Научная статья на тему 'Богослужебное пение в современной России: в поисках «Идеальной модели»'

Богослужебное пение в современной России: в поисках «Идеальной модели» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
908
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ / КАФЕДРАЛЬНОЕ / ПРИХОДСКОЕ И МОНАСТЫРСКОЕ ПЕНИЕ / СОВРЕМЕННОЕ КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хватова Светлана Ивановна

В статье рассматриваются вопросы многообразия богослужебных песнопений современной России. Выделяется несколько стилей хорового исполнительства: кафедральный, приходской, монастырский и фольклоризированный. Музыка композиторов, созидающих для церкви, ориентирована на две стилевые модели: XI-XVII веков донотного периода (знаменные) и практикующий партесное пение более позднего происхождения (XVII-XX столетий). Сегодня очевидна тенденция к их сближению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Богослужебное пение в современной России: в поисках «Идеальной модели»»

УДК 783 ББК 85.318 Х 30

С.И. Хватова Богослужебное пение в современной России: в поисках «идеальной модели»

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы многообразия богослужебных песнопений современной России. Выделяется несколько стилей хорового исполнительства: кафедральный, приходской, монастырский и фольклоризированный. Музыка композиторов, созидающих для церкви, ориентирована на две стилевые модели: Х1-ХУ11 веков донотного периода (знаменные) и практикующий партесное пение более позднего происхождения (ХУ11-ХХ столетий). Сегодня очевидна тенденция к их сближению.

Ключевые слова:

Богослужебное пение, кафедральное, приходское и монастырское пение, современное композиторское творчество.

Обращение к религии явилось необходимым противовесом разрушительной силе политических преобразований в России, духовным прибежищем русского народа в эпоху перемен, обретением «нового старого отечества». В вере реализовалась извечная тяга человека к «незыблемому, несокрушимому», ибо, по мнению В. Медушевского, «...вера есть предчувствие и обретение опоры и сердечная мысль о мире, положенная в основу жизни. Вера ищет единое, устремлена к корням бытия, к основам, к мировоззренческой тонике. Ее функция - быть центром и основанием личности, истоком и утверждением нравственных движений сердца, заключать в себе побуждения всех духовных сил» [1: 6].

Возникает активный творческий интерес к культовым жанрам, но сказалось долгое отсутствие системы в работе над подобными произведениями и, вполне естественно, что наиболее часто композиторы обращаются к хоровому концерту, в котором так или иначе присутствовали духовные тексты, или же они подразумевались. Теперь именно духовная музыка - объект повышенного спроса и внимания. Это, по мнению Л. Раабена, было не эволюционное восхождение и не закономерное возрождение духовной тематики, а именно прорыв композиторов к религии, «.вызвавший отчаянное сопротивление властей, ибо эта тематика била по самым фундаментальным основам материалистической идеологии» [2: 347]. Он полагает, что в условиях нарастающего духовного кризиса именно религия явилась наиболее действенной формой морального противостояния режиму.

Возвращение к религиозной музыке в канун 1000-летия Крещения Руси ознаменовалось признанием святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Пименом заслуг русской композиторской школы в истории богослужебного пения. Впервые духовным лицом такого ранга в один ряд поставлены старинные роспевы и авторская музыка, как равноправные участники музыкального служения: «У нас иногда говорят, что песнопения Русской Православной Церкви „намоленны“. Мы тщательно сберегаем старинные церковные роспевы: знаменный, киевский, греческий, болгарский и другие. Мы с благодарностью храним также произведения Д. Бортнянского, А. Веделя, протоиерея Петра Турчанинова, Ф. Львова, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Архангельского, М. Ипполитова-Иванова, А. Кастальского, С. Смоленского, П. Чеснокова и многих других русских композиторов, вложивших свой гений в религиозную музыку» [3]. Происходившие в музыке процессы требовали осмысления и оценки. Прорыв в композиторском творчестве вызвал к жизни аналогичное явление в музыковедении. Началось активное исследование истории традиционных жанров богослужебного пения и

других разновидностей духовной музыки, как, например, духовные стихи, хоровые концерты.

