О. В. Медведева
Болгарские переселения в Россию в политике российского государства в XVIII - -первой трети XIX вв.
Массовые переселения балканских народов Европейской Турции в государства Европы в период иноземного господства, особенно в ХУШ-Х1Х вв., не только наложили отпечаток на этническую структуру этих народов, но и оказали влияние на развитие национально-освободительных движений и на процесс формирования национальных государств. Наиболее ощутимо это отразилось на истории болгарского народа.
В историографии этой проблемы, особенно болгарской, существует мнение, что все болгарские переселения XVIII - первой трети XIX вв. организовывались российским правительством, так как оно было заинтересовано в привлечении рабочей силы для освоения целинных южнорусских земель и с этой целью не только побуждало болгар к переселению в Россию, но во время военных кампаний с Турцией проводило организованную эмиграцию болгарского населения1.
По мнению Г. С. Раковского, правительство царской России было виновно в том, что оно, пользуясь бедственным положением болгарского народа, остававшегося после русско-турецких войн без защиты, оно организовывало его эмиграцию в Россию, где использовало труд болгар для освоения южнорусских земель. Отток огромного числа болгар из собственных земель, нанес страшный вред болгарскому народу, так как затормозил его историческое развитие2.
Эта точка зрения с разной степенью заостренности стала основной в болгарской историографии. Болгарские историки не замечали изменений российской политики в решении проблемы болгарской эмиграции на разных этапах, которые были обусловлены как внешними, так и внутренними факторами в Османской империи и в России.
В этой статье мы попытаемся кратко проследить этапы болгарских переселений в пределы Российской империи, посмотреть, действительно ли они вызывались только корыстной политикой царского правительства, и всегда ли массовые переселения болгар соответствовали его устремлениям.
Эмиграция болгар на север от Дуная в соседние страны, в том числе и в русские земли, - непрерывный процесс, продолжавшийся на протяжении всего периода нахождения болгарского народа под османским игом. Это было одной из форм протеста против иноземного господства. В истории
заселения болгарами русских, в основном южнорусских, земель следует различать несколько периодов, связанных с событиями в истории Болгарии.
Начиная с XVI в. и особенно в XVIII в., шел постоянный процесс переселения вначале отдельных лиц, а затем и целых групп болгарских беженцев в Российскую империю. Они селились в основном в различных местах южных областей империи. Часть из них служила в войсках, но большинство оседало на предоставляемых им свободных землях и занималось земледелием, ремеслами и торговлей.
Во время освободительной борьбы украинского народа в 1648-1654 гг. под предводительством Богдана Хмельницкого в поименных списках запорожского войска встречается много болгарских имен и фамилий. Большая масса болгарских пришельцев на Украине служила в рядах казачества, другие же занимались земледелием, ремеслом и торговлей3.
О том, что на землях к западу от Днепра, по которым шли дороги из Киева в Стамбул, среди христиан, бежавших из Османской империи, жили болгары, упоминает и рукописный сборник русских трактатов конца XVII -начала XVIII вв.4.
В 1680 г. Константинопольской патриархией было учреждено в г. Нежине, расположенном на дороге Киев-Москва, Нежинское торговое греческое братство. В XVIII в. оно было преобразовано в греческий магистрат, просуществовавший до 1873 г. Многие переселенцы-христиане, не бывшие греками, в том числе и болгары, записывались в члены этого братства. Сохранились документальные свидетельства этому.
Когда в 1711 г. по случаю войны с Турцией правительством был издан указ, согласно которому «грекам» в Нежине предлагалось покинуть Российскую империю, а тем, кто останется воспрещалось выезжать из «Малороссии» и переписываться с чужбиной, нежинцы послали Петру I письменную декларацию, в которой говорилось, что они желают остаться и не будут переписываться с заграницей. К этой декларации был приложен список из 135 человек православных иноземцев, среди которых были названы и болгары, причем имеющие срок пребывания в Нежине от 10 до 22 лет.5 ?
■ По данным ведомостей от 5 (16) июля 1765 г. и 3 (14) апреля 1769 г., болгарские торговцы, жившие в Нежине, были в основном выходцами из Софии, Пловдива, Плевена, Русе, Ямбола, Костура, Тырнова, Охрида, Стру-мицы, Варны, Рущука (Русе). Некоторые болгары эллинизировались, хотя их имена ясно говорят о болгарском происхождении6.
В XVIII в. многие духовные лица прибывали в Россию за так наз. «милостыней». Но не только духовные, но и миряне обращались за «милостыней» к Москве. Кроме того, в Россию отправлялись сами или с духовными лицами-просителями торговцы, ремесленники, переводчики с греческого
языка и оставались здесь. В 1708 г. была проведена перепись всех «греков», живущих в Москве. Среди них имелись и переселенцы-болгары7. .
В XVIII в. в Османской империи происходили процессы, которые к постоянно действующим причинам исхода христиан из болгарских земель: тяжелое политическое и духовное рабство, желание свободной жизни - добавили новые. Глубокие экономические и общественно-политические изменения, происходившие в Османской империи, привели в конце XVIII в. и начале XIX в. к массовым переселениям болгар.
Изменения в османском хозяйстве на практике привели к ослаблению султанских постановлений, стремившихся удержать крестьян в их родных местах. За исключением отдельных случаев насилия, крестьяне фактически не были прикреплены к ленному владению, как прежде.
Эти перемены в аграрном статусе османского хозяйства, хотя еще не регламентированные, давали возможность большому числу болгар искать средства к существованию в новосоздаваемых болгарских городах и на чужбине. Социальный состав переселенцев был неоднородным: обезземеленные крестьяне, состоятельные люди, располагающие значительными средствами для того, чтобы развернуть широкую деятельность на новом месте, а также люди, которым нечего было терять у себя на родине.
Со времен Петра I российское правительство предпринимало шаги по заселению южных окраин Российского государства людьми, могущими нести пограничную службу. Но не только. В основе популяционистской политики царского правительства со времен Петра I лежала необходимость путем колонизации пустить в народохозяйственный оборот огромные степные пространства на юге, чтобы одновременно укрепить южные границы и ослабить там мусульманский элемент.
. Из пробиравшихся в Россию сербов, валахов, молдаван, болгар создавались легкие войска, которые поселялись на южной границе для сторожевой службы. Однако в этот период наиболее многочисленными были валашские и сербские переселенцы. О болгарах встречаются только отдельные упоминания8.
... Политику Петра I по заселению южных окраин Российского государства христианами-выходцами из Османской империи продолжили его преемники. Русско-турецкая войны 1735-1739 гг. имела отзвук среди порабощенных Портой народов. В эти годы по Балканскому полуострову прокатилась волна антитурецких выступлений. Они захватили и болгарские земли9. Эти восстания были потоплены в крови. Спасаясь от мести османов, сотни болгар, сербов и греков бежали в Молдову навстречу русской армии. Ее командующий Б. К. Миних сообщал о большом числе волонтеров, вступивших в гусарские полки и Молдавский корпус, среди которых были и болгары10..
