Научная статья на тему 'Блоги как звено в семиотической цепи текстов'

Блоги как звено в семиотической цепи текстов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
173
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / БЛОГИ / ПОСТ / ПОП-КУЛЬТУРА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / СОТВОРЧЕСТВО / СЕМИОТИКА / ОТКРЫТЫЕ ТЕКСТЫ / ЗАКРЫТЫЕ ТЕКСТЫ / ИНТЕРТЕКСТ / INTERNET-DISCOURSE / WEBLOGS / POST / POP-CULTURE / INTERPRETATION OF IDEAS / CO-AUTHORSHIP / SEMIOTICS / OPEN TEXTS / CLOSED TEXTS / INTERTEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куковская А.В.

Статья посвящена вопросам, связанным с англоязычным интернет-дискурсом, его реализацией в блогосфере, а также месту блогов на карте медиа-пространства современной массовой культуры. В статье также затрагиваются вопросы, связанные с интерпретацией и открытыми текстами в контексте сотворческой деятельности блогеров, чьи записи являются реакцией на произведения массовой культуры и частью интертекста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOGS AS A LINK IN A SEMIOTIC CHAIN OF TEXTS

The Article «Blogs as a Link in a Semiotic Chain of Texts» is devoted to the English Internet-discourse, its manifestation in the blogosphere, as well as to the place of bloggers in the current pop-culture media landscape. The Article also addresses such mattes as interpretation and open texts in the context of the co-authorship activity of bloggers whose posts represent a reaction to various pop-culture creations and form part of the intertextual universe.

Текст научной работы на тему «Блоги как звено в семиотической цепи текстов»

УДК 13-81

А. В. Куковская

старший преподаватель каф. интегрированного языкового обучения в профессиональной деятельности факультета непрерывного образования МГЛУ; e-mail: loiso13@mail.ru

БЛОГИ КАК ЗВЕНО В СЕМИОТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ТЕКСТОВ1

Статья посвящена вопросам, связанным с англоязычным интернет-дискурсом, его реализацией в блогосфере, а также месту блогов на карте медиа-пространства современной массовой культуры. В статье также затрагиваются вопросы, связанные с интерпретацией и открытыми текстами в контексте сотворческой деятельности блогеров, чьи записи являются реакцией на произведения массовой культуры и частью интертекста.

Ключевые слова: интернет-дискурс; блоги; пост; поп-культура; интерпретация; сотворчество; семиотика; открытые тексты; закрытые тексты; интертекст.

A. V. Kukovskaya

Senior Lecturer, Department of Integrated Language Teaching in Professional Activities, Faculty of Continuing Education, MSLU; e-mail: loiso13@mail.ru

BLOGS AS A LINK IN A SEMIOTIC CHAIN OF TEXTS

The Article «Blogs as a Link in a Semiotic Chain of Texts» is devoted to the English Internet-discourse, its manifestation in the blogosphere, as well as to the place of bloggers in the current pop-culture media landscape. The Article also addresses such mattes as interpretation and open texts in the context of the co-authorship activity of bloggers whose posts represent a reaction to various pop-culture creations and form part of the intertextual universe.

Key words: Internet-discourse; weblogs; post; pop-culture; interpretation of ideas; co-authorship; semiotics; open texts; closed texts; intertext.

В статье затрагиваются вопросы, связанные с англоязычным интернет-дискурсом и его манифестацией в блогосфере, при этом блоги рассматриваются как часть интертекста и звенья в семиотической цепи текстов, порождаемых блогерами, в частности, в качестве

1 Статья публикуется в рамках реализации проекта РНФ № 14-48-00067 «Взаимодействие вербальных и невербальных средств конструирования событий в разных языках».

ответной реакции на произведения поп-культуры в рамках удовлетворения креативного импульса и стремления к самовыражению.

Прежде всего, кратко остановимся на том, что такое блог.

Общепринятым определением блога может служить следующее: «блог (от англ. blog (web log) - интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа» [5]. В отличие, например, от чатов и форумов, блог является частным, а не общественным пространством. При этом блог предполагает возможность общения, однако, нам представляется, что на первый план у пишущего блогера выходит стремление к самореализации через записи в своем блоге и достаточно часто именно такая запись - пост (или, иногда, постинг) - становится самоцелью.

