Научная статья на тему 'Болгария в европейском Союзе и глобализирующемся мире'

Болгария в европейском Союзе и глобализирующемся мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
745
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗИРУЮЩИЙСЯ МИР / БОЛГАРИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / КОРРУПЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / GLOBALIZATION / THE GLOBALIZED WORLD / BULGARIA / THE EUROPEAN UNION / SOCIO-POLITICAL AND ECONOMIC PROCESSES / CORRUPTION / STEADY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Недев Тодор

Объектом исследования статьи являются социально-политические и экономические процессы и проблемы, которые в условиях глобализации и регионализации объективных социальных процессов неизбежно встанут перед Болгарией как перед новым полноправным членом ЕС (с 1 января 2007 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bulgaria in the European Union and Globalizing World

The object of research are certain socio-political and economic processes and problems of development which Bulgaria faces as a new full-right member of the European Union under the conditions of globalization and regionalization as objective social processes.

Текст научной работы на тему «Болгария в европейском Союзе и глобализирующемся мире»

Т. Недев

БОЛГАРИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

Глобализация и устойчивое социально-экономическое развитие, масштабы проблем, стоящих перед человечеством, волнуют все народы мира, в т. ч. и болгар.

Глобализация и интернационализация экономики, культуры, науки и образования, революционные изменения в информационных технологиях и телекоммуникациях, конкуренция в борьбе за доступ к ресурсам и нарушеное экологическое равновесие в мире вызывают серьезные изменения в самой природе производства академических знаний.

Процессы глобализации, локализации (регионализации) находят объективное выражение в целостных процессах в Европе. ЕС продвигается к своему историческому расширению, которое серьезно изменит картину региональных различий и создаст новые проблемы для экономического и социального сближений. Параллельно с этим европейская интеграция продолжает углубляться.

Глобализация как объективный процесс развития современной цивилизации, наряду с расширением охвата и действия транснациональных корпораций в развитых странах, международной торговли, Интернета, национальных стуктур и др., влечет за собой и проблемы несправедливого режима глобальной торговли, нестабильной глобальной финансовой системы, что приводит к циклическим кризисам. Бедные страны периодически оказываются перегруженными непосильными долгами, глобальный режим интеллектуальной собственности не позволяет бедным народам получить доступ к важнейшим лекарствам даже в случае, когда СПИД на наших глазах убивает миллионы людей в развивающихся странах.

Одна из аномалий глобализации состоит в том, что деньги должны направляться из богатых стран в бедные, но происходит все наоборот. Богатые страны имеют большие возможности принять на себя валютный риск и колебания процентной ставки, но пока эта тяжесть лежит на бедных странах.

Глобализация как объективный социальный процесс несет в себе также и огромный положительный потенциал, но в случае, если ею правильно управляют, говорит проф. Джозеф Стиглиц из Колумбийского университета в США, вицепрезидент Всемирного Банка и бывший председатель Совета экономическишх советников при президенте Б. Клинтоне.

Проблемы устойчивого развития стали объектом исследования и обсуждения правительствами государств по инициативе интеллектуалов и политиков, объединенных в Римском Клубе. Они первыми забили в колокол своими научнообоснованными докладами и предложением моделей развития человеческой цивилизации накануне третьего тысячелетия, указали на то, что человечество находится накануне катастрофы, если продолжит все так же безжалостно использовать и расхищать природные ресурсы и нарушать экологическое равновесие планеты, загрязняя окружающую среду. Напомню, что на инициативу и призыв Римского Клуба отозвалась ООН, которая создала особую комиссию под руководством тогдашнего председателя совета министров Норвегии Гру Гарлем Брундланд. Эта комиссия

© Т. Недев, 2008

подготовила доклад «Наше общее будущее», в котором была сформулирована идея устойчивого развития, должного обеспечить будущим поколениям не худшие природосообразные условия, чем у современного поколения. Думаю, что, несмотря на некоторые конкретные замечания, мы можем присоединиться к общему пониманию вопроса.

Позже последовало много докладов и моделей, предложенных также Римским Клубом, в которых косвенно ставилось ударение на экологические, экономические и социальные проблемы, последовательно в Монреале, Рио-де-Жанейро, Киото, Копенгагене (1995 г.), Женеве (Копенгаген в 2000 г., и августе — сентябре 2002 г.). Главная проблема, перед которой мы оказались сегодня в области политики устойчивого развития, является одновременно ясной, но и практически сложной и трудной для решения отдельными национальными государствами. Она связана с эмиссиями газов, которые разрушают озоновый слой, с сохранением лесов и вод и биоразнообразия, с ограничением бедности и социального неравенства. Все знают, что многие страны еще не ратифицировали очень важные международные договоры по линии устойчивого развития.

Болгария, заявил президент Республики Болгарии Г. Пырванов на Всемирной встрече в Иоганнесбурге, «находится посередине трудного пути создания гармонического единства человек—природа—экономика», что является основой устойчивого развития.

Прежде чем изложить проблемы, которые предстоит решать Болгарии как новому члену ЕС с 1 января 2007 г., я напомню некоторые мысли и оценки, высказанные президентом Г. Пырвановым на научной конференции по проблемам глобализации и устойчивого развития, подкрепленные данными социологического исследования, проведенного «Витоша рисорч» и финансированного ПРООН.

1. Положено начало законовой и нормативной системам устойчивого развития в соответствии с принципами и Декларации из Рио-де Жанейро — у нас уже принят ряд законов и ратифицированы важные конвенции.

2. Созданы институциональные основы управления и реализации процесса устойчивого развития, для чего создана Национальная комиссия по вопросам устойчивого развития.

