Научная статья на тему 'Боги в Додоне'

Боги в Додоне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Додона / пантеон / теменос / культ / Диона / святилище / Геракл / Dodona / pantheon / temenos / cult / Dione / sanctuary / Hercules

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саркис Суренович Казаров

Введение. История Додонского оракула всегда привлекала к себе внимание зарубежных исследователей. И это понятно: труднодоступность святилища для паломников, его древность и загадочность, а также причудливый ландшафт местности привлекали к нему внимание как древних авторов, так и современных исследователей. И сама страна Эпир, где располагалось святилище, являлось самой отдаленной точкой, где греческий мир соприкасался с миром варваров. Материалы и методы. Исследование опирается как на нарративные источники, которые представлены античными авторами, так и на памятники материальной культуры, которые составляет терракоты и вотивные таблички. Их сравнение и комплексное исследование позволяет нам достичь необходимых выводов. Анализ. Главным божеством Додонского святилища, одного из древнейших в Древней Греции и существовавшего при нем оракула, был верховный бог греков Зевс, что подтверждается различными источниками. Однако уже во времена Гомера парой Зевсу стала богиня Диона, которую можно признать вторым по значимости божеством не только в Додоне, но и на территории всего Эпира. Свидетельством этому являются наличие храма, находящегося на священной территории, а также многочисленные вотивные таблички, с упоминанием имени богини. Подтверждение наличия культов иных богов на территории Додоны весьма проблематично ввиду крайней скудости источников. На территории священной территории, теменоса, были обнаружены фигурки и иные изображения Геракла, Афродиты, Аполлона и Фемиды. Наиболее вероятным является наличие культа Афродиты, которая, согласно мифологии, являлась не только дочерью Дионы, но и делила с ней один храм. Присутствие культа Аполлона могло объясняться связью божества с пророческой деятельностью в целом, а появление культа Геракла в святилище могло быть связано с созданием героической генеалогии молосской правящей династии. Результаты. Появление новых культов в Додоне было связано с повышением авторитета святилища, которое со временем прибрело сначала региональное, а затем и межрегиональное значение. Другой причиной появление новых культов в святилище могло стать увеличение количества паломников в этом труднодоступном для посещения регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gods in Dodona

Introduction. The history of the Dodon Oracle has always attracted the attention of foreign researchers. It is reasoned with the inaccessibility of the sanctuary for pilgrims, its antiquity and mystery, as well as the bizarre landscape of the area attracted the attention of both ancient authors and modern researchers to it. The country of Epirus itself, where the sanctuary was located, was the most remote point where the Greek world came into contact with the world of barbarians. Materials and Methods. The study is based both on narrative sources, which are presented by ancient authors, and on monuments of material culture, which are terracotta and votive tablets. Their comparison and comprehensive study allows us to reach the necessary conclusions. Analysis. The main deity of the Dodona sanctuary, one of the oldest in Ancient Greece and the oracle that existed with it, was the supreme god of the Greeks Zeus, which is confirmed by various sources. However, already in the time of Homer, the goddess Dione became Zeus’s mate, who can be recognized as the second most important deity not only in Dodona, but also throughout Epirus. Evidence of this is the presence of a temple located on the sacred territory, as well as numerous votive tablets mentioning the name of the goddess. Confirming the presence of cults of other gods on the territory of Dodona is very problematic due to the extreme scarcity of sources. On the territory of the sacred territory, temenos, figurines and other images of Hercules, Aphrodite, Apollo and Themis were discovered. The most likely is the presence of the cult of Aphrodite, who, according to mythology, was not only the daughter of Dione, but also shared the same temple with her. The presence of the cult of Apollo could be explained by the connection of the deity with prophetic activity in general, and the appearance of the cult of Hercules in the sanctuary could be associated with the creation of the heroic genealogy of the Molossian ruling dynasty. Results. The emergence of new cults in Dodona was associated with an increase in the authority of the sanctuary, which over time acquired first regional and then interregional significance. Another reason for the emergence of new cults in the sanctuary could be the increase in the number of pilgrims in this difficult-to-visit region.

