Вестник ПСТГУ.
Чумичёв Алексей Алексеевич, аспирант, ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 [email protected]
ORCID: 0000-0001-8967-6856
Богословские аспекты проекта православия
ЗАПАДНОГО ОБРЯДА Ю. Й. ОВЕРБЕКА
А. А. Чумичёв
Аннотация: В статье речь идет о богословских аспектах проекта возрождения православия западного обряда, предложенного бывшим католическим священником и богословом Ю. Й. Овербеком, перешедшим сначала в протестантизм, а затем в православие. В 1865 г. Овербек и его сторонники выдвинули идею создания в Англии Православной Церкви, практикующей западный богослужебный обряд, исправленный в соответствии с православным вероучением. Проект Овербека вызвал широкое обсуждение в богословских кругах того времени. Главной идеей приверженцев проекта, большинство из которых были англи-канами, стал поиск истинной Церкви, сохранившей с апостольских времен в неповрежденном состоянии христианское вероучение. Таким требованиям, по мнению общины богослова, могла соответствовать лишь Православная Церковь. Данная статья состоит из двух смысловых частей. В первой части рассматриваются представления Овербека и сторонников его проекта об экклесиоло-гическом устройстве Православной Церкви, их идеи относительно преимущества православия перед другими христианскими конфессиями — католицизмом и протестантизмом, тождественности учения современной ему Православной Церкви с вероучением древней Церкви. Во второй части исследования раскрываются идеи общины Овербека относительно необходимости воссоздания западного обряда внутри Православной Церкви, о предполагавшемся месте общин православия западного обряда среди Поместных Православных Церквей, а также о реакции на эти идеи со стороны мирового православия.
Данная статья посвящена богословским идеям, положенным в основу движения по возрождению православия западного обряда, инициированного бывшим немецким католическим священником, перешедшим в протестантизм, а затем в православие, богословом Юлиусом Йозефом Овербеком. Причиной его выхода из Римской Церкви было несогласие с перспективой введения догмата о непогрешимости Римского папы. Задолго до I Ватиканского собора, как вспоминал сам Овербек, многим было понятно, что учение о непогрешимости папы будет неизбежно утверждено, подобно тому как в 1854 г. волюнтаристски было принято учение о непорочном зачатии Девы Марии1. В 1857 г. Овербек объявил о своем переходе в лютеранство2.
1 Overbeck J. J. The Western Orthodox Catholic Church // The Orthodox Catholic Review. 1871. Vol. 3. N. 1-6. P. 45.
2 Kahle W. Westliche Orthodoxie: Leben und Ziele Julian Joseph Overbecks. Köln, 1968. S. 16.
Между тем протестантизм также не удовлетворял богословским представлениям Овербека о Церкви. В 1860-е гг. научные интересы привели его в Оксфорд3, где он занялся исследованиями в области истории древней Церкви и пришел к выводу, что лишь православие сохранило в себе аутентичную для древней Церкви экклесиологическую структуру4. Решившись перейти в православие, Овербек вместе со своими сторонниками направил Святейшему Синоду Российской Церкви петицию с просьбой о принятии их в православие с разрешением сохранить западную литургическую традицию, приведенную в соответствие с православным вероучением. Свою идею Овербек позиционировал как «возрождение» западного православия, существовавшего, по его мнению, до Великого раскола, когда и Восточная и Западная Церкви были едины и обе являлись православными.
Синод одобрил проект Овербека и утвердил чинопоследование литургии западного обряда — православной мессы. В данной статье мы рассмотрим эк-клесиологические взгляды Овербека и его последователей, а также постараемся объяснить, почему именно экклесиологическое устройство Православной Церкви было для них наиболее предпочтительным.
Критика инославия в кругу Овербека
Богословские представления Овербека и его общины тесным образом переплетаются с критикой трех основных западных исповеданий — католицизма, протестантизма и англиканства. Все сочинения Овербека и его последователей, посвященные богословской проблематике, так или иначе носили полемический характер. В них проводилось сравнение между православием, которое позиционировалось как подлинное христианство, где сохранились в неизменном виде традиция и вероучение древней Церкви, и другими христианскими конфессиями, допустившими, по мнению Овербека, в той или иной форме искажения первоначального христианского вероучения.
Критика католической экклесиологии встречается практически во всех сочинениях Овербека. По мнению богослова, в своем вероучении Римская Церковь сохранила лишь часть истины, оставшейся от времен, предшествовавших Великому расколу, однако и эта истина постепенно обрастала всевозможными «суевериями и нововведениями»5. Основной причиной всех этих искажений для Овербека были притязания Римского папы на первенство в Церкви и его стремление к земной власти6. В конечном счете, по мнению Овербека, именно папизм способствовал духовному падению Рима и привел Вселенскую Церковь к
3 Abramtcev D. Dr. J. J. Overbeck and his scheme for the Re-establishment of the Orthodox Church in the West. Pittsburg, 1959. P. 4.
