Научная статья на тему 'Богатырские образы в русской музыкальной культуре'

Богатырские образы в русской музыкальной культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3277
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГАТЫРЬ / БЫЛИНА / СКОМОРОХ / МУЗЫКА / ЭПОС / ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыльская Тамара Петровна, Рыльский Герман Витальевич

В статье рассматриваются богатырские образы, нашедшие свое воплощение в музыкальном искусстве от скоморохов до современной фолк-музыки. Прослежена трансформация образной сферы, а также причины изменений отношения к богатырям в рамках искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Богатырские образы в русской музыкальной культуре»

УДК 398 Р95

Рыльская Тамара Петровна

кандидат культурологии,

артистка хора Краснодарской государственной филармонии

им. Г.Ф. Пономаренко

solaris49@inbox.ru

Рыльский Герман Витальевич

преподаватель кафедры народного пения консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусств grimlok@mail.ru

БОГАТЫРСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация:

В статье рассматриваются богатырские образы, нашедшие свое воплощение в музыкальном искусстве - от скоморохов до современной фолк-музыки. Прослежена трансформация образной сферы, а также причины изменений отношения к богатырям в рамках искусства.

Ключевые слова: богатырь, былина, скоморох, музыка, эпос, фольклор.

Непревзойденными мастерами эпического сказительства на Руси являлись скоморохи. Они были не только носителями традиции, но и субъектами культуры, формировавшими и продуцировавшими ее. Искусство скоморохов сохраняло тесную связь с язычеством, а в сценках и глумах зачастую содержалась острая социальная сатира. Эти факторы стали причиной преследований со стороны церкви и светской власти. В 1648 г. вышел указ царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий», запрещавший выступления скоморохов. Со временем скоморохи как социальная группа были практически истреблены. Частичное забвение коснулось многих жанров народного творчества, в том числе эпической поэзии.

Долгое время искусство исполнения былин сохранялось в крестьянской среде (преимущественно на Русском Севере). Но в XX в., вследствие глобальных социально-культурных изменений в обществе, происходит необратимое угасание традиции.

Еще в советское время в России существовали династии сказителей, в которых былинные тексты передавались из поколения в поколение (Рябинины, Крюковы, Суриковы и др.) Сейчас можно утверждать, что преемственность в этом виде искусства практически утрачена. Современные исполнители былин учатся своему искусству по книгам, архивным записям, тогда как в народной среде передача культурного опыта происходила от учителя к ученику в живом общении, «из уст в уста». Таким образом, достигался синкретизм, когда вместе с текстом, исполнительскими приемами наследник традиции впитывал мироощущение мастера, глубинную идею, суть произведения, эстетические нормы и ценности.

На современном этапе мы имеем дело с так называемым вторичным бытованием былин. Сегодня исполнение эпических сказов под гусли - это не более чем музыкально-этнографическая «реконструкция». А.М. Астахова еще в 30-е гг. поднимала эту научную проблему; так, было выявлено, что репертуар династии Крюковых уже во многом зависел от печатных изданий [1, 2]. Впрочем, аутентичное исполнение былин, вторичное или нет, интересно, в первую очередь, знатокам народного искусства и не востребовано широкой аудиторией. Многочисленные сборники былинных текстов - это в большинстве случаев издания, ориентированные на специалистов или же пересказы для детей. В связи с этим следует заметить, что былинный текст никогда и не предназначался для чтения. Стихи с многочисленными повторами, архаичными выражениями неподготовленному читателю кажутся скучными и затянутыми; поступки, мотивы героев также не всегда понятны. Люди, воспитанные на образцах масскультуры, предъявляют определенные требования к темпу произведения, динамике развития сюжета и образов.

Говоря о богатырских образах в музыкальной культуре, нельзя не упомянуть былины -героические народные песни. Былины обрисовывали какое-либо событие, которое происходило

в истории, и исполнялись, как правило, под гусли, зачастую под одну из закрепленных мелодий. Для былин характерны повторения, эпитеты, абстракции, особенно при описании места действия.

