Научная статья на тему '"БОГ В ТУНДРЕ", "БОГ В ЧУМЕ" И "БОГ В ДУШЕ": КАК СОВЕТСКАЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ВЛИЯЛА НА РЕЛИГИОЗНОСТЬ НЕНЦЕВ (НАО)'

"БОГ В ТУНДРЕ", "БОГ В ЧУМЕ" И "БОГ В ДУШЕ": КАК СОВЕТСКАЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ВЛИЯЛА НА РЕЛИГИОЗНОСТЬ НЕНЦЕВ (НАО) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / СОВЕТСКАЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / К. ДОББЕЛЕРЕ / БРИ КОЛАЖ / НЕНЦЫ / НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ / ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Егорова Дарья Михайловна

Современные процессы национального возрождения коренных малочисленных народов России включают в себя не только возвращение к истокам национальной культуры, они имеют и религиозную составляющую. Повсеместно совершаются попытки воспроизведения древних религиозных традиций и культовых практик. Однако трансформация религиозного мировоззрения, проходившая в течение XX века, изучена недостаточно, в частности, мы имеем мало достоверных данных о том, как на это повлияло активное внедрение советской идеологии. В данной статье рассмотрены процессы секуляризации, происходившие в советский период на территории Ненецкого автономного округа, произведена попытка выявить и осмыслить особенности их влияния на жизнь коренного народа России - ненцев. Ненцы являются самыми многочисленными среди прочих коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ареал их расселения составляют Ненецкий автономный округ, ЯмалоНенецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) район Красноярского края, они неоднородны по причине различного контекста исторического формирования, следовательно, на их религиозное мировоззрение влияли различные факторы: соседство с представителями других национальностей, национальная политика Российской империи, христианизация малых народов, политика советского государства в отношении коренных малочисленных народов. Ненцы НАО отличаются от ненцев, проживающих в Ямало-Ненецком и Таймырском автономных округах, не только диалектом, но и культурными традициями. При изучении религиозного мировоззрения современных ненцев НАО было выявлено, что советская секуляризация повлияла на них в большей степени, чем на ненцев ЯНАО и Таймырского района. Цель данной статьи - выяснить, каким образом советская секуляризация повлияла на мировоззрение ненцев НАО. В основу методологии исследования легла концепция трехуровневой модели секуляризации К. Доббелере. В качестве источников использованы материалы Государственного архива Ненецкого автономного округа, местной газеты «Наръяна вындер» и результаты полевого исследования на территории Ненецкого автономного округа с 2014 по 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Егорова Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“GOD IN THE TUNDRA”, “GOD IN THE CHUM” AND “GOD IN THE SOUL”. HOW SOVIET SECULARIZATION INFLUENCED THE RELIGIOSITY OF THE NENETS (NAO)

The current processes of national revival of the minor indigenous peoples of Russia include not only a return to the origins of national culture, but also have a religious component. Attempts are being made everywhere to reproduce ancient religious traditions and cult practices. However, the transformation of the religious state that took place during the 20th century has not been studied enough. We have little reliable data on how the active introduction of Soviet ideology in uenced this transformation. The article examines the secularisation processes that took place during the Soviet period in the territory of the Nenets Autonomous District (NAO) and reveals the peculiarities of their in uence on the life of the minor indigenous people of Russia, i.e., the Nenets. This people are heterogeneous due to their wide area of settlement; therefore, various factors in uenced the formation of their religious worldview. The Nenets of the NAO di er from the Nenets living in Yamalo-Nenets and Taimyr (Dolgano-Nenets) Districts not only in terms of their dialect, but also in their cultural traditions. When considering the Nenets of the NAO, it was revealed that the Soviet secularisation in uenced them to a greater extent than the Nenets of Yamalo-Nenets Autonomous District and Taimyr (Dolgano-Nenets) District. Therefore, the purpose of this article is to nd out how the Soviet secularisation in uenced the worldview of the Nenets of the NAO. The methodology of this study is based on K. Dobbelere’s concept of the three-level model of secularisation. The materials of the State Archive of Nenets Autonomous District, the local newspaper Naryana Vynder and results of the eld research in the territory of the Nenets Autonomous District from 2014 to 2019 were used as sources.

Текст научной работы на тему «"БОГ В ТУНДРЕ", "БОГ В ЧУМЕ" И "БОГ В ДУШЕ": КАК СОВЕТСКАЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ВЛИЯЛА НА РЕЛИГИОЗНОСТЬ НЕНЦЕВ (НАО)»

Вестник ПСТГУ

Егорова Дарья Михайловна, аспирант,

кафедра философии и религиоведения Богословского факультета ПСТГУ Россия, г. Москва edm19954@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-7969-146X

Серия I: Богословие. Философия.

Религиоведение.

