А.С. Добычина
(Институт славяноведения РАН)
Болгаро-византийские отношения конца XII — начала XIII вв. в работах Г.Г. Литаврина: трансформация взглядов исследователя
Болгаро-византийские отношения находились в поле зрения Г.Г. Литаврина на протяжении всей его научной жизни. Особый интерес для него представлял период становления Второго Болгарского царства, начиная с восстания под руководством братьев Петра и Асеня (1185 г.) и до начала XIII в. (1204 г.), когда Болгария добилась международного признания независимости ее государственности и церкви. Несмотря на устойчивость интереса историка к исследуемой проблематике, его взгляды претерпели существенную трансформацию. В работах 50-х годов XX в. болгаро-византийские отношения рассматривались в категориях «эксплуатируемый - эксплуататор», в работах 60-х годов - «завоеванный народ/народные массы - иноземный угнетатель». В 70-80-е годы автор обращается к новой для отечественной науки проблематике этнического самосознания. В последних работах Литаврина болгаро-византийские отношения конца XII - начала ХШ вв. изучаются в контексте отношений болгарской и имперской элит и самосознания «новой» болгарской знати, сформировавшейся в период византийского владычества.
А.М. Дронов
(Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова)
Языковой вопрос на Военной Границе в Габсбургской монархии в 50—70-е годы XIX в.
Одним из важнейших вопросов для композитарной Габсбургской монархии в XIX в. - веке национализма и прогресса в сфере образования - стал вопрос языка обучения в школах. Официальным языком во владениях Австрийского дома и на Военной Границе, как милитаризованной их части, был немецкий. Однако жившее там население преимущественно говорило на диалектах сербского/хорватского языка. В государственных же школах на местных языках могли преподавать лишь два предмета: религию и историю. Только в народных школах преподавание целиком велось на местном языке. После подпи-