Научная статья на тему 'БОГОСЛОВСКИЙ ПОРТРЕТ ПРОФ. В. И. ЭКЗЕМПЛЯРСКОГО: К 145‑ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ'

БОГОСЛОВСКИЙ ПОРТРЕТ ПРОФ. В. И. ЭКЗЕМПЛЯРСКОГО: К 145‑ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
88
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. И. Экземплярский / жизненный путь / богословское наследие / нравственное богословие / смертный приговор / богатство / бедность / V. I. Ekzemplyarsky / way of life / the theological heritage / moral theology / the death penalty / wealth and poverty

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хижняк Ярослав Григорьевич

Статья посвящена некоторым аспектам жизненного пути и богословского наследия профессора Киевской духовной академии В. И. Экземплярского, что является важным пластом в богословии ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A THEOLOGICAL PORTRAIT OF PROFESSOR V. I. EKZEMPLYARSKY: ON THE OCCASION OF THE 145th ANNIVERSARY

The article is devoted to some aspects of the life and theological heritage of Professor of the Kiev theological Academy V. I. Instantiarsky, which is an important layer in the theology of the ХХ century.

Текст научной работы на тему «БОГОСЛОВСКИЙ ПОРТРЕТ ПРОФ. В. И. ЭКЗЕМПЛЯРСКОГО: К 145‑ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ»

УДК 929 + 241.35

DOI: 10.24411/2309-5164-2020-10408

Ярослав Григорьевич Хижняк, чтец, кандидат богословия г. Пенза, Пензенская духовная семинария e-mail: khyzhniak90@gmail.com моб. тел.: +7(986) 943-00-81

БОГОСЛОВСКИЙ ПОРТРЕТ ПРОФ. В.И. ЭКЗЕМПЛЯРСКОГО: К 145-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Статья посвящена некоторым аспектам жизненного пути и богословского наследия профессора Киевской духовной академии В.И. Экземплярского, что является важным пластом в богословии ХХ века.

Ключевые слова: В.И. Экземплярский, жизненный путь, богословское наследие, нравственное богословие, смертный приговор, богатство, бедность. Цитирование: ХижнякЯ.Г. Богословский портрет проф. В.И. Экземплярского: к 145-летию со дня рождения // Ипатьевский вестник.— 2020.— № 4.— С. 77-82.

Одним из приоритетов современного богословия является осмысление проблемы смертного приговора, а также проблемы богатства и бедности, в общем, и научного вклада представителей духовного академического образования ХХ в. в этот процесс, в частности. Особенный интерес в этом аспекте представляет научная деятельность В.И. Экземплярского.

Василий Ильич Экземплярский родился в 1875 году в г. Киеве. Когда ему было 9 лет, умерла его мать, и в связи с этим, его отец, протоиерей Илья Тихонович Экземплярский, принял монашество с именем Иероним. В скорости после этого он был рукоположен во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Как практиковалось в то время, он достаточно часто, в среднем каждые пять лет, переводился на новую кафедру. Умер его отец в 1905 году, будучи варшавским архиепископом1.

1 Сомин Н. Василий Ильич Экземплярский. Судьба и творчество. [Электронный ресурс] — URL: http://true-orthodox. narod.ru/library/book/Vasily/htm1/vasily00.html (дата обращения 2019-06-15).

Ярослав Григорьевич Хижняк

Василий Ильич Экземплярский окончил Литовскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию, в которой 17 августа 1902 г. был назначен на занимавшуюся еп. Платоном (Рождественским) кафедру нравственного богословия. В 1912-1918 гг. — председатель Киевского религиозно-философского общества. В 1916-1917 гг. — редактор-издатель киевского журнала «Христианская Мысль». Умер В.И. Экземплярский в 1933 г.1

Хотя его лекции не представляли собой четкой последовательной системы, напоминая собой скорее цикл бесед, но в своем мировоззрении он очень остро формулировал задачи нравственного богословия2.

Современный исследователь творчества В. Экземплярского Н.В. Сомин считает, что вопрос «нравственности в политике» нашел у Василия Ильича определенное развитие в связи со сложными внутриполитическими условиями, сложившимися в Российской империи. Имеется ввиду статья Экземплярского, которая вышла в 1907 г. под заглавием «Несколько мыслей по поводу защиты смертной казни в русской богословской литературе последнего времени». В ней В.И. Экземплярский включается в развернувшуюся тогда дискуссию о смертном приговоре. Стоит отметить, что данная проблема часто будоражила умы обывателей. Однако ее часто рассматривали с исторической или прагматической точки зрения.