4 Overbeck. Op. cit. P. 45.
5 Овербек И. И. Единственный верный исход для либеральных членов Римско-Католической Церкви. Открытое письмо к графу Д. А. Толстому, г. обер-прокурору Св. Синода и министру народного просвещения // Христианское чтение. 1870. № 8. С. 321.
6 Там же.
Великому расколу7, став основой всех последующих искажений в католической экклесиологии. Лишившись авторитетного противовеса со стороны Востока, Римская Церковь приняла ряд вероучительных нововведений, противоречащих учению древней Церкви: было окончательно утверждено учение о Filioque, закреплено обязательное безбрачие духовенства, введено учение о сверхдолжных заслугах святых, породившее в свою очередь индульгенции. Также, по мнению Овербека, искажены были и таинства Церкви.
В сравнении с католицизмом, критика протестантизма и англиканства в сочинениях Овербека занимает менее важное место. Протестантское вероучение рассматривалось богословом как дальнейшее развитие тех экклесиологических искажений, которые допустила Римская Церковь8. Кроме того, в протестантизме богослов выделял и некоторые положительные для мировой истории черты, главной из которых, в его представлении, было преодоление папского абсолютизма9.
В дополнение к этому в сочинениях сторонников Овербека, большинство из которых в прошлом были англиканами, можно найти критику самой Англиканской Церкви. Так, по мнению одного из последователей Овербека Г. В. Шанна (G. V. Shann), в англиканстве не было единства, в нем «все противопоставлялось всему»10: так называемая «Высокая» церковь была противопоставлена «Низкой», «Низкая» — «Широкой». Таким образом, в англиканстве не осталось ничего от древней Церкви, которая была едина в своем вероучении. Отсутствие единства Шанн объяснял утратой англиканами апостольского преемства11. Этим же Шанн объяснял и отход англикан от правильного понимания Евхаристии как жертвы Нового Завета, совершающейся реально, то есть того, как христиане понимали Евхаристию на протяжении шестнадцати веков до возникновения протестантизма. Между тем, по мнению Шанна, именно единство является отличительной чертой истинной Церкви12. Проявлением истинности православия, по мнению Шанна, была его способность сохранять истинную веру без каких-либо вероу-чительных изменений и «в сиянии и великолепии Византийской славы, и в запустении и тирании Турецкой империи»13. Подтверждал истинность православия, по мнению Шанна, и пример Грузии, которая долгое время была изолирована от мира, но смогла сохранить неизменной свою веру14. Таким образом, именно православие являло собой истинную Церковь, с которой связана перспектива вечного существования, поэтому все желающие обрести эту истину, в представлениях Шанна, могли найти ее лишь в Православной Церкви.
7 Овербек И. И. Благопромыслительное положение православной России и ее призвание к восстановлению православной западной кафолической Церкви // Христианское чтение. 1869. № 12. С. 1066.
8 Там же.
9 Новая брошюра Овербека о соединении Церквей // Православное обозрение. 1872. Т. 2. № 12.С. 743.
10 Shann G. V. Why I am an Orthodox // The Orthodox Catholic Review. 1881. Vol. 2. P. 265.
11 Ibid.
12 Ibid. P. 267.
13 Ibid. Р. 273.
14 Ibid. Р. 274.
Другой сторонник Овербека — Джон Томас Секкомб (John Thomas Sec-combe) — в своем сочинении «Воззвание к Англо-Католикам» призывал покинуть Англиканскую Церковь и перейти в православие. В этом обращении Секкомб выделял ряд негативных факторов, существовавших в Англиканской Церкви: 1) полное подчинение светской власти; 2) отсутствие неизменной доктрины, подкрепленной авторитетом; 3) искажение учения о таинствах, которое в англиканстве, по мнению Секкомба, «было дефективным и изуродованным»15. При этом искажения англиканского вероучения Секкомб считал фундаментальными, совершенно несовместимыми с кафолической Церковью. Схожими были и их взгляды относительно разрыва апостольского преемства у англиканского духовенства и будущего положения общин православия западного обряда внутри Православной Церкви.
