MEDICAL SCIENCES
БОЛЬ, КАК ОДНО ИЗ ЧУВСТВ ЖИВОТНОГО ОРГАНИЗМА
Грачёв В.И.
Доктор технических наук, академик Академии медико-технических наук Российской Федерации, профессор, генеральный директор - главный конструктор «Научно-производственная компания
"АВЕРС", г. Москва Байер Е.А.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на Дону
Пушкина Т.А.
Ассистент кафедры восстановительной медицины, спортивной медицины, курортологии и физиотерапии ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский
биофизический центр имени А.И.Бурназяна» г. Москва
PAIN AS ONE OF ANIMAL BODY SENSES
Grachev V.,
Doctor of Technical Sciences, Academician of the Academy of Medical and Technical Sciences of the Russian Federation, Professor, General Director - Chief Designer "Scientific and Production Company "AVERS",
Moscow Baier E.,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Theory and Practice of Physical Culture
and Sports at the Don State Technical University, Rostov-on-Don.
Pushkina T.
Assistant of the Department of Restorative Medicine, Sports Medicine, Balneology and Physiotherapy of the FSBI "State Scientific Center of the Russian Federation - A.Burnazian Federal Medical Biophysical Center",
Moscow.
Аннотация
На основе проведенного глубокого анализа медицинской, биохимической, физиологической, психологической, философской, религиозной и художественной литературы представлены обоснование и видение боли с научной, физиологической и народной точек зрения. Представлен начальный опыт описания и классификации боли с древних времён по настоящее время как чувство и с медицинской точки зрения. Abstract
Based on the in-depth analysis of medical, biochemical, physiological, psychological, philosophical, religious and fiction literature, the rationale and vision of pain are presented from scientific, physiological and popular points of view. The initial experience of describing and classifying pain from ancient times to the present as a feeling from a medical point of view is presented.
Ключевые слова: болевое ощущение, дистантные рецепторы, болевое поведение, симптоматическая боль, висцеральная боль.
Keywords: pain sensation, distant receptors, pain behavior, symptomatic pain, visceral pain.
Едва ли какое-либо иное ощущение может найти в словесных определениях столь большое разнообразие по сравнению с теми, какими мы характеризуем боль! Не много сегодня найдется биологов, физиологов и врачей, не старавшихся понять, что такое боль, не пытавшихся разгадать тайну ее возникновения, не искавших способов борьбы с нею.
Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не испытал боли. Ее всегда боятся и избегают. Она может стать безжалостным тираном, отравляющим существование животных и людей. Но в то же время она является сигналом развивающихся скрытых патофизиологических процессов.
Опыт популяризации биологической и медицинской литературы говорит о повышенном, если не сказать - остром интересе читателей к ведущим
проблемам науки о жизни, начиная с ее молекулярных основ и кончая деятельностью наиболее совершенной в природе материи - нервной ткани. В наши дни самые сложные научные истины становятся доступными массовому читателю. Он научился хорошо разбираться в загадках тканевой несовместимости, осведомлен об опытах с искусственным выращиванием человеческих эмбрионов, знаком с открытиями в области синтеза живой материи, способен разобраться с проблемой замещения органов - почек, сердца и даже мозга. С ним уже можно говорить на должном уровне и о специальных аспектах боли, ее сущности, возникновении и ее преодолении.
Значение болевого ощущения в жизни человека и животных не требует доказательств. Личный опыт и опыт бесчисленных поколений живых существ заставляет всех избегать боли и бороться с
ней. Не случайно проблеме боли посвящено огромное число научных исследований - биологических, медицинских, психологических, юридических -экспериментальных работ, статей, обобщений, сводок, монографий, художественных произведений, религиозных трактатов. Литература о боли буквально неисчерпаема, но в то же время полна противоречий, спорных теорий, неподтвержденных гипотез. Разобраться в ней трудно подчас даже биологу или врачу.
Новые чувства
Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание позволяют человеку и животным ориентироваться во внешней среде и в восприятии действительности. Органы зрения, слуха и обоняния принадлежат к так называемым дистантным рецепторам (воспринимающим приборам). Они передают мозгу информацию о событиях, совершающихся на расстоянии. Другие рецепторы сигнализируют о явлениях, происходящих на поверхности тела, во внутренних органах, в тканях и клетках организма. Она получили название контактных рецепторов.
Пять чувств, семь планет, семь чудес света. Эти магические числа пришли к нам из Древней Греции. Еще Аристотель описал пять чувств - зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. И так велик был его авторитет, что в течение двух с лишним тысяч лет число известных человечеству чувств можно было сосчитать по пальцам одной руки, Лишь поэты и философы гадали о существовании каких-то потусторонних и полумистических чувствах, забывая о том, что привычные схемы все меньше и меньше соответствуют растущему объему человеческих знаний.
