Научная статья на тему 'Богданова М. А. Институт спорта: социокультурная динамика. Ростов н/Д. : ЮФУ, 2013. 341 с'

Богданова М. А. Институт спорта: социокультурная динамика. Ростов н/Д. : ЮФУ, 2013. 341 с Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
172
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Богданова М. А. Институт спорта: социокультурная динамика. Ростов н/Д. : ЮФУ, 2013. 341 с»

Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2014. Вып. 3

Б. В. Марков

Богданова М. А. Институт спорта: социокультурная динамика. Ростов н/Д.: ЮФУ 2013. 341 с.

В рецензируемой монографии представлены научные результаты междисциплинарного исследования спорта как сложной системы гармонизации многоуровневого взаимодействия в системе «человек — общество — спортивные институты». Соперничество, состязательность, соревновательность, стремление испытать собственные возможности — вот родовые характеристики человека, которые лежат в основе спорта. Однако спорт является не только способом самоутверждения индивида, но и формой воспитания здоровых и сильных молодых людей, способных быть защитниками государства (ГТО). Сегодня речь чаще всего идет о профессиональных спортсменах и о материальном, финансовом и организационном обеспечении состязаний. Спорт в рыночном обществе становится бизнес-проектом. В Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»1 профессиональный спорт определяется как предпринимательская деятельность. Все более значимым становится политический статус спорта, используемого для повышения международного престижа страны. Победа как высшая форма успеха (такова идеология спорта) — это выражение духа эпохи (живешь, пока побеждаешь). Спорт вошел и в повседневную жизнь людей как форма антропокультуры. С одной стороны, это способ развлечения, с другой — поддержания себя в хорошей физической форме. Отсутствие длительных и постоянных нагрузок привело к ослаблению не только физической, но и психической системы. Современный человек, выросший в тепличных условиях, часто срывается, впадает в депрессию. Поэтому ему необходимо и поддерживать себя, и разряжать накопившуюся агрессию. Для этого спорт является сегодня чуть ли не единственным легитимным способом. Современная рациональная организация и коммерциализация спорта привели к тому, что его развитие уже не объяснимо человеко-размерной логикой. Негативные последствия существования профессионального спорта вызваны как жадностью менеджеров, которые ради получения прибыли жертвуют здоровьем и даже жизнью спортсменов, так и потребностью толпы, ищущей развлечений.

1 СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.

Несмотря на глубокие исторические корни спорта и его экономическое и социально-политическое освоение, философы и культурологи уделяют ему не слишком много внимания. Может быть, потому, что гуманитарии чаще всего пренебрегают уроками физкультуры? Социально-философское значение и практическая актуальность монографии М. А. Богдановой состоит в том, что она раскрывает, во-первых, социально-антропологическую основу спортивных игр, во-вторых, современную их трансформацию, происходящую под воздействием коммерциализации, политизации и глобализации. В результате спорт предстает важнейшим социальным институтом современности. М. А. Богданова обратила внимание на то, что Олимпиады сегодня утрачивают свои культурно-антропологические и цивилизационные функции. Философ не ограничивается аналитикой, а выступает как арбитр, пытающийся сформулировать некие общезначимые нормы, и как эксперт, выносящий сбалансированное решение, удовлетворяющее интересы различных субъектов спортивной деятельности, прежде всего спортсменов, зрителей, спонсоров и организаторов спортивных зрелищ.

Рождение спорта можно возводить к ритуальным играм древних обществ, но основные этапы его развития начинаются с Олимпийских игр, которые, несомненно, способствовали мирному разрешению конфликтов между городами-государствами Греции. По сравнению с ними бои гладиаторов, происходившие на арене Колизея, кажутся не цивилизующими, а бестиализирую-щими их участников. Как альтернативу им можно представить рыцарские турниры, протекавшие согласно строгому этикету. Об этом приходится напомнить в связи с нынешней популярностью «боев без правил». Важная роль спорта в традиционных обществах состояла, во-первых, в совершенствовании физического развития молодого поколения; во-вторых, в культивировании самодисциплины, сдержанности, предусмотрительности. Именно с этими цивилизационными аспектами связано возрождение Олимпиад. Поскольку инициаторами нового движения были университетские преподаватели, можно считать его формой грекофилии, дополняющей изучение классиков рецепцией телесных практик греческой «пайдейи». Возродить Олимпиады пытались еще в XVII столетии в Бадене, но как явление культуры они возвращаются к жизни лишь в XIX столетии. В 1859 г., после освобождения Греции от турецкого владычества, был восстановлен

