Научная статья на тему '«Бог создал человека для радости. »:к 100-летию со дня кончины митрополита Антония (Вадковского)'

«Бог создал человека для радости. »:к 100-летию со дня кончины митрополита Антония (Вадковского) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ВАДКОВСКИЙ) / КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / ГОМИЛЕТИКА / METROPOLITAN / THE ACADEMY / THE DIOCESE / MONASTICISM / PROFESSORIAL CORPORATION / HOMILETICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елдашев Анатолий Михайлович

В статье раскрываются вехи жизни и духовного становления митропо-лита санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) че-рез период его учёбы и работы в качестве преподавателя и инспектора в Казанской духовной академии и его последующая связь с almae matris.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“GOD CREATED MAN FOR JOY.”: ON THE CENTENARY OF THE DEATH OF METROPOLITAN ANTHONY (VADKOVSKY)

In the article the milestones of life and spiritual formation of the metropolitan of St. Petersburg and Ladoga Anthony (Vadkovsky) are exposed through the analysis of the period of his studies and work as a teacher and inspector of Kazan Theological academy, as well as of his subsequent relationship with the Alma Mater.

Текст научной работы на тему ««Бог создал человека для радости. »:к 100-летию со дня кончины митрополита Антония (Вадковского)»

А. М. Елдашев

«БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ РАДОСТИ...»:

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ВАДКОВСКОГО)

В статье раскрываются вехи жизни и духовного становления митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) через период его учёбы и работы в качестве преподавателя и инспектора в Казанской духовной академии и его последующая связь с Лішае Маїт.

Ключевые слова: митрополит Антоний (Вадковский), Казанская духовная академия, гомилетика.

2 ноября 1912 г. упокоился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (в миру Александр Васильевич Вадковский), первенствующий член Святейшего Синода, почётный член Петербургской академии наук, Казанской, Московской и Петербургской духовных академий, почётный доктор богословия и прав Оксфордского и Кембриджского университетов. Почётный член Императорского Православного Палестинского общества, Петербургского совета детских приютов, доктор богословия. Это был истинный бессребреник, постоянно раздававший деньги сирым, убогим, нищим. После его кончины остались семь рублей медью и сотни писем с просьбой о материальной помощи с его пометками на каждом из них: «выдать 10 руб., послать 15 руб., дать 8 руб.». Это был настоящий нищелюбец! В завещании он просил похоронить себя среди простых монахов и иноков. Его отпевали 18 митрополитов и архиепископов. В похоронной процессии участвовало около 80 тысяч горожан. Давно подобного не помнила столица! Митрополит Антоний был погребён в простом сосновом гробу на Никольском братском кладбище Александро-Невской лавры. Могильный холм венчает деревянный крест с надписью: «Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский, скончался 2-го ноября 1912 года».

Будущий митрополит родился 3 августа 1846 г. в бедной много-

150

© А. М. Елдашев, 2013

детной семье приходского священника Василия Иовлевича Вадковского и его жены Ольги Никифоровны в селе Гремячка Кирсановского уезда Тамбовской губернии.

Дед Антония, Иов Павлович Вадковский был простым псаломщиком, но сумел дать сыновьям семинарское образование, которое было необходимо для получения сана священника. У него было два сына: Василий (1818-1885) и Алексей (1836-1899). У Василия, кроме будущего митрополита, было ещё четыре сына (Василий, Владимир, Сергей, Константин) и две дочери (Анна, Мария). С 1858 г. отец Василий служил в селе Ширингуши Спасского уезда Тамбовской губернии, где и прошло отрочество будущего архипастыря.

Александру легко давалось учение. После блестящего окончания Тамбовского духовного училища, а затем и семинарии, он был принят в Казанскую духовную академию в состав XIII курса за казённый счёт. Как впоследствии вспоминал профессор академии Яков Богородский: «Это был юноша, росту несколько выше среднего, деликатного сложения, с большими светло-серыми, добрыми глазами и с явным отпечатком хорошего домашнего воспитания в интеллигентной и благочестивой духовной семье»1.