■ В царствование Елизаветы Петровны вопросу охраны и заселения южных областей Российского государства представителями единоверных народов,
которые могли бы одновременно служить и их обороне, было уделено первостепенное внимание. Официальное заселение чужеземцами южных областей началось с . середины XVIII в., после издания известного манифеста от 24 декабря 1751 г., в котором российское правительство призывало иностранцев заселять эти территории и обещало им известные привилегии. Наряду с приглашениями, обещаниями льгот стала широко практиковаться система вывода иностранцев офицерами и полковыми чиновниками, которые для этой цели получали разрешение отправляться за границу". Кроме того, переселенцам из Австрийской и Османской империй разрешалось поселяться в определенных местах польско-русской границы. Договоренность была достигнута только с Австрией, но не с Турцией. Переселение из пределов последней совершалось тайно. Этому способствовал и указ Сената от 24 апреля 1752 г., который подтвердил и расширил данные переселенцам привилегии. С середины XVIII в. можно говорить о переселении болгар в Россию как о нарастающем процессе. Именно тогда, в 1752 г., в специальном указе российское правительство положило начало серии документов, направленных на регулирование нарастающей волны болгарской эмигрции12.
- Переселение болгар в Россию усилилось почти одновременно с созданием в 1751-1752 гг. сербских военных поселений. Согласно перечневой ведомости, составленной в октябре 1751 г., среди прибывших в Киев переселенцев значились и болгары, «новопривезенные из Венгерской области»13. О наличии болгар среди мигрантов того же года свидетельствуют и приложения к именному указу императрицы от 24 декабря 1751 г.14
В 1752-1754 гг. в Новой Сербии вместе с сербами поселились 620 семей болгар, память о которых сохранилась в топонимике - часть Новомиргородского уезда именовалась еще в середине XIX в. «Болгарией»15.
Во время Семилетней войны, в 1760 г., на границе «Малороссии», Новой Сербии и «Польской Украины» был сформирован Болгарский полк, куда стали вызываться иностранцы. Офицерами в полку были сербы16.
В годы правления Екатерины II переселение иностранцев, в том числе болгар, разрасталось. Этому, в частности, способствовал изданный государыней манифест от 4 (15) декабря 1762 г., которым иноземцы призывались на поселение в Россию: «Мы, ведая пространство земель нашей империи, усматриваем наивыгоднейшим к населению полезнейших мест праздно остающихся». Эту же мысль Екатерина II высказала и в именном указе от 8 (19) декабря 1765 г.: «Имея намерение в обширной нашей империи при недостатке в некоторых местах природных поселян пусто и бесплодно лежащие земли и дикие поля населять иностранными людьми»17. Для реализации этой цели рядом манифестов и указов (только 22 июля (2 августа) 1763 г. были изданы три указа по этому поводу) переселенцам давались следующие привилегии: свобода вероисповедания; освобождение от податей и
налогов на Шлет (за исключением земельного налога в небольшом размере); каждой семье независимо от числа ее членов выделялось 60 десятин земли; разрешалось устройство мануфактур, участие в гильдиях, позволялось (в-зависимости от размеров поселения) иметь свои рынки и даже ярмарки, покупать землю в собственность и т. п.
В 1763 г. было учреждено Опекунство иностранных поселенцев. Все эти меры российского правительства определенно показывали, что впредь оно не удовлетворится только военными поселениями, что настало время действовать в гораздо больших масштабах. Это время стало началом постоянного и довольно значительного переселения и обустройства иностранцев, в частности болгар, на территории Российской империи.
Болгары селились в основном около Киева и Чернигова. Например, в начале 60-х гг. XVIII в. на поселение прибыло добровольно 66 болгарских семей. Мужчины были зачислены в гусарские полки18. В 1763 г. на землях Киевско-Братского монастыря поселились 28 болгарские семьи. Они по договору арендовали монастырские земли, другие из прибывших перебрались в Черниговскую область19. В 1765 г. 36 семей из местечка Богданов Дол в Софийской округе бежали от притеснений турок и поселились в окрестностях Киева, где занимались садоводством, виноградарством, ремеслами20.
Массовое переселение болгар в южные области России происходило во время русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Это было обусловлено как ситуацией, сложившейся в болгарских землях, так и политикой российского правительства. Южные области, освобожденные от татар и турок вследствие успешных для России войн этого периода, особенно нуждались в земледельческом населении, которое обрабатывало бы новые пустующие земли. Здесь создавались города, также нуждавшиеся в жителях. Немаловажную роль играло стремление российского правительства заселить эти области именно христианскими славянскими народами, чтобы ослабить мусульманский элемент. Вот почему, несмотря на то, что вызов иностранцев в Россию был прекращен с 1766 г., христиане-переселенцы из балканских мест привлекались для поселения в южных областях государства. «Вызыва-тели»-вербовщики становятся одной их характерных фигур во время русско-турецких войн второй половины XVIII - начала XIX вв.
В самом начале войны в 1768 г. турки сформировали для борьбы с русской армией особый полк из молдаван, валахов, сербов и болгар под командованием Скаржинского. Однако этот полк перешел на сторону России. Одна часть сдавшихся была тогда же отведена в тыл и поселена в Новороссийских степях. Другая была оставлена при армии и только после окончания войны разделила судьбу своих товарищей.
Из новых поселенцев был образован Молдавский гусарский полк, которому были отведены земли по рекам Черный Ташлык, Синюха и левому бе-
регу Буга. Заняв старый поселок Ольшанка, где прежде проживали молдаване и валахи, и старое запорожское поселение Соколы (впоследствии Возне-сенск21), поселенцы положили начало большой болгарской колонии в Херсонской губернии. Болгары-ольшанцы вошли в состав образованного в 1769 г. Бугского казачьего войска22.
В 1773 г. около 400 жителей села Флатарь23 под Силистрой, занятой русскими войсками, обратились к главнокомандующему русскими войсками графу П. А .Румянцеву-Задунайскому с просьбой содействовать их переселению в южнорусские земли. К этой группе присоединились беженцы из других мест: из-под Рущука, Видина, даже из Добруджи. Все они были также поселены в Ольшанке. Часть ольшанцев так и называлась «добруджанцами»24.
После заключения Кючук-Кайнарджийского мира в 1774 г. много болгар убежало в Валахию и Россию. В Добриче тогда не осталось ни одной болгарской семьи25.
Спасаясь от турецкого гнета, болгары, естественно, рассчитывали на лучшие условия жизни. Многие из них преодолевали длинный и трудный путь, чтобы добраться до России, поверив обещаниям царского правительства. Так, по окончании русско-турецкой войны 1768-1774 гг. П. А. Румянцев заверил болгар, воевавших в его армии, что им будут предоставлены выгодные для поселения земли, и объявил манифест, обещавший 30-летнюю льготу. Поэтому, оставив свои дома не только за Дунаем, но и в Дунайских княжествах, они переселились в пределы Российской империи.