Олимпийский стадион. Берлинский профессор Э. Курциус произвел раскопки Олимпии. Это дало дополнительный стимул деятельности П. де Кубертена, обеспокоенного упадком боевого духа французских солдат, который он хотел поднять посредством спортивных состязаний. Его программа была либеральной и предполагала соревнование не между странами, а между командами. В то время английские профессора отмечали физическую деградацию студентов, а М. Нордау писал о вырождении евреев. Союз мышц и интеллекта — так виделось значение спорта. Тренируя мускулы, человек развивает волевые, моральные и интеллектуальные качества. В 1892 г. в одной из лекций Кубертен изложил проект возрождения Олимпиад на международном уровне. В 1896 г. состоялось открытие первых Олимпийских игр. Кубертен опирался на любительский спорт, возрождающий социальные и моральные качества людей. Он мечтал о союзе спорта с искусством и видел в спортивных состязаниях способ разрешения конфликтов. Наряду с джентльменским развивался уличный спорт, из которого постепенно вырос спорт профессиональный.

Если спорт — это форма развития физической культуры, то необходима философская аналитика телесности. Нельзя ограничиваться чисто «медицинскими» тестами, измеряющими силу, скорость, быстроту реакции. Необходимо учитывать патриотизм, командный дух, уверенность и волю к победе. В спорте, полагает М. А. Богданова, имеет место взаимодействие соматических и психических качеств. Спорт как культурная деятельность вырос из фундаментального отношения человека к миру, подобно религии и искусству. Он является формой производства человека, личности с ее моральными и волевыми качествами. Поэтому, делает вывод М. А. Богданова, спорт должен изучаться методами гуманитарных наук. Действительно, сегодня гуманитарные науки — это скорее науки о теле, чем о духе. Однако, в отличие от физиологии, они изучают тело как продукт культуры. Отсюда — необходимость обновления концептуального аппарата описания телесности. Автор полагает, что прежняя дихотомия души и тела остается в прошлом. В эпоху новых цифровых технологий и создания искусственного интеллекта необходимы новые понятия, концептуализирующие междисциплинарный подход, в поле которого должны входить и гуманитарные дисциплины.

М. А. Богданова реконструировала историю образа тела в европейской культуре. История трансформации телесности как феномена культуры стала исследоваться школой Анналов. В античности здоровое тело считалось условием правильного мышления. На Востоке, как отмечал Э. Дюркгейм, тело воспринималось как то,

чем человек является, а на Западе тело мыслилось как инструмент души. Тело как культурный феномен стало предметом внимания в феноменологии и экзистенциальной философии.

Сегодня тело как биофизическая реальность уступает место протезированному телу, что стало предметом внимания в исторической антропологии Д. Кампера и его последователей. Внешность, манеры, мода изучаются в культурологии как своеобразные техники тела. В концепциях ме-диател по-новому раскрывается символическая природа человеческой телесности. В социальной антропологии для описания телесного опыта используется понятие габитуса, который П. Бурдье определяет как телесно интериоризированный ансамбль общественных отношений. Он существует в виде схем восприятия, мышления и действия, как мнемотехника. В «Держись прямо!» встроена европейская этика и метафизика. Таким образом, габитус обеспечивает воспроизводство социального порядка. Он является продуктом социальной среды, задается социальной принадлежностью. Все эти концепции послужили основой для развития культурно-антропологического подхода к изучению спорта. По мнению М. А. Богдановой, физическая культура — это утверждение человеческого смысла телесности в пространстве социума, а спорт — это способ преобразования природной данности.

Антропология спорта развивается в монографии в двух аспектах. С одной стороны, состязательность — это сущностное качество живого. Дарвин называл его борьбой за выживание, а Ницше обобщил как волю к власти, которую он искал на космологическом, биологическом и политическом уровнях. Другой аспект антропологии спорта — это понимание конечности человека, который стремится стать выше себя. Спорт — это не только состязание людей или команд, не только победа над живым противником, но и желание побить предыдущий рекорд, стать мировым рекордсменом. Но тут уже очевиден барьер. Идет борьба за миллиметры и доли секунды, которые фиксируют только приборы. Человеческие кости, мышцы и сухожилия имеют предел прочности. Конечно, возможны разного рода протезы, в том числе и допинг, без применения которого новые рекорды уже невозможны, однако использование препаратов приводит к негативным последствиям. Есть еще одна возможность — выводить, создавать спортивную породу искусственным путем. Это использование имеющегося генетического капитала. Потомки охотников, переносчиков тяжестей, молотобойцев, воинов являются идеальным материалом для спортивных тренеров. К сожалению, этот запас, кажется, исчерпан. Наши дети растолстели и стали непригодными для спорта. Поэто-

