Научная статья на тему 'Блошиный рынок - тоже рынок'

Блошиный рынок - тоже рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2233
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОШИНЫЙ РЫНОК / ПРЕДМЕТЫ СТАРИНЫ / ВИНТАЖ / АНТИКВАРИАТ / МАЛООБЕСПЕЧЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ТУРИСТСКАЯ АТТРАКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Татьяна Викторовна

Статья посвящена такому социально-экономическому явлению, как блошиный рынок. Возникнув в конце XVII века, этот тип рынка не потерял своей актуальности и в наши дни, что является следствием выполняемых им функций: экономических, социальных и культурных. В статье приводятся предложенные автором классификация видов блошиных рынков и типология основных групп покупателей и продавцов, рассматриваются особенности ценообразования. В статье также присутствуют отдельные примеры, взятые из жизни автора и его семьи или основанные на личных наблюдениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Блошиный рынок - тоже рынок»

Блошиный рынок - тоже рынок

Харитонова Т.В.

Flea market is the market too

T. Kharitonova

Статья посвящена такому социально-экономическому явлению, как блошиный рынок. Возникнув в конце XVII века, этот тип рынка не потерял своей актуальности и в наши дни, что является следствием выполняемых им функций: экономических, социальных и культурных. В статье приводятся предложенные автором классификация видов блошиных рынков и типология основных групп покупателей и продавцов, рассматриваются особенности ценообразования. В статье также присутствуют отдельные примеры, взятые из жизни автора и его семьи или основанные на личных наблюдениях.

The paper considers flea market as a socio-economic phenomenon. Originated in the late XVII century, this type of market is still relevant nowadays due to its economic, social and cultural functions. The author proposed a classification of flea markets and a typology of the main groups of buyers and sellers, the specifics of pricing. There are some examples taken from the author's life and the author's family life or based on personal observations.!

Ключевые слова: блошиный рынок, предметы старины, винтаж, антиквариат, малообеспеченное население, качество жизни, туристская аттракция.

Key words: flea market, antiques, vintage, poor population, quality of life, tourist attraction.

Барахолка улеем гудит.

Много здесь хорошего всего.

- Тётя, сколько стоит Ваш прикид?

- А сколько Вы дадите за него?

А. Розенбаум

Барахолка как онтология быта

Однажды знакомая показала мне изумительную винтажную сумку. На мой вопрос, откуда у нее такое чудо, она ответила, что приобрела ее на блошином рынке в Новоподрезково (Молжаниновский район г. Москвы), за 250 рублей. Этот эпизод пробудил мой интерес к барахолке (видимо, дремавший в глубине сознания) и заставил посмотреть на нее другими глазами...

Блошиным рынком, или в просторечье барахолкой, называют место, где различные товары продаются и покупаются «с рук». В частности, основными предметами купли-продажи на таких рынках являются вещи, которые:

— были в употреблении;

— были приобретены ранее, но не использовались по различным причинам;

— являются предметами старины (винтаж, антиквариат);

— относятся к категории «товары по интересам», «коллекционные товары» и др.

Первые подобные рынки появились в Париже в конце XVII века и представляли собой значительные по площади территории, оборудованные столами и скамейками для осуществления торговли.1 Уже в те далекие времена они считались источниками грязи и антисанитарии даже для Парижа, в котором, как мы знаем из ряда литературных источников, представления о чистоте были далеки от современных. Во многом это происходило от того, что

доставлено автором с использованием материалов из Википедии - https://ru.wikipedia.org/wiki/

старые вещи, продаваемые на таких рынках, кишели молью, блохами, клопами. Ничего не стоило принести домой вместе с покупками таракана. Но почему-то из всей «честной компании» именно блохи прочно укоренились в названии рынков, и они стали «блошиными».

Позднее культура блошиных рынков распространилась во всей Европе, а затем проникла и в страны Нового Света (США, Канаду и др.).