3. Принят закон о региональном развитии, положено начало новому этапу в региональной политике страны.

4. В стране реализовано несколько сотен национальных, региональных и местных проектов устойчивого развития.

5. Увеличивается гражданское участие в процессах устойчивого развития. Наиболее значительны первые проекты в городах Ловеч, Велико Тырново, Велинград, Свиштов, Асенов-град.

Наряду с этим существует ряд проблем:

1. К проблемам подходят фрагментарно, не применяется комплексный и целостный подход.

2. усилия, прикладываемые в сфере экологического производства и потребления, пока еще незначительны из-за нехватки необходимых финансовых средств для внедрения современных промышленных технологий, не загрязняющих окружающую среду.

3. Не на должном уровне находится координация подходов и политики в области финансов, инвестиций, торговли, технологии и устойчивого развития.

4. Существуют пустоты в национальном законодательстве, регламентирующем устойчивое развитие, причем не преодолено распространенное представление о том, что устойчивое развитие — дорогое мероприятие. устойчивое развитие требует финансовых

средств, но именно эти средства ведут к экономии финансовых ресурсов во много раз больше вложенных.

5. Недостаточно используется научно-исследовательский потенциал неправительственных организаций и бизнеса (частного сектора) при разработке и реализации политических программ и конкретных проектов устойчивого развития

6. Замедлены процессы децентрализации функций и прав центральной власти в экономическом отношении.

7. Население Болгарии в переходный период направило свои усилия на выживание и пока не думает о природосообразном образе жизни.

В этот момент присоединения Болгарии к Единой Европе я хочу напомнить одну ценную мысль бывшего председателя Еврокомиссии (ныне — премьер-министра Италии Романо Проди): «Переход к устойчивому развитию не вопрос выбора, а императив».

Болгария не имеет другой альтернативы — страна обречена на устойчивое развитие по западноевропейским стандартам, многое зависит от самих болгарских граждан.

Присоединение Болгарии к ЕС — историческое событие. Оно реализует идеалы и мечты целых поколений о создании единой Европы (т. н. Соединенных штатов Европы) на базе европейской идентичности и ее границ, определенных на основе географического и историко-культурного наследства, на основе европейских ценностей.

В Конституции Объединенной Европы отмечено, что европейская идентичность крепится на трех фундаментальных наследиях: культурном, религиозном и гуманистическом. Культурное восходит к грекоримской цивилизации. Религиозное основывается, главным образом, на христианских корнях — католических, протестантских и православных. Гуманистическое наследие происходит из философских, социологических и политологических идей и рационалистического метода ХУШ-ХХ вв. Эти наследия взаимно не исключают друг друга, а сочетаются диалектически таким образом, чтобы дать каждому члену гражданского общества относительно гомогенное восприятие европейской культурной идентичности. Чтобы чувствовать свою сопричастность Европе и европейскому, граждане, этносы, народы или нации должны быть сопричастны хотя бы двум из этих наследий (например, культурному и гуманистическому). Болгарские граждане являются носителями всех трех наследий.

В политическом отношении в стране существует консенсус и воля политических сил, представленных в 40-ом Народном собрании, а также поддержка 55 % граждан Болгарии (согласно последним исследованиям ГАЛАП) по вопросу членства в НАТО и ЕС.

Объединенная Европа при 454,7 млн населения имеет большой потребительский рынок, большую армию и больше голосов в Совете безопасности ООН, чем США. У нее есть президент, законодательный орган и конституция (хотя и нератифицированная). Есть собственные флаг, гимн и девиз: «Едины в многообразии», своя Хартия о правах и своя судебная система, которая может аннулировать судебные решения высшего национального суда любой страны-члена. Объединенная Европа была создана как союз государств, как общность равных, связанных общими экономическими интересами; как пространство с унифицированными и сходными политическими институтами и социальными нормами.

В начале ХХ в. во всех государствах и во всех социальных слоях у европейцев в возрасте с 15 до 40 лет зарождается и формируется общая европейская культура т. н. «Е-поколения». Они рождены, к примеру, близ Атлантического океана и Средиземного моря (в Мадриде, Эдинбурге, Париже, Флоренции, в «Новой Европе»), учились в Оксфорде, Парижской Сорбонне, в Болонье, Гейдельберге и в Университете им. Гумбольдта, но реализовали себя

в Брюсселе и Дублине, в Лондоне, в Париже, в Праге и Софии. Молодые люди определяли себя, в первую очередь, как европейцев, и лишь после этого — как испанцев, итальянцев, немцев, шотландцев, бельгийцев, поляков, чехов, греков, венгров и др. Европа была для них не просто континентом, а новым объединением, национальным отечеством. В этом Отечестве все более принимался и общий для всех язык — английский.

Сбывалась мечта о превращении Европы в Соединенные штаты Европы. Эта огромная федерация, сверхдержава, стремится стать противовесом глобальным американским интересам и вытеснить США с лидерского места в мире. Так, Т. Р. Рид, автор книги «Соединенные европейские штаты: новая сверхсила и конец американского глобального превосходства», подчеркивает, что со времени Римской империи и до сих пор Европа никогда не была более единой, и спрашивает, чего ждать от зарождающейся новой сверхсилы с ее 11 трилл. долл. внутреннего валового продукта США в будущем. Своим присоединением к ЕС Болгария придает легитимность проведеным до сих пор политическим, правовым и экономическим реформам, т. е. переходу к либеральной демократии и рыночной экономике.

По данным ЕВРОСТАТа и авторитетного английского журнала «Экономист» (и болгарских газет «Кеш» и «Капитал»), в 2005 г. Болгария вступает в ЕС с ростом ВВП в 4-5 %, ВВП за 2005 г. — 28 млрд. долл., при 5 % инфляции, с населением 7,7 млн и 3600 долл. ВВП на душу населения. Фискальный резерв — свыше 5,6 млрд левов, полученные инвестиции — свыше 1,6 млрд евро.