В связи с этой проблемой В.И. Экземплярский делает меткое замечание. Знаменитые юристы того времени, такие как А.Ф. Кистяковский3, являющиеся противниками смертного приговора, в своих исследованиях ссылаются на христианское учение. Но защищали смертный приговор как раз христианские богословы. В.И. Экземплярский отмечает, что у богословов, бесспорно, имеется желание прикрыть авторитетом Христа те устоявшиеся государственные институты, которые противны духу учения Христа4.

Так, В. Экземплярский пришел к мысли, что богословы являются некомпетентными в решении данного вопроса, и в этом случае авторитетом могут обладать только специалисты уголовного права, изучившие вопрос влияния на социум применения смертного приговора с точки зрения науки. И он замечает, что юристы, которые специально занялись изучением этой проблемы, пришли к единодушному мнению, что применение смертного приговора не влияет на совершение преступлений остальными людьми5.

1 См.: Нападиста В.Г. Iсторiя етики в Украшь Друга половина Х1Х — початок ХХ ст: навчальний поабник.— К., 2004.— С. 24-25.

2 См.: Программа преподавания в 1900/1901 уч. г. // ЦГИАУ в г. Киеве.— Ф. 711.— Оп. 3.— Д. 2523. Киевская Духовная Академия. 1901.—Л. 50-51.

3 А.Ф. Кистяковский, родился в 1833 г. в Черниговской губернии. Окончил Университет святого Владимира, где через некоторое время стал преподавателем. (Фойницкий И. Кистяковский // Энциклопедический словарь.— СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1895.— Т. XV.— С. 170172).

4 Сомин Н.В. Феномен Экземплярского. [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Vasilij_Ekzemplyarskij/fenomen-ekzempljarskogo/ (дата обращения 2019-0920).

5 Экземплярский В.И. Несколько мыслей по поводу защиты смертной казни в русской богословской литературе последнего времени.— С. 418-419.

Теперь перейдем к проблеме богатства и бедности. В своей книге «Учение Древней Церкви о собственности и милостыне» В. Экземплярский пишет, что рекомендации современных ему богословов состоятельным приобретать, оберегать и приумножать свое богатство, как Божий дар, а бедным стяжать внутреннюю независимость и стремиться быть бедными, способны шокировать любого, кто хоть немного знаком с церковным учением1.

Современная исследовательница творчества В. Экземплярского В.Л. Гри-щенко пишет, что подобные попытки богословских перетолкований евангельских текстов с целью оправдания социальных проблем современности В. Экземплярский считал пустыми как в богословском, так и в морально-этическом отношении. Мысли оппонентов «по духу» В. Экземплярский называет принципиально неправильными и нехристианскими, такими, что не только «игнорируют учение церковных авторитетов и искажают истинный смысл учения Слова Божьего», но и заслуживают морального осуждения, ибо «образ Христа Спасителя делают соучастником и защитником человеческого несовершенства и жизненной лжи». Настоящий богослов, по мнению мыслителя, должен уважать святость евангельского учения, а не искажать его в угоду веяниям и сильным мира сего. Всем «защитникам неправды жизни» В. Экземплярский не уставал напоминать: «Пути ваши не суть пути истинных служителей Церкви», ведь пусть «таким образом можно успокаивать свою совесть и совесть других, точнее усыплять ее, но вряд ли это задание достойное богословия»2.

Н.В. Сомин добавляет, что в 1910 г., за год до изгнания В.И. Экземплярского из Киевской духовной академии, вышел его главный труд «Учение древней Церкви о собственности и милостыне». Именно этот труд стал основной причиной, по которой В.И. Экземплярский был уволен. Это вполне естественно, так как сам Василий Ильич писал, что в «Учении древней Церкви о собственности и милостыне» он с особым запалом противостоял доминирующему курсу тогдашних систем нравственного богословия3.

Однако целью этого знаменитого труда было вовсе не обличение. Сам Экземплярский писал, что он преследует иную цель, а именно — изложение положительного христианского взгляда на данный предмет4.

В.И. Экземплярский был убежден, что доминирующий курс современного ему богословия, которое он часто называл «казенным», «официальным» богословием, был направлен на ангажирование разногласия между евангельскими заповедями и сложившимися устоями христианского общества. Экземплярский констатировал, что богословы скрывают правду Христову, отрицают ее необ-

1 Сомин Н.В. Как учили в наших семинариях о собственности и богатстве. [Электронный ресурс].— URL: http://chri-soc.narod.ru/kak_uchili.htm (дата обращения 2019-05-30).

