Научная статья на тему 'Блокчейн, криптовалюта, NFT, Web3.0 и SMART-контракт как технологии развития и масштабирования метавселенных'

Блокчейн, криптовалюта, NFT, Web3.0 и SMART-контракт как технологии развития и масштабирования метавселенных Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
метавселенная / технология распределенного реестра / DLT / блокчейн / токен-криптовалюта / NFT / Web 3.0 / Smart-контракт / Cosmos / виртуальная реальность / VR / дополненная реальность / AR / расширенная реальность / XR / смешанная реальность / MR / цифровые технологии / metaverse / distributed ledger technology / DLT / blockchain / cryptocurrency token / NFT / Web 3.0 / Smart contract / Cosmos / virtual reality / VR / augmented reality / AR / extended reality / XR / mixed reality / MR / digital technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальсагова Радима Гапуровна, Дугаев Михаил Витальевич, Ефремова Светлана Александровна

Предмет. В статье рассмотрены современные технологии, используемые для развития и масштабирования метавселенных, история их появления, эволюции и имплементации в метавселенную. Цели. Целью исследования является выявление преимуществ и специфики функционирования технологий развития и масштабирования метавселенной. Результаты. В статье рассмотрено понятие метавселенной, ее технологическая структура и сущность, типы метавселенных в разрезе принципов визуализации. Также представлены современные цифровые технологии, используемые для развития и масштабирования метавселенных, в частности, блокчейн, токен-криптовалюта, технология Non-fungible token (NFT), технология Web 3.0, Smart-контракт и др. Рассмотрены их преимущества и перспективы. Выводы. Проведенное исследование современных цифровых технологий, используемых для развития и масштабирования метавселенных, позволило выявить их преимущества в отношении последних. Авторы приходят к выводу, что такие технологии, как блокчейн, токенкриптовалюта, технология Non-fungible token (NFT), технология Web 3.0 и Smart-контракт – хоть и не являются неотъемлемыми составляющими метавселенной, однако, определяют ее рентабельность, перспективы развития и возможности масштабирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blockchain, cryptocurrency, NFT, Web3.0 and SMART contract as technologies for developing and scaling metaverses

Item. The article discusses modern technologies used for the development and scaling of metaverses, the history of their appearance, evolution and implementation in the metaverse. Goals. The purpose of the study is to identify the advantages and specifics of the functioning of technologies for developing and scaling the metaverse. Results. The article discusses the concept of a metaverse, its technological structure and essence, types of metaverses in the context of visualization principles. Modern digital technologies used for the development and scaling of metaverses are also presented, in particular, blockchain, token-cryptocurrency, Non-fungible token (NFT) technology, Web 3.0 technology, Smart contract, etc. Their advantages and prospects are considered. Conclusions. The study of modern digital technologies used for the development and scaling of metaverses made it possible to identify their advantages in relation to the latter. The authors come to the conclusion that technologies such as blockchain, cryptocurrency token, Non-fungible token (NFT) technology, Web 3.0 technology and Smart contract although not integral components of the metaverse, however, determine its profitability, development prospects and scaling capabilities.

Текст научной работы на тему «Блокчейн, криптовалюта, NFT, Web3.0 и SMART-контракт как технологии развития и масштабирования метавселенных»

Блокчейн, криптовалюта, NFT, Web3.0 и SMART-контракт как технологии развития и масштабирования метавселенных

Мальсагова Радима Гапуровна

кандидат экономических наук, Институт цифровых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, RGMalsagova@fa.ru

Дугаев Михаил Витальевич

Институт цифровых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, MVDugaev@fa.ru

Ефремова Светлана Александровна

кандидат педагогических наук, Институт цифровых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, SAEfremova@fa.ru

Предмет. В статье рассмотрены современные технологии, используемые для развития и масштабирования метавселенных, история их появления, эволюции и имплементации в метавселенную. Цели. Целью исследования является выявление преимуществ и специфики функционирования технологий развития и масштабирования метавселенной.

Результаты. В статье рассмотрено понятие метавселенной, ее технологическая структура и сущность, типы метавселенных в разрезе принципов визуализации. Также представлены современные цифровые технологии, используемые для развития и масштабирования метавселенных, в частности, блокчейн, токен-криптовалюта, технология Non-fungible token (NFT), технология Web 3.0, Smart-контракт и др. Рассмотрены их преимущества и перспективы.

Выводы. Проведенное исследование современных цифровых технологий, используемых для развития и масштабирования метавселен-ных, позволило выявить их преимущества в отношении последних. Авторы приходят к выводу, что такие технологии, как блокчейн, токен-криптовалюта, технология Non-fungible token (NFT), технология Web 3.0 и Smart-контракт - хоть и не являются неотъемлемыми составляющими метавселенной, однако, определяют ее рентабельность, перспективы развития и возможности масштабирования. Ключевые слова: метавселенная, технология распределенного реестра, DLT, блокчейн, токен-криптовалюта, NFT, Web 3.0, Smart-кон-тракт, Cosmos, виртуальная реальность, VR, дополненная реальность, AR, расширенная реальность, XR, смешанная реальность, MR, цифровые технологии

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуни-верситета.

Введение

Улучшенный доступ к метавселенной проложил путь к новым захватывающим возможностям, но ее популярность и распространение вызваны большей частью маркетинговой популяризацией, зачастую не отражающей ее реальных ценностей, а являющейся лишь наживкой для получения дополнительного и нередко безосновательного дохода. Однако, современный потребитель достаточно квалифицирован, чтобы быстро распознать подвох и заразиться скептицизмом, что побудило многих сделать шаг назад и понять реальную ценность метавселенной. Если судить по интенсивности и оптимистичности публикаций на тему метавселенной, то можно заметить, по меньшей мере эмпирически, что ажиотаж вокруг нее в этом году снизился. Более того, падение внимания к рынку различных криптовалют и невзаимозаменямых токенов вызвало не только значительное снижение их рыночной стоимости, но и многочисленные скептические публикации в СМИ, в том числе предвещающие «кончину» метавселенной. В то же время, проекты с колоссальными инвестициями в метавселен-ные, в том числе государственные, нигде не остановлены и продолжают развиваться.

Такая ситуация сложилась не из-за завышенной изначально оценки метавселенной, а из-за присутствия на рынке различных групп разработчиков, производителей и потребителей с разными целями или скорее с разными способами достижения этих целей. Разнообразие и количество этих групп в настоящее время достигло своей «критической массы», которое и вызвало вышеописанный процесс «спуска излишнего давления». Таким образом, авторам хотелось бы в настоящем исследовании выделить основные составляющие метавселенной, которые и являются основой для формирования этих групп.

Метавселенная = игра?

Для рассмотрения концепции метавселенной, прежде всего следует понимать, что данное понятие является всего лишь новым словом (если не использовать прилагательное «модным», несущее иногда ироничные коннотации), которое не определено точно и ясно в научных кругах и соответственно не является научным понятием, а лишь вариантом описания некого пространства, отличного от реального, выдуманного писателем. В широкий речевой обиход его ввел Марк Цукер-берг, когда переименовал компанию Facebook в Meta (Организация, деятельность которой запрещена на территории РФ) как сокращение от Metaverse.

