Научная статья на тему 'Блогосфера как поле формирования коммуникативной активности читателя'

Блогосфера как поле формирования коммуникативной активности читателя Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
289
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГОСФЕРА / БЛОГ / ЧИТАТЕЛЬ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ЧИТАТЕЛЯ / BLOG SPHERE / BLOG / READER / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE ACTIVITY OF THE READER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зубанова Л. Б.

Статья посвящена проблемам осмысления современной блогосферы, формирующей новый тип активного читателя. Понимание активности аудитории демонстрируется на примере комментариев блога Дмитрия Медведева и оценивается через следующие характеристики: количество сообщений, эмоциональная вовлеченность читателя, оперативность и продолжительность комментирования, дискуссионно-диалоговый характер коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Блогосфера как поле формирования коммуникативной активности читателя»

Развитие информационно-коммуникационных технологий как стратегически необходимое условие требует ситуации избыточности ресурсов, направляемых в эту сферу деятельности. Использование ИКТ как необходимого инструмента управления знаниями в настоящее время бурно развивающаяся сфера научной и практической работы. Этому посвящено большое количество работ. Последнее время применительно к образовательной деятельности активно развивается направление электронного обучения (eLearning).

Завершая рассмотрение факторов способствующих формированию внутренней инновационной среды в бизнес-школах необходимо отметить их системность, поскольку каждое из этих условий является необходимым и взаимообусловленным. Недостаточное внимание хотя бы к одному из перечисленных факторов существенно снижает способность бизнес-школы эффективной инновационной деятельности.

Литература

1. Портер М.Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость /Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с.

2. Сенге П. Пятая Дисциплина, М., 2003

3. Филиппов В.М. (руководитель авторского коллектива) Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. М. «Логос». 2006

4. Щенников С.А. Открытое дистанционное бизнес-образование как воплощение глобализации/ Бизнес-образование. №1 (16). 2004

5. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М: Наука. 2002

6. Baalen P.J. van, Thodenius B. Authentic Management learning in a virtual collaborative learning environment // Resench and innovation in open and distance learning: The First Research Workshop of EDEN, Prague, 2000, p.155-158

7. Kolb D., Fry R. Towards and applied theory of experiential learning // Theories of group processes. Wiley, 1975, pp.33-57

8. TaitA. Study centers: the European experience / Proc. of the Lisbon 2000 Europ. Conf. “ODL networking for quality learning” / The European OLD Liaison Committee. Universidade Aberta. Lisbon, 2000

БЛОГОСФЕРА КАК ПОЛЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ЧИТАТЕЛЯ

Л.Б. Зубанова, доктор культурологи, заведующая кафедрой культурологии и социологии

Тел.: ,e-mail:kf4@chgaki.ru Челябинская государственная академия культуры и искусств http://www.chgaki.ru

Article is devoted to problems of judgment of the modern blog sphere forming new type of the active reader. The understanding of activity of audience is shown on an example of comments of the blog of Dmitry Medvedev and estimated through the following characteristics: number of messages, emotional involvement of the reader, efficiency and duration of commenting of information, debatable and dialogue nature of communication.

Статья посвящена проблемам осмысления современной блогосферы, формирующей новый тип активного читателя. Понимание активности аудитории демонстрируется на примере комментариев блога Дмитрия Медведева и оценивается через следующие характеристики: количество сообщений, эмоциональная вовлеченность читателя, оперативность и продолжительность комментирования, дискуссионно-диалоговый характер коммуникации.

Ключевые слова: блогосфера, блог, читатель, коммуникация, коммуникативная активность читателя

Keywords: blog sphere, blog, reader, communication, communicative activity of the reader

Классик исследований масс-медиа Маршалл Маклюэн делил средства коммуникации на «горячие» и «холодные» - характеризующиеся низкой или высокой степенью активности и включенности аудитории. Если уж разбираться совсем досконально, то традиционные СМК (телевидение, пресса, радио) - не в полной мере коммуникация, ведь в них почти не преду-

смотрены формы обмена, диалога, полноценного общения (звонки в студию и письма читателей - слишком эпизодичны, чтобы оспаривать данное утверждение). Интернет ломает эту привычную структуру, рождая пространство полноценной коммуникации, осуществляемой "здесь и сейчас" - глобальное пространство диалога. Он рождает и ощущение универсализма общения - человек одновременно и наблюдатель и участник событий, и читатель и писатель, и творец и потребитель.

