Научная статья на тему 'БОГОСЛОВСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ О СВОЙСТВАХ ЛИЧНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ: СМЫСЛОВЫЕ АКЦЕНТЫ'

БОГОСЛОВСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ О СВОЙСТВАХ ЛИЧНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ: СМЫСЛОВЫЕ АКЦЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТАЯ ТРОИЦА / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБРАЗ БОЖИЙ / ХРИСТОС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кирилл (Зинковский, Кузнецова Кира Владимировна

В статье исследуются особенности богословско-антропологического подхода к пониманию сущности личности наряду с другими существующими подходами; проводится богословский анализ свойств личности в контексте современных исследований в области богословия личности; основные выводы сопоставляются с обоснованием и решением проблемы сотрудничества участников педагогического процесса. Сотрудничество в педагогике осмысливается как путь реализации личностных свойств в практической деятельности и связано с личностными качествами, которые необходимо развить в воспитанниках. Богословие личности позволяет говорить о бытийном единстве природно-личной онтологии, имеющем основание в бытии Трёх Лиц Святой Троицы. Такие свойства личности, как свобода, уникальность, общение, открытость, творчество и другие, взаимосвязаны, различаемы в личности, неразделимы в практике сотрудничества и являются ее богословско-антропологическим основанием. Богословское видение свойств личности открывает педагогу новые перспективы в сотрудничестве с родителями, позволяя увидеть ребенка целостно, способствует его гармоничному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кирилл (Зинковский, Кузнецова Кира Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL PROPERTIES OF PERSONALITY AND COOPERATION IN PEDAGOGY: SEMANTIC ACCENTS

The article explores the features of the theological and anthropological approach to understanding the essence of personality along with other existing approaches; a theological analysis of the properties of personality in the context of contemporary research in the field of theology of personality is conducted; the main conclusions are compared with the justification and solution of the problem of cooperation of participants in the educational process. Collaboration in pedagogy is understood as a way of realizing personal qualities in practical activities, and is associated with personal qualities that need to be developed in pupils. The theology of personality allows us to speak about the existential unity of the natural-personal ontology, which is rooted and depends on the Divine being of the Three Persons of the Holy Trinity. Such properties of personality as freedom, uniqueness, communication, openness, creativity, and others are interrelated, distinguishable in personality, inseparable in the practice of cooperation and are its theological and anthropological basis. The theological vision of the qualities of personality opens new perspectives for the teacher in cooperation with parents, allowing them to see the child holistically, contributes to their harmonious development.

Текст научной работы на тему «БОГОСЛОВСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ О СВОЙСТВАХ ЛИЧНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ: СМЫСЛОВЫЕ АКЦЕНТЫ»

MISCELLANEOUS: СООБЩЕНИЯ, ДИСКУССИИ, РЕЦЕНЗИИ MISCELLANEOUS: MESSAGES, DISCUSSIONS, REVIEWS

УДК 24

DOI: 10.18413/2408-932X-2021-7-2-0-12

Кирилл (Зинковский) Богословская антропология о свойствах личности иером.1, Кузнецова К. В.2 и педагогическом сотрудничестве: смысловые акценты

1Николо-Угрешская Духовная Семинария, пл. Святителя Николая, д. 1, корп. 6, г. Дзержинский, Московская обл., 140090, Россия; ierej.cyril@mail.ru

2-

Российская христианская гуманитарная академия, наб. реки Фонтанки, д. 15, г. Санкт-Петербург, 191011, Россия; inhuzoriya@mail.ru

Аннотация. В статье исследуются особенности богословско-антропологического подхода к пониманию сущности личности наряду с другими существующими подходами; проводится богословский анализ свойств личности в контексте современных исследований в области богословия личности; основные выводы сопоставляются с обоснованием и решением проблемы сотрудничества участников педагогического процесса. Сотрудничество в педагогике осмысливается как путь реализации личностных свойств в практической деятельности и связано с личностными качествами, которые необходимо развить в воспитанниках. Богословие личности позволяет говорить о бытийном единстве природно-личной онтологии, имеющем основание в бытии Трёх Лиц Святой Троицы. Такие свойства личности, как свобода, уникальность, общение, открытость, творчество и другие, взаимосвязаны, различаемы в личности, неразделимы в практике сотрудничества и являются ее богословско-антропологическим основанием. Богословское видение свойств личности открывает педагогу новые перспективы в сотрудничестве с родителями, позволяя увидеть ребенка целостно, способствует его гармоничному развитию.

Ключевые слова: Святая Троица; личность; общение; педагогика; сотрудничество; образ Божий; Христос

Для цитирования: Кирилл (Зинковский) иером., Кузнецова К. В. Богословская антропология о свойствах личности и педагогическом сотрудничестве: смысловые акценты // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2021. Т. 7. № 2. С. 132-143. БОТ: 10.18413/2408-932Х-2021-7-2-0-12

Kirill (Zinkovskiy) hieromonach1,

2

K. V. Kuznetsova

Theological properties of personality and cooperation in pedagogy: semantic accents

1Nikolo-Ugreshskaya Theological Seminary, bld. 6, 1 St. Nicholas Square, Dzerzhinskiy, Moscow Region, 140090, Russia; ierej.cyril@mail.ru

9 .

