Научная статья на тему 'Богородские и сергиевские кони как историко-культурное наследие в собрании Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама'

Богородские и сергиевские кони как историко-культурное наследие в собрании Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конь / игрушечная лошадка / лепная игрушка / богородские резчики / композиция / упряжка / «выезд» / «болвашка» / «бумажная игрушка» / horse / toy horse / stucco toy / bogorodsky carvers / composition / team / «departure» / «dummy» / «paper toy»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова В.А.

В статье рассматриваются игрушечные кони работы сергиевских мастеров и скульптурные изображения коней богородских резчиков, роль и место игрушечных лошадок в системе игрушечного производства в стране на рубеже XIX – XX вв. В данной статье уделено внимание авторским произведениям и изделиям массового кустарного производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bogorodsky and sergievsky horses as a historical and cultural heritage in the collection of the Art and Pedagogical Museum of Toys named after N.D. Bartram

The article examines toy horses by sergiev masters and sculptural images of horses by bogorodsky carvers, examines the role and place of toy horses in the system of children's culture, toy production in the country at the turn of the XIX–XX centuries. This article discusses the author's works and a fairly large-scale artisanal production

Текст научной работы на тему «Богородские и сергиевские кони как историко-культурное наследие в собрании Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама»

Педагогика музейной деятельности в области традиционного прикладного искусства

Pedagogy of museum activity in the field of traditional applied art

УДК 688.721

Полякова B.A., хранитель музейных предметов, Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама, Сергиево-Посадский институт игрушки, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 123, e-mail: xpmi@bk.ru

Polyakova V.A., curator of museum objects of the N. D. Bartram Art and pedagogical toy museum, Sergiev Posad Institute of Toys, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Higher School of Folk Arts (Academy)», Moscow region, Sergiev Posad, red Army Avenue, 123, e-mail: xpmi@bk.ru

Богородские и сергиевские кони как историко-культурное наследие в собрании Художественно-педагогического музея игрушки

им. Н.Д. Бартрама Bogorodsky and sergievsky horses as a historical and cultural heritage in the collection of the Art and Pedagogical Museum of Toys named

after N.D. Bartram

Аннотация. В статье рассматриваются игрушечные кони работы сергиевских мастеров и скульптурные изображения коней богородских резчиков, роль и место игрушечных лошадок в системе игрушечного производства в стране на рубеже XIX - XX вв. В данной статье уделено внимание авторским произведениям и изделиям массового кустарного производства.

Ключевые слова: конь, игрушечная лошадка, лепная игрушка, богородские резчики, композиция, упряжка, «выезд», «болвашка», «бумажная игрушка».

Abstract. The article examines toy horses by sergiev masters and sculptural images of horses by bogorodsky carvers, examines the role and place of toy horses in the system of children's culture, toy production in the country at the turn of the XIX-XX centuries. This article discusses the author's works and a fairly large-scale artisanal production.

Keywords: horse, toy horse, stucco toy, bogorodsky carvers, composition, team, «departure», «dummy», «paper toy».

В статье будут рассмотрены игрушечные кони, которые изготавливали на двух крупнейших игрушечных производствах России - в с. Богородском и

Сергиевом Посаде. Коллекция изделий этих промыслов, в том числе и лошадок, по праву считаются гордостью собрания Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама.

Как отмечала художник Научно-исследовательского института художественной промышленности A.A. Авсеенок, «богородские мастера умеют видеть и подмечать в изображаемом самое существенное, самое главное - ничто не ускользает от внимательных глаз мастеров-художников. Они проявляют большую наблюдательность при изображении животных. Можно только удивляться той виртуозной технике, точности и великолепному мастерству, которые проявляются в богородских скульптурах коней» [3, с. 15].

Резчики создали множество деревянных лошадок, разнообразных по характеристикам, назначению, образно-художественному решению. Композиции с лошадьми характерны для ассортимента богородских изделий. Лошадки выполнялись под влиянием двух составляющих: народной традиции, передающейся из поколения к поколению, и профессионального искусства. Резные кони, выполненные резчиками в первой половине XIX в. - середине XIX в., разительно отличаются от изделий так называемого «земского периода» - конец XIX - начало XX в. Именно тогда на промысел значительное влияние оказывали художники-профессионалы.

Можно выделить несколько типов коней. Прежде всего, изображения лошадей, занятых крестьянским трудом: пахотой, перевозкой дров, извозом; лошади, пасущиеся вместе с жеребятами. В этих нехитрых композициях явно прослеживается исконное уважительное отношение резчиков к лошадям. Конь - первый помощник в крестьянском хозяйстве (рис. I53), а богородские мастера - крестьяне. Резьбой по дереву жители села Богородское занимались в свободное от сельскохозяйственных работ время.

Н.М. Церетелли в своем исследовании «Русская крестьянская игрушка» писал, что «Почти такое же обилие вариантов дала игрушка и в изображении верховой езды (рис. 2). Тема, повторяемая в бесконечных вариантах и комбинациях, существовала всюду, куда проникало влияние города или усадьбы» [5, с. 50].