2022. Вып. 103. С. 108-120

Б01: 10.15382Миг12022103.108-120

«Бог в тундре», «бог в чуме» и «бог в душе»:

КАК СОВЕТСКАЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ВЛИЯЛА НА РЕЛИГИОЗНОСТЬ НЕНЦЕВ (НАО)*

Д. М. Егорова

Аннотация: Современные процессы национального возрождения коренных малочисленных народов России включают в себя не только возвращение к истокам национальной культуры, они имеют и религиозную составляющую. Повсеместно совершаются попытки воспроизведения древних религиозных традиций и культовых практик. Однако трансформация религиозного мировоззрения, проходившая в течение XX века, изучена недостаточно, в частности, мы имеем мало достоверных данных о том, как на это повлияло активное внедрение советской идеологии. В данной статье рассмотрены процессы секуляризации, происходившие в советский период на территории Ненецкого автономного округа, произведена попытка выявить и осмыслить особенности их влияния на жизнь коренного народа России — ненцев. Ненцы являются самыми многочисленными среди прочих коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ареал их расселения составляют Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) район Красноярского края, они неоднородны по причине различного контекста исторического формирования, следовательно, на их религиозное мировоззрение влияли различные факторы: соседство с представителями других национальностей, национальная политика Российской империи, христианизация малых народов, политика советского государства в отношении коренных малочисленных народов. Ненцы НАО отличаются от ненцев, проживающих в Ямало-Ненецком и Таймырском автономных округах, не только диалектом, но и культурными традициями. При изучении религиозного мировоззрения современных ненцев НАО было выявлено, что советская секуляризация повлияла на них в большей степени, чем на ненцев ЯНАО и Таймырского района. Цель данной статьи — выяснить, каким образом советская секуляризация повлияла на мировоззрение ненцев НАО. В основу методологии исследования легла концепция трехуровневой модели секуляризации К. Доббелере. В качестве источников использованы материалы Государственного архива Ненецкого автономного округа, местной газеты «Наръяна вындер» и результаты полевого исследования на территории Ненецкого автономного округа с 2014 по 2019 г.

© Егорова Д. М., 2022.

* Статья подготовлена в рамках проекта «Традиционные сообщества в постсекулярную эпоху» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».

Ключевые слова: секуляризация, советская секуляризация, К. Доббелере, бри-

колаж, ненцы, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный

округ.

Трансформация религиозного сознания малых народов России, проходившая в течение ХХ в., изучена недостаточно, в частности, мы имеем мало достоверных данных о том, как повлияло на это активное внедрение советской идеологии — «атеизации».

Процессы советской секуляризации протекали неоднородно у различных этнических групп населения СССР. Такая политика проводилась на территории всего СССР и имела региональную специфику. Объясняется это прежде всего множеством различных культурных национальных особенностей.

Ненцы — самый многочисленный из малых народов России — несмотря на политику атеизации, сумели сохранить кочевой образ жизни и религиозные традиции, при этом они включены в современность. Чтобы понимать, как протекают религиозные процессы, происходящие в России, важно изучать влияние внешних и внутренних факторов на религиозность малых народов, в том числе и ненцев.

В настоящее время ненцы проживают в различных субъектах Российской Федерации (Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) район), следовательно, образ жизни у них различен. Некорректно по образцу процессов, происходящих на Ямале, делать глобальные выводы обо всех ненцах. Для ученых более привлекательной территорией для исследований культуры ненцев является Ямало-Ненецкий автономный округ, поскольку большее количество ненцев, сохранивших язык и традиционный образ жизни, сосредоточено именно на полуострове Ямал. Ненецкий автономный округ игнорируется современными учеными. Исключение представляют работы о религиозной ситуации на территории НАО (Т. А. Вагра-менко1), об экономических факторах в регионе (С. Б. Киселев2), лингвистические статьи, посвященные изучению особенностей тундрового ненецкого языка (М. К. Амелина3).

Современные исследователи (например, Т. А. Ваграменко) эпизодически упоминают о влиянии советской секуляризации на религиозное мировоззрение ненцев. В настоящее время религиоведческих, культурологических исследований на территории НАО практически не проводится. Между тем специфика НАО позволяет считать неполными те научные выводы, которые делаются только на основании изучения ненцев ЯНАО. Достаточно сказать, что ненцы НАО и ЯНАО жили в совершенно различных исторических условиях. Ненцы НАО оказались более подвержены влиянию других народов (русских, коми). Естественно, что взаимодействие с другими этносами, проживающими на одной террито-

1 Vagramenko T. A. Religious conversion and Nenets bricolage: making modernity in the Polar Ural tundra. PhD Thesis. National University of Ireland, Maynooth, 2014.

2 Киселев С. Б. Традиционная экономика кочевого населения полуострова Канин в первой трети XX века и в начале XXI века: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2018.

3 Амелина М. К. Акцентные характеристики непроизводных имен в тундровом наречии ненецкого языка // Урало-алтайские исследования. 2011. № 2 (5). С. 7-38.

рии с ненцами, оказывало существенное влияние на культуру, религию и образ жизни в целом.

