Научная статья на тему 'Богослужение обновленческого митрополита Антонина (Грановского) глазами православных верующих'

Богослужение обновленческого митрополита Антонина (Грановского) глазами православных верующих Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
250
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / обновленческий раскол / изъятие церковных ценностей / патриарх Тихон / епископ Антонин (Грановский) / источники / Russian Orthodox Church / Renovationist schism / confiscation of church valuables / Patriarch Tikhon / Bishop Antonin (Granovsky) / sources

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петров Станислав Геннадьевич

Рассмотрен неизвестный ранее исторический источник, посвященный особенностям богослужения одного из лидеров обновленческого раскола в Православной Российской Церкви — епископа Антонина (Грановского; 1865–1927). Данная работа стала продолжением уже сданной в печать статьи, в которой освещается богослужебная практика обновленческого архиерея, подробно изложенная в отправленном Патриарху Тихону докладе духовенства и монашествующих Московского Страстного монастыря. Цель настоящей статьи — ввести в научный оборот и опубликовать составленное в форме открытого письма публицистическое произведение под названием «Разве вам неизвестно?», которое появилось в московской церковной среде и подписано анонимной подписью «Верующий». В нем ведется резкая полемика с услышанной в одном из московских храмов проповедью епископа Антонина и дается оценка его реформаторским усилиям по изменению языка богослужения. Подробно представлены события из жизни архиерея, которые были отмечены в открытом письме: от официальной поддержки кампании по изъятию церковных ценностей и до создания обновленческого Высшего Церковного Управления, возглавляемого епископом Антонином. Сделан вывод, что автор открытого письма провидчески предугадал практически все цели, преследовавшиеся большевиками в кампании по изъятию церковных ценностей и приглашении епископа Антонина участвовать в ней в качестве представителя от Православной Российской Церкви. Приведены сведения об истории создания и месте хранения экземпляра открытого письма, текст которого опубликован в статье. Установлено, что этот экземпляр изготовлен рукой известного религиозно-общественного деятеля того времени, литератора и журналиста И. М. Трегубова (1858–1931). Открытое письмо обновленческому епископу Антонину публикуется с учетом современных научных норм эдиционной археографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Петров Станислав Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church Service of the Renovationist Metropolitan Antonin (Granovsky) Through the Eyes of the Orthodox Believers

The article considers a previously unknown historical source dedicated to the peculiarities of the divine services of one of the leaders of the Renovationist schism in the Orthodox Russian Church — Bishop Antonin (Granovsky; 1865–1927). This paper is a continuation of the article already submitted for publication, which highlights the liturgical practice of the Renovationist bishop, detailed in a report sent to Patriarch Tikhon by the clergy and monastics of the Moscow Passion Monastery. The purpose of this article is to publish and introduce into scientific circulation a publicistic work under the title “Don’t You Know?” which appeared in the Moscow church environment in the form of an open letter, and was signed with the anonymous signature “Believer”. The letter disputes sharply the Bishop Antonin’s sermon heard in one of the Moscow churches and judges his reform efforts to change the language of worship. The events from the bishop’s life, noted in the open letter, have been presented in detail: from official support for the confiscation of church valuables and to the creation of the Renovationist Supreme Church Administration, headed by Bishop Antonin. It is concluded that the author of the open letter foresaw almost all the goals pursued by the Bolsheviks with the campaign for confiscation of church valuables and through their invitation of Bishop Antonin to participate in it as a representative of the Russian Orthodox Church. The article provides information on the storage location and history of the creation of a copy of the open letter, the text of which is also published here. It has been established that this copy was a manuscript by a well-known religious and public figure of that time, writer and journalist I. M. Tregubov (1858–1931). The open letter to the Renovationist Bishop Antonin is published in accordance with the modern scientific norms of archeography.

Текст научной работы на тему «Богослужение обновленческого митрополита Антонина (Грановского) глазами православных верующих»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 35. 214-231

УДК 281.93+291.6(571.15)"1922"

Б01: 10.24412/2224-5391-2021-35-214-231

С. Г. Петров

богослужение обновленческого митрополита антонина (грАновского) глазами православных верующих

Аннотация. Рассмотрен неизвестный ранее исторический источник, посвященный особенностям богослужения одного из лидеров обновленческого раскола в Православной Российской Церкви — епископа Антонина (Грановского; 18651927). Данная работа стала продолжением уже сданной в печать статьи, в которой освещается богослужебная практика обновленческого архиерея, подробно изложенная в отправленном Патриарху Тихону докладе духовенства и монашествующих Московского Страстного монастыря. Цель настоящей статьи — ввести в научный оборот и опубликовать составленное в форме открытого письма публицистическое произведение под названием «Разве вам неизвестно?», которое появилось в московской церковной среде и подписано анонимной подписью «Верующий». В нем ведется резкая полемика с услышанной в одном из московских храмов проповедью епископа Антонина и дается оценка его реформаторским усилиям по изменению языка богослужения. Подробно представлены события из жизни архиерея, которые были отмечены в открытом письме: от официальной поддержки кампании по изъятию церковных ценностей и до создания обновленческого Высшего Церковного Управления, возглавляемого епископом Антонином. Сделан вывод, что автор открытого письма провидчески предугадал практически все цели, преследовавшиеся большевиками в кампании по изъятию церковных ценностей и приглашении епископа Антонина участвовать в ней в качестве представителя от Православной Российской Церкви. Приведены сведения об истории создания и месте хранения экземпляра открытого письма, текст которого опубликован в статье. Установлено, что этот экземпляр изготовлен рукой известного религиозно-общественного деятеля того времени, литератора и журналиста И. М. Трегубова (1858-1931). Открытое письмо обновленческому епископу Антонину публикуется с учетом современных научных норм эдиционной археографии.

ключевые слова: Русская Православная Церковь, обновленческий раскол, изъятие церковных ценностей, патриарх Тихон, епископ Антонин (Грановский), источники.

214

© С. Г. Петров, 2021

Цитирование: Петров С. Г. Богослужение обновленческого митрополита Антонина (Грановского) глазами православных верующих // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 35. С. 214-231. DOI: 10.24412/22245391-2021-35-214-231

Сведения об авторе. Петров Станислав Геннадьевич — кандидат исторических наук, доцент, заведующий сектором археографии и источниковедения Института истории СО РАН (Россия, г. Новосибирск). E-mail: petrov_istochnik@mail.ru

Поступила в редакцию 28.03.2021 Принята к публикации 10.06.2021

В настоящей работе преследуется та же цель, что и в сданной мной несколько ранее в печать статье1: ввести в научный оборот и опубликовать неизвестные ранее исторические источники, в которых освещаются особенности богослужебной практики видного представителя обновленческого раскола в Православной Российской Церкви — епископа Антонина, в миру Александра Андреевича Грановского (1865-1927). Жизненный путь владыки неоднократно становился предметом подробного рассмотрения светскими и церковными исследователями. Он возглавлял в расколе высшие органы власти в 1922-1923 гг., был организатором и руководителем обновленческой группы «Союз церковного возрождения»2.