Основными «поставщиками» товаров на блошиный рынок были тряпичники. Тряпичничество (сбор мусора и старых вещей) традиционно было занятием малоимущих слоев населения. Семьи тряпичников, как правило, обосновывались в предместьях крупных городов. Со временем их поселения разрастались в целые кварталы. Эти районы считались неблагоприятными во всех отношениях. Подобного рода «собирательством» не брезговали и различные деклассированные элементы, которые успешно сочетали его со своей основной деятельностью - воровством, грабежами, попрошайничеством и т. п.

В дореволюционной России существовало два типа тряпичников:

— костяники, которые ходили по дворам и скупали (выменивали на ходовые товары) различное старье;

— крючочники, находившие свой товар в помойных ямах и на свалках, то есть, по сути, приобретавшие его безвозмездно.2

Костяники продолжали свою деятельность и в советской России. В частности, в Московском регионе их называли старьевщиками. Часто в обмен на старые вещи они предлагали дешевые, но пользующиеся невероятной популярностью у детей игрушки (чертиков в табакерках, мячики на резинке, китайские фонарики и т.п.). Поэтому именно дети, не представляющие истинной стоимости и ценности вещей в отсутствии взрослых совершали неравноценные обмены, пытаясь во что бы то ни стало заполучить вожделенную игрушку. К слову, в этот период времени в некоторых семьях

2Составлено автором с использованием материалов из Википедии - https://ru.wikipedia.org/wiki/

таким вот нелепым образом навсегда были утрачены антикварные предметы быта, произведения искусства, украшения, иконы и другие реликвии, передававшиеся из поколения в поколение.

Особое значение имели барахолки во время Великой Отечественной войны. Основным средством расчета на них были продукты питания. Так, в 1941 году моя прабабушка, чтобы спасти от голодной смерти внучек, отдала свое единственное украшение - золотое обручальное кольцо - за хлеб и солонину. А в 1944 году, когда наши войска уже победоносно шествовали по Европе, она приобрела другое кольцо у пленного немца так же - в обмен на продовольствие...

В 1960-е - 70-е годы комиссионные магазины в СССР отчасти «потеснили» блошиные рынки, так как представляли, безусловно, более цивилизованный формат торговли.

О комиссионных магазинах как основных конкурентах блошиных рынков следует сказать отдельно. Этот элемент советской торговли, так же, как и блошиные рынки, «дожил до наших дней», продемонстрировав невероятную гибкость по отношению к изменяющимся условиям внешней среды. В разные временные периоды функции комиссионок изменялись, что позволило на сегодняшний день говорить о трех, как минимум, подвидах комиссионной торговли.

— Первый подвид: комиссионная торговля ненужными вещами. Он получил широкое распространение в первой половине «брежневской эпохи», характеризующейся некоторым подъемом уровня жизни населения. Относительный рост доходов советских граждан в этот период времени позволил сформировать спрос на предметы личного пользования и домашнего обихода сверх базовых потребностей. Однако наметившаяся ограниченность предложения большинства потребительских товаров привела к тому, что этот спрос стал восполняться на вторичных рынках. [1]

Следует отметить, что на сегодняшний день мы можем наблюдать частичное возрождение данного подвида комиссионок. Ажиотажный спрос на бытовую технику и бытовые приборы, ставший следствием паники, вызванной резким колебанием валютных курсов в конце 2014 года, привел к скоплению на руках у населения большого количества товара, фактически ему ненужного, и «омертвившего» при этом значительную часть сбережений. Для реализации этого товара и стали появляться комиссионные магазины, торгующие ненужными вещами. Однако несколько изменился их формат: наряду с обычными магазинами развивается торговля через Интернет.

— Второй подвид: комиссионная торговля дефицитными товарами (1980-е годы). В этот период времени предложение большинства потребительских товаров резко сократилось и перешло в категорию «дефицита». Комиссионные магазины того периода стали чуть ли не единственным местом, где можно было приобрести «хоть что-то приличное». Развитие этого подвида произошло в начале 1990-х годов, когда через комиссионные магазины на российский рынок легально стали поступать вожделенные зарубежные товары - сигареты, алкоголь, шоколад, газированные напитки, одежда и обувь, косметика. [1]

