«НЕДЕЛЯ Г0РНЯКЛ-2003» СЕМИНАР № 17
© Ю.Л. Глухарев, М.Н. Глалков, 2003
YAK 621.3.014.6
Ю.Л. Глухарев, М.Н. Глалков
БЛ"ЖЛАЮШИЕ ТОКИ И YСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛ"АТАЦИИ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА
Одной из основных причин коррозии металлических конструкций зданий, трубопроводов, газопроводов и других сооружений, а также случаев преждевременного взрыва электродетонаторов, являются блуждающие токи.
Кафедрой Электрификации горных предприятий Московского государственного горного университета были выполнены исследования о влиянии блуждающих токов на указанные выше объекты.
Результаты исследований позволили разработать мероприятия, обеспечивающие снижение (ограничение) влияния блуждающих токов на объекты городского и подземного строительства.
В отличие от токов утечки, возникающих при ухудшении изоляции электрических сетей, блуждающие токи, обусловленные эксплуатацией контактных электровозов и другого электрифицированного рельсового транспорта, растекаются в примыкающей к рельсам среде (почве) и вызывают коррозию металлических конструкций зданий, трубопроводов и других металлических сооружений, находящихся в близи их источников. Кроме того, при буровзрывных
работах появляется опасность преждевременного взрыва электродетонаторов.
Все это требует разработки способов, средств и мероприятий, направленных на защиту указанных объектов от блуждающих токов. Особое внимание, при этом, необходимо уделять разработке защит, исключающих преждевременное взрывание электродетонаторов.
В тоже время созданию средств защиты от блуждающих токов должны предшествовать целенаправленные исследования причин появления блуждающих токов, характера их распространения в среде и др.
Необходимо отметить, что начало исследованиям было положено еще в 19 веке. Целенаправленные исследования были вызваны проявлением коррозии на подземных трубопроводах, причиной которой являлись блуждающие токи. В связи с этим был предложен ряд средств защиты от последних и проведены мероприятия по ограничению их влияния на металлические предметы. Так, например, были построен: экспериментальный участок трамвайной линии с двумя верхними контактными проводами; четырех рельсовая система с двумя изолированными от ходо-
вых рельсов шинами. Такое схемное решение питания электроприводов электрифицированного транспорта исключило появление блуждающих токов.
В настоящее время накоплен некоторый опыт борьбы с блуждающими паразитными токами. Однако создание новых и наиболее эффективных способов, средств и мероприятий является проблемой весьма актуальной.
Кафедрой Электрификации горных предприятий МГГУ были продолжены теоретические и экспериментальные исследования в этой области. В основу исследований была положена классификация способов и средств защиты от блуждающих токов. Предложена схема замещения -связи контуров тяговой сети электровозной откатки и пути блуждающих токов в среде с целью изучения влияния параметров известных источников тока на токи утечки с рельс. Выполнен анализ источников постоянного и переменного тока, позволяющий определить характер их влияния на образование блуждающих токов. Установлено, что с повышением частоты тягового переменного тока (^ величина блуждающих токов уменьшается. Значительное снижение этой величины наблюдалось при ^1700-1800 Гц.
Экспериментальные исследования позволили получить зависимости, устанавливающие безопасную зону распределения потенциалов при ведении буровзрывных работ, что в свою очередь дает возможность обеспечить условия, исключающие преждевременное взрывание электродетонаторов.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Глухарев Ю.Д. - профессор, Московский государственный горный университет. Гладков М.Н. - Московский государственный горный университет.
Файл:
Каталог:
Шаблон:
Заголовок:
Содержание:
Автор:
Ключевые слова: Заметки:
Дата создания:
Число сохранений: Дата сохранения: Сохранил:
Полное время правки: Дата печати:
При последней печати страниц: слов: знаков:
ГЛУХАРЕВ
G:\По работе в универе\2003г\Папки 2003\GIAB12~03 CЛUsersYТаняYAppDataYRoammgYMicшsoftYШаблоныYNormaLdotm Глухарев Ю
Comp
25.08.2003 9:55:00
3
22.09.2003 13:24:00 Гитис Л.Х.
1 мин.
09.11.2008 18:43:00 1
546 (прибл.)
3 116 (прибл.)