Научная статья на тему 'БЛОКЧЕЙН КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТА: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

БЛОКЧЕЙН КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТА: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЛОКЧЕЙН / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРИПТОГРАФИЯ / КОНСЕНСУС / ЦИФРОВОЙ ТРАНСПОРТ / ЛОГИСТИКА / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА "АВТОНЕТ" / BLOCKCHAIN / DIGITAL ECONOMY / THE DECENTRALIZED TECHNOLOGIES / CRYPTOGRAPHY / CONSENSUS / DIGITAL TRANSPORT / LOGISTICS / THE DIGITAL PLATFORM OF A TRANSPORT COMPLEX / A NATIONAL TECHNOLOGICAL INITIATIVE OF AVTONET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов А.В., Чеботарев В.Е.

В статье авторами характеризуется блокчейн как технология, призванная стать одной из перспективных и эффективных в развитии экосистемы цифровой экономики. Анализируются определяющие характеристики блокчейна: децентрализация, криптография и консенсус. На основе проведенного анализа приводятся примеры использования блокейн-технологии, при этом основной акцент сделан на возможностях использования в транспортной сфере. Подчеркивается, что транспортная сфера не остается в стороне от прорывных технологий. В условиях начала реализации ведомственного проекта «Цифровой транспорт и логистика» увеличивается потребность в изучении возможностей блокчейна и децентрализованных технологий, перспектив внедрения цифровых технологий в логистику и транспорт. Анализируется Цифровая платформа транспортного комплекса как государственный сегмент единого защищенного доверенного пространства на транспорте, который поможет обеспечить доступ к государственным сервисам по принципу «единого окна». Приводятся примеры перспектив применения блокчейн-технологии в реализации национальной технологической инициативы «Автонет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOCKCHAIN AS TECHNOLOGY OF PROVIDING DIGITAL TRANSFORMATION OF TRANSPORT: ECONOMICAL AND LEGAL ASPECTS

In article authors characterize a blockchain as the technology designed to become one of perspective and effective in development of an ecosystem of digital economy. The analysis of characteristics of a blockchain is carried out: decentralization, cryptography and consensus. On the basis of the carried-out analysis examples of use blokeyn-technologists are given. The main focus is placed on use opportunities in the transport sphere. Authors emphasize that the transport sphere does not remain away from breakthrough technologies. In the conditions of the beginning of implementation of the departmental project «Digital Transport and Logistics» the need for studying of opportunities of a blockchain and the decentralized technologies, the prospects of implementation of digital technologies in logistics and transport increases. The Digital platform of a transport complex as the state segment of the uniform protected entrusted space on transport which will help to provide access to the state services by the principle of «a uniform window» is analyzed. Examples of prospects of application of blockchain technology in realization of a national technological initiative of Avtonet are given.

Текст научной работы на тему «БЛОКЧЕЙН КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТА: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»



УДК 346.7; 349

Власов А.В.,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта

Чеботарев В.Е.,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта

БЛОКЧЕЙН КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТА: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

В статье авторами характеризуется блокчейн как технология, призванная стать одной из перспективных и эффективных в развитии экосистемы цифровой экономики. Анализируются определяющие характеристики блокчейна: децентрализация, криптография и консенсус. На основе проведенного анализа приводятся примеры использования блокейн-технологии, при этом основной акцент сделан на возможностях использования в транспортной сфере. Подчеркивается, что транспортная сфера не остается в стороне от прорывных технологий. В условиях начала реализации ведомственного проекта «Цифровой транспорт и логистика» увеличивается потребность в изучении возможностей блокчейна и децентрализованных технологий, перспектив внедрения цифровых технологий в логистику и транспорт. Анализируется Цифровая платформа транспортного комплекса как государственный сегмент единого защищенного доверенного пространства на транспорте, который поможет обеспечить доступ к государственным сервисам по принципу «единого окна». Приводятся примеры перспектив применения блокчейн-технологии в реализации национальной технологической инициативы «Автонет». Ключевые слова: блокчейн, цифровая экономика, децентрализованные технологии, криптография, консенсус, цифровой транспорт, логистика, цифровая платформа транспортного комплекса, национальная технологическая инициатива «Автонет»

Vlasov A.,

PhD Econ., associate professor, associate professor «Customs law and organization of customs affairs» Legal institute of the Russian university of transport

