А.З. Арабаджян, А.В. Борейко
БОЛИВИЯ В ПОИСКАХ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА
Аннотация
В статье проводится анализ политического кризиса в Боливии в связи с выборами октября 2019 г., после которых президент Эво Моралес был вынужден уйти в отставку, исследуются различные аспекты социально-экономической и политической конъюнктуры, совокупность которых привела к активизации оппозиционных сил и ослаблению позиций партии MAS и ее лидера. Авторы дают краткую характеристику партийно-политической системы страны, анализируют изменения социальной базы боливийских левых, а также роль армии в произошедшей смене власти. Особое внимание уделено результатам конституционного референдума 2016 г. Также рассматривается роль ОАГ в случившихся событиях и выдвигается тезис о том, что позиция, избранная Э. Моралесом по отношению к этой организации, оказалась политически необоснованной. Кроме того, в статье раскрываются роль национального и иностранного капитала в случившихся событиях и заинтересованность США в смене политического руководства с экономической и внешнеполитической точек зрения. Отдельное внимание уделено вопросу наличия на территории Боливии стратегически важного сырья - лития. Авторы приходят к выводу, что события в регионе уже не вписываются в модель «качелей» и, несмотря на общий тренд нестабильности, каждая страна обладает своей спецификой.
Ключевые слова:
Боливия, Эво Моралес, ОАГ, демократия, США.
A. Arabadzhyan, A. Boreyko
BOLIVIA IN SEARCH OF A WAY OUT OF THE CRISIS
Abstract
The article analyzes the political crisis in Bolivia in connection with the October 2019 elections, when the President Evo Morales had to resign. A study includes various aspects of socio-economic and political situation, which led to the activation of opposition forces and the weakening of the position of the MAS party and its leader. The authors give a brief description of the party system of the country; analyze the changes in the social base of the Bolivian left, as well as the role of the army in the change of power. Particular attention is paid to the results of the 2016 constitutional referendum, and to the role of the OAS in the events. The article underlines that the position chosen by Morales toward this organization turned out to be politically unfounded. The authors disclose the role of national and foreign capital in the events and the US interests in changing the political leadership from the economic and foreign policy points of view. Special attention is paid to the availability of lithium, a strategically important raw material. Summarizing the characteristic features of the political crisis, the authors underline, that the events in the region no longer fit into the "swing" model and, despite the general trend of instability, each country has its own particularities.
Key words:
Bolivia, Evo Morales, OAS, democracy, USA, lithium.
Для Боливии 2019 год оказался во многом поворотным — это связано, в первую очередь, с вынужденной отставкой президента республики Эво Мора-леса (2006-2019). Идеологически Э. Моралес и его сторонники по партии
«Движение к социализму» (Movimiento al Socialismo, MAS) разделяют концепцию «социализма XXI века» [15, с. 165-183]. Изначально эта партия формировалась в качестве конгломерата разных организаций и движений, став для них объединяющей платформой. В частности, ядром ее электоральной базы стали рабочие и крестьянские организации, которые хотели расширить права наемных работников городских и сельских предприятий. Особую поддержку Э. Моралес (представитель коренного населения) получил в западных индейских департаментах (Ла-Пас, Оруро, Потоси и Кочабамба) [6, с. 24-25].
Политика Э. Моралеса носила компромиссный характер: президент старался сгладить негативные социальные последствия неолиберального курса предшественников, не ущемляя интересы бизнеса и обеспеченных слоев. В рамках данного подхода в 2006 г. правительство национализировало компанию Yacimientos Fiscales Bolivianos (YPFB), которая получила монопольное право на покупку и продажу углеводородов как на внутренних, так и на внешних рынках. Государство также увеличило свою долю в совместных с иностранными компаниями проектах до 51% [22], что позволило социалистам заметно увеличить валютные поступления. Эти преобразования в социально-экономической сфере привели к снижению уровня бедности с 60% в 2005 г. до 35% в 2018 году [13]. За тот же период ВВП страны увеличился с 9 до 40 млрд долл. [13], а индекс Джини, отражающий степень неравенства (чем выше концентрация богатства в руках узких групп населения, тем выше показатель), сократился с 58 до 42% [25].
Также были существенно расширены права коренного населения, получившие юридическое закрепление в Основном законе страны. В соответствии с новым законодательством индейцы получили больше возможностей в сфере экономики, в частности, им была передана часть необрабатываемой земли [3, с. 13-15]. Как подчеркивает российский историк А.А. Щелчков, правительство Э. Моралеса стимулировало развитие предпринимательского класса из индейской среды, в связи с чем его политика постепенно эволюционировала от идей общинного эгалитаризма к идеям национализма коренных народов [7, с. 96]. Модель развития страны оказалась настолько успешной, что ряд аналитиков стали называть период правления Э. Моралеса «боливийским экономическим чудом» [7, с. 93]. По мнению Зб.В. Ивановского, это объясняется тем, что правительству, в отличие от других леворадикальных стран, удалось избежать ряда негативных последствий непродуманной политики перераспределения [4, с. 72].