В нашей статье будет рассмотрен инструментарий советской политики, с помощью которого проводилась атеизация и, как следствие, протекали процессы советской секуляризации. Исследование советской секуляризации основывается на изучении полевого материала (июль-август 2014 г. — Большеземельская тундра: о. Вайгач, п. Каратайка Ненецкого автономного округа; июль-август 2016 г. — Канинская тундра: с. Несь НАО; март-апрель 2017 г. — п. Каратайка НАО; февраль, октябрь 2019 г. — г. Нарьян-Мар, п. Красное НАО) и архивных документов (материалы Государственного архива Ненецкого автономного округа (ГАНАО), Фонд № Р-132, Ненецкий окружной отдел культуры). Были использованы и материалы периодической печати, издававшейся на территории НАО в советский период. Эти сведения позволили составить представление о мировоззрении ненцев в период с 1929 по 1989 г.

Чтобы структурировать собранный материал, обратимся к теории секуляризации бельгийского социолога религии К. Доббелере. Она унифицирует некоторые теории секуляризации, приводя их к трехуровневой модели. Три уровня — это три модели взаимодействия: макроуровень — уровень структуры общества, мезоуровень — уровень религиозных институтов и микроуровень — тенденции изменения индивидуального мировоззрения человека4. С помощью концепции К. Доббелере можно рассмотреть процессы советской секуляризации, протекавшие на территории Ненецкого автономного округа с 1930-х до 1990-х годов, систематизировав полевой и архивный материалы.

Макроуровень, или «бог в тундре»

Особенность советского времени заключена в том, что макроуровень можно охарактеризовать полным господством советской идеологии, которая выражалась в конкретной политике партии и правительства по отношению к малым народам Севера в общем, и к ненцам в частности, следовательно, контролировала общественную систему и пыталась внести в нее изменения искусственным способом. Советская власть стремилась преодолеть религию на территории всего советского пространства. Мы рассмотрим основные аспекты этой политики, как прямо антирелигиозные — преследование священников и шаманов, так и косвенно — индустриализация, коллективизация сельского хозяйства, переход на оседлый образ жизни, организация школ-интернатов.

В 1930-е гг. на территории тундры были организованы красные чумы — «политико-просветительные центры тундровых сельсоветов», кочующие вместе с оленеводческими колхозами, которые должны были проводить работу по нескольким направлениям5. В первую очередь красный чум был пунктом ликбеза: ненцам всех возрастов преподавали прежде всего русский язык, чтобы далее

4 См.: Dobbelaere K. Secularization: a Multi-Dimensional Concept // Current sociology. 1981. Vol. 29. P. 10-24.

5 ГАНАО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 84. Л. 21; Д. 260. Л. 33, 34.

можно было работать с населением, в том числе и по программе политвоспита-ния, читать антирелигиозные лекции6.

Влиянию любой религиозной формы на макроуровень — как традиционной в лице шаманизма и анимизма, так и православной — препятствовали, что подтверждается закрытием всех церквей на территории НАО, репрессиями против священников и против шаманов. Ликвидация культа начинается в 1930-е гг. Повсеместно стали забирать церковное имущество7, закрывать церкви8, устраивать в них дома культуры, склады и т. п., происходила борьба с культами и пережитками прошлого9. Преодолению религии способствовала в том числе и коллективизация, в рамках которой проводилась активная политическая агитация против религии. Коллективизация вынуждала ненцев склоняться к оседлому образу жизни, так как главные администрирующие организации были в поселках. Семьи, которые не отходили от кочевого образа жизни и имели личные стада, считались «выродками капитализма»10.

На данный момент на территории НАО осталась одна родовая община Ямб-То, предки которой существовали автономно от советских властей, избежав коллективизации и атеизации. До начала 90-х гг. XX столетия члены общины не имели документов, не пользовались государственной медицинской и социальной помощью, дети не учились в школах-интернатах, мужчины не несли воинскую повинность. Согласно полевым данным, члены общины Ямб-То сегодня являются последователями баптистского направления христианства: «Среди Ямб-То есть главный. И он попал в трудную ситуацию и его спасли баптисты. И он в эту веру обратил всю общину»11.

У остальных ненцев из-за перехода к оседлости кардинально меняется образ жизни: «Вместо дымных чумов большинство бывших кочевников живет в благоустроенных электрифицированных и радиофицированных поселках, в домах с современной мебелью»12. Подобная тенденция сохраняется и в наши дни. В настоящее время в Канинской тундре кочующие бригады заменили чум на брезентовую палатку, объясняя это тем, что «чум ставить минимум 4 часа, а палатку 7 минут»13. На п. Канин не осталось ненцев-частников, те, кто занимается вы-

6 «Красный чум выписывает периодическую печать — газеты и журналы "Правда Севера", "Комсомольская правда" и окр. газету "Няръяна вындер", журналы "Крокодил", "Смена", "Крестьянка"» (ГАНАО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 84. Л. 21).

7 ГАНАО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 35; Ф. 1. Оп. 1. Д. 20, 29.

8 ГАНАО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 29. Л. 26.

9 «...многоженство, просватывание и выдача замуж девушек в малолетнем возрасте, отказ родителей от обучения своих детей, запрещение и противодействие женщинам-ненкам участвовать на собраниях, уплата выкупа за невесту при женитьбе, запрещение женщинам и девушкам — ненкам разговаривать с человеком другой национальности, что является унижением достоинства человека, нарушением равенства женщины» (Решение IV Ненецкой Окружной конференции ВЛКСМ 9—13 сентября 1935 г. С. 75).