По определению Google, одно из значений слова verse определяется как область деятельности или интересов, или часть общества, отличающаяся определенной характеристикой. Словарь Merriam-Webster дает несколько значений для слова Metaverse, основное из которых определяется как «постоянная виртуальная среда, обеспечивающая доступ к нескольким отдельным виртуальным реальностям и взаимодействие с ними» [1]. Виртуальная реальность в том же словаре определяется как «искусственная среда, которая воспринимается с помощью сенсорных стимулов (таких, как изображения и звуки), и в которой действия человека частично определяют то, что происходит в окружающей среде» [2]. Данные определения авторы приводят не из лингвистического любопытства, а для приблизительного понимания мотивов М.Цукерберга,

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

СО CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

осуществившего вышеупомянутый ребрендинг, а именно смещение фокуса своего развития на следующий цифровой рубеж с выходом за пределы централизованно контролируемой социальной платформы.

Впоследствии Microsoft удивила мир, объявив о своем намерении приобрести крупнейшего в США разработчика игр Activision Blizzard за 68,7 млрд долларов, что, несмотря на несколько претензий со стороны Федеральной торговой комиссии (FTC, аналога антимонопольного комитета), сделает Microsoft третьей по величине игровой компанией (после Tencent и Sony), поскольку она добавляет к своим предложениям такие блокбастеры, как Call of Duty, World of Warcraft и Overwatch, и получает более 30 игровых студий (по сравнению с 17 у Sony). И это приобретение - не столько инвестиция в игры, сколько инвестиция в метавселенную, поскольку именно геймеры являются основополагающим элементом этого будущего мира, и их виртуальная вселенная, вероятно, станет основой для метавселенной. Безусловно, платформы для игры большого количества игроков одновременно в одном виртуальном пространстве были созданы гораздо раньше. Достаточно упомянуть EverQuest (1999), Eve Online (2003) и World of Warcraft (2005), хотя подобная платформа была создана еще в 1991 году американской компанией Epic Games для своей первой игры ZZT. Затем в 1993 году появилась игра Doom, Ubisoft в 1996 году, и так далее, см. ниже на рис. 1

Рисунок 1 - Развитие многопользовательских видеоигр. Источник: Mission explortoire sur les métavers. Adrien Basdevant Camille François Rémi Ronfard [3].

Визуализация «реальности» в играх, как их ключевая характеристика, развивалась стремительно от виртуальной реальности (VR) до дополненной (AR) и от смешанной (зеркальной) (MR) до расширенной (XR). Здесь следует отметить, что последние уже сегодня успешно применяются далеко не только в играх, а во вполне серьезных практических операциях, например, для ремонта автомобилей, когда на реальный объект налагается виртуальный трехмерный чертеж сложной сборной детали в разобранном виде или иначе «взрывной» чертеж, примерно как показано на рис. 2.

И это только один наглядный пример возможностей современной визуализации. Можно себе представить множество других применений данных технологий, которые продолжают стремительно развиваться.

Типы метавселенных в разрезе принципов визуализации

В таблице приведена классификация метавселенных, основанная на принципах представления изображений. То есть классификация не по принципу взаимодействия субъектов в сети, а по принципу визуализации этого взаимодействия, которая, по мнению авторов, тоже входит в понятие метавселен-ная [5].

Таблица 1

Классификация метавселенных по принципу представления изображений.

Дополненная ре- Лайфлоггинг Зеркальный Виртуальная ре-

альность (Lifelogging) мир альность

(Augmented (Mirror world) (Virtual reality)

reality)

Определе- Технология, поз- Технология авто- Представле- Компьютерная си-

ние воляющая до- матического фик- ние реаль- муляция про-

полнять окружа- сирования повсе- ного мира в странства, в кото-

ющий физиче- дневной жизни цифровой рое, через воздей-

ский мир цифро- человека с ис- форме с ствие на рецеп-

выми объектами. пользованием географиче- торы (зрение,

AR уже доста- портативных ком- ски точным слух, обоняние,

точно давно ис- пактных (носи- отображе- тактильные ощу-

пользуется в мых) технических нием струк- щения), погружа-

производстве устройств и си- туры реаль- ется пользова-

фильмов и на те- стем. ного мира. тель. Проводни-

левидении - так Зеркальные ком пользователя

называемая миры пред- в виртуальную ре-

«компьютерная лагают ути- альность высту-

графика» явля- литарную пают устройства

ется одним из программ- 3D-визуализации,

вариантов созда- ную модель наиболее распро-

ния дополненной реальной страненным из ко-

реальности. среды обитания человека и ее функционирования. Это очень похоже на концепцию цифрового двойника. торых является специальный шлем.

Действую- Pokemon Go, Facebook, Google Second Life,

щие про- Snapchat, Элек- Instagram, Apple Earth, Minecraft, Roblox,

екты тронные учеб- Watch, Samsung Google Zepeto,

ники, Эндоскопы, Health, Nike Plus Maps, Naver Decentraland

Смарт-шлемы Maps, Airbnb

для военных

летчиков

Рисунок 2 - Диагностика неисправности в режиме расширенной реальности.

Источник: Огорошков. Обзоры техники и высоких технологий: телефоны, планшеты, компьютеры и гаджеты [4].

Источник: Educational applications of metaverse: possibilities and limitations. Bokyung Kye, Nara Han, Eunji Kim, Yeonjeong Park, Soyoung Jo, Honam University, Gwangju, Korea, 2021 [5].

Приведенные в таблице примеры далеко не исчерпывают весь список действующих проектов, однако позволяют понять, как и где приведенные технологии могут применяться. Представляется, что отличия приведенных в таблице технологий лежат в технической области по способу исполнения. Тем не менее, авторы их определяют как основу метавселенных различных типов. К примеру, как определяет «зеркальный мир» сайт kanobu.ru - один из крупных поставщиков игр в РФ на криптовалюте: «Mirror World - это экосистема автономных игровых миров, населенных интеллектуальными NFT, работающих на движке Matrix Core и связанных между собой токеном Mirror World Matrix для ускорения разработки игр Web3. Каждый из этих цифровых миров состоит из четырех основных элементов: мировоззрение (игровые миры), коренные жители цифрового мира (AI NFT), создатель и участники цифрового

мира (Сообщество и DAO) и управление и экономика (блокчейн).». [6].

Вопросы определений и классификаций в настоящем исследовании не являются существенными, авторы более склонны понимать метавселенную как пространство, включающее все вышеприведенные элементы и, что еще важнее, принципы взаимодействия «жителей» этого пространства между собой и с органами управления и регулирования, например, правительственным. При этом, возможности и удобство такого взаимодействия представляются вторичными факторами, принципиально ничего не меняющими.