Текст научной работы на тему «Боги в Додоне»

Научная статья УДК 94(3)

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2024.2.6

БОГИ В ДОДОНЕ

Саркис Суренович Казаров

Южный федеральный университет (д. 105/42, ул. Б. Садовая, Ростов-на-Дону, 344006, Российская Федерация) Доктор исторических наук, профессор ser-kazarov@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-2292-4787

Аннотация. Введение. История Додонского оракула всегда привлекала к себе внимание зарубежных исследователей. И это понятно: труднодоступность святилища для паломников, его древность и загадочность, а также причудливый ландшафт местности привлекали к нему внимание как древних авторов, так и современных исследователей. И сама страна Эпир, где располагалось святилище, являлось самой отдаленной точкой, где греческий мир соприкасался с миром варваров. Материалы и методы. Исследование опирается как на нарративные источники, которые представлены античными авторами, так и на памятники материальной культуры, которые составляет терракоты и вотивные таблички. Их сравнение и комплексное исследование позволяет нам достичь необходимых выводов. Анализ. Главным божеством Додонского святилища, одного из древнейших в Древней Греции и существовавшего при нем оракула, был верховный бог греков Зевс, что подтверждается различными источниками. Однако уже во времена Гомера парой Зевсу стала богиня Диона, которую можно признать вторым по значимости божеством не только в Додоне, но и на территории всего Эпира. Свидетельством этому являются наличие храма, находящегося на священной территории, а также многочисленные вотивные таблички, с упоминанием имени богини. Подтверждение наличия культов иных богов на территории Додоны весьма проблематично ввиду крайней скудости источников. На территории священной территории, теме-

носа, были обнаружены фигурки и иные изображения Геракла, Афродиты, Аполлона и Фемиды. Наиболее вероятным является наличие культа Афродиты, которая, согласно мифологии, являлась не только дочерью Дионы, но и делила с ней один храм. Присутствие культа Аполлона могло объясняться связью божества с пророческой деятельностью в целом, а появление культа Геракла в святилище могло быть связано с созданием героической генеалогии молосской правящей династии. Результаты. Появление новых культов в Додоне было связано с повышением авторитета святилища, которое со временем прибрело сначала региональное, а затем и межрегиональное значение. Другой причиной появление новых культов в святилище могло стать увеличение количества паломников в этом труднодоступном для посещения регионе.

Ключевые слова: Додона, пантеон, теменос, культ, Диона, святилище, Геракл

Для цитирования: Казаров С. С. Боги в Додоне // Гуманитарные и юридические исследования. 2024. Т. 11. № 2. С. 250255. https://d0i.0rg/10.37493/2409-1030.2024.2.6

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию: 14.01.2024. Статья одобрена после рецензирования: 21.03.2024. Статья принята к публикации: 25.05.2024.

Research article

GODS IN DODONA

Sarkis S. Kazarov

Southern Federal University (105/42, B. Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation). Dr. Sc. (History), Professor

ser-kazarov@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-2292-4787

Absract. Introduction. The history of the Dodon Oracle has always attracted the attention of foreign researchers. It is reasoned with the inaccessibility of the sanctuary for pilgrims, its antiquity and mystery, as well as the bizarre landscape of the area attracted the attention of both ancient authors and modern researchers to it. The country of Epirus itself, where the sanctuary was located, was the most remote point where the Greek world came into contact with the world of barbarians. Materials and Methods. The study is based both on narrative sources, which are presented by ancient authors, and on monuments of material culture, which are terracotta and votive tablets. Their comparison and comprehensive study allows us to reach the necessary conclusions. Analysis. The main deity of the Dodona sanctuary, one of the oldest in Ancient Greece and the oracle that existed with it, was the supreme god of the Greeks Zeus, which is confirmed by various sources. However, already in the time of Homer, the goddess Dione became Zeus's mate, who can be recognized as the second most important deity not only in Dodona, but also throughout Epirus. Evidence of this is the presence of a temple located on the sacred territory, as well as numerous votive tablets mentioning the name of the goddess. Confirming the presence of cults of other gods on the territory of Dodona is very problematic due to the extreme scarcity of sources. On the territory of the sacred territory, temenos, figurines and other images of Hercules,

Aphrodite, Apollo and Themis were discovered. The most likely is the presence of the cult of Aphrodite, who, according to mythology, was not only the daughter of Dione, but also shared the same temple with her. The presence of the cult of Apollo could be explained by the connection of the deity with prophetic activity in general, and the appearance of the cult of Hercules in the sanctuary could be associated with the creation of the heroic genealogy of the Molossian ruling dynasty. Results. The emergence of new cults in Dodona was associated with an increase in the authority of the sanctuary, which over time acquired first regional and then interregional significance. Another reason for the emergence of new cults in the sanctuary could be the increase in the number of pilgrims in this difficult-to-visit region.

Keywords: Dodona, pantheon, temenos, cult, Dione, sanctuary, Hercules

For citation: Kazarov SS. Gods in Dodona. Humanities and law research. 2024;11(2):250-255. (In Russ.). https://doi.org/ 10.37493/2409-1030.2024.2.6

Conflict of interest: the author declares no conflictsof interests.

The article was submitted: 14.01.2024.