До сих пор Болгария совершала медленный и трудный переход к либеральной демократии и рыночной экономике.

Каким было состояние болгарской экономики и каким был жизненный стандарт населения до 10 ноября 1989 г.? Приводя данные, мы не имеем целью омаловажить состояние кризиса, в котором тогда находилась болгарская экономика, «завещанная» тоталитарным режимом. Но чтобы более точно измерить и более верно определить недовольство ею в 2000 г., нужно соображаться с еще одним ориентиром — реальной сопоставимостью. Мы имеем в виду сопоставимость и во времени, и в пространстве, т. е. как оценивается место Болгарии и бывших социалистических стран в современном мире. Данные сопоставляются с ростом страны в недалеком прошлом, и с другой стороны — с миром, который нас окружает. Таким образом мы предохраним себя от идеологических штампов и от стремления представить желаемое за действительное.

В этом отношении мы опираемся на исследования западных экспертов и ЕВРОСТАТа — статистического Института Европейского Союза в Люксембурге. Например, в конце 80-х гг. американские исследователи А. Хестон и Р. Саммерс завершают свое продолжительное исследование двух экономических показателей сегодняшнего мира (валовой внутренний продукт на душу населения и личное потребление на душу населения). Это исследование охватывает три четвертых из тогдашних 165 государств, в т. ч., все высоко развитые страны, многие из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В обе составленные ими таблицы включены более 100 исследуемых государств.

По валовому внутреннему продукту на душу населения на первом месте находится Кувейт (14 800 долл.), на 37-ом месте — бывшая ГДР (8740 долл.), на 47-ом — бывшая Чехословакия (7424 долл.), на 60-ом месте — Венгрия (5113 долл.), на 66-ом — Болгария (4600 долл.), позади указанных социалистических стран на 70-ом месте стоит Греция (4464 долл.), на 73-ем месте — Иран (3922 долл.), на 75-ом месте — ЮАР (3885 долл.) и др.

Таблицу личного поотребления на душу населения тогда возглавляли США — 8542 долл., на 39-ом месте — бывшая ГДР (3556 долл.), на 45-ом месте — Чехословакия (3390 долл.),

на 51-ом месте — Венгрия (2970 долл.), на 56-ом месте — Болгария (2723 долл.), на 63-ем месте — Югославия (2268 долл.), на 77-ом месте — СССР (2198 долл.), Румыния — на 79-ом месте (2059 долл.) Ниже Болгарии тогда находились «нефтяная жемчужина» Саудовская Аравия — на 73-ем месте (2238 долл.), богатый нефтью Иран — на 74-ом месте (2238 долл.), золотоносная и богатая алмазами ЮАР — на 76-ом месте (2200 долл.) Оказалось, что по развитию Народная республика Болгария тогда была в первой половине этого перечня. Занимая 39-ое место по территории и 67-ое по населению, Болгария находилась тогда на 66-ом месте по ВВП на душу населения, а по личному потреблению на душу населения — на 56-ом месте, на 4-ом месте по обеим показателям среди бывших социалистических стран, а сейчас — на 78-ом месте.

В период после 1975 г. в Болгарии, «стране помидоров», за 15 лет была создана современная индустрия с высокотехнологическими производствами. Микробиология, фармация, точное машиностроение, производство компьютеров, телекоммуникационных средств, каров, автоматических линий, судов, радаров и роботов были лицом Болгарии. С 1975 по 1989 г. экономика Болгарии поддерживала 4-5 %-ный устойчивый экономический рост. В конце 80-х гг. индустрия и сельское хозяйство формировали свыше 70 % ВВП. Доказательство этому — данные, опубликованные в годовых докладах ООН о состоянии мировой экономики. Тогда технологический уровень и исследовательский потенциал Болгарии в области электроники, химии, фармации, машиностроения, цветной металлургии были сопоставимы с показателями лучших европейских фирм. Об этом говорят и высокие оценки и высказывания некоторых западных политиков и бизнесменов на ежегодных встречах «Восток-Запад» в Болгарии. Остаточная стоимость производственных фондов до начала 90-х гг. прошлого века была около 39 млрд лв. Огромная государственная промышленность была национальным богатством, для ее развития был накоплен и внешний долг на сумму 9,2 млрд долл. Валютный резерв и несобранные долги составляли 5,5 млрд долл.

В первые годы демократических перемен при наличии компетентного управления (а не искусственно спровоцированной внутренней политической борьбы и саморасправы с компетентными экономическими и управленческими кадрами и специалистами, объявленными вредными номенклатурщиками) важной задачей правительств было погашение накопленных долгов за счет поступлений от приватизации. Эта задача не была трудной, потому что лишь от продажи нового, только что ввезенного и еще не монтированного оборудования могли поступить 1 млрд долл.

При приватизации 80-100 хороших заводов путем продажи акций на фондовой бирже или кеш иностранным фирмам можно было покрыть оставшуюся сумму.

В промышленности, особенно на новостроящихся объектах, была дорогостоящая техника — только на объекте АЭЦ «Белене» ее стоимость превышала 500 млн долл., а всего в стране — свыше 1 млрд долл. Ни одно правительство не позаботилось о создании организации и контроля по ее охране и использованию национальными фондами.

Мало известно, что за последние 20 лет до 10 ноября 1989 г. Министерство иностранных дел построило нужные и ненужные посольства, резиденции, отели, информационнокультурные и выставочные центры приблизительно в 100 странах. Их реальная цена была свыше 1 млрд долл. От продажи ненужной части можно было создать государственнообщественные, медицинские, образовательные, пенсионного обеспечения и другие фонды.