В предыдущей моей статье публикуется доклад настоятельницы, духовенства и старших монахинь Московского Страстного девичьего монастыря Патриарху Тихону о скандальном богослужении епископа Антонина и других обновленческих лидеров в соборном храме обители 9 и 10 сентября 1922 г.3 Там же дан краткий обзор основных вех биографии владыки Антонина, которые помогают лучше понять причины острого конфликта между видными обновленцами, ставшего очевидным для всех, кто присутствовал в те дни в монастырском соборе.

Как и первый, публикуемый в этой работе документ вышел из московской церковной среды и посвящен впечатлениям от пребывания в мае 1922 г. в од-

1 Петров С. Г. Богослужение обновленческого митрополита Антонина (Грановского) глазами православного духовенства и монашества // Вестник НГУ Сер.: История, филология. 2021. Т. 20, № 8: История. С. 124-137.

2 О нем см.: Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М.; Küsnacht, 1996; Цыпин В., прот, Иннокентий (Павлов), игум. Антонин (Грановский) // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 682-684; Антонин (Грановский) // Сайт «Википедия — свободная энциклопедия». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Антонин_(Грановский) (дата обращения: 24.12.2020); Федосеев А., прот. Антонин Грановский и обновленчество // Форум «Русская беседа». URL: forum.rusbeseda.org/index.php?topic=13786.0 (дата обращения: 24.12.2020); Каверин Н. Обновленческий епископ Антонин Грановский: Краткий биографический очерк // Сайт «Благодатный огонь». URL: www.blagogon.ru/biblio/385/ (дата обращения: 14.01.2021); и др.

3 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 219-222 об.

ном из московских храмов, где служил епископ Антонин, и произнесенной им проповеди4. Самоназвание этого документа — открытое письмо, озаглавленное «Разве вам неизвестно?». Под ним стоит анонимная подпись «Верующий». Идентифицировать ее не представляется возможным, за этой подписью мог скрываться и представитель московского духовенства, и активист-мирянин, и даже группа лиц. Данный источник — это публицистическое сочинение, облеченное в форму эпистолярного обращения к епископу Антонину. Ценность его состоит в том, что письмо — свидетельство очевидца, который не просто дает картину происходившего в храме, но и в резкой форме полемизирует с услышанным в проповеди, с которой обратился к верующим перешедший в обновленческий раскол владыка.

Автор письма практически ничего не говорит о литургических новациях владыки Антонина, но нам они хорошо известны из литературы5: замена церковнославянского на русский язык, чтение вслух тайных молитв, модернизация чинопоследований, введение в их состав стихов современных поэтов, перенос престола в центр храма, не закрывающийся алтарь и т. д. Какие из них в тот раз использовались в богослужении, по большому счету осталось неизвестным, но реакция очевидца оказалась весьма резкой. Он не смог найти приличного словесного выражения, чтобы дать оценку данному богослужению, упоминаемому в письме исключительно в кавычках, и только из уважения к архиерейскому сану Антонина назвал увиденное «озорством». Автор письма отмечает, что в результате экспериментов владыки храм превратился в «проходной двор», наполненный сторонними наблюдателями из любопытствовавшей публики. Создалось впечатление, что «центром тяжести» этого храмового действа была проповедь, а богослужение — только поводом, чтобы произнести ее. Она длилась вдвое дольше, чем богослужение, и была превращена Антонином в «политическую трибуну» самого низкого пошиба, «митинговую речь на политическую тему», преследовавшую только одну цель — апологию большевистской власти в ее борьбе с Церковью.

Практически все письмо посвящено полемике с этой проповедью. К оценке самого богослужения автор вернулся только в конце своего открытого послания. Он счел, что антониновские новшества в богослужебном языке («вместо

4 Архив Государственного музея истории религии (ГМИР). Ф. 13. Оп. 1. Д. 140. Л. 11-14.

5 Об этом более подробно см.: Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. С. 47, 113, 114, 117, 118, 542, 543, 566, 567, 573-582, 586, 587, 600-614; Кравецкий А. Г., Плетнева А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX-XX в.). М., 2001. С. 195-198; Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви // «Обновленческий» раскол (материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). М., 2002. С. 363, 364, 377, 378; Соловьев И., иер. «Обновленческий» раскол и литургические реформы // Церковный вестник. 2008. 27 июня (№ 12 (385)). URL: http://e-vestnik.ru/church/obnovlencheskij_ raskol_liturgia/ (дата обращения: 14.01.2021); и др.

« » « » « » « » \

за ны произносить за нас , вместо в онь — в него ») вряд ли стоили того, чтобы подвергать Православную Российскую Церковь опасности раскола.

Для лучшего понимания содержания открытого письма, посвященного политизированному богослужению видного обновленца, приведу череду предшествовавших его написанию событий. О них владыка говорил в своей проповеди, и их неприятие стало побудительным мотивом создания и распространения среди верующих послания «Разве вам неизвестно?»

Напомню, что в Москве епископ Антонин оказался в начале 1917 г., когда по состоянию здоровья был отправлен с занимаемой им Владикавказской кафедры на покой. Местопребыванием ему определили Московский Богоявленский мужской монастырь. После переворота большевиков он оказался без средств к существованию, бродяжничал и нищенствовал. Сохранились два его прошения Патриарху Тихону от 20 июня и 14 сентября 1918 г., в которых он сообщает о крайней нужде, продаже верхней одежды и часов и просит о финансовой помощи, которая ему первосвятителем была оказана6.

Именно в этот период владыка Антонин стал претворять в жизнь свои замыслы, связанные с литургической реформой, экспериментальной заменой церковнославянского на русский язык. В конце 1921 г. Патриарх Тихон запретил новаторам привносить в священнослужение какие-либо изменения. Все это создало епископу Антонину репутацию архиерея-бунтаря, сыгравшую не последнюю роль в последующем развитии событий. В задуманном большевиками «революционном перевороте» в Православной Российской Церкви ему было отведено ключевое место. Уже 23 марта 1922 г. на страницах главной советской газеты «Известия ВЦИК» опубликовали беседу с ним, в которой он осудил Патриарха Тихона и поддержал изъятие церковных ценностей7. В тот же день негласный глава кампании по изъятию церковных ценностей Л. Д. Троцкий предложил Политбюро ЦК РКП(б) привлечь его к учету изымаемого из церквей, и высший политический орган власти в стране поддержал своим решением это предложение8.

