Научная статья на тему 'Блокчейн-технологии как инструмент повышения качества государственного управления'

Блокчейн-технологии как инструмент повышения качества государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
27
Поделиться
Ключевые слова
БЛОКЧЕЙН-ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзина И.А.

Данная статья посвящена анализу применения блокчейн-технологии в сфере государственного управления и влиянию данной технологии на государственный сектор

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мурзина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Блокчейн-технологии как инструмент повышения качества государственного управления»

УДК 316.33; 351 Мурзина И.А.

ФГБОУ ВО «Пензенский Государственный университет», Пенза, Россия

БЛОКЧЕЙН-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Данная статья посвящена анализу применения блокчейн-технологии в сфере государственного управления и влиянию данной технологии на государственный сектор Ключевые слова:

БЛОКЧЕЙН-ТЕХНОЛОГИИ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА, ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

для подтверждения транзакций), неизменность (текущее состояние блокчейна зависит от предшествующих транзакций), прозрачность (за счет публичного и распределенного хранения).

В ряде стран технологии блокчейн уже активно внедряются в сферах недвижимости, интеллектуальной собственности, социального обеспечения, здравоохранения и в пенсионной системе. Имеются блокчейн-решения для проведения различных закупочных процедур, голосования, ряда нотариальных услуг. Весьма показателен опыт Эстонии в данной сфере. Проект единой государственной электронной системы стал успешным благодаря особой инфраструктуре: вместо единственной центральной системы, была создана децентрализованная открытая система, которая соединяет между собой различные сервисы и базы данных. Благодаря такой структуре системы, встраивание в нее новых сервисов и приложений стало крайне простым, а перевод их на основу блокчейн проходит с меньшими издержками и трениями, чем при централизованной работе государства. Ключевые результаты всей системы были следующими: в 2016 году 94% граждан имеют электронное удостоверение, позволяющее пользоваться системой; 2% ВВП страны сэкономлено на безбумажной работе государства; более 4000 сервисов предоставляются электронно; Эстония - страна №1 в мире по собираемости налогов и по индексу электронной экономики [1].

В нашей стране можно привести пример совместного пилотного проекта Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Сбербанка, предполагающий организацию документооборота на основе блокчейн-технологий. Кроме Сбербанка и ФАС в проекте принимают участие российские компании, активно внедряющие инновационные решения: Аэрофлот, Русский уголь, ФортеИнвест. Проект получил название «Digital Ecosystem». При этом следует отметить, что для России весь потенциал использования технологии в государственном управлении только открывается [10-14]. И главная задача государства заключается в разработке четкой концепции того, как технология распределенных реестров может улучшить деловые процессы государственных органов и каким образом она может быть использована для оказания услуг гражданам. Государство должно выступить в роли продвинутого заказчика, внедряющего эту технологию. Однако существует ряд моментов, связанных с вопросами безопасности и технического обеспечения, которые сдерживают внедрение данной технологии в сферу государственного управления и в повседневную жизнь граждан [15-17]. Для того, чтобы реализовать задуманное, придется не только совершенствовать законодательство, но и повышать прозрачность и скорость взаимодействия между госорганами, ведомствами, общественными организациями.

В целом внедрение в государственный сектор решений, основанных на технологии блокчейн, приведет к повышению эффективности государственного управления, уменьшению стоимости транзакций; сделает взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым, комфортным и эффективным. Так как результат всякой административной процедуры на практике сводится к внесению записи в тот или иной регистр, отражающий гражданское состояние, права собственности, состояние здоровья и т.д., то блокчейн видится одновременно уникальной и универсальной технологией, позволяющей оптимизировать или даже автоматизировать практически любую административную процедуру и повысить эффективность и прозрачность

Давно признано, что государственное управление отличается от других видов деятельности особой динамичностью и использованием гибких средств воздействия на меняющиеся ситуации. И это открывает поле для маневров и оперативных решений и действий. Формирование эффективной системы государственного управления в стране - это сложная совокупность политических, организационных, информационных и других процессов, протекающих не только в органах государственной власти и управления, но и в обществе в целом.

В связи с этим субъекты государственного управления вынуждены пересматривать привычные и традиционные методы управления с целью эффективного функционирования государственной сферы [15]. И здесь особую актуальность приобретает использование различных информационных технологий, что находит своё применение и в условиях формирования и развития «электронного правительства», оказания государственных (муниципальных) услуг в электронной форме [6-11]. Одной из таких технологий является блокчейн.