Russian Christian Humanitarian Academy, 15 Fontanka River Emb., Saint Petersburg, 191011,

Russia; inhuzoriya@mail.ru

Abstract. The article explores the features of the theological and anthropological approach to understanding the essence of personality along with other existing approaches; a theological analysis of the properties of personality in the context of contemporary research in the field of theology of personality is conducted; the main conclusions are compared with the justification and solution of the problem of cooperation of participants in the educational process. Collaboration in pedagogy is understood as a way of realizing personal qualities in practical activities, and is associated with personal qualities that need to be developed in pupils. The theology of personality allows us to speak about the existential unity of the natural-personal ontology, which is rooted and depends on the Divine being of the Three Persons of the Holy Trinity. Such properties of personality as freedom, uniqueness, communication, openness, creativity, and others are interrelated, distinguishable in personality, inseparable in the practice of cooperation and are its theological and anthropological basis. The theological vision of the qualities of personality opens new perspectives for the teacher in cooperation with parents, allowing them to see the child holistically, contributes to their harmonious development.

Keywords: Holy Trinity; personality; communication; pedagogy; cooperation; image of God; Christ

For citation: Kirill (Zinkovskiy) hierom., Kuznetsova K.V. (2021), "Theological properties of personality and cooperation in pedagogy: semantic accents", Research Result. Social Studies and Humanities, 7 (2), 132-143, DOI: 10.18413/2408-932X-2021-7-2-0-12

Любая образовательная система имеет целью воспитание личности с определенным набором качеств - идеал, к которому следует стремиться и который определяет педагогический подход к воспитанию (принципы, средства, методы, приемы). Соответственно, вопрос о сущностном понимании личности является одним из первостепенных и актуальных вопросов для педагогической науки и практики. Обобщая, современные исследователи богословия личности выделяют три направления в понимании ее сущности: богослов-ско-антропологическое, естественно-

натуралистическое и экзистенциальное. Суть первого заключается в признании онтологической глубины человеческой личности, так называемой «метафизической тайны личности» (Зеньковский, 1993: 13), «несводимой к внешнему, природному аспекту, но неразрывно связанную с ним» (Мефодий, 2014: 575). Естественнонаучное направление определяет целью развития личности приобретение в процессе социализации определенных свойств и качеств (Мефодий, 2014: 575). Экзистенциальное направление мыслит личность как самость, субъективно воспринимающую ценности,

а не объективно принимающую их (Мефо-дий, 2014: 576).

Преимущество богословско-

антропологического направления, на наш взгляд, заключается в целостном взгляде на развитие личности во взаимодействии внешних и внутренних факторов, тогда как другие два подхода сводят ее развитие к внешнему влиянию и выражению или чрезмерному субъективизму и обособленности.

Согласимся с утверждением протоиерея Василия Зеньковского: «Хотя развитие личности есть существеннейшая задача воспитания, но смысл, цели и условия ее развития могут быть поняты лишь в системе целостного мировоззрения» (Зень-ковский, 1993: 13). Бесспорно, зачатки истины встречаются в трудах лучших представителей разных направлений, однако богословское осмысление свойств личности позволит, на наш взгляд, выработать целостный подход к ее развитию (Мефо-дий, 2017: 186). В противном случае такие качества личности, как свобода, уникальность, творчество, нравственность и другие, будут либо пониматься однобоко и примитивно, в русле определенного течения мысли, либо игнорироваться или, наоборот, абсолютизироваться, что может привести к крайностям в процессе и результатах воспитательной деятельности педагогов с точки зрения формирования личности. Соответственно, сама по себе идея личности вне богословского видения не может быть верховным принципом педагогики, так как, субъективно трактуемая, не имеет прочного основания, что приводит к ошибкам в воспитательном процессе и к тяжелым последствиям в личностном развитии воспитанников.

Педагогика есть сфера технологий передачи знания, а также, что не менее важно, искусство воспитания человека. Сотрудничество учителя и родителей в воспитании школьников, таким образом, непосредственно связано с теми личностными качествами, которые необходимо развить в воспитанниках. Богословское

видение свойств личности, на наш взгляд, позволит педагогу в сотрудничестве с родителями увидеть ребенка целостно и способствовать в практической деятельности его гармоничному развитию. В современном исследовании иеромонаха Мефодия (Зинковского) проанализированы идеи видных представителей православного богословия Х1Х-ХХ веков в области учения о личности и сформулированы характеристики личностных качеств. Рассмотрим их в связи с богословско-антропологическим обоснованием идеи сотрудничества и направленностью на практическую деятельность педагогов.

Святоотеческое предание утверждает, что каждый человек отличен от другого по ипостаси, в то же время все человечество едино по сущности (Мефодий, 2017: 192). По мысли В.Н. Лосского, «человек -не только природа, но и личность, стоящая перед личным Богом, в личном к Нему отношении» (Лосский, 2012). Одновременно «люди обладают общей единой природой во многих человеческих личностях» (Кал-лист). Личность несводима к природе, но и не оторвана от нее: как личностные свойства неотделимы от природных, так и наоборот природные - от личностных, в силу бытийного тождества природы и личности (Мефодий, 2017: 193). В то же время неотделимость свойств не означает их слияния.

Личностные (или ипостасные) свойства в каждом человеке уникальны в отличие от присущих всем общих природных свойств (Мефодий, 2017: 190). В.Н. Лосский определяет природу как содержание личности, личность же суть существование природы: «человек - личность, которая не должна определяться своей природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу» (Лосский, 2012).