Для круга Овербека принципиальной была идея о том, что вся полнота христианского вероучения была дана Церкви в момент ее основания. В сочинениях богослова и его последователей можно найти множество мест, посвященных критике католицизма и протестантизма в контексте двух идей: католической идеи догматического развития и т. н. теории ветвей — экклесиологической концепции, созданной англиканскими богословами, согласно которой все христианские Церкви имели свои несовершенства, но вместе — взаимодополняли друг друга. По мнению представителей движения Овербека, эти концепции были объединены общей неправильной, по их мнению, мыслью: допущением возможности изменения вероучения Церкви с течением времени16.
Экклесиологические предпосылки проекта Овербека
Наиболее значимой темой сочинений как Овербека, так и сторонников его проекта является экклесиология. Всего в сочинениях богослова и его последователей, посвященных экклесиологии, можно выделить несколько тем: 1) истинной Церкви; 2) главы Церкви; 3) структуры Церкви; 4) свойств Церкви.
В понимании богослова на земле могла существовать лишь одна подлинная Церковь. Эта Церковь была основана Христом и сохранилась неизменной, она одна была носительницей полноты христианского вероучения. Для Овербека такое понимание Церкви было связано со словами Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16. 18). В интерпретации богослова они означали, что на земле, вне зависимости от разного рода заблуждений, всегда существует Церковь, несущая полноту христианского вероучения, то есть истинная Церковь. Если бы ее не существовало, то это обесценивало бы весь смысл боговоплощения.
Появление такой идеи, как теория ветвей, было связано, по мнению Овер-бека, с утратой англиканами самого понятия истины. Между тем идея наличия в мире «исключительной и уникальной истины», по мнению богослова, являлась
15 S[eccombe] J. An Urgent Appeal to Anglo-Catholics. // The Orthodox Catholic Review. 1875. Vol. 4. P. 91.
16 S[eccombe] J. Neologism and Orthodoxy // The Orthodox Catholic Review. 1875. Vol. 2. P. 265.
одной из важнейших для всего христианского вероучения. Истина, в его представлении, была бесконечна и сопредельна с Богом17. Полнота истины не могла быть до конца постигнута человеческим разумом18. Однако человек, по мысли Овербека, имел данный от Бога инструментарий, для того чтобы составлять правильное понятие об истине19. Для Овербека Истина априори исключала любую «неистину». Так же как нельзя было укорять свет в том, что он исключал из себя наличие тьмы, так как это свойство самой природы света, так же, по мнению Овербека, и истина по природе своей не может иметь в себе чего-либо ложного. Из исключительности истины следует ее уникальность и единичность20. Истина, в представлениях Овербека, является одним из свойств Бога, а свое практическое выражение в мире эта божественная истина приобрела в Церкви21. Согласно Овербеку, истина, наполняющая собой Церковь, сообщает ей и свои свойства — исключительность и уникальность. Вследствие этого истинной может быть лишь одна Церковь22. По мысли богослова, после воплощения Христа всегда существовала и будет существовать Церковь, содержащая в себе полноту истины как итог всей земной жизни Спасителя. Она всегда существовала в мире открыто, видимо и ощутимо23. У человека же имелась возможность по косвенным признакам установить, какое из различных христианских исповеданий соответствовало вероучению древней Церкви. Согласно Овербеку, истина могла сохраниться только в той конфессии, которая по своему духу, догматическому учению, а также по морально-нравственным плодам своего учения находилась в неразрывной связи с Церковью апостолов. Такую связь, по мысли богослова, в ходе истории смогла сохранить только Православная Церковь, так как в ней с особой строгостью относились к чистоте вероучения, не допуская изменений24. Первое упоминание о появлении в мире такой Церкви как носительницы истины, по мнению Овербека, было заложено еще в раю, когда Адам и Ева получили обетование о Спасителе25.
Следующей составляющей экклесиологических взглядов Овербека были его представления о главе Церкви. Именно в этом вероучительном вопросе происходило разграничение между экклесиологической моделью Православной и Католической Церквей. Анализ этого вопроса Овербек начинает с обращения к образу двух Адамов у апостола Павла. Первый из них был прародителем грешного человечества, а второй, новый, — Иисус Христос — стал отцом для искупленного человеческого рода26. В своих сочинениях Овербек подчеркивал, что в православной традиции, в отличие от католицизма, где фигура Папы как наместника
17 Овербек И. И. Бесспорные преимущества православной кафолической Церкви пред другими христианскими исповеданиями // Христианское чтение. 1882. № 5/6. С. 777.
18 Там же.
19 Там же.
20 Овербек. Единственный верный исход... С. 520.
21 Там же. С. 519.
22 Там же.
23 Там же. С. 520.
24 Там же.
25 Овербек. Бесспорные преимущества. С. 787.