Токен-криптовалюта vs токен-NFT

Возвращаясь к эволюции игровых метавселенных, необходимо отметить следующее. Поскольку во всех играх необходимы стимулы для поддержания интереса пользователей, на первоначальном этапе для этих целей использовалась иерархия уровней игры, затем появился выбор инструментов, с помощью которых можно было быстрее и эффективнее продвигаться вверх по этим уровням. В связи с этим возникла игровая валюта. В каждой игре создавалась своя уникальная валюта, то есть неконвертируемая в валюту из других игр. Для удобства все виды игровых валют можно объединить общим названием «токены». Токены использовались для приобретения дополнительного игрового оборудования и других активов в конкретной игре. Поскольку многопользовательские игры онлайн привлекли внимание действительно многих пользователей, а именно десятки миллионов, одновременно играющих в одном виртуальном пространстве, разработчики стремительно расширяли выбор инструментов, оборудования и дизайна для предоставления пользователям возможности создавать свой собственный уникальный цифровой продукт, например, ава-тар. Как следствие, возникла необходимость закрепления за каждым пользователем подобие права собственности на уникальный цифровой продукт. Так появился невзаимозаменяемый или уникальный токен NFT (non-fungible token), который явился продолжением развития взаимозаменямых криптографических токенов.

Уникальность токена оказалась ключевой идеей для дальнейшего развития игровой валюты, и в 2013-2014 годах на ней сфокусировались все основные разработчики, что привело к созданию NFT на базе блокчейна Bitcoin. Одними из первых таких протоколов были Colored Coins и Counterparty [7]. Протоколы смарт-контрактов с NFT на блокчейне Ethereum были разработаны уже в 2017 году. В этой связи следует различать токены как криптовалюту и как NFT. Последний не относится к категории криптовалют. Он не является токеном в понимании монеты и денег вообще. Он представляет собой файл данных с уникальным ключом, который позволяет его безопасно передавать через механизм, применяемый в криптовалютах.

Свидетельство в форме NFT не обладает всеми свойствами артефакта, на которое распространяется авторское право, согласно традиционному законодательству. Объект NFT не запрещается копировать и распространять, но он везде и всегда сохраняет маркер на оригинального владельца. Кроме того, для одного цифрового объекта может быть создано несколько разных токенов. При этом, роль маркера, обозначающего текущего владельца объекта NFT, он может выполнять только в том случае, если контрагенты договариваются о формировании объекта исключительно реальным владельцем и дальнейшая передача NFT происходит только в связи с передачей соответствующих прав на исходный цифровой объект [7].

Токен представляет собой запись в блокчейне. В открытом блокчейне все записи равны и взаимозаменяемы, то есть токены идентичны: один токен можно заменить другим таким же

токеном. Non Fungible Token (NFT) работает по другому алгоритму. Каждый невзаимозаменяемый токен является уникальным: его невозможно подделать, изменить или заменить, и он неделим. Такой алгоритм идеально подходит для того, чтобы закрепить свои права на какой-либо уникальный объект, будь то произведение искусства в единственном экземпляре, предмет в компьютерной игре или даже недвижимость. По данным аналитического сервиса Nonfungible [8], с момента создания технологии NFT на основе смарт-контрактов Ethereum (2017 г.) было продано 5,35 млн NFT токенов [7].

Невзаимозаменяемый токен (NFT) получил широкое распространение сверх ожиданий. За февраль 2021 года оборот NFT составил $340 млн, то есть больше оборота за весь 2020 год. Стали даже создаваться произведения искусства в форме NFT, как, например, это сделала рок-группа Kings of Leon, объявив, что трансформирует в NFT свой студийный альбом «When You See Yourself» [9]. Первое произведение искусства, которое было трансформировано в форму NFT-токена - это работа художника Бэнкси «Morons (White)». Картина была преобразована в токен и публично сожженна. После этого токен купила блокчейн-компания Injective Protocol у галереи Taglialatella Gallery в Нью-Йорке за $95 тыс. [10]. После сожжения принта она создала невзаимозаменямый токен, привязанный к «цифровому образу предмета искусства». По заявлению представителя Injective Protocol Мирза Уддин, это первый известный случай превращения физически существующего произведения искусства в виртуальный актив. Созданный токен планируют продать на аукционе за криптовалюту [7].

В настоящий момент NFT можно считать лишь первоначальным прототипом нового типа цифровых активов, закрепляющих права собственности, но потенциал его огромен. Также следует отметить, что программный код этого токена самостоятелен и независим от других программных приложений, то есть может функционировать в любой программной среде, но пока только технология блокчейн может обеспечить его максимальную безопасность и ликвидность.

Технология «Smart contract»

Следует подробнее остановится и на смарт-контракте (smart contract - умный контракт), который по праву представляется перспективным. По существу, смарт-контракт представляет из себя традиционный договор, который имеет не только текстовый вариант, но и форму программного кода. Текст смарт-контракта подписывается сторонами сделки и запускается на доверенной платформе для дальнейшего исполнения. Смарт-контракт контролирует условия договора и, при выполнении этих условий, исполняет обязательства договора [11].

Все операции со смарт-контрактом, касающиеся условий и обязательств, выполняются автоматически, на конкретной платформе, например, на одной из платформ криптовалют. Примечательно, что первой страной, признавшей юридическую силу смарт-контрактов на государственном уровне, стала Белоруссия [11].

Автором самого термина «смарт-контракт» является широко известный в узких кругах американский ученый и специалист по информатике Ник Сабо. В 1994 году он опубликовал саму идею [12]. Реальный прототип был создан в 1996 году. Основная идея этих контрактов состоит в том, что выполнение рутинных операций - проверка на предмет орфографии, и в целом грамматики, отсутствия двузначности, соответствия юридическим нормам действующего законодательства и т.д. -должны выполняться автоматически. Что, в свою очередь, освобождает от необходимости «держать» оплачиваемых сотрудников, работу которых выполнит любая программа быстрее, лучше и условно бесплатно. Уже в 1996 году Ник Сабо

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

fO

es о es

о ш m

X

3

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m О X X

предвидел создание существующих сейчас цифровых торговых площадок, обеспечивающих автоматическое выполнение вышеупомянутых операций, защищенных криптографически, то есть лишенных риска быть нелегитимно измененными или ошибочно сформулированными, когда все транзакции и даже бизнес-процессы выполняются без посредников, доверие к которым всегда под сомнением в той или иной степени, пусть и небольшой [12].

В качестве простейшего примера Сабо приводил «торговый автомат» с контрактом на предъявителя, представляющего собой своего рода публичную оферту без участия продавца: любой может участвовать в обмене с продавцом, имея монеты, продавец только загружает товар и настраивает автомат, больше от него ничего не требуется, и, самое главное, он никак не может в процессе покупки изменить условия договора, что полностью безопасно для покупателя и надежно для продавца, потому что товар не будет доступен покупателю до получения денег. Смарт-контракт так же выполняет вышеописанные действия (например, передает товар, отправляет и получает деньги и предоставляет информацию о выполненных операциях). Уже к 1997 году был разработан ряд алгоритмов и протоколов, пригодных для базовой реализации данной идеи [12]. Подобные технологии уже применяются в России на заправках Лукойл, но и там остается уязвимая операция, связанная с системой платежей, в которой до сих пор задействован посредник: администратор или оператор.

