Научная статья на тему 'Боевой путь г. Речкалова'

Боевой путь г. Речкалова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
202
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТЧИК-АС / ВОЗДУШНЫЙ БОЙ / DOGFIGHT / ГВАРДЕЙСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК / GUARDS FIGHTER AVIATION REGIMENT / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ (ВВС) / ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА / HERO OF THE SOVIET UNION / P-39 "АЭРОКОБРА" / P-39 "AEROCOBRA" / FLYING ACE / AIR FORCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сопова Анна Сергеевна, Мензелинцев Виктор Сергеевич

Статья посвящена одному из величайших летчиков-асов Григорию Речкалову. Он принимал участие во всех главных воздушных сражениях и сбил 56 вражеских самолетов. Г. Речкалов своими подвигами вписал немало героических страниц в Летопись Победы нашей страны в Великой Отечественной войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Боевой путь г. Речкалова»

G. Rechkalov's fighting way Sopova A.1, Menzelintsev V.2 Боевой путь Г. Речкалова Сопова А. С.1, Мензелинцев В. С.2

'Сопова Анна Сергеевна / Sopova Anna - кандидат филологических наук, преподаватель, кафедра иностранных языков;

2Мензелинцев Виктор Сергеевич/Menzelintsev Victor — курсант,

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова,

г. Краснодар

Аннотация: статья посвящена одному из величайших летчиков-асов - Григорию Речкалову. Он принимал участие во всех главных воздушных сражениях и сбил 56 вражеских самолетов. Г. Речкалов своими подвигами вписал немало героических страниц в Летопись Победы нашей страны в Великой Отечественной войне.

Abstract: the article is dedicated to the one of the greatest flying aces Grigory Rechkhalov. He took part in all major air battles and shot down 56 enemy planes. G. Rechkhalov wrote many glorious pages by his heroic deeds in the Victory Chronicle of our country in the Great Patriotic War.

Ключевые слова: летчик-ас, воздушный бой, гвардейский истребительный авиационный полк, Великая Отечественная война, Военно-Воздушные силы (ВВС), Герой Советского Союза, P-39 «Аэрокобра». Keywords: flying ace, dogfight, guards fighter aviation regiment, the Great Patriotic War, Air Forces, Hero of the Soviet Union, P-39 «Aerocobra».

Среди множества героев Великой Отечественной войны особое место занимает Григорий Андреевич Речкалов. Он прошел путь от простого крестьянского паренька, который в 14 лет начал свою трудовую деятельность электромонтером на местном мельничном заводе, до именитого летчика - дважды Героя Советского Союза, аса Великой Отечественной войны, генерал-майора авиации.

Григорий Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (в настоящее время поселок Зайково Ирбитского района Свердловской области). Его родители были потомственными уральскими крестьянами. Позднее семья переехала в деревню Бобровка. В школе поселка Большой Исток, который находится под Свердловском (ныне Екатеринбургом), он получил шестилетнее образование. Когда Григорию исполнилось четырнадцать лет, он пошел работать электромонтером на мельничный завод. После этого Г. А. Речкалов продолжил учебу, поступив в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на Верх-Исетском заводе под Свердловском. Тогда же он и увлекся авиацией, совмещая учебу с занятиями в кружке планеристов. А в 1937 году его по рекомендации комсомольской организации направили для поступления в Пермскую военную школу летчиков. В 1939 году сержант РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) Речкалов был отправлен для прохождения службы в 55-й авиационный истребительный полк, который базировался в городе Кировограде. Его военная служба началась с похода в Бессарабию, где передислоцированный полк находился до самого начала войны. Именно здесь, в молдавском городке Бельцы, он встретился и подружился со многими своими будущими фронтовыми товарищами, с которыми пришлось пройти по трудным дорогам войны, принимая активное участие в небесных сражениях за свободу и независимость родной земли.

За сутки до начала войны Г. А. Речкалова собирались списывать с летной службы по медицинским показаниям: во время прохождения врачебно-летной комиссии у него обнаружился дальтонизм. Но 22 июня он, вернувшись в часть, получил от начальника штаба полка срочное и важное задание по доставке секретных документов, поэтому на сделанное медиками заключение никто не обратил внимания. Спустя пять дней после начала войны Речкалов на истребителе И-153 «Чайка» одержал свою первую фронтовую победу: 26 июня он сбил немецкий самолет Messerschmitt Bf.109, поразив его реактивным снарядом.