Chebotarev V.,

PhD Econ., associate professor, associate professor «Administrative law, ecological law, information law» Legal institute of the Russian university of transport

BLOCKCHAIN AS TECHNOLOGY OF PROVIDING DIGITAL TRANSFORMATION OF TRANSPORT: ECONOMICAL AND LEGAL ASPECTS

In article authors characterize a blockchain as the technology designed to become one of perspective and effective in development of an ecosystem of digital economy. The analysis of characteristics of a blockchain is carried out: decentralization, cryptography and consensus. On the basis of the carried-out analysis examples of use blokeyn-technologists are given. The main focus is placed on use opportunities in the transport sphere. Authors emphasize that the transport sphere does not remain away from breakthrough technologies. In the conditions of the beginning of implementation of the departmental project «Digital Transport and Logistics» the need for studying of opportunities of a blockchain and the decentralized technologies, the prospects of implementation of digital technologies in logistics and transport increases. The Digital platform of a transport complex as the state segment of the uniform protected entrusted space on transport which will help to provide access to the state services by the principle of «a uniform window» is analyzed. Examples of prospects of application of blockchain technology in realization of a national technological initiative of Avtonet are given.

Keywords: a blockchain, digital economy, the decentralized technologies, cryptography, consensus, digital transport, logistics, the digital platform of a transport complex, a national technological initiative of Avtonet

Как цитировать статью: Власов А.В., Чеботарев В.Е. Блокчейн как технология обеспечения цифровой трансформации транспорта: экономико-правовые аспекты // Вестник Академии права и управления. 2019. № 2(55). 66-72 с.

икз

Блокчейн-технологии в условиях развития экосистемы цифровой экономики - важнейшая составляющая. И это закономерно. В отчете Всемирного экономического форума в рамках (The Global Competitiveness Report) отмечается, что на стадии «развитие эффективности» большее значение для развития экономики имеют факторы, связанные с повышением эффективности рынков и скоростью внедрения новых технологий. Без решения задач текущей стадии экономического развития, которые заключаются в развитии инфраструктуры, стимулировании конкуренции, формировании потребительского спроса и обеспечении роста рынков конечных продуктов и услуг, внедрение инноваций может стать не востребованным по причине неготовности рынка и не окажет должного влияния на рыночные показатели [4].

Сегодня в России последовательно, на основе системы соответствующего законодательства, формируется экосистема цифровой экономики. В числе важнейших нормативных актов: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 гг., Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и др.

Стоит согласиться с В.А. Лаптевым - «внедрение цифровых технологий стало неизбежным процессом, в котором немалую роль будут играть юридические аспекты. Успех цифровых технологий заложен в их прогнозируемом алгоритме, при котором участники общественных отношений понимают последствия их применения и ожидаемый результат» [5].

Блокчейн часто рекламируется как безопасный способ хранения информации, но насколько это соответствует действительности?

В то время как ни что в нашем мире не надежно или не защищено на 100%, блокчейн призван быть неизменным, защищенным от несанкционированного доступа и демократичным.

И это более или менее достижимо благодаря его трем определяющим характеристикам:

1. Децентрализация

2. Криптография

3. Консенсус

Сложное взаимодействие этих характеристик обеспечивает безопасность транзакций в блокчейне и препятствует нечестной игре.

Традиционно любой, кто хочет хранить, делиться или обрабатывать информацию, должен владеть ею. Это предполагает создание, заимствование или покупку этой информации, получение разрешения на

ее использование (при необходимости), а затем обеспечение того, чтобы все знали о любых изменениях. Обращение с информацией описанным способом становится тяжелым процессом со многими слабыми местами и высокой вероятностью появления ошибок.

Блокчейн, с другой стороны, распространяет одну и ту же информацию для каждого пользователя (или узла) в сети блокчейна. Когда вы делаете изменения, сеть проверяет его, а затем майнеры (узлы, получающие награду за обновление сети) добавляют эту транзакцию в новый блок, который затем добавляется к блокчейну.

Это децентрализация, обеспечивающая единственную версию истинности, но не гарантирующая отсутствие сбоев в системе. Измените один блок, и вам нужно будет изменить каждый последующий блок до того, как будут добыты майнерами новые блоки.

В противном случае узлы обнаружат ваше мошенничество и отвергнут ваши изменения. Учитывая, что тысячи узлов подтверждают новые блоки, маловероятно, что какой-то злоумышленник сможет собрать такие вычислительные мощности, способные перекрыть комбинированные вычислительные мощности других участников и добавить в сеть «плохой» блок.

