Научная статья на тему 'БОЛЛИВУДСКАЯ КИНОИНДУСТРИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ЭКОНОМИКЕ ИНДИИ'

БОЛЛИВУДСКАЯ КИНОИНДУСТРИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ЭКОНОМИКЕ ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
672
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / БОЛЛИВУД / ГОЛЛИВУД / МУМБАИ / КИНОТУРИЗМ / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ МЕДИА / BOLLYWOOD / HOLLYWOOD / MUMBAI / FILM TOURISM / ENTERTAINMENT MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Малижд Гедара Кошила Сурияратхна

В статье рассмотрена киноиндустрия Болливуда как основная киноиндустрия Индии, а также проанализировано, как ее глобальная роль способствует развитию национальной экономики. Будучи значительным игроком на международном рынке, Болливуд имеет собственные области производства, финансирования и распространения. Киноиндустрия Болливуда является лидирующей в мире по количеству картин, что позволяет ей успешно конкурировать с Голливудом, а также с кинорынками Китая и Японии. Таким образом, следует изучить Болливуд как сектор экономики, сравнивая его с Голливудом как крупнейшей киноиндустрией в мире, а также учитывая особенности экономики Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOLLYWOOD FILM INDUSTRY AS A SIGNIFICANT FACTOR IN INDIA’S ECONOMY

The article examines the Bollywood film industry as the main film industry in India. Its key role that contributes to the development of economy is analyzed. As a well-known component in global market the Bollywood industry has developed its own areas of production, financing, and distribution. Being the world’s leading film industry Bollywood is competing with other giants in the competitive market like Hollywood, Chinese and Japanese film industry. Therefore it’s worth studying Bollywood as an economical component comparing it with Hollywood as the biggest film industry in the world as well as considering the India’s economy features.

Текст научной работы на тему «БОЛЛИВУДСКАЯ КИНОИНДУСТРИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ЭКОНОМИКЕ ИНДИИ»

Тема номера

УДК 33

РС! 10.21661/Г-551820 К.-С. Малижд Гедара

Болливудская киноиндустрия как важный фактор в экономике Индии

Аннотация

В статье рассмотрена киноиндустрия Болливуда как основная киноиндустрия Индии, а также проанализировано, как ее глобальная роль способствует развитию национальной экономики. Будучи значительным игроком на международном рынке, Болливуд имеет собственные области производства, финансирования и распространения. Киноиндустрия Болливуда является лидирующей в мире по количеству картин, что позволяет ей успешно конкурировать с Голливудом, а также с кинорынками Китая и Японии. Таким образом, следует изучить Болливуд как сектор экономики, сравнивая его с Голливудом как крупнейшей киноиндустрией в мире, а также учитывая особенности экономики Индии.

I Ключевые слова: Болливуд, Голливуд, Мумбаи, глобализация, кинотуризм, развлекательные медиа.

K.-S. Malij Gedara

Bollywood Film Industry as a Significant Factor in India's Economy

Abstract

The article examines the Bollywood film industry as the main film industry in India. Its key role that contributes to the development of economy is analyzed. As a well-known component in global market the Bollywood industry has developed its own areas of production, financing, and distribution. Being the world's leading film industry Bollywood is competing with other giants in the competitive market like Hollywood, Chinese and Japanese film industry. Therefore it's worth studying Bollywood as an economical component comparing it with Hollywood as the biggest film industry in the world as well as considering the India's economy features.

I Keywords: Bollywood, Hollywood, Mumbai, globalization, film tourism, entertainment media.

В настоящее время индустрия медиа и развлечений стала крупным конкурентом среди отраслей мирового рынка. Она состоит из кино, телевидения, радио и печати. В США средства массовой информации и индустрия развлечений вносят значительный вклад в экономику страны. Только киноиндустрия и телевидение ежегодно вносят в экономику страны более 41 миллиарда долларов и обеспечивают занятость почти 2 миллионов человек. Будучи крупнейшей в мире киноиндустрией, Голливуд получает огромную прибыль, экранизируя фильмы по всему миру, а благодаря спутниковому телевидению американские телевизионные программы также очень популярны во всем мире, как и в США. По данным экономического анализа, индустрия медиа и развлечений в США занимает первое место на мировом рынке, что составляет 33% мировой индустрии медиа и развлечений. Ожидается, что к 2021 году объем средств массовой информации и индустрии развлечений в США достигнет 804 миллиардов долларов.