В третьем тысячелетии нашей эры можно уже говорить о шестом, седьмом и даже десятом чувствах. Доказано, что центральная нервная система получает подробную и точную информацию обо всем, что происходит в организме и окружающем его мире, с помощью настроенных на разные волны воспринимающих и расшифровывающих механизмов. Органы чувств животных организмов, получивших развитие в процессе длительной эволюции, чрезвычайно сложные и в то же время исключительно совершенные достижения природы.
Развитие органов чувств шло в процессе эволюции одновременно с развитием мозга, с совершенствованием его, с превращением в высшее достижение природы - человеческий мозг.
Органы чувств ориентируют человека во внешней среде. Попробовав их выключить и весь бесконечно многообразный, полный сверкания красок, звуков, движений мир, беспредельный и безграничный, сразу исчезнет для нас во всей своей красоте. Мы перестаем его воспринимать, видеть, слышать, ощущать.
Например, амеба не нуждается в специальных органах чувств. Она примитивно реагирует на отсутствие или наличие света и переползает из ярко освещенного пространства в тень. Но, в то же время, обезьяна не может совершать свой путь по деревьям, если органы чувств не будут ее безупречно осведомлять о реальном мире, в котором
она находится. Чем чувствительнее животное к внешним раздражениям, тем тоньше оно различает детали окружающих его предметов, тем больше у него шансов выжить в борьбе за существование, сохранить жизнь, вырастить потомство.
Все живое на нашей планете воспринимает бесконечное количество стимулов, раздражителей, сигналов. Далеко не все они имеют для живых организмов одинаковое значение, не все доходят до вашего сознания. Ведь чувства человека и животных ограничены и количественно, и качественно. Человек не ощущает радиоволн, не воспринимает космических излучений, не видит инфракрасных, ультрафиолетовых и многих иных лучей, не слышит очень высоких или слишком низких тонов, не имеет, подобно миногам, специальных рецепторов для электрических тонов. В этом плане он уступает летучей мыши, которая «слышит» ультразвуки, пчеле или бабочке, различающим ультрафиолетовые волны. Однако исследования последних лет показали, что человеческий глаз может увидеть свет не только с длиной волны от 380 до 760 нм, как это было принято думать. При достаточно интенсивном световом потоке у человека вызывает ощущение света более короткие или более длинные волны, которые в обычных условиях не вызывают зрительного восприятия. Например, чрезвычайно интенсивное инфракрасное излучение с длиной волны в 960 нм представляется нам иногда красным, иногда темно-оранжевым, иногда слегка розовым, но человек его видит. В зависимости от длины волны изменяется также цвет ультрафиолетовых излучений. Лучи с длиной волны от 390 - 400 нм оцениваются человеком как фиолетовые, в то же время с длинами волн 330 до 370 нм - как синие, а лучи в 300 нм ощущаются в виде голубого свече-ния.[1]
Нас окружают огромное количество световых, звуковых и электромагнитных волн. Одни из них врываются в земную атмосферу из мирового пространства, другие разносятся мощными радиостанциями по всему земному шару. Они бомбардируют стены наших комнат, рецепторы нашего тела, нашу нервную систему, но мы равнодушны к их присутствию. Мы их не слышим, не видим и не ощущаем. И лишь включив радиоприемник, мы начинаем понимать, сколько радиоволн различной длины и различной интенсивности, от ультракоротких до самых длинных, заполняет нашу комнату, окружает наше тело и наш мозг, стучит в наши органы чувств и не находит соответствующих воспринимающих приборов в нашем организме.
Если бы наше сознание воспринимало все сигналы, поступающие из внешней среды, жизнь практически стала бы невозможной. Миллионы самых разнообразных, противоположно действующих, различных по своей интенсивности сигналов вмешивались бы в деятельность нашего мозга и нарушали гармоническую слаженность физиологических процессов. Вот почему природа ограничила восприятие некоторых несущественных импульсов из внешней среды, отбрасывая лишнее и ненужное.
А наше сознание получает необходимую информацию, без которой оно не могло бы ориентироваться в сложных взаимоотношениях окружающего мира.
Вероятно, то же самое можно сказать и об отборе сигналов, поступающих из внутренней среды вашего организма. В головной и спинной мозг посылают информацию все клетки, органы и ткани нашего тела. Самые незначительные колебания и сдвиги в химическом составе, физических и биологических свойствах крови и тканевой жидкости незамедлительно оцениваются центральной нервной системой. Изменение температуры, нарушение осмотического давления, недостаток кислорода, избыток углекислоты, сдвиги в соотношении содей, белков, жиров, углеводов, повышение и снижение кровяного давления, расширение и сужение сосудов, мышечное напряжение и т. д. - все это воспринимается рецепторами внутренних органов, регистрируется, учитывается, объединяется, выправляется и компенсируется нервной системой. Бесперебойная регуляция и саморегуляция многоплановой жизнедеятельности организма осуществляется автоматически, с необычайной точностью и закономерностью.