Если децентрализация - это «скелет» блокчейна, то криптография -это «мускулы» системы, являющиеся сложными и мощными математическими алгоритмами, отражающими атаки.

Все данные в блокчейне криптографически хэшируются-другими словами, они обрабатывается, чтобы скрыть свою истинную идентичность. Хэширование принимает любое входное значение и применяет математический алгоритм (SHA- 256 в случае биткоина) для получения нового значения фиксированной длины.

Хэширование аналогично защите паролем, являющимся уникальным идентификатором для конфиденциальных данных. Каждый блок имеет уникальный хэш, полученный из транзакций этого блока (каждый идентификатор транзакции также хэширу-ется) и хэша предыдущего блока. Измените блок ретроактивно, и каждый предыдущий блок вся история этого блокчейна также должна измениться.

Ваш закрытый ключ, используемый для доступа и перемещения ваших биткоинов, также хэширует-ся, чтобы стать открытым ключом, поэтому люди могут отправлять вам биткоины, не имея возможности их украсть.

Что делает хэширование особенным, так это то, что его невозможно перестроить. Например, вы не можете использовать открытый ключ и получить из него закрытый.

Кроме того, одно небольшое изменение входного значения создает совершенно новый идентификатор хэширования, а это означает, что мошенники не

ип

могут внести даже небольшие изменения без аннулирования всего блока.

В свою очередь, консенсус - это «мозг» блок-чейна. Он решает какие блоки нужно добавлять, обеспечивая взаимодействие узлов сети в криптографической гонке за премией от биткоина.

Во-первых, узлы проверяют, что блок соответствует заданным правилам для блокчейна биткоина. Затем майнеры конкурируют за решение криптографической головоломки на основе данных, содержащихся в этом блоке. Когда майнеры решают головоломку, они делятся своим решением с сетью. Если, по меньшей мере, 51% сетевых узлов одобряют это решение, блок добавляется к блокчейну.

Этот конкретный тип консенсуса называется доказательством выполнения работы. Он гарантирует, что каждый блок прошелсложный математический процесс, прежде чем стать неотъемлемой частью блокчейна.

Это трудоемкий процесс, который помогает сдерживать преступную деятельность, и поскольку майнеры получают вознаграждение в размере 12,5 биткоина закаждое решение, они имеют мощный стимул играть по правилам.

Угроза для консенсусной модели доказательства выполнения работы - это 51%-ная атака. Если более 50% майнерской мощности принадлежит меньшинству сговорившихся между собой узлов, они могут помешать другим узлам добавлять новые блоки, эффективно контролируя сеть. Это позволит использовать двойные траты и другие виды мошенничества, но для успешной атаки 51% требуется много энергии и денег.

Хотя этот тип атак еще не произошел с биткои-ном, например, один майнинг-пул СИаБИ.Ю превысил 50% мощности в 2014 году, но добровольно уменьшил свои ресурсы для поддержания целостности сети. Другим криптовалютам, таким как биткоин Голд, не так повезло.

Возможно, наиболее насущные уязвимости блокчейна связаны с тем, как он взаимодействует с другими объектами. Например, смарт-контракты могут автоматизировать многие задачи блокчейна, но они не надежнее программного кода, которым написаны.

Строго говоря, они не являются частью блокчейна, но взаимодействуют с ним, поэтому, если код плохо написан, то хакеры могут проникнуть в смарт-контракт и украсть, изменить или изменить адрес имущества (или информации).

Точно так же централизованные учреждения, которые взаимодействуют с блокчейном, могут поставить под угрозу сеть. Хакеры заинтересованы только в крупной добыче - когда на карту поставлены миллионы долларов, поэтому они обычно атакуют

централизованные репозитории, где есть одна точка отказа, уязвимость, которую они могут использовать.

Большая часть сегодняшнего объема торговли криптовалютами осуществляется через централизованные обмены, и с 2011 года были украдены цифровые активы на сумму около миллиарда долларов.

Блокчейн по-прежнему является новой технологией и развивается с каждым днем. Большинство уязвимостей безопасности быстро исправляются, в крайнем случае, они могут привести к созданию новой версии этого блокчейна, известной как хард-форк.