После обращения к Патриарху Тихону и переговоров с председателем ВЦИК и ЦК Помгол М. И. Калининым епископ Антонин дал свое согласие на вхождение в состав ЦК Помгол9. Вопрос этот рассмотрело бюро Центральной

6 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-4652. Оп. 1. Д. 5. Л. 74-75 об.

7 Ю. П. Епископ Антонин об изъятии ценностей. (Из беседы) // Известия ВЦИК. 1922. 23 марта (№ 66).

8 Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. / изд. подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. М.; Новосибирск, 1997. Кн. 1. С. 154, 156.

9 Привлечение еп[ископа] Антонина к работе в ЦК Помгол // Известия ВЦИК. 1922. 29 марта (№ 71); Обращение к патриарху Тихону // Там же. 30 марта (№ 72); Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. С. 55-56.

комиссии по изъятию церковных ценностей на своем заседании от 10 апреля 1922 г.10, а затем и Политбюро ЦК РКП(б), в протоколе заседания которого спустя 3 дня появилась соответствующее постановление11. Тогда же, 13 апреля 1922 г., легализовал секретное партийное решение и высший советский орган — ВЦИК, официально утвердив постановление об участии епископа Антонина в работе ЦК Помгол12. Таким образом, владыка стал исполнять отведенную ему роль в пропагандистском сокрытии истинных целей власти, преследуемых ею в кампании по изъятию церковных ценностей и начавшемся обновленческом расколе Православной Российской Церкви.

Но он был в фокусе внимания не только партийных и советских органов власти, весьма интенсивно с ним работали в то время и чекисты, готовя его в руководители главного органа обновленческого раскола — Высшего Церковного Управления (ВЦУ). Как свидетельствовал 18 июля 1923 г. в заявлении Патриарху Тихону настоятель московской Петропавловской церкви у Яузских ворот священник Василий Судницын, рассуждая об уклонении духовенства в обновленчество: «Кстати сказать, епископ Антонин не раз публично утверждал, что "Живая Церковь", и следовательно] ВЦУ и ВЦС, в том числе и он сам, ни что иное, как ГПУ»13.

Суд над московским духовенством и верующими, противодействовавшими изъятию церковных ценностей, завершился 8 мая 1922 г. вынесением высшей меры наказания14. Для обоснования приговора ревтрибунала использовались выступления в суде экспертов по церковным делам, среди которых был и епископ Антонин. Вместе с другими видными обновленцами он обратился во ВЦИК с ходатайствами о помиловании15. По замыслам Л. Д. Троцкого, претворявшимся в жизнь чекистами, розыгрыш инсценировки помилования приговоренных к смерти по ходатайствам «прогрессивного» духовенства должен был подтолкнуть их к захвату церковной власти.

Уже 14 мая 1922 г. в «Известиях ВЦИК» и других периодических изданиях появилось программное воззвание обновленцев «Верующим сынам Православной Церкви России», под которым было напечатано и имя владыки16. В этом воззвании осуждены были Патриарх Тихон и духовенство, противо-

10 ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 140. Д. 59. Л. 39-39 об.

11 Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. / изд. подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. М.; Новосибирск, 1998. Кн. 2. С. 188.

12 ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 39. Д. 27. Л. 3 об., 10 об.; Д. 86. Л. 409, 412; Оп. 96. Д. 167. Л. 83.

13 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. Л. 223; [Лихачев В. Положение и состояние Русской Православной Церкви в 1918-1924 гг. (По материалам архивного фонда канцелярии Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода). Курсовое сочинение. СПбДА, 1999. Ч. 2]. URL: https://web.archive.org/ web/20160305213835/http://korolev.msk.ru/books/dc/Rpc22y_1913289.html (дата обращения: 28.02.2021).

14 Архивы Кремля... Кн. 1. С. 200-212.

15 Там же. С. 218-222, 309-310.

16 Верующим сынам православной церкви России // Известия ВЦИК. 1922. 14 мая (№ 106).

действующие изъятию церковных ценностей, и признано необходимым для суда над ними созвать Поместный Собор и организовать новое церковное управление. После создания 18 мая 1922 г. обновленческого ВЦУ, на следующий день во главе его встал епископ Антонин.

Именно эти события в биографии владыки Антонина, столь подробно изложенные выше, отражены в публикуемом источнике. По всей видимости, не имеющее даты открытое письмо было составлено не позднее 1 июня 1922 г., когда в «Известиях ВЦИК» официально обнародовали окончательное решение о приведении в исполнение расстрельного приговора по делу московского духовенства и верующих17.

Автор этого документа, скрывший свое имя под псевдонимом «Верующий», был достаточно хорошо осведомлен о тайной подоплеке происходивших тогда событий в жизни Православной Российской Церкви. Он абсолютно правильно говорит, какие цели преследует власть в кампании по изъятию церковных ценностей, и точно перечисляет, практически попунктно, куда реально пойдут собранные на помощь голодающим церковные богатства. Все его прозрения подтвердились спустя 7 десятилетий, когда историкам стали доступны секретные документы высших партийно-государственных органов, посвященные антирелигиозной политике большевиков и ее осуществлению на практике в то время.

К примеру, в открытом письме проницательно делается вывод о том, что для виду большевиками будет «куплен вагон-два хлеба или[,] по крайней мере[,] об этом будет протрублено во всех газетах», чтобы «показать легковерным, что церковные драгоценности расходуются на голодающих и операция эта производится под контролем православного Епископа»18. Действительно, как показывают документы, так и поступили большевики. Для пропагандистского обеспечения проходившей кампании Троцкий в адресованных в Политбюро ЦК РКП(б) и поддержанных им почто-телеграмме от 23 марта и записке от 30 марта 1922 г. призвал широко освещать выделение из изъятых ценностей миллиона рублей золотом для помощи голодающим и привлечение епископа Антонина к учету изымаемого из церквей. Троцкий настаивал на немедленном выполнении своих требований, касавшихся пропагандистской шумихи с отправкой «на Волгу одного-двух поездов с хлебом, купленным на ассигнованный миллион рублей»19.

Требования эти были выполнены: с начала апреля и до середины июня 1922 г. в «Известиях ВЦИК» регулярно появлялись заметки о покупке и доставке хлеба, приобретенного якобы на церковные ценности20. Но самое уди-

17 Постановление Президиума ВЦИК по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей // Там же. 1 июня (№ 120).