The article was approved after reviewing: 21.03.2024.

The article was accepted for publication: 25.05.2024.

© Казаров С. С., 2024

Введение. Главным из богов, представляющих греческий пантеон в додонском святилище, был верховный владыка Зевс. Этот факт не подлежит сомнению. Додонскому Зевсу посвящено значительное число публикаций как зарубежных, так и отечественных ученых, поэтому основной целью данной статьи будет обращение к тем богам, которые обычно рассматриваются современными авторами, как «боги второго порядка».

Материалы и методы. В основе источни-ковой базы исследования лежит как нарративные источники - труды античных авторов, так и памятники материальной культуры - различные находки, обнаруженные на территории теменоса. При их использовании автор руководствовался принципом доверия к историческому источнику. Обилие различных находок на территории Додоны потребовал использование принципа компаративистики, который потребовался для сопоставления различных видов используемых источников.

Анализ. Второй по значимости в Додоне, без сомнения, выступает богиня Диона, присутствие которой здесь зафиксировано уже в поэмах Гомера (Hom. II.5. 370-372). В некоторых работах появление Дионы в святилище связывается с древним хтоническим культом, однако данное мнение ныне разделяется далеко не всеми современными исследователями [11, p.96-97; 9, p.113-119; 21, p.181], ибо базируется на устаревшем взгляде на древнее общество, который основан на матриархальной модели, элементом которой было поклонение культу Матери Земли [22, p.280; 12, p.2]. Согласно одной из точек зрения, появление культа Дионы в До-доне совпадает с появлением здесь голубей, а одна из обнаруженных на территории святилища табличек упоминает «жрицу богини-голубя» [16, p.155; 1, р.838]. Если принять во внимание пассаж Геродота об основании оракула, то взаимосвязь Диона - голуби - жрицы пелеиды, - кажется вполне вероятной (Herod. II. 54-57). Но вместе с тем, мы не можем игнорировать того факта, что голубя связывали, прежде всего, с Афродитой, что нашло свое отражение в культе Афродиты Пандемос в Афинах, Афродисиями в Ка-рии, Коринфе и Сикионе [20, р.415-417]. В значительном количестве пророческих запросов обращение к Дионе уступает лишь числу обращений к Зевсу. Все это привело испанского исследователя Д.Чапиналя к предположению о том, что на территории святилища должен был находиться храм Дионы, которым могло быть здание Z [3, p.108], согласно общепринятому современными исследователями плану святилища. Ещё один важный факт, свидетельствующей о значимости Дионы в святилище - совместное изображение Зевса и Дионы на монетах, отчеканенных во времени Эпиротского союза (Койнон) [17, р.141-146]. На территории теменоса было обнаружено некоторое число статуэток женщин-

богинь с сидевшими на их коленях голубями, а также терракотовых женских голов, которых можно связать не сколько с культом Афродиты, но и с культом Дионы.

Все вышесказанное отнюдь не означает, что в Додоне не поклонялись Афродите. Когда царь Пирр вел войну в Италии, он имел контакты с городом Сегестой, откуда он мог перенять культ Афродиты Энеады [4, р.54]. Поэма Вергилия «Энеида», в которой Эней консультируется с оракулом в Додоне (Virgil. Aen 3. 462-469), могла отражать эту историческую реальность, как и подобное упоминание Дионисия Галикарнасско-го столетием ранее (Dion Hal. I. 51. 1). Все эти факты, несмотря на их незначительность, могли вызвать предположение о существовании на территории святилища культа Афродиты, который соседствовал с культом Дионы, где последняя могла «делиться» с первой различными подношениями. Не исключен также и тот вариант, что обе богини могли обитать в одном храме, обозначенном на различных планах святилища как строении Z. Воссозданию исторического контекста, связанного с упомянутыми событиями, может помочь речь Гиперида «За Евксе-ниппа», в которой оратор вскользь упоминает о контроле царицы Олимпиады и ее дочери Клеопатры над Додоной (Hyp. Euxen.4.26). Существует предположение, что храм Z. был сооружен приблизительно около 330 г. до н.э. [3, р.108]. Нельзя не упомянуть и о том, что П. Ка-банес в свое время подметил активную роль Олимпиады в продвижении культа Дионы [2, p.389 - 391]. Все это позволяет нам предположить, что храм Z, был возведен при непосредственном участии Олимпиады, что имело своей целью установлению тотального контроля мо-лосской царицы над общегреческим святилищем. Учитывая набожность Олимпиады и ее склонность к различным таинствам и мистериям, мы не находим в этом ничего удивительного.