Глубинный смысл образования имеет в своей основе стремление к раскрытию образа Божиего в воспитаннике и устремление к идеалам святости. Раскрытие и развитие личностных свойств в перспекти-

ве обожения с точки зрения единства при-родно-личной онтологии является одной из главных задач и «принципиальным объектом внимания для педагогики» (Мефодий, 2017: 191). Личностно-ориентированный подход, являющийся системообразующим в российской образовательной парадигме, предполагает построение педагогического процесса, ориентированного на развитие и саморазвитие личностных свойств воспитанников (Гуль-янц, 2009). Природное единство человечества является фундаментом в практической реализации сотрудничества между людьми, в то же время развитие личностных качеств воспитанников есть и цель, и обоснование сотрудничества в педагогике.

Богословский метод стремится определить истинную природу человека, исходя из того понятия о Боге, по образу которого был создан человек и которое содержится в Откровении, чтобы затем найти в человеке то, что соответствует образу Бо-жию (Лосский, 2012). Авторитетность Священного Писания и Святоотеческого Предания в понимании природы человека подтверждается жизнью святых угодников Божиих. Соответственно, рассмотрение догмата о Святой Троице является основополагающим для понимания человеческой личности.

Единство Бога в Трёх Лицах - тайна, превосходящая человеческое понимание. Но ее глубочайшее практическое измерение в тайне общения и любви Трёх Лиц. Вечное «круговращение» любви, постоянное взаимное общение между Тремя Ипостасями - перихоресис (лергрюр'пого) выражает бытие Бога (Каллист). Понимаемое как соучастие в действиях Друг Друга, оно наполнено открытостью и любовью, являющей себя в самоотдаче, которая отождествляется с Личным Существованием. И это Божественное свойство в переложении на человека есть высшая цель и идеал всякого общения между людьми.

По мысли митрополита Каллиста Уэ-ра, «тринитарный образ, в соответствии с которым мы сотворены, не принадлежит

никому из нас отдельно, в отдельности от нашего ближнего; этот образ исполняется только в "промежуточном пространстве" любви в отношении Я-и-Ты, только в том "и", которое соединяет "Я" с "Ты"» (Кал-лист). Отсюда очевиден вывод о созданной по образу Бога личности человеческой: замкнутая внутри себя, сосредоточенная на себе, она неизбежно оскудевает, будучи ограниченной. Бог есть разделенная любовь, а не эгоцентризм - такова же и человеческая личность (Каллист).

Парадокс христианского понимания природы человека заключается в том, что, отдавая себя свободно и по любви другим в жертвенном служении, предпочитая других себе, в некотором смысле переставая существовать для себя самого, человек обогащается и раскрывается в своей личной уникальности без утраты свободы и самостоятельности. По мысли

В.Н. Лосского, «отказываясь от своей частной собственности, личность бесконечно обогащается всем тем, что принадлежит всем» (Лосский, 2012).

В этом смысле учение о взаимном общении внутри Лиц Святой Троицы является богословским обоснованием идеи сотрудничества между людьми, указывая вектор развития отношений, заключающийся во взаимопроникновении личностей в общении, в самоотдаче и открытости. Эта мысль указывает путь к глубокому доверительному и плодотворному общению между всеми участниками педагогического процесса. Образ взаимной любви, явленный в Святой Троице - направленность на другого, открытость, диалог - имеет непосредственное преобразующее значение в повседневной жизни: так отношения в любой среде призваны стать живой иконой Святой Троицы в духе соучастия и сотрудничества. Эту мысль можно приложить к сотрудничеству педагога, родителей и детей, где каждый несет ответственность за характер взаимоотношений и атмосферу, которая складывается в процессе общения, соответственно от качества общения зависит протекание внутренних

процессов обретения личностью (учителем, родителем, учащимся) духовного опыта.

Синтетическим свойством личности, объединяющим открытость к общению и самоидентичность, можно назвать религиозность (Мефодий, 2017: 205). Дух животворит тело, поэтому важно наполнение внутренним смыслом повседневной жизни и общения - принимая в свое сердце и от всего сердца других людей, дать возможность и место в сердце Духу действовать через нас в мире и животворить другие сердца, наполняя содержание жизни высшим смыслом. Эта мысль особенно важна для воплощения идей сотрудничества, одухотворения процесса общения. Синтетичность личного начала, таким образом, предполагает обращение педагогики к религиозной стороне жизни души не только с целью религиозного или духовно-нравственного воспитания, но и для гармоничного развития личности. Идеи христианской антропологии, выраженные в сотрудничестве, должны быть связаны со всеми процессами жизни души (Зеньков-ский, 1993: 7).

В противном случае педагогика находится «во внутреннем тупике», потому как, признавая «тайну» детской личности, не чувствует того, что «жизнь личности вообще, а детской в особенности, требует религиозного освещения, самоуверенно истолковывая жизнь души независимо от ее сопряженности с Богом» (Зень-ковский, 1993: 7).