Поступления от почти завершившейся приватизации не были обнародованы. В печати еще в 2000 г. (газета «Зора», № 38/24.11.2000 г.) указывались лишь 3 млрд долл. Был совершен огромный грабеж, появились несколько болгарских миллиардеров.

В период 1983-1993 гг. только электроника экспортировала продукцию за 18,8 млрд рублей. Прибыль тогда составляла около 12 млрд левов, а поступления в национальный бюджет — 8,5 млрд левов. Ежегодно электроника оплачивала ввоз 4,5 млн тонн нефти, 28 000 тонн хлопка, 17 000 тонн аллюминия и множества других товаров. В этот период около 20 % ввозимой нефти реэкспортировалось, что давало прибыль между 124 и 140 млн долл., в зависимости от текущей цены нефти. Всего за этот период электроника приносит стране около 900 млн долл. Эти результаты не являлись продуктом т. н. «дипломатии поцелуев» (между Т. Живковым и Л. И. Брежневым), как писали в 90-е гг. некоторые авторы, недооценивая научно-технический прогресс в стране. Никакие «дипломатические поцелуи» не могли обеспечить нефть для страны и на реэкспорт за счет устаревшей и некачественной продукции. Чтобы задержаться на все более конкурентном советском рынке, болгарская электроника была вынуждена сменить четыре поколения вычислительных машин, дисковых запоминающих устройств, средств коммуникаций, для чего целиком были подменены элементная база и технологии ее производства. В это были инвестированы 2,1 млрд левов. Только в 1989 г. была произведена и продана промышленная продукция за 29,6 млрд левов и реализована чистая прибыль на сумму 4,48 млрд левов. В промышленности тогда работало 821 462 человека. Эти люди сформировали армию безработных после 1993 г., т. е. после начала приватизации и разгрома промышленности.

Об уровне болгарской науки можно судить по тому факту, что сотни специалистов из Болгарской Академии Наук и научно-исследовательских институтов промышленного профиля сейчас продают свой интеллектуальный труд за бесценок в престижных университетах и исследовательских центрах США, Германии, Канады и др. Тогда подготовка в среднем и высшем образовании ни в чем не уступала европейскому уровню.

В начале 80-х гг. прошлого века стало ясно, что для сохранения устойчивого развития страны объективно необходимо изменить принципы управления экономикой. Взаимоотношения государства с банками, производителями и торговлей вступают в противоречия с протекающими в мире процессами глобализации, со всей жизнью глобальных коммуникаций, масштабных слияний и концентрацией научных исследований и производства. Национальные рынки медленно, но необратимо объединяются в общий мировой рынок. В интересах объективной истины, в Болгарии смена управления промышленностью начинается в 1986 г. Но, к сожалению, после 10 ноября 1989 г. не было преемственности (как, к примеру, в Венгрии): все, что было сделано, было отвергнуто и гласно или негласно объявлено ненужным и вредным. Эти действия привели к продолжительному и трудному переходу — более 15 лет (вместо 5-10 лет) при очень высокой социальной цене. Лишь к 2005 г. мы достигли ВВП на сумму 28 млрд долл., т. е. уровня 1988 г., или 4000 долл. на душу населения. Он равен 30 % ВВП одной из слаборазвитых стран в ЕС — Португалии.

В 90-е гг. была применена шоковая терапия для оздоровления экономики государства (по т. н. плану «Ран-Ут», впоследствии также отвергнутому). Эта терапия была дополнена т. н. ликвидационными комиссиями в деревнях, приватизацией посредством рабочеменеджерских сообществ, финансовыми пирамидами и невиданной девальвацией лева. В результате Болгария все глубже погружалась в кризис. Согласно самым благоприятным прогнозам, уровень жизни болгарина лишь между 2010 и 2015 гг. достигнет уровня 1989 г., причем с помощью еврофондов.

Другие страны — Чехия, Словакия, Венгрия, Словения и Прибалтийские (бывшие советские) республики — поступили более мудро, совершив перемены при государственном регулировании согласно теории Дж. М. Кейнса и в соответствии с основным принципом

рожденной в США теории конвергенции, т. е. путем собрания в общее лучшего из двух политических систем. Таким образом, выйдя раньше из кризиса при переходе к либеральной демократии и рыночной экономике, они достигли высоких результатов.

Сейчас, когда Болгария уже стала равноправным членом ЕС, по данным ЕВРОСТАТА, все еще незначительны темпы ее экономического роста. ВВП на душу населения составляет лишь 30 % среднего уровня расширенного два года назад ВВП Евросоюза и 27 % среднего уровня 15-ти старых его членов.

Болгария далека от Европы в политике доходов. Бесспорно, главной проблемой для Болгарии на пути в Европу в последующие годы будет преодоление бедности и повышение жизненного уровня людей. Чтобы де факто стать равноправными членами ЕС, она должна повысить жизненный уровень, покрыв необходимый минимум. В Европу надо вступать с более высоким качеством жизни. На основе социологических исследований установлено, что, согласно стандартам ЕС, 90 % болгар бедны.

По данным Еврокомиссии, принятым два года назад 10-ти новым странам, чтобы достичь 75 % среднего жизненного уровня 15 стран — старых членов ЕС, необходимы: Словении — 1 год, Венгрии — 11 лет, Чехии — 15 лет, Эстонии — 19 лет, Словакии — 20 лет, Латвии — 27 лет, а Болгарии — 31 год.

Для выравнивания жизненного уровня в Объединенной Европе Еврокомиссия рекомендует усилия и политику национальных правительств направить на более скорый экономический рост (сейчас он составляет 5 %) для улучшения благосостояния людей.