10 «Мы не построим социализм, пока есть "выродки" капитализма, кулаки». Так продолжаться не может // Няръяна вындер. 1929. 21 ноября. № 3. С. 3.

11 [Ж., ненка, 38 лет, п. Красное НАО (16 февраля 2019 г.).]

12 Абульханов А. И. Ненецкий автономный округ. Архангельск, 1977.

13 [М., ненец, 42 года, с. Несь, НАО (июль, 2016 г.).]

пасом оленей, «работают в СПК посменно, в основном кочуют одни мужчины без своих семей»14.

Местная газета «Няръяна вындер» транслирует призыв бороться «с классовым врагом — кулачеством и шаманами»15. В одном из номеров газеты разбирается дело шамана Ледкова16, который «обвинялся по статье 58-10 "Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст. 58-2-58-9), а равно распространение или изготовление, или хранение литературы того же содержания влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев"17 в том, что с использованием шаманизма систематически занимался антисоветской агитацией». «Дело шамана Ледкова» датируется 1932 годом: «Дело № 76025 по обвинению Ледкова: Ледкова Ивана Петровича заключить в концлагерь сроком на 3 года, считая срок с момента вынесения настоящего постановления»18. Это была единственная статья, посвященная делу шамана. До 1994 г. в газете о шаманах писали только в художественном ключе. Почти в каждом номере газеты печаталась сказка, героем которой был шаман, запрещавший ненцам использовать лекарства.

В результате религия лишалась права голоса в публичном пространстве, с помощью просветительской деятельности Красных чумов и пропаганды СМИ создавался негативный образ как православия, так и ненецкого шаманизма. Модернизация хозяйства и традиционного уклада привела к кардинальному изменению структуры общества. По Доббелере, после изменений на макроуровне следует плюрализация на мезоуровне. Однако у ненцев НАО из-за преследования на макроуровне православия и шаманизма фактически отсутствовал выбор веры, поэтому плюрализации как таковой не произошло.

Мезоуровень, или «бог в чуме»

По Доббелере, мезоуровень — это уровень религиозных организаций, однако из-за региональных особенностей мезоуровень можно определить как область родовых сообществ и семьи, потому что традиционные обрядовые действия передавались из рода в род. Мезоуровень включает в себя сообщество и семью, так как именно семья была тем религиозным институтом, в котором сохранялся порядок ритуальных действий. Согласно полевым исследованиям, респонденты рассказывают, что, несмотря на тотальный запрет проведения публичных обрядов (на макроуровне), некоторые все же сохранялись: жертвоприношения, хранение сакральных предметов, почитание священных мест.

«Жертвоприношения все мы делали-то в чуме, просто не кричали, что мы верим. <...> [— Вот зачем вы приносили жертвоприношения?] — Как же, под-

14 [М., ненец, 42 года, с. Несь, НАО (июль, 2016 г.).]

15 Няръяна вындер — боевой орган трудящихся неньцев // Няръяна вындер. 1929. 7 ноября. № 1. С. 1.

16 Толкачев В. Ф. Дело шамана Ледкова // Няръяна вындер. 1994. 2 сент. № 138 (16 454). С. 3—4.

17 УК РСФСР редакции 1926 г. [6 июня 1927 года (СУ № 49, ст. 330)].

18 Толкачев В. Ф. Россия. Крайний Север. Власть. Архангельск, 2000. С. 272.

ношение духам. [— А вы верите в духов?] — Конечно. Или вот когда отел, олень рождается, варили манную кашу чтобы разродился, и сейчас варят. Вот такой ритуал»19. Из полевого дневника: «Жертвоприношения были всегда и по сей день, только никому об этом не рассказывали»20, «Мы такой обряд [кыу-кыу] проводим, то, что нам родителями велено»21.

Хранились сакральные предметы: «...дед делает с санями [в сани мужчины клали сакральные предметы] <...> Свои ремни, ружья, всё дымокурили, тызеи»22, «Есть кукла мяд пухуця. В определенный месяц ей нужно менять траву. Трава внутри. Каждый год, чтобы голова не болела, чтоб все было хорошо. Каждый поколение шьет одежду ей. Мы не показываем эту куклу. Я могу сказать, что мы это делаем, но показывать не принято. Она у нас дома находится. Она под головой как раз у моей сестры под подушкой. И она говорит, что хочется спать со стороны, где она находится. Было много легенд, когда их выбрасывали, злились на них. Но при этом люди, которые находили эту куклу, она оказалась на поверхности хотя были в тундре метели. [— И она помогала?] — Да она всегда здорово помогает»23.

Почитание священных мест: «[— А на Новой Земле у вас были священные, таинственные места?] — Что-то было, я не помню. А вот моя мать верила. Нас одних боялась дома оставить. Сверкало, что-то мигало, в дом стучалось. Мама скорее топор ставила к порогу. На самом деле, как стучится, и всё. Действительно нечистая сила какая-то есть. [— А это было на Новой Земле или на Вайга-че?] — На Новой Земле. А на Вайгаче было такое: пойдем за морошкой, ну, вот этот холм, гора такая, там нельзя вечером ходить. Если ходишь — да, то свистит там»24.

