Научная статья на тему 'БОҒДОРЧИЛИК ВА УЗУМЧИЛИК УНИВЕРСАЛ АГРЕГАТЛАРИНИ ТУЗИШДА УНИНГ РАВОН ЮРИШИ УЧУН ТАЛАБЛАРИ ВА ХИСОБКИТОБЛАРИ'

БОҒДОРЧИЛИК ВА УЗУМЧИЛИК УНИВЕРСАЛ АГРЕГАТЛАРИНИ ТУЗИШДА УНИНГ РАВОН ЮРИШИ УЧУН ТАЛАБЛАРИ ВА ХИСОБКИТОБЛАРИ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

1
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
барқарорлик / тебранишлар / мунтазам / двигател / реакциялар / эластик қурилма / осма қурилмалар / силжишлар / микропрофил / ортиқча юкланишлар / моделлаштириш.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — С. А. Кундузов, И. О. Туланов

Мақолада, боғлар ва узумзор қаторларида трактор агрегатларнинг ҳаракати пайтида ортиқча юкланиш даражасини камайтириш масалалари кўриб чиқилди. Агрегатларнинг барқарор ҳаракатини таъминлаш учун динамик хусусиятларни тавсифловчи ҳисоб берилган. Технологик жараѐнларни бажариш сифати,қаторларга ишлов беришдатрактор агрегатларида пайдо бўладиган тебранишларга боғлиқлиги аниқланган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — С. А. Кундузов, И. О. Туланов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БОҒДОРЧИЛИК ВА УЗУМЧИЛИК УНИВЕРСАЛ АГРЕГАТЛАРИНИ ТУЗИШДА УНИНГ РАВОН ЮРИШИ УЧУН ТАЛАБЛАРИ ВА ХИСОБКИТОБЛАРИ»

БОГДОРЧИЛИК ВА УЗУМЧИЛИК УНИВЕРСАЛ АГРЕГАТЛАРИНИ ТУЗИШДА УНИНГ РАВОН ЮРИШИ УЧУН ТАЛАБЛАРИ ВА ХИСОБ-

КИТОБЛАРИ

С. А. Кундузов

к.т.н., начальник отдела научно-исследовательских работ, научного просвещения и научно-технической информации Центра испытаний и сертификации техники и технологий сельского хозяйства-(ЦИТТ);

И. О. Туланов

Старший научный сотрудник, научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства - (НИИМСХ)

АННОТАЦИЯ

Маколада, боглар ва узумзор каторларида трактор агрегатларнинг харакати пайтида ортикча юкланиш даражасини камайтириш масалалари куриб чикилди. Агрегатларнинг баркарор харакатини таъминлаш учун динамик хусусиятларни тавсифловчи хисоб берилган. Технологик жараёнларни бажариш сифати,каторларга ишлов беришдатрактор агрегатларида пайдо буладиган тебранишларга богликлиги аникданган.

Калит сузлар: баркарорлик, тебранишлар, мунтазам, двигател, реакциялар, эластик курилма, осма курилмалар, силжишлар, микропрофил, ортикча юкланишлар, моделлаштириш.

Введение. Одним из необходимых условий обеспечения качества работы машино-тракторныхагрегатов (МТА) при максимальной производительности является устойчивое движение их при заданной траектории и рабочей скорости.

При движении агрегатов в междурядьях садов или виноградников, случайного рода воздействия, в виде различных неровностей профиля и препятствий, оказывают влияния на его динамические свойства. Подобные вопросы по устойчивости поднимаются также при выполнении поворотов на концах загонов в поле и поворотах в движении по дорогам в транспортном положении. Данные вопросы имеют актуальность при разработкеи проектировании высоко-клиренсных портальных тракторов агрегатирующихся смашинами для работы в междурядьях, такими как, опрыскиватели, культиваторы и др.

