Мария КУСАКИНА
«БОЛИВАРИАНСКИй ПРОЕКТ» развития венесуэлы
Рост интереса в российском обществе к идейным и политическим процессам, происходящим в Венесуэле, не случаен. Во-первых, эта страна в течение последних лет является лидером развивающейся в Латинской Америке тенденции, связанной с так называемым левым поворотом. С 1998 по 2006 год в 10 из 33 государств региона к власти пришли правительства левой ориентации1, причем Венесуэла стала первой в этой цепи. Во-вторых, обнаруживается ряд параллелей в историческом развитии России и Венесуэлы в 1990-е и 2000-е годы. Отдельного исследования заслуживают программы, принятые для выхода из социально-экономического кризиса, вызванного «шоковой терапией» в России и «пакетом» неолиберальных реформ, разработанных венесуэльским правительством в начале 1990-х годов.
В этом плане особый интерес для нашей страны представляет изучение опыта Венесуэлы по ликвидации негативных последствий прошлого десятилетия. Приоритетное внимание к социальным аспектам в области внутренней политики характерно для курса правительств обоих государств.
В-третьих, можно сказать, что в постсоветском пространстве Венесуэла заняла место, напоминающее место Кубы советского времени. С момента прихода к власти Уго Чавеса между нашими странами установились прочные отношения. За восемь лет пребывания в кресле президента Чавес пять раз посетил Россию. В настоящее время активно развивается сотрудничество в военно-технической, экономической и культурной областях. Наши страны имеют сходные позиции по ряду важных международных вопросов. В частности, они выступают за создание многополярной мировой политической системы, усиление роли ООН, соблюдение принципов международного права и мирные способы решения международных конфликтов. Как крупные нефтедобывающие страны Россия и Венесуэла имеют общие интересы в области энергоресурсов.
С приходом У. Чавеса к власти в 1998 г. внимание исследователей к этому яркому харизматическому лидеру и его политике не ослабевает. В то же время о политических взглядах президента пишут сравнительно мало. Однако боливаризм или боливарианский проект развития Венесуэлы, предложенный Чавесом, и его эволюция заслуживают тщательного и подробного исследования. В данной статье кратко сформулируются основные положения боливаризма.
Боливаризм — это идейно-политическое течение, возникшее в конце 1970-х годов в Венесуэле в небольшой группе молодых офицеров, возглавляемой Уго Чавесом, и вдохновленное идейным наследием предводителя освободительной борьбы южноамериканских колоний против испанской империи Симона Боливара. Они выступали за построение в Венесуэле социального государства, основанного на принципах свободы, равенства, социальной справедливости и независимости.
Выход Чавеса на политическую сцену связан с общим кризисом, в котором оказалась Венесуэла в конце 1980-х годов. В результате падения мировых цен на нефть экономика страны, ориентирован-
1 Это Венесуэла, Чили, Бразилия, Аргентина, Панама, Коста-Рика, Боливия, Уругвай, Эквадор и Никарагуа. Кроме того, к левому направлению относится Куба
КУСАКИНА
Мария
Вячеславовна — философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
ная на ее экспорт, попала в критическую ситуацию. Правительство попыталось найти выход с помощью неолиберальных реформ, однако это не дало положительных результатов. Недееспособность властей привела к массовым выступлениям, вылившимся в кровопролитие. Именно тогда «Революционное боливарианское движение-200» (МБР-200), возглавляемое Чавесом, совершило неудачную попытку государственного переворота. В результате Чавес и его сторонники оказались в тюрьме. Через несколько лет по президентской амнистии они были освобождены. Во время заключения Чавес пересмотрел свои взгляды в пользу законных демократических методов политической борьбы. Умело организованная предвыборная работа привела его в 1998 г. в кресло президента.
Политические взгляды боливарийцев1 развиваются в русле левой латиноамериканской политической культуры, их можно охарактеризовать как своеобразный народнический социализм или левый национализм. Историю своей страны они рассматривают в критическом ключе как череду правления олигархических и диктаторских режимов, тесно сотрудничавших с западными корпорациями и государствами. На политической арене главными акторами многие годы выступали влиятельные кланы, олигархические группировки и бюрократические элиты, но никак не широкие слои населения, фактически лишенные возможности выражать свои интересы. Анализируя модель представительной демократии, установившейся в стране с середины XX века, боливарийцы полагают, что она очень быстро превратилась в бюрократическую структуру, блокирующую механизмы представительства интересов широких слоев общества2.
Свое выступление против правительства Чавес объяснял необходимостью покончить с бюрократическим режимом, погрязшим в коррупции, и выйти из полосы экономического неблагополучия, вызванного неолиберальным курсом реформ.