Обладая недюжинными способностями и трудолюбием и не увлекаясь пустым времяпрепровождением, он вскоре сделался одним из лучших студентов курса.

В 1868 г. ректором академии был назначен один из выдающихся учёных монахов того времени — доктор богословия, архимандрит Ни-канор (в миру Александр Иванович Бровкович), впоследствии архиепископ Херсонский и Одесский. Он внимательно и проникновенно изучал способности, душевные качества и настроения студентов. Приглашал Вадковского и некоторых других студентов, преимущественно певчих, в праздники в свою ректорскую квартиру, где за стаканом чая они вели непринуждённые беседы.

Архимандрит Никанор, как тонкий психолог, сумел безошибочно определить из XIII выпуска академии шестерых новых доцентов, принесших позднее славу Казанской высшей духовной школе: Ф. А. Курганова, Н. Ф. Красносельцева, Д. В. Гусева, А. В. Вадковского, М. И. Бого-

1 Богородский Я.А. Митрополит Антоний (Вадковский), в Казанский период его жизни и деятельности // Православный собеседник. 1913. Первое полугодие. С. 263.

словского, Н. П. Остроумова, магистерские работы которых были напечатаны в академическом журнале «Православный собеседник».

Когда в Казанской академии в 1870 г. был введён новый устав 1869 г. и открылись новые кафедры, Совет академии направил туда выпускников XIII курса, в том числе и Александра Вадковского.

Назначение на академическую кафедру было важным событием в жизни Александра Васильевича. Оно явилось первой ступенью при восхождении его на высоту общественного служения. Окончив в 1870 г. академию, Вадковский остался в ней в качестве преподавателя гомилетики и пастырского богословия.

Так вспоминал студенческие годы его ученик (в будущем профессор) А. Дмитриевский: «В положенный по расписанию час в небольшую аудиторию, занятую 8 студентами нового набора 1878 года церковно-практического отделения, ровною походкой вошел одетый в виц-мундир молодой, стройный, с приятным лицом преподаватель. Раскланявшись со студентами и взойдя на кафедру, Александр Васильевич ровным и мелодичным голосом начал чтение введения в историю христианской проповеди. Мы выслушали лекцию с живым интересом. Число желающих слушать увлекательного лектора росло с каждой лекцией, и аудитория уже не могла вместить всех. и мы считали себя счастливыми, что наша аудитория стала предметом зависти студентов других отделений. Александр Васильевич, видя перед собой возрастающую в численности аудиторию, ободрился, расцвёл. Мы провожали талантливого, красноречивого лектора бурными аплодисментами и сами покидали аудиторию в восхищении и очаровании»2.

За год напряжённой работы Александр Васильевич настолько успел справиться с преподавательскими обязанностями, что вскоре задумался о создании своего семейного очага. До сих пор он снимал свободную комнату в квартире одного из своих старших сослуживцев, пользуясь тут же за соответствующую плату и столом. Эта кочевая, наполовину студенческая жизнь не соответствовала домовитости Александра Васильевича.

Посещая квартиру одного своего сослуживца и товарища по уче-

2 Дмитриевский А. А. Личные воспоминания о митрополите Антонии, как учителе и сослуживце (Речь, произнесенная в сокращении в публичном собрании религиозно-нравственного общества в духе Церкви Православной 3 ноября 1915 г.). Пг., 1916. С. 7-9.

нию, уже женатого человека, он познакомился здесь с сестрой его жены. Это была девушка серьёзная, чуждая суеты, предпочитавшая библиотеки модным магазинам и семейный очаг местам общественных развлечений. Завязавшееся знакомство и взаимная симпатия завершились браком, который был из тех, что называются счастливыми.

Молодая жена Елизавета Дмитриевна, урожденная Пеньковская, сделавшись матерью, всё время и внимание посвящала устройству домашней жизни и заботам о детях — Борисе и Лидии. Молодая семья испытывала материальную нужду, ютилась в Академической слободе в скромной квартирке дома Мильмана по улице Солдатской Второй (ныне Шмидта). Бракосочетание Александра Васильевича было вторым из важнейших моментов его казанской жизни. Казалось, что семейное состояние навсегда закрыло для него тот путь служения Богу, на который он встанет впоследствии.