26 Там же.
Христа на земле затмевала фигуру самого Христа, Христос был не номинальным главой Церкви, а действующим, наполняющим Собой всю ее жизнь27. Для описания взаимодействия Христа и Церкви Овербек использовал еще один образ апостола Павла, согласно которому Церковь представляет собой Тело Христа, а верующие являются его частями. Дух Христов наполняет Собою всю Церковь и оживотворяет ее: «Это Тело Христово таинственно, но действительно (а не образно) одушевляется Духом Христовым (отсюда непогрешимость Церкви), проникается Его таинственной силой и ограждается Его вседержительной рукой»28. Более того, Церковь, по мысли Овербека, представляла собой продолжающееся воплощение Христа. Именно поэтому главой Церкви, по мнению богослова, мог быть только Сам Спаситель29. Православная Церковь могла предложить миру истину, так как она и есть Тело Христово, а значит, обладает Его (Спасителя) свойствами. В подлинной Церкви, где главой является Сам Христос, осуществляется взаимодействие Бога и человека: «Премудрость Божия так устроила, что жизнь и организация Церкви Божией есть дело, где благодать и природа, Божеское и человеческое действия взаимно проникают друг в друга»30. Таким образом, именно в Церкви происходит взаимообщение Бога и человечества, обязывающее каждого члена церковного организма действовать солидарно. Вследствие этого, по мысли Овербека, дело Церкви для любого верующего становилось его личным делом: ведя свою жизнь в соответствии с волей Бога, человек помогает Церкви в общем деле противостояния злу и облегчает тем самым Церкви ее скорби. Те же, кто имеет правильное понимание того, что есть истинная Церковь, без труда могут распознать лжеверие, суеверие и неверие31. Общение Бога и человека, происходящее внутри Церкви, по мнению Овербека, во всей полноте может осуществляться только в Православной Церкви, главой которой мыслится Христос. Идеи же Римской Церкви, по мнению богослова, рушат эту коммуникацию.
В представлениях Овербека, Церковь имеет трехчастную структуру: первое ее измерение — Церковь, воинствующая на земле; второе — Церковь, торжествующая на небе; третья часть — это Церковь тех, кто умер в вере и любви, но не успел вовремя раскаяться. Такая категория людей, по мнению Овербека, может рассчитывать на молитвы родственников и Церкви, благодаря которым они способны получить «успокоение и свободу»32. Триединая Церковь обладает всепроникающей силой: так что «ни небо, ни та преисподняя, где обретаются преставившиеся в вере, но еще требующие молитвенного заступления, не могут поставить средостения»33. В подобной трехчастной Церкви, как писал Овербек, все члены находятся в непрерывном единении и общении друг с другом34. Три части единой Церкви неразделимо соединены друг с другом солидарностью их
27 Овербек. Единственный верный исход... С. 793.
28 Там же. С. 310.
29 Там же. С. 311.
30 Там же. С. 309.
31 Там же. С. 310.
32 Там же. С. 311.
33 Там же. С. 333.
34 Там же. С. 313.
«взаимного благосостояния»35. В триединой Церкви члены воинствующей Церкви оказывают помощь друг другу в преодолении земных испытаний, через молитву святым, которые в свою очередь, хотя и получили от Бога славу и вечное упокоение, но не перестали быть участниками в деле Церкви36. Святые все время молятся у престола Божьего о спасении земной Церкви, а вместе они (Церковь торжествующая и Церковь воинствующая) молятся о тех христианах, которые до Страшного суда пребывают в аду, с тем чтобы вымолить свободу37. По мнению Овербека, Церковь является местом синергии Бога и человека38. Замысел Творца, по мнению богослова, состоит в том, чтобы совершать Свою волю при помощи других людей (что необходимо для человека, чтобы он стал посредником в деле благодати), объединяя всех членов Церкви, «дабы вера, надежда и любовь постоянно и действенно пребывали в теле Его Церкви»39. Целью же Церкви, как считал Овербек, является прославление Бога40.
Относительно же места общины Овербека среди других Православных Церквей богослов и сторонники его проекта считали, что в период становления Западная Православная Церковь должна была находиться в подчинении Святейшему Синода Российской Церкви, но со временем получить автокефалию41 и стать конгломератом автокефальных Поместных Церквей по образцу текущего устройства Православной Церкви на Востоке42. По его мнению, в Западной Церкви необходимо было провести процесс децентрализации, отказавшись от единого центра в Риме и создав в крупных странах равноправные между собой национальные центры духовной власти, которые впоследствии стали бы патри-архатами.