18 Архив ГМИР. Ф. 13. Оп. 1. Д. 140. Л. 13.

19 Архивы Кремля. Кн. 1. С. 154, 156, 164-165.

20 Покупка хлеба на церковные ценности // Известия ВЦИК. 1922. 1 апреля (№ 74); Один мил-

вительное, что значительная часть такого хлеба для голодающих была привезена из Финляндии, являвшейся стабильным импортером зерна, которое поставлялось ей сложными окольными путями с территории бывшей Российской империи, в частности с Украины21.

Открытое письмо сохранилось среди творческих материалов архива известного религиозно-общественного деятеля, толстовца, литератора, журналиста И. М. Трегубова (1858-1931), который тесно сотрудничал с большевиками. Ему было позволено публиковать свои статьи в главных партийных и советских газетах — «Правде» и «Известиях ВЦИК». В начале 1920-х гг. он работал в Наркомате земледелия РСФСР инструктором по организации религиозных сельскохозяйственных общин. Поддерживал обновленческую группу «Живая Церковь» во главе со священником В. Д. Красницким, с которым столь яростно конфликтовал архиерей-реформатор22.

Видимо, открытое письмо епископу Антонину он скопировал для своей журналистской деятельности с одного из экземпляров, оказавшегося в его руках. Оригинальный вариант текста был написан по дореволюционным правилам, при изготовлении его копии Трегубов использовал новую орфографию.

В настоящей работе публикуемый документ издается с сохранением особенностей орфографии и пунктуации оригинала. Сокращенные слова, пропущенные буквы и знаки препинания дописываются в квадратных скобках. Написание прописных и строчных букв оставлено без изменений. Воспроизводятся имеющиеся в тексте подчеркивания.

лион золотом в счет реализуемых церковных ценностей // Там же. 11 апреля (№ 81); Хлеб на церковные ценности // Там же. 23 апреля (№ 89); Хлеб для голодающих в счет церковных ценностей // Там же. 29 апреля (№ 94); Хлеб на церковные ценности // Там же. 1922. 30 апреля (№ 95); Хлеб на церковные ценности // Там же. 7 мая (№ 100); Хлеб на ценности уже закупается // Там же. 9 мая (№ 101); Хлеб на изъятые церковные ценности // Там же. 16 мая (№ 107); Хлеб на церковные ценности // Там же. 1 июня (№ 120); На церковные ценности // Там же. 2 июня (№ 121); На церковные ценности // Там же. 13 июня (№ 129).

21 Карельское восстание 1921-1922 гг. // Сайт «Живой журнал». URL: https://tiina.livejournal. com/6454274.html (дата обращения: 24.12.2020).

22 О нем см.: Трегубов Иван Михайлович // Сайт «Википедия — свободная энциклопедия». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Трегубов,_Иван_Михайлович (дата обращения: 24.12.2020).

открытое письмо верующего московской епархии «разве вам неизвестно?» председателю обновленческого высшего Церковного управления епископу Антонину (грановскому) о впечатлениях от пребывания на его богослужении и услышанной проповеди

[не позднее 1 июня 1922 г.]

Разве вам неизвестно? л. 11

Открытое письмо Епископу Антонину.

Ваше Преосвященство Преосвященнейший Владыко!

Обращаюсь к вам под невыразимо тяжелым впечатлением, которое я вынес, присутствуя на Вашем «богослужении». Говорю «присутствуя», потомучто пришел не в качестве члена создаваемой Вами секты, а как посторонний наблюдатель усердно производимого Вами..." Я не знаю, как это назвать. Если бы я не воздержался от употребления неприличных для Вашего сана выражений, я бы сказал: озорства: трудно подыскать другое выражение для Вашего выступления. К «присутствующим» только, повидимому, относилось также и большинство собравшихся, так как состав их менялся, как в калейдоскопе: постоят минут пять, покачают головой и уходят. Это обстоятельство не могло укрыться и от Вашего наблюдения[,] и Вы могли легко убедиться, что волей или неволей Вам пришлось обратить исторический храм в проходной двор для любопытных1. Когда во время «проповеди» Вы обратились к присутствующим с вопросом: были ли они на предыдущих богослуженияхь, чтобы Вам не повторять одно и то же несколько раз, то поднялось три или четыре руки. Остальные, очевидно, были случайные любопытствующие посетители. Убедившись в этом, Вы сочли себя вынужденным повторить то, что уже ранее говорили.

Не без намерения также, говоря о Вашем богослужении, на котором мне пришлось присутствовать, слово это я поставил в ковычки, потомучто вовсе не в богослужении «была тут сила». Богослужение, о котором я после также скажу несколько слов, было только поводом. Центр тяжести был в Вашей

а Здесь и далее многоточие в тексте документа; ь исправлено коричневыми чернилами над строкой из ранее написанного: собраниях;

1 Установить, о каком храме идет речь, достаточно трудно, так как в тот период времени епископ Антонин и другие «прогрессивные» представители духовенства служили в целом ряде московских храмов: Гребневской иконы Богоматери на Лубянке, святителя Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, святителя Николая чудотворца в Кобыльском.

«проповеди», тянувшейся вдвое дольше, чем самое богослужение. В проповеди же Вашей не было и намека на Бога. По форме это была митинговая речь на политическую тему, а по содержанию — сплошная апология большевистской власти в ее черном деле посягательства на Церковь, объединяющую стомиллионное население православной Руси. Храм Царства Христова, которое не от мира сего, Вы обратили в политическую трибуну самого низкого разбора. || л. 11 об. Обращаясь к существу Вашей проповеди, позвольте Вас спросить, как Вы, православный Епископ, можете брать под свою защиту власть, на знамени которой написано богоборство, борьба не только с церковью, но и с религией[,] и с Самим Богом. Ведь это все равно, если бы Вы взялись защищать Нерона2 или Гелиогабала3 против христианских мучеников. Разве Вы не читали у Апостола: «что может быть общего у Христа с Велиаром[,] или какое общение может быть у верного с неверным»4. А ведь тут более, чем общение, тут содружество, союз! Всегда относясь отрицательно к вере, а в последнее время открыв в своих газетах самую бешенную кампанию против Православной Церкви, безбожная власть не иначе называет эту кампанию, как «церковный фронт». Не кажется ли Вам странным[,] появление на передовых1 позициях этого фронта фигуры православного Епископа?

Как Вы можете защищать власть, которая отняла у православного русского народа исторические его святыни и закрыла даже самый вход в Кремлевские соборы?