В 2008 году появилась технология блокчейн [13] и идеи Ника Сабо [15] смогли быть реализованы, поскольку именно эта технология обеспечивала полную автономность выполнения контрактов без посредника, выполнявшего роль контролёра и арбитра. Уже в первом протоколе Биткойна через использование языка программирования стало возможным реализовать базовые функции умных контрактов. Но их возможности были ограничены - из соображений безопасности они не обладали полнотой по Тьюрингу и широкого применения не получили. Однако стали появляться разработки протоколов более высокого уровня (включая универсальные умные контракты) поверх протокола Биткойна [16], по аналогии с тем, как поверх TCP/IP существует множество прикладных протоколов.

Появление Ethereum явилось толчком для начала широкого распространения использования смарт-контрактов. В 2013 году основатель журнала Bitcoin Magazine Виталик Буте-рин выдвинул идею, что технология блокчейн может использоваться значительно шире, чем только для обеспечения транзакций криптовалют. Именно он одним из первых заговорил об универсальной децентрализованной блокчейн-платформе, в которой можно реализовать разные алгоритмы для хранения и обработки информации, в том числе и полностью исключающие возможность коррупционных схем [17]. Так, например, вкупе с NFT смарт-контракт является вполне рабочей версией для разработки цифровой технологии, заменяющей государственные свидетельства и сертификаты на различные права, страховые полисы и другие документы, традиционно создаваемые на так называемых бланках строгой отчетности или «гербовой бумаге» и т.п. Безусловно, авторы не рассматривают их применительно к государственным документам так, как они выглядят в настоящее время, однако в качестве технологической основы на сегодняшний день они практически безальтернативны по степени защищенности и, соответственно, надежности, особенно в отношении возможности их подделок и любого другого незаконного производства.

Технология распределенного реестра и блокчейн

Технология распределенного реестра (ТРР) - Distributed Ledger Technology (DLT) - это набор инфраструктуры и протоколов, которые позволяют:

s одновременный доступ,

s проверку и

s обновление записей в распределенной сетевой базе данных.

ТРР - это технология, на базе которой в том числе создаются блокчейны. Важная часть ТРР заключается в возможности хранить информацию с высоким уровнем безопасности благодаря использованию криптографии. Данные могут шифроваться с использованием технологии открытых и закрытых ключей или криптографических подписей. ТРР позволяет организовывать различные способы работы с сохраненной информацией, в том числе в виде запрета на ее изменение или удаление (наиболее широко применяемый подход).

Поскольку распределенные реестры (РР) децентрализованы и зашифрованы, то они менее подвержены кибератакам, поскольку для успешной атаки необходимо одновременно атаковать все копии, хранящиеся в сети, что крайне затруднительно.

Технологически, РР устроены следующим образом. Каждое устройство в сети РР хранит всю копию реестра (базы данных). Такие устройства называются узлами, их может быть любое количество. Хранение данных может быть организовано как отдельными записями в РР, так и путем объединения нескольких записей данных в один блок. Любые изменения в реестре, например, добавление или перемещение данных из одного блока в другой, записываются на всех узлах. Поскольку каждый узел имеет копию реестра, каждый из них публикует для общего доступа свою полную версию с последними транзакциями.

Для корректного сохранения данных в РР с синхронизацией изменений данных на всех узлах РР используются механизмы консенсуса: способ, который подтверждает легитимность производимого изменения в РР, то есть алгоритм утверждения транзакций. Без полноценно согласованной системы принятия записей в РР пользователи РР не смогут принимать решения о том, какие записи следует включать в РР, а какие исключать.

Наиболее распространенными среди применяемых механизмов консенсуса в ТРР являются следующие:

1. Доказательство работы (Proof of Work - PoW): В PoW участники сети соревнуются в решении сложных математических задач для проверки транзакций и создания новых блоков и называются майнерами. Такое название объясняется схожестью их работы с добычей путем перебора вариантов необходимой последовательности символов для получения в результате вычисления целевого значения хэша. Такой тип механизма консенсуса требует вычислительной мощности, и поэтому является существенно менее экологически чистым методом, чем другие механизмы консенсуса.

2. Доказательство доли (Proof of Stake - PoS): В PoS в случае, например, биткоина, участники сети - валидаторы -имеют долю в сети и выбираются для проверки транзакций на основе количества долей, которые они держат. PoS более подвержен риску атаки 51% (когда один участник может контролировать большинство голосов для принятия решений по транзакциям).

3. Делегированное доказательство доли (Delegated Proof of Stake - DPoS): DPoS является вариантом PoS, где сеть выбирает ограниченное количество валидаторов для проверки транзакций. Эта вариация сокращает вычислительные ресурсы, необходимые для обеспечения безопасности сети. Во многих отношениях система DPoS рассматривается как более демократический способ выбора утверждающих и предлагает лучшую масштабируемость.

4. Византийская отказоустойчивость (Byzantine Fault Tolerance - BFT): В BFT валидаторы соглашаются о значении

консенсуса на основе системы голосования. Этот механизм помогает избежать проблемы так называемых Византийских генералов, которая описывает проблему теории игр, при которой децентрализованные стороны должны прийти к консенсусу, используя доверенную центральную сторону.

Возвращаясь к вопросу внесения изменений в РР, если сеть достигает консенсуса относительно действительности последнего реестра, транзакции записи в РР исполняются, зашифровываются и используются в качестве основы для последующих транзакций. Так создаются блокчейны, когда каждый блок содержит зашифрованную информацию о предыдущем блоке, что делает их невозможными для изменения. При этом каждое такое изменение благодаря механизму консенсуса утверждается и принимается всей сетью и отражается во всех узлах сети РР.

Несмотря на важные преимущества (устойчивость к сбоям и атакам), в ТРР все еще существуют существенные недостатки, связанные, в основном, с ее недостаточной зрелостью: s ТРР сложна в реализации и поддержке; s ТРР подвержена проблемам масштабируемости при увеличении количества участников и транзакций;

s Несмотря на то, что неизменяемость данных является одним из преимуществ ТРР, в то же время она может оказаться недостатком;

s Поскольку все транзакции являются общедоступными, это затрудняет конфиденциальность.

Таким образом, ТРР является ключевой составляющей технологии блокчейн, которая и создает ее основную привлекательность. Однако необходимо отметить, что это не взаимозаменяемые понятия. Распределенный реестр представляет собой по сути протокол первого физического уровня или другими словами - комплекс серверов, содержащих набор дублированных, совместно используемых и синхронизированных массивов цифровых данных, распределённых по разным сайтам, странам или учреждениям [18]. В отличие от централизованной базы данных, распределённый реестр не требует центрального администратора и, следовательно, не имеет единой (центральной) точки отказа, так же как и блокчейн, однако последний является стэком протоколов более высокого уровня, основанный на распределенном реестре [19]. Это важно понимать, поскольку именно физический уровень протокола является наиболее энергоемким и требующим соответствующей реальной физической инфраструктуры [21].