Какими же чувствами владеем мы, помимо пяти основных? Наши знания еще не позволяют полностью ответить на подобного рода вопросы. Как ни парадоксально, но число известных нам чувств растет по мере развития анатомии, физиологии, биохимии, фармакологии. По нашему личному опыту мы знаем, что существует, хоть и не очень совершенное, чувство времени, нечто вроде биологических часов, заложенных в нашем сознании. Каждому знакомо чувство погоды. И животные, и люди владеют чувствами ориентировки, препятствия, направления, равновесия, вибрации. Без труда мы определяем более тяжелый из двух предметов, который держим в правой и левой руке. Мы точно можем определить холодный и горячий предмет. Это очень тонкое чувство контраста и высоко развито у человека.
А вот какое чувство должно все-таки называться шестым? Очевидно, только чувство боли может претендовать на шестое место в схеме Аристотеля. Оно как бы дополняет каждое из основных чувств и в то же время остается самостоятельным и независимым от них. Именно боль должна быть тем шестым чувством, без которого немыслима жизнь на земле.
Исторические факторы определения и классификации боли
С незапамятных времен люди смотрят на боль как на сурового и неизбежного спутника. Не всегда человек понимал, что она верный страж, бдительный часовой организма, постоянный союзник и деятельный помощник врача. Именно боль учит человека осторожности, заставляет, его беречь свое тело, предупреждая о грозящей опасности и сигнализируя о болезни. Во многих случаях боль позволяет оценить степень и характер нарушения целости организма.
«Боль - это сторожевой пес здоровья», - говорили в Древней Греции. И в самом деле, несмотря
на то, что боль почти всегда мучительна и угнетает человека, снижает его работоспособность, лишает сна, но она необходима и до некоторых пределов полезна. Чувство боли предохраняет нас от обморожения и ожогов, предупреждает о грозящей опасности. При сильном морозе, когда коченеет тело, боль нередко спасает человека от гибели. Боль не позволяет положить руку в огонь или схватить раскаленный кусок железа. Боль защищает от обжигающих лучей солнца и ледяного дыхания ветра. Человек, лишенный чувства боли, превратился бы в игрушку стихий, в жалкую жертву каждой случайности. Он узнавал бы о ранах и язвах на своем теле, только увидев или нащупав их. Кровотечение, ожог, злокачественная опухоль не привлекали бы его внимания. Зачастую он мог бы погибнуть еще до того, как разглядел смертельную рану или заметил отрубленную топором конечность.
Известный английский физиолог Чарльз Шер-рингтон считал, что боль «в корне целесообразна». Его соотечественники Джозеф Баркрофт и Джон Парсонс развили и поддержали ту же точку зрения. У них не возникало сомнений, что «физическая боль - это психическое дополнение к защитному рефлексу».
Вот что пишет об этом Баркрофт. «Человек, которого я назову А., 21 года, студент, проживал на курорте для ревматиков. Он чувствовал в плече и руке боль, которая с некоторых пор усилилась и которую он считал ревматической, но не обращал на нее серьезного внимания; однако, будучи на курорте, он решил посоветоваться с врачом. Доктор С. сообщил ему, что он страдает не ревматизмом, но болезнью сердца, и если он будет вести такой образ жизни, который ведет, то вскоре, умрет, однако если он примет некоторые меры предосторожности, то его сердце может быть вылечено. Страховое общество согласилось застраховать жизнь А. только на очень ограниченный срок и за очень высокую премию. Студент А. выполнил советы доктора С. и он поправился. Когда ему исполнилось 60 лет, то он захотел увеличить страховку, и то же страховое общество выдало ему полис за обычную страховую премию.
Один из сыновей А., когда ему было 10 лет, заболел и почувствовал боль; доктор, находившийся в доме, диагностировал аппендицит. Сын В. был оперирован, и его аппендикс был в очень скверном состоянии и нуждался в удалении. Возможно, что именно эта боль спасла В. жизнь.
Поэтому можно сказать, что боль, связанная с сердцем А., а также- с аппендицитом В., имела определенное биологическое значение для сохранения жизни. [2]
В конце XIX столетия, выступая на торжественном собрании Юрьевского университета, профессор В. Ф. Чиж в своей речи, посвященной проблеме боли, сказал: «.. .Боль является самой первой реакцией на убивающее живую ткань раздражение, и самое ничтожное раздражение, например укол булавки, капля уксусной кислоты, вызывает боль, хотя разрушение, причиненное этим раздражением, так ничтожно, что иногда в присутствии его мы не
можем убедиться имеющимися в нашем распоряжении методами исследования. Боль можно рассматривать как предупреждение об опасности; она сообщает организму, что, если раздражение будет продолжаться и будет интенсивнее, живая ткань, составляющая организм, превратится в мертвую ткань. Боль действительно предупреждает о грядущей возможной опасности, но вместе с тем она сообщает, что часть живой ткани, при слабом раздражении весьма ничтожная, разрушается, превращается в мертвую; боль сообщает, что данное раздражение не только вообще вредно для индивидуума, но и непосредственную часть его, хотя и ничтожную превращает в мертвую. Раздражения, вызывающие неприятные ощущения, вредны для индивидуума; раздражения, вызывающие боль, разрушают большую или меньшую часть живой ткани, составляющей организм». [3]
Вышедший в 1789 году Словарь Академии Российской называет боль «чувствованием скорби в какой-нибудь части животного тела, от чрезмерного напряжения чувственных жил встречающееся». Спиноза же рассматривал боль, как «печаль», поразившую тот или другой участок тела. Если же печаль распространяется на душу, она приводит к меланхолии. [4]
Советский физиолог П. К. Анохин утверждал, что боль - это своеобразное психическое состояние человека, определяющееся совокупностью физиологических процессов в центральной нервной системе, вызванных каким-либо сверхсильным или разрушительным раздражением.