В то же время, несмотря на стремление к компромиссу, ограничение прав крупного бизнеса и обеспеченных слоев со стороны государства все же привело к обострению внутренних противоречий. Конституция 2009 г., закрепившая новую социально-экономическую модель развития, вызвала всплеск нестабильности. Центром сепаратистских настроений, охвативших наиболее развитые восточные департаменты Боливии, стал г. Санта-Крус. В тот период Э. Моралесу удалось мобилизовать ядерный электорат и заручиться поддержкой части элит и таким образом избежать распада страны [7, с. 95].
Противоречия социально-экономического курса MAS закономерно отразились и на политических процессах. С одной стороны, как отметила специалист по Боливии Т.А. Воротникова, «в последнее десятилетие была достигнута достаточно высокая степень участия граждан в процессе принятия решений путем расширения механизмов прямой демократии» [2, с. 171]. С другой стороны - партия стала значительно более централизованной, что способствовало сужению ее социальной базы. Можно сказать, что из конгломерата активных социальных движений и организаций она постепенно эволюционировала в достаточно замкнутый иерархичный институт. Характерным проявлением этого процесса стало то, что с 2006 г. Э. Моралес и MAS неоднократно сталкивались с протестами со стороны низовых движений, недовольных конкретными политическими шагами правительства [7, с. 98-100]. При этом официальный курс правительства на защиту и расширение прав коренных народов со временем еще сильнее отталкивал от него обеспеченное население креольского и метисного происхождения.
Ослабление позиций правящей партии подталкивало Э. Моралеса на продление своих властных полномочий, которые согласно статье 168 конституции составляли пять лет с правом однократного перизбрания [18, с. 65]. Первая успешная попытка обойти это положение была предпринята в 2013 г, когда Конституционный суд принял решение об обнулении президентских сроков. Это решение позволило лидеру MAS принять участие в выборах 2014 года, формально - во второй раз, а фактически - в третий. В 2016 г. Э. Моралес попытался внести изменения в конституцию, которые позволили бы ему переизбираться неограниченное число раз, но 51% электората не поддержал это предложение [32, с. 9]. Следующая попытка оказалась более удачной: ряд парламентариев в 2017 г. обратился в Многонациональный конституционный суд, заявив, что запрет на переизбрание якобы нарушает Американскую конвенцию о правах человека (она же известна как
пакт Сан-Хосе, подписанный членами ОАГ в 1969 г.). По резолюции суда (0084/2017) нормы 23 статьи конвенции [19] были признаны главенствующими над внутренними нормами боливийского законодательства [38]. В соответствии с этим решением Э. Моралес получил право выдвигаться на выборы в 2019 г., фактически проигнорировав итоги референдума, чем нарушил принятую по его же инициативе конституцию, которая провозглашала прямую, коммунитарную, представительную и партиципаторную демократию [18, c. 14]). Представители оппозиционных сил не стали бойкотировать выборы, по-видимому, рассчитывая на победу главного противника Э. Моралеса, кандидата от коалиции «Гражданское сообщество» (Comunidad Ciudadana) Кар-лоса Месы, исполнявшего обязанности президента в 2003-2005 гг.
По данным Высшего избирательного суда, за кандидата от партии MAS проголосовали 47,08% избирателей, на втором месте с результатом в 36,51% оказался К. Меса [39]. Этот результат обеспечивал победу Э. Мора-лесу, поскольку электоральное законодательство допускает победу кандидата, набравшего более 40% в первом туре при разрыве со вторым претендентом не менее 10% голосов [18, c. 65].
Тем не менее, оппозиционные силы с самого начала не признали эти итоги, апеллируя к нарушению процедуры голосования со стороны действующего президента. Действительно, во время подсчета голосов изначально результаты свидетельствовали о необходимости проведения второго тура, однако после отключения электричества и подсчета голосов разрыв резко увеличился и превысил 10%, достаточных для победы Моралеса. В качестве арбитра выступила Организация американских государств (ОАГ), которая с согласия правительства Боливии сформировала специальную комиссию по расследованию и анализу проведения выборов и подсчета голосов [17, c. 13]. По предварительному докладу этой комиссии (от 10 ноября 2019 г.) в ходе подсчета действительно произошли нарушения, в том числе вбросы, исказившие реальный отрыв Э. Моралеса от К. Месы, в связи с чем комиссия рекомендовала проведение повторного голосования [10]. Э. Моралес согласился выполнить это требование, но протестная волна не утихала, а представители армии во главе с командующим вооруженными силами Уильямсом Калиманом порекомендовали ему подать в отставку ради «умиротворения и поддержания стабильности во благо нашей Боливии» [30]. 10 ноября это требование было выполнено, в отставку ушли также многие министры и ви-
це-президент Альваро Гарсиа Линера, а также председатели обеих палат парламента [9; 24].