Наиболее заметны подобные характеристики и тенденции в пространстве современной блогосферы, выступающей в качестве легитимной площадки диалогового взаимодействия Интернет-аудитории.

Процесс коммуникации в блогосфере может рассматриваться как своеобразная проекция социодинамической модели культуры А. Моля [4] - как процесс функционирования «культурем» - сообщений, передающихся от создателя к потребителю (и в обратном движении) средствами массовой коммуникации. В данном случае мы можем опереться и на методологический концепт «коммуникативного жанра» Т. Лукмана (kommunikative Gattungen) -диалоговые коммуникации и коммуникативные практики, выступающие основой конструирования социальной реальности акторов [1], или, по выражению самого Лукмана, «установленные и формализованные решения коммуникативных проблем» [Цит. по: 3; С.81].

В целом, аудитория представляет собой совокупность людей, формирующих референтную зону восприятия информации, объединяющуюся на основе общности интереса, а также форм и способов его реализации. В Интернет-пространстве она является не просто пассивным объектом воздействия (потребителем), но непосредственным, действующим участником коммуникации - предстает особым типом активного читателя.

Чтобы отойти от абстрактно-теоретических рассуждений, обратимся к практике контент-анализа пользователей блогосферы - на примере видеоблога бывшего Президента РФ Дмитрия Медведева (http://blog.kremlin.ru/post/l 60). Исследуемый период: со 2 августа 2010 года по 26 апреля 2011 года. Попытаемся на данном примере выявить ключевые характеристики, отличающие новый тип активности Интернет-читателя.

Наиболее очевидной характеристикой, свидетельствующей об активности пользователей, может выступать количество сообщений - комментариев-откликов на предложенную информацию, а также эмоциональная вовлеченность читателя, выраженная через демонстрацию позитивной или негативной личностной оценки информации (табл.1).

Таблица 1

Количество комментариев и эмоциональная оценка информации

№ Тематика информационного сообщения в блоге Д. Медведева Количество комментариев Интернет- пользователей Оценка информации (количество комментариев)

Позитивно-нейтральный характер комментария Негативный характер комментария

1. Реформы законодательства 1567 974 593

2. Чрезвычайные происшествия, стихийные бедствия 532 238 294

3. Проблемы и перспективы развития бизнеса 1358 438 920

4. Проблемы социальной сферы 1710 1220 490

5. Политические реформы 1327 1003 324

6. Правоохранительные органы 1819 1189 630

7. Информационные системы и Интернет-пространство 445 329 116

8. Культурные проекты и акции 169 158 11

9. Частные события и акции 504 347 157

Как можно убедиться, количественно-качественный подход к выявлению активности читателей позволяет говорить о насыщенности коммуникации - аудитория комментирует предлагаемую информацию (так, количество комментариев по большинству актуальных вопросов

превосходит тысячную отметку), демонстрируя эмоциональную оценку по каждому информационному поводу.

Важным обстоятельством активности могут выступать оперативность и продолжительность комментирования информации - с одной стороны, свидетельствующие о своеобразном феномене ожидания информационного повода (и, как ответ, - оперативность реагирования), с другой, -об удержании продолжительного интереса аудитории к содержанию сообщения, продлении информационного эффекта (табл. 2).

