Научная статья на тему 'БЛОКЧЕЙН КАК СЕРВИС ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ О ПОДЛИННОСТИ ДИПЛОМОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ'

БЛОКЧЕЙН КАК СЕРВИС ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ О ПОДЛИННОСТИ ДИПЛОМОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОКЧЕЙН / ЗАЩИТА ДАННЫХ / ПОДДЕЛКА ДИПЛОМОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРОВЕРКА ПОДЛИННОСТИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Михаэлис В.В., Михаэлис С.И.

Проблема поддельных дипломов об образовании вызывает тревогу и беспокойство общества. В цифровую эпоху фальсификация достигла больших размеров. В связи с этим предлагается механизм учета и подтверждения подлинности дипломов с использованием технологии. Предложен секторно-маркерный способ доступа к записи блокчейна. Показана технология записи и модель формирования блокчейна. Предлагаемая технология гарантирует, что дипломы подлинные, защищены от подделки, принадлежат именно тем специалистам, которые их получили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOCKCHAIN AS A SERVICE FOR PROTECTING INFORMATION ABOUT THE AUTHENTICITY OF EDUCATIONAL DIPLOMAS

The problem of fake diplomas of education causes alarm and concern to society. In the digital age, falsification has reached great proportions. In this regard, a mechanism for recording and confirming the authenticity of diplomas using technology is proposed. A sector-token method of accessing a blockchain record is proposed. The recording technology and the blockchain formation model are shown. The proposed technology guarantees that the diplomas are genuine, protected from forgery, belong to the specialists who received them.

Текст научной работы на тему «БЛОКЧЕЙН КАК СЕРВИС ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ О ПОДЛИННОСТИ ДИПЛОМОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Блокчейн как сервис защиты информации о подлинности дипломов об образовании

В.В. Михаэлис, С.И. Михаэлис Иркутский государственный университет путей сообщения

Аннотация: Проблема поддельных дипломов об образовании вызывает тревогу и беспокойство общества. В цифровую эпоху фальсификация достигла больших размеров. В связи с этим предлагается механизм учета и подтверждения подлинности дипломов с использованием технологии. Предложен секторно-маркерный способ доступа к записи блокчейна. Показана технология записи и модель формирования блокчейна. Предлагаемая технология гарантирует, что дипломы подлинные, защищены от подделки, принадлежат именно тем специалистам, которые их получили.

Ключевые слова: блокчейн, защита данных, подделка дипломов, образовательное учреждение, проверка подлинности.

Блокчейн нашел применение в различных сферах: экономике и управлении [1, 2], образовании [3, 4] и др.

По мере развития современных печатных и компьютерных технологий создание и распространение поддельных дипломов принимает все более широкий размах. Встречаются поддельные дипломы, выданные как несуществующими учебными заведениями, так и существующими. Скандалы с пилотами, врачами, юристами привели к тому, что некоторые государственные органы дают официальные разъяснения, можно ли работать по поддельным дипломам (Письмо Минтруда от 28.03.18 № 14-2/В-219 «О расторжении трудового договора с работником, предъявившим поддельный документ об образовании»). Отдельные разъяснения по правоприменительной практике дал Верховный суд РФ в Постановлении Пленума от 17 декабря 2020 г. №43 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324-327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Из-за большой протяженности территории нашей страны, наличия около 4000 учреждений высшего и среднего специального образования [5] проблема с поддельными дипломами

стала большой проблемой как для государства и работодателей, так и для рекрутинговых организаций. По данным интернет-ресурса по трудоустройству СагеегЬшШег, средние потери от неудачного найма одного работника составили около 15 000$ за период от приема на работу до увольнения [6]. Однако все финансовые потери меркнут перед потерей здоровья и жизни. Одним из барьеров перед злоумышленниками, использующими поддельные дипломы, может стать проверка их подлинности с применением технологии блокчейн.

Блокчейн - это непрерывная цепочка блоков, выстроенная по определенным правилам [7]. Блок содержит факты и связь с предыдущим блоком. При этом фактом может быть все, что угодно - текст, фотография, таблица и др. В качестве связи с предыдущим блоком служит нумерация, своя хэш-функция и хэш предыдущего блока. Следующий блок также будет содержать две хэш-функции.