Что же касается следов культа Афродиты в Додоне, то они крайне малочисленны. К ним мы можем отнести небольшой бронзовый круг (возможно, колесо), статуэтку женщины, держащий яблоко, и две вотивные таблички с упоминаем Афродиты, хотя адресованы они были не ей (DVC 987а; 3479а). Другие артефакты, как фигурки женщин с голубями, булавка и статуэтка ребенка с изображением голубя, все-таки были посвящены Дионе [3, р.109].

Вполне вероятно, что в Додоне существовал и культ Геракала. Более того, существует предположение, что на территории святилища даже существовал храм героя. Впервые связь Геракла с Эпиром прослеживается в «Илиаде», где сообщается о похищении им Астиохеи из Эфиры (Hom.Il. 2.657-660). У Диодора мы находим иную более расширенную версию мифа, который связывает упомянутые события с феспротским поселением (Diod. IV.36.1). Культ

Геракла зафиксирован и в других городах Эпира, в частности, в Амбракии [24, p.527]. Кроме того, Софокл упоминает о консультации героя в До-доне (Soph. Trach.1164-1172). На территории святилища обнаружено несколько артефактов, связанных с Гераклом. Среди них можно назвать две фигурки героя, рельеф с изображением сражений Геракла против Аполлона и против Лернейской гидры, маленькая бронзовая булавка и фрагмент зеркала с его фигурой. Наличие этих артефактов, однако, не является надежным доказательством для подтверждения наличия храма Геракла или его культа в Додоне. Однако на наличие следов Геракла в Додоне может косвенно указывать на попытку легитимацию Молосского царствующего дома: Ланасса, жена мифического Неоптолема, как и Олимпиада и ее дочь Клеопатра, соответственно супруги Филиппа II и Александра Молос-ского восходили к Гераклу.

Главным аргументом в поддержку существования культа Аполлона в Додоне является то, что он упоминается в консультациях оракула наряду с Зевсом, Дионой, Аполлоном и Фемидой. Его имя также засвидетельствовано в недавно опубликованных консультациях (См.: DVC 224A, 565A, 2726А и 2964Б; возможно, также 1045A, 1299B, 2203B и 3671). Среди них только ходатайство (224А,) касающееся некого судебного разбирательства, содержит единственное упоминание этого божества. В нашем распоряжении имеются два датированных IV в. до н.э. запроса с обращением к Аполлону. Также стоит указать на то, что фигурки, датируемые VI в. до н.э. и упомянутые ранее, а также рельеф V в. до н.э., изображающий битву с Гераклом за треножник, также указывают на присутствие «среброликого» бога в До-доне. Позиции культа Аполлона кажутся сильнее, чем у других богов, которым предположительно поклонялись в Додоне, в частности, благодаря многочисленным пророческим консультациям, в которых он упоминался. Проблема заключается в том, что мы не можем найти аналогий у других оракулов, поскольку практика написания вопросов была явлением почти уникальными. Нам неизвестно, являлись ли паломники в какие-либо другие святилища за обращением к каким-либо другим богам, игнорируя божество-покровителя. Культ Аполлон играл очень важную роль в Амбракии и в большинстве коринфских колоний в Эпире [24, р.527]. Мы также знаем, что «Агий» был одним из его эпитетов в Амбракии и что он зафиксирован в молоссском поселении Хор-рейон, которое находилось на пути в Додону. Возможное объяснение может заключаться в том, что вопросы задавались людьми из тех поселений, которые поддерживали особую связь с Аполлоном. Что касается датировок, то скульптуры относятся к VI в., доспехи - к V в., а две консультации датируются IV в. до н.э. Вопрос о поклонении Аполлона в Додоне остается открытым, хотя главным аргументом «за» было наличие его

имени на мемориальных табличках, но здесь может иметь место и другое объяснение: влияние коринфских колоний на берегу Эпира, которые вступали в более тесные контакты с Додоной в связи с расширением Молосского царства в IV в. до н.э. Из-за скудости упоминаний об Аполлоне, а также имея в виду, что храмовые постройки на территории теменоса возникают с начала III в. до н.э., маловероятно, чтобы здесь находился посвященный ему отдельный храм.