В соответствии с конституцией при отсутствии спикеров Сената и Палаты депутатов [18, с. 65] временным главой государства стала заместитель председателя верхней палаты Ж. Аньес, при этом ее избрание состоялось без обеспечения кворума, так как сенаторы от правящей партии MAS не явились на заседание, опасаясь за свою безопасность [35], что позволило Э. Моралесу считать временное правительство нелегитимным. Следует сказать, что обе стороны конфликта небезосновательно обмениваются обвинениями в нарушении законности и конституционного строя. Действия Аньес и Калимана явно противоречат демократическим процедурам, в особенности это касается активизации роли военных в политике.
В сложившейся ситуации Э. Моралес обратился за поддержкой в Межамериканскую комиссию по правам человека при ОАГ, однако его расчеты на поддержку со стороны этой организации, на наш взгляд, были необоснованны. Опубликованные на официальном сайте ОАГ предварительные результаты визита охарактеризовали события в городах Сакаба и Сен-ката как «резня» [16]. Это вызвало одобрение Э. Моралеса, поскольку представители комиссии зафиксировали применение насилия против его сторонников [23]. В то же время значительная часть доклада зафиксировала большое количество актов агрессии, произошедших при правительстве MAS, и отмечала другой ключевой фактор политического кризиса - итоги референдума 2016 года и последующие законодательные изменения. Этот аспект является наиболее слабой стороной позиции Э. Моралеса как политика, апеллирующего к законности.
На наш взгляд, инструмент, который Э. Моралес пытался использовать для удержания власти в своих руках (обращение к международным нормам, зафиксированным в упомянутой конвенции), спустя два года был направлен против него самого, ведь именно свидетельства комиссии ОАГ по расследованию нарушений на выборах стали триггером, приведшим к его отставке. В целом попытка Э. Моралеса обращаться к структурам, связанным с ОАГ, представляется не слишком обоснованной, поскольку исторически эта организация шла в фарватере политики США, в то время как бывший президент придерживался антиамериканских позиций. Можно предположить, что попытка пойти на компромисс с ОАГ объяснялась тем, что Э. Моралес не мог поступить иначе. Он уже обращался к пакту Сан-Хосе, признавая нормы ме-
ждународного права превалирующими над нормами национального, а значит, хотя бы косвенно, признавал и права межамериканских структур влиять на внутренние дела государства.
Поражение действующего президента говорит о том, что часть населения страны (прежде всего те, кто благодаря упомянутым социальным реформам пополнили ряды среднего класса) больше не готова безоговорочно поддерживать харизматичного лидера. Таким образом, можно отметить возросший запрос со стороны бывших сторонников Моралеса на соблюдение демократических принципов, в первую очередь - норм конституции о сменяемости власти. В событиях 2019 г. (как и в 2016 г.) эта прослойка населения смогла сыграть решающую роль. Во многом это связано с тем, что Д.В. Разумовский назвал «сломом прежних условий общественного договора, когда в период т.н. «золотого десятилетия» в обмен на постоянное улучшение качества жизни населения власти требовали закрывать глаза на нарушения демократических норм» [5].
Кроме того, Э. Моралес лишился поддержки Боливийского рабочего центра (Central Obrera Boliviana, COB), который в самый разгар событий попросил его уйти в отставку [40]. Конечно, эта позиция могла быть продиктована тем, что лидеры организации боялись резкого роста насилия. Однако, вероятнее всего, внутри федерации тоже назрело недовольство политикой президента. Не стоит забывать и о критике «социалистов XXI века» слева, которая подрывает популярность MAS среди наименее обеспеченных слоев населения. Например, Революционная коммунистическая партия Боливии (Partido Comunista Revolucionario de Bolivia) критиковала правительство Мо-ралеса за насаждение логики «корпоративизма» социальным движениям и организациям, стимулирующим их поддерживать существующий статус-кво, при этом не решая фундаментальные проблемы [34, с. 1, 5].
Следует также отметить, что в отличие от Венесуэлы в Боливии армия выступила за смену политической власти. (После неудавшейся попытки переворота 2002 г. Уго Чавесу удалось реформировать вооруженные силы и обеспечить их лояльность, которой до сих пор пользуется гораздо менее ха-ризматичный Николас Мадуро. Моралес же явно упустил этот аспект в своей политике).
Исход грядущих выборов прогнозировать сложно, поскольку, как было сказано ранее, завоевания, осуществленные за годы президентства Моралеса, действительно оказались значительными. Поэтому те слои населения, кото-
рые за период его президентства улучшили свое социальное положение, стали активно протестовать против случившегося. В особенности это коснулось индейского населения запада страны, городов Эль-Aльто и Кочабамба [21].
Накануне выборов сложилась следующая расстановка политических сил. Сторонников Э. Моралеса представляет Л. Aрсе, по мнению The Wall Street Journal, «архитектор экономического возрождения Боливии»[28]. Будучи министром финансов (2006-2009 гг.), а затем министром экономики и финансов (2009-2017, 2017-2019), он обеспечил не только высокие экономические и социальные показатели, но и относительную стабильность при распределении национальных ресурсов. Его курс на преемственность политики MAS могут поддержать не только представителями низших слоев, но и часть среднего класса и элит. Также следует сказать об успешном взаимодействии бывшего министра с международными финансовыми институтами, что является немаловажным фактором для его поддержки со стороны иностранных инвесторов.