Проанализировав все соображения, приходим к выводу, что блокчейн является гораздо лучшим решением для хранения и обмена цифровыми стоимостями, чем все, что было до него. Означает ли это, что все уже прекрасно? Нет, идеального не существует. Важно то, что мы продолжаем развивать и совершенствовать экосистему блокчейна, чтобы сделать ее максимально безопасной.

Вопрос изменения современной системы права находится на пороге больших перемен. Цифровой мир находит свое проявление в каждой общественной отрасли и также он начинает все больше проявлять себя в правовой системе. Последние годы появилась технология, которая набирает популярность во всем мире. Это технология - блокчейн (в переводе с английского это «цепь блоков»).

Блокчейн - это база данных, последовательно фиксирующая каждую операцию и невозможна для хакерских атак, которые впоследнее время все чаще встречаются в интернет пространстве. Технология блокчейн - одна из тех, что быстрее всех входит в правовую среду. А готово ли общество к такому вызову?

Исследователи рассматривают технологию блокчейн и ее потенциальное использование в общественных областях, в частности в тех областях, которые связаны с юридическим регулированием.

Эта технология уже входит в большое количество общественных благ, которые используются в обществе. Так, блокчейн используют во многих европейских банках. Эта технология показала себя как инструмент с особенно высоким уровнем безопасности и простотой в использовании. Также она уменьшает стоимость банковских операций и делает такие операции очень быстрыми и безопасными. На сегодняшний день данная технология начинает набирать популярность и в нашей стране. К примеру, данная технология используется в системе электронных торгов арестованным имуществом, что позволяет систематизировать эту систему и предотвратить внесение изменений определенными лицами. Такая система полностью вытеснит коррупционную составляющую.

Блокчейн можно назвать «истинной» технологией, поскольку она фиксирует факты и вносить из-

шз

менения в него может только один человек, попытка хакерским способом внести изменение в такую систему невозможна, поскольку она записывается сразу на миллионах компьютеров, которые находятся онлайн в интернет-пространстве и подтверждение данной операции идет на всех компьютерах одновременно. Систему блокчейн необходимо начать внедрять во всех общественных сферах, а особенно в отраслях, связанных с юридическим регулированием.

Если взять на примере земельный кадастр, то известно, что в данной области постоянно "проскакивают" мошеннические схемы, а с блокчейном эти махинации сразу отпадут, поскольку внести изменения относительно конкретного объекта сможет только владелец.

Вводя блокчейн в систему государственного регулирования, большое количество бюрократических факторов отпадет сразу, на примере получения определенных справок с государственных реестров, достаточно будет сделать только выписку из базы, которая подтверждена технологией блокчейн и данная справка будет соответствовать всем нормам, поскольку она сделана с базы, которая является «истинной». Весомую часть изменений занимает вопрос документов, идентифицирующих личность. Сегодня эти документы: паспорт и водительское удостоверение (данные документы чаще всего встречаются в нормативной базе, для идентификации лица).

Паспортные данные начинают оцифровываться во всем мире, водительское удостоверение не является обязательным для предъявления в некоторых странах, если человек сдал все экзамены, то данные сразу ввели в базу данных.

Вопрос отсутствия паспорта в печатном виде -это вопрос времени.

Или вопрос идентификации личности по определенным признакам. Возьмем, например, идентификацию лица, совершившего преступление: если есть запись на камеры наблюдения, возможно установить личность по признакам, которые установит программа и на которые человек не обратил бы внимание, например, как он шагает по лестнице.

Цифровая идентификация может дойти до уровня, который даст возможность заключать соглашение только при наличии владельца, что полностью изменит подход к праву собственности. Поскольку данные будут идентифицированы автоматически и сторонам не нужно будет иметь с собой не только документы на имущество, но и паспорт гражданина. Система блокчейн изменит систему голосования, поскольку у каждого будет право проголосовать по телефону.

Это повысит уровень ответственности граждан, даст возможность большему количеству граждан проявить свое право голоса, поскольку на голосование пойдет значительно меньше времени. Также это

упростит способ голосования для лиц с определенными физическими недостатками, которые по своему состоянию здоровья не имеют возможности посетить избирательные участки. Также это сделает невозможным процесс фальсификации выборов, поскольку система не позволит внести в нее ложные данные. Большим преимуществом будет уменьшение расходов бюджетных средств, поскольку программа уменьшит количество лиц, привлеченных к подсчету голосов.