Однако в действительности мигрантов ожидало горькое разочарование: голая степь, удаленность от городов - вот что зачастую было на самом деле. Да и обещанными льготами они пользовались только 8 лет. Местные власти чинили произвол, в селениях царил казарменный порядок. Поэтому многие из переселенцев, пользуясь близостью границы, пытались вернуться обратно. Немало болгар, поселившихся в Ольшанке, бежали через реку Буг в Гол-ту, бывшее турецкое урочище, а другие - через реку Синюху в Польшу, а оттуда в Турцию. По распоряжению царского правительства беглецов перехватывали, и тогда пойманным отрезали косички (которые носили все болгары) и отдавали их в солдаты, в регулярные войска, а по выслуге уже всей службы возвращали опять на места нового жительства26. Нередки были случаи, когда пойманных отправляли за сотни километров вглубь России, чтобы пресечь новые попытки возвращения на родину27.
Вообще бегство было явлением довольно обычным в Новороссии. Многие из переселенцев-болгар бежали в Запорожскую Сечь, где рядовые казаки относились к беглецам сочувственно. Здесь они, как и местные запорожские казаки, занимались сельским хозяйством, различными ремеслами или торговлей и принимали участие в военных походах; что зафиксировано в списках казачьих команд, которые велись до 1775 г., т. е. до ликвидации Запорожской Сечи28.
Как видим, «ласка» и льготы были средством, используемым российским правительством для привлечения болгар на свою сторону. Затем наступал момент принуждения. Но, несмотря на трудности, большинство переселенцев обустраивалось на новых местах и навсегда оставалось в России.
В 1783 г. ольшанцы, по приказу князя Потемкина, образовали специальные отряды и приняли охрану р. Буг. Как только в 1787 г. начались военные действия, ольшанские поселенцы вошли в организованный из «задунайских выходцев» полк и приняли участие в штурме крепостей Измаил и Очаков29. Ольшанцы - самая большая группа болгар на территории бывшего Советского Союза, которые в своем быту, спустя более двух веков, сохранила традиции и родной язык30.
В 1775 г., после окончания войны, в южные области России переселились солдаты и командиры добровольческих батальонов русского флота, действовавшего в Эгейском море. В их составе было много болгар. Переселение происходило исключительно добровольно, на выгодных для них условиях. Русское правительство позаботилось об образовании детей этих переселенцев. Указом Екатерины II от 17 апреля 1775 г. в Кронштадте был создан специальный кадетский корпус для иностранных юношей - детей солдат и командиров этих батальонов. В том же году в корпус было принято 100 молодых людей болгарского, греческого и сербского происхождения, а также выходцев из Далмации31.
Официальное разрешение свободно торговать в России, данное Портой своим подданным по условиям Кючук-Кайнарджийского мира, усилило болгарскую эмиграцию в Нежин, Москву и южнорусские города. Москва стала центром торговли с болгарскими землями. Здесь многие болгарские торговцы открыли свои конторы,- имели собственные дома. Значительно выросло число болгарских торговцев и ремесленников в Нежине. По мнению некоторых исследователей к концу XVIII в. Оно достигло трети всего населения города32.
Следующая волна болгарского переселения была связана с русско-турецкой войной 1787-1791 гг. По признанию самого султанского правительства, в канун войны, когда большие группы покоренных народов были мобилизованы рыть окопы, укреплять старые крепости или перевозить строительные и другие материалы, из внутренних районов убежало 7-8 тысяч семей, в основном жители Македонии и Фракии. Фирман, из которого почерпнуты эти сведения, свидетельствует, что только небольшая группа из этого числа нашла пристанище в Молдове, остальные ушли в российские земли33.
В эти годы на территориях, занятых русскими войсками, оседало много болгарских купцов, ремесленников и крестьян. Многие остались в Бессарабии и после ухода оттуда русской, армии. Они селились в городах Рени, Измаил, Аккерман, Кишинев, Килия или на землях молдавских бояр. Но до заключе-
ния Бухарестского мирного договора 1812 г., когда Бессарабия отошла к России, их положение было сложным - они находились в Бессарабии как иностранные «бенажеры», т. е. выходцы, пользуясь непрочным покровительством господаря, занимались земледелием, виноградарством и садоводством34.
По подсчетам А. А. Скальковского, только в Бессарабию с 1769 по 1791 гг. прибыло около двух тысяч болгар35.
' Большое число болгар было поселено в Херсонской губернии. Во время второй екатерининской русско-турецкой войны «из разных мест по р. Дунаю было приведено 831 семья болгар для поселения по левому берегу Днестра, во вновь приобретенной от Порты области». Однако разместить здесь всех не удалось: 58 семей убежали в Молдову, а 287 семей, «сомнительных и склонных к побегу», были поселены по левому берегу Буга. Последним, по докладу графа П.Зубова от 12 (23) октября 1794 г., было выдано 13282 руб. 50 коп. беспроцентной ссуды с обязательством погасить ее в течение трех лет по истечении десятилетней льготы36.
В 1790 г. ряды Бугского войска пополнились членами пятисот болгарских семей. Им так же, как и другим чинам Бугского казачества, правительство даровало личные и поземельные права37. Точных данных о количестве переселенцев-болгар этого периода нет. От этого времени на территории Молдавии, Украины и Южной России не известно ни одного села38. Однако, суммируя данные, приводимые исследователями, можно говорить о значительной цифре.
! После заключения Ясского мирного договора в 1792 г. началась новая волна переселения болгар. Одни из них переходили через Дунай и селились в новоустроенных городах: Тирасполь, Новые Дубоссары, Григориополь. Другие добирались морем до Крыма и Херсона, используя для этого любые возможности. Много болгар, главным образом купцов и ремесленников, осело в городах Новороссии.
В 1794 г. на месте турецкого укрепления Хаджи-бей была основана Одесса. В 1795 г. графом П. Зубовым были разработаны «Два положения об устройстве в г. Одессе и окрестностях его селений единоверных нам народов»39. В том же году на краю Одессы было создана колония Арнаудовка. Начало ей положили 900 арнаудов, которые после войны 1787-1791 гг. ушли из Румелии по Черноморскому побережью40. Во время османского владычества арнаудами называли жителей Западной Македонии. С этого времени всех болгар, переселявшихся из Османской империи в конце XVIII в., по повелению императрицы поселяли; в степь вокруг Одессы41. В самой Одессе многие болгары стали купцами. Так создавалась болгарская колония в Одессе42. Таким образом, здесь, в практически безлюдной ранее татарской степи, создавались славянские поселения, что, в свою очередь, укрепляло русскую оборону во время войны.
Следует отметить, что переселение болгар в мирное время происходило нелегально. По условиям Кючук-Кайнарджийского и Ясского мирных договоров и до заключения Бухарестского мира 1812 г. право на свободное переселение в Россию получали только жители Дунайских княжеств: в течение одного года после первого и четырех месяцев после второго. Однако переселение продолжалось, но тайным путем43. Переходы по собственному почину -нередкое явление в последние годы царствования Екатерины II44. Переселение христиан из Османской империи в Россию, не предусматривалось никакими договорами. Российские дипломаты в Османской империи получили самые серьезные распоряжения воздерживаться от вмешательства в вопросы переселения. Это особенно заметно во времена царствования Павла I45.
С 1799 г. российское правительство ввиду договорных отношений с Портой не могло официально вывозить болгар, желавших переселиться в Россию. Но оно разрешило местным властям принимать всех, кому удастся добраться до российских пределов, поселять их на пустующих землях и помогать в обустройстве на новом месте.