Население Болгарии находится на незавидном месте не только по получаемым доходам, но и по покупательной способности. С деньгами, которые болгарин получает, он может себе позволить лишь 28 % расходов среднестатистического гражданина ЕС. В то же время покупательная способность 10-ти присоединившихся два года назад к ЕС государств составляет 48 % покупательной способности 15-ти старых членов. Наименьшая покупательная способность у Латвии — 33 %, у Чехии — 59 %, у Словакии — 70 %.

Мы чувствительно отстаем от других стран и по размеру минимальной зарплаты. В Болгарии она составляет около 80 евро, в Литве и Эстонии — свыше 150 и 160 евро. В Чехии и Венгрии она свыше 215 и 210 евро, в Греции — свыше 500 евро, в Голландии — свыше 1200 евро, в Люксембурге — свыше 1400 евро. Разница в почасовой оплате труда между Болгарией и богатыми странами ЕС — 20 раз. Цена труда за час в среднем составляет 1,30-1,50 евро. В то же время, в ЕС, в старых его членах, платят 23 евро за час, а в Германии и Швеции — соответственно 27 и свыше 28 евро.

По данным международного исследования «Прозрачность без границ» Болгария занимает первое место по коррупции, находится в списке стран, в которых существует более всего налоговых подкупов, как и в Белоруссии, Румынии и Литве. Исследование «Коалиции-2000» подтверждает, что коррупция не уменьшается и что проблемы для болгарских частных фирм в этой области остаются. Страна является объектом анализа доклада Всемирного банка «Антикоррупция при переходе». В нем оцениваются итоги перехода за период 1999-2002 гг. вместе с другими 26 странами Восточной Европы и Азии.

Фирмы переходного периода указывают, что коррупция является одной из серьезнейших проблем, с которой они сталкиваются. Об этом свидетельствует совершенное Агентством «Витоша рисорч» исследование 471 фирмы за период 2003-2004 гг. Более половины фирм подчеркнули, что им приходилось платить «под столом» за соответствующие договоры. Речь идет о сумме приблизительно 2,5 млрд левов, или о сумме свыше 5000 левов, которыми каждый второй бизнесмен «спонсорировал» выданный общественный заказ.

Поэтому в Еврокомиссии беспокоятся, что после 2007 г. Болгария получит за три года свыше 4,7 млрд долларов, и эти деньги будут распределяться коррумпированными государственными органами и институтами по конкретной программе. Прогноз показывает, что тогда 50 % общественных заказов будут получены согласно данным подкупам.

В Болгарии очерчивается тенденция жестокого уменьшения населения из-за уменьшения рождаемости и усиленной эмиграции на Запад. В прогнозе американской неправительственной службы демографических справок за 2004 г. говорится, что болгары быстро исчезают, и до 2050 г. их останется 5 млн. А согласно прогнозу ООН, население страны в 2050 г. будет составлять 4 млн человек. По данным Национального статистического института в 1990 г. было 8 669 269 болгар, в 2006 г. — около 7 700 000. В среднем за год болгар становится меньше на 50 000. На 1000 мужчин приходится 1058 женщин. Население прогрессивно стареет. Продолжительность жизни за период 1992-2000 гг. увеличилась на два года: с 70 до 72 лет. Детская смертность — в 2-3 раза выше средней в Европе. По мнению специалистов, демографический кризис приведет к предвиденному американской организацией и ООН катастрофическому спаду численности населения до 4-5 млн в 2050 г., потому что в данный момент государство не проводит долгосрочной политики для поощрения рождаемости.

В ХХ в. демографические процессы являются объектом исследования в трудах профессора Мишайкова (1929 г.), Данаилова (1930 г.), Загорова (результаты переписи 1934 г.) и проф. Ст. Консулова, а также Выжарова, Батольского и др., касающихся более высокой рождаемости у живущих в деревне женщин. Во второй половине прошлого века демографические процессы в стране были объектом исследования в трудах проф. Минкова, проф. Петра Емила Митева, проф. Марина Деведжиева, д-ра Михаила Мирчева и др.

Проведение индустриализации и государственного кооперирования в стране при ускоренной миграции из деревни в город, создание 28-ми областных центров (в т. ч. и столицы) окончательно иссушило источник демографического роста, ведущего свое начало от физической силы болгарской деревни — родильного контингента страны, как говорит проф. М. Деведжиев. За последние 50 лет с демографической карты страны исчезли более 1000 населенных пунктов, около 200 остались без населения, а в 812 деревнях болгары стали меньшинством. Сейчас населения в доработоспособном возрасте (до 18 лет) осталось менее 16 %, а когда-то его было 40 %. Болгарская территория обескровлена, уменьшаются человеческие ресурсы.

Через 15-20 лет население Земли вырастет вдвое — до 10-12млрд. Но большинство индустриальных наций переживет демографический спад. Так, например, население Японии уменьшится на 20 %, России, Германии, Италии, в среднем, на 10-15 %. Только в США увеличится население на 43 % (вместо 293 млн будет свыше 420 млн человек).

Независимо от очерчивающихся неблагоприятных тенденций, Болгария доказала на практике (особенно после Первой и Второй мировых войн), как можно выйти из демографического кризиса мотивированно, при консенсусе политических сил, путем принятия национальной программы по стимулированию рождаемости среди болгарского этноса, путем увеличения рабочих мест, строительства новых детских яслей, социального обеспечения и др., согласно опыту Франции в период управления Шарля де Голля, чтобы остановить обескровливание страны, чтобы не упустить ее геополитических шансов как нового члена ЕС.