Система блокчейн, внедренная в системе министерства внутренних дел, может сделать революцию по многим направлениям. Например, в процессе совершения лицом административного правонарушения (превышение скорости при управлении автомобилем, переход улицы на запрещающий цвет светофора и т.д.) система будет автоматически реализо-вывать привлечение лица к ответственности, снимая с ее счета средства в качестве уплаты штрафа.

Таких примеров можно привести немало, но эта система начнет функционировать только тогда, когда государство введет систему блокчейн во всех сферах.

Однако не все прогнозы так оптимистичны. Внедрение блокчейн-технологий может принять и другую сторону. Экосистема блокчейна уже активно внедряется в традиционные корпорации, финансовые институты и новые предприятия, которые стремятся использовать технологию для сокращения операционных расходов, получения прибыли и создания новых монопольных империй. Консорциум более 80 крупнейших банковских и финансовых институтов объединил усилия для создания частной финансовой блочной платформы, полностью подконтрольной им.

Сегодня, в информационную эпоху, основные бизнес-модели компаний существенно сводятся к простым процессам, состоящим из трех этапов:

- захват, монополизация и приватизация данных;

- ограничение доступа к ресурсам создания искусственного дефицита;

- переупаковка и перепродажа данных различными способами.

Такие компании, как «Google» и «Facebook», получают прибыль от популярности среди своих пользователей, монополизации и ограничения доступа к их данным, а затем переупаковке и продаже этих данных в виде целевой рекламной услуги. На базовом уровне эта бизнес-модель одинакова для любой компании с базой данных.

И чем глубже человечество входит в эпоху великих наборов данных (Big Data), которые используются для подготовки искусственного интеллекта и машинного обучения, тем больше конкурентных преимуществ будет иметь монополизация таких данных,

U93

что приведет к дальнейшей централизации и консолидации богатства и власти.

Причиной, по которой корпорации с энтузиазмом внедряют технологию блокчейн, является ее потенциал к:

- автоматизации бизнес-операций;

- сокращению затрат на рабочую силу;

- дальнейшей монополизации данных;

- увеличения прибыли для акционеров. Корпорации и банки внедряют собственные («частные») блокчейны, поскольку они могут контролировать данные и поддерживать собственный закрытый исходный код. Эта стратегия, безусловно, будет работать в их пользу достаточно долго, но в конечном итоге информация стремится быть свободной.

Сетевые эффекты открытого, общедоступного протокола на базе блокчейна обязательно превзойдут любые частные системы.

Корпоративное мышление сегодня обусловлено мышлением в пределах дефицита и контроля моделей собственности. Бизнес-модели, которые существуют за счет искусственного дефицита, просто не могут существовать вместе с реальностью публичных блоков, ведь они никому не принадлежат, их никто не контролирует, а также они никогда не могут быть кем-то разрушены.

Умные контракты могут не принадлежать никому, никем не руководствоваться и каждый раз выполнять свою задачу, так как закодированы именно для этой цели. В результате есть общий для всех блокчейн - универсальный общий ресурс, что делает мировые бизнес-модели устаревшими и поддерживает новую фундаментальную парадигму, на которой создается ценность для всего человечества.

Возникновение технологии блокчейна часто сравнивают с появлением Интернета. Экосистема блокчейна сейчас точно такая же, как и в первые дни развития Интернета.

Тысячи проектов сейчас конкурируют, чтобы разработать стандартные протоколы для этих и многих других отраслей:

- децентрализованное хранилище;

- децентрализованные юридические услуги;

- децентрализованный обмен сообщениями;

- децентрализованное государственное управление;

- децентрализованное страхования;

- децентрализованное финансирования;

- децентрализованная недвижимость и тому подобное.

Только эти протоколы будут установлены, ключ к созданию ценности - это представление о будущем, где все данные являются бесплатными, общедоступными и универсальными, где богатство, власть и вычисления является распределенным общим ресур-

сом. Вместо десяти тысяч страховых компаний, каждая из которых имеет собственные бизнес-функции, может быть один универсальный децентрализованный страховой протокол.

Вместо тысячи социальных сетей, каждая из которых имеет собственные данные о пользователях и друзей, возможен один универсальный децентрализованный протокол социального графика.

С точки зрения бизнес-моделей это может быть переход от дефицита к изобилию. Стоимость коммутации пользователей будет нулевой, поскольку они могут мгновенно перенести свои данные в другие службы без задержки настройки.