Другим божеством, следы которого зафиксированы в Додоне, является богиня Фемида. К ней также обращались паломники в Додоне. Семь надписей, датируемых IV - III вв. до н.э. упоминают ее имя [3, p.110]. Это не удивительно, ибо ее роль в качестве пророческого божества хорошо известна. Мифы о том, что она вместе с Аполлоном основала Дельфы (Ephor. FGH 70 F.31 b), а также согласно другой версии, она после Геи и до Фебы и Аполлона была второй хранительницей святилища. Древнейший культ Фемиды в Греции датируется V в. до н.э., преимущественно в аттическом центре Рамны [23, р. 159-161]. Некоторые ученые указывали на ее связь с Геей, возможно, в связи с плодородием и необходимостью установления порядка в мире. В этом смысле Фемиду принято рассматривать, как божество. справедливости и цивилизации [23, р.160-161]. Этот аспект может объяснить, почему по крайней мере две консультации из Додоны, где появляется Фемида, занимаются именно правосудием. Примечательно количество табличек с ее именем. Однако их относительно мало по сравнению с теми, которые были адресованы Зевсу и Дионе. В греческой мифологии, как известно, Фемида имела особенно сильную связь с Зевсом, и как мы видим, в поэмах Гомера она выступает его советчиком, а у Гесиода она воплощает закон и мораль. Учитывая ее повсеместную связь с Зевсом, можно предположить наличие культа Фемиды в До-доне, но, как указывает Т. Эммерлинг, нет достаточных доказательств, подтверждающих, что святилище имело храм для ее поклонения [7, p.206-207].

Существует только одно литературное описание, хотя и очень точное, и ясное, касающееся поклонения реке Ахелой в Додоне. Историк IV в. до н.э. Эфор сообщает о том, что оракул Зевса в Додоне часто рекомендовал консультирующимся приносить жертвы упомянутому речному божеству (FGH 70. F20 f-b). Ахелой был самой длинной рекой в Греции, берущей свое начало в Эпире и служившей естественной границей между Акарнанией и Этолией [15, р.318]. Хотя это было единственное божество в своем роде, ставшим панэллинским, для него никогда не было построено храма; возможно, потому что его жилищем была река. К. Карапанос идентифицировал c Ахелоем обнаруженную в Додоне с статуэтку бога реки [4, р.32; 15, р.320]. Подобная интер-

претация, вероятно, связана с изображением ног, которые, как кажется, имитируют ручьи, и бородатого лица божества. Рассказ Эфора сам по себе не является свидетельством наличия официального культа Ахелоя в Додоне. Тем не менее, строгое предписание оракула принести жертву Ахелою вместо другого бога может подразумевать наличие алтаря для совершения этого ритуала. Возможно указать ещё на одно обстоятельство, связанное с Ахелоем: его трансграничное положение. Есть и другие подобные примеры, например, в Ойхалии, на Эвбее, где археологи обнаружили бронзовую статуэтку этого божества точно на границе святилища рядом с межевым камнем [15, р.320-324; 13, р.67]. Возможно, именно поэтому этот бог также пользовался авторитетом в Додоне. Жертвоприношение Ахелою, одной из самых важных рек греческого мира, должно было напоминать паломникам о греческом происхождении местного населения и его территории. Возможно, неудивительно, что единственное литературное упоминание об Ахелое относится к

IV в. до н.э., когда Молоссское царство достигло значительных успехов в своем развитии. С его расширением и начался сложный процесс, который в зарубежной историографии называют «мо-нументализацией» Додоны [3, р.112].

Еще более сложен вопрос о месте богини Афины в пантеоне додонских богов. Существует предположение, что Афина также имела свой культ в святилище Додоны, и причиной этого называют неуклонный рост афинского влияния среди молоссов начиная с V в. до н.э. Так, молос-сы отчеканили серию монет в IV в. до н.э., на которых была изображена Афина Парфенос [24, р.72]. Ранее мы вели речь о двух фигурках богини

V в. до н.э., а также упоминали две головы, изображающие деву-богиню, датируемые следующим веком. Если рассматривать это в перспективе, то период Афинского вмешательства в дела Додоны начался не ранее начала правления царя Тарипа. Он получил образование в аттическом полисе в начале Пелопоннесской войны. Не подлежит сомнению влияние афинян в Додоне, о чем говорит уже упомянутая выше речь Гиперида, которая отражала факт противостояния Афин с Олимпиадой. Афинский оратор, однако, говорит только о культе Дионы. В отсутствие дополнительных доказательств мы должны указать, что весьма маловероятно, чтобы в Додоне поклонялись Афине. Последний случай, о котором пойдет речь, также является весьма дискуссионным. Сохранилась цитируемая Н. Хэммондом надпись IV в. до н.э., которая упоминает об обращении паломника к Зевсу Найосу, Дионе и т.н. синнаоям. Н. Хэм-монд отмечал, что использование термина «синнаой» («эиппаоЬ) подразумевает открытие святилища для других божеств [10, р.510-511]. По мнению Ф.Кинтена, текст мог относиться к божествам, которые сосуществовали в святилище вместе с Зевсом и Дионой [21, р.28-29].