Еще одной темой экклесиологии Овербека и его сторонников являются представления о свойствах, которые заложены в понятие Церковь. В своих сочинениях Овербек описывал четыре основных свойства Церкви в соответствии с Символом веры: 1) единственность и богоустановленность43, 2) кафоличность Церкви и ее универсальность44, 3) святость Церкви и ее способность просвещать мир45, 4) апостольское преемство Церкви46. В сочинениях сторонников богослова можно встретить и другую классификацию. Так, Г. В. Шанн к четырем признакам Овербека добавлял еще два — авторитет учить и неизменность47.
35 Овербек. Единственный верный исход. С. 311.
36 Там же. С. 314.
37 Там же.
38 Там же. С. 316.
39 Там же. С. 318.
40 Там же. С. 313.
41 Overbeck. The Western Orthodox. P. 47.
42 РГИА. Ф. 797. Оп. 205. Д. 396. Журналы комиссии при Синоде по рассмотрению предложения доктора Овербека о создании Православной Английской Церкви. Л. 23; Овербек. Православная кафолическая Церковь. Протест против папской церкви и возвращение к основанию кафолических национальных Церквей // Христианское чтение. 1868. № 12. С. 822.
43 Овербек. Бесспорные преимущества. С. 776.
44 Там же.
45 Там же.
46 Там же.
47 Shann. Why I am an Orthodox. P. 261.
Литургическое измерение проекта
Основной идеей проекта возрождения западного православия, принципиально отличавшей его от других попыток достичь единства с православием, было использование западного литургического обряда. В основе этого плана лежали представления о том, что предшествовавшее разделению тысячелетнее развитие западного обряда в рамках православной Западной Церкви обеспечивало возможность существования двух литургических форм внутри единой Церкви48. Более того, существование в составе единой Церкви разных обычаев, не противоречащих общему вероучению, для Овербека было частью божественного замысла о многообразии человеческой культуры49, тем более что Римская Церковь, как отмечал Овербек и его сторонники, сформировалась под влиянием таких богословов, как Киприан, Августин, Иероним, Лев и Григорий Великий, внесших огромный вклад в развитие Вселенской Церкви50. Однако, по мнению Овербека, вследствие утверждения новых догматов вопреки учению остальных Поместных Церквей дух православия был утрачен Римом. План Овербека был направлен на то, чтобы исправить допущенные Римской Церковью ошибки и тем самым возродить западное христианство в единстве веры с Церквами Православного Востока51. Кроме того, богослов и его сторонники были убеждены, что, несмотря на все нововведения, Католическая Церковь сохранила «кафолическое зерно»52. Поэтому, по их мнению, все католики-миряне, ведущие благочестивый образ жизни не отличаются от православных верующих53. По мысли Овербека и его единомышленников, католики-миряне не несли ответственности за догматические нововведения, которые были привнесены в Западную Церковь из-за волюнтаристских решений, принятых иерархами Католической Церкви и послуживших главной причиной Великого раскола54.
Для Овербека идея сохранения западного обряда была принципиальной, что подтверждается фактом его официального присоединения к православию лишь в 1869 г., хотя его сочинения об истинности православной веры начали выходить с 1865 г. Овербек отказывался переходить в православие без получения гарантий со стороны Православной Церкви относительно возможности удержания западного обряда. Лишь настоятельные рекомендации настоятеля посольской церкви в Лондоне прот. Евгения Попова принять православие, прежде чем направлять обращение Синоду Российской Церкви, подтолкнули его пойти на этот шаг. После воссоединения с православием в единстве веры, по мысли богослова, необходимо было добиться от Восточной Церкви права на сохранение западного литургического обряда55.
48 Shann. Op. cit.
49 Овербек. Бесспорные преимущества... С. 777.
50 Overbeck. The Western Orthodox. P. 46.
51 (Overbeck J. J. Pope and Patriarch // The Orthodox Catholic Review. 1868. Vol. 2. P. 87.
52 Овербек. Православная кафолическая церковь. С. 817.
53 Овербек. Единственный верный исход. С. 520.
54 Там же. С. 522.
55 Овербек. Благопромыслительное положение. С. 173.
Для того чтобы возродить западное православие, необходимо было отказаться от всех нововведений, которые были привнесены в Западную Церковь из-за деструктивной политики папства56, а также провозгласить верность общины западного обряда догматам, принятым на семи Вселенских Соборах в том виде, в котором они существовали внутри православной традиции, подчеркнув тем самым принципиальные отличия между католицизмом и общиной западного православия. Из текста петиции к Святейшему Синоду Российской Церкви известны подробности того, что именно планировалось удалить из практики будущей Западной Православной Церкви57.