В своем посте блогер стремится прежде всего выразить собственное мнение, свои впечатления и эмоции, поэтому достаточно часто общение в блогах состоит из последовательных монологических высказываний личностного характера и значимости, в которых блогер рефлексирует и одновременно реализует свой креативный импульс. При этом блогеры обычно имеют возможность высказать мысль целиком, в том объеме, в каком они хотят это сделать, т. е. у них нет опасения, что их, как это может случиться в реальном общении, перебьют, дискредитируют или сменят тему до того, как они закончат свое высказывание. Это дает им больше пространства для маневра при формулировании сообщений. Кроме того, поскольку такое общение опосредовано компьютером, т. е. не происходит в реальном времени, у блогеров есть время при желании отредактировать свои спонтанные записи или даже тщательно продумать их заранее, что, как правило, не происходит в случае чатов, и достаточно редко наблюдается на форумах, где приоритет отдается именно скорости обмена информацией.

Нельзя отрицать, что делая записи, блогеры, скорее всего, ориентируются на некоего «идеального читателя» и, вероятно, ожидают реакцию на свою запись со стороны других пользователей, а иногда даже со стороны деятелей поп-культуры, но при создании записей вступление в диалог не всегда является их приоритетом. Сам пост обычно обладает для блогеров значимостью, так как рассматривается ими как равноценный ответ деятелям поп-культуры, авторам книг,

сериалов и т. п., а также простым пользователям интернета; поэтому, когда блогеры создают свои записи, они, придавая высокую значимость своему посту и его содержанию, одновременно обращаются к своим потенциальным и «идеальным читателям», заочно полемизируя с ними (их более ранними высказываниями) или убеждая их в собственной правоте.

Таким образом, блогеры выражают свое мнение о современной поп-культуре в рамках англоязычного интернет-дискурса (в том числе, на таких площадках, как «Тумблер» (https://www.tumblr.com/), Живой Журнал (LiveJournal, http://www.livejournal.com), «Твиттер» (https://www.twitter.com) и т. п.), полемизируют с потенциальными читателями и в процессе коммуникации интерпретируют явления массовой культуры, вовлекаясь в сотворчество и порождая свои собственные тексты - записи в блогах, посты.

С этой точки зрения запись в блоге / пост может рассматриваться в качестве одного из примеров события как явления когнитивно-коммуникативного свойства в интернет-дискурсе.

В контексте постмодернизма текст - в семиотическом понимании - вступает в диалог со зрителем (читателем), и блоггеры, находящиеся в многослойном медиа-пространстве начинают порождать не только новые языковые единицы или смыслы, но также и когнитивные элементы и концептуальные структуры, объективирующиеся в языковых выражениях, т. е. блогеры создают свою концептуальную картину мира, одновременно занимаясь сотворчеством в рамках массовой культуры. Всё это делает пост в блоге небезынтересным событием в коммуникации и когниции.

Обычно запись в блоге / пост выступает как реакция на «внешний раздражитель» (событие поп-культуры и т. п.) и может служить для читателей и зрителей стимулом к продолжению коммуникации, т. е. будучи событием, порождает цепочку событий (ответных реакций) в интернет-дискурсе. Вслед за Умберто Эко, мы полагаем, что «читатель как активное начало интерпретации - это часть самого процесса порождения текста» [3, с. 14]. Так рождается интертекстуальная цепочка семиотических текстов. Здесь, как полагают некоторые исследователи интертекстуальности и когнитивной теории текста, в частности Л. А. Шестак, «интертекстуальность можно трактовать как когнитивный механизм, как средство, выполняющее референциальную

функцию, поскольку отсылка к иному тексту влечет за собой активизацию той информации, которая содержится в претексте» [4, с. 137].

Следует также принимать во внимание, что блогеру, пишущему о поп-культуре, недостаточно, например, смотреть один сериал или прочитать одну книгу, если он хочет стать полноправным участником блогосферы и рассчитывает на обратную связь, а также, если он хочет читать и понимать блоги таких же, как он, пользователей Интернета. Современный блогер должен хорошо ориентироваться в медиа-пространстве и обладать достаточно широким кругозором в сфере современного массового искусства, иными словами, референтные сущности, которыми он оперирует, являются транскультурными, отсылают нас, по словам семиотика и литературоведа Ролана Барта, «к тысячам культурных источников» [1].

Многие современные исследователи дискурса, рассматривающие эту проблему, в том числе с постмодернистских и постструктуралистских позиций, отмечают, что в настоящее время мы можем наблюдать поворот от индивидуального творчества к коллективному, т. е. блогеры, будучи зрителями и читателями, все сильнее начинают вовлекаться в процесс порождения явлений поп-культуры.

В современном интернет-дискурсе блогосферы интерактивная природа интернета неразрывно связана с креативным импульсом бло-геров как со-авторов семиотических текстов. Подобная интерактивность неотделима от интертекстуальности, которая, в свою очередь, в современном пост-модернистском мире позволяет рассматривать окружающую действительность как семиотическую совокупность текстов, а записи в блогах - как некие мета- или интертексты.