Проблема совместимости различных блокчейн-плат-форм

Существует множество блокчейнов, таких как Bitcoin, Ethereum, Solana и т.д. Все они подобны и решают похожие задачи с некоторыми отличиями в функциональности для конкретных практических применений. При этом одной из проблем является их техническая автономность и, как следствие, ликвидность только внутри самих себя.

Самой первой блокчейн-платформой является, бесспорно, Bitcoin, которая была запущена 3 января 2009 года, затем в 2011 году появляется Litecoin, а с 2015 года начинается «парад платформ»: Ethereum, Zcash, Tezos, EOS. На сегодняшний день этот список значительно больше. Естественным образом возникает проблема их совместимости, поскольку бизнес-концепция «перетягивания одеяла на себя» в современном мире если и работает, то на очень короткой дистанции, поскольку бороться с конкурентами труднее, чем договариваться и объединяться. К чему, собственно, и стремятся все крупные IT-компании, осознавшие все выгоды узкой, но высококачественной специализации. Объединившись, они дают намного более значительный и быстрый результат, нежели их отдельные попытки захватить все возможные направления. Однако, такая

технологическая синергия невозможна без решения проблемы совместимости. Среди первых проектов, предложивших такое решение - можно, к примеру, выделить проект Cosmos.

Проект Cosmos был изобретен, чтобы предложить возможность различным блокчейнам взаимодействовать между собой. Это обеспечивается децентрализованным механизмом с надежным механизмом консенсуса.

Cosmos объединяет параллельные и независимые платформы блокчейн, которые называются "зоны". Каждый из таких блокчейнов работает на классическом алгоритме консенсуса Byzantine fault tolerance (BFT) [23], использованным компанией Tendermint [24]. Нулевая зона Cosmos^ - это Cosmos Hub, первый блокчейн в сети, к которому подключаются другие блокчейны (или зоны).

Подключение к Cosmos Hub производится с помощью специального протокола межблокчейновой коммуникации - Inter Blockchain Communication (IBC). Этот протокол IBC позволяет переводить токены различных блокчен-сетей из одной зоны в другую быстро и безопасно. Еще один элемент ключевой архитектуры Cosmos - это Tendermint Core, который является целостным, высокопроизводительным и безопасным ядром на базе алгоритма консенсуса BFT-подобного типа. Tendermint Core гарантирует целостность и корректность работы сети даже при злонамереннной активности отдельных ее элементов. По состоянию на октябрь 2022 существовало 49 зон, интегрированных в экосистему Cosmos.

Atom - токен Cosmos Hub для управления (governance token). Это внутренняяя криптовалюта Cosmos с доказательством доли (Proof of stake) в нескольких активах сети и с простым механизмом управления. Владельцы токенов Atom могут голосовать, подтверждать транзакции в сети или делегировать полномочия другим валидаторам. Как и Эфир в сети Ethereum, токены Atom могут использоваться для оплаты комиссий за проведение транзакций, такой подход позволяет снизить "спам" в сети. Также существуют дополнительные "инфляционные" токены Atom и плата за транзакции в блоках, которые выдаются сетью в качестве вознаграждения валидаторам и делегаторам.

Важная особенность Atom заключается в достаточно высокой инфляции. Так, если общее количество токенов ATOM в начале 2019 года составляло порядка 214 млн, то в конце 2022 года их было более 292,5 млн, рост составил 36,68%.

Ключевая особенность сети Cosmos заключается в специальном разработанном инструментарии (SDK) для создания и подключения сетей блокчейн к Cosmos. Чтобы создать блокчейн для Cosmos, необходимо c помощью предоставленного Cosmos SDK разработать по правилам зону, совместимую с сетью Cosmos и способную взаимодействовать с Cosmos Hub по протоколу межблокчейновой коммуникации (IBC). Каждая такая зона должна работать на основе классического алгоритма консенсуса BFT, например от Tendermint, и иметь возможность отслеживать типы своих токенов и вести учет общего количества токенов в зоне [18].

Проект Cosmos продолжает развиваться. Первая фаза проекта была нацелена на создание стабильно работающей инфраструктуры, а также на привлечение максимального количества проектов в экосистему Cosmos. На втором этапе разработка сосредоточится на создании обновленной системы экономики: «токеномике Atom», а также повышении уровня безопасности и обновлённой модели управления Cosmos. Ожидается, что на горизонте 3 лет инфляция ATOM снизится примерно до 0,1%, что в том числе связывают с запланированными изменениями.

Здесь следует отметить, что Cosmos не является монополистом и даже пионером в решении проблемы совместимости

X X

о

го А

с.

X

го m

о

м о

M

со

СО CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

различных платформ блокчейн, у него есть немало конкурентов. Самый молодой проект, конкурирующий с Cosmos - это Avalanche. Он был запущен только в сентябре 2020 года группой разработчиков, назвавших себя the Ava Labs [27]. Avalanche позиционируется разработчиками как децентрализованный блокчейн с открытым исходным кодом и функциональностью смарт-контрактов. Так же как и Cosmos, Avalanche разработал собственную криптовалюту - AVAX [28]. Кроме того, разработчики Avalanche работают над собственной концепцией взаимодействия платформ стейблкоинов [29].

Cosmos и Avalanche имеют как много общего, так и немало различий, и представляют собой третье поколение блокчейн-платформ (рис. 3), если первым поколением (по хронологии и совершенству) считать платформы Bitcoin, Litecoin, ZCash, а вторым - Ethereum, Tezos, eOs.

9

О

- неспособность выполнения сложных вычислительных задач непосредственно в браузере;

- уязвимость данных, хранимых на сторонних серверах, даже конфиденциальных, то есть защищенных особым образом;

- создание социального контента пользователями под псевдонимами и анонимно, который впоследствии становится «мусором» или по англоязычной терминологии «потопом» (flooding), расходующим ресурсы и замедляющим поиск нужной информации.

Описание Web 2.0 вызывает доверие, при этом сбор данных пользователей об их предпочтениях и интересах, личной жизни, карьере, круге друзей дает возможность владельцу сайта «манипулировать» пользователями. По самым пессимистичным прогнозам, многочисленные сайты Web 2.0 создают систему, подобную системе «Большого брата» Джорджа Оруэлла, потому что эти данные и контент по сути принадлежат и доступны только небольшой группе компаний, например, так называемой, GAFAM (рис. 4) [32].

Рисунок 3 - Третье поколение блокчейн-платформ. Источник: Сравнение гетерогенных блокчейнов (Cosmos, Polkadot, Avalanche), @druzhtech [30].