Если следовать этим рассуждениям, то им мог быть любой из богов или богинь, которые, возможно, имели свой собственный культ, но не в храме, а в святилище, а именно Афродита, Фемида или Аполлон. Как можно заключить, здание Z было не только посвящено культу Дионы, но даже делилось с ее дочерью Афродитой. Если это так, то упомянутый синнаой может относиться именно к этой богине. Однако, поскольку нет других упоминаний об этом божестве в консультациях оракулов, установить, принадлежит ли эпитет Афродите, Фемиде или Аполлону, невозможно.

Таким образом, мы рассмотрели некоторые проблемы, связанные с культами Додоны. Важно учитывать, что размеры святилища были особенно малы и что, вероятно, на этом месте не было другого места для культовой деятельности. В то время, как другие религиозные объекты имели для этой цели две или более четко определенные территории, как в случае с пятью различными святилищами Дионы в Греции [19, р.31], в случае с Додоной стены ограничивали только один ограниченный размерами теменос. Все имеющиеся в нашем распоряжении источники указывают на то, что других культовых мест в Додоне не было. Несмотря на то, что по своим размерам До-дона стала главным святилищем эпиротов и приобрела панэллинский характер, суть дела заключалась в том, что Додона не могла рассчитывать на какое-либо расширение территории. Она оставалась небольшой, и все ее священные места были сконцентрированы в одном месте. Было бы ошибкой полагать, что находки на территории святилища статуэток, изображающих то или иное божество, подразумевало наличие здесь его культа. Археологи обнаружили замечательное разнообразие божественных фигурок в Додоне, но все-таки необходимо наличие большего числа данных, чтобы подтвердить наличие в святилище культа этих божеств. Стоит нам обнаружить несколько одинаковых произведений, посвященных одному и тому же богу с аналогичной хронологией, как у нас появится гораздо больше оснований для подтверждения подобных предположений. Представленные женские фигурки с голубями, датированные вв. до н.э., как раз могут являться таким свидетельством. Более того, следует иметь в виду, что многие бронзовые статуэтки изначально служили либо в качестве ручек для ваз, либо в качестве простых декоративных элементов. Однако зачастую они не обязательно указывают на конкретный культ. К счастью, эпиграфика и нарративные источники позволяют нам немного углубиться в данную тему. В частности, огромную ценность для нас представляют консультации оракулов. Мы располагаем более чем 4000 текстами подобного рода, хотя многие из них настолько испорчены, что имена богов-получателей невозможно определить. В тех случаях, когда эта информация еще сохраняется,

чаще всего паломники консультировались с Зевсом и Дионой. Существует множество доказательств наличия их культов, которые были настолько важны, чтобы в их честь были сооружены храмы, условно помечаемые на планах святилища, как сооружения Е1 и Z соответственно. Проблема возникает тогда, когда мы пытаемся выяснить, каким божествам поклонялись на этой священной территории. Можно предположить, что Афродита, Фемида и Аполлон были включены в молитвы паломников, посещающих Додону. Тем не менее, маловероятно, что для них были построены конкретные сооружения, разве что за исключением Афродиты, которая, возможно, имела свой культ в одном храме с Ди-оной. Более того, уникальность пророческих консультаций с Фемидой и Аполлоном могла быть мотивирована различными причинами.

К списку тех божеств, которым поклонялись в Додоне, мы можем также добавить речное божество Ахелоя, у которого, скорее всего, на территории теменоса существовал свой отдельный алтарь. В любом случае появление в святилище новых богов или богинь не было редкостью в Древней Греции. Наиболее типичным

примером в этом отношении являются Афины [8; 18]. Мы должны понимать это, как проявление глобальных исторических процессов, в которые была вовлечена и Додона. Обычно это было связано со значительными событиями или определенными промежутками времени. Более того, важно отметить, что существовавшие ранее культы могли развиваться. Мы можем это проследить, обратив внимание на вотивы, посвященные Дионе и/или Афродите, где оказывается, что женщины с голубями V-IV вв. до н.э. были заменены женскими головами. Этот сдвиги в типах предлагаемых объектов могли иметь местное, региональное или даже межрегиональное происхождение.

Результаты. Таким образом, на основании приведенного материала мы приходим к выводу, что пантеон богов, которым первоначально поклонялись в Додоне (Зевсу и Дионе), с течением времени и, видимо, по причине расширения посещающих святилище паломников, увеличился за счет появления здесь культов Афродиты, Аполлона, Геракла, Фемиды и Ахе-лоя.

Литература

1. Aravantinos V. Godart L. and Sacconi A. Sui nuovi testi del palazzo di Cadmo a Tebe // RAL, 1995. Vol. 6. No. 4. P. 809-845.