Трудовая эмиграция болгар в Западную Европу, в США и Канаду, в Австралию и т. д., вероятнее всего, превышает 1 млн, а, может быть, и 1,5 млн чел. Это почти национальная трагедия, и законно ставится вопрос, кто и что прогнали самых предприимчивых людей

с родины. Возможно, есть много ответов. Но мрачная статистика является доказательством и того, что болгарские граждане могут использовать свой интеллектуальный потенциал, образование и свои практические возможности на Западе. Болгары всегда были открыты миру и никогда не боялись риска и вызова, так было почти 100 лет с небольшими перерывами во второй половине ХХ в. Некоторые преуспеют, одни будут посылать деньги своим близким, другие — нет. Из них некоторые могут вернуться и инвестировать заработанное в Болгарии.

Проблема является двухсторонней. Независимо от того, что западные стареющие нации и страны нуждаются в молодой и квалифицированной рабочей силе из Восточной Европы, через своих представителей в ЕС они проявляют и известную дискриминацию путем т. н. компромиссов, когда речь идет об открытии их рынков труда через 2,5 или через

7 лет, начиная с 1 января 2007 г.

Проблема состоит в том, вернутся ли в Болгарию уехавшие из нее. И когда будут созданы условия для реэмиграции, шансы лучшей жизни, хороших инвестиций, хорошего бизнеса, и когда страна может выйти из кризиса путем свержения коррумпированного политического класса и значительного уменьшения организованной преступности.

Болгария должна сделать все возможное, чтобы вернуть своих эмигрантов обратно, но не для того, чтобы они делили бедность наравне со всеми остальными, а чтобы инвестировать накопленные на Западе капиталы и реализовать свои мечты на родине.

В Меморандуме от 2006 г. Союза ученых Болгарии по проблемам науки и высшего образования, связанным с европейской интеграцией, подчеркивается, что во второй половине прошлого века, т. е. после Второй мировой войны, мировой опыт показал, что наука и высшее образование являются важнейшими факторами, дающими сильный и постоянный толчок к экономическому росту и благосостоянию данной страны, примером являются США, Япония, Китай, Германия, Великобритания, Канада, Франция, Италия, Южная Корея и т. н. «азиатские тигры».

И если в середине прошлого века существовало стремление производить как можно больше, то сегодня основной вопрос — как и что производить, при каком качестве и экологической чистоте, при какой потребности и конкуренции. Массовое производство материальных благ заменяется «производством» новых знаний и их современным использованием в жизни.

Развитие Болгарии в краткосрочном и долгосрочном планах прямо связано с Европейским союзом и его генеральной линией на развитие экономики знания, которая обеспечивает более высокий и длительный рост, больше рабочих мест и лучшую социальную взаимосвязь.

Основные элементы экономики знания, которые имеют прямое отношение к национальным интересам Болгарии и должны стать составной частью болгарской стратегии развития:

• создание новых знаний как результат научно-исследовательской деятельности;

• трансмиссия знаний через различные этажи образования и, прежде всего, через университеты и высшие школы;

• широкое распространение знаний путем информационных и коммуникационных технологий и средств;

• реализация знаний посредством инноваций и инвестиций во всех областях экономики, управления и общества, которые ведут к созданию прибавочной стоимости, увеличению валового внутреннего продукта и общественного богатства.

Лиссабонская стратегия ЕС с начала 2005 г. поставила следующие главные задачи и основные направления для достижения целей Союза, ясно очертив и условия для их реализации. Они целиком относятся и к Болгарии:

• стабильная макроэкономическая рамка;

• разумная бюджетная политика;

• нарастание инвестиций в сфере науки, новых технологий, инноваций и образования;

• подготовка и реализация национальных инициатив в духе объединенной стратегии;

• разработка национальной Лиссабонской программы;

• улучшение организации и управления этими процессами со стороны правительства, при консенсусе политических сил и активном содействии общественных организаций.

Совет министров и Европейский парламент определили пять приоритетных целей дла стран Союза, связанных с инновациями: сближение национальной инновационной политики стран; создание правовых рамок, подходящих для инноваций; поощрение создания инновационных предприятий; улучшение взаимодействия и обмена опытом в системе управления инновациями; общество, открытое инновациям.

Экономика, основанная на знании, требует серьезных перемен в образовании. Вот почему ЕС принял и Основные принципы создания единого образовательного пространства:

• свободное движение людей;

• обучение на продолжении всей жизни;

• академическое признание квалификации.

Основные принципы развития ЕС являются своеобразным критерием оценки состояния нашей страны и предначертания того, что нужно осуществить, чтобы быть полноправным членом ЕС.

Исходные позиции

После долгих лет забвения наука должна на деле быть определена как национальный приоритет. Средства, выделенные на научные иследования в 2005 г., составляли 0,5 % ВВП. К 2010 г. они должны вырости до 3 %, как в ЕС, 1 % из которых должен обеспечиваться из государственного бюджета и 2 % — инвестиций фирм. Сейчас 70 % средств для научных разработок предоставляются государством, и 30 % — бизнесом.

Из анализа ученых-специалистов по управлению экономикой, проведенного по заказу Союза ученых Болгарии, видно, что Болгария не располагает необходимой базой конкурентоспособности и длительного роста. Промышленность серьезно отстает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Доминируют низкие и средненизкие технологические секторы.

• Лишь ограниченные группы высокотехнологических производств показывают рост занятости — лекарства, агрохимикалий, аккумуляторы.

• Медленен процесс перевода традиционных низкотехнологических производств стран на рельсы среднетехнологических.

• В 2005 г. лишь 6,4 % фирм внедрили новые информационные и коммуникационные технологии.

• Почти 20 % болгарского экпорта состоят из одежды.