Стандарты интернета Web 1, 2, 3.0

Термин Web 2.0 впервые ввел американский издатель, основатель издательства O'Reilly, активист движения за свободное программное обеспечение и программное обеспечение с открытым исходным кодом Тим О'Райли 30 октября 2005 года в своей статье What Is Web 2.0? Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software [31]. Иными словами, это придуманное название того, чего нет, ну или есть, но только в голове отдельно взятого человека. В вышеназванной статье Тим О'Райли достаточно подробно объясняет по каким признакам он классифицирует Web 1.0 и Web 2.0. Если кратко, то всего лишь по признакам новых программных приложений и сервисов, которые функционируют на той же самой платформе, а именно на протоколе прикладного уровня для передачи данных HTTP (на транспортном протоколе TCP/IP) в виде гипертекстовых документов в формате HTML и XML. Он разделяет эти «паутины» по признаку привлекательности дизайна и интерактивным возможностям сайтов, что почти не связано с технической и технологической составляющей. По сути, термин «Web 2.0» обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: блоги, вики-педия и ее аналоги, социальные сети и т. д. Web 2.0 не является технологией. Для определения Web 2.0 достаточно отметить, что код сайтов и мощности процессоров, включая видеокарты, улучшились, но в программном отношении они продолжают использовать технологии и концепции «Web 1.0». Многие из идей Web 2.0 уже встречались в сети задолго до того, как возник термин Web 2.0. Однако любопытным в статье Тима О'Райли представляется другое, а именно то, что он выделяет принципы функционирования современного Интернета как недостатки, а именно:

- зависимость от конкретных компаний, зависимость качества работы сервисов не от используемых алгоритмов, а от качества работы этих компаний;

Рисунок4-Гиганты Web 2.0

Источник: Qu'est-ce que le Web3, cette version décentralisée d'Internet? Jessy Aouali [32].

Концепция Web3

Понимание Web3 у разных специалистов разное, однако у всех присутствует идея децентрализации и технологии блокчейн как ее обязательных составляющих. Криптовалюта и NFT также рассматриваются в качестве ее неотъемлемых частей [33]. Bloomberg описывает Web3 как идею, которая «встроит финансовые активы в форме токенов или чего-то подобного в любое действие пользователя в интернете» [34]. Уже появились сайты, где за каждый комментарий пользователь получает токен [35]. Такая тенденция заслуживает особого внимания, поскольку она стимулирует стремление пользователей к обучению и воспитывает вежливость и толерантность к окружающим. Также имеет место идея создания децентрализованных автономных организаций. В целом, самая востребованная на сегодняшний день концепция -это децентрализованные финансы, под которой подразумевается обмен валютой без участия банков или правительства [36]. Самостоятельная авторизация (self-sovereign identity) позволяет пользователям авторизовать себя без сторонней системы авторизации, даже такой независимой, как OAuth, в которой все-таки присутствует авторизующая сторона. Специалисты утверждают, что Web3 - это не замена технологий Web 2.0, а их дальнейшее развитие [38].

NFTS& Digital Assets

I

Blockchain у Protocols /

/ Wet

Gaming

VR, AR, MR

Рисунок 5 - Метавселенная и ее составные части. Источник: Источник: Qu'est-ce que le Web3, cette version décentralisée d'Internet? Jessy Aouali [32].

Идея избавиться от олигополии, которая вполне естественна для рынка, но все же является образцом несовершенной конкуренции (если не называть ее недобросовестной), привела к поиску соответствующих решений, и одним из таких решений оказалось создание в 2014 году соучредителем Ethereum (основателем в 2016 году Parity Technologies) Гэви-ном Вудом сетевого протокола Polkadot для обмена данными между блокчейнами, что явилось началом разработки «децентрализованной онлайн-экосистемы на основе блокчейна» и практически ознаменовало переход на Веб 3.0. Именно с этого момента картина так называемой метавселенной приобрела отчетливые очертания, которые наглядно представлены на рисунке 5.

Заключение

В рамках настоящего исследования авторы выделили следующие технологии метавселенных, не все из которых являются ее неотъемлемыми составляющими, но являются основными векторами ее дальнейшего развития и масштабирования:

1. Блокчейн (а также технологии, делающие его совместимым)

2. Токен-криптовалюта

3. NFT

4. Web3.0

5. Smart-контракт

6. Виртуальная (VR), дополненная (AR), расширенная (XR) и смешанная (MR) реальность

В качестве классифицирующего критерия выбран характер технического и программного исполнения каждой из этих технологий. При этом следует отметить, что Web 3.0 и Smart-кон-тракт включают в себя и другие рассмотренные в исследовании технологии, но выделены отдельно, чтобы подчеркнуть наличие у каждой из них своих особенностей, с одной стороны, и продемонстрировать сложность задачи классификации технологий и многогранность понимания более обобщенного и сложного понятия - метавселенная - с другой.

Кроме того, не следует упускать из виду, что все вышеперечисленные технологии требуют более высокой производительности технических устройств, дополнительной квалификации потребителей и, что немаловажно, расширение их потребностей. Безусловно, не стоит забывать и об искусственном интеллекте и интернете вещей, без которых невозможно развитие никакого самого инновационного проекта. Также необходимо отметить, что рентабельность даже самого высокотехнологичного и инновационного проекта по-прежнему определяется спросом потребителей и их возможностями.

Литература

1. Словарь онлайн Merriam-Webster. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/metaverse

2. Словарь онлайн Merriam-Webster. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/virtual%20reality

3. Исследование от 21 июля 2022 года по заказу Министерства экономики и финансов Франции, Министерства культуры и Государственного секретаря по переходу к цифровым технологиям и электронным коммуникациям от 14 февраля 2022 года. Mission exploratoire sur les métavers. Adrien Basdevant Camille François Rémi Ronfard. URL: https://www.economie.gouv.fr/files/files/2022/Rapport-interministeriel-metavers.pdf

4. Огорошков. Обзоры техники и высоких технологий: телефоны, планшеты, компьютеры и гаджеты. URL: https://ogorshkov.ru/apple/lidar-prevratil-iphone-v-tocnejsij-izmeritelnyj-pribor.html

5. 5.

Educational applications of metaverse: possibilities and limitations. Bokyung Kye, Nara Han, Eunji Kim, Yeonjeong Park, Soyoung Jo, Global Policy and Research Section, Digital Education Policy Division, Korea Education and Research Information Service, Daegu, Korea Department of Early Childhood Education, College of Humanities and Social Sciences, Honam University, Gwangju, Korea, December 13, 2021. URL: https://www.jeehp.org/journal/view.php?doi=10.3352/jeehp.2021. 18.32

6. Mirror World - обзоры и оценки, описание, даты выхода DLC. URL: kanobu.ru

7. Что такое токены. И причем тут токены Бэнкси. Алексей Коренев для РБК, 4 марта 2021 г. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/6040cd429a7947281adb5a94

8. The World's Largest Nft Data Resource. URL: https://nonfungible.com/

9. Kings of Leon Will Be the First Band to Release an Album as an NFT. Samantha Hissong, March 3, 2021, Rolling Stone Journal. URL: https://www.rollingstone.com/pro/news/kings-of-leon-when-you-see-yourself-album-nft-crypto-1135192/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ютюб-канал Burnt Finance. URL: https://www.youtube.com/watch?v=C4wm-p_VFh0