Возвращение храмов в лоно Русской Православной Церкви, восстановление их, освящение и возобновление богослужений вызвали к жизни необходимость в создании множества камерных церковных хоровых коллективов, чаще даже - ансамблей. Естественно, что сразу обеспечить все храмы кадрами, обученными в регентско-певческих семинариях или школах, было невозможно, музыканты же, получившие «светское» образование, охотно включились в процесс исполнения богослужебных песнопений, многие занялись регентской работой. В 90-е годы ХХ столетия главной проблемой настоятелей и регентов во вновь открывшихся храмах было наполнение клиросных библиотек любыми нотами, которые удавалось достать. Стилистическое единство богослужебного пения в течение суточного цикла соблюдалась в редких храмах -эклектичность была свойственна многим службам. Достаточно мозаично в отношении стиля был составлен «Годичный круг православных церковных песнопений» [4]. В течение последнего десятилетия постепенно шло накопление регентами нотного материала, стали появляться указания по их комплектованию и систематизации, оживилась нотоиздательская деятельность.

Теперь, когда музыкальный материал стал доступен: активно работают

православные издательства и регентско-певческие сайты, изобилующие нотами и звуковыми иллюстрациями, - все чаще слышны сетования о низком качестве богослужебных песнопений - не в плане профессионализма музыкантов, а в плане соответствия образно-эмоционального наполнения произведений. Многие партитуры высокого уровня по своим эстетическим параметрам «прикреплены (выделено мною - С. Х.) к литургическому богослужению, обладают всеми качествами закономерно организованного музыкального целого» [5: 149], но, по мнению теоретиков церковного пения, не соответствуют богослужебным задачам.

Ситуация в церковном пении рубежа ХХ-ХХ1 столетий сходна с той, что описана Д. Волковой по отношению к рубежу Х1Х-ХХ веков: «Богослужебное пение начала века находилось в крайне негативном состоянии, на клиросах царил беспорядок, неблагоговейное поведение певцов являлось отражением неблагоустроенности внутренней духовной жизни. А театральность и вычурность музыкальных форм так остро дисгармонировала с замыслом самого богослужения, что оказывалось совершенно забытым его предназначение. Остро стоял вопрос об общецерковной и клиросной реформе» [6]. Одним из самых серьезных недостатков пения конца Синодального периода было преобладание «концертного стиля», прочно укрепившегося на клиросе еще со времен т.н. «концертной эпохи» (1736-1825), появившейся и бурно расцветшей благодаря деятельности в России как итальянских композиторов (Арайя, Цоппис, Галуппи, Сарти и др.), так и слепо подражавших им русских учеников. Собственные свободные композиции представителей данного направления почти полностью вытеснили с клироса основное пение Русской Православной Церкви - богослужебное осмогласие, лучшим носителем и ярчайшим выражением которого являлся столповой знаменный распев.

Сегодня, с одной стороны, происходит осмысление происходящих на клиросе процессов и осознается практическая необходимость сращивания светской системы подготовки дирижеров-хоровиков и регентского образования - с другой. Так, директор музыкально-педагогического колледжа г. Краснодара Т. Манько полагает, что необходимо отметить недостаточную музыкальную подготовку у выпускников регентских классов, духовных училищ и семинарий, а также отсутствие знаний в области литургики, догматики, истории церковного пения и других церковных наук у выпускников музыкальных училищ и консерваторий. «Соединить положительные качества двух образовательных систем и выпускать всесторонне грамотных специалистов - одна из главных задач совершенствования школы хорового исполнительства в ближайшем будущем» [7: 16]

Первые шаги в данном направлении уже делаются. Так, например, в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова на музыковедческом факультете открыто отделение по изучению древнерусской музыки, выпускники-музыковеды получают навыки «руководства ансамблем древнерусской музыки» - так корректно обозначены регентские навыки. В Ростовской государственной консерватории (академии) имени С. В. Рахманинова в рамках системы дополнительного образования предлагается программа годичной профессиональной переподготовки по программе «Регентское дело». Наличие специального профессионального образования для регента - насущная необходимость, поскольку то или иное направление развития клиросного пения в каждом конкретном приходе определяется личными убеждениями регента, реже - настоятеля, которые, в свою очередь, зависят от его видения того, каким должно быть богослужебное песнопение, а также многими другими «прозаическими» обстоятельствами, влияющими на состав исполнителей на клиросе, а именно: количество средств, выделяемых на содержание хора, кадровой ситуацией в данном регионе и пр.

