Научная статья на тему 'Бог Птах и принципы египетского землепользования: некоторые уточнения к мемфисскому ритуалу коронации'

Бог Птах и принципы египетского землепользования: некоторые уточнения к мемфисскому ритуалу коронации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Птах / Мемфис / коронация / наследство Геба / Памятник мемфисской теологии / Ptah / Memphis / coronation / Geb’s heritage / Shabaka Stone

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орехов Р. А.

В статье исследуются причины включения в мемфисский ритуал коронации фигуры Птаха, который, в частности, наделял царским статусом нового правителя и распределял землю (стела Шабаки, Британский музей, инв. № 498). Как полагает автор статьи, подобные полномочия божество получило в период правления Рамессидов. При этом сам ритуал восходит к гелиопольской традиции, в соответствии с которой при коронации боги вручали царю футляр мекес с документом о наследовании Хором всей земли Египта. Впоследствии Птах потеснил в данной роли своих гелиопольских собратьев. Причиной этого, по мнению автора статьи, стали изменения природно-климатических условий. К началу эпохи Нового царства русло Нила существенно сместилось в восточном направлении. В результате высвободилось много новых земель, благодаря чему расширились границы Мемфиса и укрепилась экономическая основа культа Птаха. В конечном счете все эти явления нашли идеологическое отражение в Памятнике мемфисской теологии, где Птах провозглашен царем богов и хозяином всей земли Египта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ptah and principles of land use in Egypt. Some considerations on the Memphite coronation rite

The article discusses reasons of including Ptah in the Memphite coronation rite; in particular, this god was believed to provide a new ruler with his royal status and to distribute lands (Shabaka Stone, British Museum, inv. No. 498). As the author assumes, the god obtained these credentials at the time of Ramessides. The rite itself comes from Heliopolis tradition, according to which ascending the throne a king received from gods the mekes case with a document confirming the fact that Hor had inherited all lands of Egypt. Later, Ptah displaced Heliopolis deities in this role. Probably, it was caused by changing of enviromental conditions. By the early New Kingdom the Nile’s bed significantly shifted eastwards. As a result, a large area ceased to be flooded. Memphis started to enlarge its territory, and economic base of Ptah’s cult strengthened. These facts had a reflection in the text of the Shabaka Stone, where Ptah is called the king of gods and landlord of Egypt.

Текст научной работы на тему «Бог Птах и принципы египетского землепользования: некоторые уточнения к мемфисскому ритуалу коронации»

ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Электронный журнал / Online Journal Выпуск 3, 2020 Issue 3, 2020

DOI: 10.24412/2686-9276-2020-00009

Бог Птах и принципы египетского землепользования: некоторые уточнения к мемфисскому ритуалу коронации

Р. А. Орехов

Ведущий научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН radamant67@mail.ru

В статье исследуются причины включения в мемфисский ритуал коронации фигуры Птаха, который, в частности, наделял царским статусом нового правителя и распределял землю (стела Шабаки, Британский музей, инв. № 498). Как полагает автор статьи, подобные полномочия божество получило в период правления Рамессидов. При этом сам ритуал восходит к гелиопольской традиции, в соответствии с которой при коронации боги вручали царю футляр мекес с документом о наследовании Хором всей земли Египта. Впоследствии Птах потеснил в данной роли своих гелиопольских собратьев. Причиной этого, по мнению автора статьи, стали изменения природно-климатических условий. К началу эпохи Нового царства русло Нила существенно сместилось в восточном направлении. В результате высвободилось много новых земель, благодаря чему расширились границы Мемфиса и укрепилась экономическая основа культа Птаха. В конечном счете все эти явления нашли идеологическое отражение в Памятнике мемфисской теологии, где Птах провозглашен царем богов и хозяином всей земли Египта.

Ключевые слова: Птах, Мемфис, коронация, наследство Геба, Памятник мемфисской теологии.

Многие ученые, исследовавшие культ Птаха и подчеркивавшие его статус главного божества Мемфиса, роль демиурга, покровителя ремесленников, не уделяли должного внимания его тесной связи с землей и с принципами ее наследования \ Особый интерес данная тема представляет в связи с мемфисским ритуалом коронации, который стал неотъемлемой частью царского церемониала начиная с эпохи Нового царства 2.