В 1920-е гг. началась образовательная реформа по созданию школ-интернатов для детей кочевников, которую определенно можно отнести к факторам влияния элементов макроуровня на мезоуровень. Воспитательный момент стоит выделить среди всех остальных факторов мезоуровня. В статье «К дошкольному подходу» в газете «Няръяна вындер» говорилось, что «семья, даже самая лучшая, где родители трудящиеся и сознательные люди, не может дать детям вполне правильное воспитание. <...> дошкольное учреждение освобождает мать-работницу от заботы о детях.»25 Воспитание детей полностью перекладывается с родителей на воспитателей и учителей школ-интернатов, которые были открыты в каждом поселке. Работали эти школы по особому принципу: детей оленеводов, которые достигли семилетнего возраста, определяли на девять месяцев в школу-интернат, и лишь три летних месяца дети проводили в чуме с семьей. «Всю жизнь прожили в тундре. До 7 лет, а потом пошла в школу. Учились 9 лет в интернате в Нарьян-Маре. Приезжали только на 3 месяца в тундру, с родителями жили.

19 [М., ненец, 60 лет, п. Красное НАО (16 февраля, 2019 г.).]

20 [Ж., ненка, около 60 лет., г. Нарьян-Мар, НАО (19 февраля, 2019 г.).]

21 [Ж., ненка, 59 лет, п. Красное, НАО (16 февраля, 2019 г.).]

22 [Ж., ненка, 59 лет, п. Красное, НАО (16 февраля, 2019 г.).]

23 [Ж., ненка, 38 лет, п. Красное, НАО (16 февраля 2019 г.).]

24 [Ж., ненка, 81 год, п. Каратайка, НАО (апрель 2017 г.).]

25 К дошкольному подходу // Няръяна вындер. 1929. 14 ноября. № 2. С. 2.

Родители кочевали в тундре»26. Респондент поясняет, что практически не жила в тундре на о. Вайгач, так как училась в поселковой школе: «[— А на Вайгаче сколько вы прожили?] — Почти не жила, потому что в школе училась. На Вайгач к отцу ездила»27.

Такая система образования оказала мощнейшее влияние на мировоззрение ненецких детей. Во-первых, дети практически все время обучения жили вне семьи, следовательно, были лишены возможности воспитываться в условиях сохранения семейных традиций и обычаев. Во-вторых, дети были помещены в другие условия проживания, к которым им приходилось приспосабливаться. По рассказам воспитателей школы-интернат в п. Каратайка, до сих пор существует проблема адаптации тундровых детей в поселковых школах. Например, многие дети-ненцы наотрез отказываются ежедневно умываться и принимать душ. Некоторая часть детей действительно сталкивается с трудностями привыкания к новым условиям, другая часть таким образом высказывает протест против ущемления своей свободы, так как в тундре существует негласный принцип самостоятельности, а не принуждения. В-третьих, в советское время ненцы НАО говорили на ненецком языке (сейчас практически все говорят только на русском), а в школах преподавали на русском, следовательно, в начальных классах дети испытывали затруднения в понимании языка. На сегодняшний день проблема утраты языка в НАО ставится очень остро, так как ненцев, которые действительно знают ненецкий, критически мало: «...уже наше поколение мало говорит по-ненецки. Допустим, если те, кто рожден в 50-е, 60-е года, они еще говорят по-ненецки, вот, и чем было дальше, тем было хуже. Просто доходило до того, что национальность наша встречалась с таким, что я, конечно, ненка, но по-ненецки не умею разговаривать. Как мы гордились этим, я, конечно, никогда не гордилась, но были такие случаи, когда полностью отказывались от своего языка. Вот мой ребенок вообще по-ненецки не разговаривает. Хотя они учат ненецкий язык. Она знает свою историю прекрасно и все, но язык она мало знает. Мой младший брат, ему 20 лет, он 98 года рождения, он ненецкий язык не знает»28.

Из-за утраты родного языка уходят традиционные понятия, в том числе понятие Бога. По-ненецки «Бог» — «Нум», но современные ненцы НАО практически не используют этот термин для обозначения Бога: «— В советское время богу не молились. [— А какому богу не молились?] — Никакому не молились. [— А вот вы говорите про бога. А какого бога вы имеете в виду?] — Христос, наверно. [— Но ему не молились?] — Нет. У меня папа не молился, мама не молилась, ни разу не видела, чтобы она молилась. [— Это было в советское время? Не разрешали молиться?] — Не знаю, как это все»29. Таким образом, представления о трансцендентном у современных ненцев из-за утраты родного языка стали ассоциироваться скорее с христианским понятийным аппаратом, чем с традиционным, связанным с понятием «Нум».

26 [Ж., ненка, 59 лет, п. Красное, НАО (16 февраля 2019 г.).]

27 [Ж., ненка, 81 год, п. Каратайка, НАО (апрель 2017 г.).]

28 [Ж., ненка, 38 лет, п. Красное, НАО (16 февраля 2019 г.).]

29 [Ж., ненка, 81 год, п. Каратайка, НАО (апрель 2017 г.).]