329

ytadqq

Материалы и методы исследований.Исследования показали [1,2,3], в затрагивающих вопросах динамических свойств и безопасности тракторов и машин, основными источниками колебаний и вибраций являются их двигатели. При рассмотрении выяснилось, что основным источником регулярных колебаний тракторов являются возмущения, возникающие при рабочем процессе в двигателе внутреннего сгорания.Конструкция трактора включает в себя элементы, сила тяжести которых не передается через упругое устройство подвески: - неподрессоренные элементы - рама (остов), колеса, полуоси на которые устанавливаются все основные узлы. В любом объекте техники, в любой инженерной конструкции, реальные машины имеют разнообразные физические свойства и несовершенства всякого рода, в связи с которыми могут возникнуть«вредные» колебания [4,5].

Тракторныйагрегат движущийся в междурядьях или дороге с неровной поверхностью испытывает случайные колебания.Один из основных факторов влияющий и ограничивающий скорость работы тракторных агрегатов в поле и при езде на дорогах определяется критерием плавности хода.

Результаты исследований и их анализ. Как известно функции нагружения мобильного МТА определяются внешними силами воздействия и их моментами, усилиями от массы агрегата, от частей и узлов, силами инерции и их моментами инерции при работе агрегата (рис.).

Известно, что как и любая субстанция в пространстве, машинно-тракторный агрегат наделен шестью степенями свободы:

а) при рассмотрении остова трактора имеем колебания центра тяжести:

- продольно-горизонтальные (х); - поперечно-горизонтальные (у);

- вертикальные (г)

б) угловые колебания вокруг центра тяжести: - продольно-угловые (а) относительно поперечной оси (у); - поперечно-угловые относительно продольной оси (х); - угловые перемещения (ф) относительно вертикальной оси

Различие микропрофиля под правым и левым колесами обуславливает поперечно-угловые колебания Существенных значений обычно достигают лишь вертикальные линейные (г) и продольно-угловые колебания относительно поперечной оси (у).

(4

15-iyun, 2022

Рис.Расчетная схема внешних сил, действующих на высококлиренсный портальный

трактор

а-координата центра тяжести массы трактора;ап, ак горизонтальное расстояние от оси колес до точки действия реакций переднего и заднего

колес^2^к^с— вертикальные перемещения точек остова над задней осью трактора, кабины и сиденья водителя; Хп ,Хк ,уп,ук — оси координат горизонтальной и вертикальной реакций сил переднего и заднего коле^Н-вертикальная координата центра тяжести подрессоренной массы трактора; Ь — продольная база трактора; Ьц — координата условнойточкиприложения усилия на крюке трактора;Рк,Рп — реакция сил передних и задних опор трактора;Р№ — сила сопротивления воздуха трактора;Ркр — тяговое усилие на крюке трактора; Р| —сила инерции трактора; Мк, — крутящий момент ведущего колеса трактора; М|к,М|П,-моменты инерции ведущего и переднего колес; г^гп — радиусы ведущего и переднего колес.

Решение задачи оптимизации хода системы можно выполнить при помощи принятия общего критерия — зависящего от качества системы подрессоривания, оцениваемого величиной перегрузок остова трактора и вероятностного пробоя подвески Р (А > hq), которые являются максимально допустимым по двум частным критериям б"г и р скорости движения МТА по неровной поверхности поля и дороги. При оптимизации задачи с учетом этих критериев, проведенное математическое

331

RI^OJLAäiSmiS^iiMlmmmYmmmäimSL

моделирование позволяет выразить требования в виде следующей зависимости [6,7,8,9]:

итах = и 1тах( ^ гдоп, и qmax [Р < ^ ,

где:и тах- максимально возможная скорость движения МТА с величиной среднеквадратичных ускорений на остове трактора, не превосходяш,ихб"2доп ;Vqmax- максимально возможная скорость движения

МТА без пробоев подвески (А < h д).

Согласно данного выражения-определение максимально возможной скорости движение МТА (итах) по полю и дороге с интенсивностью изменения

микропрофиля (1д), одновременно должно удовлетворять вышеописанному условию. В данном выражении в качестве физического параметра, ограничивающего интенсивность изменения колебаний остова, принимается среднеквадратичная величина вертикальных ускорений в заданной точке остова

МТА -б^доп.