В то же время французский невролог Бодуэн говорит, что «Боль - это не что иное, как деятельность нервных центров, возбужденных возникшим на периферии раздражением». Приблизительно теми же словами формулирует понятие о боли чешский хирург и патофизиолог Ирасек.
Венгерский же ученый Хораньи расценивает боль как сигнал об угрожающем воздействии на организм. Боль сосредоточивает и организует силы организма, направленные на устранение вредного воздействия и восстановление нормальной деятельности органов и физиологических систем.
Философы и психологи говорили и писали о болевых ощущениях, о страданиях и душевных переживаниях, абстрагируясь и отвлекаясь от конкретного страдающего человека. Каждый вкладывал в это понятие субъективные представления, особенности и своеобразие своего мышления. Можно было бы привести немало различных оценок боли, но вряд ли это внесло бы что-либо новое в понимание сущности болевого ощущения.
Очень хорошо сказал в своих дневниках знаменитый французский писатель Альфонс Доде, тяжело страдавший от болей, вызванных спинной сухоткой: «Не существует общего определения боли. Каждый больной делает себе свою боль, а муки меняются, как голос певца, в зависимости от акустики зала».
При этом нельзя не вспомнить, что один из самых крупных исследователей проблемы боли, английский физиолог Томас Льюис признавался, что
он «далек от возможности удовлетворительно объяснить боль». Даже Лериш, известный французский хирург, автор книги «Хирургия боли», незадолго до смерти писал: «Если бы мы точно знали, что представляет собой боль, было бы меньше неудач при нашем лечении». А американский электрофизиолог Гассер был «почти уверен», что никогда не сможет «сформулировать определение боли». [5]
Всякое ли раздражение вызывает боль? В. Ф. Чиж полагал, что все раздражения, которые не могут убить человека - сильный свет, сильный звук, отвратительный запах, вещества, отвратительные на вкус, но не разрушающие дыхательных путей и пищеварительного канала - не причиняют боли.
Раздражения, которые могут убить человека (ядовитые вещества, механические раздражения, электрический ток, жар, холод) - все причиняют боль. Из этого следует, что боль вызывают раздражения, убивающие живую ткань, превращающие ее в мертвую. Яд только тогда вызывает боль, когда разрушает или умерщвляет ткань, на которую он воздействовал, или когда настолько нарушает деятельность всего организма, что живые ткани превращаются в мертвые.
Несмотря на то, что современная наука внесла много нового в учение о боли. Кроме того, положения, высказанные более полувека назад, в известной степени сохранили свое значение. Испытывая болевое раздражение, организм защищается от опасности, принимает меры к ее устранению. Прикоснувшись к раскаленному утюгу, мы отдергиваем руку, наступив на гвоздь, делаем резкое движение назад или в сторону. В этих случаях боль является бесспорным защитным механизмом, отсутствие которого могло бы нанести организму непоправимый вред. Так же обстоит дело при многих заболеваниях, при опасности, угрожающей здоровью и жизни. Боль сигнализирует о болезни, предупреждает о расстройстве деятельности как всего организма, так и отдельных органов. Она помогает врачу распознать заболевание, нередко указывает правильный путь лечения.
Жалуясь на боль, больной хочет узнать, что с ним, а врач стремится выяснить причину и локализацию патологического процесса. В этих случаях последний напоминает детектива, ищущего преступника. Так, по крайней мере, определял роль врача американский психоневролог Шац. И здесь бесспорна защитная роль болевого ощущения.
Но в то же время боль - самый жестокий враг человека. Она лишает его сил, подавляет и угнетает его психику, делает людей слабыми, беспомощными. Все помыслы человека, испытывающего боль, направлены на то, чтобы от нее избавиться, заглушить всеми доступными средствами.
Но в то же время, боль играет и положительную роль в жизни живых существ до тех пор, пока она предохраняет организм от грозящей ему опасности. Она приносит пользу, подобно огню, когда он согревает, а не сжигает, подобно воде, когда она орошает, а не затопляет.