Проект показывает, что киноиндустрия является самым популярным и самым решающим фактором в

Телевидение

Рис. 1

Источник: investmentbank.com

индустрии слияний и поглощений в США. Киноиндустрия в основном состоит из крупных транснациональных корпораций, крупных студий и независимых студий. Кроме того, многие из самых известных кинокомпаний являются частью крупных медиа-конгломе-

Cover article

Таблица 1

ВВП 2012 Доля национального ВВП ВВП на душу населения Население / млн человек 2011 г. Доля отечественной эстрады Глобальный рейтинг городов GaWC Глобальна 2000 ВКС Средний рост ВВП 1993-2012 гг.

$1,124 миллиард 7% $5,900 23% 2% 12 21 6.2%

Источник: Mumbai: India's global city by B. Clark

ратов, которые также включают в себя телевизионные, кабельные, газетные и журнальные организации.

Американская киноиндустрия (Голливуд) как старейшая киноиндустрия в мире, крупнейшая киноиндустрия по объему доходов и США - это хорошо развитая страна, поэтому неудивительно, что она может успешно вносить свой вклад в ВВП. Однако киноиндустрия предоставляет интересные проблемы для экономического созерцания. От первоначальной концепции идеи до производства, распространения и, наконец, выставки существует множество аспектов кинопроекта. Поэтому в киноиндустрии есть много интересных головоломок, достойных изучения.

Что такое Болливуд?

Болливудская киноиндустрия сейчас является самой популярной киноиндустрией в мире. Кроме того, это крупнейшая в мире киноиндустрия в количественном отношении. Он делает почти тысячу фильмов в год. По сравнению с другими крупными гигантами на конкурентном рынке, такими как Голливуд и китайская киноиндустрия, болливудская киноиндустрия производит различные эффекты более высокого порядка, которые вносят свой вклад в экономику стран. Болливуд является основной киноиндустрией в Индии среди нескольких киноиндустрий, таких как Колливуд (южно-индийская киноиндустрия) и Толливуд (телегу киноиндустрия в Индии). Североиндийская киноиндустрия называется Болливуд, потому что она находится в Мумбаи, где до 1995 года называлась Бомбеем. Поэтому Мумбаи называют «сердцем Болливуда». Индийское художественное кино началось в 1913 году после показа фильма «Раджа Харишчандра» режиссера Дада Сахеба палке, который учился киносъемке в США. После этого были созданы фильмы, имеющие культурные и социальные ценности, и в соответствии с сутью сюжетной линии добавилось больше ценностей, а фильмы разделились на классическое или популярное кино. В то время как некоторые кинематографисты, такие как Мринал Сен, Ритвик Гатак и Сатьяджит Рэй, создают классические фильмы, которые имеют социальные и культурные ценности, основанные на Бенгалии, больше фильмов было выпущено в Бомбее (теперь это дни в Мумбаи), которые имеют простые сюжетные линии и умопомрачительные места, а также красивых актеров, которые стали звездами. Эта ситуация наиболее очевидна с началом открытой экономики в Индии.

«Именно в 1990-х годах защищающая экономическая политика Индии эпохи холодной войны уступила место либерализации, приняв новую рыночную экономику, задуманную Радживом Ганди и реализованную под руководством правительства Нарасимы РАО.

Экономические перемены совпали с параллельным подъемом индуистского национализма в его наиболее опасной форме». (МеМа, РаМИапраМе, 2010: 4) «Эта ситуация произвела революцию в Индийском кинематографе, особенно в Болливуде, основанном на Бомбее, эпицентре индийской экономики. «Призрак» Индия инкорпорейтед», который стал частью глобального политического жаргона в XXI веке, создавался на протяжении 1990-х годов, и индийское популярное кино претерпело глубокие изменения в этом десятилетии. В ретроспективе «переход» 1990-х годов оказался продуктивным периодом для Болливуда, поскольку он координировал и перестраивал свои различные общие ориентации, чтобы приспособиться ко все более неолиберальному отношению к экономике и культуре». (МеЫа, РаМИапраМе, 2010: 4)

Экономическая ценность

Индийская экономика является одной из самых быстрорастущих экономик и 12-й по величине экономикой с точки зрения рыночного обменного курса в размере $ 1,242 млрд. По паритету покупательной способности (ППС) индийская экономика занимает 4-е место в мире. Экономика Индии по своим размерам может быть отнесена к сфере услуг на 61,5%, промышленности - на 23%, сельскому хозяйству - на 15,4%. Здесь экономика Мумбаи не может быть забыта как решающий фактор в экономике Индии, поскольку Мумбаи является крупнейшим мегаполисом, а также финансовой, коммерческой, промышленной и целлулоидной столицей Индии. Это космополитический город культуры и гламура. Поэтому Мумбаи является вторым главным экономическим двигателем Махараштры и Индии. Согласно исследованию доктора Нарендры Джадхава «роль Мумбаи в индийской экономике», он упомянул, что доход на душу населения Мумбаи чуть более чем в три раза превышает оценки Инида ООН, предполагающие, что население Мумбаи к 2020 году составит около 27 миллионов человек.