Мезоуровень характеризуется тем, что религиозное мировоззрение перестает демонстрироваться его носителями: например, жертвоприношения, как и ряд других религиозных обрядов, становятся тайными. Это пример влияния макроуровня на мезоуровень. Несмотря на это, мировоззрение ненцев не утрачивает религиозности, а трансформирует ее определенным образом, адаптируя под внешние обстоятельства. Адаптация может происходить двумя способами: при опоре на традиционные установки и с отрицанием традиционных мировоззренческих установок. Второй способ открывает больше возможностей для комфортного существования, для осмысления новой секулярной реальности. Практически все ненцы на территории НАО адаптировались именно через умалчивание или отрицание своей принадлежности к какому-либо религиозному мировоззрению. Некоторые респонденты нарочито избегали тем, касающихся сакрального. Все, что касается тематики религии, ненцы НАО относят к «вере русских», то есть православию, а при описании пережитого собственного религиозного опыта испытывают трудности в подборе слов, поэтому используют привычные «русские» понятия.

Микроуровень, или «бог в душе»

Микроуровень характеризуется мировоззрением отдельно взятой личности. На личный уровень влияло главным образом советское образование, которое в первую очередь было повсеместным, так как система советского образования была распространена на территории всего СССР. Советское образование транслировало научную картину мира, следовательно, разрушалась космология ненцев, характерная для традиционной религиозной системы. Изменялись и условия существования: происходил активный переход с кочевого образа жизни на оседлый, разворачиваются процессы индустриализации30, что целиком изменяет традиционный уклад. Таким образом советское образование напрямую воздействовало на мезоуровень, который, в свою очередь, влиял на микроуровень, изменяя мировоззрение. Однако проконтролировать изменение личного сознания практически невозможно, потому что требуется индивидуальный подход не только к каждой национальности, но и к каждой отдельно взятой личности. На микроуровне происходит синкретизация, не поддающаяся контролю. «В Нарьян-Маре была женщина (пожилого возраста), которая молилась на портрет Ленина, и говорила, что только благодаря Ленину ненцы стали жить лучше, стали иметь ту цивилизацию, которую не имели. Она умерла в 2000-х»31.

На микроуровне сохраняется самоидентификация ненцев как язычников: «Как тут один кричал: "Мы не язычники!", хотя у самого причиндалы [антропоморфные куклы-обереги] в санях запрятаны»32. В этом интервью респондент указывает на тот факт, что даже минимальное следование традиционным обрядам определяет человека как «язычника».

30 Узланер Д. А. Советская модель секуляризации // Социологические исследования. 2010. № 6. С. 65.

31 [Ж., 59 лет, г. Нарьян-Мар, НАО (февраль 2019 г.).]

32 [М., ненец, около 60 лет, п. Красное, НАО (16 февраля 2019 г.).]

Язычество — это то, что отличает религию ненцев от верований других народов, живущих с ними по соседству. «Каждый ненец в душе язычник» — это утверждение повторялось несколькими респондентами. «Каждый ненец в душе язычник, поэтому ненец стремится к взаимодействию с духами так или иначе. Это часть ненецкой культуры»33. Как утверждает та же респондентка, «возврат к язычеству возможен только при условии жизни кочевым образом жизни»34. Ненец близок к природе, следовательно, неразрывно связан с ней: «Вот видите, какая философия у ненцев? Жить в гармонии с природой. Это не только у всех у нас ненцев, это, наверное, у каждого народа, кто живет вообще с природой

рядом»35.

Результаты анкетирования 2013—2019 гг. показали, что по сравнению с представителями других национальностей больший процент тех, кто отнес себя к категории «безрелигиозный/неверующий»36, именно среди ненцев. Хотя стоит отметить один важный момент — ненцы считают себя безрелигиозными, потому что религия для них тождественна православию. Несмотря на активную христианизацию ненцев НАО в дореволюционный период, причиной прерывания этого процесса революцией и последовавшей советской секуляризации стало то, что православие среди ненцев существовало лишь в виде некоторых адаптивных элементов.

В мировоззрении современных ненцев НАО происходит разграничение понятий «религиозность» и «вера». Так, один из респондентов не относит себя ни к какой из религиозных систем, при этом причисляя к категории «верующий», он не доверяет доводам как представителей церковных структур, так и атеистов, поскольку его не устраивают приводимые аргументы: «[— А вы можете назвать себя человеком верующим?] — В каком-то роде да. Я верю в жизнь земную. Недавно меня дочь N спросила: "Интересно, как там?" Я сказал, что не надо знать, что там. Все узнаем и так, когда умрем. Вера все равно какая-то нужна. Понимаете, религия религии рознь. Я вот разговаривал с попами, разговаривал с атеистами, разговаривал с баптистами, и вот говорят: "Бог говорит, Бог говорит..." и никакой конкретики. Я как бы верю-то. И почему я верю? Я на вахту заступаю, вечером прохлада, стадо распускаю. Утром встаю на бугорок. Олени тихонечко начинают шевелиться, оводочки, комары. дышать невозможно. А как я наступаю, опять прохладно. Как тут не поверишь! Природа сама заставляет верить в какие-то чудеса. Я не скажу, что это религия, но вера»37. Это интервью позволяет сделать вывод, что понятие «религиозность» выпадает из схемы самоидентификации, так как для самих ненцев становится непринципиальным быть религиозными, чтобы считать себя ненцами; точнее, оно становится фактором не национальной идентичности, но личной. Среди ненцев НАО большинство являются крещеными, однако и наличие крещения не является критерием национальной

33 [Ж., 59 лет, г. Нарьян-Мар, НАО (февраль 2019 г.).]