Трудовая жизнь разнообразилась только скромными развлечениями в кругу близких друзей. Из молодых доцентов-сверстников сам собою образовался кружок, составивший как бы одну семью. В дни праздников по вечерам собирались у кого-либо в семейной квартире, пили чай, незатейливо закусывали, немного танцевали под аккомпанемент музыки любезной хозяйки дома на рояле, чаще пели3. Разговаривали о материях важных (научно-богословских и религиозно-философских) и не столь важных (о насущных проблемах академического характера). Политикой не интересовались. Александр Васильевич, всегда добродушный, всегда оживлённый, был всегда желанным гостем на этих «демократических баликах», как за их простоту и непритязательность называла эти собрания одна из тогдашних молодых дам. Так шло время до

1878 г., и никто, как и сам Александр Васильевич, не подозревал, что в его жизни готовится третий, самый решительный момент.

Медленно угасала от туберкулеза его супруга, требовались средства на её лечение. Елизавета Дмитриевна была уже не в состоянии воспитывать своих детей. Недостаток средств по должности доцента и большие расходы по дому вынудили Александра Васильевича взять на себя редактуру и корректуру статей и материалов академического журнала «Православный собеседник».

Это был очень интенсивный и напряженный период жизни моло-

3 Богородский Я. А. Митрополит Антоний (Вадковский)... С. 269.

дого учёного, требовавший немалых хлопот в типографии, в книжных магазинах, корректорской работы, ухода за женой и детьми, что, несомненно, отрывало его от научных занятий. В это время его ближайшими помощниками были студент академии Аристов, который сам не получал казённой стипендии, не имел средств к существованию и был определен Вадковским делопроизводителем академического журнала, и служитель редакции Ксаверий. Они были постоянными посетителями квартиры Александра Васильевича, доверенными исполнителями различных его поручений и вместе с тем непосредственными свидетелями тяжёлой жизненной драмы, которую он переживал в то время. 3 декабря

1879 года умирает жена. Дружная академическая корпорация со своими семьями старалась всячески поддержать молодого коллегу в постигшем его горе. Прекрасный студенческий хор участвовал в выносе тела почившей и пел в церкви заупокойную Литургию и чин погребения. После похорон Александр Васильевич полностью ушёл в научную работу, ища в ней и забвения от тяжелой утраты, и заработка для покрытия образовавшихся в связи с лечением больной жены, а затем и организации похорон долгов. Напряженная научная работа по своей специальности и над описанием рукописей Соловецкого монастыря, хранящихся в академической библиотеке, прерывалась лишь для посещения лекций и для общения с малолетними детьми. Александр Васильевич с материнской нежностью заботился о религиозно-нравственном воспитании своих детей. Его часто можно было видеть на богослужениях в академическом храме и в кладбищенской церкви Ярославских чудотворцев, на могиле рано ушедшей жены.

Подраставшие дети под руководством избранного для них учителя в лице студента академии Ивана Беляева (впоследствии экзарха Грузии Иннокентия) начали обучаться грамоте и радовать вдовца своими успехами и скрашивать его одиночество. Впоследствии вспоминал архиепископ Иннокентий: «В октябре 1882 г., ко мне, тогда студенту 2-го курса, подошёл в коридоре профессор А. В. Вадковский с предложением стать репетитором его детей. Почему выбор профессора, любимого всеми студентами за увлекательное изложение своих лекций, остановился на мне, это осталось для меня тайной. Но с этого времени начались и установились мои отношения сначала к профессору, потом к архимандриту, епископу и митрополиту Антонию, — отношения искреннего уважения, пе-

решедшие впоследствии в преданность и благоговейное преклонение и любовь ученика к учителю, сына к отцу, продолжавшиеся тридцать лет»4.