— Третий подвид: комиссионная торговля элитными вещами. Развитие этого подвида мы можем наблюдать в настоящее время. Желание определенной категории населения обладать одеждой, обувью и аксессуарами известных брендов при сравнительно ограниченных доходах сформировало специфический потребительский сегмент -клиентов брендовых комиссионных магазинов. Их потребительский мотив - приобретение подлинных изделий, входящих в группу элитных товаров, пусть даже бывших в употреблении. [1] Данный сегмент при сравнительно небольшой емкости характеризуется высокой стабильностью по отношению к изменяющимся условиям внешней

среды. Так, он практически не реагирует на появление товаров-заменителей, в частности «реплик» брендовых изделий. Интернет пестрит статьями, содержащими рекомендации и советы, позволяющие «распознать подделку». Чаще всего это относится к наиболее востребованной на сегодняшний день продукции «Шанель» и «Лубутен». Но вернемся к основному объекту нашего исследования - блошиным рынкам. Итак, полупустые прилавки в 1980-е годы фактически открыли им «второе дыхание», так как дефицит был настолько глобален, что даже устранил конкуренцию с комиссионными магазинами - спрос в несколько раз превышал предложение. В этот период блошиные рынки, как правило, разворачивались стихийно возле крупных универмагов и служили местом перепродажи (по более высоким ценам, что характерно) предприимчивыми гражданами сначала дефицитных, а затем и самых обычных товаров, нехватка которых в быту советских людей ощущалась все очевиднее. Надо ли говорить, что и продавцы, и покупатели на таких рынках были постоянным объектом преследования правоохранительных органов.

В лихие девяностые, когда окончательно разоренную перестройкой страну наводнили относительно дешевые китайские товары, блошиные рынки, казалось, навсегда ушли в историю. Но это не так. Как и во всем мире, в России подобные рынки существуют, и по сей день поражая своей многоукладностью и колоритом. Рассмотрим это экономическое явление более подробно.

В современной экономике блошиные рынки выполняют следующие основные функции: экономическую, социальную и культурную.

Из основных экономических функций, характерных для рынка в классическом его понимании, блошиный рынок обеспечивает в большей степени реализацию посреднической и регулирующей функций. Это означает, что рынок способен не только обеспечить взаимодействие спроса и

предложения, но и привести их в равновесие в отношении отдельных категорий товаров.

Основная социальная функция блошиных рынков проявляется в возможности удовлетворения потребностей малоимущего населения в различных товарах личного пользования и домашнего обихода: одежде, обуви, посуде и т.п. Следует отметить, что действие социальной функции распространяется и на продавцов товаров на блошиных рынках, которые в большинстве своем также относятся к низкодоходным категориям. Рынки открывают им дополнительный источник дохода. Таким образом, можно сделать вывод, что социальная функция блошиных рынков заключается в повышении уровня жизни относительно бедных слоев населения.

Культурная функция блошиных рынков заключается, прежде всего, в обеспечении сохранности предметов старины, обладающих определенной исторической памятью и способствующих передаче не только бытовых, но и духовных традиций предшествующих поколений их потомкам. Лично во мне теплые и светлые воспоминания из детства всколыхнул увиденный на блошином развале диапроектор. Сразу представилось, что у нас дома на «вечерний сеанс» показа диафильмов, как и много лет назад, собралась большая компания друзей и знакомых.

Блошиные рынки винтажных и антикварных предметов в рамках культурной функции несут в себе не только сохранную, но и эстетическую подфункцию, способствуя формированию у людей чувства прекрасного.

Выявление специфических черт, присущих различным видам рынков с точки зрения их организации и функционирования, позволил составить классификацию блошиных рынков (таблица 1).

Виды блошиных рынков в России

Таблица 1.