Так, по мнению сторонников Овербека, в практике богослужения Православной Церкви западного обряда необходимо было отказаться от учения о FШoque, а также от догмата о непорочном зачатии Девы Марии, избавиться от следов идеи индульгенций и чистилища, а также практики обязательного безбрачия духовенства. Кроме того, следовало деканонизировать поздних католических святых и упразднить все монашеские ордена, кроме бенедиктинского как существовавшего до Великого раскола. Таинства должны были быть восстановлены в их прежнем виде: крещение следовало совершать по восточному обряду, то есть троекратным погружением в воду; Евхаристия должна была совершаться на квасном хлебе; причащать необходимо было под двумя видами, а также позволить преподавать причастие младенцам; следовало разрешить проводить таинство Соборования по просьбе больного при различных болезнях, а не только перед смертью; богослужения должны были совершаться на национальных языках.
Овербек надеялся, что Восточная Церковь не только одобрит его план, но и поможет его общине, поставив священников, которые бы совершали церковные таинства в соответствии с возрожденной западной традицией. Реализацию этих идей богослов надеялся осуществить при поддержке Российской Церкви, для чего он и направил Святейшему Синоду свой проект.
Западная православная литургия — православная месса — должна была представлять собой чинопоследование современной Овербеку Тридентской мессы, текст которой следовало очистить от всех догматических нововведений Католической Церкви. Особое место, по мнению Овербека, следовало уделить эпиклезе евхаристического канона. Овербек планировал воссоздать ее по Мо-зарабскому служебнику: «.мы учим, что Римская церковь не там предписывает возносить Святые Дары и им покланяться, где следовало бы, то есть не тотчас же по произнесении слов Спасителя — "Примите... Пейте...", потому что освящение их совершается только по призывании Святого Духа. Так как сие призывание Св. Духа (эпиклезис) искажено в римском служебнике, то мы можем восполнить его по Мозарабскому служебнику»58. Впоследствии, когда петиция Овербека рассматривалась в Синоде, от Мозарабского варианта эпиклезы решено было отказаться в пользу вставки перевода эпиклезы литургии свт. Иоанна Златоуста, однако сама идея Овербека об использовании исправленного варианта Тридент-
56 Овербек. Благопромыслительное положение. С. 173.
57 Там же.
58 Там же.
ской мессы была поддержана. Кроме того, в ходе обсуждения проекта Овербека в Синоде были утверждены для использования некоторые традиции западного обряда: разрешено употребление органа, одобрены реконструированные Овер-беком варианты западных облачений и богослужебных сосудов. Сохранение западной традиции, по мнению Овербека, смогло бы восстановить Вселенскую Церковь согласно первоначальному Божественному замыслу и привлечь в нее на Западе огромное число людей.
Отношение к проекту Овербека в Православной Церкви
В отношениях Овербека с Православной Церковью59 присутствовала некоторая двусмысленность. С одной стороны, на теоретическом уровне его проект был полностью принят рядом Поместных Церквей60. Особенно позитивно идеи Овербека были восприняты, по-видимому, по той причине, что были выдвинуты именно в тот момент, когда Католическая Церковь провозгласила идею о непогрешимости Римского понтифика, отвергнув тем самым православный принцип непогрешимости Церкви в вопросах веры, основанный на идее соборности. С другой стороны, при всем положительном отношении к самому Овербеку как человеку, принадлежавшему к западной христианской традиции, но сумевшему самостоятельно прийти к осознанию истинности Православной Церкви61, его проект практической реализации так и не получил.
Проект Овербека был направлен в Святейший Синод через прот. Евгения Попова. Он вызвал значительный интерес и в русском обществе: идеями богослова заинтересовался великий князь Константин Николаевич Романов, брат императора Александра II, который покровительствовал Овербеку на протяжении многих лет. Контакты с ним великий князь осуществлял через своего адъютанта А. А. Киреева62 и его сестру О. А. Новикову63. На протяжении почти
59 Копылова Е. А. «Дело Овербека» в жизни Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. Серия «Гуманитарные науки и образование». Вып. 4 (14). Т. II. Тольятти, 2013. С. 167—178.
60 Помимо Святейшего Синода Российской Церкви в разное время проект Овербека был одобрен Константинопольским, Александрийским и Иерусалимским патриархами, а также поддержан Священными Синодами Румынии и Сербии.
61 Филарет (Дроздов), митр. Письмо к обер-прокурору Святейшего Синода, графу Д. А. Толстому, о бывшем римско-католическом пасторе в Вестфалии, Овербеке от 24 июня, 1865 // Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: В 5 т. СПб., 1865. Т. 2. С. 711—713.