1 Наиболее обстоятельная работа по этому вопро-

су: Sandman Holmberg 1946: 205-208. См. также Te Velde 1982.

2 Первая коронация в Мемфисе, вероятно, относится ко времени царствования Тутмоса IV. Это подтверждается косвенными данными Большой стелы

Вместе с тем эта тема настолько обширна, что мне представляется возможным обозначить в настоящем исследовании только основные ее аспекты.

В контексте ритуала коронации особую важность имеет так называемое «наследство Геба». По представлениям египтян, этот бог олицетворял землю и являлся, согласно гелиопольскому учению, отцом Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Как установил О. Д. Берлев, обряд передачи «завещания Геба» восходит к древнейшим периодам египетской истории 3. Считалось, что в ходе коронации царь в качестве преемника бога Хора, сына Осириса, получал футляр мекес (ткя) с завещанием о наследовании всей земли Египта, которая составляла несколько миллионов сот (данные для птолемеевской эпохи; 1 млн сот — это чуть более 3 тыс. км2). Однако тонкость «завещания» состояла в том, что речь шла только о плодородной земле и царю она принадлежала лишь на протяжении двух сезонов египетского года — «половодья» и «сухости». В период же «выхождения», т. е. появления земли из-под воды, ею владели боги, тогда как царь распоряжался ею от их лица и в их интересах. Проанализировав все доступные тексты завещания, О. Д. Берлев совершенно справедливо указал на причину такого временного распределения. Поскольку назначение египетской религии и храмового богослужения — кормление богов пантеона, земля, не производящая злаки и другие съедобные растения, не имела ценности. Таким образом, учету в «завещании» подлежала только та земля, которая могла принести богатый урожай. В ходе коронации вместе с землей боги передавали царю поселения и храмы, которые на этой земле находились. Другими словами, Геб жаловал правителю землю вместе с уже существующими поселениями и жителями, а также культами местных богов. Однако это делалось с тем условием, что отныне все они будут находиться под покровительством главного бога царского культа — Хора, сына Осириса, а Хор, как наследник, будет отвечать за все жертвоприношения, так как является опекуном земли. Роль опекуна, согласно «завещанию», переходила при коронации царям Египта, которые считались воплощениями Хора.

Блестяще сформулировав суть «завещания», О. Д. Берлев, пожалуй, не учел одного памятника 4. С большой долей вероятности о «наследстве Геба» говорит и другой документ — Памятник мемфисской теологии, написанный около 720 г. до н. э. в правление эфиопского царя Шабаки (стела Шабаки, Британский музей, инв. N° 498) 5. В этом документе сохранился фрагмент текста, представляющий собой пример «тенденциозного богословствования», доказывающего верховенство и единство бога Птаха, «того, кто южнее своей стены (своих стен)». Памятнику посвящена значительная литература, однако по вполне понятной причине исследователи делали акцент на его философской

Сфинкса, где Хармахис Хепри-Ра-Атум обещает во сне юному царевичу, что «даст ему царство над живущими» — dj п.к njswtj tp tr hnt rnhw (Urk. IV, 1540). Примечательно, что отец Тутмоса IV Аменхотеп II короновался в Фивах (Urk. IV, 1301). Птах стал участником ритуала коронации гораздо позднее, только в период XX династии, при Рамсесе III (Pap. Harris I. 44. 7).

3 Берлев 1999.

4 На самом деле намеки на текст «завещания» содер-

жатся в той или иной степени в разных источниках.

Например, в папирусе Жумильяк говорится о тяжбе Хора и Сета в 19-й день первого месяца половодья. Суд постановил лишить Сета всех регалий и отправить в пустыню, а Хору передать футляр мекес с составленным Тотом документом, на основании которого ему был отдан весь Верхний и Нижний Египет вместе с городами, областями и «всем тем, что породила земля» (nj nb wnt nbt kmi.n ß nb; Pap. Jumilhac XXVI, 16. 23-17. 3.

5 Здесь и далее использовано издание Sethe 1928.

составляющей 6. Подлинным образцом научного изучения текста стелы можно назвать фундаментальную работу Г. Юнкера, который рассматривает его одновременно с богословской и исторической точек зрения 7. Работа не утратила своей актуальности и поныне. Коротко напомню содержание памятника.