Святые отцы подчеркивают, что неотъемлемой составляющей образа Божи-его в человеке является свобода, которая неразрывно связана с действием воли в человеке. Свобода есть личностное свойство, воля же - свойство человеческой природы. Человеческая воля глубоко повреждена в акте грехопадения, необходимо последовательное ее воспитание в направлении следования нравственным идеалам. По учению свят. Феофана Затворника, христианин должен непрестанно сознательно трудиться над собой, чтобы в соработничестве

с Богом склонить свою волю на путь добродетельной жизни по заповедям (Кирилл, 2017: 61). Прежде всего, и это всегда подразумевалось и проговаривалось отцами Церкви, человек должен научиться господствовать над самим собой. Умение распоряжаться даром свободного произволения - задача воспитания воли и саморегуляции, самоконтроля в широком смысле. Этот опыт внутренней борьбы ради преображения души свойственен каждому христианину, стремящемуся следовать за Христом. Родители и педагоги, идя путем борьбы с собой за торжество любви в сердце, могут своим примером жизни во Христе укрепить и вдохновить своих подопечных (Кирилл, 2017: 62).

В христианской антропологии свобода личности не мыслится вне общения с другими личностями (Мефодий, Кирилл, 2019: 177). Однако необходимо учесть греховность человека, которую путем подвига самоотвержения, смирения, молитвы и любви человек должен преодолеть ради единства с Богом и ближними. Понимание личностного развития в контексте христианской антропологии обращает нас к внутреннему человеку и внутреннему подвигу, тем самым идет вразрез с общепринятым взглядом педагогики на человека и суждении о нем по внешним проявлениям.

В учении Святых Отцов различаются «внешний» и «внутренний человек». «Внешнему» человеку принадлежит тело и плоть, он - «ветхий» человек плотских страстей, подверженный тлению, а «внутреннему» - ум, сердце, совесть, дух, необходимые «новому» человеку для служения Богу и людям. Святоотеческое наследие сосредотачивает внимание человека на внутреннем подвиге путем самоотвержения. Термин «внутренний человек» употребляется в Посланиях святого апостола Павла: «... крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3: 16; см. также Рим. 7: 22; 2 Кор. 4: 16). По мысли Блаженного Феофилакта Болгарского, апостол испрашивает укрепления человека силою Божией в Духе Святом, «каким же

образом - верою, ибо в верных сердцах обитает Христос, приходя с Отцом и творя в них обитель, как Он и предсказал (Ин. 14: 23), а этого вы достигнете, когда укоренитесь в любви Его и не будете колебаться и смущаться» (Феофилакт).

Отметим, что в педагогике понятие «внутреннего человека» практически не употребляется, либо сформулировано нечетко и не имеет практического воплощения в воспитательном подходе. В этом бо-гословско-антропологическом акценте, на наш взгляд, скрывается ответ на вопрос, почему современные исследования отношений между родителями, учителем и детьми не могут положительно решить проблему все чаще возникающих конфликтов и недопонимания, взаимных требований и претензий. Проблема остается актуальной в связи с тем, что проводимые мероприятия и в целом общепринятый подход в обучении и воспитании ориентированы на внешнюю сторону организации общения, носят внешний характер. Не умаляя ценности разработанных проектов и подходов по созданию гармоничного сотрудничества в школе, отметим, что, в первую очередь, требуется личный подвиг учителя как человека, который призван найти подход к каждому и сплотить всех, вдохновить духом единства вверенных ему подопечных. Во-вторых, необходим ежедневный труд родителей в сотрудничестве с учителем в осуществлении личностного подхода в отношениях с ребенком, а также и труд самих воспитанников, учащихся в терпении, взаимном принятии и любви общаться друг с другом.

Воспитание свободного произволения человека ко спасению как следование путем совести и раскаяния во внутренней борьбе с ветхим человеком необходимо для соединения со Христом и с другими личностями. Так, обрести подлинную внутреннюю свободу человек может только посредством включения в свое бытие других личностей: «свобода "для" освобождения других от боли, страдания и греха - единственный, хотя и далеко не без-

болезненный, путь освобождения и себя самого» (Мефодий, 2017: 211). Только такой путь может в полноте привести к объединению на основе взаимопонимания и доверия, однако свободный выбор всегда остается за человеком.

Отметим, что свобода в христианском понимании не есть раскрепощение и освобождение от нравственных норм, а, наоборот, укорененность в добре и познании истины, которая заключается в свободном, осмысленном и самостоятельном выборе добра и противостоянии, отвержении зла (Иларион (Алфеев)). По сути, самым существенным является вопрос: как раскрывается свобода в душе ребенка, ведь детская душа может оказаться безмолвной и закрытой, хотя с нашей стороны было сделано все возможное для ее роста и раскрытия. Таким образом, воспитание заключается в педагогическом сопровождении и деликатном ведении ребенка по пути достижения им такой силы личности, при которой он постепенно и достаточно будет овладевать «тайной свободы в себе», поэтому «воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, пронизано верой в силу Бо-жию, в человеке светящую как образ Божий, способно зажечь детскую душу любовью к добру и правде» (Зеньковский, 1993: 245). Подлинный смысл воспитания свободы непосредственно связан с темой спасения.