62 Граф Александр Алексеевич Киреев — убежденный славянофил.
63 Ольга Алексеевна Новикова, урожденная Киреева, — сестра графа Александра Алексеевича Киреева, адъютанта и друга великого князя Константина Николаевича, брата императора Александра II. Великий князь Константин, А. Киреев и О. Новикова были влиятельными сторонниками Овербека и поддерживали его проект. О. Новикова жила в Лондоне, занималась общественной деятельностью по продвижению интересов России в Великобритании, была принята в высшем обществе этой страны: имела дружеские связи с премьер-министром В. Гладстоном, состояла в переписке с премьер-министром Б. Дизраэли. Нередко через нее
11 лет, во время которых идеи Овербека обсуждались наиболее активно и всем вовлеченным в этот процесс казалось, что вот-вот начнется их осуществление, всякий раз на его пути возникали различные препятствия. В 1871 г., когда комиссия при Святейшем Синоде утвердила его проект и направила обращение к патриарху Анфиму VI с просьбой о его поддержке, Фанар не стал даже отвечать на послание Синода. По мнению некоторых исследователей, это было связано с осложнением отношений между Синодом Российской Церкви и Константинопольским патриархатом, вызванным разногласиями по вопросу автокефалии Болгарской Церкви64, а также с тем, что в практике Константинопольской Церкви тех лет было принято перекрещивать инославных. После новых обращений в Фанар Овербеку, уже перешедшему в православие через Миропомазание, было предложено повторно креститься. Для него самого и его общины это было неприемлемо. Русская Церковь пыталась доказать правильность практики присоединения католиков через Миропомазание. В Константинополь по дипломатическим каналам была направлена выписка из деяний Московского собора 1666—1667 гг., в которой содержалась информация о том, что тогдашние Константинопольские иерархи укоряли русских за то, что они требовали перекрещивания католиков. При патриархе Иоакиме III ситуация изменилась. Овербек посетил Константинополь, была создана специальная комиссия по его вопросу, и проект западного православия был в конечном счете одобрен. Более того, он получил поддержку и со стороны ряда других Православных Церквей: Александрийской и Иерусалимской, Румынской и Сербской65. Но практически сразу остановлен из-за протестов со стороны Синода Греческой Церкви. По некоторым данным, Греческая Церковь выступила против идей Овербека, чтобы не нарушать диалога с англиканами.
Обращение к проекту Овербека и его содержанию показывает, что основные мотивы, вдохновившие его общину добиваться создания православия западного обряда, лежали в области экклесиологии: это был поиск непрерывной традиции и истинной Церкви, сохранившей неповрежденным вероучение древней Церкви. Такой Церковью они считали только Православную. Все остальные христианские конфессии, в их представлении, в той или иной мере исказили эк-клесиологическую модель древней Церкви. Главная идея проекта возрождения западного православия заключалась в полном усвоении православной догматики с сохранением самобытной западной литургической традиции. Хотя проект Овербека в XIX в. так и не был реализован, тем не менее именно он положил начало движению по употреблению западного обряда в Православной Церкви. Подобные попытки продолжали осуществляться в течение всего ХХ столетия. И сегодня в составе Антиохийской Православной Церкви, а также Русской Пра-
осуществлялась связь Овербека с великим князем Константином и Киреевым. В Отделе рукописей Британской библиотеки хранятся письма Овербека к Новиковой (с 1869 по 1900 г.; всего 202 письма) и ряд ответных писем Новиковой к Овербеку (Joseph Julian Overbeck, DPh., D. D.: Letters to Mme O. Novikov: 1869-1900, British Library. Manuscript department).
64 Копылова. Указ. соч. С. 175.
65 Joseph Julian Overbeck, DPh., D. D. Letters to Mme O. Novikov: 1869-1900, British Library. Manuscript department. L. № 192.
вославной Церкви Заграницей существуют общины западного обряда, считающие Овербека основоположником подобного направления.
Ключевые слова: Ю. Й. Овербек, богословие, экклесиология, православие западного обряда, Святейший Синод, межконфессиональные отношения, православно-англиканский диалог.
Список литературы
Копылова Е. А. «Дело Овербека» в жизни Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. Серия «Гуманитарные науки и образование». Вып. 4 (14). Т. II. Тольятти, 2013. С. 167-178.
Новая брошюра Овербека о соединении Церквей // Православное обозрение. 1872. Т. 2. № 12. С. 742-758.
Овербек И. И. Бесспорные преимущества православной кафолической Церкви пред другими христианскими исповеданиями // Христианское чтение. 1882. № 5/6. С. 776798.
