студит сделал упор на практике милосердия как части монашеского призвания, и даже написал стихи27, чтобы побудить монастыри участвовать больше в жизни тех бол ь-ниц, которые были к ним присоединены.
Сокращения:
QS - Questiones et solutiones - Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance / In trod., texte crit., notes Neyt F., Angelis-Noah P. de, trad. Regnault L. T. I-III (=Sou rces Chrétiennes 426, 427, 450, 451, 468). Paris, 1997-2002.
Instr. - Insructiones - Dorothée de Gaza. Œuvres Spirituelles / In trod., texte cri t., trad., notes par L. Regnault, J. de Prév ille. (=Sou rces Chrétiennes, no. 92). Paris, 1963.
VD - Vita Dosipheii - Dorothée de Gaza. Œuvres Spirituelles / Introd., texte crit., trad., notes par L. Regnault, J. de Prév ille (=Sou rces Chrétiennes, no. 92 ). Paris, 1963.
THE HOSPITAL AND THE HOSPICE OF THE MONASTERY OF ABBOT SERIDOS (in the sixth century AD)
The Byzantine history saw a proliferation of philanthropic institutions that were administered mostly by monasteries. The most popular am ong them were the hospital and the hospice that was a novel and revolutionary institution. This article discuss the philanthropic complex of the monastery of abbot Seridos that was situated near Gaza.
Key words: byzantine medicine, byzantine hospitals, xenodocheion, nosokomeion, monastic infirmary, Barsanuphius and John of Gaza, monastery of abbot Seridos.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ!
A.V. KOURBANOV
Be lg o rod National Research University
e-mail: abasso@yandex.com
27 Theodores Studites. Jamben aufverschiedene Gegenstände, nos. 17, 29 / ed. P. Speck. Berlin, 1968. S. 148, 173.