Разразилась новая беда, пережить которую Александр Васильевич был уже не в силах. Один за другим его малолетние дети заболели дифтеритом, против которого наука в то время ещё не имела спасительных медицинских средств. Опасаясь занести ужасный дифтерит в свои семьи, его квартиру перестали посещать друзья-товарищи и дамы академической корпорации, дотоле принимавшие самое живейшее участие в его жизни. И лишь студент Беляев посещал несчастного отца. Один за другим в декабре 1882 г. умерли его дети. Они были похоронены рядом с могилой матери. Можно предположить, что семейное захоронение Вадковских находится на Арском православном некрополе, на II аллее, которую называли «академической» из-за большого количества захоронений профессоров, преподавателей и студентов духовных академии и семинарии. Но по истечении столь многих лет их могилы утеряны.

Спустя годы архиепископ Иннокентий вспоминал, что «молодой и успешный ученый, которому едва исполнилось 36 лет, выдержал страшную катастрофу только благодаря вере.»5. Это был самый решительный момент в его жизни. После смерти малолетних детей перед ним встал мучительный, роковой вопрос: «что делать? В чём остался смысл жизни?» Некоторые через более или менее продолжительное время превозмогают горе и решают его вторичной женитьбой. Но у Александра Васильевича так болела душевная рана, что он не мог ждать; он спешил решить вопрос сейчас же, ослабить остроту горя. Возникла мысль об отречении от мира, в отказе от радостей семейной жизни, о монашестве. Он знал теперь, что всегда возможно внезапное лишение земных радостей. Созревшим планом о пострижении в монашество он поделился с Казанским архипастырем Палладием (Раевым), который с величайшей радостью приветствовал это благое намерение. Наверное, тут сыграло роль и личное обстоятельство, ведь у владыки в уже далёком 1860 г. тоже умерла супруга, после чего в январе 1861 г. он принимает монашеский постриг. Уж кто кто, а он

4 Воспоминания о Бозе почившем митрополите Антонии: сообщение экзарха Грузии, архиепископа Иннокентия, на заседании религиозно-нравственного общества в С.-Петербурге 9 декабря 1912 года // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Императорской Казанской духовной академии за 1913 год. Казань, 1913. С. 13.

5 Там же. С. 14.

эту беду понимал и сопереживал молодому Александру Васильевичу (к счастью, у Казанского архипастыря дети не умирали — единственный его сын Николай закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, служил в Министерстве народного просвещения и с 1915 г. был последним предреволюционным обер-прокурором Св. Синода). Наверное, владыка знал, что Вадковский из Тамбовской епархии, а он ведь всего шесть лет как покинул эту кафедру6. Владыка поселил Вадковского в своём архиерейском доме, прислал ему в подарок собственную шелковую рясу. Неожиданная весть о принятии монашества Александром Васильевичем буквально потрясла всю академическую семью — профессоров и студентов, т. к. в Казанской академии уже давно не только не было профессорских пострижений в иночество, но даже и студенты чуждались этого высокого подвига христианской жизни. В академии только ректор был монахом.

Следует напомнить читателю, что это был период сильного оскудения учёного монашества в духовных академиях, особенно в Казанской. Русские иерархи сокрушались об этом. Пострижение Александра Васильевича было тогда явлением исключительным и отрадным.

Все хорошо знавшие Вадковского в то время признали этот шаг естественным, никому в голову не закралась обидная, но обычная человеческая мысль, что этот путь он избирает ради карьеры. Все знали высокое религиозное настроение Александра Васильевича, все напутствовали его самыми искренними, сердечными пожеланиями.

Но, принявши под ударами судьбы своё монашество, будущий владыка сохранил о семейной жизни и о детях представление необычайно высокое, почти идеальное. Оно поучительно, особенно для современной жизни, когда молодые смотрят на брак и детей как на обузу.

«Бог создал человека для радости, — пишет он в одном из своих писем. — Христианский взгляд на жизнь светлый, чистый, радостный. Бог благословил людей любить друг друга. Он Сам Себя назвал любовию. Чувство женщины, влекущее её к избраннику сердца в браке, не есть чувство для греха, а для благословенного Богом сожительства, во исполнение воли Божией о мужчине и женщине. Но всё, что от Бога, в Боге и для Бога, не есть земное, греховное, а есть небесное, Божие, святое»7.

В бумагах, разобранных по поручению Св. Синода архиепископом

6 Липаков Е. В. Архипастыри Казанские: 1555-2007 гг. Казань, 2007. С. 250-251.

