Научная статья на тему 'БОЕВОЙ ПУТЬ ПОЛКА «НОРМАНДИЯ-НЕМАН»'

БОЕВОЙ ПУТЬ ПОЛКА «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Нормандия-Неман / Франция / Вторая Мировая Война / Великая Отечественная Война / Жан Луи Тюлян / боевой путь / Normandie-Neman / France / World War II / Great Patriotic War / Jan Lui Tulian / military history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.В Овчинников, С.Л. Лонина

Статья посвящена Истории Великой Отечественной Войны 1941-1945 года и участию в ней боевых французских летчиков в Воздушных сражениях этого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY HISTORY OF REGIMENT «NORMANDIE-NEMAN»

This article concentrates on the history of Great Patriotic War (1941-1945) and participation of the French military pilots in air battles of this period.

Текст научной работы на тему «БОЕВОЙ ПУТЬ ПОЛКА «НОРМАНДИЯ-НЕМАН»»

Актуальныае проблемы! авиации и космонавтики - 2021. Том 3

УДК 93/94(4)

БОЕВОЙ ПУТЬ ПОЛКА «НОРМАНДИЯ-НЕМАН»

А. В Овчинников Научный руководитель - С. Л. Лонина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 66GG37, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: vicserg@mail.ru

Статья посвящена Истории Великой Отечественной Войны 1941-1945 года и участию в ней боевых французских летчиков в Воздушных сражениях этого периода.

Ключевые слова: Нормандия-Неман, Франция, Вторая Мировая Война, Великая Отечественная Война, Жан Луи Тюлян, боевой путь.

MILITARY HISTORY OF REGIMENT «NORMANDIE-NEMAN»

A. V. Ovchinnikov Scientific supervisor - S. L. Lonina

1Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 66GG37, Russian Federation

Е-mail: vicserg@mail.ru

This article concentrates on the history of Great Patriotic War(1941-1945) and participation of the French military pilots in air battles of this period

Key words: Normandie-Neman, France, World War II, Great Patriotic War, Jan Lui Tulian, military history

На сегодняшний день, в период обострения политических взаимоотношений на мировом уровне, на фоне переоценки значимости помощи Западной Европы, поставок по программе ленд-лиз и попыток пересмотреть итоги Второй мировой войны, очень важно сохранять память о боевых традициях совместных военных действий, направленных против фашизма. Современные Вызовы общественного развития и идеологии требуют объединения усилий для сохранения объективной честной истории, в которой большее место отводится сотрудничеству народов, чем конфронтации.

Одним из самых ярких примеров единения представителей различных культур ради достижения общей цели- победы над фашизмом, является история полка, известного как «Нормандия -Неман».

Начнем с предыстории. 22 июня 194G года, после недолгого сопротивления капитулировала Франция, после чего страна оказалась разделена на территорию, оккупированную Германией и коллаборационистскую Республику Виши. Генерал Шарль де Голль, находясь в Англии, создал движение «Свободная Франция» и возглавил французское движение Сопротивления.

В ноябре 1941 года Шарль де Голль предложил советскому правительству сформировать французское подразделение для участия в боях на советско- германском фронте.

25 ноября 1942 года было подписано такое соглашение и уже 29 ноября личный состав эскадрильи «Нормандия» на четырех самолетах через Тегеран, Баку и Гурьев направились в Москву. В тот же день французские добровольцы в количестве четырнадцати человек, приземлились на аэродроме Северный в городе Иваново.

Секция «Освоение космического пространства: история и современность»

Из предложенных французским летчикам нескольких типов истребителей, в том числе иностранных, пилоты «Нормандии» выбрали Як-1. Обучение производилось офицерами через переводчиков. Во второй половине декабря начались полеты на истребителях-спарках Як-7В, параллельно технический состав осваивал эксплуатацию «Яков» и принимал боевые самолеты.

После обучения, 22 марта 1943 года, эскадрилья «Нормандия» была отправлены в 204-ю бомбардировочную дивизию в качестве сопровождения. Там же, 8 апреля 1943 года, летчиками Дюраном и Прециози был проведен первый воздушный бой и были сбиты два FW190. В «Нормандии» по французской традиции за победы рисовали знак сбитого противника, то есть в данном случае кресты.

С мая 1943 года французам временно запретили перелетать линию фронта, так как правительством Виши летчики «Нормандии» были признаны дезертирами и при попадании в плен им грозил расстрел.

В начале июля 1943 года на базе эскадрильи был создан 1-й отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия» «Сражающейся Франции».

12 июля 1943 года, в первый день советского контрнаступления в ходе операции «Кутузов», 303-я ИАД и «Нормандия» приступили к активным действиям. За период с 14 по 17 июля «Нормандия» потеряла семерых, в том числе Тюляна и Литольфа. Новым командиром эскадрильи стал майор Пуйяд.

В августе офицеры «Нормандии» получили первые советские боевые награды: Дюпра, Дюрану и Лефевру вручили ордена Отечественной войны II степени. Тюлян и Литольф были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.

Во второй половине августа французский полк приступил к боевым вылетам с аэродрома Спас-Деменск и принял участие в Смоленской операции.

