Научная статья на тему 'Богослужебные практики и культовые искусства: проблемы и перспективы исследований (подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-04-14040)'

Богослужебные практики и культовые искусства: проблемы и перспективы исследований (подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-04-14040) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ВЕРА / БОГОСЛУЖЕБНАЯ ПРАКТИКА / ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ / РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО / КУЛЬТОВОЕ ИСКУССТВО / RELIGION / BELIEF / LITURGICAL PRACTICE / TRADITIONAL BELIEFS / RELIGION AND ART / CULT ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хватова Светлана Ивановна, Сергеева Пелагея Александровна

Анализируются итоги прошедшей Международной научной конференции «Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе» на базе Адыгейского государственного университета (Россия, Майкоп). Расскрываются многоплановость и разнонаправленность научных интересов ученых искусствоведов, историков, педагогов, психологов, религиоведов, филологов, философов. Очевидна попытка коллективного взаимодействия по планированию стратегии и тактики дальнейших научных исследований в данном направлении, а также унификации специальной терминологии, относящейся как к базовым понятиям «религия», «вера», «традиционная вера», «монотеизм», «политеизм», «язычество», так и к прикладным определениям «религиозная музыка», «духовная музыка», «религиозные обряды», «религиозное искусство» и т.п. В процессе работы конференции выявлены недостаточная сформированность научных контактов: слабая корреляция ученых, исследующих богослужебные практики и культовые искусства в поликультурном мире; отсутствие общих и специфических методологических установок анализа культовых искусств в контексте богослужебных практик; несогласованность терминологии у ученых разных научных направлений, этнической и конфессиональной принадлежности; отсутствие фонда видеои аудио материалов, позволяющих составить представление о мозаичной картине современного поликонфессионального общества; неравномерность фиксации и научного осмысления современного состояния процессов религиозного и национального возрождения современной постсоветской России, усиления потребности практического отправления богослужений и интереса к культовым искусствам. Установлено, что подобная ситуация может инициировать долговременные научные изыскания в рамках исследовательского проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liturgical practices and cult arts: problems and prospects of researches

This paper provides information on the International Scientific Conference «Liturgical Practices and Cult Arts in the Multiethnic Region» held in the Adyghe State University (Russia, Maikop). Diversity and divergence of scientific interests of scientific art critics, historians, teachers, psychologists, religion investigators, philologists and philosophers, participating in this event are disclosed. An attempt of collective interaction on planning strategy and tactics of further scientific research in this direction is undertaken, as well as the special terminology related both to the basic concepts «religion», «belief», «traditional belief», «monotheism», «polytheism», «paganism» and to applied definitions of «religious music», «sacred music», «religious practices», «religious art», etc. is unified. The work of the conference revealed insufficient formation of scientific contacts, weak correlation of the scientists investigating liturgical practices and cult arts in the multicultural world; lack of the general and specific methodological principles of the analysis of cult arts in the context of the liturgical practices; inconsistency of terminology at the scientists of various scientific directions, ethnic and confessional origin; absence of fund of the video and audio material allowing making an idea of a mosaic picture of modern multiconfessional society; unevenness of fixing and scientific judgment of the current state of processes of religious and national revival of modern Post-Soviet Russia and strengthening requirement of practical departure of church services and interest in cult arts. It is established that such situation can initiate long-term scientific researches within the research project.

Текст научной работы на тему «Богослужебные практики и культовые искусства: проблемы и перспективы исследований (подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-04-14040)»

УДК 783.2 : 2

ББК 85.319

хзо

Хватова С. И.

Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея, член-корреспондент Российской академии естествознания, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета, заведующая кафедрой музыкально-исполнительских дисциплин, e-mail: hvatova_svetlana@mail.ru

Сергеева П. А.

Заслуженный работник культуры Республики Адыгея, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Института искусств Адыгейского государственного университета, e-mail: pelagej.sergeeva@yandex. ru

Богослужебные практики и культовые искусства: проблемы и перспективы исследований

(подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-04-14040) (Рецензирована)

Аннотация:

Анализируются итоги прошедшей Международной научной конференции «Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе» на базе Адыгейского государственного университета (Россия, Майкоп). Расскрываются многоплановость и разнонаправленность научных интересов ученых искусствоведов, историков, педагогов, психологов, религиоведов, филологов, философов. Очевидна попытка коллективного взаимодействия по планированию стратегии и тактики дальнейших научных исследований в данном направлении, а также унификации специальной терминологии, относящейся как к базовым понятиям - «религия», «вера», «традиционная вера», «монотеизм», «политеизм», «язычество», так и к прикладным определениям - «религиозная музыка», «духовная музыка», «религиозные обряды», «религиозное искусство» и т.п. В процессе работы конференции выявлены недостаточная сформированность научных контактов: слабая корреляция ученых, исследующих богослужебные практики и культовые искусства в поликультурном мире; отсутствие общих и специфических методологических установок анализа культовых искусств в контексте богослужебных практик; несогласованность терминологии у ученых разных научных направлений, этнической и конфессиональной принадлежности; отсутствие фонда видео- и аудио материалов, позволяющих составить представление о мозаичной картине современного поликонфессионального общества; неравномерность фиксации и научного осмысления современного состояния процессов религиозного и национального возрождения современной постсоветской России, усиления потребности практического отправления богослужений и интереса к культовым искусствам. Установлено, что подобная ситуация может инициировать долговременные научные изыскания в рамках исследовательского проекта.

Ключевые слова:

Религия, вера, богослужебная практика, традиционные верования, религия и искусство, культовое искусство.

Khvatova S.I.

Honored Worker of Arts of the Republic of Adyghea, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Doctor of Art Criticism, Professor of the Department of the Theory, History of Music and Technique of Musical Education of Institute of Arts, the Adyghe State University, Head of the Department of Musical and Performing Disciplines, e-mail: hvatova_svetlana@mail. ru

Sergeeva P.A.

Honored Worker of Culture of the Republic of Adyghea, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Musical and Performing Disciplines of Institute of Arts, the Adyghe State University, e-mail: pelagej.sergeeva@yandex.ru

Liturgical practices and cult arts: problems and prospects of researches

Abstract:

This paper provides information on the International Scientific Conference «Liturgical Practices and Cult Arts in the Multiethnic Region» held in the Adyghe State University (Russia, Maikop). Diversity and divergence of scientific interests of scientific art critics, historians, teachers, psychologists, religion investigators, philologists and philosophers, participating in this event are disclosed. An attempt of collective interaction on planning strategy and tactics of further scientific research in this direction is undertaken, as well as the special terminology related both to the basic concepts «religion», «belief», «traditional belief», «monotheism», «polytheism», «paganism» and to applied definitions of «religious music», «sacred music», «religious practices», «religious art», etc. is unified. The work of the conference revealed insufficient formation of scientific contacts, weak correlation of the scientists investigating liturgical practices and cult arts in the multicultural world; lack of the general and specific methodological principles of the analysis of cult arts in the context of the liturgical practices; inconsistency of terminology at the scientists of various scientific directions, ethnic and confessional origin; absence of fund of the video and audio material allowing making an idea of a mosaic picture of modern multiconfessional society; unevenness of fixing and scientific judgment of the current state of processes of religious and national revival of modern Post-Soviet Russia and strengthening requirement of practical departure of church services and interest in cult arts. It is established that such situation can initiate long-term scientific researches within the research project.

Keywords:

Religion, belief, liturgical practice, traditional beliefs, religion and art, cult art.

В Адыгейском государственном университете с 19 по 22 сентября 2016 года при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 16-04-14040) состоялась Международная научная конференция «Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе». В конференции участвовали богословы, искусствоведы, историки, культурологи, религиоведы, философы, этнографы из Абхазии, Белоруссии, Германии, Грузии, Италии, Молдовы, Румынии, Фран-

ции, различных регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Краснодар, Майкоп, Махачкала, Ростов-на-Дону, Саратов, Черкесск, Элиста). Представлены доклады о богослужебных практиках и культовых искусствах всех ведущих мировых конфессий, а также традиционных народных верований. Руководитель проекта по гранту Российского гуманитарного научного фонда - доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыкально-исполнительских дисциплин

Института искусств Адыгейского государственного университета Хватова Светлана Ивановна.

Оргкомитету были представлены около 100 докладов, из них свыше 60 отобраны для публикации в сборнике статей, среди которых 22 доклада докторов наук, 20 - кандидатов. Интересно, что 90 % участников присутствовали на конференции очно, что является беспрецедентным фактом - в гостях в Адыгее побывали 12 профессоров ведущих консерваторий и институтов культуры России, а также профессора зарубежных университетов, занимающиеся церковными искусствами. На конференции обсуждались вопросы истории и теории богослужебных практик, рассматривалась специфика практического отправления богослужения во многоконфессиональных регионах в начале XXI столетия, анализировалось бытование традиционной веры в современных реалиях и роль искусства в сакральных действах, поднималась проблема творческой самореализации в культовых искусствах. Отдельный разговор состоялся о роли искусства, религии, образования в воспитании личности. В центре внимания участников конференции оказалась современная иеротопическая деятельность человека [1].