2. Cabanes P. États fédéraux et koina en Grèce du Nord et En Illyrie Méridionale // P. Cabanes (Ed.), L'Illyrie Méridionale et l'Épire Dans l'Antiquité III, Paris: De Boccard, 1999. P. 373-382.

3. Chapinal-Heras D. Experiencing Dodona. The development of the Epirote Sanctuary from Archaic to Hellenistic times. Berlin- Boston: De Gruyter, 2021. 264 p.

4. Carapanos C. Dodone et ses Ruines. Vol. I, Textes, Paris: Librairie Hachette et Cie. 1878. 242 p.

5. Dakaris S. I. Cassopaia and the Elean colonies, Ancient Greek Cities IV, Athens: Athens Center of Ekistics, 1971. 98 p.

6. Detienne M. Apolo con el Cuchillo en la Mano: Una Aproximación Experimental al Politeísmo Griego, Madrid: Akal., 2001. 285 p.

7. Emmerling T. E. Studien zu Datierung, Gestalt und Funktion der "Kultbauten" im Zeus-Heiligtum von Dodona, Hamburg: Dr. Kovac, 2012. 338 s.

8. Garland R. Introducing New Gods. The Politics of Athenian Religion, London: Duckworth. 1992. 234 p.

9. Georgoudi S. Gaia/Gê: Entre mythe, culte et ideologie // S. des Bouvrie (Ed.), Myth and Symbol I. Symbolic Phenomena in Ancient Greek Culture. Papers from the First International Symposium on Symbolism at the University of Troms0, June 4-7, 1998, Bergen: Paul Äströms Förlag, 2002. P. 113-134.

10. Hammond N. G. L. Epirus: The Geography, the Ancient Remains, the History and the Topography of Epirus and Adjacent Areas, Oxford: Clarendon Press, 1967. 847 p.

11. Iriarte Goñi A. Mujer y religión: La Méter en el umbral del III milenio // Studia Historica. Historia Antigua, 2000. Vol. 18. P.91-101.

12. Kindt J. Rethinking Greek Religion. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 235 p.

13. Larson J. A land full of gods: Nature deities in Greek religion // D. Ogden (Ed.). A Companion to Greek Religion, Malden: Blackwell, 2007. P. 56-70.

14. Lawler L. B. The dance of the holy birds // CJ, 1942. Vol. 37. P. 351-361.

15. Lee M. M. Acheloös peplophoros: A lost statuette of a river god in feminine dress // Hesperia, 2006. Vol. 75, No. 3. P. 317-325.

16. Lévêque P. Bestias, Dioses y Hombres. El Imaginario de las Primeras Religiones, Huelva: Universidad de Huelva. 1997. 226 p.

17. Papaevangelou-Genakos, C. The monetary systems of Epirus // K. Liampi et al. (Eds.) Kerma III. Proceedings of the 1st International Conference Numismatic History and Economy in Epirus during Antiquity (University of Ioannina, October 3rd-7th 2007), Athens: Lydia Lithos, 2013. P.131-159.

18. Parker R. C. T. Polytheism and Society at Athens, Oxford: Oxford University Press. 2007. 544 p.

19. Pingiatoglou S. The cult of Demeter at Dion // D. Pandermalis (Ed.), Gods and Mortals at Olympus: Ancient Dion, City of Zeus, New York: Onassis Foundation, 2016. P. 31-40.

20. Pirenne-Delforge V. L'Aphrodite Grecque, Kernos. Supplément 4, Athènes - Liège, Centre International d'Étude de la Religion Grecque Antique. 1994. 527 p.

21. Quantin F. Les oikoi, Zeus Naios et les Naia // Kernos, 2008. Vol. 21. P. 9-48.

22. Rossi A. J. J. Bachofen y el retorno de las Madres // Acta Poética, 2009. Vol. 30. P. 273-296.

23. Stafford E. J. Themis: Religion and order in the Archaic polis // L.G. Mitchell and P.J.Rhodes (Eds.), The Development of the Polis in Archaic Greece, London - New York: Routledge, 1997. P. 158-167.

24. Tzouvara-Souli Chr. The cult of Zeus in ancient Epirus // P. Cabanes and J.L. Lamboley (Eds.), L'Illyrie Méridionale et l'Épire dans l'Antiquité IV, Paris: De Boccard, 2004. P. 515-547.

References

1. Aravantinos V, Godart L, Sacconi A. On the new texts of Cadmus' palace at Thebes. RAL. 1995;6(4):809-845. (In Ital.).

2. Cabanes P. Federal States and Koina in Northern Greece and Southern Illyria. P. Cabanes (Ed.), Southern Illyria and Epirus in Antiquity III, Paris: De Boccard; 1999. P. 373-382. (In French).