Как Вы можете пред православным русским народом защищать власть, которая срывает с общественных зданий иконы и водружает вместо них возмутительные изображения с неменее возмутительными надписями. Разве Вам неизвестно, что против самой Иверской часовни, со здания бывшей Городской Думы сорван образ и на месте его нахождения водружено изображение пяти-

a исправлено коричневыми чернилами над строкой из ранее написанного: первых;

2 Нерон Луций Домиций Агенобарб (лат. Nero Claudius Caesar Augustus Germanicus, 37-68), римский император. В христианском предании считается организатором первых государственных гонений на христиан и казни апостолов Петра и Павла. После одного из самых крупных пожаров в истории Древнего Рима христиан объявили виновными в поджоге и приговорили к театрально срежиссированным жестоким массовым казням.

3 Марк Аврелий Антонин Гелиогабал или Элагабал (лат. Marcus Aurelius Antoninus Heliogabalus, 204-222), римский император. В истории Древнего Рима он стал символом упадка морали, пренебрежения традициями и недопустимого религиозного синкретизма с массовыми человеческими жертвоприношениями. После убийства императора Сенат навечно запретил произносить его имя — Антонин, как проклятое и обесчещенное.

4 Цитата из 2-го Послания апостола Павла к Коринфянам: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор 6. 15). Велиар (ивр. Белияал) — падший библейский ангел, превосходящий по силе Люцифера. Свирепый и лицемерный демон с прекрасным и безобидным обликом юноши, обольщающим человека и совращающим его для совершения преступлений.

гранной звезды с надписью: «религия — опиум для народа». Разве Вам неизвестно, что со здания старейшего Русского Университета сорван образ Спасителя и знаменательная надпись: «Свет Христов просвещает всех»5.

Разве Вам неизвестно закрытие всех домовых и даже многих приходских церквей?

Разве Вам неизвестно не только изгнание Закона Божия из школ, но и запрещение священникам преподавать его в церквах и на домах, и преследование тех пастырей, которые отличаются наибольшим влиянием на паству. Как Вы и соратники Ваши, преемники Апостолов, || при этих условиях можете п. 12 осуществлять последний, данный Апостолам завет Спасителя: «шедше научите вся языки»6, а Вы лично, Епископ Антонин, как можете творящую все это власть брать под свою защиту?

Разве Вам неизвестно закрытие всех духовных школ, журналов, издательства и всех духовно-просветительных учреждений, отобрание всех духовно-школьных зданий, библиотек и пр[очего], неминуемым последствием чего должно явиться в скором времени возвращение к XVI веку, когда на Стоглавом соборе пронеслась жалоба: «некого ставить во священники!»

Разве Вам неизвестен" декрет, разрешающий устройство в Церквах театральных представлений, кинематографов и пр[очего]?

Разве Вам неизвестно систематическое истребление богословской, церковной, религиозной и духовно-нравственной литературы, в одних местах — путем отправки ее на писчебумажные фабрики для переделки на бумагу, в других — путем сожжения на кострах, а в третьих — путем продажи на оберточную бумагу*. Разве Вам все это неизвестно?

Разве мимо Вас проходит систематическая кампания в советской печати против религии, издевательство над всем, что дорого верующему сердцу, пасквили, омерзительные и кощунственные каррикатуры, систематическая и грубая, на какую только способны большевики, травля против духовенства, как черного, так и белого? Или Вы, взысканный и обласканный безбожной властью персонально, не замечаете и не чувствуете этого? Позор Вам, если это так!

Не далее как на этой неделе я купил на Сухаревой площади 10 фун[тов] гороху, и мне отвесили его в бумажном мешке, склеенном из бумаги, на которой была напечатана какая-то богослужебная книга. Торгаши по своему оценили высокое качество бумаги изданий Синодальной типографии. (Прим. авт.).

а исправлено коричневыми чернилами над строкой из ранее написанного: неизвестно;

5 Речь идет о домовом храме мученицы Татианы Московского университета, на аттике здания которого с 1913 г. была надпись из Литургии Преждеосвященных Даров: «Свет Христов просвещает всех».

6 Цитата из Евангелия от Матфея: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28. 19).

Разве Вам неизвестно, что власть, которую Вы с таким рвением взяли под свою высокую защиту, находится в руках заклятых врагов Христа, две тысячи лет тому назад распявших его и ныне вновь распинающих своим стремлением стереть с лица Земли Русской ненавистную им Церковь Христову. Обезглавив Россию, они хотят еще вонзить нож в самое ее сердце!

Разве Вы не замечаете, что Вас они избрали послушным орудием для осуществления этой своей цели. Совершенно равнодушные к делам веры, они л. 12 об. усердно поддерживают Вас и Ваших едино || мышленников, потомучто им важно вовсе не Ваше «обновлени[е]», а тот церковный раскол, который несомненно вызовет Ваше недостойное выступление.

Обнимающая всю Русь Святую, единомышленная, спаянная единством управления Церковь, несмотря на все тяжелые условия своего существования, крепла, собирая под свою сень и объединяя верующих, расширяя и углубляя религиозное их сознание. Надо разрушить это единство, надо разбить ее на отдельные секты и толки и тогда легче будет свести ее на нет. Это та же тактика, которую враги России, по пророчеству Достоевского, погубившие ее, применяли в своих политических и социальных экспериментах: разбить общество на классы, натравить одних на других и в это время захватить власть, играя все время на самых низких инстинктах черни: [«]divide et impera!»7

И на Вас пало их избрание — быть орудием этого дьявольского замысла. Неужели это для Вас не ясно? Если Вы об этом не догадываетесь, так прочтите в их же газетах. Они не только не скрывают своих планов и способов их осуществления, но с изумительным цинизмом, на который только способна эта безсовестная нация, заявляют, что они охотно будут поддерживать вызываемый Вами раскол, так как это соответствует их видам, по существу же им «так же не по пути с Тихоном8, как и с Антонинома». Неужели Вы этого не замечаете? Достойны Вы сожаления, если это так!

Разве Вам не ясно, что лицемерная помощь голодающим только удобный повод ограбить Церкви, так же как они ограбили дворцы, ограбили русское земледелие, русскую промышленность и торговлю, ограбили и довели до голодной смерти то несчастное крестьянство, лицемерной помощью которому они прикрываются, чтобы грабить Церкви.

Не может подлежать никакому сомнению, что голодающим церковное золото и серебро не попадет. Частью оно будет разграблено*, частью отправлено за

Мне передавали, что церковные вещи появлялись уже на Смоленском рынке, но[,] вследствие возмущения толпы, быстро исчезлиеь. (Прим. авт.).

а исправлено коричневыми чернилами из ранее написанного: Антонием; ь исправлено коричневыми чернилами из ранее написанного: исчезали;

7 Divide et impera (лат.) — разделяй и властвуй.

8 Тихон (Белавин Василий Иванович, 1865-1925), Патриарх Московский и всея России. В 1888 г.