Таким образом, Мумбаи-идеальное место, и Бол-ливуд также является причиной экономического развития Мумбаи во многих отношениях. Создавшись как высококвалифицированная индустрия, знаменитое индийское кино (Болливуд) добилось большого прогресса почти во всех аспектах, таких как инфраструктура, финансы, маркетинг и дистрибуция. Кроме того, промышленность достигла прогресса во всех аспектах глобализации, таких как технологии, товары, услуги, капитал и люди. Будучи большим вызовом гегемонии Голливуда, Болливуд быстро распространяется по всему миру.

Тема номера

Болливуд стал глобальным

Хотя болливудская киноиндустрия начиналась как национальное кино, сегодня она распространилась по всему миру, доказав, что кино - это глобальная среда, не имеющая границ языка или культуры. Благодаря глобальному влиянию на фильмы, музыку, умопомрачительные танцы и другие формы Болливуд развил очень сильный бренд в международных культурных мероприятиях. После 1990-х годов кинематографисты уехали из Индии, ища новые места для своих фильмов. Создание фильма стало большим проектом. Продюсер-ские дома начали снимать большие бюджетные фильмы в разных странах и городах. Иногда они выезжали за границу, чтобы снять только одну песню. Но есть свидетельства, что одна песня стала причиной успеха всего фильма. Самое главное, что люди всегда стараются испытать что-то новое, и фильм - лучший вариант для этого. При просмотре фильмов Люди переживают то, что они не могут испытать на самом деле, думая, что они реальны. Существует теория, объясняющая эту ситуацию: «добровольное прекращение неверия» (Willing suspension of desbelieving). Используя эту теорию, Индийский критик Ашиш Нанди отметил, что Болливуд в основном зависит от снов обитателей лачуг. Потому что эти фильмы показывают красочные сны, которые те миллионы людей, которые живут в трущобах, как Дхарави, не могут испытать по-настоящему иногда в своей жизни. Хотя эти люди получают очень низкий доход, они тратят деньги на фильмы, а не на еду. Здесь самое главное популярное - трущобы, название трущоб Дхарави, расположенные рядом с Болливудом.

По данным Института статистики ЮНЕСКО, по состоянию на 2015 год Индия возглавила список стран с наибольшим количеством художественных фильмов. Только в 2017 году Индия произвела 1,986 фильмов, а индийская киноиндустрия заработала 2,39 миллиарда долларов. Трансформация индийских фильмов, начавшаяся в 1913 году как национального кинематографа, в глобальные структуры может по-разному повлиять как на страны базирования, так и на принимающие страны. Эти влияния охватывают несколько аспектов, начиная от производственной занятости, торговли, культурных и политических процессов в этих странах. Болливуд входит в глобализацию с 1980-х годов». Хотя сектор пережил «золотой век» равенства и влияния в 1950-х годах». В 1977 году индийское правительство начало принимать эмигрантов индийского происхождения обратно в страну, которая начала выплачивать дивиденды киносектору после того, как индийская экономика была вновь введена на мировой рынок в конце 1980-х годов». В результате этого сегодня индустрия медиа и развлечений в Индии достигла звездных показателей в 2018 году, а сегмент фильмов расширился на 12,2% и достиг годового дохода в 174,5 миллиарда индийских рупий. Из этой суммы доходы отечественного кино пересекли 100 миллиардов индийских рупий, а чистые кассовые сборы хинди-фильмов составили 32,5 миллиарда индийских рупий, что является самым высоким показателем за всю историю. Многие

болливудские фильмы бросали положительный свет и помогали повысить его культурный профиль. Спутниковые телевизионные и веб-медиа-компании, такие как b4u movies, Zee cinema и Utv, также помогли связать отечественную аудиторию Болливуда и помогли киноиндустрии стать международным брендом.