Левоцентристскую оппозицию представляет К. Меса. Поскольку он выдвигается коалицией «Гражданское сообщество», можно предположить, что его политика в целом будет преемственной. Таким образом, социальные базы Л. Aрсе и К. Месы во многом пересекаются, поскольку оба кандидата представляют левый политический спектр.
Правоцентристские силы не смогли выдвинуть единого кандидата, их представляют исполняющая обязанности президента Жанин Aньес и Луис Фернандо Камачо. Первая считается умеренным правоцентристом, однако ее правительство уже предприняло ряд радикальных шагов: признало в качестве президента Венесуэлы Х. Гуайдо, разорвало отношения с леворадикальным Боливарианским альянсом для народов нашей Aмерики (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América, ALBA), обнародовало планы приватизации неэффективных государственных предприятий, а также выслало из страны кубинскую медицинскую миссию [14; 1; 20].
Ультраправые взгляды характерны для председателя «Комитета за Санта-Крус» (Comité pro Santa Cruz, CPSC) миллионера Камачо, который возглавил протесты осенью 2019 года. Примечательно, что его отец был владельцем газораспределительной компании «Servicio de Gas Santa Cruz» (Sergas), которая в 2003 г. заключила эксклюзивный контракт с мэром г. Санта-Крус, наиболее развитого города Боливии, на проведение газификации. Компания была национализирована правительством Э. Моралеса [41].
PolitBook - 2020 - 2
Учитывая расистскую риторику и спорные методы политической борьбы этого политика, его поддержка со стороны большинства электората маловероятна. В результате сложившейся расстановки политических сил будущий глава государства, скорее всего, определится во втором туре голосования.
В целом можно отметить, что события в Боливии отражают нестабильное положение, в котором оказались социально ориентированные режимы в Латинской Америке. Даже в этой стране, которая в отличие от Венесуэлы не столкнулась со столь серьезными экономическими провалами, поддержка левых сил со стороны населения снизилась. По нашему мнению, это может быть связано с несколькими причинами. Прежде всего, стоит отметить общее замедление темпов экономического роста в регионе в связи со снижением спроса на экспортируемые товары: если в 2014 г. поступления от экспорта составили 14, то в 2018 г. - только 10 млрд долл. США [11], при этом темпы роста ВВП снизились с 7% в 2013 г. до 4% в 2018 году [12]. В подобных условиях левым все сложнее решить противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью. При этом боливийское правительство столкнулось с двойным давлением: новый средний класс и элиты требуют сокращения издержек, в то время как представители низших слоев нуждаются в сохранении социальной поддержки в прежнем объеме.
В связи с экономической ситуацией стоит отметить особую значимость стратегического сырья Боливии для всех заинтересованных сторон. По этой причине давление на внутриполитическую ситуацию и на представителей власти происходит сразу с двух направлений: изнутри - со стороны предпринимателей, проживающих в основном в восточных департаментах страны, и извне, со стороны транснациональных корпораций. Последним выгодно видеть у власти политические силы, способные обеспечить максимальную открытость экономики и сделать инвестиционный климат более привлекательным.
В контексте геоэкономики необходимо учитывать и остроту противостояния США и КНР. Дело в том, что Боливия, наряду с Аргентиной и Чили, входит в т.н. литиевый треугольник - регион в районе Анд, где сконцентрировано наибольшее количество неразработанных до сих пор запасов лития [36]. Этот металл представляет стратегическое значение в связи с изменением современной технологической парадигмы, поскольку его используют в производстве электрических аккумуляторов [26, с. 551-553]. По прогнозам
экспертов, спрос на литий в 2023 году превысит предложение, что делает данную отрасль привлекательной для инвесторов [27].
Из-за неспособности Боливии развивать отрасль самостоятельно для разработки этого сырья привлекались иностранные партнеры, при этом основной формой кооперации стали совместные предприятия, контролируемые боливийским государством. Боливия представлена созданным в 2017 году государственным предприятием Yacimientos de Litio Bolivianos (Боливийские месторождения лития), подчиненном министерству энергетики [31]. Ее партнерами стали компании Германии, КНР и Франции. Боливийский план по развитию отрасли заключался в создании полноценных цепочек производства литиевых аккумуляторов и преодолении технологической зависимости от развитых стран, которые обычно используют ресурсы периферийных государств, стимулируя добывающую, а не обрабатывающую промышленность [33].
Стремление сотрудничать в данной отрасли с КНР, которое в 2019 году лишь усилилось, могло затрагивать интересы США и таких американских гигантов, как корпорация по производству электромобилей Tesla. Если в Боливии после выборов 2020 года у власти окажутся проамериканские политики, это даст Вашингтону преимущество в геополитическом противостоянии с Пекином [8].