До тех пор, пока боль предупреждает о грозящей опасности, о болезни, о нарушении целостности организма, она нужна и полезна. Как только информация учтена и боль превращается в страдание, ее необходимо выключить. Однако, боль далеко не всегда прекращается после того, как ее защитная функция выполнена. Человек не в состоянии по собственному желанию прекратить боль в тот час, когда она становится не только излишней, но и из друга превращается во врага. Люди не могут управлять своими болевыми ощущениями, смягчить их или устранить одним усилием воли.
Если боль длится долго, если болевые раздражения продолжают бомбардировать нервную систему, если человек не в состоянии преодолеть боль, она постепенно покоряет его сознание. Она заполняет все его существование, направляет его мысли, расстраивает сон, дезорганизует функции его организма. Когда боль становится хронической и невыносимой, психика больного претерпевает глубокие изменения. Возникают состояния, близкие к определенным душевным расстройствам, напоминающие маниакальные, депрессивные и шизофренические.
Для физиолога боль сводится к аффективной, эмоциональной окраске ощущения, вызванного неосторожным прикосновением, теплом, холодом, ударом, уколом, порезом. Для врача проблема боли будет решаться относительно просто - это предупреждение о нарушении функций. Медицина рассматривает боль с точки зрения пользы, которую она приносит организму и без которой болезнь может стать неизлечимой еще до того, как ее удастся обнаружить. Врач заинтересован в правильном понимании боли. Для него это диагностический признак на самых ранних стадиях заболевания. Его интересуют повреждение тканей, нарушение нервной проводимости, расстройство центральных нервных механизмов, воспринимающих болевое раздражение и перерабатывающих его в чувство боли.
В то же время, врач не должен переоценивать значение болевого симптома. Слишком часто встречаются в его практике ситуации, когда боль не только не помогает распознать болезнь, но осложняет и запутывает диагноз. Выдающийся советский физиолог Л. А. Орбели говорил, что «боль является сигналом, симптомом различных болезненных патологических процессов, разыгрывающихся в тех или иных частях организма. Затем боль является результатом раздражений, переходящих уже в определенную интенсивность и связанных обычно с разрушительным действием на организм. Следовательно, мы можем рассматривать и рассматриваем боль как сигнал опасности угрожающих явлений для организма и как защитное приспособление, вызывающее специальные защитные рефлексы и реакции». [6]
«Боль - писал в одной из своих книг видный советский патолог И. В. Давыдовский, - формально патологическое явление, снижающее трудоспособность, часто является симптом серьезной болезни. Но боль - это болевой импульс, служащий спасению организма». Выводы Давыдовского дополнил
американский ученый Норберт Винер, основоположник современной кибернетики: «Нет более ужасной судьбы индивидуума, страдающего от отсутствия ощущения боли».
Но хотя защитная роль боли в жизни человека и животных велика и несомненна, все же ее не следует преувеличивать. К сожалению, большинство заболеваний внутренних органов, особенно тяжелых, нередко неизлечимых, возникает в вашем организме, не вызывая ни малейшей боли. Болезнь, как говорил Лериш, это драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в наших тканях при потушенных огнях, в глубокой темноте, даже без намека на болевое ощущение. И лишь во втором акте начинают зажигаться свечи, предвестники пожара, потушить который в одних случаях трудно, в других невозможно. Вот в этот момент и возникает боль. Как прорвавшаяся лавина, затопляет она наше сознание, для того чтобы сделать еще более печальным, еще более сложным и трудным ничем не поправимое положение.
Боль не предостерегает вас от злокачественной опухоли, которая нередко становится болезненной только в тот момент, когда борьба с ней почти безнадежна, от туберкулеза, который вызывает болевое ощущение лишь в далеко зашедших стадиях, от сердечных заболеваний, протекающих до поры до времени совершенно безболезненно. Существуют заболевания абсолютно неизлечимые, протекающие без всякого намека на болевое ощущение, как, например, распространенная атрофия коры головного мозга.
И в то же время, вы мучительно переживаем жестокие боли при невралгиях тройничного или седалищного нервов, хотя они ни о чем нас не предупреждают и ни от чего не защищают. Невыносимые почечные и печеночные колики возникают в тот момент, когда организм пытается протолкнуть в мочеточник или желчный проток камень, о существовании которого ни сам больной, ни лечащие его врачи даже не догадывались. Нервные приборы почечных лоханок или желчного пузыря не сигнализировали о накоплении солей, о постепенном образовании камня. Боль возникла в тот момент, когда процесс сделался необратимым и в некоторых случаях неизлечимым.
О взглядах Лериша на сущность и значение болевых ощущений писали много. Но, надо признаться, не столько излагали, сколько извращали суждения этого выдающегося ученого и философа. Лериш считает, что боль не является физиологическим чувством, подобно осязанию, зрению, вкусу, обонянию и слуху. Это шестое чувство не предусмотрено среди других чувств, без которых человек или животное не могут существовать. Боль относится к патологии, вернее, к чувствам, рожденным патологическим процессом. Но это вовсе не значит, что боль непознаваема, что находится за пределами человеческого разума и ее нельзя изучать при помощи современных методов исследования. В течение многих столетий философы и поэты внушали человечеству, говорит Лериш, что в аспекте морали боль является благодеянием, что это только слово,
отвлеченное понятие, с которым легко справляется смелая и горячая душа человека. Стоическое преодоление боли - вот высшее достижение духа и одновременно признание беспомощности врача перед лицом боли. Лериш ввел в медицину понятие о «боли - болезни» и считал, что боль следует лечить так же, как и все другие заболевания человека.