• Очень мал экспорт высокотехнологичных продуктов.

Недостаточны темпы роста:

• В Болгарии самая низкая производительность труда — лишь 30 % среднеевропейской. Создаваемые рабочие места невысокопроизводительны.

• Задерживается рост ВВП. В 2005 г. он составил около 5 %. Прогнозы показывают, что даже при постоянном росте в 6 % в год к 2020 г. будут достигнуты лишь 50 % ВВП на душу населения по сравнению со средним ростом в ЕС.

Наблюдается слабая тенденция нарастания средств для научных исследований и инноваций. Болгария занимает лишь 26 место по обобщенному инновационному индексу среди 33 исследованных Еврокомиссией стран. В этом отношении показатели почти вдвое ниже средних для ЕС и втрое ниже показаний лидеров — Швеции и Финляндии.

Вырисовывается и тенденция низкого качества подготовки рабочей силы для нужд рынка.

• В 2005 г. оказалось, что пятая часть молодых людей в возрасте между 18 и 24 годами не имеют законченного среднего образования. Лишь 17 % рабочих имеют техническую профессию и специальность, в то время как в Западной Европе этот процент почти вдвое выше. Доля рабочей силы с законченным средним и высшим образованием значительно ниже, чем в США, Канаде и Японии. Доля молодых (25-29 лет) с высоким образовательным уровнем ниже среднеевропейского показателя.

• Существует тенденция к уменьшению количества учащихся. Число студентов после 2001 г. упало на 12,6 %. Доля студентов в частных вузах — около 10 % общего числа студентов.

• Число закончивших среднее образование уменьшается из-за серьезных демографических проблем в стране, что сужает и базу студентов в вузах.

В США каждые пять лет на основе исследований видных ученых из американских и некоторых британских университетов делаются прогнозы развития мира. Последний прогноз сделан до 2015 г. В нем указывается, что в 2015 г. в «обществе знания» образование будет решающим для успеха, как на индивидуальном, так и на мировом уровнях.

Глобализация экономики и технологические перемены потребуют во все большей степени высококвалифицированной рабочей силы.

Прогресс в области образования не будет одинаков в различных регионах, странах и социальных группах. Это приведет к значительным различиям в доходах в отдельных странах и между ними. В бедных странах, странах, где имеются внутренние конфликты, проблемы заразных болезней и т. д., уровень образования снизится.

Пять факторов будут взаимодействовать, чтобы привести к экономическому динамизму и росту в период до 2015 г., говорится в американском исследовании:

1. Политический натиск с целью высокого жизненного стандарта.

2. Лучшая макроэкономическая политика.

3. Растущая торговля и инвестиции.

4. Развитие информационных технологий.

5. Все более динамичный частный сектор.

В условиях либеральной демократии гражданское общество современного типа, которое готовит кадры завтрашнего дня, стремится обеспечить специалистов, прежде всего, для «общества знания». В Европе познание воспринимается как фактор человеческого и социального развития.

В развитых странах мира — США, Великобритании и Франции, и странах, достигших в прошлом веке т. н. «экономического чуда» — ФРГ и Японии, образование и наука всегда были предметом внимания правительств, и остались стратегическим приоритетом. Они не предмет политического консенсуса, а предмет постоянных поисков и вложения инвестиций, которые имеют высокую степень «возвращаемости».

На Западе тема образования — одна из самых актуальных. Там образование является и политикой, и экономикой. От уровня и качества образования зависит, как болгарин впишется в массовое движение людей (товаров и капитала): в роли гастарбайтера или квалифицированного специалиста.

По нашему мнению, перед правительством Болгарии стоит задача сформулировать ясно стратегические приоритеты в развитии страны, будущее национальной экономики и рынка труда, что определит, каким образом страна будет существовать в Объединенной Европе: с высшими технологиями — нанотехнологиями, информационными и биотехнологиями, электроникой и др., с модерным экологическим земледелием, международным туризмом, с современной европейской инфраструктурой, с качественнной конкурентоспособной продукцией тяжелой промышленности — машинострением, судостроением, приборостроением и химией, или станет периферией и сферой услуг для европейцев.

Государство и бизнес, как принято в мировой практике, должны рука об руку вкладывать больше инвестиций в развитие науки и образования.

Можно назвать следующие положительные последствия для страны после ее присоединения к ЕС:

1. свободная торговля в рамках ЕС, что сыграет положительную роль для экономики — благодаря специализации и конкуренции;

2. свободное движение людей для их профессиональной реализации, накопление опыта и возможностей для нового бизнеса;

3. возможности для повышения образования и квалификации за границей;

4. обмен идеями и ноу-хау посредством привлечения инвестиций в страну;

5. унификация процедур и правил, которые облегчают бизнес, защищают права собственности — экономически и интеллектуально.

Однако экономические реформы будут продолжены, потому что как член ЕС Болгария должна будет состязаться на равных началах с:

1. налоговыми системами старых и новых стран-членов, которые привлекают инвесторов, благодаря низкому налоговому обложению и уменьшают налоговое бремя бизнеса;

2. высокой производительностью труда в Австрии и Германии;

3. технологическим процессом в Ирландии и Финляндии;

4. уровнем образования и квалификации в Великобритании и Голландии;

5. четкими правилами и эффективностью общественных секторов и средств в Дании и Швеции.

Членство Болгарии в ЕС нельзя рассматривать с социально-экономической точки зрения крайних оценок, эмоциональной эйфории или заведомо отрицательно. Экономический рост и повышение жизненного уровня людей зависят целиком от политической воли болгарского народа в борьбе за дальнейшее продолжение экономических реформ и применение лучшей рыночно ориентированной практики в ЕС для устойчивого развития страны и приближения ее к среднему уровню развитых западных демократий.