Во внешнеполитической сфере в определенной степени смена власти выгодна США, так как увеличивается количество потенциально лояльных режимов в регионе. Правительство Ж. Аньес уже совершило ряд действий в интересах США, объективно способствующих ослаблению единства левых правительств.
В заключение можно отметить, что объяснение этих событий через призму «качелей» (левый дрейф сменяется правым и наоборот) не в полной мере отражает происходящее. Несмотря на поражение левых сил в Боливии, смену курса в Эквадоре и торжество откровенно реакционных сил в Бразилии, умеренные левые пришли к власти в Мексике (2018 г.) и Аргентине (2019 г.), а наиболее радикальная Венесуэла по-прежнему остается чавистской. При этом каждый случай имеет собственную специфику, степень радикализма социально ориентированной повестки от страны к стране значительно варьируется, как и реальные результаты пребывания левых у власти. Сходством является ухудшение экономической ситуации, которое приводит к резкому обострению внутренних противоречий.
Литература
1. Борейко А.В. АЛБА на словах и на деле: идеология и практика бо-ливарианского альянса // Ибероамериканские тетради. 2019. №3.
2. Воротникова Т.А. Политические конфликты в мультиэтническом обществе: созидательный потенциал и риски поляризации для Боливии // PolitBook. 2019. №. 1.
3. Ивановский Зб.В. Латинская Америка в новом тысячелетии: социальная панорама и динамика политических процессов// Латинская Америка. 2019. №8.
4. Ивановский Зб.В. Латинская Америка в конце десятилетия. Социальные проблемы, политические сдвиги и новые вызовы // Свободная мысль. 2020. №2.
5. Разумовский Д.В. Ловушка «золотого десятилетия»: почему народные волнения оказались сюрпризом для латиноамериканских элит. URL: https://ru.valdaiclub.eom/a/highlights/lovushka-zolotogo-desyatiletiya/ (дата обращения 11.01.2020).
6. Чернышев А.Л. Постэлекторальный кризис 2019 г. в Боливии: региональный фактор и роль силовых структур // Латинская Америка. 2020. №1.
7. Щелчков А.А. Кризис латиноамериканских левых режимов: боливийская драма // Свободная мысль. 2020. №. 1.
8. Evo Morales Ayma. Twitter. URL: https://twitter.com/evoespueblo/status/1207269293018271745 (дата обращения 21.12.2019).
9. Alanoca Paco J.R. Adriana Salvatierra renuncia y no se conoce quién asumirá la Presidencia de Bolivia. El deber. URL: https://eldeber.com.bo/156213_adriana-salvatierra-renuncia-y-no-se-conoce-quien-asumira-la-presidencia-de-bolivia (дата доступа 09.12.2019).
10. Análisis de Integridad Electoral. Elecciones generales en el Estado Plurinacional de Bolivia. 20 de octubre de 2019. Hallazgos preliminares. URL: http://www.oas.org/documents/spa/press/Informe-Auditoria-Bolivia-2019.pdf (дата обращения 01.12.2019).
11. Bolivia - Exports of goods and services in current prices. URL: https://knoema.com/atlas/Bolivia/topics/Foreign-Trade/Export/Exports-of-goods-and-services (дата обращения 16.04.2020).
12. Bolivia - Gross domestic product in constant prices growth rate. URL: https://knoema.com/atlas/Bolivia/Real-GDP-growth (дата обращения 16.05.2020).
13. Bolivia. The World Bank. URL: https://data.worldbank.org/country/bolivia (дата обращения: 13.05.2020)
14. Bolivia rompe con Maduro y deja UNASUR y ALBA. URL: https://www.voanoticias.com/america-latina/bolivia-rompe-relaciones-diplomaticas-con-venezuela (дата обращения 17.03.2020).
15. Casanova A. Una aproximación teórica del "socialismo del siglo XXI" // Iberoamérica. 2019. №4.
16. CIDH presenta sus observaciones preliminares tras su visita a Bolivia, y urge una investigación internacional para las graves violaciones de derechos humanos ocurridas en el marco del proceso electoral desde octubre de 2019ю OEA. 10 de diciembre de 2019. URL: http://www.oas.org/es/cidh/prensa/comunicados/2019/321.asp (дата обращения 13.12.2019).
17. Comunicado del Grupo de Auditores de Proceso Electoral en Bolivia.
URL:
https://www.oas.org/es/centro_noticias/comunicado_prensa.asp?sCodigo=C-099/19 (дата обращения 01.12.2019).
18. Constitución Política del Estado Plurinacional de Bolivia. URL: https://www.mindef.gob.bo/mindef/sites/default/files/Consitucion_2009_Orig.pd f (дата обращения 09.12.2019).
19. Convención Americana sobre Derechos Humanos suscrita en la Conferencia Especializada Interamericana sobre Derechos Humanos (B-32). OEA. URL: https://www.oas.org/dil/esp/tratados_b-32_convencion_americana_sobre_derechos_humanos.htm (дата обращения
14.12.2019).
