Научная статья на тему 'Блогосфера: комплексный подход в исследовании процессов управления'

Блогосфера: комплексный подход в исследовании процессов управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
500
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ / БЛОГОСФЕРА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ / ЯЗЫКОВОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MANAGEMENT PROCESSES IN THE INTERNET / BLOGOSPHERE / SOCIAL STUDIES IN THE INTERNET / LINGUISTIC AND EMOTIONAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шамыкина Виктория Михайловна

Предложен комплексный подход в социологических исследованиях русскоязычного сегмента блогосферы интернета, включающий методы и этапы сбора данных, использование полуструктурированной информации. Приводится пример применения подхода в изучении языкового и эмоционального поведения интернет-пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blogosphere: research of management processes, comprehensive approach

In the article a comprehensive approach to research of the Russian language segment of the Internet blogosphere is described, including methods and the stages of data collection, the use of semistructured information. The article contains an example of application of the approach, it is described for linguistic and emotional behavior of blogosphere users.

Текст научной работы на тему «Блогосфера: комплексный подход в исследовании процессов управления»

В. М. Шамыкина

Блогосфера: комплексный подход в исследовании процессов управления

Шамыкина Виктория Михайловна — аспирантка кафедры социологии управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (е-таН: esocio08@yandex.ru).

Аннотация. Предложен комплексный подход в социологических исследованиях русскоязычного сегмента блогосферы интернета, включающий методы и этапы сбора данных, использование полуструктурированной информации. Приводится пример применения подхода в изучении языкового и эмоционального поведения интернет-пользователей.

Ключевые слова: процессы управления в интернете, блогосфера, социологические исследования в интернете, языковое и эмоциональное поведение.

В настоящее время информационные среды играют значимую роль в общественных процессах. Явления, имеющие место в этих средах, структурно сложны, отличаются нелинейностью и наличием самоорганизации. Адаптация к деятельности в таких средах, усвоение норм и ценностей, обусловлены особенностями среды. Одна из граней социализации и ресоциализации в интернете - это участие пользователя в отношениях управления. В современном социальном управлении наряду с субъект-объектными присутствуют отношения субъект-субъектные, при которых объект воздействия также имеет свои цели, интересы, волю, а субъект управления строит управленческие отношения на равноправной основе с учетом наличия интересов взаимодействующего субъекта. В блогосфере, как фрагменте медиапространства Интернет, другой подход практически невозможен, так как добровольность участия пользователя является основным условием и правилом социальных взаимодействий. Таким образом, субъект-субъектные отношения управления в блогосфере принимают форму обмена ролями и позициями - субъект, занимая позицию управляющего, навязывает или предлагает другому субъекту позицию объекта управления, а явные связи между ними обеспечивают наличие канала для передачи управляющего воздействия.

Для социологии управления имеет значение, прежде всего, тот факт, что социоинформационная блогосфера постепенно становится дополнением или

даже альтернативой сложившимся институтам социализации. Санкционирование в блогосфере ограничено, фактически, только соблюдением законодательства Российской Федерации и внутренними правилами блог-платформы. Инициативу социального контроля берут группы и структуры, не имеющие отношения к реализации молодежной и информационной политики.

Многие исследователи избрали отношения управления предметом своего научного поиска (так, М. Лаззарато раскрывает в своих работах1 концепцию «обществ контроля»; эта же концепция раскрыта Ж. Делёзом2). Проблема не только в том, что часть процессов, имеющих место в интернете, носит однозначно негативный характер (подростковая интернет-зависимость, нарушение социализации и поведения, повышение уровня агрессии). Другая сторона проблемы - гносеологические вызовы процессов коммуникации, в том числе и в аспекте управления.

Для исследования процессов управления в интернете нами был выбран русскоязычный сегмент сетевых дневников или блогов (в качестве примера взят сервис «@дневники»3). Блогосфера демонстрирует высокий уровень коммуникативной активности. Она открыта для изучения: наряду с естественными трудностями вхождения, характерными для любого исследовательского поля, она предоставляет и ряд удобств, очевиднейшее из которых - электронный формат всех текстов и быстрый доступ к описаниям «ситуаций», в том числе, имевших место в прошлом (архивы записей). Наконец, согласно исследованиям Н.Л.Соколовой4, данная среда отражает течение процессов, характерных для пространства интернета.