11. Беларусь первой в мире законодательно закрепила smart-контракт. ИА «Белта», 22 декабря 2017 г. URL: https://www.belta.by/economics/view/belarus-pervoj-v-mire-zakonodatelno-zakrepila-smart-kontrakt-281784-2017/

12. Smart Contracts. Copyright(c) 1994 by Nick Szabo. Permission to redistribute without alteration hereby granted, 1994. URL:

https://www.fon.hum.uva.nl/rob/Courses/InformationInSpeech/CD ROM/Literature/LOTwinterschool2006/szabo.best.vwh.net/smart.c ontracts.html

13. Официальный сайт для работы с биткоином. URL: https://bitcoin.org

14. Добро пожаловать в Ethereum. URL: https://ethereum.org/ru/

15. Formalizing and Securing by Nick Szabo. Peer-reviewed journal on the Internet. September 1, 1997. URL: https://web.archive.org/web/20190417090806/https://ojphi.org/ojs/ index.php/fm/article/view/548/469

16. VM-compatible smart contracts platform designed for a freer, fairer, and more decentralized world. URL: https://rootstock.io

17. Создатель Ethereum Виталик Бутерин: «Блокчейн поможет искоренить коррупцию», Ольга Любимова, автор интернет-канала Inc., 24 апреля 2017 г. URL: https://incrussia.ru/understand/sozdatel-ethereum-vitalik-buterin-blokcheyn-pomozhet-iskorenit-korruptsiyu/

18. Cosmos the Internet of Blockchains. URL: https://cosmos.network/

19. Distributed Ledger Technology: beyond block chain. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/syst em/uploads/attachment_data/file/492972/gs-16-1-distributed-ledger-technology.pdf

20. What Is Web3 and Why Are All the Crypto People Suddenly Talking About It? By Aaron Maknov, November 9, 2021. URL: https://slate.com/technology/2021/11/web3-explained-crypto-nfts-bored-apes.html

21. DLT vs Blockchain. True Tumplin, BCs, CERF. August 19, 2023. URL: https://www.financestrategists.com/wealth-management/blockchain/dlt-vs-blockchain/

22. The multichain vision for Web3 starts here. URL: https://polkadot.network/

23. The Byzantine Generals Problem. Leslie Lamport, Robert Shostak, Marshall Pease. ACM Transactions on Programming

X X

о

го А

с.

X

го m

о

to о to

M

fO CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

Languages and Systems, July 1982, pp. 382-401. URL: https://marknelson.us/posts/2007/07/23/byzantine.html

24. We are Tendermint, a core contributor to the Cosmos Network. URL: https://tendermint.com/

25. Платформа торговли криптовалютой www.binance.com. URL: https://www.binance.com/ru/

26. What You Need to Know About Web3, Crypto's Attempt to Reinvent the Internet. Olga Kharif, October 10, 2021. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021 -12-10/web3-is-crypto-s-attempt-to-reinvent-the-internet-here-s-what-you-should-know

27. Whitepapers. URL: https://www.avalabs.org/team

28. Avalanche Native Token ($AVAX), Stephen Buttolph, Amani Moin, Kevin Sekniqi and Emin Gun Sirer. URL: June 25,

2020. https://assets.website-files.com/5d80307810123f5ffbb34d6e/6008d7bc56430d6b8792b8 d1_Avalanche%20Native%20Token%20Dynamics.pdf

29. A Classification Framework for Stablecoin Designs, Amani Moin, Emin Gun Sirer, and Kevin Sekniqi, Cornell University and AVA Labs. September 18, 2019. URL: https://assets.website-files.com/5d80307810123f5ffbb34d6e/5e6176a18436bc4204f4db 36_stablecoin.pdf

30. Сравнение гетерогенных блокчейнов (Cosmos, Polkadot, Avalanche), druzhtech, 23 июня 2022 в 16:06. URL: https://habr.com/ru/articles/673110/

31. What Is Web 2.0? Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. Tim O'Reilly, September 30, 2005. URL: https://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html

32. Qu'est-ce que le Web3, cette version décentralisée d'Internet? Jessy Aouali? June 18, 2022. URL: https://cryptoast.fr/web-3-version-decentralisee-internet/

33. Crypto Is Cool. Now Get on the Yacht. NFT.NYC, a gathering for nonfungible token enthusiasts, offered a taste of a crypto-filled future. Kevin Roose, the New York Times, November 5, 2021. URL: https://www.nytimes.com/2021/11/05/technology/nft-nyc-metaverse.html

34. People are talking about Web3. Is it the Internet of the future or just a buzzword? Bobby Allyn for NRP, November 21,

2021. URL: https://www.npr.org/2021/11/21/1056988346/web3-internet-jargon-or-future-vision

35. Blockchain-based social media Dapp (decentralized application) that creates communities where users are rewarded for sharing their voice. It's a new kind of attention economy. URL: https://steemit.com/

36. Международный форум Метавселенной, основанный в июне 2022 г., в апреле 2023 г. зарегистрирован как юридическое лицо. URL: https://metaverse-standards.org/members/

37. Cosmos Whitepaper. The interoperable, scalable blockchain network. Built for developers. URL: https://whitepaper.io/document/582/cosmos-whitepaper

38. Metaverse: Zwischen großen Chancen und Hype. Доклад Бундестагу от 14 декабря 2022 г. URL: https://www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2022/kw50-pa-digitales-925124

Blockchain, cryptocurrency, NFT, Web3.0 and SMART contract as technologies

for developing and scaling metaverses Malsagova R.G., Dugaev M.V., Efremova S.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

JEL classification: C10, C50, C60, C61, C80, C87, C90_

Item. The article discusses modern technologies used for the development and scaling of metaverses, the history of their appearance, evolution and implementation in the metaverse.

Goals. The purpose of the study is to identify the advantages and specifics of the functioning of technologies for developing and scaling the metaverse.

Results. The article discusses the concept of a metaverse, its technological structure and essence, types of metaverses in the context of visualization principles. Modern digital technologies used for the development and scaling of metaverses are also presented, in particular, blockchain, token-cryptocurrency, Non-fungible token (NFT) technology, Web 3.0 technology, Smart contract, etc. Their advantages and prospects are considered. Conclusions. The study of modern digital technologies used for the development and scaling of metaverses made it possible to identify their advantages in relation to the latter. The authors come to the conclusion that technologies such as blockchain, cryptocurrency token, Non-fungible token (NFT) technology, Web 3.0 technology and Smart contract - although not integral components of the metaverse, however, determine its profitability, development prospects and scaling capabilities.