Это было актуальной мерой, поскольку с конца XVIII в. случаи бегства из внутренних областей Румелии в земли на север от Дуная приняли характер массового выселения в силу того, что в этот период внутренние неурядицы, борьба аянов с центральной властью и кирджалийские бесчинства достигли масштаба национального бедствия и угрожали не только жизни мирного населения, но и самому существованию Османской империи.
Первые упоминания о массовом бегстве и переселении из Румелии в донесениях русских дипломатов относятся к марту 1793 г. Согласно донесению русского консула в Бухаресте Равича, люди бежали «во многом числе из разных мест Румелии как от голода, так и от несносных поборов от турецкого начальства»46.
Как показывают источники, миграция христианского населения Османской империи увеличивалась по мере нарастания беспорядков в Румелии. В 1795 г. поток беженцев из Румелии в Константинополь превысел 10 тысяч человек. Чтобы удержать христиан от выезда из империи, Порта обязала православное духовенство «под опасением казни отвечать за всех-жителей, и каждый священник в приходе своем должен наблюдать, чтобы никто на иностранных судах никуда не отлучался и в противном случае немедленно доносил»47. Однако никакие чрезвычайные меры не смогли воспрепятствовать выезду христианского населения из пределов Османской империи.
Наиболее остро процессы, происходившие в болгарских землях на рубеже XVIII-XIX вв., проявились в 1800-1806 гг. Это был период массового переселения болгарского населения в Дунайские княжества и Россию48.
В эти годы территория Балканского полуострова не была ареной войны Турции с каким-либо государством. Кроме того, агрессивные планы Напо-
леона в отношении Османской империи принуждали Петербург не только сохранять мирные отношения с Портой, но и заключить с ней в 1799 г. оборонительный союз, в результате чего Россия была вынуждена сдерживать преждевременный, по мнению российского правительства, подъем национально-освободительного движения на Балканах49. Следовательно, основными причинами массовой эмиграции болгар в 1800-1806 гг. являлись внутренние процессы, происходившие в этот период в Османской империи.
Понять ситуацию, при которой единственным спасением было бегство в другие страны, позволяют документы того времени. В 1801 г., в период кирджалийских походов на столицу империи, на Адрианополь и другие районы Османской империи, из Месеврии (Несебр) в Галац приплыли два судна, на борту которых находилось 200 болгарских беженцев. В большинстве своем это были женщины и дети. Их неожиданное появление в Галаце и внешний вид были настолько впечатляющими, что даже видавший виды переводчик русской дипломатической службы П. Ренский был потрясен увиденным. Делясь своими впечатлениями, он писал В. Ф. Малиновскому: «Представить не можно горестного сего несчастного народа состояние, когда вышли на берег, то придались тогда вольному стенанию: одни плачут, что потеряли жен и детей, а жены плачут о потере мужей их, а наиболее дети, которые остались вечно сиротами, потеряв своих родителей, а жизнь спасли, бежав с чужими. Они несчастные думали^ что в здешних местах найдут себе спокойствие, и в том имели некоторую отраду, но скоро узнали, что ошиблись»: Турецкий чиновник (тофикчи-баша) в Галаце, сославшись на фирманы Порты о беженцах из Румелии, приказал загнать болгар на те же суда и немедленно отправить назад. «Неистовые исполнители приказа, -продолжает Ренский, - придя на берег, нашли несчастных болгар выгрузившимися из кораблей, то и начали, гоня их назад в корабли, немилосердно бить. Тогда они все закричали, что лучше потопятся в Дунае, а обратно в их места не возвратятся». По просьбе молдавского начальника и русских купцов турецкий чиновник за взятку отменил приказ, и беженцы остались в городе до получения особого распоряжения Порты50.
; Через несколько дней туда же, в Галац, прибыло еще 200 семей болгарских беженцев, из разговора с которыми П. Ренский узнал, что они из местечка Хили, недалеко от Константинополя. Оно было дотла сожжено кирд-жалиями, а его население частью было вырезано, частью укрылось в столице, а остальные через Месеврию бежали в Галац. Другие беженцы оказались жителями сел Адрианопольского района. Пересказывая собранные от них сведения, П. Ренский сообщал В. Ф. Малиновскому, что когда жители Адрианопольского пашалыка поняли, что им никак не спастись от кирджалиев, они распродали все свое имущество и оставили свои жилища. Затем они на лодках поплыли к Варне, чтобы там пересесть на корабли и бежать в Галац.
По пути на них вновь напали кирджалии, «выбрали одних взрослых девок, а прочих, старых и малых, вырезали». Отняв у оставшихся в живых вещи и деньги, кирджалии отпустили их5'. л
В .августе 1801 г. кирджалийские набеги и междоусобия аянов распространились на Варну и Месеврию. В Варне началась паника, жители пытались спастись бегством. Но власти этих портовых городов издали-лриказ не выпускать с пристаней корабли с беженцами, «дабы оные, - сообщал П. Ренский, не отлучались из домов и стояли бы против усилия разбойников». Подобные распоряжения рассылались Портой по всей Румелии, но они были мало эффективны. В январе 1802 г. кирджалии, рабойничавшие в районах Пловдива, Систова и других местах, причинили «великие разорения жителям, на берегу Дуная живущим». Все окрестные села были «опустошены, жители коих принуждены искать убежище одни в городах, другие в горах». В феврале того же года войска враждующих аянов совершали набеги на территорию Валахии, вызвав массовое бегство валашского населения и переселившихся туда задунайских беженцев. Эти районы к лету 1802 г. подверглись такому опустошению, что «от Бухареста до самого Видина» не осталось ни одного полностью населенного села.52
Это только несколько свидетельств, но они, на наш взгляд, отражают ужас положения, в котором оказались христиане Османской империи в тот период, спасение из которого население находило только в бегстве.
Спасаясь от жестокой эксплуатации и физического истребления, болгарские беженцы обращались за помощью к представителям российской дипломатической миссии в Константинополе и к русским консулам в Дунайских княжествах. Российские дипломаты в Османской империи получали строгие указания не обострять отношений с Портой и были вынуждены воздерживаться от вмешательства в вопросы переселения.
Павел 1 не решался вмешиваться, зная болезненную реакцию Порты. В этих условиях российский посланник В. С. Томара мог направлять в Одессу только небольшие группы болгар. Александр I, хотя и продолжал сохранять с Османской империей союзнические отношения, дал Томаре разрешение тайно от турецких властей отправлять, болгарских беженцев в Россию. Финансирование перевоза было возложено на него и российских консулов в Дунайских княжествах53. Задача заселения иностранными колонистами южнорусских земель оставалась для российского правительства весьма актуальной. Поэтому, несмотря на союзнические отношения с Портой, оно старалось привлечь беженцев из Османской империи выгодными условиями.
Эти условия излагались в специально изданной в 1800 г. прокламации. Приток беженцев из Османской империи, и особенно болгарских земель, в начале XIX в. был столь велик, что была отменена практика «вызывателей», а льгота в повинностях была сокращена до 10 лет. Вместе с тем, для того,
чтобы сократить расходы по устройству переселенцев на новых землях и заручиться гарантиями от притока представителей бедных слоев переселенцев,' которые, не имея средств на обзаведение крепким хозяйством, зачастую уезжали обратно, в том же году был введен имущественный ценз и Положение о переселенцах54. !