Выводы для Болгарии

Глобализация — объективный процесс. Стремление к изоляции от глобализации бесперспективно и опасно, как и любые попытки игнорировать ее влияние.

В целом процессы, следующие глобализации, надо воспринимать как вызов в отношении национальных государств и как новые возможности, которые им предоставляются.

Глобализация характеризуется множеством внутренних противоречий и, соответственно, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В болгарском контексте можно сформулировать следующие проблемы и угрозы в глобальном плане. Во-первых, закрепощение Болгарии в рамках узкой сырьевой специализации в мировой экономике. Такое развитие страны вполне вероятно, тем более, что ряд стран будут заинтересованы в том, чтобы Болгария развивалась по этому варианту. Во-вторых, маргинализация и периферийное развитие национальной культуры, которая в условиях глобализации оказывается недостаточно конкурентоспособной и функциональной. Болгарский язык, болгарская культура, как и культура других этносов и меньшинственных групп, которые живут в стране, могут оказаться частично поглощены культурами других народов и стран. К сожалению, болгарский не является языком глобализации. Даже такими европейскими языками, как русский, французский, немецкий, итальянский, греческий, сербский и др., можно пренебречь. В-третьих, в целом в условиях глобализации снижается роль государства. Соответственно нарастает роль ТНК, международных структур. Болгарское государство как демократический институт все еще не окрепло, а это вызов государственности, которую Болгария теряла два раза на 650 лет за 1300 лет существования. В-четвертых, глобализация может стать угрозой качеству человеческого потенциала нашей страны. Узкая специализация экономики будет способствовать недостаточно полноценному развитию национальной системы образования. Это может отразиться на качестве трудовых ресурсов. В-пятых, в сложном положении может оказаться национальный болгарский бизнес, которому трудно конкурировать с ТНК. В-шестых, увеличивается влияние внешних сил на внутриполитическую ситуацию в контексте политических реформ. Возможен внешний диктат. В-седьмых, страна может оказаться в зоне противодействия против глобализации со стороны исламских стран, что может повлиять на политическую ситуацию внутри страны.

Одновременно с этим глобализация развивает и ряд возможностей. Она может дать мощные рычаги и механизмы для форсирования развития Болгарии в европейском пространстве. Во-первых, одна из важнейших возможностей — привлечение инвестиций для динамичного развития экономики. Внутренние резервы страны еще недостаточны. Именно сейчас можно резко расширить объем торговли, особенно туризма. Во-вторых, если, учитывая желание ряда соседних стран, чтобы Болгария диверсифицировала энергетические источники, она закроет АЭЦ в Козлодуе, но построит АЭЦ в Белене и нефтепровод Бургас — Александруполис, то страна может стать солидной страной на Балканах, у которой есть необходимые рычаги влияния на мировую экономику. Благодаря этим инструментам Болгария сможет лоббировать в национальных интересах. В-третьих, Болгария находится в очень сложном геополитическом окружении. Глобализация может помочь обеспечить баланс страны во внешнеполитическом направлении. Привлекая огромные западные инвестиции, можно балансировать между влиянием России и западных стран. В-четвертых, терроризм и экстремизм превращаются в серьезную проблему для региона Балкан. Глобализация требует укрепления сотрудничества в сфере безопасности. Это является особо актуальным после террористических актов в США и России. Необходимо использовать процессы глобализации, чтобы укрепить свою безопасность. В-пятых, Болгария может попытаться в условиях глобализации привлечь новые технологии, чтобы поднять экономику на качественно новый уровень. В-шестых, глобализация может быть полезной, если заимствовать и духовные ценности других народов. В-седьмых, можно получить помощь мировой и европейской общности для решения ряда острых социальных проблем — безработицы, бедности, экологии в ряде районов. В-восьмых, для многих людей глобализация означает возможность избрать — жить в Болгарии или выехать в другую

страну, учиться там или здесь, предпочесть те или иные средства массовой информации. В современном либеральном мире это также имеет очень важное значение.

Возникает и закономерный вопрос, как нам использовать возможности глобализации и как предотвратить угрозы, которые она порождает.

По нашему мнению, важными являются следующие положения:

Первое. Развивать открытую конкурентоспособную национальную экономику.

Средства, поступающие от продажи сырья и товаров выгодно направить на развитие высокотехнологичных производств.

Второе. Развивать национальную систему образования по европейскому образцу конвертируемости и мобильности, повышая качество процесса образования. Очень важна ответственность молодого поколения — искать место для Болгарии в условиях глобализации. И оно должно быть конкурентоспособно по знанию, мобильности и в чужой языковой среде в условиях глобализации.

Третье. Развивать региональную интеграцию. Эффективнее всего в этом направлении является приобщение страны к европейским и евроатлантическим структурам (ЕС, НАТО и др.), важное значение имеет приобщение страны к общему европейскому рынку и европейскому экономическому пространству.

Четвертое. Предпринимать меры для сохранения самобытности болгарской культуры. Важно проводить адекватную глобализации политику в этой области с целью превращения ее в достояние общей мировой культуры и ее нераздельную часть.

Пятое. Усовершенствовать систему управления государством, чтобы она была адекватной условиям глобализации. Важное значение имеет подготовка специалистов в области государственной администрации, менеджеров, понимающих общее направление мирового развития.

Шестое. Необходимы ясный план или стратегия развития страны в условиях глобализации. И ответственность за это должны нести ученые-аналитики. Согласно нашему мнению о глобализации, от форм адаптации для работы в этих условиях зависят и объективные политические решения. Поэтому феномен глобализации должен углубленно изучаться в Болгарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.