В докладах подвергались осмыслению процессы этнического и национального возрождения в постсоветское время, возросшая потребность в практическом отправлении богослужений. Многие материалы, представленные авторами, прозвучали в научном сообществе впервые. Часто они являлись результатом полевой экспедиционной работы. Несмотря на разность мировоззренческих позиций, явления культового искусства рассматривались с философских, искусствоведческих, религиоведческих, психолого-педагогических и других позиций.

Н. Г. Денисов - доктор искусствоведения, заместитель начальника департамента гуманитарных наук РГНФ, присут-

ствовавший на открытии конференции, - отметил прекрасную базу Адыгейского государственного университета, которая как нельзя лучше соответствует подобным международным форумам: новое общежитие в спортивном комплексе «Якуб Коблев», замечательные конференц-залы, актовый зал, малый зал Института искусств, научную библиотеку. «То, что удалось увидеть за один день, - отметил Н. Г. Денисов, - впечатляет. Пристальное внимание ректора Р. Д. Хунагова к данному научному событию, его постоянное содействие, работа как во время открытия конференции, так и на протяжении всех четырех дней - встречи с зарубежными и российскими гостями, налаживание творческих и политических связей, прием у главы региона А. К. Тхакушинова - доказывает, что научный вектор развития университета является на сегодня определяющим и находится в фокусе внимания руководителя вуза».

По мнению Н. Г. Денисова, подобные проекты могут реализовываться в Адыгее. Этот регион известен многовековыми традициями взаимодействия и взаимопонимания людей различной этнической и конфессиональной принадлежности. «Идея профессора АГУ С. И. Хва-товой продолжить разработку темы своей докторской диссертации (защищена в 2012 году), посвященной современной православной певческой традиции, но уже с привлечением материалов, основанных на богослужебных практиках других конфессий - буддизма, ислама, иудаизма и других, - может оказаться весьма продуктивной. Однако вряд ли это по силам одному ученому, необходима реализация многолетнего коллективного исследовательского проекта» (из беседы с Н. Г. Денисовым 19 сентября 2016 года). Социальный заказ на подобное научное исследование - новая и важная стратегия современной гуманитарной науки.

Конференция завершилась круглым столом по проблемам религии и искус-

ствоведения. Участники обнаружили несогласованность действий представителей различных гуманитарных наук, терминологическое несоответствие названий одинаковых явлений в отправлениях богослужений и культовых искусствах, а также различное толкование одних и тех же понятий в разном контексте. Организаторы конференции были нацелены на выработку методологических установок исследования культовых искусств в контексте богослужебной и культовой практик и решение проблемы согласования терминологии, используемой учеными разных научных направлений, этнической и конфессиональной принадлежности.

В рамках конференции 22 сентября состоялись мастер-классы профессоров, изъявивших желание поделиться со студентами Института искусств новыми идеями и концепциями. Так, профессор Ростовской государственной консерватории Н. В. Бекетова представила оригинальное видение отражения русской истории в русской опере XIX века в рамках мастер-класса, посвященного русской опере. Профессор, заведующая кафедрой методики преподавания музыки и ИЗО Курского государственного университета Космовская М.Л. поведала студентам о духовной составляющей «Знаменских чтений», ежегодно проводимых в Курском государственном университете.

На базе камерного хора студентов Института искусств состоялись мастер-классы, посвященные специфике работы над хоровыми произведениями, написанными на канонические богослужебные тексты. Профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования Орловского государственного университета Л. В. Малацай показала специфику работы над духовными песнопениями в хоровом классе, в том числе и «церковной манеры пения» [2]. Особая атмосфера царила во время работы с хором о. Александра (Кедрова) - регента собора Св. Блг. Александра Невского г. Парижа (Франция), -

потомка знаменитой семьи русских эмигрантов, известных русских композиторов, писавших музыку для церкви. Принципы работы с вокальным ансамблем, продемонстрированные о. Александром во время научного доклада, нашли практическое воплощение во время разучивания с хором песнопения П. И. Чайковского «Святый Боже» из «Литургии святого Иоанна Златоустаго».