В своем вступительном слове на Парижском симпозиуме по боли, состоявшемся в 1967 году, его председатель А. Сулерак сказал, что современная наука должна отбросить представление о боли как о благодеянии. Если на первом этапе тяжелой трагедии, разыгрывающейся в организме и названной болью, в игру вступают сложные защитные механизмы, направленные на ликвидацию причин, вызывающих болевое ощущение, то на втором этапе наступает полная дезорганизация системы регуляции функций. Высшие нервные центры получают из болевых очагов невероятно обостренную, не соответствующую истинному положению дел информацию и посылают к органам - исполнителям хаотические импульсы. Болевое ощущение превращается в страдание, сопровождающееся целой серией эмоциональных нарушений и аффективных проявлений. Возникает тот вид человеческой деятельности, который получил образное наименование «болевое поведение». [7]
Каждый лечащий врач знает, как часто боль превращается в болезнь, как легко, особенно при хронических заболеваниях, она сама создает патологию, которой без нее не существовало бы вовсе.
Обо всем этом с удивительной проницательностью написал Л. Н. Толстой в повести «Смерть Ивана Ильича».
« ...Но вдруг в середине боль в боку, не обращая никакого внимания на период развития дела, начинала свое сосущее дело. Иван Ильич прислушивался, отгонял мысль о ней, но она продолжала свое, и она приходила и становилась прямо перед ним и смотрела на него, и он столбенел, огонь тух в глазах, и он начинал опять спрашивать себя: «Неужели только она правда?» И товарищи, и подчиненные с удивлением и огорчением видели, что он, такой блестящий, тонкий судья, путался, делал ошибки. Он встряхивался, старался опомниться и кое-как доводил до конца заседание и возвращался домой с грустным сознанием, что не может по старому судейское дело его скрыть от него то, что он хотел скрыть; что судейским делом он не может избавиться от нее. И что было хуже всего - это то, что она отвлекала его к себе не затем, чтобы он делал что-нибудь, а только для того, чтобы он смотрел на нее, прямо ей в глаза, смотрел на нее и, ничего не делая, невыразимо мучился».
И дальше, уже незадолго до конца. «С этой минуты начался тот три дня не перестававший крик, который так был ужасен, что нельзя было за двумя дверями без ужаса слышать его . Все три дня, в продолжение которых для него не было времени, он барахтался в том черном мешке, в который просовывала его невидимая непреодолимая сила. Он бился, как бьется в руках палача приговоренный к смерти, зная, что он не может спастись; и с каждой
минутой он чувствовал, что, несмотря на все усилия борьбы, он ближе и ближе становился к тому, что ужасало его. Он чувствовал, что мученье его и в том, что он всасывается в эту черную дыру, и еще больше в том, что он не может пролезть в нее». [8]
Вот почему перед медицинской наукой стоит важная, до сих пор не решенная задача - научиться управлять болевыми ощущениями. Животное, лишенное болевой чувствительности, обречено на гибель. Для нормального существования и животные, и люди нуждаются в болевой сигнализации. Но в то же время человека необходимо вовремя освободить от сжигающей его силы и здоровье боли, которая каждую минуту может из симптома превратиться в болезнь.
Ранее обычно различали боль сильную, среднюю и слабую. Сильная боль - боль невыносимая, снижающая физические способности и силу человека, изменяющая и уничтожающая его человеческие духовные качества, изнашивающая его, толкающая иногда на самоубийство. Она ломает человека. Он перестает сдерживаться и, не считаясь с окружающими, кричит, стонет, плачет. Самое страшное, что не всегда сильная боль является признаком тяжелого заболевания и показателем непосредственной угрозы жизни. Нередко боль умеренная, терпимая говорит о гораздо большей опасности, чем сильная боль, от которой, по образному выражению, «стынет кровь в жилах».
Патологический подход к изучению боли, отмечает Шац, заключается в оценке условий, заставляющих человека в разных жизненных ситуациях фиксировать свое внимание на болевых ощущениях или их игнорировать.
Нередко говорят и пишут о психогенных и воображаемых болях. Но что любопытно, эти определения и врачи, и больные всегда с некоторым оттенком неуважения или иронии готовы приложить к чужой боли, но никогда не относят к своей. О собственной боли мы, как правило, говорим с большой буквы и никогда не включаем ее в разряд воображаемой.