«Блокчейн» (дословно - «цепь блоков») - это технология, предложенная в 2008 году, как считается, неизвестным ученым под псевдонимом Са-тоши Накамото для проведения транзакций с электронной валютой «биткойн» [7].

Первоначальное появление технологии блокчейн в качестве инструмента для проведения транзакций с электронной валютой «биткоин» в настоящий момент получило развитие как обособленная технология, которая может использоваться за рамками криптовалют. В России она получила название технологии распределенного реестра (англ.: Distributed ledger technology - DLT) [6].

В книге «Блокчейн. Схема новой экономики», исследователь и основатель института блокчейн-исследований, Мелани Свон, выделяет три условные области применения данной технологии:

- Blockchain 1.0 - это валюта (криптовалюты применяются в различных приложениях, имеющих отношение к финансовым транзакциям, например, системы переводов и цифровых платежей);

- Blockchain 2.0 - это контракты (приложения в области экономики, рынков и финансов, работающие с различными типами инструментов - акциями, облигациями, фьючерсами, закладными, правовыми титулами, активами и контрактами);

- Blockchain 3.0 - приложения, область которых выходит за рамки финансовых транзакций и рынков (распространяются на сферы государственного управления, здравоохранения, науки, образования и др.) [6].

К наиболее преимущественным характеристикам технологии блокчейн можно отнести:

- автономность (не существует никакой организации, центра или агентства, которые её администрируют);

- постоянство режима работы (исключение лишь составляет отключение электричества и интернета);

- безопасность (кодирование, которое используется для блокчейнов, открыто для доработки (open-sou^e);

- открытость для разработки продуктов (программ, сервисов) на основе данной технологии (отсутствие охраны авторского права);

- децентрализованность (ориентация на консенсус и баланс в интересах общества).

Важными сильными сторонами потенциального использования блокчейн непосредственно в государственной сфере являются защищенность (шифрование

электронного правительства, улучшить качество и доступность оказания государственных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов В.И., Смирнов И.И. Особенности применения технологии блокчейн в государственном управлении // Синергия наук. - 2018. - № 22. - С. 95-100.

2. Воробьев, В. П. Институциональные аспекты развития публичных услуг в современном российском обществе / В. П. Воробьев, И. А. Мурзина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 2. - С. 114-119.

3. Гришко А. К. Анализ применения методов и положений теории статистических решений и теории векторного синтеза для задач структурно-параметрической оптимизации / А. К. Гришко // Надежность и качество сложных систем. - 2016. - № 4 (16). - С. 26-34. DOI: 10.21685/2307-4205-2016-4-4.

4. Mikheev M., Zhashkova Т., Shcherban A., Grishko A., Rybakov I. Generalized structural models of complex distributed objects. 2016 IEEE East-West Design & Test Symposium (EWDTS). Yerevan, Armenia, October 14-17, 2016. pp. 1-4. DOI: 10.1109/EWDTS.2016.7807742.

5. Гришко А. К. Логико-математические принципы мультиагентного управления интеллектуальными мобильными объектами и системами в динамической среде / А. К. Гришко, А. В. Лысенко, И. И. Кочегаров // Надежность и качество сложных систем. - 2017. - № 4 (20). - С. 35-41. DOI: 10.21685/2307-42052017-4-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Клечиков А.В., Пряников М.М., Чугунов А.В. Блокчейн-технологии и их использование в государственной сфере // International Journal of Open Information Technologies.-2017.- №12.- С. 123-129

7. Манифест Сатоши Накамото «Bitcoin: APeer-to-PeerElectronicCashSystem» Режим доступа: http://www.bitcoin.org/ bitcoin.pdf;

8. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации: монография / С.И. Неделько, А.В. Осташков, С.В. Матюкин, В.Н. Ретинская, И.А. Мурзина, И.Г. Кревский, А.В. Луканин, О.С. Кошевой. Под общ. ред. В.В. Маркина, А.В. Осташкова. - М.: Экслибрис - Пресс, 2008. - 392 с.

9. Мурзина, И. А. Особенности институционализации публичных услуг в современном российском обществе / И. А. Мурзина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014.

- № 2 (10). - С. 267-270.

10. Мурзина, И. А. Совершенствование института публичных услуг как фактор становления гражданского общества / И. А. Мурзина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2010. - Т. 10. - № 2. - С. 35-37.