На совете богов Геб распределяет наследство Осириса между Хором и Сетом. Сету достается в удел Верхний Египет, Хору — Нижний. Геб мотивирует свой поступок тем, что Сет родился в Верхнем Египте, а Хор получает то место, «где утонул его отец» Осирис, «к северу от храма Птаха». Однако затем Геб меняет свое решение и отдает Хору весь Египет, вероятно по причине того, что на совете богов Сет был признан убийцей Осириса, захватившим наследство разбойничьим путем. Предметом этого раздора была именно земля — «Око Осириса».

Обратим внимание на ряд мест в тексте памятника, которые дают ключ к пониманию роли бога Птаха:

Pthpnpw (ti) mit m rn wr [Ti-t]nn... Ti-mhw-smiwpw

Птах — это (страна), увековеченная в великом имени [Та]-ченен, (это) земля Верхнего и Нижнего Египта.

rhr Hrw tp ti sw dmd tipn mit m rn wr Ti-tnn rsj Inb.f nb dt

И стал Хор (царем) 8 над всей страной, и была (снова) объединена эта земля и увековечена в великом имени Та-ченен, тот9, что южнее своей стены, владыка вечности 10.

Примечательно, что исследователи, интерпретируя этот фрагмент текста, справедливо указывали, что под Ti-tnn подразумевается имя Птаха, восходящее к глаголу tnj — 'вздыматься', 'подниматься'; соответственно, само имя бога трактовалось ими как «поднявшаяся земля»11. Однако никто из них не связал этот факт с престолонаследием, а именно с «наследством Геба». Ведь, по сути, в тексте говорится о том, что Птах является царем Верхнего и Нижнего Египта и одновременно всей вышедшей (появившейся) из-под воды земли от юга до севера. А его преемником, властвующим над ней, провозглашается не кто иной, как Шабака, чья царская титулатура приводится в начальных строках памятника 12. Заметим, что появление архаизмов в тексте стелы

6 Подробнее см. Altenmuller 1975.

7 Junker 1940.

8 Согласно реконструкции Г. Юнкера царем над Египтом провозглашается сам Птах. См. по этому поводу: Junker 1940: II, 20-22, 34. Если принять точку зрения Г. Юнкера, то данное обстоятельство еще раз подчеркивает поздний характер памятника, так как Птах занимает исконное в нем место Хора.

9 В древнеегипетском языке слово «земля» мужско-

го рода, а так как данный эпитет принадлежит богу

Птаху, я сопровождаю термин «земля» указательным местоимением «тот», а не «та».

10 Sethe 1928: 21, vers. 3; 32, vers. 13c-14c.

11 Sethe 1928: 33; Sandman Holmberg 1946: 57.

12 Как следует из содержания памятника, Шабака приказал вырезать текст на черном граните, так как папирус с оригинальным текстом якобы плохо сохранился, был изъеден червями и его содержание никто не понимал.

Шабаки, отмеченное многими исследователями 13, вероятно, обусловлено обращением царя к самым древним документам, что было призвано легитимизировать власть нового правителя-чужеземца 14.

При этом Шабака не просто короновался в Мемфисе, он скрыто декларировал, что отныне именно он будет распределять эту землю (землю-Птаха) между богами и сидеть на ней во дворце, сооруженном на могиле Осириса, который построят для него Хор и Тот 15. Идеологический подтекст составления памятника очевиден. Здесь важно даже не то, что Птах впоследствии был провозглашен царем всех богов, которых он порождает силой мысли и слова, а то, что боги получают в Птахе свое существование (и/т' кргм т РТН) 16. Другими словами, боги кормятся благодаря Птаху, живут им, так как все жертвы в их честь приносятся «на его спине», т. е. на «поднявшейся земле» (ТА-Тпп) 17. Но насколько стара данная парадигма, возвысившая Мемфис до столичного центра, равного по значению Фивам и Гелиополю? Нет сомнения, что она древнее эфиопского владычества, а ее истоки и формирование, вероятнее всего, следует отнести ко времени правления первых Рамессидов.