Григорий Андреевич Речкалов - один из самых результативных асов Великой Отечественной войны. Только за первый месяц боевых действий - в июне-июле 1941 года - он сбил три вражеских самолета, при этом был ранен сам, но смог привести самолет на аэродром и мастерски посадить его. После очередного тяжелого ранения Г. А. Речкалов был отправлен в госпиталь, а затем переведен в запасной полк для переучивания и осваивания самолета Як-1. Не дождавшись окончания курса переподготовки, он сбежал в свой полк, который, получив звание гвардейского, продолжал принимать активное участие в боевых действиях на юге страны. Именно 16-й гвардейский истребительный

авиационный полк (ГвИАП) вел тяжелейшие бои на Кубани. Здесь он освоил еще один тип истребителя - американский боевой самолет Р-39 «Аэрокобра», поставляемый по ленд-лизу. В марте-июне 1943 года Г. А. Речкалов сражался с противником в кубанском небе. Сам Речкалов вспоминал, что основной боевой опыт он приобрел именно здесь: «В боях на Кубани нас немцы научили драться. Во-первых, они много наших побили, а потом мы начали применять ряд новых приёмов, вести организованно воздушные бои. Воевали мы уже парами, а не звеном, стали использовать радио, что также сыграло большую роль, начали применять эшелонирование, строили группы на высоте, этажеркой; научились вести групповой воздушный бой с бомбардировщиками. Вообще там не было ни одного вылета, чтобы не было боя» [1, с. 114]. И буквально в первые две недели ожесточенных воздушных схваток с немецкими летчиками в кубанском небе он сбил 19 самолетов - это был один из лучших результатов во время войны. Во время одного боевого вылета он мог уничтожить два, а иногда и три вражеских самолета. За беспримерное мужество и героизм, а также высокие боевые заслуги, которые Григорий Речкалов продемонстрировал во время боевых действий в небе Кубани, 24 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, вручены орден Ленина и медаль Золотая Звезда. К лету 1944 года он был уже заместителем командира полка, на его счету значилось 415 боевых вылетов, участие в 112 воздушных сражениях, 48 вражеских самолетов, сбитых лично, и 6 гитлеровских боевых машин, уничтоженных в группе.

В годы войны Г. А. Речкалов проявил редкостное мужество и героизм, бесстрашно сражаясь в небе Родины, а затем и Европы, отстаивая буквально каждый сантиметр освобожденной земли от фашистской угрозы. 1 июля 1944 года ему во второй раз было присвоено звание Героя Советского Союза. Он совершил 450 боевых вылетов, провел 122 воздушных сражения, сбив при этом, по одним данным, 56 гитлеровских самолетов, по другим же - 61 самолет, а также уничтожил 6 машин противника в группе. Эта разница в статистике боевых заслуг Г. А. Речкалова связана с отсутствием данных о трех воздушных победах, которые он одержал в 1941 году, поскольку документы 55-го истребительного авиационного полка за начальный период Великой Отечественной войны были частично утрачены. О них стало известно благодаря документам 20-й смешанной авиационной дивизии, в которых были зафиксированы заслуги летчика. При суммировании данных получается, что всего воздушных побед у Григория Речкалова было 61+4. Г. Речкалов освобождал Донбасс, Крым, Белоруссию, Польшу, принимал участие в Берлинской операции.

После окончания Великой Отечественной войны Речкалов продолжил службу в рядах Военно-воздушных сил СССР. В 1951 году он закончил Военно-воздушную академию, а в 1959 году уволился в запас.

Знаменитый летчик жил в Москве, активно занимался общественной деятельностью, патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Часто выступал перед молодежными аудиториями в школах, на заводах. С 1980 года проживал в подмосковном городе Жуковском, где и умер 22 декабря 1990 года. Его похоронили в поселке Бобровском под Екатеринбургом, рядом с матерью.

В конце 1960-х годов Григорий Речкалов дебютировал как публицист, написав книги, посвященные Великой Отечественной войне: «В гостях у молодости» (Москва, 1968), «Дымное небо войны» (Свердловск, 1968), «В небе Молдавии» (Кишинев, 1979). Мемуары Г. А. Речкалова имеют достаточно широкую читательскую аудиторию, они интересны людям разного возраста. Также его перу принадлежит ряд публицистических произведений, в которых он искренне и правдиво описал время, в которое жил, служил Родине, совершал подвиги во имя сохранения жизни на Земле. Книга воспоминаний «Пылающее небо 1941-го» [2] была неоднократно переиздана.

На родине дважды Героя Советского Союза Григория Андреевича Речкалова в поселке Зайково установлен бронзовый бюст и открыт музей, который в 2015 году был отреставрирован и переименован в музейно-патриотический комплекс. Во время торжеств, посвященных открытию мемориала, истребители-перехватчики МИГ-31 совершили «полет памяти» выдающегося аса Великой Отечественной войны. Школе № 1 поселка Зайково, где он учился в начальных классах, присвоено имя Г. А. Речкалова, на фасаде здания установлена мемориальная доска в честь героя. В Верх-Исетском районе города Екатеринбурга одна из улиц названа в честь Григория Речкалова. На бульваре Победы в городе Ирбите отважному летчику установлен памятный бюст.

Литература

1. Марчуков А. В. Герои-покрышкинцы о себе и своем командире. Правда из прошлого. 1941-1945.

М.: Издательство Центрполиграф, 2014. 672 с.

2. Речкалов Г. А. Григорий Речкалов. Пылающее небо 1941-го. Яуза. Эксмо, 2008. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.