2 Грищенко В.Л. Християнський моральний щеал в етичнш концепци В. Екземплярського — С. 63-68; Экземплярский В.И. Учение древней Церкви о собственности и милостыне.— К., 1910.— С. 6; Экземплярский В.И. Прощальное слово профессора нравственного богословия к своим бывшим слушателям.— К., 1912.— С. 15.

3 Сомин Н.В. Феномен Экземплярского. [Электронный ресурс].— URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Vasilij_Ekzemplyarskij/fenomen-ekzempljarskogo/ (дата обращения 2019-09-20).

4 Там же.

ходимость, превознося очевидно несправедливые устои тогдашнего времени и, в особенности, общественной жизни, используя искусственный подбор цитат из Нового, и преимущественно Ветхого Завета»1.

Как показано в диссертации В.Л. Грищенко, в отличие от большинства своих коллег по Киевской духовной академии В. Экземплярский акцентирует внимание на неразрывном единстве духовно-нравственного и социального измерений христианской этики. Поэтому поле реализации евангельских истин мыслитель видит не только в отдельной личности, но и в жизни общества, рассматривая социальные вопросы как моральные и религиозные. Социальное расслоение и частную собственность В. Экземплярский толкует как нарушение абсолютного нравственного закона. Идеальное воплощение социальной доктрины христианства и пример истинного христианского благочестия выражаются им в понятиях «равенства» и «совершенного общения», как природных и единственно возможных для христианина. Лучшим решением социальных проблем становится, по мнению мыслителя, добровольная бедность, милосердие и милостыня, в которых он находит выражение истинно христианского совершенства. Источник социальных взглядов В. Экземплярского автор видит в апостольской традиции и учении святых отцов церкви, в частности святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого2.

Таким образом, очерчивая предметную область творчества В.И. Экземплярского, необходимо обратить внимание на специфику построения нравственного богословия как дисциплины в Российской империи, в русле которой развивались научные поиски киевского мыслителя. Рассматривая причины недостаточного академического уровня нравственного богословия в XIX в., которое, по мнению авторитетных богословов того времени (А.А. Бронзова, А.И. Гренкова, М.А. Олесницкого и др.), являлось одной из самых отставших дисциплин, необходимо констатировать, что имело место государственное вмешательство в богословские науки в общем и в нравственное богословие в частности, наличие многочисленных правительственных и синодальных регламентаций и рекомендаций3.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грищенко В.Л. Християнський моральний ¡деал в етичнш концепцп В. Ек-земплярського // Магiстерiум. / Нацюнальний ушверситет "Киево-Могилянська академiя".— К.: «Стилос», 2002.— Вип. 9: 1сторико-фшософсью студи.— 121 с.

1 Сомин Н.В. Феномен Экземплярского. [Электронный ресурс].— URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Vasilij_Ekzemplyarskij/fenomen-ekzempljarskogo/ (дата обращения 2019-09-20).

2 Грищенко В.Л. Релтйно-фшософський свггогляд В. Екземплярського. Дис. ...канд. фшос. наук.— К., 2002.— 196 с.; Грищенко В.Л. Релтйно-фшософський свиогляд В. Екземплярського. Автореф. дис. .канд. фшэс. наук: 09.00.05 / В.Л. Грищенко; 1н-т фшос. iм. Г.С. Сковороди НАН Украши.— К., 2002.— С. 12-13.

3 Грищенко В.Л. Релтйно-фшософський свпюгляд В. Екземплярського. Дис. .канд. фшос. наук. 196 с.; Грищенко В.Л. Релтйно-фшософський свиогляд В. Екземплярського. Автореф. Дис. .канд. фшос. наук. С. 9.

2. Грищенко В.Л. Релтйно-фшософський свиогляд В. Екземплярського. Дис. .. .канд. фiлос. наук.— К., 2002.— 196 с.

3. Грищенко В.Л. Релтйно-фшософський свггогляд В. Екземплярського. Ав-тореф. дис. .канд. фшос. наук: 09.00.05 / В.Л. Грищенко; 1н-т фшос. iм. Г.С. Сковороди НАН Украши.— К., 2002.— 20 с.

4. Нападиста В.Г. 1стор1я етики в Укра1ш. Друга половина Х1Х — початок ХХ ст: навчальний поабник.— К., 2004.— 239 с.

5. Программа преподавания в 1900/1901 уч. г. // ЦГИАУ в г. Киеве. Ф. 711. Оп. 3. Д. 2523. Киевская Духовная Академия. 1901. Л. 50-51.

6. Сомин Н. Василий Ильич Экземплярский. Судьба и творчество [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://true-orthodox.narod.ru/library/book/ Vasily/htm1/vasily00.html (дата обращения 2019-06-15.).