Одним из ключевых положений в программе Чавеса является так называемая боливарианская революция. Причем
1 Так принято назвать Чавеса и его единомышленников
2 El future del Norte es el Sur. Discurso del Presidente
Chavez en el Foro Social Mundial. Rio Grande do Sul. 30 de enero 2005, р. 15
понимание революции во взглядах болива-рийцев эволюционировало от непосредственного его толкования как насильственного изменения порядка вещей к процессу глубокой мирной трансформации. Революционным методом они признали выборы, с помощью которых им и удалось получить большинство на парламентских выборах и выиграть президентские. Присутствие этики ненасилия в болива-рианском проекте роднит его с гуманистическими концепциями XX века. Суть революции, по убеждению президента, состоит в качественно новом и ускоренном подходе к решению проблем3.
Боливарианская революция является идеологическим стержнем реального политического курса Чавеса. Под лозунгом боливарианской революции в Венесуэле начались преобразования, направленные на утверждение государства всеобщего благоденствия и социальной справедливости. В 1999 г. была принята Конституция, закрепившая новое официальное название страны — Боливарианская Республика Венесуэла. Чавес и его сторонники стремились развить проект Боливара об учреждении института «моральной власти», которая отвечала бы за морально-этические вопросы в стране. Это отразилось в Основном законе, содержащем разделы, посвященные становлению и функционированию двух дополнительных ветвей власти — гражданской и электоральной — наряду с исполнительной, законодательной и судебной. Согласно Боливарианской Конституции, гражданская власть является аналогом европейского института омбудсмена и играет роль надзорного органа, предотвращающего коррупцию и административные злоупотребления. Электоральная власть по своим функциям напоминает российский Центризбирком и призвана следить за соблюдением электорального законодательства.
Наряду с конституционными новшествами были созданы новые боливарийс-кие школы и университеты, запущены в ход социальные программы (или миссии), призванные бороться с бедностью и нищетой, неграмотностью, резкими социальными контрастами и другими проблемами.
3 1999. «Ага de la ^u^a^n de la Repbblica». Selecciуn de Discursos del Presidente de la Repbblica Bolivariana de Venezuela, Hugo Chбvez Frras. Gobierno Bolivariano. Ara 1. Tomo 1. Ediciones de la Presidencia de la Repbblica. Caracas — Venezuela, 2005, 26—29
Представления Чавеса и его сторонников о модели развития поначалу основывались на концепции «третьего пути», имевшей широкое распространение в Латинской Америке второй половины XX века. Разработчики этой концепции считали, что Латинская Америка должна идти особым путем развития, альтернативным капитализму и коммунизму, но использовать их опыт и достижения. Чавес пытался придать капиталистической системе этическое направление, то есть действовать в рамках модели «капитализма с человеческим лицом». Отказываясь от попыток создать изолированную экономическую систему, президент стремился найти оптимальное соотношение между рынком и государством и в итоге сделал выбор в пользу кейнсианской модели, выведя известную формулу: «Столько государства, сколько необходимо, столько рынка, сколько возможно»1.
Со временем концепция «третьего пути» претерпела эволюцию. Чавес и его сторонники пришли к выводу, что в современных обстоятельствах альтернативной моделью должен стать «социализм XXI века», отвечающий на вызовы нового столетия. В 2005 г. Чавес объявил, что гуманный капитализм невозможен, поскольку эта система порочна в своей основе. «Мы взяли на себя обязательство вести Боливарианскую революцию к социализму и проложить дорогу социализма, социализма XXI века, который основывается на солидарности, братстве, любви, свободе и равенстве», — говорил президент в одном из своих выступлений в начале 2006 г
Ввиду актуальности социальной проблематики в регионе идеи «социализма XXI века» быстро распространились на континенте и за его пределами. Новая концепция встретила поддержку и на официальном уровне: главы Эквадора и Боливии официально выразили свое сочувствие идеям и политике Чавеса.
Особенностью концепции является ее незавершенность. Она развивается как бы параллельно реальному политическому процессу и в связи с этим возникает необходимость ее теоретической разработки. Пока что судить о «социализме XXI века» в венесуэльском варианте возмож-
1 1999. «Ага de la гefundaciуn de la Rep^lica». Seleccivn de Discureos del Presidente de la Rep^lica Bolivariana de Venezuela, Hugo Chбvez Fraas. Gobiemo Bolivariano. Ато 1. Tomo 1. Ediciones de la Presidencia de la Rep^lica. Caracas — Venezuela, 2005, 24
но только по выступлениям президента и книгам и статьям его единомышленников. Однако Чавес регулярно проводит в Венесуэле конференции и семинары с участием деятелей и мыслителей левой ориентации, чтобы почерпнуть новые идеи и дополнить концепцию.
Политический строй согласно «социализму XXI века» должен основываться на смешанной модели демократии участия. Она сочетает процедуры прямого участия (референдумы, консультации с населением перед принятием решений или высоких назначениях) и институты представительной демократии (законодательные органы всех уровней). Прямое участие населения в процессе принятия решений осуществляется за счет демократии на «местах», то есть децентрализации правления. После победы на последних президентских выборах Чавес объявил о том, что намерен увеличить количество так называемых коммунальных советов и предоставить им больше полномочий.