Процессы управления и их моделирования рассматриваются автором с позиции субъектно-деятельностной концепции С.Л.Рубинштейна, согласно которой субъект и в своем познании, и в своем действии, и в своем отношении к другому субъекту уничтожает внешность, внеположность объекта и другого субъекта, преодолевает его обособленность, обнаруживает (познанием), преобразует (действием), усиливает своим отношением к нему сущность другого5. Современные исследователи (например, Л.А.Василенко6) подчеркивают, что актуальный призыв «быть субъектом» обеспечивает стремление каждо-

1 Лаззарато М. Предприятие и неомонадология // Логос. - 2007. - № 4(61). - С. 169-172.

2 Делёз Ж. Post scriptum к обществам контроля // Элементы. - 2000. - № 9.

3 Расположение - сайт www.diary.ru. Сервис занимает пятое место в рейтинге блогов, согласно данным ООО «Яндекс». Статистика, учитывающая недоступные для индексации данные, ставит этот сервис фактически на второе место, сразу после всемирно известного сервиса www. livejournal.com.

4 Соколова Л.Н. Популярная культура Web 2.0: к картографии современного медиаландшаф-та. - Самара: Самарский университет, 2009.

5 Абульханова К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. - М. : Наука, 1989.

6 Василенко Л. А. Интернет в информатизации государственной службы России (социологический анализ). - М. : 2008.

го участника медиа-пространства к уникальности и публичному легитимному самовыражению в окружении других, в коммуникативных связях с ними. М. Лаззарато указывает на актуальность анализа явлений управления1. Пользователи, полагает он, должны быть подготовлены к управлению ими, и эта готовность имеет законченную форму.

Мы рассматриваем взаимодействие не субъекта и объекта, а двух и более субъектов, каждый из которых принимает решения, и способен как оказывать влияние, так и воспринимать его. Субъект, реализующий управляющее воздействие, через инструментарий блогосферы вызывает социальное явление, изменяет среду, её фрагменты и составляющие. Всякий пользователь среды может быть как субъектом, в том числе, субъектом управления, так и становиться целью действий другого субъекта. Участнику предлагается роль управляемого, однако, такой случай идеален, ведь управляемый субъект оставляет за собой право принимать решения, вступать в полемику или, например, игнорировать провокации.

Поиск управляющих воздействий, подаваемых в форме предложения, связан с очевидными сложностями. Во-первых, такое влияние повсеместно, оно -часть регулярного потока коммуникаций, и потому случаи, требующие рассмотрения в связи с указанными проблемами блогосферы, трудно отыскать. Во-вторых, модель взаимодействия субъектов должна учитывать не только управление, но и обмен информацией других типов: дружеское общение, эмоциональное участие и множество подобных форм интеракции, каждая из которых может содержать управляющие сигналы. Возможный путь такого поиска предложен ниже.

Субъектная модель предполагает рассмотрение возможных целей субъекта относительно других участников среды. Цели эти могут быть декларированы или скрыты, либо состоять из суммы элементов обоих типов. Исследователь, отталкиваясь от наблюдаемых случаев, анализирует не только содержание отношений управления, создаваемых субъектами, но и их цели, приёмы и последствия активности.

Предлагаемый подход назван комплексным в силу сочетания в нем различных способов получения социологических данных, и разносторонности рассматриваемых субъектов, пользователей, и их взаимодействия. Наблюдение является основой подхода, но используется совместно с такими методами, как проведение нарративных интервью, фокус-групп, кейс-стади. Каждый из методов применяется в условиях блогосферы с учётом её специфики. Так, сетевой дневник анализируется с позиции истории жизни, при рассмотрении причин установления тех или иных отношений управления; аналог фокус-группы может быть организован в форме дискуссии на заданную тему на странице блога, и так далее.

1 Лаззарато М. Нематериальный труд // Художественный журнал. - 2008. - № 69.