Одновременно с возрастающей ролью читателя / зрителя, «роль автора», как отмечают многие исследователи, в частности О. К. Ирис-ханова, «уменьшается и способность ... к созданию нового как бы переходит к возникающему интертексту <.. .> Создание новых значений в (интер)тексте не является плодом исключительно индивидуального творчества автора» [2, с. 19].

Поскольку при помощи интерактивных медийных средств бло-геры в современном мире влияют, иногда достаточно существенно, на авторов произведений массовой культуры, т. е. вовлекаются в процесс сотворчества, тем самым порождая тексты и трактовки как часть интертекстов, то это приводит, в частности, к тому, что студии,

продюсеры, режиссеры, сценаристы и т. п., имеющие отношение к созданию произведений поп-культуры (фильмов, сериалов), очень чутко реагируют на результаты, в частности таких премий, как «Выбор народа» (англ. People's Choice Awards)1.

Помимо подобных премий, в Интернете на различных площадках проводятся голосования, например, за любимого героя или любимую пару, но на самом деле победы в подобных голосованиях или получение премий было бы проблематичным, если бы зрители, участвующие в этих голосованиях не разделяли определенных убеждений, которые они стремились бы выразить и таким образом донести до авторов сериалов и т. п. А эти убеждения по большей части формируются тоже в недрах Интернета, в частности в блогах, авторы которых в своих постах «перерабатывают» огромные пласты информации, формулируют свое отношение к героям и событиям, обосновывают теории, отстаивают свои точки зрения, занимаются творчеством, что представляет собой трактовку изначального произведения и часть интертекста.

Порожденные таким образом трактовки повторяются много раз в интернете, корректируются, кристаллизуются и, в конечном итоге, доходят до авторов сериала, книги и т. п. Авторы в подобных случаях часто не могут позволить себе игнорировать коллективное мнение блогеров и либо дают комментарии по поводу таких трактовок или, что тоже случается, используют эти идеи в своих произведениях, иногда даже открыто объявляя, что это «дань уважения» преданным зрителям.

Иными словами, современное массовое искусство интерактивно по своей сути, т. е. создатели телевизионных сериалов, фильмов, авторы книг и т. п. активно используют интернет-пространство для общения со своими зрителями (читателями), поощряя последних предоставлять обратную реакцию на свои произведения, так называемый фидбэк. И во многих случаях создатели произведений создают у зрителей (читателей) иллюзию или даже уверенность, что эта реакция способна повлиять на развитие сюжета и на происходящие в рамках

1 «Это популярная американская премия, которая присуждается деятелям поп-культуры по итогам зрительского голосования. Вручается ежегодно, начиная с 1975 г. До 2005 г. победителя в каждой из номинаций определяли с помощью социологического опроса, а затем было организовано голосование в Интернете» [5].

художественной действительности произведения события, что мотивирует зрителей (читателей) активно высказывать свое мнение в блогах и т. п., дискутировать и доказывать свою точку зрения в отношении тех или иных аспектов произведения, так или иначе опять же интерпретировать исходный текст.

Таким образом, вследствие подобной интерактивности, поощрения блогеров авторами произведений поп-культуры в целях получения обратной связи, возникает ситуация, когда, во-первых, очень сложно отделить исходный текст (т. е. текст самого поп-произведения) от его интерпретаций, а, во-вторых, очень непросто определить, где заканчивается сам исходный текст. Например, следует ли относить к исходному тексту запись автора текста в «Твиттере» или информацию, не вошедшую в само произведение, но выложенную в публичный доступ на сайте автора или произведения.

В этом случае мы можем говорить о том, что сам автор продолжает интерпретировать собственные тексты после, а иногда и до их создания, как в интервью, так и на прочих общественных площадках, в том числе в Интернете. Исследователям, видимо, еще предстоит ответить на вопрос, куда относить подобную авторскую интерпретацию, учитывая, что под влиянием все возрастающей интерактивности к авторской интерпретации присоединяются интерпретации зрителей / читателей, особенно когда речь идет о незаконченных еще произведениях (сериалах, сериях книг и т. п.).

Здесь уместно вспомнить об оппозиции «открытые - закрытые» тексты. В семиотическом понимании «открытый текст» - это текст, который позволяет многократную интерпретацию читателями или зрителями. А «закрытый» текст, напротив, подводит читателя к одной намеченной, обычно авторской, интерпретации. Следует отметить, что в рамках интернет-дискурса, в том числе англоязычного дискурса блогосферы, на сегодняшний день, вероятно, практически не осталось закрытых текстов - блогеры интерпретируют всё и увязывают все явления между собой совершенно неожиданными связями, порождая цепочку семиотических текстов, интертекст.