Нельзя делить боли на органические и психические, утверждает Шац, так же как нельзя делить убийц на настоящих и изображенных на сцене. Трагики - не убийцы, и изображаемые ими боли - не боли. Сценическое убийство не имеет жертв, а воображаемая боль - повреждений. Воображаемые боли - боли психические, умственные, и лечить их должны психиатры. Здесь особенно велики требования, предъявляемые к медицине. От умения, опыта и проницательности врача зависит не только спокойствие, но подчас и жизнь больного.
Проблема боли изучается в клиниках и лабораториях разных стран. Было предпринято немало попыток установить единую классификацию болевых ощущений, хотя вряд ли это возможно на современном уровне знаний. Писали о боли органической и психогенной, воображаемой, функциональной, психической и даже воображаемой. Спорили о том, всякая ли боль реальна, может ли боль возникнуть в нашем сознании без материальной основы, и т. д.
Можно думать, что ощущение боли при отсутствии повреждения относится к категории психогенных болей. Но в то же время человек ощущает боль при накоплении некоторых химических веществ, отнюдь не повреждающих ткани. Следовательно, боль реальна, если существует причина, вызывающая ее.
Говорят о боли симптоматической, т. е. вызванной определенными заболеваниями и исчезающей при выздоровлении: боли первичной, являющейся основной жалобой больного и сопровождающееся расстройством функций всего организма, и боли экспериментальной, искусственной, полученной в лабораторном или клиническом опыте.
Немецкий ученый Марциус делил боли на «законные» и «незаконные». Он считал, что законные боли обусловлены нормальным раздражением, незаконные - ненормальной раздражительностью.
Доказано и многократно подтверждено, что под влиянием длительных болевых ощущений изменяется вся деятельность организма, перестраиваются все физиологические процессы. Изучение боли затруднено потому, что боль экспериментальная, вызванная в лаборатории у животных или человека, во многом (если не во всем) отличается от боли, которую мы наблюдаем у постели больного.
Экспериментальная боль может быть вызвана как у животных, так и у человека - физическими, химическими, электрическими и термическими раздражителями. Но изучаем мы в основном кожную боль, возникшую при нарушении или раздражении внешних покровов. Это совсем не то же самое, что боль внутренних органов (висцеральная боль).
Клиницисты всегда делили патологические боли на две группы. К первой группе они относят боли, вызванные патологическими процессами во внутренних органах, особенно в брюшной и грудной полостях; ко второй - боли, возникающие в коже, подкожной клетчатке, мышцах, костях, суставах. Боль - болезнь, или так называемая патологическая боль, характеризуется рядом особых признаков. Она возникает в результате тяжелого разрушительного процесса и обычно сама по себе вызывает глубокие сдвиги в деятельности отдельных органов и всего организма.
Снять боль при болезни - первая задача врача. Человек не только изучил механизмы возникновения болевых ощущений, но и научился побеждать боль. С каждым годом растут и расширяются наши возможности в борьбе с болевым ощущением, болевым синдромом.
Боль, как и всякое другое ощущение, связана с нервной системой. Рана от ожога причиняет боль. Мы ощущаем ее в том месте, где покраснела кожа или находится пузырь от ожога. Но на самом деле это только наше восприятие. Человечеству понадобилось не одно тысячелетие, чтобы понять сущность болевого ощущения и убедиться, что на месте пузыря имеется лишь раздражение нервных окончаний. Чувство же боли, которое заставляет нас страдать, плакать, бояться, возникает в нервных клетках коры головного мозга, куда доходят по
нервным путям болевые сигналы. Отсюда оно проецируется на периферию, в ту точку, где имеется первоначальный очаг поражения.
Представим себе человека, у которого в результате несчастного случая размозжен в поясничной области спинной мозг, что привело к полному нарушению проводимости. Все нервные пути, которые передают раздражения от нижних конечностей к мозгу и сигналы от мозга к мышцам, прерваны, подобно электрическому проводу, перерезанному ножницами. Нижние отделы туловища у пострадавшего стали нечувствительными. Можно безболезненно колоть, жечь, щипать, резать кожу его ног. Он даже не почувствует боли и не будет знать, что его нога подвергаются таким жестоким воздействиям. Информация не доходит до мозга, боль для него не существует.
Взгляд на сущность боли многократно менялся со времен Аристотеля до наших дней. Еще не так давно боль расценивали как «душевное сострадание», «чувство неудовольствия», «переживание», но не как определенный физиологический процесс, который можно изучить при помощи современных методов исследования. Даже в ХХ веке шли споры о том, является ли боль ощущением или только душевным состоянием, противоположным удовольствию. Все нарушения нормальной жизнедеятельности организма, которые мы выявляем при боли с помощью современных методов исследований - это нарушения вторичные, обусловленные в значительной степени ответом организма на раздражение, далеко не одинаковым у разных людей. [9]
Еще до сих пор в мире имеют хождение разнообразные идеалистические и метафизические концепции, в которых боль объявляется «непознаваемым чувством», «ощущением, выходящим за пределы физиологии», «чудовищной патологией», «мистическим потусторонним понятием».