Первый этап предлагаемого к рассмотрению подхода - процесс «вхождения в поле». Каждый участник блогосферы вкладывает в свою деятельность в среде различный смысл - от развлечения до серьёзной работы, например, журналистской. В связи с этим исследователю, выбравшему самостоятельное знакомство со средой, требуется длительный этап вхождения в среду, множественное неструктурированное наблюдение, активное общение с другими авторами, иначе велика вероятность ошибок в понимании и расшифровке. Второй способ, компенсирующий недостатки первого - использование услуг «проводника». Проводник, однако, способен ограничить «словарь» исследователя только тем тезаурусом, что принят в его собственной группе, и не предоставить той информации, которая кажется само собой разумеющейся, создав тем самым лакуны в смысловой картине исследователя. Наилучшим видится совмещение способов, то есть, и самостоятельный анализ общих закономерностей блогосферы, и учёт данных, поступающих от одного или нескольких «проводников».

Следующий этап - первичное наблюдение. Оно начинается со знакомства со средой, выбора случаев и авторов. Выявление деятельности субъекта, направленной на достижение целей, касающихся поведения других людей, происходит в различных фрагментах среды. Ими могут быть как узлы повышенной коммуникативной активности (запись, число комментариев к которой превышает три десятка, или блог с числом подписчиков свыше тысячи1), так и малые группы (сообщество по интересам с числом участников около десяти). Для поиска подходит инструмент «случайного блога» или разделы статистики, поиска по признаку, ранжированные списки авторов и сообществ. Ознакомление с «дополнительными материалами» позволяет расширить представление об исследуемом социальном пространстве.

Принцип отбора, основанный на высоких показателях активности - количестве записей и комментариев - не всегда является незыблемой опорой. Так, некоторые современные исследователи, например, В.И.Ильин, говорят о малой значимости анализа «гулких комнат»2, блогов с низкой активностью. Это утверждение спорно: социализация происходит не только при посещении страниц с существенным объемом данных. Так, для исследования эмоционально-языковых особенностей поведения субъектов управления нами обследовались блоги с показателями ниже тех, что были приведены как описатель «коммуникативной активности».

Третьим этапом исследования является детальное наблюдение отобранных блогов на основе принципа отбора случаев. Стратегия исследования моделей деятельности субъектов управления включает в себя следующие шаги. На-

1 Данные числа получены эмпирическим путём, и справедливы для сервиса www.diary.ru - для других сервисов может потребоваться масштабирование.

2 Ильин В. И. Драматургия качественного полевого исследования. - СПб. : Интерсоцис, 2006.

блюдение отобранных единиц (блогов со средней активностью) - и не только их записей, но и комментариев к записям. Затем выделение аспектов эмоционально-языкового поведения субъектов управления, и последующее полуструктурированное описание. Обследуются коммуникативные акты с участием выбранных авторов и форм подачи управляющих воздействий, используется структура среды для отслеживания связей и каналов передачи управляющих воздействий - программные артефакты среды, заменяющие окружение в «живом» наблюдении. Карточка наблюдения разрабатывается параллельно. Чрезвычайно важны процедуры триангуляции, в том числе, с привлечением экспертов, как из среды, так и мало знакомых с ней.

Четвёртый этап - работа со смыслами и группами. Язык есть способ разграничения групп, отмечают психолингвисты. А. А. Леонтьев подчёркивает, что форма подачи непосредственно влияет на степень и качество воздействия, оказываемого автором сообщения1. Анализ смысловых единиц и выражений позволяет определить некоторые тенденции среды. Границы групп очерчиваются пределами «понимания» тех или иных форм языковых элементов. Анализ связей используемого автором языка, группы, к которой причисляет себя субъект управления, реализуемых моделей поведения, «языковых профилей» авторов - позволяет описать социологический портрет субъекта блогосферы.

Так, в нашем примере с исследованием языковых аспектов субъект-субъектных отношений управления целью был анализ языкового поведения авторов сетевых дневников со средними показателями активности. В результате наблюдения этих блогов и применения аналитической триангуляции с участием экспертов, отдалённо знакомых с блогосферой (студенты 2 курса гуманитарных специальностей), были выделены следующие закономерности и связи.

Так, например, была выявлена взаимосвязь между детальными особенностями языкового поведения, с одной стороны, и эмоциональным восприятием текста субъекта, с другой. Не только символьные обозначения настроений и эмоций, но и сам текст, которому эксперты давали эмоциональные оценки, несёт в блогосфере насыщенно-эмоциональную составляющую. Это - ключевая обнаруженная разница между блогосферой и, например, социальными сетями. Для последних характерно указание фактов, блогосфера же содержит развёрнутые и эмоциональные повествовательные фрагменты.