границу, частью пойдет на || агитацию и на содержание красной армии, частью п. 13 поступит на монетный двор. Для виду, конечно, будет куплен вагон-два хлеба или[,] по крайней мере[,] об этом будет протрублено во всех газетах, а Вы, правая рука Винокурова9, все это подтвердите своею подписью: надо же ведь показать легковерным, что церковные драгоценности расходуются на голодающих и операция эта производится под контролем православного Епископа! Эта Вы может быть сделаете даже bona fide10, так как для Вас открыт только начальный акт операции, дальнейшая же судьба ее от Вас скрыта, а в этом то и вся суть дела. Власти жуликов не может быть доверия даже и тогда, когда она обставляет свои темные дела видимостью гласности. Недаром же иностранцы согласились оказывать помощь голодающим под одним условием — помогать непосредственно, и ни одной копейки, ни одного фунта чрез посредство большевиков, которым нет никакого доверия, и вполне основательно! Есть слух, что во время Корельской операции большевики дажеа перехватили какой-то американский продовольственный груз, назначавшийся в голодные губернии, и направили его на фронт11.

окончил Петербургскую духовную академию. В 1891 г. пострижен в монашество, рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха. С 1892 г. — ректор Казанской, затем Холмской духовной семинарии. С 1897 г. — епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии. С 1898 г. — епископ Алеутский и Аляскинский. С 1905 г. — архиепископ Алеутский и СевероАмериканский. С 1907 г. — архиепископ Ярославский и Ростовский. С 1914 г. — архиепископ Виленский и Литовский. С июня 1917 г. — архиепископ, затем митрополит Московский и Коломенский. С ноября 1917 г. — Патриарх Московский и всея России. С ноября 1918 по январь 1919 г., с декабря 1919 по январь 1920 г. и с мая 1922 по июнь 1923 г. находился под арестом. В 1989 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых.

а вписано коричневыми чернилами над строкой вместо ранее написанного и расплывшегося: даже.

9 Винокуров Александр Николаевич (1869-1944), советский политический и государственный деятель. С 1893 г. — член Коммунистической партии. Член ВЦИК, ЦИК СССР. В 1918-1921 гг. — нарком социального обеспечения, заместитель наркома труда. В 1921-1923 гг. — заместитель председателя ЦК Помгол-Последгол при ВЦИК, готовил совместно с представителем Патриарха Тихона нормативные документы об участии Православной Российской Церкви в деле помощи голодающим. С 1924 г. — председатель Верховного суда СССР. С 1938 г. — начальник отдела санитарного просвещения Наркомата здравоохранения СССР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 bona fide (лат.) — чистосердечно.

11 Карельская операция 1921-1922 гг. — подавление советскими пограничниками и частями Красной армии восстания в центральной и северной Карелии. Восстание шло с октября 1921 по февраль 1922 г. при военной и финансовой поддержке националистически настроенных кругов Финляндии с целью присоединения к ней территории советской Карелии. Сепаратистские настроения возникли в ответ на проведение недопустимыми методами политики «военного коммунизма» и советизации, обрекавшими местное население на смерть от голода. Об этом см.: Карельское восстание 1921-1922 гг. URL: https://tiina.livejournal.com/6454274.html (дата обращения: 24.12.2020).

Что помощь голодающим служит только благовидным поводом для ограбления Церквей, Вы, близко поставленный к этому делу, если бы хотели, могли бы убедиться уже из одного того, что большевики отвергли просьбу не трогать святынь, а ограничиться сбором пожертвований, которые Церковь обязалась произвести для голодающих. Почему же это? Разве голодающим непременно нужны священные сосуды и ризы с икон? Не усматриваете ли Вы в этом новое доказательство, что вовсе не в помощи голодающим суть дела. Слишком для жидов удобный повод, чтобы отказаться от удовольствия оскорбить Русский народ в самых дорогих для него чувствах, надругаться над его верой, осквернить его святыни, особенно если еще это можно сделать при благосклонно л. 13 об. содействии некоторых епископов. Снова Шейлок || потребовал фунт живого христианского мяса и на этот раз с Вашего благословения безнаказанно его получил12. Это ли не торжество! Неужели Вы этого не чувствуете. Позор вам, если это так!

Для жидов церковные святыни, конечно, имеют только ценность металла и им непонятно глубокое возмущение верующих святотатством и кощунственным отношение агентов безбожной власти к вещам и предметам, искони имеющим в глазах православного народа значение святынь. Если это им непонятно, то Вам-то, православному Епископу, понятно это или нет? Позор Вам, если непонятно! А если понятно, то как Вы можете оправдывать действия безбожников и кощунников. Я был свидетелем, как снятые с образов ризы и сорванные с Евангелий серебряные крышки при погрузке на автомобили утаптывались ногами грабителей. А как современные янычары в шапках ходили в алтарях вокруг престолов, курили, плевали, произносили срамные слова — это Вам известно, или нет? Ни один верующий, конечно, не мог отнестись к этому церковному ограблению и к методам этого ограбления с таким благодушием, с каким относитесь Вы, православный Епископ, не только не возмущаясь этим и не протестуя, но даже с церковной кафедры оправдывая все эти бесчинства и выступив даже, в качестве советского эксперта, на суде активным обвинителем наиболее чутких пастырей церкви и верующих, которые не могли вынести совершаемого позорища.

Для всех очевидно, что Вы являетесь подлинным виновником приговора о расстрелах, а не ходатаем за осужденных, как Вы в своих проповедях лицемерно пытаетесь замести следы своего преступления против Церкви. Если несчастных рас[с]треляют, то несомненно Вы будете их палачом[,] и кровь их будет на Вас, а православная Церковь увеличит сонм своих мучеников, уму-

12 Шейлок (англ. 8Ьу1оск), самый известный еврейский образ в британской литературе, персонаж пьесы У Шекспира «Венецианский купец». Согласно сюжету пьесы, ростовщик Шейлок дает взаймы деньги купцу Антонио под залог фунта мяса из его груди и настырно требует по суду выполнения этого договора.

ченных || одним из епископов13. Этого Вы не можете не чувствовать в тайниках п. 14 своей совести, если только она у Вас есть!