20. Copa afirma que el Gobierno busca la privatización de BoA. URL: https://www.opinion.com.bo/articulo/pais/copa-afirma-gobierno-busca-privatizacion-boa/20200304104012754588.html (дата обращения 16.05.2020).
21. Crece apoyo a candidato del MAS de cara a elecciones en Bolivia. Prensa Latina. 16 de marzo de 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.prensa-latina.cu/index.php?o=rn&id=350073&SEO=crece-apoyo-a-candidato-del-mas-de-cara-a-elecciones-en-bolivia (дата обращения
17.03.2020).
22. Decreto Supremo N° 29130. URL: https://tipnisboliviaorg.files.wordpress.com/2018/11/leg-decr-gob-00491-2007.pdf (дата обращения 16.05.2020).
23.Evo Morales Ayma. Twitter. URL: https://twitter.com/evoespueblo/status/1204752867594317825 (дата обращения 13.12.2019).
24. Evo Morales renuncia a la presidencia de Bolivia y denuncia un golpe de Estado. BBC. 11 de noviembre de 2019. URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-50370125 (дата обращения 01.12.2019).
25. Gini index. Bolivia. The World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.GINI?locations=BO (дата обращения 13.05.2020).
26. Hancock L., Ralph N., Ali S. H. Bolivia's lithium frontier: Can public private partnerships deliver a minerals boom for sustainable development? // Journal of Cleaner Production. 2018. Т. 178.
27. How South America's lithium triangle is gearing up to feed our battery addiction. The Guardian, 23 march 2016. URL: https://www.theguardian.com/technology/2016/mar/23/battery-lithium-south-america-chile-argentina-bolivia (дата обращения 20.12.2019).
28. John O. Luis Alberto Arce, el hombre detrás del éxito de Evo Morales. URL: https://www.wsj.com/articles/luis-alberto-arce-el-hombre-detras-del-exito-de-evo-morales-en-bolivia-1412896897?tesla=y (дата обращения 08.01.2020).
29. La Biblia regresa a Palacio: el poder político cristiano saca cabeza en Bolivia. El comercio. 13 de noviembre de 2019. URL: https://www.elcomercio.com/actualidad/bolivia-cristianismo-renuncia-evo-morales.html (дата обращения 17.03.2020).
30. Las Fuerzas Armadas sugieren a Evo Morales que renuncie para permitir la pacificación en Bolivia. BBC. 10 de noviembre de 2019. URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-50365697 (дата обращения 01.12.2019).
31. Ley №928. Ley de 27 de abril de 2017. URL: https://www.ylb.gob.bo/resources/normativa_legal/04_ley_928.2017.pdf (дата обращения 21.12.2019).
32. Mayorga F. Referendo Constitucional: balance y escenarios de futuro. ¿Está en declive la hegemonía del MAS? // Andamios. 2016. №2.
33. Montenegro Bravo J.C. El modelo de industrialización del litio en Bolivia // Revista de ciencias sociales. 2018. №34.
34. Recuperar las organizaciones populares al servicio de las luchas revolucionarias. Tinta Roja. №8. Mayo 2019. URL: https://archivo. tinta -roja.com/files/original/306cac5a7df75972b19c697b7b6cac4d.pdf (дата обращения 08.01.2020).
35. Renuncia de Evo Morales: la senadora Jeanine Áñez asume la presidencia de Bolivia y el expresidente la acusa de "autoproclamarse". BBC. 13 de noviembre de 2019. URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-50399759 (дата обращения 09.12.2019).
36. Sánchez A. Detrás del golpe: la industrialización del litio en Bolivia // CLACSO. URL: https://www.clacso.org/detras-del-golpe-la-industrializacion-del-litio-en-bolivia/ (дата обращения 19.12.2019).
37. Senadora Jeanine Añez se autoproclama presidenta de Bolivia en sesión legislativa sin quórum. URL: https://www.latercera.com/mundo/noticia /senadora-jeanine-anez-se-autoproclama-presidenta-bolivia-sesion-legislativa-sin-quorum/898462/ (дата обращения 12.12.2019).
38. Sentencia Constitucional Plurinacional 0084/2017. Tribunal Constitucional Plurinacional. 28 de noviembre de 2017. URL: https://buscador.tcpbolivia.bo/(S(mfd1bf0chpjov3yiyplh4ype))/WfrResoluciones. aspx (дата обращения 14.12.2019).
39. Tribunal Supremo de Bolivia completa el 100% del conteo electoral: el resultado da a Evo Morales como ganador. CNN español. 25 de octubre de 2019. URL: https://cnnespanol.cnn.com/2019/10/25/tribunal-supremo-de-bolivia-completa-el-100-del-conteo-electoral/ (дата обращения 14.12.2019).
40. Un importante sindicato afín toma distancia de Morales y le pide que renuncie. EFE. 10 de noviembre de 2019. URL: https://www.efe.com/efe/america/politica/un-importante-sindicato-afin-toma-distancia-de-morales-y-le-pide-que-renuncie/20000035-4107611 (дата обращения 11.01.2020).