Хрущева М.Г, профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, предположила, что масштабность события предполагает необходимость определенного времени для осознания столь разнообразной научной информации, которая, в свою очередь, тут же порождала новые перспективные идеи для будущих исследований (и в первую очередь - для молодых ученых и студентов). «Отбор оргкомитетом научных статей/докладов был произведен весьма тщательно и столь информативно «спрессованные» тексты побуждали к вопросам и дискуссиям, которые зачастую приходилось переносить в кулуарные обсуждения (что естественно), и более того - они послужили явно для продумывания проблематики и тематики следующей запланированной конференции. Сейчас выделить какие-то доклады просто невозможно: каждый находит нечто своё, но для осмысления и обобщения необходимо время» (из интервью с М. Г. Хрущевой 21.09.2016).

Традиционно на конференциях, посвященных искусству, присутствует и культурная программа. Не стала исключением и данная конференция. Участники научного форума 19 сентября посетили Майкопскую соборную мечеть, где весьма информативную экскурсию провел доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета А. А. Шаов. 21 сентября была организована поездка в Свято-Михайловскую Афонскую пустынь (мужской православный монастырь), где

для гостей Республики Адыгея экскурсию провел летописец монастыря о. Михаил. Учитывая многоконфессиональный состав участников конференции, материал подавался экскурсоводами предельно корректно, с культурологических позиций и вызвал восхищение у почетных зарубежных гостей, исследователей богослужебного пения - аббата Бернарда (Италия, Рим, Орден Святого Бенедикта), о. Александра Кедрова (Париж, собор Святого Благоверного Александра Невского), о. Александрела Барнеа (Румыния, Яский богословский университет). Эстетическим подарком 21 сентября оказалась Персональная выставка Елены Абакумовой в музее (Государственный музей искусства народов востока - Северо-Кавказский филиал), занявшей все два этажа. В произведениях известного художника, заведующей кафедрой изобразительного искусства и дизайна отразилось своеобразие многогранной духовной жизни региона, диалог культур средствами интернационального языка искусства, что гармонировало с направленностью работы научной конференции.

На наш взгляд, подобные научные мероприятия, в рамках которых искус-

ствоведение взаимодействует со множеством смежных наук в исследовании богослужебных практик и культовых искусств, весьма перспективны, поскольку в процессе работы конференции выявлены недостаточная сформированность научных контактов; слабая корреляция ученых, исследующих богослужебные практики и культовые искусства в поликультурном мире; отсутствие общих и специфических методологических установок анализа культовых искусств в контексте богослужебных практик; несогласованность терминологии у ученых разных научных направлений, этнической и конфессиональной принадлежности; отсутствие фонда видео- и аудио материалов, позволяющих составить представление о мозаичной картине современного поликонфессионального общества; неравномерность фиксации и научного осмысления современного состояния процессов религиозного и национального возрождения современной постсоветской России, усиления потребности практического отправления богослужений и интереса к культовым искусствам. Это может инициировать долговременные научные изыскания в рамках исследовательского проекта.

Примечания:

1. Лидов A.M. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / ред.-сост. A.M. Лидов. М.: Феория, 2006. С. 9-58.

2. Об этом подробнее: Khvatova S.I. Ortodox singing tradition of the Early XXI century // Texts : Art and Literature Scientific and Analitical Journal. Bruxelles, 2013. № 1. P. 86-91 ; Хватова С.И. Исполнительская интерпретация духовных песнопений: к проблеме церковной манеры звукоизвлечения // Гуманитарные и социально-экономические науки: Северо-Кавказский научный центр высшей школы. 2007. № 3 (34). С. 212217; Хватова С.И. Богослужебное пение в современной России: в поисках «идеальной модели» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2008. Вып. 10 (38). С. 224-230.

References:

1. Lidov A.M. Creation of sacred spaces as a form of art and a subject of historical research // Hierotopy. Creation of sacred spaces in Byzantium and Ancient Rus / ed. and сотр. by

A.M. Lidov. M.: Feoria, 2006, P. 9-58.

2. For more detail: Khvatova S.I. Ortodox singing tradition of the Early XXI century // Texts: Art and Literature Scientific and Analitical Journal. Bruxelles, 2013. No. 1. P. 8691; Khvatova S.I. Performing interpretation of spiritual songs: on the problem of church manner of sound making // Humanitarian and socio-economic sciences: North-Caucasus scientific center of higher school. 2007. No. 3 (34). P. 212-217; Khvatova S.I. Liturgical singing in modern Russia: in search of the «ideal model» // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2008. Iss. 10 (38). P. 224-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.