В христианском понимании творчество есть не только акт вдохновения и желание делать то, что нравится, творчество заключается в синергии, сотрудничестве Божественной Благодати и воли человека к ее усвоению, что невозможно в отрыве от ближних, соответственно достижимо в сотворчестве с другими личностями в процессе сотрудничества. По мысли протоиерея Василия Зеньковского, «нам не только дана, но и задана наша личность, как тема творческого раскрытия и осуществления данных нам талантов» (Зеньковский, 1993: 82). Открытость человека, бытие для других связаны с восприимчивостью личности

к Божественным энергиям и творческим импульсам других личностей. Восприимчивость следует понимать как осмысление, принятие внешних факторов во внутренний опыт духовной жизни (Мефодий, 2017: 219). По образу общения Лиц Святой Троицы уникальность каждой личности раскрывается в сотворчестве с другими личностями, в соработничестве в становлении их уникальности на основе восприимчивости, открытости и самоотдачи. Творческие способности человека получают особенно эффективное развитие, когда исчезает «обособленность лиц друг от друга» (Лосский, 1991: 249), что не означает слияния личностей в единообразную массу, но рост уникальности и ценности каждой из личностей, «включенных в соборно-творческий процесс» (Мефодий, 2014: 503504). Стяжание Благодати Духа Святого в соединении со Христом и с другими личностями - вот истинная творческая задача христианина, в решении которой заключается восстановление образа Божиего и подобия каждой уникальной личности.

Учение о Святой Троице в полноте раскрывается в идее кафоличности, соборности Церкви - единство во множестве, цельность, полнота. Святые Отцы понимали Церковь как «Тело Христово», «Храм Святого Духа». Это таинственное свойство Церкви открывается в самой Ее жизни, в Таинстве Святой Евхаристии. В творениях многих святых сквозной нитью проходит мысль о «едином теле» - христиане как члены одного Тела Христова. Цель сотрудничества в педагогике по духу близка идее кафоличности, так как заключается в стремлении к внутреннему единству всех участников, основанному на любви, взаимопонимании и доверии. Сотрудничество позволяет актуализировать и реализовать уникальность каждой личности, способствующей одновременно становлению уникальности других личностей в процессе общения в духе единения. Конечно, в светской школе не может быть полностью воплощена идея соборного единства в Евхаристическом смысле. Однако богослов-

ское видение оснований сотрудничества задает правильный вектор его развития: идея кафоличности, соборности - это основа совместной, слаженной и согласованной деятельности.

Христианская антропология может обогатить педагогическую мысль с целью принятия личности понятия «креста», который содержится в жизни каждого человека и в педагогическом процессе раскрывается во внешних проявлениях, поведении. Крест человека определяет тайну уникальности личности, и есть те духовные задачи, которые требуют внутреннего решения для преображения и духовного возрастания души (Зеньковский, 1993: 81). Каждый человек внутренним чутьем сознает задачи, которые перед ним стоят, однако вся сложность их решения заключается во внутренней неустроенности жизни, которая передается и через наследственность, и через воспитание и социальное окружение, личностное восприятие, так называемую «укорененность греха в духовном начале» личности (Зеньковский, 1993: 84). И педагог, и родители, и ребенок - каждый призван к творчеству, к разрешению этой задачи, к «несению» своего креста (Зеньковский, 1993: 83). Творчество с богословско-антропологической точки зрения не есть только вдохновение, но путь преображения души в Боге, имеющий сотериологическую перспективу (Зеньков-ский, 1993: 153).

Педагог в сотрудничестве с родителями должен способствовать раскрытию лучших личностных качеств ребенка, не отрицая при этом борьбу с грехом и тот крест, который есть у каждого человека, -преобразуя его в задачи, которые необходимо творчески решить человеку на его жизненном пути. Путь к деятельному, чуткому и неравнодушному сотрудничеству с другим человеком в богословско-антропологическом смысле лежит через познание своего внутреннего человека, глубины его испорченности и поиска единства с Богом и ближними в непрестанном личном подвиге, что возможно

осуществить только с помощью крепкой веры и доверия Богу.

Благодать, преобразующая природу человека, не является статическим состоянием. В отношениях с Богом и другими человеческими личностями всегда есть динамика, поэтому жизнь есть непрерывная борьба за стяжание Благодати, в которой «решительность и отвага являются главными отличительными чертами свободы человека, свидетельствующими о его воле и вере в Бога» (Иосиф Ватопедский, схим., 2015). От человека требуется непрестанный «труд любви» (1 Фес. 1: 3). Святитель Иоанн Златоуст в толковании на эти слова из Послания апостола Павла Фесса-лоникийцам вопрошает: «Что за труд кое-как любить? Нет никакого. Но любить в собственном смысле - труд великий. В самом деле, когда восстают бесчисленные искушения, чтобы отвлечь нас от любви, между тем мы твердо противостоим всему, - не труд ли это, скажи мне?» (Иоанн Златоуст).

Ответом, перекликающимся с во-прошаниями Святителя Иоанна, могут стать слова из письма архимандрита Со-фрония Сахарова о единстве Церкви: «Истинное единство возможно только в любви и через любовь. Любовь навязать нельзя. В этом мире, отвергшем заповедь Христа: "Возлюби ближнего, как самого себя" ... борьба за торжество любви приводит к жертве, к "распятию" служителей любви» (Софроний (Сахаров), схиархим.).

В сотрудничестве, соработничестве человека с Богом и другими личностями важен характер динамики, цель и импульс (Мефодий, 2014: 506). В святоотеческом понимании динамика личностного роста связана с очищением сердца, с динамикой личностных добродетелей, проявляющейся в соучастии и единении с другими.

Динамика, или внутренний рост, является важным фактором в воспитании личности. Человек постоянно меняется. Можно говорить о синергии воспитуемых и воспитателей в педагогике (Мефодий, 2017: 230). Педагоги и родители в сотвор-

честве призваны воспитывать детей, а дети в свою очередь незримо воспитывают и меняют взрослых, поэтому так важно для педагогики чувство открытости и чуткости.