Классификационный признак Виды рынков Характеристика рынков

1. Виды продаваемых товаров 1.1. Бытовые Продажа товаров бытового назначе: предметов личного пользования и домаш! обихода

1.2. Антикварные Продажа изделий, обладающих художествен ценностью, народных художествен промыслов, раритетных или винтажных вещ Примерами могут служить регуляр блошиные рынки на Тишинке и в Измайлове вернисаже, представляющие со художественные проекты

2. Принцип организаци 2.1. Организованные Рынки функционируют в специально отведен местах, их формат и режим работы согласов с местными органами власти. Например, ры «Левша» в Новоподрезково

2.2. Стихийные Рынки возникают стихийно, их работа никак регламентируется и в любой момент может б прекращена правоохранительными органами

3. Тип субъектов рынк< 3.1. Профессиональнь Продавцами и покупателями выступают л профессионально занимающи коллекционированием и/ или торго! антиквариатом и другими художественны ценностями

3.2. Любительские Продавцами и покупателями являю случайные лица - домохозяйства, желаю продать или приобрести соответствующий то

4. Формат 4.1. Реальные Рынки имеют конкретное географичес месторасположение

4.2. Виртуальные Рынки существуют как интернет-сайты. Яр примером может служить Ауко.

(***Составлено автором)

Исходя из представленной выше классификации, можно составить

типологию покупателей и продавцов блошиных рынков (таблица 2).

Таблица 2.

Типы покупателей и продавцов на блошиных рынках

Покупатели Товар Продавцы

Любители старины Антикварные и винтажные изде Антиквары и коллекционе (профессиональные продавцы)

Коллекционеры Раритетные и коллекционны изделия

Ностальгирую щие по советскому прошлому Изделия советского периода (проигрыватели, магнитофон! хрусталь и т.п.) Желающие избавиться о ненужных вещей (случайные продавцы)

Покупатели по интересам (желающие приобрести нужну вещь по более низким ценам, в ' числе в качестве сувенира) Предметы личного пользовани домашнего обихода

Бюджетный покупатель (малообеспеченные слои населе! Лица, попавшие в трудну жизненную ситуацию, вследствие чего распродающие личные ве (вынужденные продавцы

Гастарбайтеры (трудовые мигранты, беженцы вынужденные переселенцы, нуждающиеся в тех или веща только на время пребывания регионе)

(***Составлено автором)

Нетрудно предположить, что основные типы покупателей в этой таблице располагаются по принципу уменьшающейся цены. Так, на одном из региональных рынков, я сама была свидетелем того, гастарбайтер из Средней Азии не готов был заплатить за одежду даже 40 рублей.

Отдельно следует сказать о косвенных субъектах блошиных рынков. В частности, это поставщики товаров. Заметим, что продаваемые вещи не всегда являются личной собственностью людей, фактически торгующих на рынке. Часть вещей передается им «на реализацию» за определенный процент. Еще часть вещей выкупается ими по ликвидационной стоимости (цене лома) у современных крючочников. Как ни странно, крючочный промысел не утратил своей актуальности и в настоящее время. Конечно, капание в помойках - это уже метафора. Трудно представить, сколько в российской глубинке заброшенных домов, где на чердаках и в подвалах до сих пор хранятся старые вещи, которые могут еще обрести хозяев.

Не стоит забывать и о туристах, особенно иностранных, которые рассматривают блошиные рынки как своего рода аттракцию, и посещают их в основном с целью «погружения» в местную культуру, приобщения к ней «изнутри». Иногда и они приобретают отдельные товары в качестве сувениров. Ценообразование на «блошиные товары» происходит в основном исходя из их полезности. Цена определяется спросом на товар (особенно на бытовых рынках), так как издержки производства с учетом «срока давности» исчислить

не представляется возможным. В отдельных случаях нижняя граница цены может определяться комиссией посредника или суммой, которую продавец считает сопоставимой с прошлыми затратами на данный товар. Если ситуация, побудившая человека совершить продажу, не вынужденная, то он может и отложить сделку, если текущая цена не удовлетворяет его оживаниям. В данном случае даже может сработать психологический принцип: «Так не доставайся же ты никому».

В отношении антикварных товаров фактор времени всегда работает на увеличение цены. Поэтому, если продавец готов ждать более выгодной для него конъюнктуры рынка, сделка может откладываться десятилетиями.

Цены на раритетные товары, к которым относятся марки, монеты, редкие книги и автомобили, зависят, в основном, от степени их редкости и выпущенного количества.