34 [Ж., 59 лет, г. Нарьян-Мар, НАО (февраль 2019 г.).]

35 [Ж., ненка, 38 лет, п. Красное, НАО (16 февраля 2019 г.).]

36 Гипп К. С., Епихина Е. А. Религиозные верования современного населения Югорского полуострова // Гуманитарное пространство: Междунар. альманах Т. 4. № 5. М., 2015. С. 850862.

37 [М., ненец, около 60 лет, п. Красное, НАО (16 февраля 2019 г.).]

идентичности. Православие на уровне целостного религиозного мировоззрения у ненцев не утвердилось, из него были взяты лишь некоторые элементы, которые уложились в их изначально языческое мировоззрение. В итоге возник религиозный плюрализм, который в свою очередь породил «размытую диффузную религиозность».

В интервью респондентов-ненцев появляется тезис: «Все религии ведут к одному Богу», который носит релятивистский характер. Однако в традиционном религиозном мировоззрении ненцев считалось, что у каждого народа свои духи-покровители. При контакте с другими народами ненцы стремились оказывать уважение их богам. Особое отношение у северных народов сложилось к святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу. Его образ органично вписался в религиозное мировоззрение ненцев. Покровитель мореплавателей, Николай Чудотворец стал культовым святым у ненцев, точнее, его личность адаптировали в ненецкий пантеон богов: он один из ненецких сядеев (идолов), дух-покровитель: «[— А не запрещали хранить иконы?] — Это все было скрыто. [— То есть никому не показывали, да?] — Нет. Так вот удивительно, мама рассказывает, что я вообще не знала до недавнего времени, что у нас был Никола. Сейчас я вернулась к Богу. Про Николу все ненцы знают. А на веру в Бога советское влияние никогда не мешало, мы всегда верили в Бога. У нас всегда был Никола. С другой стороны, я вспоминаю что мы никогда это не афишировали»38. Святителя Николая местные жители стали называть Сядей Микола, Микола Вэсако (старец) или Микола Мутратна39.

Таким образом, советская секуляризация в НАО протекала на всех трех уровнях. В контексте ее рассмотрения среди малых народов макроуровень был определен рамками советской идеологии, так как ее целью была советизация общества, в том числе с помощью «преодоления религии»40. Секуляризация осуществлялась системно и целенаправленно — через эксплицитное вытеснение религии из сфер жизни социума, например притеснение православных священников и шаманов через местные СМИ (газета «Няръяна вындер») и учреждения культуры (Красные чумы).

Мезоуровень характеризуется отказом от публичных проявлений религиозности. Новое поколение советских ненцев росло в среде школ-интернатов, где были запрещены любые проявления религиозных действий. Насильственная атеизация не достигала тех целей, которые перед собой ставила. У тундровых ненцев НАО оставалась вера в духов, сохранялись семейные сакральные предметы и удерживался тот синкретический характер религиозности, который стал господствующим с конца XIX в., когда проходила активная православная миссионерская кампания. Однако политика советского государства на уровне семьи разрушала традиционное мировоззрение через новую систему образования.

38 [Ж., ненка, 38 лет, п. Красное НАО (16 февраля, 2019 г.).]

39 См.: Лар Л. А. Традиционная религиозно-обрядовая жизнь ненцев // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 62. С. 98-108. С. 104.

40 «Надо уметь бороться с религией. Эту борьбу надо поставить в связь с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней религии» (Ленин В. И. Социализм и религия: Об отношении рабочей партии к религии. М., 1935. С. 70).

Изменения на микроуровне отследить практически невозможно по причине отсутствия личностных глубинных интервью ненцев НАО в советское время. Несмотря на антирелигиозную пропаганду и разрушение традиционного миропонимания ненцев, остается самоидентификация ненцев с язычеством, а православие продолжает восприниматься как вера русских и коми.

Современное религиозное сознание у ненцев НАО на микроуровне складывается следующим образом: исчезает понятие религии как концепции и остается в контексте «веры во что-то» в зависимости от личного выбора индивида. Индивиды чаще прибегают к собственному бриколажному варианту веры. Советская секуляризация послужила разрушению определенного порядка следования традиционным обрядам и понизила авторитет любой религиозной системы как таковой, из-за чего респонденты среди ненцев чаще называют себя верующими, но не религиозными.

Таким образом, советская секуляризация вытеснила Бога из «тундры» — космического и социального пространства современного ненца, лишила его влияния в «чуме», но не смогла вытравить из «души», где он, однако, все меньше соотносится с теми или иными конфессиональными структурами.