Рост происходит в глубинах личности: в разные периоды по мере взросления меняются представления ребенка о любви и единстве, послушании, горе и радости, возрастают рассудительность, разум, чувства, силы душевные. Если роста нет, наступает стагнация и далее деградация. Искусство воспитания может быть определено как «содействие росту» (Зеньковский, 1993: 265). Однако суть духовного роста состоит в том, что содействуют росту не только правильные поступки, но и падения, ошибки; затруднения носят воспитывающий характер, содействуют формированию целостной, устойчивой духовно-нравственной личности. Эта мысль может вдохновить педагога терпеливо искать подход к каждому ребенку и преодолевать трудности, совместно духовно возрастая. Учителя и родители в духе сотрудничества должны содействовать процессу развития самосознания ребенка, однако делать это нужно тактично и с рассуждением, относясь к себе самокритично, помня, что слова, поступки и действия взрослых будут способствовать духовному возрастанию ребенка и сплочению, объединению его с другими личностями и с Богом.

Здесь важно соработничество учителя и родителей с Богом, а именно «устойчивость нашего личного произволения в Боге, как в высшем Благе» (Мефодий, 2014: 507), который делает человека открытым Божественному Промыслу. Бог всесилен обратить все немощи и недостатки взрослых на пользу учеников и преобразить в общении внутренний мир каждого, созидая гармоничное и плодотворное сотрудничество. Обожение, являясь высшей целью сотрудничества в педагогике, означает устойчивость в добром свободном произволении к Богу и непрерывный созидательный труд в воспитании откры-

тости, самоотдачи, перихоретичности в общении с другими личностями.

В онтологическом смысле педагогическая задача, которая решается в сотрудничестве, заключается в динамическом преодолении разделений путем «отшлифовывания» ипостасного или личностного начала, то есть через гармоничное, целостное развитие всех свойств личности (Мефодий, 2014: 511).

Развитие каждой личности должно способствовать формированию единства всех участников педагогического процесса. Качество общения воспитателей и вос-питуемых и вдумчивый подбор методов и приемов, личностный подход, укорененный в богословско-антропологическом понимании личности - весь этот комплекс может способствовать достижению единства в сотрудничестве во множестве уникальных личностей.

Богословское понимание личности позволяет синтезировать две противоположные категории, или личностные свойства: логосность личности как «очерченное и оформленное ипостасное отличие», и иррациональность как невозможность в словах осмыслить и выразить всю глубину и тайну личности (Мефодий, 2017: 233). Словесность существует в общении всех Ипостасей Троицы, а значит, является выражением межличностного общения в Божественно-человеческой иерархии по образу Святой Троицы. Однако словесность не сводима к разумной природе, «Слово в Боге обладает неограниченностью, уникальностью и вечно "рождается-произносится" Богом Отцом и сосуществует со Святым Духом» (Мефодий, 2017: 233).

Слово человека также является категорией межличностного общения, направлено к слушающей личности, являясь выражением личности, самосознания. Посредством слов человек выстраивает отношения с Богом и людьми. Принято относить слово к уму человека, однако с богословской точки зрения словесность не является только признаком разумности,

рациональности, так как включает в себя еще и отношение говорящего к выражаемому посредством слов (Мефодий, 2017: 234). С помощью слов является внутренний мир личности и направляется к другим личностям, влияя на них.

Учителю нужно быть осторожным и осмотрительным: каждое его слово в классе, каждое его действие могут оказать необратимое влияние на душу ребенка. И в этом смысле благое молчание с молитвой и верой может оказаться гораздо ценнее, чем множество слов и наставлений, сказанных зачастую в немирном, раздраженном духе. Задача педагога и родителей не просто передать воспитаннику знания, но заслужить доверие в пространстве диалога, решение этой задачи требует самоотдачи, чуткости, деликатности, то есть высокой внутренней культуры педагога, которая раскрывается в общении и в принятии личности каждого.

Такие свойства, как когнитивность и сознательность, являемые в логосности, согласно богословскому пониманию личности связывают знание со словесным выражением и в то же время сохраняют за ним свойство неисчерпаемости и неполной выразимости (см.: Мефодий, 2017: 235). Для практики сотрудничества в педагогике эта амбивалентность говорит о том, что сугубо информационный, «знаниевый», или познавательный, подход в образовании является весьма однобоким и ущербным, так как не учитывает иррациональную природу личности, глубину и неисчерпаемость внутреннего мира каждого человека.

Подведем некоторые итоги. Вопрос о сущности личности является не просто теоретическим и отвлеченным от повседневной жизни. Педагогика опирается на практический жизненный опыт, и поэтому как богатый педагогический фундамент, так и приобретенная опытным путем интуиция педагогов должны быть подкреплены святоотеческим пониманием личности. Педагог должен опираться на сущность и подлинный смысл бытия челове-

ка - внутренним оком прозревать философское основание практической деятельности (Слободчиков и др., 2019: 7). Все педагогические концепции, имея зерно истины, ограничены пониманием личности в ее социальном, психологическом, физическом измерениях, выражающихся в терминах «индивид» и «индивидуальность». Взгляд же на развитие личности в перспективе обожения открывает бесконечную глубину личностного роста. Каждая личность и весь собор личностей призваны стать иконой Святой Троицы по образу взаимной любви, которая, не ограничиваясь временной жизнью, находит продолжение и полноту в вечности.