Для рассматриваемой технологии подходит консорциумный блокчейн, представляющий собой закрытую сеть. Данная сеть контролируется несколькими организациями, которые имеют право для записи блоков. Блокчейн консорциума объединяет элементы публичного и частного блокчейна. В качестве валидаторов выступает уполномоченная группа; видимость сети может быть ограничена валидаторами, авторизованными лицами или не иметь ограничений [8, 9].

В исследовании предлагается секторно-маркерная схема использования технологии блокчейна в системе учета документов об образовании. Понятие «маркер» будем использовать по аналогии со средой передачи данных (компьютерными сетями), где с маркерным методом доступа право на доступ к среде передается циклически от станции к станции (от узла к узлу) [10, 11].

Предполагается, что все учебные организации войдут в единую сеть для создания и хранения блокчейна (рис.1). Каждое образовательное

учреждение (далее - ОУ) образует независимый узел. ОУ формирует и хранит блоки, которые образуют непрерывную цепочку - блокчейн.

Сектор 1 Сектор 2 Сектор 3 ■ ■ <■ Сектор п

ОУ1

ОУ2

. ■ ■

ОУ ш

ОУ1 А ОУ2 ■ ■■ ОУ ш

маркер (формирование блока) проверка одобрение/запись

Рис.1. - Секторно-меркерный способ доступа к записи в блокчейн

Каждый сектор включает в себя ряд ОУ, который формируется по заранее оговоренному принципу (территориальному, временному и т. п.). Каждому сектору выделяется определенное время для записи в блокчейн. В начале (конце) оговоренного времени для всей системы происходит синхронизация (обновление всей цепочки блокчейна в каждом узле). Внутри сектора время распределяется по маркерному принципу. Маркер представляет собой определенную очередность записи блока в блокчейн.

Технология записи в блокчейн заключается в следующем:

- ОУ формирует блок (несколько блоков);

- рассылает блок (несколько блоков) всем участникам сектора для одобрения;

- если нет ошибок, все участники сектора одобряют его и записывают в базу данных (БД) (рис.2).

ОУ1 ОУ2 ОУЗ ОУ4 ОУ1 ОУ2 ОУЗ ОУ4

Блок №х —► Блок №х Блок №х Блок №х —1 Блок №х Блок №х Блок №х Блок №х

формирование одобрение запись

Рис.2. - Технология записи в блокчейн

Блок может содержать следующую информацию об обучающемся:

1) Ф.И.О., серию, номер диплома, оценки;

2) Ф.И.О., успеваемость по курсам, семестрам;

3) Ф.И.О., портфолио и другое.

Записи могут формироваться автоматически на базе существующих информационных систем ОУ, а также заноситься в блок вручную. В зависимости от того, как и каким образом формируются блоки и записи в них, можно отследить всю академическую успеваемость студента, его успехи, увлечения и другую деятельность, т. е. все то, что может заинтересовать работодателя. Номера блоков, относящихся к выпускнику, можно автоматически вносить в диплом (рис.3). Для просмотра блока нужно знать его номер и доступ к БД. Правом записи в БД будут обладать валидаторы консорциума, авторизованные пользователи могут блоки просматривать.

Блок №2

данные

хэш_1 хэш_2

Рис.3. - Модель формирования блокчейна

Исходя из анализа литературы, можно сделать вывод о больших перспективах развития систем блокчейн-технологий и о широком спектре их возможностей.

На основании проведенного анализа можно заключить, что предложенная технология блокчейн позволит осуществлять учет, хранение данных о документах об образовании, при этом обеспечивая прозрачность и доступность для ознакомления кругом заинтересованных лиц, надежно защищая от любого подлога, подделки документов в сфере образовательной деятельности.

1. Тихонова К.В., Гаранова М.В., Бурдова Д.В., Тихонов Д.А. Оптимизация системы управления объектами недвижимости на основе внедрения технологии блокчейн в учетно-регистрационную процедуру//

ivdon.ru/ru/magazine/archive/n7y2019/6078.