41. Walters, J. Bolivia's path to Camacho. Interview with bolivian anthropologist Raul Rodriguez Arancibia. URL: https://nacla.org/news/2019/11/13/bolivia-path-camacho-interview-morales (дата обращения 16.04.2020).
References
1. Boreiko A.V. ALBA na slovakh i na dele: ideologiya i praktika bo-livarianskogo al'yansa. Iberoamerikanskie tetradi. 2019. №3.
2. Vorotnikova T.A. Politicheskie konflikty v mul'tietnicheskom obshchestve: sozidatel'nyi potentsial i riski polyarizatsii dlya Bolivii. PolitBook. 2019. №. 1.
3. Ivanovskii Zb.V. Latinskaya Amerika v novom tysyacheletii: sotsial'naya panorama i dinamika politicheskikh protsessov// Latinskaya Amerika. 2019. №8.
4. Ivanovskii Zb.V. Latinskaya Amerika v kontse desyatiletiya. Sotsial'nye problemy, politicheskie sdvigi i novye vyzovy. Svobodnaya mysl'. 2020. №2.
5. Razumovskii D.V. Lovushka «zolotogo desyatiletiya»: pochemu narodnye volneniya okazalis' syurprizom dlya latinoamerikanskikh elit. URL: https://ru.valdaiclub.com/a7highlights/lovushka-zolotogo-desyatiletiya/ (data obrashcheniya 11.01.2020).
6. Chernyshev A.L. Postelektoral'nyi krizis 2019 g. v Bolivii: regional'nyi faktor i rol' silovykh struktur. Latinskaya Amerika. 2020. №1.
7. Shchelchkov A.A. Krizis latinoamerikanskikh levykh boliviiskaya drama. Svobodnaya mysl'. 2020. №. 1.
8. Evo Morales Ayma. Twitter. https://twitter.com/evoespueblo/status/1207269293018271745 obrashcheniya 21.12.2019).
9. Alanoca Paco J.R. Adriana Salvatierra renuncia y no se conoce quién asumirá la Presidencia de Bolivia. El deber. URL: https://eldeber.com.bo/156213_adriana-salvatierra-renuncia-y-no-se-conoce-quien-asumira-la-presidencia-de-bolivia (data dostupa 09.12.2019).
10. Análisis de Integridad Electoral. Elecciones generales en el Estado Plurinacional de Bolivia. 20 de octubre de 2019. Hallazgos preliminares. URL: http://www.oas.org/documents/spa/press/Informe-Auditoria-Bolivia-2019.pdf (data obrashcheniya 01.12.2019).
11. Bolivia - Exports of goods and services in current prices. URL: https://knoema.com/atlas/Bolivia/topics/Foreign-Trade/Export/Exports-of-goods-and-services (data obrashcheniya 16.04.2020).
12. Bolivia - Gross domestic product in constant prices growth rate. URL: https://knoema.com/atlas/Bolivia/Real-GDP-growth (data obrashcheniya 16.05.2020).
13. Bolivia. The World Bank. URL: https://data.worldbank.org/country/bolivia (data obrashcheniya: 13.05.2020)
14. Bolivia rompe con Maduro y deja UNASUR y ALBA. URL: https://www.voanoticias.com/america-latina/bolivia-rompe-relaciones-diplomaticas-con-venezuela (data obrashcheniya 17.03.2020).
15. Casanova A. Una aproximación teórica del "socialismo del siglo XXI". Iberoamérica. 2019. №4.
16. CIDH presenta sus observaciones preliminares tras su visita a Bolivia, y urge una investigación internacional para las graves violaciones de derechos humanos ocurridas en el marco del proceso electoral desde octubre de 2019yu OEA. 10 de diciembre de 2019. URL: http://www.oas.org/es/cidh/prensa/comunicados/2019/321.asp (data obrashcheniya 13.12.2019).
17. Comunicado del Grupo de Auditores de Proceso Electoral en Bolivia.
URL:
rezhimov:
URL: (data
https://www.oas.org/es/centro_noticias/comunicado_prensa.asp?sCodigo=C-099/19 (data obrashcheniya 01.12.2019).
18. Constitución Política del Estado Plurinacional de Bolivia. URL: https://www.mindef.gob.bo/mindef/sites/default/files/Consitucion_2009_Orig.pd f (data obrashcheniya 09.12.2019).
19. Convención Americana sobre Derechos Humanos suscrita en la Conferencia Especializada Interamericana sobre Derechos Humanos (B-32). OEA. URL: https://www.oas.org/dil/esp/tratados_b-32_convencion_americana_sobre_derechos_humanos.htm (data obrashcheniya
14.12.2019).
20. Copa afirma que el Gobierno busca la privatización de BoA. URL: https://www.opinion.com.bo/articulo/pais/copa-afirma-gobierno-busca-privatizacion-boa/20200304104012754588.html (data obrashcheniya
16.05.2020).
21. Crece apoyo a candidato del MAS de cara a elecciones en Bolivia. Prensa Latina. 16 de marzo de 2020. [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.prensa-latina.cu/index.php?o=rn&id=350073&SEO=crece-apoyo-a-candidato-del-mas-de-cara-a-elecciones-en-bolivia (data obrashcheniya 17.03.2020).