Однако, достижения физиологии и медицины XIX, ХХ и особенно XXI столетий показали, что боль имеет свою материальную основу. Механизмы возникновения болевого ощущения одновременно и просты и необыкновенно сложны. Не случайно до сих пор не затихли споры между представителями разных специальностей, изучающими проблему боли. Естественно, что не все еще окончательно решено в этой области. Но с каждым днем человеческий разум все глубже и глубже постигает «таинственные» процессы, совершающиеся в его сознании и создающие своеобразный, единственный для каждого индивидуума субъективный мир.
Список литературы
1. Грачёв В.И., Севрюков И.Т. Основы фотовоздействия на растительные и животные клетки. Введение в фототерапию. - Москва, Магнитогорск, 2018, с. 411 - 441.
2. Баркрофт Дж. Основные черты архитектуры физиологических функций. - М, Биомедгиз, 1937, с. 306.
3. Чиж В.Ф. Боль. «Вопросы философии и психологии», С.Пб, 1899, т. 10, с. 269.
4. Словарь Академии Российской, С. Пб, 1789, т. 1, - 1150 с.
5. Шабанов А.Н. Хирургия боли. Сов. мед., - Л, 1956, № 8, с. 85 - 98.
6. Орбели Л.А. Некоторые основные вопросы проблемы боли. Труды Военно-медицинской академии, 1935, т. 2, стр. 233.
_63
7. Материалы Парижского симпозиума по боли. - М.: Мир, 1968, - 338 с.
8. Лидский А.Т. «Смерть, болезнь и врач в художественных произведениях Л. Н. Толстого» — «Русская клиника», 1929, XI, 6, 8—9.
9. Вальдман А.В. Боль как эмоционально-стрессовая реакция // Вести АМН СССР, 1980. - 9. - с. 11 - 17.
СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Долженкова Т.А.
Студентка 3 курса факультета государственного управления и международных отношений ЮЗГУ
Уколова Г.Б.
Доцент кафедры физического воспитания ЮЗГУ SPORTS MEDICINE AS THE MOST IMPORTANT ASPECT OF PHYSICAL EDUCATION
Dolzhenkova T.A.,
3rd year student of the Faculty of Public Administration and International Relations SWSU
Ukolova G.B.
Associate Professor of the Department of Physical Education, SWSU
Аннотация
В данной статье речь пойдет о такой отрасли медицины как спортивная, рассмотрены ее основные функции, история развития и особенности развития в России, а также указано ее значение и актуальность в мире спорта.
Abstract
In this article we will talk about such a branch of medicine as sports, its main functions, history of development and features of development in Russia, as well as its importance and relevance in the world of sports are discussed.
Ключевые слова: спортивная медицина, врачебный контроль, лаборатория врачебного контроля, Международная Федерация спортивной медицины, лечебная физкультура.
Keywords: sports medicine, medical control, laboratory of medical control, International Federation of Sports Medicine, physiotherapy.
Спорт и физическая культура являются особо важными и незаменимыми средствами в развитии здоровья человека, а главное в профилактике заболеваний и в его физическом воспитании. Спортивная медицина является молодой областью медицинской науки, призванная изучать состояние физического развития спортсмена, а главное поддерживать здоровье и контролировать его состояние во время занятий по физической культуре. Главная цель спортивной медицины - это наиболее грамотное использование методов для укрепления здоровья и предотвращения возможных травм и рисков от занятия спортом и физической культурой.
Основными задачами и функциями спортивной медицины являются:
- систематическое наблюдение за самочувствием лиц, занимающихся спортом;
- контроль за активным состоянием занимающихся физической культурой и спортом;
санитарно-гигиенический наблюдение за критериями проведения занятий и состязаний;
- урегулирование вопросов питания, восстановления физиологической работоспособности и реабилитации спортсменов, перенесших травмы и болезни ОДА;
- диагностика травм у спортсменов.
Выполнение тех или иных задач входит в обязанности спортивного врача, так же он должен консультировать по врачебно-спортивным вопросам и осуществлять медицинский надзор во время соревнований [1].
Однако, еще с древнейших времен прослеживается связь медицины и спорта, а врачи древности, среди которых Авиценна, Гиппократ, Парацельс пользовались физическими нагрузками как одним из наиболее эффективных способов профилактики недугов и болезней. Уже в Древнем Риме, Египте, Китае, Индии проведение различных спортивных мероприятий контролировалось, в том числе, и лучшими врачами. А с момента проведения Олимпийских игр данное направление приобрело более распространенный характер и стало важным моментом при подготовке атлетов к соревнованиям. Что касается развития медицинского наблюдения за спортсменами в России, то оно появляется при Петре I, когда готовили матросов и солдат, а физическая подготовка стала приоритетным направлением в этом деле. Но только лишь в 20-х годах XX века с появлением СССР зарождается спортивная медицина как область науки, получающая широкое распространение и поддержку со стороны здравоохранения СССР. В то время Н.А. Семашко, как выдаю-