7 Воспоминания... С. 15.

Иннокентием (Беляевым) после смерти владыки, было найдено письменное благословение родителей митрополита, протоиерея Василия и Ольги Никифоровны Вадковских на этот новый путь его жизни: «Милый и драгоценный сын наш Александр. Призвание Божие тебя в монашество наконец совершилось. Желание наше и твоё окончательно исполнилось. Благословит тебя невидимою десницею Господь Бог принять монашество в здравии и благочестии. И да будет Он Сам твоим Помощником в исполнении обетов. И мы, родители твои, искренне-сердечно оба благословляем тебя на сей путь спасительный — в монашество — во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. В знак же родительского нашего благословения и незабвенной памяти, даем тебе икону Спасителя и чудотворца Николая, который да будет твоим молитвенником пред Господом Богом во всю жизнь твою. И мы молим, и по гроб жизни нашей будем умолять Всеблагого Бога, чтобы Он не отступал от тебя и никогда не оставлял бы тебя и сохранил бы драгоценную жизнь твою на многия лета, для пользы Церкви и государства. Прощай, милый и драгоценный сын наш, в миру Александр. Целуем тебя, любящие тебя и непрестанно помнящие твои родители протоиерей Василий и Ольга Вадковские»8.

На первой неделе Великого поста в пятницу, 4 марта 1883 г., А. В. Вадковский был пострижен в монашество с именем Антония. Чин пострижения в Крестовоздвиженской церкви епархиального дома совершил архиепископ Казанский и Свияжский Палладий (Раев). Духовным руководителем новопостриженного монаха был назначен опытный в аскетических подвигах эконом архиерейского дома, иеромонах Амвросий (впоследствии наместник Киево-Печерской лавры). Небольшая Крестовая церковь была переполнена желающими взглянуть на печально-трогательный обряд отречения человека от своей воли. 6 апреля того же года он был рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября возведён в сан архимандрита. Чтобы создать ему обстановку настоящей монашеской жизни, ему было указано жить в заштатном Иоанно-Предтеченском мужском монастыре в качестве его управляющего, или настоятеля.

Скромный обитатель Академической слободы, дотоле почти не известный среди казанской интеллигенции и вращавшийся исключительно в узком кругу своих коллег по академии, после пострижения в монашество неожиданно для себя получает широкую популярность.

8 Воспоминания... С. 14.

Теперь архимандрит Антоний сделался предметом интереса повсюду. Весьма многие стали искать его знакомства и общения с ним, находить его высокообразованным и симпатичным.

Немало его популярности способствовал и Казанский архипастырь Палладий (Раев), назначавший его на служения с собой во все торжественные дни, причём нередко поручавший ему и произнесение проповедей или речей. Вообще следует сказать, что архиепископ Палладий, обрадованный приобретением для Церкви Христовой человека «любомудрствующего», всюду, где только можно было, выдвигал отца Антония и старался всячески поддерживать его на пути в иерархическом возвышении9.

В 1883 г., в летние каникулы, отец Антоний был командирован в Санкт-Петербург и Москву для научных занятий в столичных библиотеках с целью завершения своих работ по изучению южно-славянской проповеднической литературы. Но это, несомненно, было лишь предлогом, а на самом деле путешествие предпринималось по совету владыки Палладия с целью показаться высшему духовному начальству. Отец Антоний произвёл весьма приятное впечатление на маститого старца митрополита Санкт-Петербургского Исидора (Никольского), который обласкал его, переместив из частной квартиры в лучшее помещение лавры и проявлял к нему отеческую заботу. А на прощание ободряюще и многозначительно сказал: «Мы Вас будем иметь в виду».

Обер-прокурор Священного Синода К. П. Победоносцев и его заместитель В. К. Саблер всеми зависящими от них средствами старались сделать пребывание отца Антония полезным и облегчали ему доступ к столичным книжным сокровищам, обычно закрытым в летнее время.

Казанский период его научной деятельности характеризуется глубоким изучением памятников церковной проповеди. Солидный исследовательский материал явился длинным рядом статей, напечатанных главным образом на страницах журналов «Православный собеседник», «Известия по Казанской епархии».