Экспертами также была выявлена необходимость рассматривать визуально-эмоциональный канал как равный текстово-языковому по интенсивности воздействия. Задача аналитической триангуляции, поставленная перед экспертами, заключалась в обследовании содержания текста. Однако, студенты в неструктурированных описаниях сетевых дневников отводили особое место

1 Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Смысл; Издательский центр «Академия», 2008.

визуальному каналу - графическому содержимому страниц, привязывая эмоциональные описатели к этим материалам. Следовательно, визуально-эмоциональный канал также может использоваться для управления в блогосфере.

Особую важность имеет стремление экспертов сфокусировать свои описания на эмоциональном аспекте, не предусмотренном при постановке задачи. Эмоциональное поведение субъектов управления занимает значимую позицию в деятельности авторов, а также и в восприятии их публичных действий. Оно тесно связано с текстово-языковым, поскольку обоснование своих выводов эксперты обозначили во фрагментах текстов, которые представляют собой главный формат коммуникации в блогосфере.

Следует заметить, что вид и форма информации, доступной в блоге, позволяет говорить об аналогах структурированных и слабоструктурированных социологических данных. Особенности организации информации сетевых дневников позволяют говорить об аналогах «документов жизни», аналогах этнографической площадки. Аналогом фокус-группы, как метода получения данных, может служить инициированная социологом дискуссия, организованная среди респондентов, знающих об исследовании, так и обсуждение в более свободной форме на заданную тему.

Выбор способов получения новой информации или обработки имеющейся определяется объектом и предметом исследования. Субъектная модель, предложенная выше, помогает сфокусировать исследовательский поиск на определённых особенностях среды при её общем моделировании. Такое предложение обусловлено описанными выше феноменами - «обще-медийным» требованием субъектности и описательными возможностями концепции С.Л.Рубинштейна при изучении данной среды. Субъект, оказывающий влияние на участников среды, определяет формами своей активности (текстовой, языковой, эмоциональной) те поисковые стратегии, которые социолог может применять для выявления самого субъекта, форм управления и целей, имеющихся у субъекта относительно других участников среды.

Социологическое исследование процессов управления в блогосфере представляет собой не просто сумму последовательно применяемых социологических методов. Во-первых, каждый из них требует адаптации к специфике и организации сетевой среды. Во-вторых, сложность подхода исходит из сложности объекта исследования. В этой связи в ходе исследования процессов управления в блогосфере рассматриваются не исключительно авторы или акты управляющих влияний с их последствиями, не только субъекты в процессе активности - а комплекс этих явлений. Этим обусловлено применение различных методов исследования, таких, как наблюдение нелинейных процессов в динамике, аналог биографического исследования для представления временной составляющей и этапов развития ситуаций управления, фокус-группы для актуализации тезаурусов и выявления целевой составляющей управления,и так далее.

Распространение моделей поведения, социализации в различных средах, а особенно в среде с растущей популярностью - в интернете - находится в фокусе актуальных исследований. Причина в том, что современная молодежь формирует мир, каким он будет завтра. С ростом распространения интернета в современной России исследования процессов, происходящих в глобальной паутине, становятся необходимы. Они мотивируются не только однозначно негативными проявлениями, но и проблемами познания (как именно действуют современные коммуникативные механизмы, каковы могут быть долгосрочные последствия, кто, что и как оказывает влияние на пользователей). Такие исследования должны проводиться и развиваться в ответ на новые гносеологические вызовы медийных сред и, в том числе, интернета и его сегмента - блогосферы.

Список литературы

1. Абульханова К. А. Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М. : Наука, 1989.

2. Василенко Л. А. Интернет в информатизации государственной службы России (социологический анализ). М. : 2008.

3. Делёз Ж. Post scriptum к обществам контроля // Элементы. 2000. № 9.

4. Ильин В. И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб. : Интерсоцис, 2006.

5. Лаззарато М. Предприятие и неомонадология // Логос. 2007. № 4(61).

6. Соколова Л.Н. Популярная культура Web 2.0: к картографии современного медиаландшафта. Самара: Самарский университет, 2009.

© Шамыкина В.М., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.