Продукты и услуги сосредотачивающие свое внимание на максимизации положительного опыта пользователей и предоставлении полной и интеллектуальной персонализации, будут процветать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прибыли и показатели роста пользователей будут лишними, ведь будет иметь значение только получение комфортной работы для конечного пользователя. В такой реальности становится все более понятно, то есть власть резко перемещается к отдельному пользователю, выбор людей действительно определяет результат.

Продукты, услуги и организации, предоставляющие социальные льготы, такие как децентрализованный общий основной доход, децентрализованное здравоохранение и децентрализованное жилье, станут популярным выбором и породят движение социального децентрализма.

Итак, вопрос введения блокчейна в правовую сфере также стоит очень остро. Многие юристы критикуют данную систему, однако регулирование правовых норм, введенных системой блокчейн, не даст возможности двойной трактовке норм, что сделает правовую систему более «идеальной».

Большинство функционирующих блокчейн-приложений тяготеет к области быстрого и недорогого перемещения денежных средств и других форм ценности. Сюда можно отнести торговлю акциями и ценными бумагами, оплату труда работникам в других странах и обмен одной валюты на другую.

Блокчейн-технология сейчас также используется как часть инструментария, предназначенного для защиты программного обеспечения. Управление национальной безопасности США провело исследование в отношении использования программного обеспечения на основе блокчейн-технологии, предназначенного для защиты устройств в сетях Internet of Things (IoT — Интернет вещей).

Технология IoT получила определенные преимущества от внедрения этой инновации, поскольку по своей сути она изначально была особенно уязвима для спуфинга (spoofing) и других форм взлома сетей. Также в результате сами 1оТ-устройства получили

ип

большее распространение, а защита сети уже в большей степени опирается на них самих. Хорошими примерами здесь могут быть клинические системы, самоуправляемые автомобили и системы безопасности.

Проект DAO (Decentralized Autonomous Organization — децентрализованная автономная организация) является еще одной интересной блок-чейн-инновацией. Этот тип блокчейн-проекта представляет собой новое средство организации работы и объединения усилий множества различных компаний в интерактивном режиме. В частности, проект DAO используется для объединения единомышленников с целью инвестирования фондов в совместные проекты в среде сети Эфириум.

В настоящее время разрабатываются более масштабные и в потенциале более долгоживущие блокчейн-проекты, в число которых входят поддерживаемые государством системы регистрации земель, а также приложения для идентификации личности и обеспечения безопасности международных поездок.

Возможности, которые в будущем станут доступными благодаря внедрению блокчейн-техноло-гии, будоражат воображение деловых людей, правительств, политических групп и гуманитарных организаций по всему миру. Такие страны, как Великобритания, Сингапур и ОАЭ, рассматривают эту технологию как средство для снижения затрат, создания новых финансовых инструментов и надежного хранения различных сведений. В этих странах были сделаны значительные инвестиции и развернуты исследования в области блокчейн- технологий.

Что касается транспортной сферы, она также не могла и не остается в стороне от прорывных технологий. Реализуется ведомственная программа «Цифровой транспорт и логистика». Этот проект предусматривает масштабную цифровую трансформацию транспорта в России по многим направлениям. Речь об оптимизации грузовых перевозок, пассажирских перевозок, формировании цифровой платформы всего транспортного комплекса, использования больших данных транспортной отрасли, развитии беспилотного транспорта, системы «умных» дорог и прочее. Останавливаясь на проекте Цифровой платформы транспортного комплекса, можно подчеркнуть, что это такой государственный сегмент единого защищенного доверенного пространства на транспорте, который поможет обеспечить доступ к государственным сервисам по принципу «единого окна». При этом будет обеспечиваться эффективное взаимодействие лидеров отрасли и крупнейших российских компаний, активно участвующих в цифровой трансформации логистики, межотраслевой информационный обмен и создание открытых сервисных экосистем.