Вы говорите с[о] своими единомышленниками о поместном соборе, собираясь кого-то судить. Какой может быть в настоящее время Собор, когда ни один гражданин в России не может высказать своего мнения, когда нет никакой печати, кроме правительственной, когда вся Русь представляет собою сплошной застенок! Неужели Вам не ясно из политической организации нашей нынешней власти, что на Собор созваны будут только угодные ей люди, сфаль[си]фицированы будут только угодные мнения, сфабрикованы угодные постановления. Разве на примере «Всероссийских» и всяких иных съездов совдепов мы не видим, чуть не ежедневно, как по тому или иному поводу сгоняются бараны, чтобы голосовать заранее заготовленные юркими жидами резолюции. И это выдается за мнение страны, за народную волю! А кого осудил бы Собор, если бы он был созван на началах свободного избрания представителей, конечно, двух мнений быть не может.

Я хотел сказать еще несколько слов о Вашем богослужении, но письмо мое слишком затянулось, а я не сказал по затронутым мною вопросам и сотой доли того, что следовало бы сказать. Поэтому кончаю. Скажу лишь, что для того, чтобы вместо «за ны» произносить «за нас», вместо «в онь» — «в него», вовсе не стоило делать такого шума и подвергать Церковь опасности раскола14!

Да. еще Ваши соратники. В какую компанию Вы попали? Невежественные, не брезгающие никакими средствами, до подлогов и фальшивых подписей включительно. Опомнитесь, Владыко!

Верующий.

Архив ГМИР. Ф. 13. Оп. 1. Д. 140. Л. 11-14. Рукописная копия того времени на листах линованной бумаги, автограф коричневыми чернилами И. М. Трегубова. На л. 11 в правом верхнем углу теми же чернилами помета в прямоугольной рамке: «В оригинале орфография старая». На л. 12 об. внизу перевернутый и коричневыми чернилами зачеркнутый рукописный текст подписного листа: «Подписи жителей г. Москвы къ Обращенш, адресованному на имя Всероссшскаго Церковнаго Собора». Документ датирован по публикации в газете «Известиях ВЦИК» от 1 июня 1922 г. (№ 120) постановления Президиума ВЦИК о приведении в исполнение приговора Московского ревтрибунала по делу духовенства и верующих.

13 В мае 1922 г. на процессе Московского ревтрибунала по делу московского духовенства и верующих, оказавших сопротивление изъятию церковных ценностей, вместе с епископом Антонином (Грановским) участвовали в качестве экспертов профессор Н. Д. Кузнецов, протоиерей С. А. Ледовский и священник С. В. Калиновский. В последний день судебного заседания, 8 мая 1922 г., ревтрибунал приговорил 11 обвиняемых к высшей мере наказания. Постановление ВЦИК о помиловании шестерых из них было напечатано в номере газеты «Известия ВЦИК» от 1 июня 1922 г.

14 Имеются в виду попытки епископа Антонина реформировать язык богослужения путем замены церковнославянских слов их русскими переводами. Об этой деятельности владыки более подробно см.: Кравецкий А. Г., Плетнева А. А. История церковнославянского языка в России (конец Х1Х-ХХ в.). М., 2001. С. 195-198.

С. Г. Петров источники

1. [Лихачев В. Положение и состояние Русской Православной Церкви в 1918-1924 гг. (По материалам архивного фонда канцелярии Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода). Курсовое сочинение. СПбДА, 1999. Ч. 2]. URL: https://web.archive. org/web/20160305213835/http://korolev.msk.ru/books/dc/Rpc22y_1913289.html (дата обращения: 28.02.2021).

2. Архив Государственного музея истории религии (ГМИР). Ф. 13. Оп. 1. Д. 140.

3. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. / изд. подг. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. М.; Новосибирск, 1997. Кн. 1.

4. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь / изд. подг. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. М.; Новосибирск, 1998. Кн. 2.

5. Верующим сынам православной церкви России // Известия ВЦИК. 1922. 14 мая (№ 106).

6. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-1235. Оп. 39. Д. 27, 86; Оп. 96. Д. 167; Ф. Р-4652. Оп. 1. Д. 5.

7. На церковные ценности // Известия ВЦИК. 1922. 13 июня (№ 129).

8. На церковные ценности // Известия ВЦИК. 1922. 2 июня (№ 121).

9. Обращение к патриарху Тихону // Известия ВЦИК. 1922. 30 марта (№ 72).

10. Один миллион золотом в счет реализуемых церковных ценностей // Известия. 1922. 11 апреля (№ 81).

11. Покупка хлеба на церковные ценности // Известия ВЦИК. 1922. 1 апреля (№ 74).

12. Постановление Президиума ВЦИК по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей // Известия ВЦИК. 1922. 1 июня (№ 120).

13. Привлечение еп[ископа] Антонина к работе в ЦК Помгол // Известия ВЦИК. 1922. 29 марта (№ 71).

14. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 831. Оп. 1. Д. 197.

15. Хлеб для голодающих в счет церковных ценностей // Известия ВЦИК. 1922. 29 апреля (№ 94).

16. Хлеб на изъятые церковные ценности // Известия ВЦИК. 1922. 16 мая (№ 107).

17. Хлеб на ценности уже закупается // Известия ВЦИК. 1922. 9 мая (№ 101).

18. Хлеб на церковные ценности // Известия ВЦИК. 1922. 1 июня (№ 120).

19. Хлеб на церковные ценности // Известия ВЦИК. 1922. 23 апреля (№ 89).

20. Хлеб на церковные ценности // Известия ВЦИК. 1922. 30 апреля (№ 95).

21. Хлеб на церковные ценности // Известия ВЦИК. 1922. 7 мая (№ 100).

22. Ю. П. Епископ Антонин об изъятии ценностей. (Из беседы) // Известия ВЦИК. 1922. 23 марта (№ 66).

литература

1. Антонин (Грановский) // Сайт «Википедия — свободная энциклопедия». URL: Ь11р8://ги^1Ырей1а.ог§М1к[/Антонин_(Грановский) (дата обращения: 24.12.2020).

2. Каверин Н. Обновленческий епископ Антонин Грановский: Краткий биографический очерк // Сайт «Благодатный огонь». URL: www.blagogon.ru/biblio/385/ (дата обращения: 14.01.2021).

3. Карельское восстание 1921-1922 гг. // Сайт «Живой журнал». URL: https://tiina.live-journal.com/6454274.html (дата обращения: 24.12.2020).

4. Кравецкий А. Г., Плетнева А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX-XX в.). М., 2001.

5. Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви // «Обновленческий» раскол (материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). М., 2002. С. 129-605.

6. Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М.; Küs-nacht, 1996.

7. Петров С. Г. Богослужение обновленческого митрополита Антонина (Грановского) глазами православного духовенства и монашества // Вестник НГУ Сер.: История, филология. 2021. Т. 20, № 8: История. С. 124-137.