Его труды по пастырскому богословию вошли в общее собрание сочинений под заглавием: «Из истории христианской проповеди. Очерки и исследования Антония, епископа Выборгского, ректора С.-Петербургской духовной академии» (СПб., 1892). Научная значимость

9 Дмитриевский А. А. Личные воспоминания о митрополите Антонии. С. 29.

этих трудов по достоинству была оценена Советом Казанской духовной академии присуждением автору степени доктора богословия в 1895 г.

Надо сказать, что научные труды будущего владыки этим не ограничивались. С 1875 г. он — активный сотрудник Комиссии по описанию соловецких рукописей, погрузившийся на многие годы в изучение рукописной литературы и её первоисточников. Для первого тома «Описаний» он предоставил 15 листов убористого текста10.

12 декабря 1883 г. церковно-практическое отделение академии вошло в совет с представлением о возведении доцента архимандрита Антония в звание экстраординарного профессора. 12 декабря 1884 г. заканчивался четырёхлетний срок службы экстраординарного профессора В. В. Миротворцева в должности инспектора академии. Это был последний выборный по уставу 1869 г. инспектор. Согласно только что введённому уставу 1884 г., архиепископ Палладий 10 октября вошёл в Св. Синод с представлением о назначении на открывающуюся должность инспектора архимандрита Антония с освобождением его от управления Иоанно-Предтеченским монастырём. Указом от 8 ноября 1884 г. за № 3706 Св. Синод утвердил это ходатайство архиепископа11.

Перед отъездом из Казани в Балашов иконописец монахиня Ка-занско-Богородицкого женского монастыря Мария, зная о несчастье, которое обрушилось на архимандрита Антония, подарила писанную ею на золотом чеканном фоне икону «Скоропослушница»12. Отец Антоний, покидая Казань, подарил икону Михаило-Архангельскому храму Духовной академии; после революции она некоторое время находилась в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре; ещё до войны её передали в храм Ярославских чудотворцев на городском Арском некрополе, где она находится и поныне.

По отношению к Казанской духовной академии он навсегда оставался благодарным сыном; добрую память о ней он сохранял до конца дней своих. Позаботившись о благоустройстве места погребения своей

10 Богородский Я. А. Митрополит Антоний (Вадковский). С. 269.

11 Там же. С. 274.

12 Монахиня Мария (Екатерина Захаровна Мандрыка), 1841 г. р., 20 лет (с 1866 по 1885 г.) была старшей в живописной мастерской Казанско-Богородицкого женского монастыря. В октябре 1884 г. была назначена настоятельницей в Балашовский Покровский женский монастырь. См.: Саратовские епархиальные ведомости. 1885. С. 102.

супруги и детей, он позаботился и о могилах академических студентов, для чего пожертвовал достаточную сумму на покупку отдельного участка земли на городском Арском некрополе13. В 1891 г. он пожертвовал в академическую библиотеку 287 книг, в 1899 г. прислал в академию 5000 рублей для образования студенческой стипендии его имени. К 8 ноября 1909 г., ко дню академического храмового праздника, прислал для домовой церкви высокохудожественной работы сосуды для употребления при совершении таинства Евхаристии — эти сосуды он сам получил в дар от видных членов Англиканской Церкви в знак их уважения к Церкви Православной во время его посещения Англии на 60-летний юбилей правления королевы Виктории в 1897 г. Тогда же он прислал для музея при библиотеке академии полученный в Англии от воспитанников Оксфордской академии дар — альбом фотографических видов Оксфорда, его учебных заведений, храмов и капелл при них14. Каждый год 8 ноября, в день академического праздника, митрополит Антоний присылал в академию поздравительные телеграммы, написанные в самых тёплых, сердечных выражениях.

Спустя год после пострига отца Антония переводят в столицу и назначают на должность инспектора Петербургской духовной академии. А еще через год его рукополагают во епископа и назначают ректором столичной академии. Владыка Антоний был не только блестящим педагогом, но и человеком редкой отзывчивости, благородства и такта. Он пользовался всеобщей любовью студентов, влияние его на них было громадным. В академии он создал кружок студентов-проповедников, отправляющихся «в народ». Члены кружка вели популярные богословские беседы в приходских церквах, общественных собраниях, приютах, ночлежках и тюрьмах.