Активно развивается национальная технологическая инициатива «Автонет». Российский рынок «Ав-

тонет» 2035 года - это инновационная диверсифицированная среда, которую уже сегодня формируют потребители и поставщики продуктов и сервисов на основе интеллектуальных систем, платформ и сетей в логистике людей и вещей. Экосистему рынка составляют:

- Потребители рынка (собственники ТС, пользователи транспортных сервисов B2B и B2C сегмента, грузоотправители, владельцы автопарков, транспор-тно-логистические компании (перевозчики), экспедиторы, лизинговые и страховые компании, дилеры и сервисные центры, и др.);

- Операторы/агрегаторы сервисов, в том числе операторы сервисных платформ по новым бизнес-моделям (потребительские услуги в ТС, страховая телематика, информационно-развлекательный контент, мониторинг ТС, охранно-поисковые сервисы, техпомощь и реагирование при авариях, видеонаблюдение/ регистрация, паркинг, взимание платы за проезд, техническое обслуживание, аутсорсинг транспортно-логи-стических услуг, фрахт, экспедиция маршрутов, аренда складских помещений, аренда/краткосрочная аренда ТС, услуги по запросу, поиск попутчиков, мультимодаль-ные маршруты, с использованием онлайн-заказа др.);

- Поставщики обеспечивающей инфраструктуры и сервисов (картография, ГНСС, платежные системы, инфраструктура V2X, инфраструктура ИТС (АСУДД и др.), энергетическая и ЖКХ-инфраструктура, дорожная и придорожная инфраструктура, мультимодаль-ные транспортно-логистические центры, склады, терминалы и др.).

- Государственные регуляторы (ФОИВы и подведомственные организации, контрольно-надзорные органы и др.)

- Производители (автопроизводители, разработчики персонального транспорта, оборудования, систем и комплектующих для автотранспорта, ИТ-платформ и др.)

И для реализации данного проекта планируется активное внедрение блокчейн-технологий. Так, к примеру, в числе планов - автономная исследовательская платформа с использованием датчиков, LiDAR, радары и камер для снижения зависимости от сверхточных карт. Предполагает инвестиции в технологии искусственного интеллекта, блокчейн для разработки новой экосистемы мобильности совместно с MIT Media Lab (MIT ML).

Подводя итог исследованию, можно заключить следующее. Блокчейн-технология заложила основу для того, чтобы проблему необходимого доверия можно было, наконец, исключить из рассмотрения.

Там, где раньше требовалось немало усилий, чтобы добиться доверия, с появлением блокчейна все стало намного проще.

Множество аспектов жизни общества построено на доверии и соблюдении установленных правил.

□Л

Социальные и экономические последствия распространения блокчейн-приложений могут быть эмоционально и политически противоположными, по-

скольку блокчейн-технология изменит и то, как мы будем классифицировать и структурировать ценностные и социально-ориентированные взаимодействия.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 гг.» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с Правилами разработки, мониторинга и контроля выполнения планов мероприятий по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. 2017. № 36. Ст. 5450.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.

4. План мероприятий («дорожная карта») Национальной технологической инициативы «Автонет» (приложение № 2 к протоколу заседания президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России от 24.04.2018 № 1) // Документ предоставлен КонсультантПлюс.

5. Лаптев В.А. Технология блокчейн в системе корпоративного комплаенса // Право и цифровая экономика. 2018. № 2. С. 31 - 33.

6. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / А.В. Белицкая, В.С. Белых, О.А. Беляева и др.; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицин-форм, 2019. 376 с.

Referens list

1. Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 №. 203 «About the Development strategy of information society in the Russian Federation for 2017 - 2030» // Code of laws of the Russian Federation. 2017. №. 20. Art. 2901.

2. The resolution of the Government of the Russian Federation of 28.08.2017 №. 1030 «About a control system of implementation of the «Digital Economy of the Russian Federation» program (together with Rules of development, monitoring and control of implementation of the plans of measures on implementation of the «Digital Economy of the Russian Federation» program) // Code of laws of the Russian Federation. 2017. №. 36. Art. 5450.

3. The order of the Government of the Russian Federation of 28.07.2017 № 1632-r «About the approval of the «Digital Economy of the Russian Federation» program// Code of laws of the Russian Federation. 2017. №. 32. Art. 5138.

4. The plan of measures («road map») of the National technological initiative of Avtonet (annex №. 2 to the minutes of presidium of Council under the President of the Russian Federation for upgrade of economy and the innovative development of Russia of 24.04.2018 №. 1) // ConsultantPlus.

5. Laptev V.A. Blockchain technology in the system of a corporate komplayens // Right and digital economy. 2018. №. 2. P. 31 - 33.

6. Legal regulation of the economic relations in modern conditions of development of digital economy: monograph / A.V. Belitskaya, V.S. Belykh, O.A. Belyaeva, etc.; edition V.A. Vaypan, M.A. Egorova. M.: Yustitsinform, 2019. 376 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.