7. Сомин Н.В. Как учили в наших семинариях о собственности и богатстве [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru/kak_uchili.htm (дата обращения 2019-05-30.).

8. Сомин Н.В. Феномен Экземплярского [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilj_Ekzemplyarskj/fenomen-ekzempljarskogo/ (дата обращения 2019-09-20).

9. Фойницкий И. Кистяковский Александр Федорович // Энциклопедический словарь.— СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1895.— Т. XV.— С. 170-172.

10. Экземплярский В.И. Несколько мыслей по поводу защиты смертной казни в русской богословской литературе последнего времени // ТКДА.— К., 1907.— № 1.— С. 377-426.

11. Экземплярский В.И. Прощальное слово профессора нравственного богословия к своим бывшим слушателям.— К., 1912.— 30 с.

12. Экземплярский В.И. Учение древней Церкви о собственности и милостыне.— К., 1910.— 120 с.

Yaroslav Grigorievich Khizhnyak,

reader, candidate of theology Penza, Penza Theological Seminary e-mail: khyzhniak90@gmail.com

A THEOLOGICAL PORTRAIT OF PROFESSOR V.I. EKZEMPLYARSKY: ON THE OCCASION OF THE 145th ANNIVERSARY

The article is devoted to some aspects of the life and theological heritage of Professor of the Kiev theological Academy V.I. Instantiarsky, which is an important layer in the theology of the XX century.

Keywords: V.I. Ekzemplyarsky, way of life, the theological heritage, moral theology, the death penalty, wealth and poverty.

Citation: Khizhnyak Ya.G. A theological portrait of Professor V. I. Ekzemplyarsky: on the occasion of the 145th anniversary // Ipatievsky vestnik.—2020.—№ 4.— P. 77-82.

REFERENCES

1. Hryshchenko V.L. Khrystyyanskyy moralnyy ideal v etychniy kont-septsiyi V. Ekzemplyarskoho // Mahisterium. / Natsionalnyy universytet "Kyyevo-Mohylyanska akademiya".— K.: «Stylos», 2002.— Vyp. 9: Istoryko-filosofski studiyi.— 121 s.

2. Hryshchenko V.L. Relihiyno-filosofskyy svitohlyad V. Ekzemplyarskoho. Dys. ...kand. filos. nauk.— K., 2002.— 196 s.

3. Hryshchenko V.L. Relihiyno-filosofskyy svitohlyad V. Ekzemplyarskoho. Av-toref. dys. .kand. filos. nauk: 09.00.05 / V.L. Hryshchenko; In-t filos. im. H.S. Skov-orody NAN Ukrayiny.— K., 2002.— 20 s.

4. Napadysta V.H. Istoriya etyky v Ukrayini. Druha polovyna KHIKH — pocha-tok KHKH st: navchalnyy posibnyk.— K., 2004.— 239 s.

5. Prohramma prepodavanyya v 1900/1901 uch. h. // TS-HYAU v h. Kyeve. F. 711. Op. 3. D. 2523. Kyevskaya Dukhovnaya Akademyya. 1901. L. 50-51.

6. Somyn N. Vasylyy Ylych Ékzemplyarskyy. Sudba y tvorchestvo [Élektronnyy resurs] — Rezhym dostupa: http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Vasily/ htm1/vasily00.html (data obrashchenyya 2019-06-15.).

7. Somyn N.V. Kak uchyly v nashykh semynaryyakh o sobstvennosty y bohat-stve [Élektronnyy resurs].— Rezhym dostupa: http://chri-soc.narod.ru/ kak_uchili.htm (data obrashchenyya 2019-05-30.).

8. Somyn N.V. Fenomen Ékzemplyarskoho [Élektronnyy resurs].— Rezhym dostupa: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemplyarskij/fenomen-ekzempljarskogo/ (data obrashchenyya 2019-09-20).

9. Foynytskyy Y. Kystyakovskyy Aleksandr Fedorovych // Éntsyklopedycheskyy slovar.— SPb.: Typo-Lytohrafyya Y.A. Efrona, 1895.— T. XV.— S. 170-172.

10. Ékzemplyarskyy V.Y. Neskolko mysley po povodu zashchyty smertnoy kazny v russkoy bohoslovskoy lyterature posledneho vremeny // TKDA.— K., 1907.— № 1.— S. 377-426.

11. Ékzemplyarskyy V.Y. Proshchalnoe slovo professora nravstvennoho bo-hoslovyya k svoym byvshym slushatelyam.— K., 1912.— 30 s.

12. Ékzemplyarskyy V.Y. Uchenye drevney Tserkvy o sobstvennosty y mylos-tyne.— K., 1910.— 120 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.