Для того чтобы воспитать личность -то есть целостного человека во взаимосвязи внешних и внутренних факторов развития, сама педагогика должна сама стать целостной, что с богословской точки зрения невозможно «вне верного богословского понимания личности как онтологического принципа целостности человека» (Мефодий, 2017: 232). Именно богословское понимание личности дает нам прикоснуться к целостной мировоззренческой картине, в рамках которой раскрывается глубина и тайна личности.

Синтетические свойства личности позволяют говорить о бытийном единстве природно-личной онтологии, коренящейся и зависящей от Божественного бытия Трёх Лиц Святой Троицы. Принципиально важные свойства личности, понимаемые именно богословски, такие как «несводимость личности к ее природе и обладание ею, общение и диалогичность, открытость и кафоличность, уникальность и творчество, динамичность и целостность, религиозность и нравственность, логосность и иррациональность», взаимосвязаны, различаемы в личности и неразделимы в практике сотрудничества, являясь ее бого-словско-антропологическим основанием и направлением развития (Мефодий, 2014: 511).

Личность, в ее исконном основании, всегда уникальна, а основа ее своеобразия

лежит в «неразложимом метафизическом ее ядре». Однако она становится «самой собой», «находит себя» лишь в живом и действенном взаимообщении с людьми, с миром окружающих ее ценностей, а также во взаимном общении с Богом (Зеньков-ский, 1993: 13). Богословское понимание личности человека дает указание на то, что деятельность педагога должна быть направлена не только и даже не столько на внешние образовательные моменты, но и на «внутреннего человека», так, чтобы затронуть глубины, «тайники души», заронить туда добрые семена христианской нравственности, которые бы со временем принесли многоценные плоды в жизни молодых граждан России.

Человек сообразен Богу, поэтому целью образования является, в конечном счете, подготовка человека к вечной жизни в перспективе спасения, Богообщение и уподобление Первообразу - Личности Богочеловека Христа, который максимально являет и воплощает все свойства личного начала.

С одной стороны, деятельное и гармоничное, всестороннее и целостное развитие личности возможно лишь в Церкви как Богочеловеческом организме, с другой стороны, оно непосредственно зависит от качественного педагогического подхода, вдумчивого подбора средств, методов и технологий, которые создадут условия -плодородную почву для воспитания, возрастания души ребенка, чтобы в ней проросли добрые семена, посеянные Творцом. Сотрудничество в педагогике и педагогика сотрудничества, на наш взгляд, есть путь реализации личностных свойств в практической деятельности. Богословское осмысление свойств человеческой личности и их применение в практике сотрудничества позволит обогатить современные методики воспитания в синергии лучших достижений христианской и светской педагогики.

Литература

Блаженный старец Иосиф Ватопедский и его изречения // Православие^и. 2015. 1 июля

[Электронный ресурс] URL:

https://pravoslavie.ru/80338.html (дата обращения: 20.10.2020).

Гульянц, С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 2. C. 40-51.

Зеньковский, В.В., прот. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владим. братства, 1993. 224 с.

Иоанн Златоуст, свят. Толкование на первое послание к Фессалоникийцам // Азбука веры. Православная библиотека. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkova nie-na-pervoe-poslanie-k-fessalonikijtsam/1 (дата обращения: 17.10.2020).

Каллист (Уэр), митр. Святая Троица -парадигма человеческой личности // Азбука веры. Православная библиотека. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/svj ataj a-troitsa-paradigma-chelovecheskoj -lichnosti/ (дата обращения: 18.07.2020).

Кирилл (Зинковский), иером. Волевые качества личности согласно святителю Феофану Затворнику // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Т. 18. Вып. 2. С. 54-68.

Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. мон. Магдалины (В.А. Рещиковой). 2-е изд., испр. и перераб. 2012 [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocher k-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/ (дата обращения: 30.05.2020).

Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. 368 с.

Макарий Булгаков, митр. Православно-догматическое богословие. Том 1. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pra voslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/1_34 (дата обращения: 05.04.2020).

Мефодий (Зинковский), иером. Образование и богословие личности // Теология и образование / отв. ред. Д.В. Шмонин. СПб.: Изд-во РХГА, 2017. С. 182-247.

Мефодий (Зинковский), иером. Православное богословие личности: истоки, совре-

менность, перспективы развития. Дис. ... докт. богословия. М.-СПб.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноап. Кирилла и Мефодия, 2014. 721 с.

Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Современные образовательные ориентиры и обожение как цель жизни христианина // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. Вып. 2. С. 167-181.

Слободчиков, В.И., Остапенко А.А., Рыбаков С.Ю. Базовые смыслы национально-ориентированного образования Российской Федерации // Непрерывное образование. 2019. № 2. С. 6-10.

Софроний (Сахаров), схиархим. Письмо о единстве Церкви. [Электронный ресурс] URL:

https://souhbre.ru/Письмо_о_единстве_Церкви_ (архимандрит_Софроний_(Сахаров)) (дата обращения: 14.10.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Феофилакт Болгарский, Блаж. Толкования на Еф. 3:16. [Электронный ресурс] URL: http://bible.optina.ru/new:ef:03:16 (дата обращения: 30.05.20).

Христианское воспитание детей. 10 тезисов митрополита Илариона (Алфеева). Цикл «Христианская нравственность». [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=W3Pm5zSEK Ts (дата обращения: 20.06.2020).