Помимо рассмотренного нами классического подхода к пониманию специфики блошиных рынков, существует также альтернативный подход, который позволяет раскрыть их сущность с позиции сравнительно новой для нашего сознания экономики впечатлений. [2]

В самом общем виде теория экономики впечатлений означает, что в ближайшем будущем общественное развитие, согласно закону диалектики, совершит новый качественный скачок и перейдет от «информационного общества» к «обществу мечты», в основе которого лежит удовлетворение духовных потребностей, определенных А. Маслоу как самоактуализация и самосовершенствование. [1]

Любая потребность, в том числе и духовная, облаченная в форму товара, будет приводить к возникновению рынков, на которых возможна их купля-продажа. В рамках экономики впечатлений товаром может являться собственно впечатление, иллюзия или эмоция. При этом формируются принципиально новые рынки: рынок убеждений, рынок приключений, рынок душевного покоя и т.п. [1]

Есть ли в этой новой теории место блошиным рынкам? Есть, и очень существенное.

Во-первых, само по себе посещение такого рынка - очень сильное впечатление. Например, для человека «советского периода» она может быть навеяно воспоминаниями прошлого; для представителя молодого поколения -погружением в другую эпоху; а для иностранного туриста - что-то сродни реалити-шоу.

Во-вторых, для определенной категории потребителей, в основном малообеспеченной, невысокие цены блошиного рынка, соизмеримые с их доходом, создают иллюзию социально-экономической стабильности, дают возможность почувствовать себя полноценным участником рыночных отношений, обеспечивают душевное равновесие. Исследования в области психологии позволили сделать вывод о том, что осознание невозможности приобретения определенных товаров и услуг способно ввергнуть человека в глубочайшую депрессию, вызвать кризис личности и даже привести к самоубийству. Антикварный, а в отдельных случаях и бытовой, блошиный рынок воплощает собой «среду обитания» любого коллекционера. С позиции экономики впечатлений - это рынок увлечений. Характерной чертой этого рынка может стать установление цен на товары посредством аукциона, то есть в большей степени исходя не из экономической целесообразности, а из фактической возможности и неограниченного желания обладания.

И, в-третьих, можно добавить, что блошиный рынок - это рынок убеждений. Убеждений в том, «жизненный цикл» отдельных предметов равен бесконечности и может быть ограничен только их абсолютным физическим износом или уничтожением. Таким образом, потребительская ценность продукта определяется не только его экономической, но и духовной потребностью. Проиллюстрировать этот вывод я хочу фразой из разговора двух женщин, услышанного мной в электричке: «Я продаю старые вещи не

потому, что они мне не нужны, а потому что они нужны другим. Иначе я бы их просто выкидывала».

И в заключение необходимо сказать несколько слов об участии государства в развитии блошиных рынков. Из материалов данной статьи следует, что блошиный рынок - это миниатюрный, но абсолютный рынок. А, следовательно, регулируется «невидимой рукой», то есть подчиняется законам спроса и предложения. Государственное регулирование такого рынка в общепринятом смысле практически невозможно. Например, отдельные рынки, обладающие большим культурным потенциалом, как выставка-ярмарка на Тишинке, способны развиваться как самостоятельные коммерческие проекты. Но региональные блошиные рынки бытовой направленности, учитывая их социально-экономическое значение для малообеспеченного населения, очень нуждаются в государственной поддержке. В чем эта поддержка может заключаться? В выделении торговых территорий и безвозмездном предоставлении на них торговых мест, использовании при проведении различных культурных мероприятий, позиционировании в качестве туристской аттракции, организации дополнительной рекламы. И, наконец, если блошиные рынки пусть рудиментом, но сохранились до наших дней, значит, это действительно кому-нибудь нужно...

Вместо послесловия

А винтажную сумку я себе тоже купила, на блошином рынке в г.

Туле, всего за 50 рублей. В ее внутреннем кармане я обнаружила внушительную пачку двадцатипятирублевых купюр советского периода, сиренево-серого цвета, с Лениным...

Литература

1. Джанджугазова Е.А. Управление продажами старых вещей: от комиссионок до интернета. // Управление продажами. 2015. № 1. С. 4248.

2. Беквит Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 272 с. -http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2015/03/Экономика-

впечат..pdf (дата обращения: 01.11.2016 - 12.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.