Представители российской миссии в Константинополе, а также российские консулы в Валахии и Молдавии тайно направляли болгарских беженцев двумя путями: на кораблях по Черному морю и сухим путем через территорию Дунайских княжеств. По второму пути в этот период переселение в Россию шло менее интенсивно, так как этому препятствовали турецкие власти, независимые от Порты аяны и господари Дунайских княжеств55'
К этому времени относится появление десяти болгарских поселений в Крыму55, после чего массовое переселение болгар в южные области России прекратилось на несколько десятилетий. Это объясняется тем, что политика переселения болгар была перенесена с юга Украины и Крыма на новые территории, которые надо было закрепить. Это была Бессарабия, присоединенная к России в 1812 г. Главным колонизаторским элементом здесь стали «задунайские выходцы», в первую очередь, болгары.
Начавшаяся в ноябре 1806 г. русско-турецкая война вызвала невиданное доселе по своим масштабам переселение болгар в Россию. Болгары активно участвовали в войне, не только помогая русским сбором сведений, продовольствием, но и принимая участие в военных действиях.
В районе Дуная была создана широкая разведывательная сеть - из болгарских торговцев, священников, учителей, ремесленников. Доставлявшиеся ими в русские штабы сведения использовались при составлении военно-тактических планов56. В отличие от предшествующих русско-турецких войн болгары в этой войне проявили и политическую активность в сравнительно массовых выступлениях против османских властей, чем отвлекали на себя силы противника. Это понимало и командование русской армии. В июле 1810г. главнокомандующий Н.М.Каменский обратился к восставшим в селе Арнаутькой (современный Пырвенец) со специальным воззванием, призвав их к дальнейшей борьбе против османов. Хорошо осведомленный о внешнеполитических планах русского правительства, генерал не посмел обещать им ничего, кроме «бегства в пределы России», где их ждут плодородные земли и народ, «раскрывший братские объятия».
Освобождение Болгарии не входило тогда в планы России. Однако она всячески старалась извлечь для себя выгоду из надежды болгар на освобождение. Так, в инструкции, направленной адмиралу П. В. Чичагову в 1812 г., предписывалось использовать «любые средства», чтобы расположить'христианское население, и в случае необходимости «обещать независимость и образование южнославянского королевства»57.
\ Русское правительство по-прежнему было заинтересовано в переселении христиан из Османской империи в южные области Российского государства. В соответствии с предписанием М. И. Кутузову - «вывести как можно больше жителей в Россию для заселения Новороссийского края» - при Главном штабе Дунайской армии еще в начале войны была создана канцелярия по гражданским делам во главе со статским советником А. П. Коронели, призванная заниматься вопросами переселения. В связи с переселением были изданы специальные императорские указы, дополнявшиеся временными постановлениями и распоряжениями. Так постепенно вырабатывались правила организации подобных акций, использовавшихся до 1819 г.
1 сентября 1807 г. был обнародован указ о дополнительных льготах болгарским переселенцам в Россию, предусматривавший предоставление каждому семейству по 60» десятин земли в наследственное владение; освобождение от налогов на 10 лет (позднее этот срок был сокращен до 3 лет); материальная помощь особо нуждающимся; кроме того, давались гарантии, что они никогда не будут закрепощены58. Гражданская канцелярия помогала переселенцам деньгами и оформляла документы, чтобы беженцы могли беспрепятственно добраться до намеченных областей.
Нельзя забывать, что эти весьма благоприятные для переселенцев условия пропагандировались в то время, когда болгарские земли были ареной набегов банд кирджалиев, борьбы аянов и стали театром военных действий. Поэтому болгары, стремясь сохранить жизнь и имущество, покидали родные земли, организованно и неорганизованно переходя через Дунай.
Еще в ходе войны, в 1809 г., 12700 христиан переселились сначала с правого берега Дуная на левый, чтобы затем из Валахии весной 1810 г. отправиться в Херсонскую губернию. Среди них было много ремесленников и купцов. Из записки министерства внутренних дел от 15 (27) ноября 1810 г. известно, что на устройство болгарских колонистов в Новороссийском крае правительством на год было ассигновано 2500000 руб., включая покупку для них земель и хозяйственного инвентаря. Для руководства делами переселенцев было создано особое попечительство, находившееся в ведении администрации Новороссийского края59.
После заключения Бухарестского мирного договора в 1812 г. поток болгарских переселенцев увеличился. Целыми селами болгары уходили за Дунай. Среди них были и распущенные после заключения мира ратники Земского войска, сформированного из добровольцев-болгар во время войны. Они почти в полном составе вместе с семьями переселились в Бессарабию. По некоторым данным, число болгар и гагаузов, переселившихся в 1806-1812 гг. в Дунайские княжества и Россию, достигло почти 97 тысяч человек60.
Переселение«продолжалось и в последующие годы. Так, Д.Димитров: приводит данные о том, что в 1819—1822 гг. в Бессарабию переселилось не-
сколько десятков тысяч человек. А к 1850 г. здесь имелось 83 болгарские колонии, насчитывавшиеся по 150-300 дворов каждая61. Несомненно, что устремившийся Бессарабию основной поток переселенческой массы должен был ослабить и даже на время совершенно прекратить переброску болгар в Южную Россию. С другой стороны, не случайно, что возобновление болгарского переселения в южнорусские земли совпадает с создавшимися затруднениями именно на «бессарабском фронте».
Самое массовое переселение болгар в Россию произошло после русско-турецкой войны 1828-1829 гг.
Царское правительство в ходе этой войны не ставило перед собой задачи освобождения Болгарии даже в случае победного исхода войны. Хорошо информированное о тяжелом положении, настроениях и надеждах болгарского народа на свое освобождение, оно вело по отношению к нему двойственную политику, используя демагогические приемы для привлечения болгар на свою сторону. При создании болгарских частей в русской армии и болгарского Земского войска предусматривалось обязательное переселение их личного состава в Россию, чтобы тем самым избавить участвовавших в них болгар от преследований и мести османов. Переселение христианского населения в пределы Российской империи в ходе и после войны отвечало и экономическим интересам правительства. По вопросу переселения в правительственных кругах были как его сторонники, так и противники. Наиболее яркими представителями этих кругов были губернатор Новороссийского края М. С. Воронцов как проводник идеи переселения и министр финансов Е. Ф. Канкрин, противник переселения из Болгарии вообще62.
Русско-турецкая война 1828-1829 гг. не принесла освобождения болгарскому народу. Адрианопольский мирный договор, подписанный 14 сентября 1829 г., возвращал все болгарские территории под власть султана, что вызвало горькое разочарование болгар, не получивших желанной автономии. Участие же в военных действиях на стороне русских войск, активная помощь русской армии создавали для болгар с ее уходом реальную угрозу жестоких репрессий со стороны османов. Это было очевидно и для российской дипломатии, которая при подписании мирного договора включила в него не только статью об амнистии тем, кто выступал на стороне какой-либо из договаривающихся сторон, но и усилила ее рядом оговорок, которые разрешали всем желающим болгарам, не опасаясь никаких притеснений, на протяжении 18-ти месяцев после заключения мирного договора продажу имущества и беспрепятственное переселение со своими семьями в любую страну, избранную по их усмотрению.