Однако Болливуд, считающийся доминирующим кинематографистом Азии, ежедневно атакует не менее 11 миллионов зрителей, и болливудские постановки влияют на все азиатские и неазиатские киноиндустрии, являясь частью различных способов. Здесь болливуд-ских актеров действовать в не-индийские фильмы (залив смотреть, Принцесса специй), номера болли-вудских актеров действовать в болливудских фильмах (Акон действовал в RAone) производство домов в Бол-ливуде, как правило, производят не в болливудских фильмах (как пример JA пленок производят с шри-лан-кийские фильмы) и голливудского производства домов, таких как Всемирный банк (Worner brothers), 20-й век Фокс, и Netflix выпускать фильмы Болливуда. Экономическое уравнение Болливуда сильно изменилось после введения спутникового телевидения. «Права на прокат крупнобюджетных фильмов были почти удвоены по сравнению с индийским рынком. Кроме того, право на телевидение и музыку создавало больше доходов, чем общая стоимость производства, даже до того, как был продан билет (определяя Болливуд как решающий фактор экономики Индии). Например, фильм «URI: The surgical strike» заработал более 100 крор INR. Фильм произвел впечатление на зрителей, и кассовые сборы это подтверждают. На 2-й неделе фильм пересек INR 11 587 крор в Индии. Фильм отчеканил 820 крор в первый же день своего выхода. В первый уик-энд коллективный заработок фильма составил примерно 28 крор индийских рупий. Кассовые сборы таких фильмов, как URI: The surgical strike, им приходится платить большую цену, и они легко могут заработать ее обратно, транслируя ее по телевидению через спонсоров и рекламу.

Не только прямым путем, но и болливудские фильмы вносят свой вклад в индийскую экономику во многих отношениях, таких как развитие туристической индустрии, музыкальной индустрии и IPL (индийская Премьер-лига). Кинотуризм стал новой тенденцией, и после 1990-х годов с фильмом «Dilwale Dulhaniya Le Jayenge» (великодушный возьмет себе невесту) люди проявляют интерес к просмотру зарубежных локаций в болливудских фильмах. Фильм снимался в Швейцарии, Англии и Индии. При сильном зрительском одобрении к фильму другие кинематографисты также попытались снять хотя бы одну песню фильма в зарубежных странах, таких как Швейцария, Франция, Египет, Малайзия, Шри-Ланка и многие другие страны. К сегодняшнему дню люди участвуют в съемках локационных туров в своей стране и по всему миру. Среди них болливудский тур и трущобный тур Дхарави - самый известный тур в Индии. Значительное количество местных и иностранных туристов ежегодно участвуют в этих турах, чтобы испытать фильм своей мечты в реальности.

Cover article

В соответствующем Болливуде есть еще много спо- достойна изучения как экономическая составляющая,

собов получения дохода. Учитывая приведенные фак- которая может во многом успешно способствовать раз-

ты, это доказывает, что болливудская киноиндустрия витию национальной экономики.

References

1. Banarjee, Subhojith. Sri Vasthava, Ritu. (2019). Exploring export potential of Indian movies: A comparative advantage analysis of the Indian film industry. Uttar Pradesh: Gautam Buddha University.

2. Clark, Greg. Moonen, Tim. (2014). Mumbai: India's global city. Mumbai: Global cities initiative.

3. Diwanji, Sanika. (2020). Film industry in India-statistic & facts. - Access mode: [Electronic resource]: https://www.statista.com/topics/2140/film-industry-in-india/

4. Ioannis, Christos Agallos. (2014). Film clusters: The case study of Bollywood and its contribution in Indian economy. -Access mode: [Electronic resource]: https://www.researchgate.net/publication/306290488

5. Mangaldas, Cyril Amarchand. (2019). India: Challenges and opportunities in the Indian film industry. - Access mode: [Electronic resource]: https://www.mondaq.com/india/broadcasting-film-tv-radio/813846/challenges-and-opportunities-in-the-indian-film-industry

6. Mehra, Vivek. (2007). Mumbai-An international financial Centre. New Delhi: Sage publications.

7. Mehtha, Rani Battacharya. Pandharipande, Rajeshwari V. (2010). Bollywood and globalization: Indian Popular cinema, nation and diaspora. London: Anthem press.

8. Nead, Nate. (2019). Media and Entertainment Industry overview. - Access mode: [Electronic resource] https://investmentbank.com/media-media-and-entertainment-industry-overview/

9. Nandy, A. (1998). The secret policy of our desires: Innocence, culpability and Indian popular cinema. London: Zed books.

10. Nayak, Satyendra s. (2016). Globalization and the Indian Economy. Oxon: Routledge.

11. Vohra, Parth. (2018). Indian movies attract millions around the world and that number looks set to grow. - Access mode: [Electronic resource]: https://www.cnbc.com/2018/8/3/Indian-films-attract-millions-globally-and-it-appears-to-be-growing.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.