Так, в ходе раскопок в Мит-Рахине экспедицией Пенсильванского музея (Филадельфия, США) был обстоятельно изучен небольшой храм Рамсеса II 18. При исследовании эпиграфического материала Ж. Йойот пришел к необычному выводу. Оказывается, эпитет Рамсеса Великого «бог — владыка Гелиополя» был связан с религиозной деятельностью царя в Мемфисе, а сам его храм назывался «Дом Рамсеса, возлюбленного Амуном, бога — владыки Гелиополя»19. Ж. Йойот доказывает, что храм существовал вплоть до эллинистического периода. Возникает закономерный вопрос: почему в храме Птаха почитался «бог — владыка Гелиополя»?

С точки зрения идеологии, нашедшей отражение в Памятнике мемфисской теологии, ответ очевиден. Храм Рамсеса II был построен рядом с храмом Птаха, в его доменном владении Ьм>Т КА РЛ 20. Если культы других богов получают распространение внутри доменного владения Птаха и зависят от его жертвенных поступлений, то получается, что именно Птах становится их своеобразным главой и опекуном. По какой причине могли возникнуть подобные представления, ведь Птах никогда не являлся божеством коронационных церемоний 21? Более того, его культ при Рамессидах укрепился настолько, что он смог подняться до уровня демиурга, серьезно пошатнув позиции гелиопольских богов и став третьим в иерархии государственных божеств после Ра-Атума и Амона.

13 Junker 1940: II, 11-16.

14 См. примеч. 8.

15 Sethe 1928: 40, 42.

16 Sethe 1928: 46, vers. 49a.

17 Sethe 1928: 46, vers. 60.

18 Anthes 1965.

19 Anthes 1965: 66-70.

20 Уникальные сведения географического характе-

ра, содержащиеся в «Стеле сна» времени Тутмоса IV, дают понять, каким было взаимное расположение Сфинкса и владений Хут-Ка-Птах в середине эпохи

XVIII династии: «Подступают к нему (т. е. Сфинксу) угодья Хут-ка-Птаха и всякого города, которые по сторонам от него (jw.n.f hwwt Hwt-ki-Pth njwt nb ntj gs (.wj) .f)» (Urk. IV, 1542). Другими словами, владения Птаха в эпоху XVIII династии простирались вплоть до Гизы.

21 Первый подобный факт фиксируется в Большом папирусе Харрис (божество сопровождает царя к его трону) (Pap. Harris I. 44. 7), что свидетельствует о достаточно позднем включении Птаха в коронационный ритуал.

Представляется, что причины этого изначально лежали в природно-климатических условиях. Как установили исследователи «Общества изучения Египта» (Egypt Exploration Society), работающие в рамках проекта исследования Мемфиса (Survey of Memphis, SOM), в конце эпохи Древнего царства в Египте начал меняться климат и русло Нила сместилось в восточном направлении. Большая часть земельных владений Птаха, которые ранее приходились на пойменную территорию, в эпоху Нового царства перестали заливаться во время паводка и стали пригодными для строительства 22. Заметим, что позднее, когда был составлен текст Памятника мемфисской теологии, именно храм Птаха являлся архитектурной доминантой города, имевшего для египтян большое стратегическое значение, а роль самого божества, его покровителя, была просто колоссальна 23. Факт смещения русла реки отмечается практически во всех исследованиях, осуществленных под эгидой SOM. Сюда следует отнести модели развития мемфисского региона Д. Джеффриса и А. Таварес, К. Латли и Д. Банбери, а также П. Гонсалвиша 24. Как следует из данных моделей, свой окончательный облик Мемфис приобрел только в период правления Рамессидов (XIX-XX династии). Именно в это время одним из основных божеств, покровительствовавших новому царскому дому, стал Птах-Татенен,

которому был посвящен центральный храм города— П^ *1 -к _. «Вссы обеих земель» 25. В правление Рамсеса II древнее святилище было в значительной мере перестроено и расширено. В западной части храма был устроен монументальный зал для празднования царских юбилеев. При преемнике Рамсеса II Мернептахе в южной части города, ныне носящей арабское название Ком-Кала, был выстроен монументальный дворец и храм в честь царя 26.