8. Соловьев И., иер. «Обновленческий» раскол и литургические реформы // Церковный вестник. 2008. 27 июня (№ 12 (385)). URL: e-vestnik.ru/church/obnovlencheskij_ras-kol_liturgia/ (дата обращения: 14.01.2021).

9. Трегубов Иван Михайлович // Сайт «Википедия — свободная энциклопедия». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Трегубов,_Иван_Михайлович (дата обращения: 24.12.2020).

10. Федосеев А., прот. Антонин Грановский и обновленчество // Форум «Русская беседа». URL: forum.rusbeseda.org/index.php?topic=13786.0 (дата обращения: 24.12.2020).

11. Цыпин В., прот., Иннокентий (Павлов), игум. Антонин (Грановский) // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 682-684.

Stanislav G. Petrov

church service of the renovationist metropolitan antonin (granovsky) through the eyes of the orthodox believers

Abstract. The article considers a previously unknown historical source dedicated to the peculiarities of the divine services of one of the leaders of the Renovationist schism in the Orthodox Russian Church — Bishop Antonin (Granovsky; 1865-1927). This paper is a continuation of the article already submitted for publication, which highlights the liturgical practice

of the Renovationist bishop, detailed in a report sent to Patriarch Tikhon by the clergy and monastics of the Moscow Passion Monastery. The purpose of this article is to publish and introduce into scientific circulation a publicistic work under the title "Don't You Know?" which appeared in the Moscow church environment in the form of an open letter, and was signed with the anonymous signature "Believer". The letter disputes sharply the Bishop Antonin's sermon heard in one of the Moscow churches and judges his reform efforts to change the language of worship. The events from the bishop's life, noted in the open letter, have been presented in detail: from official support for the confiscation of church valuables and to the creation of the Renovationist Supreme Church Administration, headed by Bishop Antonin. It is concluded that the author of the open letter foresaw almost all the goals pursued by the Bolsheviks with the campaign for confiscation of church valuables and through their invitation of Bishop Antonin to participate in it as a representative of the Russian Orthodox Church. The article provides information on the storage location and history of the creation of a copy of the open letter, the text of which is also published here. It has been established that this copy was a manuscript by a well-known religious and public figure of that time, writer and journalist I. M. Tregubov (1858-1931). The open letter to the Renovationist Bishop Antonin is published in accordance with the modern scientific norms of archeography.

Keywords: Russian Orthodox Church, Renovationist schism, confiscation of church valuables, Patriarch Tikhon, Bishop Antonin (Granovsky), sources.

Citation. Petrov S. G. Bogosluzhenie obnovlencheskogo mitropolita Antonina (Granovsk-ogo) glazami pravoslavnykh veruiushchikh [Church Service of the Renovationist Metropolitan Antonin (Granovsky) Through the Eyes of the Orthodox Believers]. Vestnik Ekaterinburg-skoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2021, no. 35, pp. 214-231. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-35-214-231

About the author. Petrov Stanislav Gennadievich — PhD (History), Associate Professor, Head of the Sector of Archeography and Source Study of the Institute of History, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Russia, Novosibirsk). E-mail: petrov_istochnik@mail.ru

Submitted on 28 March, 2021 Accepted on 10 June, 2021

References

1. Antonin (Granovskii) [Antonin (Granovsky)]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ AHTOHMH_(rpaHOBCKMM) (accessed: 24.12.2020).

2. Fedoseev A., prot. Antonin Granovskii i obnovlenchestvo [Antonin Granovsky and Re-novationism]. Available at: http://forum.rusbeseda.org/index.php?topic=13786.0 (accessed: 24.12.2020).

3. Karel'skoe vosstanie 1921-1922 gg. [Karelian Uprising of 1921-1922]. Available at: https://tii-na.livejournal.com/6454274.html (accessed: 24.12.2020).

4. Kaverin N. Obnovlencheskii episkop Antonin Granovskii: Kratkii biograficheskii ocherk [Renovation Bishop Antonin Granovsky: A Brief Biographical Study]. Available at: www.bla-gogon.ru/biblio/385/ (accessed: 14.01.2021).

5. Kravetsky A. G., Pletneva A. A. Istoriia tserkovnoslavianskogo iazyka v Rossii (konets XIX-XXv.) [History of the Church Slavonic Language in Russia (Late 19th-20th Centuries)]. Moscow, 2001.

6. Kuznetsov A. I. Obnovlencheskii raskol v Russkoi Tserkvi [The Renovationist Schism in the Russian Church]. «Obnovlencheskii» raskol (materialy dlia tserkovno-istoricheskoi i kanon-icheskoi kharakteristiki) ["Renovationist" Schism (Materials for Church-Historical and Canonical Characteristics)]. Moscow, 2002, pp. 129-605.

7. Levitin A., Shavrov V. Ocherki po istorii russkoi tserkovnoi smuty [Essays on the History of the Russian Church Turmoil]. Moscow; Küsnacht, 1996.

8. Petrov S. G. Bogosluzhenie obnovlencheskogo mitropolita Antonina (Granovskogo) glazami pravoslavnogo dukhovenstva i monashestva [Church Service of the Renovationist Metropolitan Antonin (Granovsky) Through the Eyes of the Orthodox Clergy and Monasti-cism]. Vestnik NGU. Seriia: Istoriia, filologiia — NSUBulletin. Series: History and Philology, 2021, vol. 20, no. 8 [in print].

9. Pokrovsky N. N., Petrov S. G. (eds.). Arkhivy Kremlia: Politbiuro i Tserkov'. 1922-1925gg. [Archives of the Kremlin: the Political Bureau and the Church. 1922-1925]. Moscow; Novosibirsk, 1997, vol. 1.

10. Pokrovsky N. N., Petrov S. G. (eds.). Arkhivy Kremlia: Politbiuro i Tserkov'. 1922-1925 gg. [Archives of the Kremlin: the Political Bureau and the Church. 1922-1925]. Moscow; Novosibirsk, 1998, vol. 2.

11. Solov'ev I., ier. «Obnovlencheskii» raskol i liturgicheskie reformy ["Renovationist" Schism and Liturgical Reforms]. Tserkovnyi vestnik — Church Bulletin, 2008, June 27, no. 12 (385). Available at: http://e-vestnik.ru/church/obnovlencheskij_raskol_liturgia/ (accessed: 14.01.2021).

12. Tregubov Ivan Mikhailovich. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Tpery6oB,_ MBaH_MHxaHnoBHH (accessed: 24.12.2020).

13. Tsypin V., prot., Innokentii (Pavlov), igum. Antonin (Granovsky). Pravoslavnaia entsik-lopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2001, vol. 2, pp. 682-684.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.