му остается использовать опыт животноводства и выводить спортивную породу подобно тому, как выращивают лошадей или собак бойцовской породы. Этот путь отвечает интересам бизнеса, но вызывает отвращение и должен быть запрещен из соображений гуманности. Что же остается? Очевидно, в будущем уже вряд ли удастся превзойти рекорды предшественников. Но если к этому не стремиться, не будет ли тогда спорт соревнованием слабых изнеженных тел? Как сохранить высокую спортивную форму, не нанося ущербу здоровью? Многие современные чемпионы быстро сходят со сцены и превращаются в инвалидов. Спорт становится опасным во всех отношениях. Об этом свидетельствуют развитие и популярность экстремальных видов спорта.

Например, женский спорт развивался исходя сначала из эстетических, потом — из политических и наконец — из коммерческих соображений. Это одновременно и экстремальный, и параспортивный вид соревнований. Всё-таки по природе своей женщины не созданы для боев. Именно они платят наиболее высокую цену за победу. Нередко спортсменки жертвуют не только здоровьем, но и материнством. Они начинают тренироваться в 10 лет, а к 20-ти годам многие завершают свою карьеру. Это не значит, что женский спорт нужно запретить. Сами женщины не жалеют, что выбрали спорт, и считают, что он способствует целеустремленности, собранности характера. Поэтому, полагает М. А. Богданова, антропология спорта должна выработать некоторые параметры нормального, здорового, гуманного спорта, имеющего следствием не инвалидность, а долгожительство спортсменов.

Занятия спортом связаны с большими физическими и психическими нагрузками. Спорт ради здоровья — это одно, спорт ради бизнеса — другое. Необходимо защищать детей на правовом уровне. Между тем нет законов, охраняющих детей от эксплуатации спортивными менеджерами, отбраковывающими 9/10 воспитанников. Автор приходит к выводу о том, что профессиональный спорт вряд ли оздоровит нацию. Чтобы стать спортсменом, человек уже должен обладать здоровьем. Оно скорее теряется по мере занятия спортом.

Идеология спорта в СССР действительно способствовала тому, чтобы молодежь получала физическую закалку и приучалась работать в команде. Но те же самые принципы в инди-

видуалистическом обществе ведут, наоборот, к конкуренции, вражде и насилию. В конце ХХ в. стадионы перестали быть большими социальными контейнерами для сборки коллективного тела и превратились в места, где возможно антисоциальное поведение. Игроки стали профессионалами, расчетливо переходящими в клуб, где больше платят. Если спорт превратился в средство развлечения для зрителей, то спортсмены сравнялись со звездами эстрады, озабоченными рейтингом и гонораром. Соответственно болельщики-патриоты превратились в фанатов той или иной команды. Поэтому возврат к прежней системе спорта вряд ли был бы эффективным. Во-первых, советские спортсмены 1970-х побеждали уже не одним духом, но и материальным стимулированием. Во-вторых, возродить патриотизм прежними идеологическими средствами сегодня уже невозможно. Сегодня о спорте заговорили политики, и наряду с безумствующими фанатами вновь появились болельщики-патриоты. Спорт из предприятия по оказанию услуг вновь становится государственным делом, задача которого состоит в сборке нации. Вновь ожили огромные пустующие стадионы. Поэтому приходится овладевать технологиями, которые практикуются развитыми странами. Судя по объяснениям чиновников от спорта, побеждает тот, кто тратит много денег на научное исследование способностей и возможностей спортсменов, на моделирование их поведения в той или иной ситуации. Таким образом, спорт становится сверхсложной системой, наблюдающей саму себя. К сожалению, создание положительного образа спорта как задача идеологии подразумевает исключение из поля зрения всего негативного. Прославляя спорт, часто рассказывают о высоких заработках спортсменов. М. А. Богданова предлагает обсуждать проблему гуманизации и социализации спорта как альтернативу коммерциализации. Спорт должен содействовать сплоченности общества.

К сожалению, не обошлось без некоторых «ляпов»: к цитате М. Блока дана ссылка на Ле Гоффа (с. 102); Феликс Гваттари превратился в Г. Гваттари (с. 121).

В целом полученные М. А. Богдановой результаты имеют важное теоретическое и практическое значение. В монографии представлено много новых идей и ярких примеров, она будет полезна каждому, кто интересуется темой взаимодействия человека и спорта.

Контанктная информация

Марков Борис Васильевич — доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; e-mail: bmarkov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.