В современной музыковедческой и богословской науке предпринимаются попытки осмыслить то, какой должна быть современная богослужебная музыка и, на наш взгляд сегодня преобладают две крайние точки зрения на данную проблему:

1. Необходима реставрация древнерусской системы богослужебного пения. Ее сторонники - коллектив отделения изучения древнерусской музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории, В. Мартынов, ряд лет работавший в регентской школе Московской духовной академии (г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра), Д. Болгарский [8], Протоиерей Иоанн (Вознесенский) [9], Глеб (Печенкин) [10], В. Мельник, [11] Г. Шиманский [12], Парийский Л.О. [13].

2. Партесное пение в современном храме - неизбежность. Сторонники этой позиции - М.И. Ващенко, декан регентского факультета Санкт-Петербургской духовной академии (Александро-Невская Лавра), о. Лазарь (Гнатив) - регент Троице-Сергиевой Лавры, преподаватель Московской духовной академии (г. Сергиев Посад). М. И. Ващенко полагает, «. наша задача сегодня - максимально донести до неискушенного прихожанина все богослужебные тексты, желательно в режиме нота-слог, так как в других случаях «размывается» смысл пропеваемого. Реконструкция знаменного распева будет представлять значительную сложность для сегодняшних регентов» (из личной беседы 19 апреля 2007 года). О. Лазарь (Гнатив) - регент хора Московской духовной академии (г. Сергиев Посад) в беседе 2 мая 2007 года на фестивале «Певчие третьего тысячелетия» в Ростове-на Дону отметил, что идея реконструкции древнерусского пения не нова. Последние десятилетия это - предмет острой полемики на всевозможных регентских совещаниях, съездах. Но стоит смотреть на вещи реально - четыреста лет существует партес и с этим невозможно не считаться. И то, что мы сегодня называем знаменным роспевом, в большинстве случаев поется по партиям, то есть партесно.

Сегодня, по мнению Т. Гориной [14], в церковном пении после столь длительного развития можно обнаружить три стиля пения: кафедральное, приходское и монастырское пение.

Кафедральное пение сформировалось в больших соборах крупных городов, где регулярно проходят архиерейские богослужения и где всегда много народа. Это пение отличается торжественностью, концертностью, яркостью звучания большой хоровой массы. В этих соборах, как правило, поют смешанные четырехголосные хоры с многочисленными мужской и женской группами и с группой солистов. Здесь звучат, по большей части, композиторские духовные сочинения концертного характера, в которых часто хоровые партии даны в удвоении. Аккордовые вертикали таких хоров охватывают большой звуковой диапазон - в четыре, а то и пять октав (если есть басы-октависты). Это пение православного праздничного благолепия. В этом стиле, на наш взгляд, пишет современный композитор С. Толстокулаков - выпускник Нижегородской консерватории

(автор Всенощного бдения, Литургии, многочисленных духовных концертов), ныне работающий в Новокузнецкой духовной семинарии.

Приходское пение можно услышать в небольших храмах провинциальных городов и сел, где простая, тихая, интимная обстановка, где в будние дни совсем немного прихожан, которые бывают здесь всегда и все друг друга знают, где службу ведет всегда один священнослужитель - и в будни, и в праздники. (Т. Горина характеризует этот тип богослужебной музыки как «спокойное, камерное»). Здесь поют небольшие хоры - скорее ансамбли, и, чаще, женские. Песнопения, исполняемые в таких храмах, в основном, обиходные, гласовые или каких-либо простых распевов, изложенные в тесной гармонии. Такое пение очень хорошо сочетается с обстановкой храма, его убранством. Это пение имеет особую теплоту, задушевность, молитвенность. В таких храмах часто поет народ, подпевая хору полюбившиеся распевы. Это пение простой сердечной молитвы, близкое по духу народному пению» [14] .

В данном стиле работают многие клиросные композиторы России (о. Ионафан /Елецких/, о. Матфей /Мормыль/, о. Сергий /Трубачев/, А. Рындин, Н. Толстокулаков, А. Гринченко, Ф. Веселков, А. Муров, А. Масленков, О. Проститов, В. Пономарев, И. Салтыкова-Гирунян, Э. Макарич, Ю. Орлов, Е. Чихачев, С. Пучинин, С. Анисимов, К. Туев, Д. Васянович, А. Огнева, А. Яковлев и другие) С. Рябченко (Сан-Франциско), П. Миролюбова (Хельсинки), П. Максимовича (Болгария).