Keywords: metaverse, distributed ledger technology, DLT, blockchain, cryptocurrency token, NFT, Web 3.0, Smart contract, Cosmos, virtual reality, VR, augmented reality, AR, extended reality, XR, mixed reality, MR, digital technologies References

1. Merriam-Webster online dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/metaverse

2. Merriam-Webster online dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/virtual%20reality

3. Study dated July 21, 2022, commissioned by the French Ministry of Economy and

Finance, the Ministry of Culture and the Secretary of State for Digital Transition and Electronic Communications dated February 14, 2022. Mission exploratoire sur les métavers. Adrien Basdevant Camille François Rémi Ronfard. URL: https://www.economie.gouv.fr/files/files/2022/Rapport-interministeriel-metavers.pdf

4. Ogoroshkov. Reviews of technology and high technologies: phones, tablets,

computers and gadgets. URL: https://ogorshkov.ru/apple/lidar-prevratil-iphone-v-tocnejsij-izmeritelnyj-pribor. html

5. 5. Educational applications of metaverse: possibilities and limitations. Bokyung Kye,

Nara Han, Eunji Kim, Yeonjeong Park, Soyoung Jo, Global Policy and Research Section, Digital Education Policy Division, Korea Education and Research Information Service, Daegu, Korea Department of Early Childhood Education, College of Humanities and Social Sciences, Honam University, Gwangju, Korea, December 13, 2021. URL:

https://www.jeehp.org/journal/view.php?doi=10.3352/jeehp.2021.18.32

6. Mirror World - reviews and ratings, description, DLC release dates. URL: kanobu.ru

7. What are tokens. And what does Banksy tokens have to do with it? Alexey Korenev

for RBC, March 4, 2021 URL:

https://www.rbc.ru/crypto/news/6040cd429a7947281adb5a94

8. The World's Largest Nft Data Resource. URL: https://nonfungible.com/

9. Kings of Leon Will Be the First Band to Release an Album as an NFT. Samantha

Hissong, March 3, 2021, Rolling Stone Journal. URL:

https://www.rollingstone.com/pro/news/kings-of-leon-when-you-see-yourself-

album-nft-crypto-1135192/

10. YouTube channel Burnt Finance. URL: https://www.youtube.com/watch?v=C4wm-

p_VFh0

11. Belarus was the first in the world to legislate a smart contract. Belta News Agency,

December 22, 2017 URL: https://www.belta.by/economics/view/belarus-pervoj-v-mire-zakonodatelno-zakrepila-smart-kontrakt-281784-2017/

12. Smart Contracts. Copyright(c) 1994 by Nick Szabo. Permission to redistribute without alteration hereby granted, 1994. URL: https://www.fon.hum.uva.nl/rob/Courses/InformationInSpeech/CDROM/Literatur e/L0Twinterschool2006/szabo.best.vwh.net/smart.contracts. html

13. Official website for working with Bitcoin. URL: https://bitcoin.org

14. Welcome to Ethereum. URL: https://ethereum.org/ru/

15. Formalizing and Securing by Nick Szabo. Peer-reviewed journal on the Internet.

September 1, 1997. URL:

https://web.archive.org/web/20190417090806/https://ojphi.org/ojs/index.php/fm/ article/view/548/469

16. VM-compatible smart contracts platform designed for a freer, fairer, and more

decentralized world. URL: https://rootstock.io

17. Ethereum creator Vitalik Buterin: "Blockchain will help eradicate corruption," Olga

Lyubimova, author of the Internet channel Inc., April 24, 2017 URL: https://incrussia.ru/understand/sozdatel-ethereum-vitalik-buterin-blokcheyn -pomozhet-iskorenit-korruptsiyu/

18. Cosmos the Internet of Blockchains. URL: https://cosmos.network/

19. Distributed Ledger Technology: beyond block chain. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/att achment_data/file/492972/gs-16-1-distributed-ledger-technology.pdf

20. What Is Web3 and Why Are All the Crypto People Suddenly Talking About It? By

Aaron Maknov, November 9, 2021. URL:

https://slate.com/technology/2021/11/web3-explained-crypto-nfts-bored-

apes.html

21. DLT vs Blockchain. True Tumplin, BCs, CERF. August 19, 2023. URL: https://www.financestrategists.com/wealth-management/blockchain/dlt-vs-blockchain/

22. The multichain vision for Web3 starts here. URL: https://polkadot. network/

23. The Byzantine Generals Problem. Leslie Lamport, Robert Shostak, Marshall Pease. ACM Transactions on Programming Languages and Systems, July 1982, pp. 382-401. URL: https://marknelson.us/posts/2007/07/23/byzantine.html

24. We are Tendermint, a core contributor to the Cosmos Network. URL: https://tendermint.com/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Cryptocurrency trading platform www.binance.com. URL: https://www. binance.com/ru/

26. What You Need to Know About Web3, Crypto's Attempt to Reinvent the Internet.

Olga Kharif, October 10, 2021. URL:

https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-12-10/web3-is-crypto-s-attempt-to-reinvent-the-internet-here- s-what-you-should-know

27.Whitepapers. URL: https://www.avalabs.org/team

28. Avalanche Native Token ($AVAX), Stephen Buttolph, Amani Moin, Kevin Sekniqi

and Emin Gun Sirer. URL: June 25, 2020. https://assets.website-

files.com/5d80307810123f5ffbb34d6e/6008d7bc56430d6b8792b8d1_Avalanch

e%20Native%20Token%20Dynamics.pdf

29. A Classification Framework for Stablecoin Designs, Amani Moin, Emin Gun Sirer,

and Kevin Sekniqi, Cornell University and AVA Labs. September 18, 2019. URL: https://assets.website-

files.com/5d80307810123f5ffbb34d6e/5e6176a18436bc4204f4db36_stablecoin .pdf

30. Compare understanding of heterogeneous blockchains (Cosmos, Polkadot, Avalanche), druzhtech, June 23, 2022 at 16:06. URL: https://habr.com/ru/articles/673110/

31. What Is Web 2.0? Design Patterns and Business Models for the Next Generation

of Software. Tim O'Reilly, September 30, 2005. URL: https://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html

32. Qu'est-ce que le Web3, cette version décentralisée d'Internet? Jessy Aouali? June

18, 2022. URL: https://cryptoast.fr/web-3-version-decentralisee-internet/

33. Crypto Is Cool. Now Get on the Yacht. NFT.NYC, a gathering for nonfungible token

enthusiasts, offered a taste of a crypto-filled future. Kevin Roose, the New York Times, November 5, 2021. URL:

https://www.nytimes.com/2021/11/05/technology/nft-nyc-metaverse.html

34. People are talking about Web3. Is it the Internet of the future or just a buzzword?

Bobby Allyn for NRP, November 21, 2021. URL:

https://www.npr.org/2021/11/21/1056988346/web3-internet-jargon-or-future-

vision

35. Blockchain-based social media Dapp (decentralized application) that creates communities where users are rewarded for sharing their voice. It's a new kind of attention economy. URL: https://steemit.com/

36. The International Metaverse Forum, founded in June 2022, was registered as a

legal entity in April 2023. URL: https://metaverse-standards.org/members/

37. Cosmos Whitepaper. The interoperable, scalable blockchain network. Built for

developers. URL: https://whitepaper.io/document/582/cosmos-whitepaper

38. Metaverse: Zwischen großen Chancen und Hype. Report to the Bundestag of 14

December 2022 URL:

https://www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2022/kw50-pa-digitales-

925124

X X

o

OD >

c.

X

OD m

o

ho o ho CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.