В связи с упомянутыми фактами заслуживает упоминания свидетельство Диодо-ра Сицилийского, который, как и Геродот, сообщает об основании Мемфиса 27. Напомню, что в отличие от «отца истории» Диодор связывал основание Мемфиса не с первым историческим царем Египта Мином, а с Ухореем, восьмым потомком Озимандия (т. е. Рамсеса Великого), который построил Мемфис, отклонив русло Нила к востоку 28. Историк, в частности, сообщает, что после основания города многие цари оставили Фивы и переселились в Мемфис, построив там собственные дворцы. Таким образом, согласно версии Диодора, Мемфис был намного моложе Фив. Очевидно также, что свидетельство Диодора отражает строительную активность царей именно в эпоху Нового царства.

Основываясь на данных Диодора Сицилийского, британский археолог Ф. Питри установил, что протяженность города, включая сады и пригороды, с юга на север была около 13 км, а с запада на восток — около 6,5 км 29. Очевидно, что размеры города из-за изменившегося русла реки существенно возросли. При этом для сравнения нынешние размеры археологического памятника Мемфис составляют всего 3,5 км с севера на юг и 1,5 км с запада на восток. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что боль-

22 Jeffreys, Smith 1988. 26 Jeffreys 1985: 15.

23 Franke 2002: 8. 27 Diod. I, 50 (3-5).

24 Jeffreys, Tavares 1994: 158, fig. 15; Bunbury, Lutley 28 Diod. I, 47. 2008: 5; Bunbury 2013; Gon5alves 2018: 246-247. 29 Jeffreys 1985: 6.

25 Sethe 1928: 35, vers. 15c-16c, Leitz 2002: 173-178.

шая часть строений города, возведенных из сырцового кирпича, была, вероятнее всего, разрушена еще в Средние века, а затем в процесс уничтожения включились современные саббахины, крестьяне, которые использовали сырец как удобрение. Поэтому нынешнее городище Мемфис окружают нескончаемые поля феллахов, под которыми еще скрываются остатки древнего города.

Так как эта территория больше не заливалась во время паводков Нила, цари начали ее расширять, интенсивно укреплять дамбами и застраивать. При этом, воздвигая на новой территории свои храмы и дворцы, цари делали пожертвования в том числе и в храм Птаха 30. Его площадь заметно увеличилась и составила в рамессидский период (ок. 1290 г. до н.э.) уже 25 га (реконструкция Д. Франке) 31. Согласно тексту папируса Вильбур, храму Птаха отходило целых 7% от всей площади Египта 32. Следовательно, благодаря изменившемуся положению русла Нила в Новом царстве площадь земель храма существенно возросла, и данный факт мог стать основой представлений, согласно которым эта земля появилась благодаря высшему промыслу Птаха. Поэтому мемфисская модель могла быть спроецирована на весь Египет, и Птах из локального божества превратился в верховного бога, который приобрел не просто царские черты, а черты бога-демиурга, повелевающего землей Верхнего и Нижнего Египта в целом.

Если создались предпосылки для возвышения культа Птаха, укрепилась его экономическая основа, то, соответственно, родилась специфическая идеология, которая отражала эти общественно значимые явления и нашла свое выражение в Памятнике мемфисской теологии. Итогом этих теологических исканий стало то, что святилище Птаха превратилось в центр коронационных церемоний, а само божество стало восприниматься как равное Гебу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль Птаха как дарителя земли и, следовательно, божества коронационных церемоний усиливается одновременно с нарастанием экономического потенциала Мемфиса благодаря появлению дополнительных земельных площадей, которые перестали заливаться водой во время паводка по причине отклонения русла Нила.

Библиография

Берлев О. Д., Наследство Геба // Дандамаев М. А (ред.), Подати и повинности на Древнем Востоке (Санкт-Петербург, 1999): 1-33.

Altenmüller H., Denkmal memphitischer Theologie // Helck W., Otto E. (ed.), Lexikon der Ägyptologie, I (Wiesbaden, 1975): 1065-1069. Anthes R., Mit Rahineh (Philadelphia, 1965).

Bunbury J. L., Geomorphological development of the Memphite floodplain over the past 6,000 years // Studia Quaternaria 30 (2013): 61-67. Bunbury, Lutley 2008 Bunbury J. L., Lutley K., The Nile on the move // Egyptian Archaeology 32 (2008): 3-5.