Монастырское пение, по определению, можно услышать в монастырях. Это пение, по мнению Т. Гориной, больше сохранило свою древнюю основу. Здесь можно услышать древние одноголосные песнопения знаменного роспева в исполнении только однородных хоров - женских или мужских (в зависимости от монастыря). Они могут быть и четырех- и трехголосными. Песнопения здесь простые, обиходные или монастырских распевов. В этом стиле работают С. Трубачев, М. Мормыль.

На наш взгляд, к этим трем перечисленным стилям богослужебного пения, находящимся в русле академической манеры пения, можно добавить стиль «фольклоризированный», чаще свойственный левым (непрофессиональным) хорам, певчие которых имеют большую практику пения народных песен и манера звукообразования у таких коллективов существенным образом отличается от академической. Общие принципы исполнения богослужебного пения остаются близкими к народным.

Констатируя факт различия стилей богослужебного пения в современной регентской практике, стоит отметить, что сегодня теоретическая мысль опережает существующую регентскую практику. Существует некая «идеальная модель» богослужебного пения, которая характеризуется как «покойное, благостное, молитвенное». Более подробное толкование не только не приводится, но и табуируется. Редкий исследователь приводит примеры соответствия данной модели: чаще

присутствуют резкие критические отзывы.

Авторская богослужебная музыка, звучащая в православных храмах в начале ХХ1 столетия, представляет собой явление эклектичное. Мозаична даже палитра одного богослужения дня. Предпринимаются попытки сближения разных стилей композиторской музыки и знаменного роспева. Теоретические поиски исполнительской модели не находят подтверждения в практике. Тем не менее, желание профессиональных музыкантов адекватно передать образно-эмоциональный мир духовной музыки порой приводит к тому, что «светский» коллектив исполняет богослужебные песнопения более аскетично, чем монастырский. Тем не менее, уже очевидны встречные движения двух магистральных линий развития богослужебной музыки сегодня: обновляющей и охранительной. Оптимизм вселяет само желание найти «идеальную модель» богослужебной музыки, что побуждает регентов и певчих к поиску, самосовершенствованию, а композиторов - к творчеству.

1.Медушевский В. О взаимопонимании в музыкознании // Музыкальное искусство и религия: Материалы конф. / РАМ им. Гнесиных. М., 1994.

2.Раабен Л. О духовном ренессансе в русской музыке 1950-80-х годов. СПб., 1998. 352 с., нот.

3.Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Пимен. С пластинки хора Богоявленского патриаршего собора под управлением Г. Харитонова, записанной к 1000-летию Крещения Руси. 1987.

4.Годичный круг православных церковных песнопений. Т. 1-20. Воронеж, 1994.

5. Это удивительное по точности формулировки определение относится к Литургии

С.В. Рахманинова. См.: Кандинский А. Литургия святого Иоанна Златоуста // Музыкальная академия. 1993. № 3.

6.Волкова Д. Предание, которое мы поем [Электронный ресурс]. Режим доступа: "Вечерняя песнь".

7.Назарий (Кириллов), епископ Нижегородский, 1850-1928 гг. в своем отзыве 1905 года: Цит. по прот. Николай Балашев. На пути к литургическому возрождению. М., 2001.

8.Манько Т. Становление современного хормейстера: к проблеме эволюции школы хорового исполнительства // Профессиональная подготовка педагога-музыканта: Межвуз. сб. ст. [Электронный ресурс] / Отв. ред.-сост. В.Г. Мозгот. Майкоп, 2006. Режим доступа: www.arts.adygnet.ru

9.Древний глас [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.drevglas.orthodoxy.ru.

10. Вознесенский Иоанн, прот. О всесословном участии народа в церковнобогослужебном пении и о порядке этого пения [Электронный ресурс] // Православная жизнь (Orthodox life) 1987. №3 (447). С. 15-24 / Московская регентско-певческая семинария. М., 2003. Режим доступа: www.seminaria.ru

11. Слово в защиту народности церковного пения [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.seminaria.ru.

12. Шиманский Г. Наставления церковному чтецу [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.seminaria.ru

13. Парийский Л. О Церковном пении [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.seminaria.ru. Публикуется по: Журнал Московской Патриархии. 1949. № 12. С. 52-64 / Текст подготовлен Н. Щербаковой.

14. Горина Т. К проблеме «церковности» богослужебного пения Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.