Массовое переселение христианского населения из Османской империи во время и после русско-турецкой войны 1828-1829 гг. достигло, по некоторым данным, 130-140, тысяч человек63. Однако следует различать несколько этапов
этого переселения, поскольку причины, вызвавшие этот исход, не всегда можно объяснить только заинтересованностью российского правительства.
Первый этап - переселение в ходе войны. Вопрос о нем встал перед болгарским населением уже в первые месяцы войны. Отступая, османы принуждали христианское население покидать свои жилища и угоняли их за Балканы. Стремясь оставить наступающим русским войскам одни безводные села, турки предавали огню болгарские села и города. Многие болгары, которых турки угоняли с собой, а русские войска освободили и вернули в покинутые ими города и села, уже в мае - июне 1828 г. обратились к русскому командованию с просьбой о переселении за Дунай. Им было дано разрешение переселиться в Валахию. Таким образом, переселение вызывалось и обстоятельствами войны. Самодержавие в начале войны не проявило желания направить беженцев в пределы России. Известны лишь единичные случаи, когда выходцы из Болгарии обращались к русскому консулу в Дунайских княжествах за получением паспортов и разрешением на поселение в Бессарабии. В 1828 г. в Южную Бессарабию прибыли 242 семьи64.
Положение изменилось с весны 1829 г. в связи с успешным продвижением русских войск вглубь османской территории, когда под угрозой падения оказалась столица империи - Константинополь. В изменившейся обстановке часть населения Юго-Восточной Болгарии, пережившая ужасы войны, решила, не дожидаясь окончания войны, искать спасение в соседних государствах. Многие болгары, гагаузы, македонцы, греки и другие жители Восточной Болгарии уже сомневались в возможности окончательного избавления от многовекового ига. Угроза восстановления прежнего порядка заставляла их искать выход. Спасение для себя они видели в переселении в пределы России.
Решение этого вопроса зависело, однако, не только от желаний и намерений населения Болгарии, но и от русских властей, заинтересованных в заселении южных областей Российской империи. Проводнику переселенческой политики М. С. Воронцову казалось возможным, используя «настоящее время» как наиболее удобное, легко склонить население к переходу в Россию. Воронцов придавал первостепенное значение переселению матросов и судостроителей, которых намеревался поселить близ Одессы, Феодосии, Керчи, Евпатории, Таганрога, но не отказывался приглашать и другие категории населения. Так, например, еще в феврале 1829 г. он выражал надежду на создание в Новороссийском крае исключительно торговых поселений из жителей, вывезенных из Болгарии. Он считал выгоды от такого рода поселений чрезвычайно важными для торговли. В апреле того же года переселение начало практически осуществляться. Управляющий Главного штаба граф А. И. Чернышов сообщил М. С. Воронцову о состоявшемся решении вывозить в русские порты всех, нуждавшихся в этом, на частных морских судах, возвращавшихся в Одессу после доставки армии продовольствия. Устройство переселяемых возлагалось на Воронцова и И. Инзова.
л ; Еще до получения этого решения Воронцовым были направлены эмиссары к адмиралу Грейгу с поручением склонять жителей Восточной Руме-лии к переселению в Россию. Для перевозки переселенцев Воронцов просил адмирала использовать не только зафрахтованные суда, но и военные корабли. Одновременно принимались меры по обеспечению переселяемых продовольствием на время нахождения в пути. Инзов обязывался заняться отводом земель под новые поселения.
■ Однако первая же партия прибывших из Болгарии беженцев, в которой не было ни одного моряка или судостроителя, поставила начальство в затруднительное положение, так как к устройству крестьян-переселенцев никто всерьез не готовился. Первая тысяча иммигрантов, прибывшая из Созополя, была поселена в Крыму. И. Инзов настаивал на переброске иммигрантов из Одессы на поселение в Бессарабию, в районы поселений болгар и гагаузов, считая еэтоце-лесообразным в интересах хозяйственного освоения малолюдного Буджака65.
Правительство беспокоила необходимость нести издержки по перевозке и содержанию переселенцев. В связи с этим 19 мая 1829 г. А. И. Чернышов советовал М. С. Воронцову предписать своим эмиссарам в Созополе ограничиться вывозом в Россию только людей «способных к мореходному делу». Он был против приглашения из Румелии других категорий населения, кроме матросов, которым обещали предоставить разные привилегии. Отдавая предпочтение переселению матросов, Чернышов, однако, не отказывался от признания необходимости оказывать защиту и покровительство угнетенному населению. Чтобы такой отказ не подорвал авторитет России среди христианского населения Османской империи, он рекомендовал использовать все средства к переселению лишь тех жителей Румелии, которые за помощь русским войскам могли подвергнуться гонению. Таким образом, помимо матросов и судостроителей, к переселению допускались не все желающие, а только те, кому угрожала явная опасность репрессий со стороны турок. Такое ограничение допуска болгар в Россию сохранилось в переселенческой политике царизма и впоследствии.
Многие переселенцы, прибывшие до заключения мирного договора, в 1828-1829 гг., были поселены вокруг Одессы, Екатеринославля, в Крыму. Часть из них поселилась в Южной Бессарабии66. Число переселенцев в Дунайские княжества и Россию в ходе войны и до заключения Адрианопольского мира до сих пор остается неизвестным. Исследователи этого вопроса называют разные цифры, но она при разных подходах это число не превышает 1 ООО семей6.
Массовое переселение болгарского населения за Дунай началось не сразу после подписания 2 (14) сентября 1829 г. мирного договора с Османской империей. Опираясь на положение статьи XIII, с 16 сентября 1829 г. по 13 марта 1830 г. в Россию отправилось около 280 семей68. Основная масса болгар еще надеялась на улучшение положения дел на родине. По-
пулярной оставалась идея восстания до отхода русских войск. Такое выступление готовил Г. Мамарчев. Но обе попытки поднять восстание, предпринятые им, окончились неудачей69.
Обстановка на родине была столь трагичной для болгарского населения, что «иного выхода, как переселение, оно не видело»70. С жалобами на свое положение и просьбами помочь им переселиться в Россию болгары неоднократно обращались к русскому командованию и лично к главнокомандующему И. И. Дибичу. Они заявили о своем твердом намерении переселиться в Россию и представили список тех, кто хочет уехать вместе с русской армией (30-40 тысяч человек, в основном болгар), а также выразили желание иметь в этом районе русского консула, присутствие которого будет гарантией постоянного покровительства российского двора71.