В 1898 г. владыка Антоний был назначен на Санкт-Петербургскую митрополичью кафедру. Став первенствующим иерархом Русской Православной Церкви, митрополит Антоний изменил сам стиль традиционного управления епархией. Повсюду чувствовался присущий ему аскетизм: он отменил торжественные трапезы и парадный архиерейский выезд, восстановил традицию посещения заключенных в тюрьмах.

13 Известия по Казанской епархии. Издание Казанской Духовной академии за 1912 год. Казань, 1912. С. 1257; Русский паломник. № 46. 11 ноября 1912 г. С. 727-728.

14 Богородский Я. А. Митрополит Антоний (Вадковский). С. 277.

Впечатляли размеры его благотворительности. Всё своё жалование он отдавал нуждающимся. Он был открыт и доступен всем — от маститого иерарха до простого прихожанина. Во всех жизненных ситуациях владыка оставался прежде всего человеком, а уже потом — профессором, величественным иерархом, государственным мужем. Он ценил человеческое общение, старых друзей; умел завязывать новые знакомства, не обусловленные его церковно-политическим положением.

И в то же время его мягкость, открытость и деликатность не мешали ему быть принципиальным в вопросах веры и Церкви. Деятельность владыки Антония можно назвать реформаторской, однако вся его реформа была строго продумана и опиралась на серьёзное каноническое и церковно-научное основание. Он стремился восстановить традиционное и наиболее правильное управление Русской Церковью — патриаршество. Митрополиту Антонию удалось убедить императора в необходимости созыва Собора, и с 1905 г. открылось Предсоборное присутствие. Его целью было подготовить Собор Русской Церкви, который не собирался уже более двухсот лет. Вся дальнейшая деятельность митрополита Антония в основном была сосредоточена на предсоборной работе. Однако уже через два года начался «обратный ход» светских властей. Вся работа митрополита была искусственно прервана. От этого удара он оправиться уже не смог. Он тяжело заболел. Болезнь прогрессировала несколько лет, и в 1912 г. митрополита Антония не стало. Согласно завещанию, владыку Антония похоронили на некрополе Александро-Не-вской лавры под простым деревянным крестом.

Его уход из церковной жизни стал большой потерей для Русской Церкви. Личность митрополита Антония была настолько авторитетна и притягательна, что в годы общероссийских преобразований и нестроений ему удавалось объединять церковную иерархию, в особенности в вопросах церковных преобразований — он умел доказать их целесообразность, он мог усмирять пыл особо рьяных реформаторов. Владыка умер за пять лет до открытия Собора. В деле церковных реформ он зачастую был одинок. Но всё его служение зиждилось на беспредельной любви ко Христу и Его Церкви.

Р. Б. В злую стужу одной из ночей Ленинградской блокады кто-то проник на кладбище Александро-Невской лавры и спилил на дрова деревянный резной крест с могилы митрополита Антония. Узнав об этом,

один из старых профессоров Санкт-Петербургской академии воскликнул: «Митрополит Антоний всю жизнь согревал людей теплом своего молитвенного сердца. Кого-то согрел он и после своей смерти»15.

15 Митрополит Антоний (Вадковский) // Сайт «Николо-Угрешский монастырь». URL: http://ugresha.org/публикации/item/680-митрополит-антоний-вадковский (дата обращения: 20.03.2013).

Anatoly M. Yeldashev

“GOD CREATED MAN FOR JOY...”:

ON THE CENTENARY OF THE DEATH OF METROPOLITAN ANTHONY (VADKOVSKY)

In the article the milestones of life and spiritual formation of the Metropolitan of St. Petersburg and Ladoga Anthony (Vadkovsky) are exposed through the analysis of the period of his studies and work as a teacher and inspector of Kazan Theological Academy, as well as of his subsequent relationship with the Alma Mater.

Keywords: Metropolitan, the Academy, the diocese, monasticism, professorial corporation, homiletics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.