Во второй половине марта 1944 года в полк «Нормандия» прибыла еще одна группа летчиков-истребителей под командованием капитана Дельфина.

25 мая 1944 года 1-й отдельный истребительный авиационный полк «Сражающейся Франции» «Нормандия» во главе со своим командиром Пьером Пуйядом вылетел на фронт. Полк прибыл на оперативный аэродром Дубровка. Базируясь на этом аэродроме, он принял участие в Белорусской операции, умножив свою боевую славу.

Но самым удачным днем в истории полка стало 16 октября 1944 года. Менее чем за сутки двадцать три французских летчика без единой потери со своей стороны сумели уничтожить двадцать девять вражеских самолетов.

И если ранее отмечалось, что, обладая отличной техникой пилотирования, в погоне за личной славой французские летчики стремились вести бой поодиночке, в результате при атаке и преследовании противника, увлекаясь мнимым успехом, забывают об осмотрительности и допускают внезапные атаки противника, чем и объясняются большинство потерь, понесенных эскадрильей «Нормандия» на советско-германском фронте. То теперь, спустя год, в советских документах подчеркивалось, что французские летчики строго соблюдали боевой порядок четверок и шестерок, освоили тактику группового воздушного боя.

На следующий день, 17 октября 1944 года, удача вновь улыбнулась французам: немцы потеряли двенадцать (по отчету полка-шестнадцать) самолетов, а «Нормандия» — всего один, причем летчик Эмоне спасся на парашюте.

Всего за восемь месяцев активных боев в 1944 году французские летчики совершили 2384 боевых вылета, провели 79 воздушных боев, в которых сбили 126 (по уточненным французским данным — 124) вражеских машин. Собственные потери за этот период составили 15 летчиков и 20 «Яков».

Актссльные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

В ноябре 1944 года полк «Нормандия» получил почетное наименование Неманский, а Марсель Альбер за 23 одержанные победы и Ролан де ля Пуап за 16 побед, представлены к званию Героя Советского Союза.

13 января 1945 года началось новое наступление 3-го Белорусского фронта, с которым взаимодействовала 1-я воздушная армия. Из-за нелетной погоды в этот день пилоты «Нормандии» не поднимались в воздух, зато следующий оказался одним из удачных: французам удалось сбить 8 и подбить 3 вражеских самолета.

За период с 12 января по 2 мая 1945 года пилоты «Нормандии» совершили 1300 боевых вылетов. Общий счет полка вырос на 67 (французы считают — на 72) сбитых вражеских машин, а собственные потери увеличились на 10 летчиков. Заметим, что на последнем этапе боев сложили головы такие опытные лётчики, как Морис Шалль (10 побед) и Жорж Анри (5 побед). Именно Анри записал на боевой счет «Нормандии» заключительную, 268-ю победу (по данным французов — 273-ю), но в тот же день погиб от обстрела артиллерией аэродрома.

На основании директивы Генерального штаба Красной Армии шло формирование долгожданной 1-й французской смешанной авиадивизии. Помимо «Нормандии-Неман», в ее состав планировалось ввести 2-й бомбардировочный авиаполк «Бретань» на самолетах Пе-2 и 3-й истребительный авиаполк «Париж» на самолетах Як-3.

9 мая 1945 года французские летчики праздновали не только День Победы, но и возвращение из плена аспиранта П. Блетона, сбитого над Пиллау еще 20 февраля. Вскоре после капитуляции Германии пилоты «Нормандии» были вызваны в Москву, где им вручили советские награды. Еще два летчика стали Героями Советского Союза. Младший лейтенант Жак Андре получил Золотую Звезду и орден Ленина. Орден Ленина и Золотая Звезда Лефевра были переданы главе французской авиационной миссии для передачи семье выдающегося пилота.

Вопреки всем обычаям, советская сторона передала в дар «Нормандии-Неман» истребители, на которых они воевали, в знак благодарности и как символ дружбы.

14 июня полк Нормандия-Неман вылетел на Родину Полк «Нормандия-Неман» так и остался единственной французской авиачастью, принявшей участие в боях на советско-германском фронте.

Несмотря на то, что содействие, оказанное Францией, на общем фоне советско-германского фронта было незначительно, в условиях Великой Отечественной войны даже такая помощь была полезной, но куда важнее был моральный эффект. Сражающиеся на Советской земле за Францию летчики были укором для великих держав Англии и США, тянущих с открытием второго фронта и примером того, как товарищество помогает громить врага.

Свою статью я хотел бы завершить словами одного из выдающихся летчиков «Нормандии - Неман» Франсуа де Жофра:".. .Но если все эти усилия не были поняты или не будут поняты в будущем - значит, они напрасны."

Библиографические ссылки

1. История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945 в шести томах / В. А. Андреев, А.И. Антонов, И.Х. Баграмян и др. М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1961, 3657 с.

2. А. Медведь, Д. Хазанов Не только «Нормандия». Французские авиационные формирования в СССР // Авиамастер. 1999. № 6. С. 34-43

3. Франсуа де Жоффр Нормандия-Неман. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1982, 175 с.

© Овчинников А. В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.