Нашедшие свое отражение в жанре былины богатырские образы продолжили свое существование в академической музыке. Можно назвать «Богатырские ворота в стольном граде Киеве» (из цикла «Картинки с выставки», 1874) М. П. Мусоргского; опера-фарс «Богатыри» (1876) - пародия на псевдоисторическую оперу, симфония № 2 «Богатырская» [3] (1876)

A.П. Бородина; Симфония № 3 «Илья Муромец» [4] (1909-1911) Р. Глиэра. Менее популярны оперы К.А. Кавоса «Илья-Богатырь» (1806) (либретто И. Крылова) - одна из первых попыток создания национальной русской оперы [5] и «Добрыня Никитич» (1818); «Илья Муромец» (1899)

B. Серовой; «Добрыня Никитич» (1903) А. Гречанинова - опера-былина, объединившая несколько сюжетов о Добрыне и пр.

В целом, героико-эпическое, историческое направление очень характерно для музыки XIX в., что в значительной степени изменилось в XX и трансформировалось в XXI вв. Ведь именно на XIX в. пришел расцвет деятельности собирателей народных песен и былин. Хотя первая попытка фиксации русского эпоса пришлась на начало XVII века [6], самым популярной работой по сей день считается сборник Кирши Данилова. Его труд «Древние российские стихотворения» был издан как раз в начале XIX в. [7]. Позже публикуются работы А. Гильфер-динга, Н. Ончукова, П. Рыбникова и др.

Не стоит недооценивать и деятельность Могучей кучки, П. Чайковского и других просветителей. Их работа по собирательству и записи фольклора привела не только к формированию прекрасной сокровищницы народных произведений, но и в значительной степени повлияла на творчество композиторов того времени. Можно сказать, что включение народных образов, в том числе, богатырских, в свои произведения стало данью моды. Так появляются оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина, «Руслан и Людмила» М. Глинки и многие другие произведения, эксплуатирующие образы традиционной русской культуры.

В XX и XXI вв. столь пристальное внимание к русскому эпосу в академической музыке постепенно сошло на «нет» (хотя образы богатырей периодически появляются в творчестве известных композиторов - например, «Фатима богатырь» Д. Тухманова). В современной же музыке, особенно в «фолк» и «рок» направлении, интерес к богатырским образам значительно возрос. Так, в частности, появляется панк-опера С.В. Попова «Илья Муромец» (2008). Ряд музыкальных групп и исполнителей пополняют свой репертуар былинами в современной обработке: «ВеданЪ КолодЪ», «Яр-хмель», «АЛАТЫРЬ», «Казачий круг», «Красно Солнце», Н. Емелин и др.

Одним из новых направлений можно назвать издание аудиокниг - в частности, нам известен сборник аудио-сказок в пересказе для детей И.В. Карнауховой «Русские Богатыри. Былины и сказки» (2005). В содержание входят как былины («Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Как Илья из Мурома богатырем стал» и др.), так и героические сказки («Бой на Калиновом мосту», «Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня», «Богатырь Федор Тугарин и Марья Моревна» и др.).

Таким образом, можно говорить о том, что пик интереса к богатырским образам в музыкальном искусстве пришелся на XIX в., что обусловлено подъемом собирательства народных песен, издания сборников былин и т.д. Сегодня, при общей тенденции к спаду интереса к этой сфере, к эпическим персонажам больше всего обращаются в «фолк» и «рок» музыке.

Ссылки и примечания:

1. Иванова Т.Г. Марфа Семеновна Крюкова. ЫРЬ: http://folk.pomorsu.ru/publicat/30.php

2. Новиков Ю.А. Книга в семье сказителей Крюковых // Народная культура Русского Севера. Живая традиция: Материалы республиканской школы-семинара (10-13 ноября 1998 г.). Вып. 2 / отв. ред. Н.В. Дранникова, Ю.А. Новиков. Архангельск, 2000.

3. «Богатырской» симфония стала благодаря меткому выражению известного критика В. Стасова. Главная тема симфонии рисует «богатырский» образ - образ защитника родины.

4. В основе симфонии лежит «Сказ о богатыре Илье Муромце - крестьянском сыне».

5. Это произведение было очень популярно в XIX в. и исполнялось практически на всех официальных мероприятиях того времени.

6. Примечательно, что это было сделано англичанином - Ричардом Джеймсом.

7. Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / АН СССР; Ред. коллег.: М.П. Алексеев, Н.И. Балашов, Д.Д. Благой, и др. М., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.