Научная статья на тему 'Больничная клоунада как психотерапевтический метод коррекции у детей старшего дошкольного возраста'

Больничная клоунада как психотерапевтический метод коррекции у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТЕРАПИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Трутаева Л. Н., Cедов К. С., Александрова К. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Больничная клоунада как психотерапевтический метод коррекции у детей старшего дошкольного возраста»

0 медицинский

совет и 2013

Л.Н. ТРУТАЕВА1, К.С. СЕДОВ2, К.О. АЛЕКСАНДРОВА3

1 ТДКБ, 2 РДКБ, 3 МПГУ, дефектологический факультет

БОЛЬНИЧНАЯ КЛОУНАДА

КАК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методы психотерапевтического воздействия разнообразны, и выбор их во многом зависит от возрастных особенностей ребенка. У детей дошкольного возраста эффективно использование арт-терапии и игротерапии и больничной клоунады. Последний из перечисленных методов является одной из форм социально-психологической реабилитации, осуществляет систему психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на устранение признаков неблагополучия и на восстановление психического здоровья. Это новый вид психотерапевтического воздействия, помогающий в адаптации детей в условиях стационара (госпитализации). Больничные клоуны посещают детей, отвлекают от болезненных процедур, помогают в последующей реабилитации.

Больничная клоунада ставит своей целью регулярную помощь детям и их родителям в преодолении стрессовых реакций на сам факт поступления в больницу, а также на последующие этапы лечения. Для достижения поставленной цели, помимо профессиональных актерских навыков, больничные клоуны владеют основами педагогики, арт-терапии, психологии; применяются как групповые, так и индивидуальные методы работы.

Госпитализация неизбежно сопровождается стрессовым состоянием ребенка, что приводит в целом ряде случаев к стойкой психологической травме. Смена обстановки и окружения, страх неизвестности, много незнакомых людей, болезненные процедуры, необходимость перорального приема лекарств - все это формирует в душе маленького пациента чувство опасности и незащищенности. Своевременная коррекция поведения заболевших имеет целью снижение тревожности или агрессивности, возникающих в ответ на обследование и

последующее тяжелое лечение, например в случае необходимости оперативного вмешательства.

Задачей клоуна в предоперационный период является помощь ребенку в преодолении страха и неизвестности, которая ожидает его на операционном столе. Для этого используют реквизит, напоминающий медицинские инструменты. С помощью кукол клоун показывает ребенку, разыгрывает операцию или предстоящую медицинскую процедуру (берет у куклы кровь, делает укол), показывая ребенку, как себя вести. При этом маленький пациент помогает, также выполняя манипуляции. Таким образом, обыгрывание ситуации помогает снизить остроту переживаний у пациента, уменьшить травмирующее действие страха.

Когда в больнице ребенок встречает клоуна, он понимает, что клоун не делает больно, «лечит» не страшно, рассказывает о том новом месте, куда попал ребенок. Клоун создает с ребенком игровое пространство, проще говоря, рождает игру.

Главными методами работы больничных клоунов являются юмор и игра. Игра - это основной способ ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Многие психологи выделяют игру как особую деятельность, рассматривая ее с различных точек зрения, исследователи выдвигают различные гипотезы ее происхождения и функций. Согласно теории Г.Л. Лэндрета, игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является естественным средством коммуникации для ребенка. В соответствии с таким определением игры игровая терапия определяется как динамическая система межличностных отношений между ребенком и терапевтом, владеющим методикой игровой

медицинским

совет и 2013

терапии. Терапевт обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы у ребенка была возможность максимально полно выразить и исследовать собственное «Я» (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры. Игра является попыткой ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок чувствует контроль над ситуацией, даже если реальные обстоятельства оказываются иными. Так как игра - это средство самовыражения у детей, то «проигрывание» проблемы, отношения к ней, чувств, которые ребенок испытывает, равносильно «выговариванию» взрослого в некоторых типах психотерапии.

Таким образом игра характеризует:

■ особое отношение ребенка к окружающему миру;

■ особую деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

■ деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребенка;

■ социально-педагогическая форма организации всей детской жизни, «детского общества».

В процессе игры больничный клоун решает следующие задачи.

1. Создание для ребенка атмосферы безопасности.

2. Понимание и принятие мира ребенка - клоун проявляет живой интерес к тому, в чем заинтересован ребенок, что он предпочитает делать. Ребенок находит в клоуне друга, который его понимает.

3. Поощрение выражения эмоционального мира ребенка. Все чувства, эмоции ребенка принимаются клоуном без вынесения суждения.

4. Создание ощущения дозволенности. В процессе игры у ребенка появляется чувство свободы.

5. Облегчение принятия решений ребенком.

В ходе практической работы нами оценивалась эффективность больничной клоунады как психотерапевтического метода уменьшения тревожности и эмоционального напряжения и создания позитивного настроя на будущее в предоперационном периоде у детей старшего дошкольного возраста.

В исследование было включено 62 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет. В 1-ю группу вошли 42 ребенка, родители которых дали согласие на работу с боль-

ничным клоуном (1-я группа). Оставшиеся 20 детей вошли в контрольную группу (2-я группа). Обе группы тестированы до и после операционного вмешательства. Для определения уровня тревожности и эмоционального напряжения использовались метод Люшера и рисуночные тесты: «Рисунок человека» или «Мой мир», «Красивый рисунок».

В результате работы клоуна в 1-й группе уровень тревожности и эмоционального напряжения в предоперационный период значительно снизился (на 49,5%), зафиксировано оптимистическое ожидание будущего, вера в благополучный исход оперативного вмешательства, позитивный настрой на выздоровление; готовность принять и перетерпеть негативные последствия оперативного вмешательства. Рекон-валесценция у детей 1-й группы проходила быстрее и менее болезненно, им требовалось меньше седа-тивных и обезболивающих препаратов, снижался уровень эмоционального напряжения. В этой группе улучшился позитивный настрой на выздоровление, а также соматические показатели состояния ребенка. Таким образом, результаты проведенной работы позволяют сделать вывод об эффективности больничной клоунады как психотерапевтического метода уменьшения тревожности и эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста, подвергшихся оперативному вмешательству.

Полученные нами данные согласуются как с зарубежным, так и с отечественным опытом, свидетельствующим о высокой эффективности больничной клоунады в педиатрии. Этот вид воздействия целесообразен в рамках предоперационной подготовки детей, особенно в случаях необходимости повторных вмешательств. Травмирующее воздействие страха описано в работах многих психологов, именно поэтому так важно снижение уровня тревожности и эмоционального напряжения ребенка, особенно при необходимости проведения нескольких операций. Больничная клоунада повышает адаптивность и позитивный настрой на выздоровление. У обследованных детей отмечалось снижение частоты применения седативной и обезболивающей медикаментозной терапии, что способствовало уменьшению полипрагмазии в группе паци- .. ентов, с которыми работал клоун. "

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.