Берлев 1999

Altenmüller 1975

Anthes 1965 Bunbury 2013

30 Pap. Harris I. 45. 3; 49. 12; Sandman Holmberg 1946: 209.

31 Franke 2002: 11. Д. Франке сравнивает эти показатели с показателями по Фивам и Гелиополю. Так,

площадь храма Амона в Карнаке составляла на тот момент 31 га, большого храма Атона в Амарне —

20,5 га и, наконец, площадь храма Ра в Гелиополе — более 80 га.

32 Гелиопольский храм владел 12% земель, фиван-ский храм Амона — 45%, на долю всех оставшихся храмов суммарно приходилось 35% площади всех земель (Franke 2002: 14 (27)).

Diod.

Franke 2002

Gon^alves 2018

Jeffreys 1985 Jeffreys, Smith 1988

Jeffreys, Tavares 1994

Junker 1940 Leitz 2002

Pap. Harris I

Sandman Holmberg 1946

Sethe 1928

Urk. IV

Pap. Jumilhac

Te Velde 1982

Diodorus Siculus / ed. by Oldfather C. H. (London, 1933).

Franke D., Theben und Memphis — Metropolen im alten Ägypten // Jansen M., Roeck B. (ed.), Veröffentlichungen der Interdisziplinären Arbeitsgruppe Stadtkulturforschung (IAS), IV/IV: Symposium 20, 23.06.1996, Bonn (Aachen, 2002): 7-20. Gonçalves P. M. L., Landscape and environmental changes at Memphis during the dynastic period in Egypt. Dissertation for the degree of Doctor of Philosophy, Department of Archaeology (Cambridge, 2018).

Jeffreys D. G., The Survey of Memphis I: the archaeological report (London, 1985). Jeffreys D., Smith H. S., Memphis and the Nile in the New Kingdom: a preliminary attempt at a historical perspective // Zivie A.-P. (ed.), Memphis et ses nécropoles au nouvel empire. Nouvelles données, nouvelles questions (Paris, 1988): 55-66. Jeffreys D., Tavares A., The historic landscape of Early Dynastic Memphis // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 50 (1994): 143-173. Junker H., Die Götterlehre von Memphis: Schabaka-Inschrift (Berlin, 1940). Leitz Ch., Ptah // Lexikon der ägyptischen Götter und Götterbezeichnungen III (Leu-ven — Paris — Dudley, 2002): 168-180.

Erichsen W., Papyrus Harris I. Hieroglyphische Transkription (Brüssel, 1933). Sandman Holmberg M., The God Ptah (Lund, 1946).

Sethe K., Dramatische Texte zu Altaegyptischen Mysterienspielen (Leipzig, 1928). Helck W., Urkunden der 18. Dynastie (Berlin, 1955, 1957). Vandier J., Le Papyrus Jumilhac (Paris, 1961).

Te Velde H., Ptah // Helck W., Westendorf W. (ed.), Lexikon der Ägyptologie IV (Wiesbaden, 1982): 1177-1180.

Ptah and principles of land use in Egypt.

Some considerations on the Memphite coronation rite

R. A. Orekhov

The article discusses reasons of including Ptah in the Memphite coronation rite; in particular, this god was believed to provide a new ruler with his royal status and to distribute lands (Shabaka Stone, British Museum, inv. No. 498). As the author assumes, the god obtained these credentials at the time of Ramessides. The rite itself comes from Heliopolis tradition, according to which ascending the throne a king received from gods the mekes case with a document confirming the fact that Hor had inherited all lands of Egypt. Later, Ptah displaced Heliopolis deities in this role. Probably, it was caused by changing of enviromental conditions. By the early New Kingdom the Nile's bed significantly shifted eastwards. As a result, a large area ceased to be flooded. Memphis started to enlarge its territory, and economic base of Ptah's cult strengthened. These facts had a reflection in the text of the Shabaka Stone, where Ptah is called the king of gods and landlord of Egypt.

Keywords: Ptah, Memphis, coronation, Geb's heritage, Shabaka Stone.

Ссылка для цитирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Орехов Р. А. Бог Птах и принципы египетского землепользования: некоторые уточнения к мемфисскому ритуалу коронации // Египет и сопредельные страны 3 (2020): 96-102. DOI: 10.24412/2686-9276-2020-00009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.