3. Chapinal-Heras D. Experiencing Dodona. The development of the Epirote Sanctuary from Archaic to Hellenistic times. Berlin- Boston: De Gruyter; 2021. 264 p.

4. Carapanos C. Dodona and its Ruins. Vol. I, Texts, Vol. I, Textes, Paris: Librairie Hachette et Cie; 1878. 242 p. (In French).

5. Dakaris SI. Cassopaia and the Elean colonies, Ancient Greek Cities IV. Athens: Athens Center of Ekistics; 1971. 98 p.

6. Detienne M. Apollo with the Knife in His Hand: An Experimental Approach to Greek Polytheism. Madrid: Akal.; 2001. 285 p. (In Span.).

7. Emmerling TE. Studies on the dating, shape and function of the "cult buildings" in the Zeus sanctuary of Dodona. Hamburg: Dr. Kovac; 2012. 338 p. (In Germ.).

8. Garland R. Introducing New Gods. The Politics of Athenian Religion. London: Duckworth; 1992. 234 p.

9. Georgoudi S. Gaia/Genoa: Between myth, cult and ideology. S. des Bouvrie (Ed.), Myth and Symbol I. Symbolic Phenomena in Ancient Greek Culture. Papers from the First International Symposium on Symbolism at the University of Troms0, June 4-7, 1998, Bergen: Paul Astroms Forlag; 2002. P. 113-134. (In French).

10. Hammond NGL. Epirus: The Geography, the Ancient Remains, the History and the Topography of Epirus and Adjacent Areas, Oxford: Clarendon Press; 1967. 847 p.

11. Iriarte Goñi A. Woman and religion: La Méter at the threshold of the third millennium in Studia Historica. Historia Antigua; 2000. Vol. 18. P. 91-101. (In Span.).

12. Kindt J. Rethinking Greek Religion. Cambridge: Cambridge University Press; 2012. 235 p.

13. Larson J. A land full of gods: Nature deities in Greek religion. D. Ogden (Ed.). A Companion to Greek Religion, Malden: Blackwell; 2007. P. 56-70.

14. Lawler LB. The dance of the holy birds. CJ; 1942;37:351-361.

15. Lee MM. Acheloos peplophoros: A lost statuette of a river god in feminine dress. Hesperia. 2006;75(3):317-325.

16. Lévêque P. Beasts, Gods and Men. The Imaginary of the First Religions. Huelva: Universidad de Huelva; 1997. 226 p. (In Span.).

17. Papaevangelou-Genakos C. The monetary systems of Epirus in K. Liampi et al. (Eds.) Kerma III. Proceedings of the 1st International Conference Numismatic History and Economy in Epirus during Antiquity (University of Ioannina, October 3rd-7th 2007). Athens: Lydia Lithos, 2013. P. 131-159.

18. Parker RCT. Polytheism and Society at Athens. Oxford: Oxford University Press; 2007. 544 p.

19. Pingiatoglou S. The cult of Demeter at Dion. D. Pandermalis (Ed.), Gods and Mortals at Olympus: Ancient Dion, City of Zeus, New York: Onassis Foundation; 2016. P. 31-40.

20. Pirenne-Delforge V. The Greek Aphrodite, Kernos. Supplement 4, Athens - Liège, International Center for the Study of Ancient Greek Religion. 1994. 527 p. (In French).

21. Quantin F. The oikoi, Zeus Naios and the Naia. Kernos. 2008;21:9-48. (In French).

22. Rossi AJJ. Bachofen and the Return of the Mothers. Acta Poética. 2009;30:273-296. (In Span.).

23. Stafford EJ. Themis: Religion and order in the Archaic polis. L.G. Mitchell and P.J. Rhodes (Eds.), The Development of the Polis in Archaic Greece. London - New York: Routledge; 1997. P. 158-167.

24. Tzouvara-Souli Chr. The cult of Zeus in ancient Epirus. P. Cabanes and J.L. Lamboley (Eds.), L'Illyrie Méridionale et l'Épire dans l'Antiquité IV. Paris: De Boccard; 2004. P. 515-547.

Список сокращений / A List of Abbreviations

CJ - The Classical Journal

DVC - Dakaris, S., Vokotopoulou, J. and Christidis, A.Ph. Ta XpnaTipia ЕЛаарата ïqç Au>6u>vr|ç twv AvaaKaçuiv Д.

EuaYY£Aiôr|, Athens, Athines Archeologikis Eterias. 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RAL - Reichs Ausschuss fur Lieferbedingungen

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.