Желание большого количества христиан переселиться в Россию и их настойчивость заставили Дибича обратиться за соответствующими инструкциями к своему правительству. В письме к А. И. Чернышеву от 13 января 1830 г. он высказался против массовой эмиграции, считая «полезнейшим не ослаблять в краю том христианского населения»72. Такое отношение к переселению встретило одобрение Николая 1, разделявшего мнение главнокомандующего по политическим и экономическим соображениям. Отток большой массы христианского населения из этого региона Балкан ослабил бы позиции царизма как покровителя христиан Османской империи и создал бы трудности для проведения его политики в дальнейшем. Учитывая, что свободных земель на юге России оставалось мало и в основном это были малопригодные для земледелия участки, царь считал необходимым ограничить эмиграцию болгарского населения. Он предписал Дибичу разрешать воспользоваться правом переселения «только тем жителям Болгарии и Ру-мелии, которые непосредственно или косвенно принимали участие в военных действиях против турок». Помощь при переселении разрешалось оказывать только таким лицам. Прочим же было предписано ограничить выдачу паспортов, правда, с оговоркой - насколько это представится возможным без нарушения ст. XIII. Это повеление царя было направлено Дибичу 5 (17) февраля 1830 г. Таким'образом, в условиях стихийно формировавшейся болгарской эмиграции царское правительство вынуждено было либо оказать помощь в решении болгар покинуть свою родину, либо утратить свой авторитет среди них. На последнее российское правительство пойти не могло, так как это означало бы изменить политике покровительства христианскому населению Османской империи и потерять влияние на Балканах. Однако, оказывая помощь болгарам в переселении, петербургский кабинет приложил максимум усилий, чтобы остановить массовую эмиграцию. И. И. Дибичу была также направлена инструкция, в которой от имени императора предписывалось принять все меры убеждения, чтобы «успокоить
волнение, охватившее христианское население Румелии, и остановить тенденцию, которую оно проявляет к эмиграции»73. Сообразуясь с данными ему наставлениями, Дибич дал ответ болгарским депутатам, сообщив, что русское правительство, предоставляя возможность переселения в Россию, обязуется оказать им помощь в этом переселении. Но при этом главнокомандующий подчеркнул, что предоставляя болгарам право переселения на основании ст. XIII Адрианопольского мирного договора, оно «нисколько к тому их не приглашает»74. Члены депутации передали слова Дибича жителям пославших их городов, где по вопросу, какой путь избрать, - остаться или переселиться - разгорелась ожесточенная борьба среди населения75. Сливенцы стали организаторами переселенческого движения, во главе которого встал Иван Селиминский, врач и известный общественный деятель.
В начале апреля, после очередной неудачной попытки Г. Мамарчева поднять восстание, определился основной контингент желающих эмигрировать. Победила партия сторонников переселения, которое было назначено на середину апреля 1830 г., до окончательного ухода русских войск, начавшегося 25 апреля (7 мая). 13 (25) апреля на Айтоском поле, месте встречи всех готовых к переселению, собралось около 100 тысяч человек, главным образом из Сливена, Лмбола, Варны, Стара-Загоры и их окрестностей76. Русские военные власти оказывали помощь в подготовке и отправлении тех, кто изъявил желание переселиться в Россию. Они занимались составлением списков для обеспечения каждой семьи паспортами и проездными билетами. Интендантство армии принимало меры к снабжению нуждавшихся продовольствием на все время пребывания в пути. Тем же, кто желал остаться на родине, оказывалась помощь семенами, необходимыми для сева77.
Было удовлетворено и другое пожелание болгар. Для осуществления контроля за исполнением ст. XIII и для защиты интересов оставшихся жителей в Сливен как главный центр областей, население которых стремилось к переселению, был назначен российский консул Г. В. Ващенко. Направление консула в болгарские земли преследовало и другую цель. В инструкции ему И. И. Дибич подчеркивал, что основная цель его деятельности - остановить эмиграцию болгар, «которая весьма мало соответствует интересам России и будет гибельна для Оттоманской империи». Поэтому во всех населенных пунктах, которые консул будет посещать, ему предписывалось «возобновить перед болгарами заверения, что амнистия будет строго выполняться»78.
Как видно из вышеизложенного, позиция российского правительства по вопросу болгарской эмиграции в этот период в корне отличалась от прежней. Предоставляя болгарам, принимавшим участие в военных действиях в 1828-1829 гг. на стороне русских, из опасения жестоких репрессий, право переселения в любую страну по их выбору, петербургский кабинет не ожидал столь массового исхода болгарского населения. Поставленное перед
дилеммой сохранить мир с Турцией и не потерять свой авторитет среди православного населения Османской империи, царское правительство, выполняя взятые на себя по Адрианопольскому мирному договору обязательства, оказало помощь болгарам в их стихийно формировавшемся переселении, но одновременно, исходя из своих экономических и политических интересов, предприняло все меры к его ограничению.
Деятельность российского консула, трудности, с которыми пришлось столкнуться беженцам в пути, а также в определенной степени меры османского правительства привели к тому, что с сентября 1830 г. эмиграция болгар в Дунайские княжества не только сократилась, но и почти прекратилась. Некоторые семьи стали возвращаться на родину79. С этого времени начался спад переселенческого движения болгар в Дунайские княжества и Россию.
В заключение следует отметить, что эмиграцию болгарского населения из Османской империи в Россию не всегда следует связывать только с аспи-рациями российского правительства, как зачастую делают исследователи данной проблемы. Политика петербургского кабинета по вопросу болгарских переселений в разные периоды претерпевала изменения, связанные с ее политическими интересами и экономической ситуацией в стране.
Примечания
1 Приведем из последних: Дойное Ст. Преселнически движения от български по време на руски-турските войни през първата половина на XIX в.; История на България. Т. V. София, 1985; Трай-ков В., Жечев Н. Българската емиграция в Румъния XIV - 1878 година и участиего и в стопанския, обществено-политички и културния живот на румънския народ. София, 1986; Хаджиниколова Е. Българските преселници в Южните области на Русия 1856-1878. София, 1987.
2 Раковски Г. Съчинения / Ред. на проф. М. Арнаудов. София, 1922. С. 57-60.
3Дойное Ст. Русско-турецкие войны второй половины XVIII - первой трети XIX в. в политической судьбе болгарского народа// Россия и освобождение Болгарии. М., 1982. С. 28. 4 Скальковский А. А. Хронологическое обозрение истории Новороссийского края 1731-1823. Одесса, 1836. Ч. 1. С. 10.
>СнегаровИ. Културни и политически връзки между България и Русия през ХУ-ХУШ в. София, 1953. С. 55-56.
6Дойное Ст. Русско-турецкие войны... С. 29. 1 Снегарое И. Културни и политически връзки... С. 54. 8 Шишлтрев И. Ф. Романские поселения на юге России. Л., 1975. С. 15-31. 'История на България. Т. V. София, 1985. С. 91-92.
юШульман Е. Русско-молдавское сотрудничество (1735-1739). Кишинев, 1962. С. 47. п Шштюрев И. Ф. Романские поселения... С. 37; Скальковский А. А. Хронологическое обозрение... С. 29. 12 Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСРИ). Т. XVIII №№ 9919,9921. "Кабузан В. М. Заселение Новороссии в XVIII - первой половине XIX в. М., 1976. С. 84. !4 ПСЗРИ. Т. ХШ. № 9919.