Овербек И. И. Благопромыслительное положение православной России и ее призвание к восстановлению православной западной кафолической Церкви // Христианское чтение. 1869. № 12. С. 1054-1075. Овербек И. И. Единственный верный исход для либеральных членов Римско-Католической Церкви. Открытое письмо к графу Д. А. Толстому, г. обер-прокурору Св. Синода и министру народного просвещения // Христианское чтение. 1870. № 8. С. 308-334. Овербек И. И. Православная кафолическая Церковь. Протест против папской церкви и возвращение к основанию кафолических национальных Церквей // Христианское чтение. 1868. № 12. С. 807-829. РГИА. Ф. 797. Оп. 205. Д. 396. Журналы комиссии при Синоде по рассмотрению предложения доктора Овербека о создании Православной Английской Церкви. Филарет (Дроздов), митр. Письмо к обер-прокурору Святейшего Синода, графу Д. А. Толстому, о бывшем римско-католическом пасторе в Вестфалии, Овербеке от 24 июня, 1865 // Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: В 5 т. СПб., 1865. Т. 2.
Abramtcev D. Dr. J. J. Overbeck and his scheme for the Re-establishment of the Orthodox Church
in the West. Pittsburg, 1959. Joseph Julian Overbeck, DPh., D. D. Letters to Mme O. Novikov: 1869-1900, British Library.
Manuscript department. L. № 192. Kahle W. Westliche Orthodoxie: Leben und Ziele Julian Joseph Overbecks. Koln, 1968. Overbeck J. J. Pope and Patriarch // The Orthodox Catholic Review. 1868. Vol. 2. P. 84-97. Overbeck J. J. The Western Orthodox Catholic Church // The Orthodox Catholic Review. 1871. Vol. 3. N. 1-6.
S[eccombe] J. An Urgent Appeal to Anglo-Catholics. // The Orthodox Catholic Review. 1875. Vol. 4. P. 90-93.
S[eccombe] J. Neologism and Orthodoxy // The Orthodox Catholic Review. 1875. Vol. 2. P. 2134.
Shann G. V. Why I am an Orthodox // The Orthodox Catholic Review. 1881. Vol. 2. P. 260-274.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.
2018. Vol. 79. P. 28-40
DOI: 10.15382/sturI201879.28-40
Alexey Chumichev, Postgraduate Student, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov pereulok, Moscow 127051, Russian Federation [email protected]
ORCID: 0000-0001-8967-6856
Theological Aspects of J. J. Overbeck's Project of Orthodoxy of the Western Rite
A. Chumichev
Abstract: This article deals with theological aspects of the project of revival of the Orthodoxy of the Western rite which was proposed by the former Catholic priest and theologian J. J. Overbeck, who first became Protestant and then Orthodox. In 1865 Overbeck and his supporters put forward the idea of creating in England an Orthodox church practising the Western liturgical rite, corrected in accordance with the Orthodox faith. Overbeck's project sparked a wide-ranged discussion in theological circles of that time. The main idea ofthe followers of the project ofWestern Orthodoxy, most ofwhom were Anglicans, was the search for a true church, which would preserve the Christian doctrine from the Apostolic times in its intact state. According to the theologian's community, only the Orthodox church could meet such requirements. The article consists of two sections. The first examines the views of Overbeck and the proponents of his project on the ecclesiological organisation of the Orthodox church, their ideas about the advantage of Orthodoxy over other Christian denominations: Catholicism and Protestantism, the identity of the faith of the contemporary Orthodox church with the doctrine of the ancient church. The second part of the study discusses the ideas of Overbeck's community about the necessity to create anew the Western rite within the Orthodox church, the supposed place of the Orthodox communities of the Western rite among the Local Orthodox churches, and the reaction to these ideas from the world Orthodoxy.
Keywords: J. J. Overbeck, ecclesiology, Orthodoxy of the Western rite, Russian Orthodox Church, Holy Governing Synod of Russia, interdenominational relations, Orthodox-Anglican dialogue.
Abramtcev D. (1959) J. J. Overbeck and his Scheme for the Re-Establishment of the Orthodox
Church in the West. Pittsburg. Kopylova E.A. (2013) "«Delo Overbeka» v zhizni Sankt-Peterburgskogo otdela Obshchestva lyubitelej duhovnogo prosveshcheniya" ["The Overbek Case" in the life of the St. Petersburg Division of the Society of spiritual enlighteners]. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva. Seriya "Gumanitarnye nauki i obrazovanie". Tol'yatti, 2013, vol. 4 (14), pp. 167—178.
References