Список литературы

Абульханов А. И. Ненецкий автономный округ. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1977.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Амелина М. К. Акцентные характеристики непроизводных имен в тундровом наречии ненецкого языка. Ч. I: Ямальский и канинский диалекты // Урало-алтайские исследования. 2011. №2 (5). С. 7-38. Гипп К. С., Епихина Е. А. Религиозные верования современного населения Югорского полуострова // Гуманитарное пространство: Междунар. альманах. Т. 4. № 5. М.; Явне, 2015. С. 850-862.

Киселев С. Б. Традиционная экономика кочевого населения полуострова Канин в первой трети XX века и в начале XXI века: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2018. Лар Л. А. Традиционная религиозно-обрядовая жизнь ненцев // Известия РГПУ

им. А. И. Герцена. 2008. № 62. С. 98-108. Ленин В. И. Социализм и религия: Об отношении рабочей партии к религии. М., 1935. Толкачев В. Ф. Россия. Крайний север. Власть. Архангельск, 2000. Узланер Д. А. Советская модель секуляризации // Социологические исследования. 2010. № 6. С. 62-69.

Dobbelaere K. Secularization: A Multi-Dimensional Concept // Current sociology. 1981. Vol. 29. P. 10-24.

Vagramenko T. A. Religious conversion and Nenets bricolage: making modernity in the Polar Ural tundra. PhD Thesis. National University of Ireland, Maynooth, 2014.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.

2022. Vol. 103. P. 108-120

DOI: 10.15382/sturI2022103.108-120

Dariya Egorova, Postgraduate Student St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities Moscow, Russia edm19954@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-7969-146X

"God in the Tundra", "God in the Chum" and "God in the Soul". How Soviet Secularization Influenced the Religiosity of the Nenets (NAO)

D. Egorova

Abstract: The current processes of national revival of the minor indigenous peoples of Russia include not only a return to the origins of national culture, but also have a religious component. Attempts are being made everywhere to reproduce ancient religious traditions and cult practices. However, the transformation of the religious state that took place during the 20th century has not been studied enough. We have little reliable data on how the active introduction of Soviet ideology influenced this transformation. The article examines the secularisation processes that took place during the Soviet period in the territory of the Nenets Autonomous District (NAO) and reveals the peculiarities of their influence on the life of the minor indigenous people of Russia, i.e., the Nenets. This people are heterogeneous due to their wide area of settlement; therefore, various factors influenced the formation of their religious worldview. The Nenets of the NAO differ from the Nenets living in Yamalo-Nenets and Taimyr (Dolgano-Nenets) Districts not only in terms of their dialect, but also in their cultural traditions. When considering the Nenets of the NAO, it was revealed that the Soviet secularisation influenced them to a greater extent than the Nenets of Yamalo-Nenets Autonomous District and Taimyr (Dolgano-Nenets) District. Therefore, the purpose of this article is to find out how the Soviet secularisation influenced the worldview of the Nenets of the NAO. The methodology of this study is based on K. Dobbelere's concept of the three-level model of secularisation. The materials of the State Archive of Nenets Autonomous District, the local newspaper Naryana Vynder and results of the field research in the territory of the Nenets Autonomous District from 2014 to 2019 were used as sources.

Keywords: secularisation, Soviet secularisation, Dobbelaere, bricolage, Nenets, Nenets Autonomous District, Yamalo-Nenets District.

References

Abulkhanov A. (1977) Nenetskii avtonomnyi okrug [Nenets Autonomous District]. Arkhangelsk (in Russian).

Amelina M. (2011) "Aktsentnye kharakteristiki neproizvodnykh imen v tundrovom narechii nenetskogo iazyka. Chast' 1. Iamal'skii i kaninskii dialekty" [Accentual characteristics of non-derived nouns in Tundra Nenets (the Yamal and Kanin dialects)]. Uralo-altaiskie issledovaniia, vol. 2 (5), pp. 7-38 (in Russian).

Dobbelaere K. (1981) "Secularisation: A Multi-Dimensional Concept". Current sociology, vol. 29, pp. 10-24.

Gipp K., Epikhina E. (2015) "Religioznye verovaniia sovremennogo naseleniia Iugorskogo poluostrova" [Religious beliefs of the present-day population of the Yugra Peninsula], in Gumanitarnoeprostranstvo, vol. 4/5, Moscow; Yavne, pp. 850-862 (in Russian).

Lar L. (2008) "Traditsionnaia religiozno-obriadovaia zhizn' nentsev" [Traditional religious and ceremonial life of the Nenets]. Izvestiia RGPUim. A. I. Gercena, vol. 62, pp. 98-108 (in Russian).

Lenin V. (1935) Ob otnoshenii rabocheipartii k religii [On the attitude of the Workers' Party to religion]. Moscow (in Russian).

Tolkachev V. (2000) Rossiia.Krainiisever. Vlast'[Russia.The Far North. Authorities]. Arkhangelsk (in Russian).

Uzlaner D. (2010) "Sovetskaia model' sekuliarizatsii" [The Soviet model of secularisation]. Sotsiologicheskie issledovaniia, vol. 6, pp. 62-69 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 25.06.2022

The article was submitted 25.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.