Таблица 2

Продолжительность комментариев

№ Тематика информационного сообщения в блоге Д. Медведева Период комментирования аудиторией

1. Изменения и поправки в законах 02.08.2010 - 15.04.2011

2. Венчурный бизнес 05.08.2010 - 18.03.2011

3. Проблемы правоохранительной сферы 07.08.2010 - 18.03.2011

4. Проблемы профессионального образования 08.09.2010 - 07.04.2011

5. Социальная ответственность бизнеса 20.10.2010 - 08.04.2011

6. Модернизация вооруженных сил 23.11.2010 - 13.04.2011

7. Обсуждение законопроекта об образовании 01.12.2010 - 28.04.2011

8. Проблемы наркомании в стране 28.12.2010 - 19.04.2011

Отметим сразу совпадение даты появление сообщения в блоге и даты начала комментирования его Интернет-аудиторией. Продолжительность комментирования видеосообщения, как можно заметить из результатов таблицы, может удерживаться в течение нескольких месяцев.

Действенный аспект участия аудитории обеспечивается не только традиционным для большинства СМК актом совершения информационного выбора (информационное потребление), но и наличием устойчивой дискуссионно-диалоговой коммуникации. В подобной ситуации аудитория признается не только в качестве партнера по диалогу (по аналогии с концепцией «диалогового Я» у М. М. Бахтина), но и заказчиком «информационного меню», рассматривается как рационально-ориентированный выборщик, настроенный на удовлетворение и возвышение художественных потребностей.

Теории «активной аудитории» (Д. Шонинг, Д. Андерсон, Д. Мак Квейл, К. Ховлэнд, Д. Клаппер и др.) допускают многообразие позиций потребителя по отношению к вовлеченности в представленную информационную картину. Так, в проекте Т. Либесса и Э. Капа «Даллас» (анализ позиций аудитории по отношению к одноименному сериалу) на основе исследования так называемых «индикаторов влияния» были выделены критическая, референтная, реалистическая, игровая, ценностно-зависимая и ценностно-свободная позиции аудитории [5; С.350].

Обращаясь к анализу комментариев блога Дмитрия Медведева, со стороны аудитории мы можем выделить самые разнохарактерные типы комментариев: комментарии-рекомендации; комментарии эмоциональной поддержки действий; комментарии-сомнения в продуктивности принятого решения; комментарии информационно-критического настроя; комментарии-жалобы; комментарии негативной оценки личности коммуникатора.

Дискуссионно-диалоговый характер коммуникации может свидетельствовать о содержательном разнообразии занимаемой позиции читателя, о своеобразном приращении функции «авторства чтения»: когда реакция на информационное сообщение рождает не просто отклик-комментарий, но и порождает новый тип авторского сообщения. Интерактивная активность аудитории, соединение в процессе виртуальной коммуникации автора и потребителя, по мнению исследователей [2; С.7], способствует своеобразному возрождению архаичного фактора партиципации.

Таким образом, в нашем понимании, виртуальный способ коммуникации может рассматриваться как способ порождения нового типа активного читателя, использующего информационно-креативный и проективный тип продуцирования информации. В подобной ситуации аудитория оказывается в ситуации информационного со-участия.

Литература

1. Бергер П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М. : Academia-Центр : Медиум, 1995. - 322 с.

2. Березовчук Л. Н. Интерактивность как провокация деятельности [Текст] / Л. Н. Березовчук // Виртуальное пространство культуры. Материалы науч. конф. 11-13 апреля 2000. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 6-11.

3. Галанова О. Е. «Коммуникативный жанр» как методологический концепт изучения форм социального взаимодействия [Текст] / О. Е. Галанова // Социолог. исслед. - 2010. - №6. - С. 80-86.

4. Моль А. Социодинамика культуры : пер. с фр. [Текст] / А. Моль; вступ. ст., ред. и примеч. Б. В. Бирюкова, Р. X. Зарипова и С. Н. Плотникова. - 2-е изд., стер. - М. : URSS : КомКнига, 2005. - 404 с.

5. Хермес Д. Активность аудиторий [Текст] //Медиа. Введение / под ред. А. Бриггза, П. Кобли; пер. с англ. Ю.В. Никуличева. - 2-е изд. - M. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 350-367.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.