"Скальковский А. А. Болгарские колонии в Бессарабии и Новороссийской крае. Одесса, 1848. С. 3. 16Скальковский А. А. Хронологическое обозрение... С. 55. 17 ПСЗРИ. Т. XVIII. №№ 11880, 127519.
18 Семенова И. В. Участие болгар в русско-турецких войнах XVIII в.// Балканский исторический сборник. Кишинев, 1970. Т. 2. С. 325. "Скальковский А. А. Болгарские колонии... С. 4.
2>)Сохань П. С. Очерки истории украинско-болгарских связей. Киев, 1976. С. 46. 21 Шишмарев И. Ф. Романские поселения... С. 52; Семенова И. В. Участие болгар... С. 342. 22Державин Н. С. Болгарские колонии в России. Т. 1. София, 1914. С. 9.
"Название этого болгарского села у разных авторов дается по-разному. Мы даем название по его первому печатному упоминанию: Скальковский А. А. Опыт статистического описания. Одесса, 1836. С. 5.
24 Лобачевский В. Бугское казачество и военные поселения// Киевская старина. 1887. T. XIX. С. 596; Скальковский А. А. Болгарские колонии... С. 5. 25Велики К. Браилските бунтове, 1841-1843. София, 1968! С. 19. 26Лобачевский В. Бугское казачество... С. 596-597.
" Материалы для оценки земли Херсонской губернии. Херсон, 1886. С. 294. 28Сохань П. С. Очерки истории... С. 49-50.
29Димитров Д. Болгарское переселение на Украину и Крым (к истории южнославянских передвижений XVIII-XIX вв.) // Сб. работ студентов и аспирантов Ленинградского историко-лингвистического института. Л., 1931. С. 10-12.
мБернштейн С. Б. Основные этапы переселения болгар в Россию в XVIII-X1X вв. // Советское славяноведение. 1980. № 1. С. 47-48.
31 Боев Р. Военно-политическое сотрудничество между балканскими народами и Россией в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 г. // Etudes balkaniques. 1975. № 2. С. 127.
32 Гюзелев В. Болгарский народ и Россия в XV - первой половине XIX в. //Россия и освобождение Болгарии. М., 1982. С. 31-32; Дойное Ст. Българска емиграция от втората половина на XVIII и първото десятилетие на XIX в. в земите на север от Дунава // В чест на академик Ди-митьр Косев. София, 1974. С. 81-90.
33Дойное Ст. Българска емиграция... С. 84. и Скальковский А. А. Болгарские колонии... С. 12—13. "Там же. С. 4.
хПисаревский Г. Из истории иностранной колонизации в России. М., 1909. С. 338-339.
31 Скальковский А. А. Болгарские колонии... С. 6.
38 Бернштейн С. Б. Основные этапы переселения болгар в Россию... С. 46.
39Писаревский Г. Из истории иностранной колонизации в России. С. 339.
"Хайжиникалова Е. Българскше преселници в южжгге области на Русия. 1856-1877. София, 1987. С. 24.
41 Скальковский А. А. Хронологическое обозрение... Ч. 1.С.243.
41 Скальковский А. А. Болгарские колонии... С. 6.
"Гросул Г. С. Дунайские княжества в политике России 1774-1806. Кишинев, 1975. С. 27-28. 44Шишмарев И. Ф. Романские поселения... С. 37.
Грачев В. П. Към въпроса за преселването на българи в Русия в начапото на XIX в. ( 1800— 1806 гг.) // Българското възраждане и Русия. София, 1981. С. 277.
шГрачевВ'. П. Балканские владения Османской империи на рубеже XVIH-XIXbb. M., 1990. С. 88. "Там же.
48Мутафчиева В., Виану А. Феодапни размирници в Северна България в края на XV111 в. и на-
чалото на XIX в. и тяхното отражение във Влахия// Българско-румънски връзки и отношения
през векове. София, 1965. T. I. С. 224-234.
49Достян И. С. Россия и балканский вопрос. М., 1972. С. 44-45.
50 Грачев В. П. Балканские владения.. С. 88-89.
"Там же. С. 89.
52 Там же. С. 90.
53Грачев В. П. Към въпроса... С. 277-278; Гросул Г. С. Дунайские княжества... С. 27-28.
54Державин Н. С. Болгарские колонии в России. Т. I. С. 30.
55Грачев В. П. Към въпроса... С. 286.
56 Мутафчиева В. Книга за Софроний. София, 1979. С. 202.
57Конобеев В. Д., Шатохина Е. М. Из истории политических связей с руководителями национально-освободительного движения Болгарии в 1806-1812 гг. //Известия на Института за история. Т. 20. София, 1960. С. 360-361; Дойное Ст. Русско-турецкие войны... С. 37-38,43.
Дойное Ст. Преселнически движения... С. 296-297. "История переселения болгар в Россию в 1806-1812 гг. изложена в многочисленных работах; кроме указанных, см. также: Мещерюк И. И. Социально-экономическое развитие болгарских и гагаузских сел в Южной Бессарабии 1808-1856 гг. Кишинев, 1970. 60Дойное Ст. Преселнически движения... С. 301. 61 Димитров Д. Болгарское переселение... С. 15.
62Мещерюк И. Переселение болгар в Южную Бессарабию 1828-1829 гг. Кишинев, 1965. С. 65-78.
63Дойное Ст. Преселнически движения... С. 311.
64Мещерюк И. Переселение болгар... С. 36-37, 66.
"Там же. С. 68-72.
"Там же. С. 74-75.
67Там же. С. 75-76; Дойное Ст. Преселнически движения... С. 306. 68Мещерюк И. Переселение болгар... С. 87.
69 Възвъзова-Каратеодорова К. Капитан Георги Мамарчев. 1786-1846. София, 1987. С. 64-74.
70 РаковскиГ. Горски пътмик // Раковски Г. Съчинения. С. 106-107.
71 Подробнее см.: Мещерюк И. Переселение болгар... С. 80-91 и др.; Медведева О. В. Российская дипломатия и эмиграция болгарского населения в 1830-е годы (по неопубликованным документам Архива внешней политики России)// Советское славяноведение. 1988. №4; Она же. Проблемът за българска емиграция в Русия през 1830 г. в дейностга на руската диплома-ция // Известия за държавните архиви. София, 1989. Кн. 57.
11 Медведева О. В. Когда говорят документы // Славянский мир в третьем тысячелетии. Славянская идентичность - новые факторы консолидации. М., 2008. С. 214. 73 Медведева О. В. Когда говорят... С. 225.
Мещерюк И. Переселение болгар... С. 82. 75 Табаков С. История на град Сливен. Т. II. София, 1911. С. 142-146.
76Там же. С. 145-147; СелиминскиИ. Народного братство в гр. Сливен и голямото народно преселение в 1830 г. // Библиотека «Д-р Иван Селимински». Кн. IX. София, 1928. С. 71-76. 7 Подробнее см.: Табакове. История на град Сливен. Т. II. С. 140; Мещерюк И. Переселение болгар... С. 90 и др.; Медведева О. В. Российская дипломатия... С. 27-28. 78Медведева О. В. Российская дипломатия... С. 28.
"Подробнее см.: Мещерюк И. Переселение болгар... С. 95; Медведева О. В. Российская дипломатия... С. 31.