2. Пескова О.Ю., Половко И.Ю., Захарченко А.Д. Применение блокчейн-технологий в системах электронного документооборота: анализ и программная реализация // Инженерный вестник Дона. 2019. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2019/5801.

3. Sakhipov A., Yermaganbetova M., Latypov R., Ualiyev N. Application of blockchain in higher education institutions // Journal of theoretical and applied information technology. 2022. vol. 100. no. 4. pp. 1138-1147.

4. Полякова А.Ю. Перспективы применения технологии «Блокчейн» в обучении школьников элементам вероятностно-статистической линии // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2021. № 2(22). С. 38-47.

5. Образование в цифрах: 2020 : краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. 120 с.

Литература

Инженерный

вестник

Дона. 2019. №7. URL:

6. How much is that bad hire costing your business? URL: resources.careerbuilder.com/recmiting-solutions/how-much-is-that-bad-hire-costing-your-business (дата обращения: 03.04.2023).

7. Базанов С. Биткоин для всех: Популярно о первой распределенной одноранговой денежной системе. Издательские решения, 2018. 248 с. URL: www.trinitas.ru/rus/doc/0024/001a/1015-bz.pdf (дата обращения: 03.04.2023).

8. Dib O., Brousmiche K., Durand A., Thea E., Hamida E.B. Consortium Blockchains: Overview, Applications and Challenges. URL: odib.github.io/resources/iaria.pdf (дата обращения: 03.04.2023).

9. Криштаносов В. Б. Блокчейн: технологический и экономический аспекты // Труды БГТУ Серия 5: Экономика и управление. 2020. № 2(238). С. 13-32.

10. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. 5-е изд. СПб.: Питер, 2016.

11. Михаэлис В.В., Михаэлис С.И. Защита беспроводных сетей // Информационные технологии и проблемы математического моделирования сложных систем. 2015. № 14. С. 410.

References

1. Tikhonova K.V., Garanova M.V., Burdova D.V., Tikhonov D.A. Inzhenernyj vestnik Dona. 2019. №7. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n7y2019/6078.

2. Peskova O.Yu., Polovko I.Yu., Zakharchenko A.D. Inzhenernyj vestnik Dona. 2019. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2019/5801.

3. Sakhipov A., Yermaganbetova M., Latypov R., Ualiyev N. Journal of theoretical and applied information technology. 2022. vol. 100. no. 4. pp. 11381147.

4. Polyakova A.Yu. Continuum. Matematika. Informatika. Obrazovanie. 2021. № 2(22). pp. 38-47.

5. Obrazovanie v tsifrakh: 2020 : kratkiy statisticheskiy sbornik [Education in numbers: 2020 : a brief statistical collection] / M. Gokhberg, O. K. Ozerova, E. V. Sautina, N. B. Shugal'. Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VShE, 2020. 120 p.

6. How much is that bad hire costing your business? URL: resources.careerbuilder.com/recruiting-solutions/how-much-is-that-bad-hire-costing-your-business (accessed: 03.04.2023).

7. Bazanov S. Bitkoin dlya vsekh: Populyarno o pervoy raspredelennoy odnorangovoy denezhnoy sisteme [Bitcoin for Everyone: Popular about the First Distributed peer-to-Peer Monetary System]. Izdatel'skie resheniya, 2018. 248 p. URL: www.trinitas.ru/rus/doc/0024/001a/1015-bz.pdf (accessed: 03.04.2023).

8. Dib O., Brousmiche K., Durand A., Thea E., Hamida E.B. Consortium Blockchains: Overview, Applications and Challenges. URL: odib.github.io/resources/iaria.pdf (accessed: 03.04.2023).

9. Krishtanosov V. B. Trudy BGTU. Seriya 5: Ekonomika i upravlenie. 2020. № 2(238). pp. 13-32.

10. Olifer V., Olifer N. Komp'yuternye seti. Printsipy, tekhnologii, protokoly [Computer networks. Principles, technologies, protocols]. 5-e izd. SPb.: Piter, 2016.

11. Mikhaelis V.V., Mikhaelis S.I. Informatsionnye tekhnologii i problemy matematicheskogo modelirovaniya slozhnykh sistem. 2015. № 14. p. 410.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.