Путем преобразований получаем частные статистические критерии плавности хода МТА - игтах(игтах - максимально возможная скорость

движения заданной точки при вертикальных колебаниях остова МТА по

2 2

неровностям) и б 2 А(б 2 Адиспер сия деформаций ходовых частей МТА), движущегося по неровной поверхности поля при интенсивном изменении микропрофиля /д.Возникновение колебаний приводит к большим напряжениям в элементах и узлах машины, которые приводят к потере устойчивостиили вредно воздействуют на людей.В двигателях внутреннего сгорания существенными являются крутильные колебания коленчатого вала связанного с поршневой группой.

При исследовании крутильных колебаний кабины, трансмиссии трактора и других узлов, в схему расчета включается коленчатый вал (упругий или жесткий) с действующими на него силами, муфта сцепления, валы коробки передач, карданный вал, полуоси и колеса. Выводы

На современном этапе, наряду с внедрением в сельскохозяйственное производство республики ресурсосберегающих технологий, необходимо осуществление разработок технических средств,

ytadqq

мобильных энергосредств для обработки высокостебельных культур, садовых насаждений, деревьев и виноградников. Анализ исследований показал:

- разработанные математические модели (описываемые системы зависимостей и дифференциальных уравнений) и расчетные схемы сил и моментов позволяют достаточно достоверно получить оценку динамических процессов и найти применение в исследованиях плавности хода агрегатов

- повышение мощностей и рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов является одним из существенных факторов повышения производительности труда в сельхозпроизводстве и обуславливает выполнение технологических операций;

- приведенные формулы показывают, оптимизацию хода системы можно выполнить при помощи принятия общего критерия, повышение скорости МТА по неровной поверхности поля и дороги зависит от качества системы подрессоривания, оцениваемого величиной перегрузок остова трактора б"2и и вероятностного пробоя подвески Р (А > И0) и должно удовлетворять найденному условию.

- в странах с развитым садоводством, виноградарством и виноделием, машиностроительная отрасль для выпуска садоводческой и виноградарской техники достаточно развита, производство мобильных энергосредств, высококлиренсных тракторов и технических средств такого типа налажено в требуемом количестве, где возможно обеспечение данной техникой не только собственных фермеров, но и фермеров других стран;

- использование и применение этого типа техники и технологических систем (энергосредства, технологические модули рабочие узлы и единицы) для отраслей виноградарства и садоводства проводится в специфических условиях эксплуатации, в этой связи эту технику по типу надо отнести к специальной;

- отличительными особенностями возделывания интенсивного садоводства и виноградарства является необходимость применения системы ухода и формирования кустов деревьев и виноградников отличной от системы при выращивании однолетних культур, в плане применения технологии, технических средств,технологических модулей и специального технологического оборудования.

(МТА);

15-iyun, 2022

ytadq^

REFERENCES

1. Georgiy Tayanowskiy, Wojciech Tanas Tractor vibrations dynamic evaluation in an aspect of the possibility of coupling and of loading its driving axle. MOTROL, -2006, 8А, - р.271-279

2. Лурье А.Б. Статистическая динамика сельскохозяйственных агрегатов. Л., -1981, 381с.

3. Корсун А.И. Динамика мобильных хлопководческих машинно-тракторных агрегатов. Ташкент, 1983, с. 153.

4. Mitschke M. Dynamik der Kraftfahrzeuge. Berlin, Springer, -1972,- 529p.

5.СмирновГ.А.Теориядвижения колесных машин.-М., «Машиностроение», -1990, 352 с.

6. Свитачев А.И. Оценка динамических параметров и характеристик по математическим моделям машинно-тракторных агрегатов и их эффективное использование // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование.-2014. - №4(44). - С.79-84.

7. Корсун А.И. Динамика мобильных хлопководческих машинно-тракторных агрегатов. Ташкент, 1983, с. 153.

8. ЧернявскийИ.Ш., Шаповалов Ю.К. и др.Снижение динамической нагруженности трансмиссии трактора Т-150 // Тракторы и сельхозмашины.

динамических процессов силовых передач транспортных машин. Красноярск:Изд-во-Город, 2009. 272 с.

1999. № 4. С. 35-37.

9. Свитачев А.И. Математическое моделирование и оптимизация

15-iyun, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.