References

Blazhennyi starets Iosif Vatopedskiy i ego izrecheniya [Blessed Elder Joseph of Vatopedi and his sayings], [Online], available at: https://pravoslavie.ru/80338.html (Accessed 20 October 2020) (in Russ.).

Feofilakt Bolgarskiy, Blazh., Tolkovaniya na Ef. 3:16 [Interpretation on Eph. 3: 16] [Online], available at:

http://bible.optina.ru/new:ef:03:16 (Accessed 30 May 2020) (in Russ.).

Gul'yants, S. M. (2009), "The essence of the personality-oriented approach in teaching from the point of view of modern educational concepts", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2, 40-51 (in Russ.).

Ilarion (Alfeev), mitr. (2019), Khristianskoe vospitanie detei, 10 tezisov [Christian parenting, 10 theses] [Online], available at:

https://www.youtube.com/watch?v=W3Pm5zSEK Ts (Accessed 20 June 2020) (in Russ.).

Ioann Zlatoust, St. Tolkovanie na pervoe poslanie k Fessalonikiytsam [Interpretation of the first Epistle to the Thessalonians], [Online], available at: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkova nie-na-pervoe-poslanie-k-fessalonikijtsam/1 (Accessed 17 October 2020) (in Russ.).

Kallist (Uer), mitr. (2001), Sviataya Troitsa - paradigma chelovecheskoi lichnosti [The Holy Trinity-the paradigm of the human personality] [Online], available at: https://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/svjataja-troitsa-paradigma-chelovecheskoj -lichnosti/ (Accessed 18 July 2020) (in Russ.).

Kirill (Zinkovskiy), ierom. (2017), "Volitional qualities of a person according to Saint Theophan the Recluse", Journal of the Russian Christian Academy for the Humanities, 18 (2), 5468 (in Russ.).

Lossky, N. O. (1991), Usloviya absoliut-nogo dobra [Conditions of absolute good], Politizdat, Moscow, Russia (in Russ).

Lossky, V. N. (2012), Ocherk mistich-eskogo bogosloviya Vostochnoi Tserkvi. Dogmat-icheskoe bogoslovie [Essay on the mystical theology of the Eastern Church. Dogmatic theology] [Online], available at:

https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocher k-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/ (Accessed 30 May 2020) (in Russ.).

Makariy (Bulgakov), mitr., Pravoslavno-dogmaticheskoe bogoslovie [Orthodox dogmatic theology] [Online], available at: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pra voslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/1_34 (Accessed 5 April 2020) (in Russ.).

Mefodiy (Zinkovskiy), ierom. (2014), "Orthodox theology of personality: origins, modernity, development prospects", Th. D. Thesis., Ob-shhecerkovnaja aspirantura i doktorantura im. svjatyh ravnoap. Kirilla i Mefodija, Moscow - St. Petersberg, Russia (in Russ.).

Mefodiy (Zinkovskiy), ierom. (2017), "Education and theology personality", in Shmon-in, D. V. (ed.), Teologiya i obrazovanie [Theology and education], 182-247 (in Russ.).

Mefodiy (Zinkovskiy), ierom. and Kirill (Zinkovskiy), ierom. (2019), "Modern educational guidelines and deification as the goal of a Christian's life", Journal of the Russian Christian Academy for the Humanities», 20 (2), 167-181 (in Russ).

Slobodchikov, V. I., Ostapenko, A. A. and Rybakov, S. Yu. (2019), "Basic meanings of national-oriented education in the Russian Federation", Nepreryvnoe obrazovanie [Lifelong learning], 2, 6-10 (in Russ.).

Sofroniy (Sakharov), skhiarkhim., Pis'mo o edinstve Tserkvi [Church Unity Letter] [Online], available at:

https://soulibre.ru/Письмо_о_единстве_Церкви_ (архимандрит_Софроний_(Сахаров)) (Accessed 14 October 2020) (in Russ.).

Zen'kovskiy, V. V. (1993), Problema vospi-taniya v svete khristianskoi antropologii [Problems of education in the light of Christian anthropology], Izdatel'stvo Sviato-Vladimirskogo bratstva, Moscow, Russia (in Russ.).

Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для деклараций.

Conflict of Interests: the authors have no conflict of interests to declare.

ОБ АВТОРАХ:

иеромонах Кирилл (Зинковский) (Зин-ковский Евгений Анатольевич), доктор богословия, кандидат технических наук, ректор Николо-Угрешской Духовной Семинарии, площадь Святителя Николая, д. 1, корп. 6, г. Дзержинский, Московская обл., 140090, Россия; ierej.cyril@mail.ru

Кузнецова Кира Владимировна, магистр теологии, магистр педагогики, аспирантка Российской христианской гуманитарной академии, наб. реки Фонтанки, д. 15, г. Санкт-Петербург, 191011, Россия; inhuzoriya@mail.ru

ABOUT THE AUTHORS:

hieromonk Kirill (Evgeniy A. Zinkovskiy), Doctor of Theology, Candidate of Technical Sciences, Rector, Nikolo-Ugreshskaya Theological Seminary, bld. 6, 1 St. Nicholas Square, Dzer-zhinskiy, Moscow Region, 140090, Russia; ie-rej. cyril@mail.ru

Kira V. Kuznetsova, Master of Theology, Master of Pedagogy, Graduate Student of the Russian Christian Humanitarian Academy, 15 Fon-tanka River Emb., Saint Petersburg, 191011, Russia; inhuzoriya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.