22. Decreto Supremo N° 29130. URL: https://tipnisboliviaorg.files.wordpress.com/2018/11/leg-decr-gob-00491-2007.pdf (data obrashcheniya 16.05.2020).
23.Evo Morales Ayma. Twitter. URL: https://twitter.com/evoespueblo/ status/1204752867594317825 (data obrashcheniya 13.12.2019).
24. Evo Morales renuncia a la presidencia de Bolivia y denuncia un golpe de Estado. BBC. 11 de noviembre de 2019. URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-50370125 (data obrashcheniya 01.12.2019).
25. Gini index. Bolivia. The World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.GINI?locations=BO (data obrashcheniya 13.05.2020).
26. Hancock L., Ralph N., Ali S. H. Bolivia's lithium frontier: Can public private partnerships deliver a minerals boom for sustainable development? Journal of Cleaner Production. 2018. T. 178.
27. How South America's lithium triangle is gearing up to feed our battery addiction. The Guardian, 23 march 2016. URL: https://www.theguardian.com/technology/2016/mar/23/battery-lithium-south-america-chile-argentina-bolivia (data obrashcheniya 20.12.2019).
28. John O. Luis Alberto Arce, el hombre detrás del éxito de Evo Morales. URL: https://www.wsj.com/articles/luis-alberto-arce-el-hombre-detras-del-exito-de-evo-morales-en-bolivia-1412896897?tesla=y (data obrashcheniya 08.01.2020).
29. La Biblia regresa a Palacio: el poder político cristiano saca cabeza en Bolivia. El comercio. 13 de noviembre de 2019. URL: https://www.elcomercio.com/actualidad/bolivia-cristianismo-renuncia-evo-morales.html (data obrashcheniya 17.03.2020).
30. Las Fuerzas Armadas sugieren a Evo Morales que renuncie para permitir la pacificación en Bolivia. BBC. 10 de noviembre de 2019. URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-50365697 (data obrashcheniya 01.12.2019).
31. Ley №928. Ley de 27 de abril de 2017. URL: https://www.ylb.gob.bo/resources/normativa_legal/04_ley_928.2017.pdf (data obrashcheniya 21.12.2019).
32. Mayorga F. Referendo Constitucional: balance y escenarios de futuro. ¿Está en declive la hegemonía del MAS? Andamios. 2016. №2.
33. Montenegro Bravo J.C. El modelo de industrialización del litio en Bolivia. Revista de ciencias sociales. 2018. №34.
34. Recuperar las organizaciones populares al servicio de las luchas revolucionarias. Tinta Roja. №8. Mayo 2019. URL: https://archivo.tinta-roja.com/files/original/306cac5a7df75972b19c697b7b6cac4d.pdf (data obrashcheniya 08.01.2020).
35. Renuncia de Evo Morales: la senadora Jeanine Áñez asume la presidencia de Bolivia y el expresidente la acusa de "autoproclamarse". BBC. 13 de noviembre de 2019. URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-50399759 (data obrashcheniya 09.12.2019).
36. Sánchez A. Detrás del golpe: la industrialización del litio en Bolivia. CLACSO. URL: https://www.clacso.org/detras-del-golpe-la-industrializacion-del-litio-en-bolivia/ (data obrashcheniya 19.12.2019).
37. Senadora Jeanine Añez se autoproclama presidenta de Bolivia en sesión legislativa sin quórum. URL: https://www.latercera.com/mundo/noticia/ senadora-jeanine-anez-se-autoproclama-presidenta-bolivia-sesion-legislativa-sin-quorum/898462/ (data obrashcheniya 12.12.2019).
38. Sentencia Constitucional Plurinacional 0084/2017. Tribunal Constitucional Plurinacional. 28 de noviembre de 2017. URL: https://buscador.tcpbolivia.bo/(S(mfd1bf0chpjov3yiyplh4ype))/WfrResoluciones. aspx (data obrashcheniya 14.12.2019).
39. Tribunal Supremo de Bolivia completa el 100% del conteo electoral: el resultado da a Evo Morales como ganador. CNN español. 25 de octubre de 2019. URL: https://cnnespanol.cnn.com/2019/10/25/tribunal-supremo-de-bolivia-completa-el-100-del-conteo-electoral/ (data obrashcheniya 14.12.2019).
40. Un importante sindicato afín toma distancia de Morales y le pide que renuncie. EFE. 10 de noviembre de 2019. URL: https://www.efe.com/efe/america/politica/un-importante-sindicato-afin-toma-distancia-de-morales-y-le-pide-que-renuncie/20000035-4107611 (data obrashcheniya 11.01.2020).
41. Walters, J. Bolivia's path to Camacho. Interview with bolivian anthropologist Raul Rodriguez Arancibia. URL: https://nacla.org/news/2019/11/13/ bolivia-path-camacho-interview-morales (data obrashcheniya 16.04.2020).