Совершенно другой характер имеют знаменитые богородские «выезды». Это парные упряжки, тройки, одиночки, совсем не связанные с ежедневным бытом сельских жителей, а скорее являющиеся своеобразной иллюстрацией к жизни совершенно иных слоев населения. Особенно прославился такими композициями А.Я. Чушкин, работавший в начале XX в. (рис. 3). Лучшие его «композиции относятся к 1910-1912 гг., когда художник, по-видимому, достиг своей творческой зрелости» [1, с. 32]. Это были изящные, удивительно тонко выполненные композиции, в которых в классических богородских традициях изображались отнюдь не крестьянские типажи. В красивых конных и санных упряжках седоками могли быть офицеры, дамы, купцы в богатых шубах. Выезды назывались зимние или летние.

53 Рис. 1-12. - фото автора статьи.

Как в одном, так и в другом варианте кони с грациозно выгнутыми шеями на изящных ногах с красивой, тщательно проработанной упряжью скорее предмет традиционного прикладного искусства, а не детская игрушка. Эти композиции выполнялись народным мастером несомненно под влиянием земских деятелей, в частности Н.Д. Бартрама, с которым А.Я. Чушкин в этот период сотрудничал.

Щ

Рис. 2. Скульптура «Всадник». Богородская художественная резьба по дереву. Середина XIX в. Село Богородское, Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама

Рис. 3. А.Я. Чушкин. Скульптурная композиция «Упряжка». Начало XX в Богородская резьба по дереву. Село Богородское. Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама

Н.Д. Бартрам снабжал мастеров заказами. В качестве образцов он предлагал им литографии, книжные иллюстрации, лубочные картинки. С Н.Д. Бартрамом работал не только А.Я. Чушкин, но и другие богородские мастера. Конными упряжками прославился один из представителей династии

Рис. 1. Скульптура «Пахарь». Середина XIX в. Богородская художественная резьба по дереву. Сало Богородское, Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама

Прониных - М.А. Пронин. Его знаменитые «тройки» с седоком, кучером и медведем заняли достойное место в череде богородских изделий начала XX в. (рис. 4)._

Рис. 4. М.А. Пронин. Скульптурная композиция «Тройкой». Богородская резьба по дереву. Село Богородское. Начало XX в. Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама

В тесном взаимодействии с Н.Д. Бартрамом работали и посадские резчики Рыжовы. О творчестве этой династии можно говорить, как о сложившейся особой школе резьбы. Основателем ее считается A.A. Рыжов.

Самыми талантливыми из семи сыновей принято считать Ивана Александровича старшего и Ивана Александровича младшего. Представители семьи Рыжовых делали игрушки, болвашки и скульптуры без излишней детализации, их отличали спокойные, плавные линии. Рыжовы считались одними из лучших мастеров, выполнявших «болвашки» -технически совершенные формы для изготовления игрушек из папье-маше.

В собрании Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама хранится конь-болвашка работы И. А. Рыжова старшего, датируемый второй половиной XIX в. (рис. 5).

Лепка коней с использованием болвашек продолжалась на промысле вплоть до начала XX в., хотя уже с 1860-х гг. в Сергиевом Посаде начинают изготовлять коней в разъемных гипсовых формах. «Нигде в России не делали столько коней, как в Сергиевом Посаде. Традиционно русская игрушка в руках сергиевских кустарей стала как никогда

Рис. 5. И А. Рыжов. Конь-болвашка. Вторая половина XIX в. Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама

массовой», - писала Г.Л. Дайн - известный исследователь игрушки [2, с. 142]. Строки эти прекрасно иллюстрируют, прежде всего, лошадок из папье-маше, которых часто называли бумажными конями (рис. 6).

Первое официальное упоминание об изготовлении коней в Сергиевом Посаде относится к концу XVIII в. «Коневой товар» сергиевских кустарей был чрезвычайно разнообразным. Коней делали одиночками, парами, тройками, устанавливали на подставку из двух параллельно расположенных деревянных палочках с четырьмя колесиками. Чаще всего сергиевские кустари изготавливали так называемые «запряжки». Коней запрягали в сани, тележки, кареты. Встречались и виды повозок, которые уже давно вышли из обихода. Г.Л. Дайн упоминает, что кони были разнообразными «по масти и размерам большой до 65 см, средний до 40 см, полусредний до 30 см. Примечательно, что кустари и скупщики никогда не называли товар по размеру. Он был зашифрован в самом названии» [2, с. 142].

Чрезвычайно разнообразна была и отделка игрушечных лошадок. Самые дешевые окрашивали меловой краской, более дорогие покрывали лаком, убирали красивой упряжью, седлами. У некоторых был «голос» - звуковой механизм, позволяющий издавать звуки, схожие с лошадиным ржанием (рис. 7).

Рис. 6. Игрушка «Лошадка с жеребенком». Сергиевский посад. Вторая половина XIX в. Художественно-педагогический музей

Рис. 7. Конь-каталка. Конец XIX -начало XX в. Сергиевский посад. Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама

Часто коней покрывали кожей, обтягивали мехом. Очень распространенными были кони-качалки с выгнутыми полозьями (рис. 8).