11. Мурзина, И.А. Качество государственных и муниципальных услуг и механизмы его совершенство-вания//Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2017. - Т. 2. - С. 361-362.

12. Гришко А. К. Выбор оптимальной стратегии управления надежностью и риском на этапах жизненного цикла сложной системы / А. К. Гришко // Надежность и качество сложных систем. - 2017. - № 2 (18).

- С. 26-31. DOI: 10.21685/2307-4205-2017-2-4.

13. Grishko A., Goryachev N., Kochegarov I., Brostilov S., Yurkov N. Management of Structural Components Complex Systems on the Basis of Adaptive Model. 2016 13th International Conference on Modern Problems of Radio Engineering, Telecommunications, and Computer Science (TCSET). Lviv-Slavsko, Ukraine, February 23-26, 2016. pp. 214-218 DOI: 10.1109/TCSET.2016.7452017.

14. Grishko A., Danilova E., Rybakov I., Lapshin E., Goryachev N. Multicriteria Selection of the Optimal Variant of a Complex System Based on the Interval Analysis of Fuzzy Input Data. 2018 Moscow Workshop on Electronic and Networking Technologies (MWENT), Moscow, Russia, 14-16 March 2018. pp. 1-7. DOI: 10.110 9/MWENT.2 018.8337 237.

15. Ostreikovsky V. A., Shevchenko Ye. N., Yurkov N. K., Kochegarov I. I., Grishko A. K. Time Factor in the Theory of Anthropogenic Risk Prediction in Complex Dynamic Systems. Journal of Physics: Conference Series, Volume 94 4, Number 1, 2018, pp. 1-10. DOI:10.1088/1742-6596/944/1/012085.

16. Гришко А. К. Синтез тестовых образов для оценки стойкости нейросетевых преобразователей в системах биометрической идентификации / А. К. Гришко, В. С. Лукин, Н. К. Юрков // Надежность и качество сложных систем. - 2017. - № 2 (18). - С. 32-40. DOI: 10.21685/2307-4205-2017-2-5.

17. Grishko A., Yurkov N., Goryachev N. Reliability Analysis of Complex Systems Based on the Probability Dynamics of Subsystem Failures and Deviation of Parameters. 2017 14th International Conference The Experience of Designing and Application of CAD Systems in Microelectronics (CADSM). Polyana, Svalyava, (Zakarpattya), Ukraine, February 21 -25, 2017, pp. 179-182 DOI: 10.110 9/CADSM.2017.7916109.

UDK: 339.37:658.7 005.96

Милетич1 Л., Ничич2 M, Буха1 В., Трбович1 J.,

Факультет менеджмента проектами и инновациями, Белград, Сербия

2Высшая школа профессиональных изучений, Нови-Сад, Сербия

ЭФФЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ИТ И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПОЧКАМИ ПОСТАВОК - ПРИМЕР ИССЛЕДОВАНИЯ В СЕРБИИ

В сегодняшней конкурентной среде ключевым фактором выживания и развития предприятия становится разумное и эффективное использование ресурсов и современных информационных и коммуникационных технологий. Глобальный аспект бизнеса приводит к увеличению интереса глобальных компаний к эффективному управлению цепочками поставок и поиску новых современных решений, которые одинаково приемлемы как для поставщика, так и для пользователей. Ключевую роль в этом играют новые информационные и коммуникационные технологии, поскольку они позволили эффективно управлять всеми подразделениями в цепочке поставок в дополнение к новому способу связи на основе их взаимосвязи, сотрудничества и более эффективного выполнения своих задач. В настоящем документе представлено всестороннее исследование для выявления критических критических факторов и основных преимуществ внедрения систем планирования ресурсов (СПР) в управлении цепочками поставок (УЦП) с использованием ответов от конкретных отобранных компаний на сербском

Ключевые слова:

УПРАВЛЕНИИ ЦЕПОЧКАМИ ПОСТАВОК, ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ЭФФЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ СПР И

УЦП

1. Introductory considerations time-related obstacles and meet their customers'

Although the concept of Supply Chain Manage- requirements and demands for good quality. Man-ment - SCM is several decades old, its routs aging the supply chain requires to coordinate dated back to the time of the struggle of pro- different participants such as manufacturers, ducers and distributers to fight spatial and suppliers, distributers, transporters and