Общество при социализме нового типа согласно боливарианскому проекту исключает существование привилегированных групп и должно состоять из свободных и равноправных граждан, имеющих одинаковые возможности для участия в социальной жизни. Доходы от эксплуатации природных богатств Венесуэлы предназначены для граждан и не должны выходить за пределы страны. Следуя этой идее, Чавес национализировал крупнейшую нефтяную компанию PDVSA, а на доходы от продажи нефти открыл социальные фонды, банки и инициировал социальные программы. Система распределения благ в венесуэльском обществе подчиняется принципу справедливости и в материальном, и в духовном плане.
«Социализм XXI века» по-венесуэльски предполагает смешанную экономическую систему. Она основана на существовании разных хозяйственных субъектов—частных, коллективных и госпредприятий. Институт собственности также носит смешанный характер. Чавес инициировал в Венесуэле работу кооперативов, ассоциаций, так называемых совместно управляемых предприятий (руководство которыми осуществляется рабочими, предпринимателями и государством) и общинных хозяйств2.
2 Disureo del Presidente Hugo Chбvez Fraas en el V Fora Social Mundial. Caracas, 2005, р. 18
Наконец еще один важнейший аспект боливарианского проекта — это внешнеполитическая концепция, основанная на идее многополярности мира1. Проблемы, стоящие перед мировым сообществом, по мнению боливарийцев, должны решаться в условиях установления баланса сил и интересов. Для этого необходимо укрепление альтернативных полюсов силы и противодействие странам, сопротивляющимся этому процессу. В первую очередь это Соединенные Штаты, которые в настоящее время, с точки зрения болива-рийцев, являются источником мирового дисбаланса.
К потенциальным центрам многополярного мира Чавес относит страны, входящие в ОПЕК, Китай, Индию, ЮАР, интегрирующиеся страны Латинской Америки и Россию.
Боливарианский проект основан на концепции латиноамериканской интеграции. Венесуэла благодаря своему географическому положению стремится инициировать процесс создания Конфедерации государств Латинской Америки, организации, задуманной еще Симоном Боливаром. В начале XIX века предводитель войны за независимость писал, что для противостояния внешним угрозам странам континента необходимо сплотиться.
Чавес поддерживает региональные организации, такие, как КАРИКОМ, МЕРКОСУР или Андский пакт2. Он является последовательным противни -ком создания Общеамериканской зоны свободной торговли (АЛКА), считая эту организацию инструментом влияния США, и в качестве альтернативы продвигает собственный проект боливарианс-кой альтернативы для Америки (АЛБА).
1 El futuro del Norte es el Sur. Discurso del Presidente Chavez en el Foro Social Mundial. Rio Grande do Sul. 30 de enero 2005, 18-19
2 МЕРКОСУР — региональная торгово-экономическая организация, куда входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла, а также Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия и Чили в качестве ассоциированных членов. КАРИКОМ или Карибское сообщество — торгово-экономический союз стран Южной Америки, куда входят государства Карибского бассейна. Венесуэла является наиболее активной из 12 стран-наблюдателей. Андский пакт или Андское сообщество — союз стран андинского региона: Боливии, Колумбии, Перу, Эквадора и Венесуэлы. После того как Колумбия и Перу подписали с США соглашение о свободной торговле в 2006 г., Венесуэла заявила о своем выходе из этой организации
Пока что к ней присоединились Куба и Боливия.
Боливарийцы считают, что в мировом политическом процессе России предназначена особая роль, чем и объясняются частые визиты президента в нашу страну и с каждым годом увеличивающийся размах сотрудничества. После знаменитой «Мюнхенской речи» Путина Чавес в одном из интервью объявил российского президента своим ближайшим союзником и братом, подчеркивая схожесть позиций двух стран в области международных отношений.
Итак, боливарианский проект представляет собой одну из альтернатив развития Венесуэлы в постнеолиберальную эпоху. Политический курс, проводимый Уго Чавесом, выступает в качестве возможного варианта решения проблем, накопившихся в стране за многие десятилетия и гипертрофировавшиеся в 1990-е годы. Опыт Венесуэлы в этом плане важен для России, которая, не отказываясь от либеральной экономической политики, стремится поддерживать малые и средние предприятия — с одной стороны и начинает разрабатывать социальные программы помощи населению — с другой.
Россия — страна, в которой левая политическая культура традиционно обладает значительным влиянием, что роднит ее в идеологическом плане с «полевевшей» Латинской Америкой и Венесуэлой в частности. Примечательно, что председатель «Справедливой России» С. М. Миронов в начале 2007 года объявил о том, что целью его партии является построение социализма XXI века.
Анализ «боливарианского проекта» позволяет сделать вывод о положительных и взаимовыгодных перспективах дальнейшего сотрудничества Венесуэлы с Россией. Тем более что вскоре после своего последнего посещения Москвы У. Чавес объявил о том, что он пригласил В. В. Путина посетить Венесуэлу в конце этого года. В условиях «левого поворота» наша страна во многом благодаря Венесуэле получает возможность усилить свое присутствие на континенте.
Итак, настоящее исследование позволяет обнаружить многие точки соприкосновения между Россией и Венесуэлой, что является дополнительным стимулом для их дальнейшего изучения.