Излюбленный сергиевский конь - серый в яблоках - почти сказочный с упрощенной обобщенной лепкой корпуса и ног, выразительной мощной шеей, тонко, изящно вылепленной головой со стеклянными вставными глазами и роскошным хвостом изо льна, шелка или конского волоса (рис. 9, 10).

Рис. 8. Конь-качалка. Сергиевский Рис. 9. Кони-каталки. Начало XX в.

посад. Конец XIX - начало XX в. Сергиевский посад. Художественно-

Сергиевский посад. педагогический музей игрушки

Художественно-педагогический музей им. Н.Д. Бартрама игрушки им. Н.Д. Бартрама

Сергиевские и богородские игрушечные кони из дерева и из папье-маше - самостоятельное направление в русском игрушечной кустарном производстве, ставшие

замечательным явлением в отечественной культуре XIX - XX вв. Фотодокументы прошлого,

живописные произведения,

мемуарная, художественная и детская литература свидетельствуют о том, какую важную роль играла лошадка в культуре детства конца XIX - начала XX в. Факт, подтверждающий особое отношение к этой игрушке, - присутствие изображения коня уже в советское время на гербе г. Загорска на фоне очертаний Троице-Сергиевой лавры. Графическое очертание коня-качалки по сей день живет на логотипе Сергиево-Посадского института игрушки - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)». Это дань художественным традициям.

В советское время игрушечных коней из дерева и из папье-маше (каталки, качалки) продолжали изготавливать на двух фабриках игрушек г. Загорска. Последний игрушечный конь был выполнен на фабрике в начале 1980-х гг.

Студенты Сергиево-Посадского института игрушки - филиала Высшей школы народных искусств (академии) в настоящее время активно работают по программе реновации музейных предметов из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама [4]. Так, среди интересных работ можно выделить реновацию традиционных сергиевских коней из дерева

Рис. 10. Кони-каталки. Начало XX в.

Сергиевский посад Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама

и папье-маше кустарного производства и реновацию работ профессионального художника И.И. Овешкова (рис. 11, 12). Реновация выполнена с использованием традиционных материалов и технологий. Это еще одно яркое свидетельство того, что сергиевские игрушечные кони -ярчайшее явление в мире игр и игрушек.

Рис. 11. Г. Скобкарев. 2023 г. «Конь-каталка» - реновация Сергиево-Посадский институт игрушки - филиал Высшей школы народных искусств (академии)

Рис. 12. Г. Скобкарев. 2023 г. «Конь-каталка с возком» - реновация. Сергиево-Посадский институт игрушки -филиал Высшей школы народных искусств (академии)

Литература

1. Вишневская В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву / В. М Вишневская, С. М. Буданов, Н. ИКаплан. - Москва: КОИЗ, 1956.-257 с.

2. Дайн Г. Л. Сергиев Посад - столица русской игрушки : кукольный помысел : из XIX - в XX век / Г. Л. Дайн. - Хотьково : Сергиев Посад, 2011. -280 с. - ISBN 978-5-91582-035-6.

3. Каплан Н. И. Искусство богородских резчиков // Н. И. Каплан, А. А. Авсеенок; Научно-исследовательский институт художественной промышленности. - Москва : Легкая индустрия, 1964. - 28 с.

4. Художественно-педагогический музей игрушки имени Н. Д. Бартрама -100 лет / [О. В. Озерова, В. А. Полякова, Л. М. Ванюшина и др. ; под научной редакцией В. Ф. Максимович] ; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург : ВШНИ, 2018. - 95 с. - ISBN 978-5-906697-94-3.

5. Церетелли Н. М. Русская крестьянская игрушка / Н. М. Церетелли. -[Б. м.] : ACADEMIA, 1933. - 256 с.

References

1. Vishnevskaya V. M. Russkaya narodnaya rezba i rospis' po derevu V. M Vishnevskaya, S. M. Budanov, N. I Kaplan. - Moskva : KOIZ, 1956. - 257 s.

2. Dajn G. L. Sergiev posad - stolicza russkoj igrushki: kukoPny j pomy' sel : iz XIX - v XX vek / G. L. Dajn. - Xof kovo : Sergiev Posad, 2011. - 280 s. - ISBN 978-5-91582-035-6.

3. Kaplan N. I. Iskusstvo bogorodskix rezchikov // N. I. Kaplan, A. A. Avseenok ; Nauchno-issledovater skij institut xudozhestvennoj promy shlennosti. - Moskva : Legkaya industriya, 1964. - 28 s.

4. Xudozhestvenno-pedagogicheskij muzej igrushki imeni N. D. Bartrama -100 let / [O. V. Ozerova, V. A. Polyakova, L. M. Vanyushina i dr. ; pod nauchnoj redakciej V. F. Maksimovich] ; Vy sshaya shkola narodny' x iskusstv. - Sankt-Peterburg : VShNI, 2018. - 95 s. - ISBN 978-5-906697-94-3.

5. Ceretelli N. M. Russkaya kresf yanskaya igrushka / N. M. Ceretelli. -[B. m.] : ACADEMIA, 1933.-256 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.