Проблематика «открытых - закрытых» текстов поднималась учеными и раньше, и в своем исследовании мы опираемся, в частности, на работы Умберто Эко, который часто обращался к вопросам открытых и закрытых текстов, при этом понимая первые - как «синтактико-

семантико-прагматические устройства» [3, с.11-12], куда изначально заложена широчайшая возможность их интерпретации, в отличие от закрытых текстов, которые, по мнению Эко, стремятся навязать читателю / зрителю «свой строй мыслей» [3, с. 447].

К проблеме открытых, закрытых текстов и роли автора и читателей / зрителей также обращался, например, Ролан Барт, который в своем эссе «Смерть Автора» писал, что тексты, над которыми довлеет автор, являются «застопоренными», каковыми они не должны быть, поскольку тексты, по его мнению, это «многомерные пространства», «сотканные из цитат» и фокусируются они в «точке ... которой является читатель» [1].

Также, например, обращает на себя внимание сравнение Юлии Кристевой, в котором она «говорит о традиционном "закрытом" тексте как о "сценическом кубе" - как об итальянской сцене» [цит. по: 3, с. 76]. На этом фоне неудивительно, что сегодня мы наблюдаем всё больше и больше примеров так называемого «обрушения четвертой стены», когда авторы признают существование зрителей, вступают с ними в диалог, а зрители оказывают непосредственное влияние на произведение массовой культуры. Весь этот процесс в подобном объеме стал возможен благодаря Интернету и реализуется, в том числе, через блоги.

Однако следует отметить, что ранее проблематика интерпретации текстов и оппозиция «открытые - закрытые» тексты не связывались напрямую с развитием интернет-дискурса, и выходом на новый уровень как интерактивности, так и интертекстуальности.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сказать, что пост в блоге будучи, возможно, вторичным текстом (реакцией) по отношению к тем текстам (в семиотическом понимании), которые вызвали его написание, как правило, является исходным текстом (претекстом) для комментариев к нему. Не следует забывать, что комментарий к посту в блоге (являясь блоговой записью, и, следовательно, подчиняясь тем же законам и обладая теми же характеристиками, что и первичный пост) порождается именно в ответ на первичную блоговую запись и с этой точки зрения не является полностью самостоятельным, а представляется неким «вторичным постом». Таким образом, можно представить себе следующую цепочку семиотических текстов: (1) внешнее событие / явление (совокупность

внешних событий / явлений) поп-культуры, породившее пост как реакцию и событие коммуникации; (2) пост в блоге; (3) комментарии к посту, т. е. «вторичные посты», содержащие реакцию на (1) и (2). Более того, эта цепочка, во многих случаях закольцовывается, т. е. внешнее событие порождает пост, а тот, в свою очередь, не только порождает комментарии, но и оказывает влияние на внешнее событие поп-культуры, т. е. на исходный текст, интерпретируя и трактуя его. И вся эта сложная конструкция представляет собой некий интертекст, создаваемый при активном участии читателей и зрителей, т. е. бло-геров, оперирующих при всем при этом своим собственным особым подъязыком, набором единиц - графических значков, слов, фраз, выражений и даже концептуальных метафор, т. е. своим семиотическим кодом, при помощи которого происходит общение, создается концептуальная картина мира. Схема описанной конструкции, в которой блоги представляются звеном в сложной семиотической цепи текстов и частью интертекста, представлена на рисунке 1.

Рис. 1

Таким образом, блоги, являясь частью интертекста и звеном в семиотической цепи текстов, написанных особым семиотическим кодом, а также будучи частью интернет-дискурса, порождаемого блоггера-ми, т. е. активными участниками пространства, посвященного современной поп-культуре (сериалам, фильмам, книгам, светской хронике и т. п.), выражающими свое мнение о ней, а также о значимых

событиях и актуальных проблемах общественной жизни, так или иначе связанных с культурной средой, на данном этапе развития лингвистической мысли представляют интерес для исследователей, в частности по той причине, что интернет-дискурс и его элементы ввиду своей особенной природы постоянно развиваются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 384-391 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.artcritic.guru/roland-Ьаг&еБ/

2. Ирисханова О. К. О лингвокреативной деятельности человека: отглагольные имена. - М. : Изд-во ВТИИ, 2004. - 352 с.

3. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. - СПб. : Симпозиум, 2007. - 502 с.

4. Шестак Л. А. Интертекстуальность и когнитивная теория текста // Интертекстуальность и фигуры интертекста в дискурсах разных типов : кол. монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, В. П. Москвин. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2014. - С. 125-147.

5. Сайт Википедии : свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.